Экспериментальная психология
2020. Том 13. № 2. С. 139–152
doi:10.17759/exppsy.2020130210
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Половые различия в состоянии волевой регуляции у представителей маскулинных и фемининных национальных культур РФ и СНГ
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: воля, волевая регуляция, самоконтроль, саморегуляция, волевые качества, кросс-культурный подход, этнос, пол, гендер , маскулинность, фемининность
Рубрика издания: Кросс-культурная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130210
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта №18-013-01108.
Для цитаты: Шляпников В.Н. Половые различия в состоянии волевой регуляции у представителей маскулинных и фемининных национальных культур РФ и СНГ // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 2. С. 139–152. DOI: 10.17759/exppsy.2020130210
Полный текст
Введение
За последние десятилетия наблюдается рост количества публикаций, посвященных проблеме воли, в том числе изучению психофизиологических механизмов волевой регуляции [13; 14; 19]. Вместе с этим исследования демонстрируют наличие значимых различий показателей состояния волевой регуляции у представителей различных этнических групп. Хотя Ю. Куль еще в 2008 г. с позиции теории PSI (Personal System Interaction Theory) высказывал предположение, что особенности воспитания в восточных (коллективистских) культурах способствуют формированию более эффективного типа волевой регуляции (саморегуляции), а в западных (индивидуалистических) культурах — менее эффективного (самоконтроля), первые эмпирические исследования в этой области не подтвердили это предположение и показали отсутствие значимых различий по показателям «Шкалы контроля за действием» Ю. Куля у жителей Германии, Новой Зеландии и Бангладеш [15; 18]. Однако последние исследования подтверждают предположение Ю. Куля: среди народов РФ, представителей более коллективистских культур преобладает эффективный тип волевой регуляции (тувинцы, кабардинцы, татары, башкиры, корейцы), а среди народов, представителей более индивидуалистических культур, — неэффективный тип волевой регуляции (русские, коми, марийцы) [3]. Наряду с этим было показано, что народы РФ значимо различаются по показателям самоконтроля, а также самооценки волевых качеств личности: наибольшие значения наблюдаются у представителей тувинцев и кабардинцев, а наименьшие — у русских, корейцев, коми и марийцев [12]. Также исследования свидетельствуют, что показатели состояния волевой регуляции положительно коррелируют с позитивной этнической идентичностью, но только у представителей тех народов, у которых этническая принадлежность занимает важное место в идентификационной матрице (коми, кабардинцы) [10].
Тем не менее, природа кросс-культурных различий показателей волевой регуляции остается до конца не раскрытой. Ю. Куль высказывает предположение о том, что влияние культуры на развитие личности опосредовано особенностями воспитания подрастающего поколения. В своих рассуждениях он сводит культурные различия в воспитании к оппозиции «независимость—взаимозависимость» [18]. Однако это не единственный подход к описанию культурных измерений в современных науках, в частности, Г. Хофстеде рассматривает как одну из шести базовых характеристик культуры маскулинность [17]. Согласно Г. Хофстеде, в маскулинных культурах сильно выражена дифференциация гендерных ролей, мужчины занимают ведущее положение по отношению к женщине, высоко ценятся качества, связанные с достижением индивидуального успеха, а мальчиков и девочек воспитывают по-разному; в фемининных культурах дифференциация гендерных ролей слабо выражена, общество характеризуется относительным гендерным равенством, высоко ценятся качества, связанные с заботой об общем благе, а мальчиков и девочек воспитывают примерно одинаково [17]. В связи с этим мы предположили, что различия показателей состояния волевой регуляции у представителей разных культур могут быть обусловлены этнокультурными особенностями социализации подрастающего поколения, в том числе особенностями гендерной социализации и связанной с нею спецификой дифференциации гендерных ролей.
Данные исследований свидетельствуют о наличии различий в показателях состояния волевой регуляции у мужчин и женщин. Обобщая результаты целого ряда исследований развития волевых качеств в онтогенезе, Е.П. Ильин отмечает, что в целом девочки опережают мальчиков по уровню развития таких волевых качеств, как терпеливый, решительный, смелый, выносливый, на протяжении всего периода обучения в школе [5]. Сходные данные были получены в исследованиях Т.И. Шульги и А.В. Быкова [1]. Наряду с этим было показано, что взрослые мужчины значимо превосходят женщин по склонности к эмоциональному и социальному самоконтролю; у мужчин наиболее выраженными являются такие волевые качества, как смелость, упорство, энергичность, решительность, организованность, а у женщин — самостоятельность, дисциплинированность, обязательность. Также у женщин были обнаружены значимые положительные корреляции между уровнем маскулинности и такими «мужскими» волевыми качествами, как: энергичность, смелость, целеустремленность, упорство, что может свидетельствовать о вкладе особенностей культуры в формирование гендерных различий в показателях волевой регуляции [11].
