Снижение распознавания ориентирующего значения взгляда как нарушение совместного внимания у дошкольников

217

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос о специфике роли совместного внимания в нормативном возрастном развитии дошкольников: в случае дефицита совместного внимания дети испытывают трудности с приобретением широкого спектра навыков развития. Способность к прослеживанию направления взгляда является одним из навыков, обспечивающих возможность совместного внимания и дальнейшей интерпретации и понимания смысла социальной информации для накопления полноценного социального опыта в форме модели психического. Высказывается предположение о том, что дефицит развития навыка совместного внимания у детей обусловлен снижением уровня когнитивных функций. На выборке 493 детей дошкольного возраста (типично развивающихся и имеющих задержку психического развития и низкий уровень интеллекта) была апробирована методика, оценивающая способность ребенка по направлению взгляда идентифицировать и интерпретировать намерения и желания других людей. Полученные в ходе исследования данные не только вносят вклад в понимание особенностей когнитивного развития детей в случае нижней граници возрастного развития и задержки психического развития, но также описывают динамику когнитивного развития и взаимосвязи уровня развития интеллекта с показателями развитости навыков совместного внимания и факторами возраста.

Общая информация

Ключевые слова: внимание, совместное внимание, социальное познание, модель психического, ориентировочная основа действий, возрастное развитие, дошкольный возраст, аутизм, задержка психического развития

Рубрика издания: Когнитивная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130205

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта президента МК-3052.2018.6 «Становление механизмов произвольной регуляции ориентировочной части совместной деятельности на ранних этапах онтогенеза».

Для цитаты: Смирнова Я.К., Макашова А.В., Харитонова М.А. Снижение распознавания ориентирующего значения взгляда как нарушение совместного внимания у дошкольников // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 2. С. 57–71. DOI: 10.17759/exppsy.2020130205

Фрагмент статьи

На современном этапе к нарушениям раннего социального взаимодействия относят дефицит навыков совместного внимания. Данные исследований внимания и его нарушений свидетельствуют о том, что дети с атипичным развитием испытывают трудности в регуляции внимания другого человека и отслеживании направления фокуса внимания партнера по общению.

