Смирнова Я.К. кандидат психологических наук, доцент факультета психологии и педагогики, кафедра общей и прикладной психологии, Алтайский государственный университет (ФГБОУ ВО АлтГУ), Барнаул, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5453-0144 e-mail: yana.smirnova@mail.ru
В статье рассмотрен вопрос о специфике роли совместного внимания в нормативном возрастном развитии дошкольников: в случае дефицита совместного внимания дети испытывают трудности с приобретением широкого спектра навыков развития. Способность к прослеживанию направления взгляда является одним из навыков, обспечивающих возможность совместного внимания и дальнейшей интерпретации и понимания смысла социальной информации для накопления полноценного социального опыта в форме модели психического. Высказывается предположение о том, что дефицит развития навыка совместного внимания у детей обусловлен снижением уровня когнитивных функций. На выборке 493 детей дошкольного возраста (типично развивающихся и имеющих задержку психического развития и низкий уровень интеллекта) была апробирована методика, оценивающая способность ребенка по направлению взгляда идентифицировать и интерпретировать намерения и желания других людей. Полученные в ходе исследования данные не только вносят вклад в понимание особенностей когнитивного развития детей в случае нижней граници возрастного развития и задержки психического развития, но также описывают динамику когнитивного развития и взаимосвязи уровня развития интеллекта с показателями развитости навыков совместного внимания и факторами возраста.
Работа выполнена при поддержке гранта президента МК-3052.2018.6 «Становление механизмов произвольной регуляции ориентировочной части совместной деятельности на ранних этапах онтогенеза».
Фрагмент статьи
На современном этапе к нарушениям раннего социального
взаимодействия относят дефицит навыков совместного внимания. Данные
исследований внимания и его нарушений свидетельствуют о том, что дети с
атипичным развитием испытывают трудности в регуляции внимания другого человека
и отслеживании направления фокуса внимания партнера по общению.
Литература
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1.
Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского.
М.: Педагогика, 1982. 488 с.
Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре
социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину //
Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 4. С. 73—83.
Румянцева Е.Е. Модель психического (theory of mind)
и нейрокогнитивное функционирование при шизофрении // Клиническая и специальная
психология. 2015. Том 4. № 3. С. 77—85.
Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А.
Модель психического как основа становления понимания себя и другого в
онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.
Baldwin D.A. Understanding the link between joint
attention and language // Joint attention: Its origins and role in development
/ Eds. C. Moore, P.J. Dunham. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1995. P. 131—158.
Baron-Cohen S. Mind Blindness. Cambridge, MA: MIT
Press. 1995. 198 р.
Bora E., Pantelis C. Theory of mind impairments in
first-episode psychosis, individuals at ultra-high risk for psychosis and in
first-degree relatives of schizophrenia: systematic review and meta-analysis //
Schizophrenia Research. 2013. Vol. 144(1). P. 31—36.
doi:10.1016/j.schres.2012.12.013
Brent E., Rios P., Happe F., Charman T. Performance
of children with autism spectrum disorder on advanced «Theory of Mind» tasks //
Autism. 2004. Vol. 8. № 3. P. 283—299.
Charman T. Testing joint attention, imitation, and
play as infancy precursors to language and theory of mind // Cognitive
Development. 2001. Vol. 15. P. 481—498.
Dawson G., Levy A. Arousаl, attention, and
socioemotional impairments of individual with autism // Autism, nature,
diagnosis and treatment / Eds. G. Dawson. New York: The Guilford press. 1989.
P. 49—74.
Frith C.D., Corcoran R. Exploring ‘theory of mind’
in people with schizophrenia // Psych. Med. 1996. Vol. 26. P. 521—530
Gopnik A., Capps L., Meltzoff A. Early theories of
mind: what the theory can tell us about autism? // Understandingother minds.
Perspectives from developmental cognitive neuroscience / Eds. S. Baron‑Cohen,
H. Tagerlusberg, D.J. Cohen. Oxford: Oxford University press, 2000. P.
50—72.
Happe F. Parts and whole, meaningand minds: central
coherence and its relation to «Theory of Mind» // Understandingother minds.
Perspectives from developmental cognitive neuroscience / Eds. S. Baron‑Cohen.,
H. Tager‑Flusberg, D.J. Cohen. NY: Oxford University press, 2000. P.
201—221.
Harrington L., Siegert R.J., McClure J. Theory of
mind in schizophrenia: a critical review // Cognitive Neuropsychiatry. 2005.
Vol. 10(4). P. 249—286. doi: 10.1080/13546800444000056
Hecke Van A.V. Infant joint attention, temperament,
and social competence in preschool children // Child Development. 2007. Vol.
78. P. 53—69.
Hobson R.P. What puts the jointness in joint
attention? // Joint attention: Communication and other minds / Eds. J.
Roessler. Oxford: Oxford University Press. 2005. P. 185—204.
Kasari C. Affective sharing in the context of joint
attention interactions of normal, autistic, and mentally retarded children //
Journal of Autism and Developmental Disorders. 1990. Vol. 20. P. 87—100.
Leekam S., Perner J. Does the autistic child have a
metarepresentational deficit? // Cognition. 1991. Vol. 40. № 3. P.
203—218.
MacPherson A.C., Moore C. Attentional control by
gaze cues in infancy // Gaze-Following: Its Development and Significance / Eds.
R. Flomm, K. Lee, D. Muir. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2007. P.
53—76.
Mazza M., Costagliola C., Di Michele V. et al.
Deficit of social cognition in subjects with surgically treated frontal lobe
lesions and in subjects affected by schizophrenia // Eur. Arch. Psychiatr.
Clin. Neurosci. 2007. Vol. 257. № 1. P. 12—22.
Moore C., Dunham P., Hillsdale N.J. Joint
Attention: Its Origins and Role in Developmen. Lawrence Erlbaum Associates,
1995. 294 p.
Mumme D. Infants’ use of gaze cues to interpret
others’ actions and emotional reactions // Gaze- Following: Its Development and
Significance / Eds. R. Flomm, K. Lee, D. Muir. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum
Associates. 2007. P. 143—170.
Mundy P., Sullivan L., Mastergeorge A.M. A parallel
and distributed-processing model of joint attention, social cognition, and
autism // Autism Research. 2009. Vol. 2. P. 2—21.
Ozonoff S. Components of executive function in
autism and other disorders // Autism as an executive disorder / Eds. J.
Russell. Oxford: Oxford University Press. 1997. P. 179—211.
Perner J. Experimental awareness and children’s
episodic memory // Interactions among Aptitudes, Strategies and Knowledge in
Cognitive Performance / Eds. W. Schneider, F.E. Weinert. New York: Springer
Verlag. 1989.
Russell T., Sharma T. Social cognition at the
neural level: Investigations in autism, psychopathy and schizophrenia // The
Social Brain. Evolution and Pathology / Eds. C. Brune, M.Ribbert, H.
Schiefenhovel. UK, 2003. P. 253—276
Scaife M., Bruner J. The capacity for joint visual
attention in the infant. Nature. 1975. Vol. 253. P. 265— 266.
Tomasello M. Understanding and sharing of
intentions: the origins of cultural cognition // Behavioral and Brain Sciences.
2005. Vol. 28. P. 675—735.
Wellman H.M., Cross D., Watson J. A meta‑analysis
of «Theory of Mind» development: the truth about false belief // Child
Development. 2001. Vol. 72. P. 655—684.