Исходя из этого, можно выдвинуть гипотезу о том, что в более маскулинных культурах будут наблюдаться значимые половые различия в показателях состояния волевой регуляции (волевого самоконтроля, самооценки волевых качеств, а также типа волевой регуляции, по Ю. Кулю), а в более фемининных — они будут практически отсутствовать.
В связи с этим, цель данной работы состояла в проведении сравненительного анализа показателей состояния волевой регуляции у мужчин и женщин — представителей маскулинных и фемининных этнических групп.
Методы
Описание выборки. С целью проверки выдвинутой нами гипотезы было обследовано 14 этнокультурных групп, проживающих на территории РФ и бывшего СССР.
Поскольку большинство исследуемых нами культур, за исключением русской, украинской, корейской, еврейской, не были исследованы Г. Хофстеде и его коллегами, мы были вынуждены опираться на данные других исследователей, которые зачастую носят качественный характер [17]. В связи с этим к группе фемининных культур были отнесены восточнославянские народы (русские, украинцы, белорусы), имеющие низкие значения по показателям маскулинности, согласно данным Г. Хофстеде, а также близкие к ним по образу жизни и национальной культуре фино-угорские народы (коми, марийцы) [6; 17]. Также к этой группе были отнесены народы, исповедующие буддизм (тувинцы и корейцы), и евреи, также имеющие низкие значения по показателям маскулинности [7; 17]. К группе маскулинных культур были отнесены народы Кавказа (кабардинцы, осетины, армяне), которые оцениваются большинством отечественных исследователей как маскулинные, а также народы, исповедующие ислам (татары, башкиры, таджики), которые, согласно данным Г. Хофстеде, имеют более высокие значения по показателям маскулинности [6; 8; 17]. Мы хорошо осознаем все ограничения предложенной нами экстраполяции данных, которая носит относительный, качественный характер. Тем не менее, обращение к ней носит вынужденный характер ввиду отсутствия более точных данных.
Основным критерием отбора респондентов являлось наличие выраженной положительной этнической идентичности, которая определялась в предварительной беседе, и свободное владение русским языком. Все группы, за исключением белорусов и таджиков, были уравнены по полу и возрасту и состояли из студентов, проживающих в крупных городах в местах исконного поселения этноса (за исключением армян, евреев и корейцев).
Русские — студенты московских вузов — 50 девушек и 50 юношей в возрасте от 20 до 24 лет (средний возраст 22,05), все холостые или незамужние.
Украинцы — студенты вузов г. Полтавы — 51 девушек и 52 юношей в возрасте от 17 до 21 года (средний возраст 20,1), все холостые или незамужние.
Белорусы — слушатели курсов повышения квалификации для работников образования г. Минска — 51 женщина и 49 мужчин в возрасте от 18 до 60 лет (средний возраст 32,5), 90% имеют высшее образование, 95% состоят в браке.
Коми-зыряне — студенты вузов и молодые специалисты г. Сыктывкар — 50 девушек и 50 юношей в возрасте от 20 до 24 лет (средний возраст 21,5), все холостые или незамужние.
Марийцы — студенты вузов г. Йошкар-Олы — 56 девушек и 44 юношей в возрасте от 18 до 28 лет (средний возраст 23,5), все холостые или незамужние.
Корейцы — студенты вузов г. Хабаровска — 50 девушек и 50 юношей в возрасте от 20 до 23 лет (средний возраст 25 лет), все холостые или незамужние.
Тувинцы — молодые специалисты г. Кызыл — 50 женщин и 50 мужчин в возрасте от 25 до 30 лет (средний возраст 26,5 лет), 95% состоят в браке.
Евреи — студенты московских вузов — 52 девушки и 47 юношей в возрасте от 18 до 25 лет (средний возраст 21,9), все холостые или незамужние.
Татары — студенты вузов г. Уфы — 56 девушек и 45 юношей в возрасте от 18 до 25 лет (средний возраст 22,2), все холостые или незамужние.
Башкиры — студенты вузов г. Уфы — 57 девушек и 43 юношей в возрасте от 18 до 26 лет (средний возраст 22,4), все холостые или незамужние.
Таджики — легальные трудовые мигранты из Таджикистана, временно проживающие на территории г. Москвы, — 19 женщина и 77 мужчин в возрасте от 18 до 40 лет (средний возраст 29,5), 90% имеют среднее образование, 95% состоят в браке.
Армяне — студенты московских вузов — 76 девушек и 76 юношей в возрасте от 18 до 25 лет (средний возраст 22,1), все холостые или незамужние.
Осетины — студенты вузов г. Владикавказа — 48 девушек и 54 юноши в возрасте от 17 до 23 лет (средний возраст 21,1), все холостые или незамужние.
Кабардинцы — студенты вузов г. Нальчика — 50 девушек и 50 юношей в возрасте от 18 до 22 лет (средний возраст 19,5 года), все холостые или незамужние.