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
  2. Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 4. С. 73—83.
  3. Румянцева Е.Е. Модель психического (theory of mind) и нейрокогнитивное функционирование при шизофрении // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 3. С. 77—85.
  4. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.
  5. Baldwin D.A. Understanding the link between joint attention and language // Joint attention: Its origins and role in development / Eds. C. Moore, P.J. Dunham. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1995. P. 131—158.
  6. Baron-Cohen S. Mind Blindness. Cambridge, MA: MIT Press. 1995. 198 р.
  7. Bora E., Pantelis C. Theory of mind impairments in first-episode psychosis, individuals at ultra-high risk for psychosis and in first-degree relatives of schizophrenia: systematic review and meta-analysis // Schizophrenia Research. 2013. Vol. 144(1). P. 31—36. doi:10.1016/j.schres.2012.12.013
  8. Brent E., Rios P., Happe F., Charman T. Performance of children with autism spectrum disorder on advanced «Theory of Mind» tasks // Autism. 2004. Vol. 8. № 3. P. 283—299.
  9. Charman T. Testing joint attention, imitation, and play as infancy precursors to language and theory of mind // Cognitive Development. 2001. Vol. 15. P. 481—498.
  10. Dawson G., Levy A. Arousаl, attention, and socioemotional impairments of individual with autism // Autism, nature, diagnosis and treatment / Eds. G. Dawson. New York: The Guilford press. 1989. P. 49—74.
  11. Frith C.D., Corcoran R. Exploring ‘theory of mind’ in people with schizophrenia // Psych. Med. 1996. Vol. 26. P. 521—530
  12. Gopnik A., Capps L., Meltzoff A. Early theories of mind: what the theory can tell us about autism? // Understandingother minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience / Eds. S. Baron‑Cohen, H. Tagerlusberg, D.J. Cohen. Oxford: Oxford University press, 2000. P. 50—72.
  13. Happe F. Parts and whole, meaningand minds: central coherence and its relation to «Theory of Mind» // Understandingother minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience / Eds. S. Baron‑Cohen., H. Tager‑Flusberg, D.J. Cohen. NY: Oxford University press, 2000. P. 201—221.
  14. Harrington L., Siegert R.J., McClure J. Theory of mind in schizophrenia: a critical review // Cognitive Neuropsychiatry. 2005. Vol. 10(4). P. 249—286. doi: 10.1080/13546800444000056
  15. Hecke Van A.V. Infant joint attention, temperament, and social competence in preschool children // Child Development. 2007. Vol. 78. P. 53—69.
  16. Hobson R.P. What puts the jointness in joint attention? // Joint attention: Communication and other minds / Eds. J. Roessler. Oxford: Oxford University Press. 2005. P. 185—204.
  17. Kasari C. Affective sharing in the context of joint attention interactions of normal, autistic, and mentally retarded children // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1990. Vol. 20. P. 87—100.
  18. Leekam S., Perner J. Does the autistic child have a metarepresentational deficit? // Cognition. 1991. Vol. 40. № 3. P. 203—218.
  19. MacPherson A.C., Moore C. Attentional control by gaze cues in infancy // Gaze-Following: Its Development and Significance / Eds. R. Flomm, K. Lee, D. Muir. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2007. P. 53—76.
  20. Mazza M., Costagliola C., Di Michele V. et al. Deficit of social cognition in subjects with surgically treated frontal lobe lesions and in subjects affected by schizophrenia // Eur. Arch. Psychiatr. Clin. Neurosci. 2007. Vol. 257. № 1. P. 12—22.
  21. Moore C., Dunham P., Hillsdale N.J. Joint Attention: Its Origins and Role in Developmen. Lawrence Erlbaum Associates, 1995. 294 p.
  22. Mumme D. Infants’ use of gaze cues to interpret others’ actions and emotional reactions // Gaze- Following: Its Development and Significance / Eds. R. Flomm, K. Lee, D. Muir. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 2007. P. 143—170.
  23. Mundy P., Sullivan L., Mastergeorge A.M. A parallel and distributed-processing model of joint attention, social cognition, and autism // Autism Research. 2009. Vol. 2. P. 2—21.
  24. Ozonoff S. Components of executive function in autism and other disorders // Autism as an executive disorder / Eds. J. Russell. Oxford: Oxford University Press. 1997. P. 179—211.
  25. Perner J. Experimental awareness and children’s episodic memory // Interactions among Aptitudes, Strategies and Knowledge in Cognitive Performance / Eds. W. Schneider, F.E. Weinert. New York: Springer Verlag. 1989.
  26. Russell T., Sharma T. Social cognition at the neural level: Investigations in autism, psychopathy and schizophrenia // The Social Brain. Evolution and Pathology / Eds. C. Brune, M.Ribbert, H. Schiefenhovel. UK, 2003. P. 253—276
  27. Scaife M., Bruner J. The capacity for joint visual attention in the infant. Nature. 1975. Vol. 253. P. 265— 266.
  28. Tomasello M. Understanding and sharing of intentions: the origins of cultural cognition // Behavioral and Brain Sciences. 2005. Vol. 28. P. 675—735.
  29. Wellman H.M., Cross D., Watson J. A meta‑analysis of «Theory of Mind» development: the truth about false belief // Child Development. 2001. Vol. 72. P. 655—684.

Информация об авторах

Смирнова Яна Константиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии Институт психологии, Алтайский государственный университет (ФГБОУ ВО АлтГУ), Барнаул, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5453-0144, e-mail: yana.smirnova@mail.ru

Макашова Анна Витальевна, студентка 4-го курса, Институт психологии, Алтайский государственный университет (ФГБОУ ВО АлтГУ), Барнаул, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5303-1618, e-mail: asu1874psyh@mail.ru

Харитонова Марина Андреевна, студентка, Алтайский государственный университет (ФГБОУ ВО АлтГУ), Барнаул, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2930-2964, e-mail: marina.kharitonova.1998@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 629
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 217
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 5