Всего в исследовании приняли участие 1453 человека.
Методы исследования. Для диагностики индивидуальных особенностей волевой регуляции респондентов нами использовались следующие методики:
субшкала «Контроль за действием при планировании» из опросника «Шкала контроля за действием» Ю. Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С.А. Шапкина (1997)1 [9];
«Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» (Г.С. Никифоров, В.К. Васильева и С.В. Фирсова) [5];
формализованная модификация методики «Самооценка волевых качеств» (СО) Дембо—Рубинштейн в адаптации В.А. Иванникова, Е.В. Эйдмана (1990) [4].
Также использовался опросник, который содержал вопросы, касающиеся ряда демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование, семейное положение).
Процедура. Опросные листы раздавались и заполнялись респондентам в индивидуальном порядке в присутствии исследователя. Участие в исследовании носило добровольный и безвозмездный характер. Основным критерием отбора для участия в исследовании было наличие у респондентов выраженной позитивной этнической идентичности, что выявлялось в ходе предварительной беседы.
В табл. 1 приведены среднегрупповые значения показателей состояния волевой регуляции в различных этнических группах у мужчин и женщин.
Для проверки наличия различий между группами использовался непараметрической тест Манна—Уитни. Результаты этого анализа приведены в табл. 2. Для статистической обработки данных использовался статистический пакет IBM SPSS Statistics v.23.
Таблица 1
Среднегрупповые значения показателей состояния волевой регуляции в различных этнических группах у мужчин и женщин
Национальность |
Пол |
ШКД |
ЭСК |
ПСК |
ССК |
||||
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
||
Русские |
Женский |
5,42 |
2,71 |
13,64 |
3,20 |
16,17 |
3,73 |
15,94 |
3,42 |
Мужской |
5,94 |
3,51 |
14,88 |
2,09 |
16,81 |
3,60 |
15,50 |
2,34 |
|
Коми |
Женский |
5,29 |
2,62 |
13,12 |
2,93 |
17,08 |
3,85 |
17,65 |
3,37 |
Мужской |
6,24 |
3,08 |
13,63 |
3,71 |
16,70 |
3,82 |
16,09 |
4,13 |
|
Марийцы |
Женский |
5,86 |
2,81 |
13,57 |
2,75 |
17,64 |
3,60 |
18,11 |
3,15 |
Мужской |
5,87 |
2,84 |
14,35 |
2,82 |
16,83 |
3,45 |
16,57 |
3,27 |
|
Корейцы |
Женский |
6,12 |
1,71 |
11,44 |
2,63 |
13,76 |
3,13 |
13,92 |
3,14 |
Мужской |
5,78 |
1,57 |
11,20 |
2,42 |
12,66 |
2,94 |
13,88 |
2,71 |
Тувинцы |
Женский |
6,10 |
2,71 |
13,59 |
2,92 |
18,67 |
3,54 |
18,27 |
3,21 |
Мужской |
5,91 |
3,52 |
13,01 |
3,33 |
17,15 |
4,04 |
16,68 |
2,85 |
|
Евреи |
Женский |
5,94 |
2,96 |
12,50 |
3,52 |
15,46 |
3,69 |
16,13 |
3,71 |
Мужской |
6,83 |
3,11 |
12,83 |
2,88 |
14,85 |
3,60 |
15,51 |
3,71 |
|
Украинцы |
Женский |
5,37 |
3,07 |
12,78 |
3,27 |
16,53 |
4,03 |
17,14 |
4,01 |
Мужской |
6,73 |
2,74 |
13,30 |
3,15 |
16,96 |
3,60 |
17,51 |
3,41 |
|
Белорусы |
Женский |
5,82 |
2,94 |
14,49 |
2,72 |
19,63 |
2,62 |
20,63 |
2,78 |
Мужской |
5,90 |
3,02 |
14,02 |
3,71 |
18,31 |
4,43 |
17,53 |
5,06 |
|
Армяне |
Женский |
5,33 |
2,31 |
12,59 |
3,23 |
16,29 |
4,03 |
17,24 |
3,61 |
Мужской |
5,61 |
2,38 |
12,41 |
3,11 |
14,96 |
3,75 |
15,83 |
3,24 |
|
Осетины |
Женский |
5,40 |
2,80 |
13,40 |
2,69 |
18,02 |
2,96 |
16,77 |
3,49 |
Мужской |
6,07 |
2,68 |
11,75 |
3,18 |
16,38 |
3,44 |
17,02 |
3,25 |
|
Кабардинцы |
Женский |
5,04 |
2,92 |
13,31 |
4,11 |
17,60 |
3,94 |
18,60 |
3,83 |
Мужской |
6,54 |
2,83 |
13,65 |
2,81 |
17,03 |
3,34 |
16,19 |
5,29 |
|
Татары |
Женский |
5,63 |
2,75 |
12,50 |
3,24 |
16,04 |
3,84 |
15,88 |
3,21 |
Мужской |
7,07 |
3,03 |
13,09 |
3,61 |
16,60 |
4,52 |
16,33 |
4,06 |
|
Башкиры |
Женский |
5,30 |
2,58 |
10,75 |
2,65 |
14,68 |
3,72 |
14,28 |
3,75 |
Мужской |
6,86 |
2,92 |
12,44 |
3,33 |
16,21 |
4,03 |
14,86 |
3,51 |
|
Таджики |
Женский |
6,14 |
3,23 |
13,39 |
3,82 |
15,36 |
4,79 |
15,75 |
4,73 |
Мужской |
7,62 |
2,91 |
14,03 |
3,05 |
18,92 |
3,97 |
18,01 |
3,79 |
Примечание: ШКД — «Шкала контроля за действием» Ю. Куля; ЭСК — эмоциональный самоконтроль; ПВК — поведенческий самоконтроль; ССК — социальный самоконтроль; М — среднее; SD — стандартное отклонение.
Таблица 2
Результаты сравнения мужчин и женщин по показателям состояния волевой регуляции в различных этнических группах (тест Манна—Уитни)
Национальность |
ШКД |
ЭСК |
ПСК |
ССК |
Русские |
776,50 |
574,00 |
689,50 |
696,50 |
Коми |
1416,50 |
1356,50 |
1361,00 |
1229,50 |
Марийцы |
2382,50 |
1734,50 |
1698,00 |
1439,50** |
Украинцы |
992,00* |
1150,00 |
1263,50 |
1238,50 |
Белорусы |
1213,50 |
1213,50 |
1080,00 |
751,50* |
Тувинцы |
1066,00 |
746,00 |
734,50 |
613,00* |
Корейцы |
1147,50 |
1202,50 |
1025,50 |
1247,50 |
Евреи |
1002,00 |
1154,50 |
1072,00 |
1141,00 |
Армяне |
2742,00 |
2739,00 |
2339,00* |
2205,50** |
Татары |
885,00** |
1133,50 |
1204,50 |
1189,00 |
Башкиры |
796,50** |
879,00* |
966,00* |
1146,50 |
Осетины |
1113,50 |
804,50** |
888,00** |
1140,50 |
Кабардинцы |
829,00** |
936,50 |
940,50 |
643,50** |
Таджики |
762,50* |
972,00 |
630,50** |
795,00* |
Примечание: «*» — p<0,05; «**» — p<0,01.
Результаты
В целом, полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу: в группах представителей более маскулинных культур наблюдается больше значимых половых различий в состоянии волевой регуляции, а в группах представителей более фемининных культур они практически отсутствуют (см. табл. 1, табл. 2). Рассмотрим эти закономерности более подробно.
Шкала контроля за действием. По данной методике, значимые половые различия наблюдаются у представителей четырех из шести маскулинных культур (кабардинцы, татары, башкиры и таджики) и только одна из восьми фемининных культур (украинцы). Во всех этих группах мужчины демонстрируют значимо более высокие показатели по сравнению с женщинами, что хорошо согласуется с данными С.А. Шапкина, полученными на смешанной выборке [9]. Вероятно, более выраженная ориентация на действие у мужнин в маскулинных культурах связанна с традиционной гендерной ролью добытчика и защитника, предполагающей активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т. д. [17].
Таким образом, у представителей большинства исследованных нами маскулинных культур наблюдаются значимые половые различия по показателям состояния волевой регуляции, а у представителей фемининных культур, за исключением украинской, эти различия не являются значимыми.
Выраженность самоконтроля. Результаты сравнения мужчин и женщин по субшкалами методики существенно различаются между собой.
Результаты сравнения мужчин и женщин по выраженности эмоционального самоконтроля лишь отчасти подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Здесь значимые половые различия наблюдаются только у представителей двух маскулинных культур, в связи с чем можно предположить, что данный показатель относительно слабо связан с маскулинностью культуры и в большей степени определяется другими факторами. В пользу этого может свидетельствовать тот факт, что в группе башкир мужчины демонстрируют более высокие по сравнению с женщинами показатели самоконтроля, а в группе осетин, напротив, женщины демонстрируют более высокие показатели самоконтроля по сравнению с мужчинами.
По выраженности поведенческого самоконтроля значимые половые различия наблюдаются у представителей четырех из шести маскулинных культур, что может свидетельствовать о более тесной связи данного показателя с маскулинностью культуры. Вместе с этим половые различия по данному показателю сходны с различиями по эмоциональному самоконтролю: в группах башкир и таджиков мужчины демонстрируют более высокие показатели поведенческого самоконтроля по сравнению с женщинами, а в группах осетин и армян, напротив, женщины демонстрируют более высокие показатели по сравнению с мужчинами. Обнаруженная закономерность может говорить о том, что, с одной стороны, маскулинные культуры предъявляют различные требования к самоконтролю у мужчин и у женщин: одни культуры (народы Кавказа) предъявляют более высокие требования к женщинам, а другие к мужчинам (башкиры и таджики).
Результаты сравнения мужчин и женщин по выраженности социального самоконтроля выбиваются из общей закономерности. Значимые половые различия наблюдаются как у представителей маскулинных (кабардинцы, армяне, таджики), так и только фемининных культур (тувинцы, марийцы, белорусы). В группах тувинцев, кабардинцев, марийцев, белорусов и армян женщины демонстрируют значимо более высокие по сравнению с мужчинами показатели социального самоконтроля, а в группе таджиков, напротив, мужчины демонстрируют значимо более высокие показатели социального самоконтроля по сравнению с женщинами. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в целом женщины по сравнению с мужчинами более склонны к самоконтролю в сфере социальных взаимоотношений, независимо от того, является ли данная культура более маскулинной или фемининной. Вероятно, данный феномен определяется другими факторами. Исключение составляют лишь таджики, как этнос, находящийся в особых условиях трудовой миграции, предъявляющей специфические требования к самоконтролю в целом [8].
Таким образом, значимые половые различия по выраженности самоконтроля по различным субшкалам наблюдаются у представителей всех маскулинных культур, за исключением татар. Среди представителей фемининных культур значимые различия встречаются у представителей только трех групп (тувинцы, марийцы, белорусы) и только по выраженности социального самоконтроля. У большинства народов, за исключением башкир и таджиков, женщины превосходят мужчин по показателям выраженности самоконтроля. Можно предположить, что обнаруженная закономерность связана с повышенными требованиями и ограничениями, которые маскулинные культуры предъявляют к женщине (особенно в сфере социальных взаимодействий) [17]. Резюмируя, отметим, что полученные результаты, за рядом исключений, подтверждают выдвинутую нами гипотезу: в маскулинных культурах половые различия показателей волевого самоконтроля выражены сильнее, чем в фемининных.
Самооценка волевых качеств. Результаты сравнения данных показателей не столь однозначны.
В группах русских и тувинцев значимые половые различия отсутствуют.
В группе коми мужчины превосходят женщин по самооценкам качеств смелый (женщины: М=3,52, SD=0,89; мужчины: М=3,94, SD=0,62; U=1106,00, p<0,01) и уверенный (женщины: М=3,43, SD=0,96; мужчины: М=3,75, SD=1,02; U= 1187,00, p<0,01).
В группе марийцев женщины превосходят мужчин по самооценкам качеств ответственный (женщины: М=4,28, SD=0,62; мужчины: М=3,96, SD=0,89; U=1816,00, p<0,01), обязательный (женщины: М=4,06, SD=0,85; мужчины: М=3,55, SD=0,97; U=1603,00, p<0,01), настойчивый (женщины: М=3,78, SD=0,93; мужчины: М=3,40, SD=1,01; U=1854,5,00, p<0,01), а мужчины превосходят женщин по самооценкам качества смелый (женщины: М=3,55, SD=0,94; мужчины: М=3,88, SD=0,82; U=1841,5,00, p<0,01).
В группе корейцев женщины превосходят мужчин по самооценкам качеств целеустремленный (женщины: М=3,06, SD=1,45; мужчины: М=2,20, SD=1,26; U=826,00, p<0,01), обязательный (женщины: М=3,18, SD=1,44; мужчины: М=2,46, SD=1,37; U=903,00, p<0,01), внимательный (женщины: М=3,50, SD=1,30; мужчины: М=2,78, SD=1,40;U=890,00, p<0,01), а мужчины превосходят женщин по самооценкам качества смелый (женщины: М=2,92, SD=1,47; мужчины: М=3,50, SD=1,45; U=976,00, p<0,01).
В группе евреев женщины превосходят мужчин по самооценкам качеств терпеливый (женщины: М=3,83, SD=0,58; мужчины: М=3,34, SD=0,67; U=685,00, p<0,01) и спокойный (женщины: М=3,69, SD=0,54; мужчины: М=3,32, SD=0,52; U=814,00, p<0,01), а мужчины превосходят женщин по самооценкам качества смелый (женщины: М=3,37, SD=0,49; мужчины: М=3,62, SD=0,53; U= 905,00, p<0,01).
В группе украинцев мужчины превосходят женщин по самооценкам качеств смелый (женщины: М=3,40, SD=1,18; мужчины: М=4,04, SD=0,74; U=883,00, p<0,01) и спокойный (женщины: М=3,67, SD=1,23; мужчины: М=4,21, SD=0,89; U=943,00, p<0,01).
В группе белорусов женщины превосходят мужчин по самооценкам качеств дисциплинированный (женщины: М=4,35, SD=0,66; мужчины: М=3,96, SD=1,06; U=1006,00, p<0,01) и обязательный (женщины: М=4,33, SD=0,71; мужчины: М=3,94, SD=1,03; U=990,00, p<0,01), а мужчины превосходят женщин по самооценкам качеств смелый (женщины: М=3,27, SD=0,83; мужчины: М=3,73, SD=0,93; U=869,00, p<0,01) и уверенный (женщины: М=3,39, SD=1,02; мужчины: М=3,76, SD=0,99; U=984,00, p<0,01).
В группе армян женщины превосходят мужчин по самооценкам качеств ответственный (женщины: М=4,37, SD=0,94; мужчины: М=4,09, SD=1,01; U=2348,00, p<0,01), обязательный (женщины: М=4,12, SD=0,97; мужчины: М=3,70, SD=1,03; U=2203,00, p<0,01), организованный (женщины: М=4,01, SD=1,05; мужчины: М=3,57, SD=1,07;U=2161,00, p<0,01) и внимательный (женщины: М=3,97, SD=0,99;мужчины: М=3,57, SD=1,09; U=2262,00, p<0,01), а мужчины превосходят женщин по самооценкам качества энергичный (женщины: М=3,71, SD=1,02; мужчины: М=4,04, SD=1,17; U=2258,00, p<0,01).
В группе осетин мужчины превосходят женщин по самооценкам качества спокойный (женщины: М=3,53, SD=1,16; мужчины: М=3,92, SD=1,30; U=855,00, p<0,01).
В группе кабардинцев женщины превосходят мужчин по самооценкам качеств дисциплинированный (женщины: М=4,27, SD=0,81; мужчины: М=3,97, SD=0,82; U= 927,00, p<0,01) и терпеливый (женщины: М=3,81, SD=1,27; мужчины: М=3,29, SD=1,38; U= 900,00, p<0,01), а мужчины превосходят женщин по самооценкам качеств принципиальный (женщины: М=3,68, SD=1,14; мужчины: М=4,29, SD=0,94;U=774,00, p<0,01), решительный (женщины: М=3,45, SD=0,99; мужчины: М=4,06, SD=0,98;U=752,00, p<0,01), волевой (женщины: М=3,58, SD=1,03; мужчины: М=4,20, SD=0,96; U=782,00, p<0,01), инициативный (женщины: М=3,46, SD=1,12; мужчины: М=3,91, SD=0,87; U=854,00, p<0,01), упорный (женщины: М=3,61, SD=0,94; мужчины: М=4,26, SD=0,79; U= 690,00, p<0,01), смелый (женщины: М=3,72, SD=1,10; мужчины: М=4,47, SD=0,56; U=675,00, p<0,01), деловитый (женщины: М=3,39, SD=1,07; мужчины: М=3,88, SD=1,12; U=833,00, p<0,01) и уверенный (женщины: М=3,67, SD=1,22; мужчины: М=4,36, SD=0,96; U=728,00, p<0,01).
В группе татар женщины превосходят мужчин по самооценкам качества принципиальный (женщины: М=4,18, SD=0,79; мужчины: М=3,82, SD=0,91; U=979,00, p<0,01), а мужчины превосходят женщин по самооценкам качеств самостоятельный (женщины: М=4,18, SD=0,79; мужчины: М=3,82, SD=0,91; U=948,00, p<0,01) и внимательный (женщины: М=3,61, SD=1,07; мужчины: М=4,18, SD=0,94; U=874,00, p<0,01).
В группе башкир мужчины превосходят женщин по самооценкам качеств дисциплинированный (женщины: М=3,86, SD=0,88; мужчины: М=4,21, SD=0,80; U=953,00, p<0,01), выдержанный (женщины: М=3,44, SD=1,05; мужчины: М=3,79, SD=1,25; U= 967,00, p<0,01), деловитый (женщины: М=3,39, SD=1,21; мужчины: М=3,77, SD=1,41; U= 957,00, p<0,01).
В группе таджиков мужчины превосходят женщин по самооценкам качеств ответственный (женщины: М=3,82, SD=0,77; мужчины: М=4,11, SD=0,70; U=837,00, p<0,01), дисциплинированный (женщины: М=3,71, SD=0,66; мужчины: М=4,14, SD=0,72; U=727,00, p<0,01), целеустремленный (женщины: М=3,68, SD=0,90;мужчины: М=4,16, SD=0,85; U=726,00, p<0,01), выдержанный (женщины: М=3,57, SD=0,96; мужчины: М=4,16, SD=0,82; U=693,00, p<0,01), энергичный, (женщины: М=3,71, SD=0,94; мужчины: М=4,14, SD=0,84;
U=778,00, p<0,01) упорный (женщины: М=3,68, SD= 0,86;мужчины: М=4,20, SD=0,73; U=704,00, p<0,01), смелый (женщины: М=3,79, SD=0,83; мужчины: М=4,17, SD=0,77; U=790,00, p<0,01), организованный (женщины: М=3,64, SD=0,62;мужчины: М=3,96, SD=0,76; U=799,00, p<0,01).
Анализ полученных результатов, позволяет выделить ряд закономерностей:
Во-первых, в маскулинных культурах наблюдается большее количество значимых половых различий в показателях самооценок волевых качеств (наибольшее число значимых различий наблюдается в группах кабардинцев и таджиков), чем в фемининных (у русских и тувинцев значимые различия отсутствуют), что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Исключение из этой закономерности составляют осетины, татары и башкиры.
Во-вторых, женщины превосходят мужчин по качествам, связанным с необходимостью организовывать свое поведение в соответствии с требованиями общества (ответственный, дисциплинированный, обязательный, терпеливый). Вероятно, эти качества отражают особенности традиционной гендерной роли женщины, занимающей более зависимое и подчиненное положение в маскулинном обществе [17]. Исключение из этой закономерности составляют таджики и башкиры.
В-третьих, мужчины превосходят женщин по качествам, с]^:^:^:ан]^:^им с инициацией и реализацией намерения в действии (смелый, решительный, инициативный, энергичный, самостоятельный, уверенный, упорный, волевой). Можно предположить, что эти качества отражают особенности традиционной гендерной роли мужчины, направленной на достижение успеха [17].
Ряд качеств оказались гендерно нейтральными: половые различия в показателях выраженности данных качеств либо не наблюдались, либо в разных группах имели разную направленность (целеустремленный, принципиальный, настойчивый, спокойный, деловитый, организованный, внимательный). Можно предположить, что данные качества имеют разную содержательную интерпретацию в разных культурах и, соответственно, являются либо маскулинными, либо фемининными.
Таким образом, полученные нами результаты в целом подтверждают выдвинутую нами гипотезу: в маскулинных культурах наблюдается больше значимых половых различий в самооценках волевых качеств, чем в фемининных. Причем мужчины превосходят женщин по качествам, связанным с традиционной мужской ролью, а женщины — мужчин по качествам, связанным с традиционной женской ролью. Исключение из этой закономерности составляют таджики — в этой группе мужчины значимо превосходят женщин по самооценкам большинства волевых качеств. Как уже отмечалось выше, вероятно, этот феномен обусловлен фактором миграции, предъявляющей специфические требования к волевой регуляции в целом [8].
Обсуждение результатов
В целом, полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу.
Во-первых, в более маскулинных культурах в среднем наблюдается больше значимых половых различий в показателях волевой регуляции, чем в более фемининных. В большинстве исследованных маскулинных культур мужчины и женщины характеризуются существенными различиями в показателях «Шкалы контроля за действием», выраженности эмоционального, поведенческого и социального самоконтроля, а также в показателях самооценки волевых качеств. В фемининных культурах, напротив, значимые половые различия в показателях состояния волевой регуляции практически отсутствуют.
Во-вторых, обнаруженные различия свидетельствуют о том, что ряд показателей состояния волевой регуляции выше у мужчин, а ряд показателей — у женщин. В общем, обнаруженные половые различия соответствуют особенностям традиционных гендерных моделей поведения: мужчины демонстрируют качества, связанные с реализацией намерения в действии (ориентация на действие, смелость, решительность, инициативность, энергичность, самостоятельность, уверенность, упорство, воля), а женщины — качества, связанные с организацией своей деятельности в соответствии с требованиями общества (ориентация на состояние, самоконтроль, ответственность, дисциплинированность, обязательность, терпение). Эти данные достаточно хорошо согласуются с работами Г. Хофстеде и его коллег, а также с результатами исследований половых различий волевой регуляции, выполненными на смешанных этнических выборках [5; 17].
Все вместе это позволяет высказать предположение о том, что обнаруженные половые различия обусловлены различиями в требованиях, предъявляемых к волевой регуляции мужчин и женщин в соответствии с традиционными гендерными ролями. Согласно представлениям Г. Хофстеде, эти различия более выражены в маскулинных культурах [17]. В свою очередь, это подтверждает представления о воле как о высшей психической функции, которая развивается в соответствии с требованиями общества и, в частности, национальной культуры. В связи с этим мы можем рассматривать маскулинность культуры и связанные с ней особенности гендерной социализации как один из факторов формирования волевой регуляции.
Безусловно, нами были обнаружены и исключения из общей закономерности, что может быть обусловлено спецификой сравниваемых групп. Выше уже обсуждался особый статус группы таджиков, который мог привести к росту показателей состояния волевой регуляции в целом и у мужчин в особенности. Представители белорусов и марийцев немного старше представителей других групп, что может быть причиной большего числа половых различий в показателях данных исследуемых групп. Также следует признать, что в силу особенности этнического состава населения РФ и бывшего СССР нам не удалось подобрать достаточно контрастные группы по показателю маскулинности. Тем не менее, можно было бы ожидать, что при сравнении более контрастных групп, например, народов, населяющих скандинавские страны, и народов, населяющих Германию или Японию, обнаруженные нами закономерности были бы выражены еще значительнее [17].
Заключение
Как связаны национальная культура и воля? Поскольку культура представляет собой сложный феномен, в данном исследовании мы сосредоточили свое внимание на одном из его измерений, а именно на маскулинности (Г. Хофстеде).
Результаты исследований свидетельствуют о наличии половых различий в состоянии волевой регуляции, однако их природа до сих пор остается не до конца раскрытой [5]. Результаты нашего исследования свидетельствуют в пользу того, что эти различия обусловлены, в том числе, особенностями культуры, в частности, особенностями дифференциации гендерных ролей, поскольку они были обнаружены преимущественно у представителей маскулинных культур, тогда как у представителей фемининных культур они практически отсутствовали.
Мы предполагаем, что полученные нами результаты свидетельствуют о вкладе особенностей национальной культуры в формирование волевой регуляции, которые предъявляют, с одной стороны, специфические требования ко всем представителям этноса в целом, а с другой стороны, различные требования к мужчинам и женщинам в соответствии со сложившейся в данной культуре системой разделения гендерных ролей.
Безусловно, влияние культуры на формирование волевой регуляции не может сводиться к одному единственному фактору. Изучение связи других аспектов национальной культуры и волевой регуляции составляет предмет дальнейших исследований.
________________________________________________________________________________
1 В исследовании использовалась только субшкала «Контроль за действием при планировании», так как, согласно данным психометрических исследований, именно она обладает наибольшей внутренней согласованностью и прогностической валидностью (Diefendorff, 2000).
Литература
- Быков А.В., Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. М.: Изд-во УРАО, 1999. 168 с.
- Иванников В.А., Барабанов Д.Д., Монроз А.В., Шляпников В.Н. Эйдман Е.В. Место понятия «воля» в современной психологии // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 15—23.
- Иванников В.А., Шляпников В.Н. Особенности волевой регуляции у представителей разных этнокультурных групп // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 1. С. 70—84. doi:10.17759/ exppsy.2019120106
- Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств, по данным самооценки // Психологический журнал. 1990. Том 11. № 3. C. 39—49.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 288 c.
- Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 320 с.
- Соколова Д.А. Социально-психологические характеристики общности этнических корейцев Приморского края // Социальные исследования. 2016. № 3. С. 24—37.
- Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 398 с.
- Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл, 1997. 140 c.
- Шляпников В.Н. Взаимосвязь показателей состояния волевой регуляции и этнической идентичности // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 83—90. doi:10.17759/ chp.2019150309
- Шляпников В.Н. Гендерные особенности волевой регуляции // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2011. №1. С. 26—38.
- Шляпников В.Н. Особенности волевой регуляции у кабардинцев, коми, тувинцев и русских // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 4. С. 107—115. doi:10.17759/exppsy.2018110409
- Baumann N., Kazén M., Quirin M., Koole S.L. Why People Do the Things They Do: Building on Julius Kuhl’s Contributions to the Psychology of Motivation and Volition. Hogrefe Publishing, 2018. 433 p.
- Baumeister R.F., Vohs K.D. Strength Model of Self-Regulation as Limited Resource: Assessment, Controversies, Update // Advances in Experimental Social Psychology. 2016. Vol. 54. P. 67—127.
- Chatterjee M.B., Baumann N., Osborne D., Mahmud S.H., Koole S.L. Cross-Cultural Analysis of Volition: Action Orientation Is Associated With Less Anxious Motive Enactment and Greater Well-Being in Germany, New Zealand, and Bangladesh. Front // Psychol. 2018. 9:1043. doi: 10.3389/fpsyg.2018.01043
- Diefendorff J.M., Hall R.J., Lord R.G., Strean M.L. Action-state orientation: Construct validity of a revised measure and its relationship to work-related variables // J. Appl. Psychol. 2000. Apr. Vol. 85(2). P. 250—263.
- Hofstede G. Culture’s Consequences: comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 2001. 616 p.
- Kuhl J., Keller H. Affect-Regulation, Self-development and Parenting: A Functional-Design Approach to Cross- Cultural Differences / Handbook of Motivation and Cognition Across Cultures. Academic Press, 2008. Vol. 1. P. 19—47. doi: 10.1016/B978-0-12-373694-9.X0001-3
- Mischel W., Ayduk O., Berman M.G., Casey B.J., Gotlib I.H., Jonides J., Kross E., Teslovich T., Wilson N.L., Zayas V., Shoda Y. Willpower over the life span: decomposing self-regulation // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2011. Vol. 6(2). P. 252—256.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1398
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 22
Скачиваний
Всего: 733
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2