Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10411Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Экспериментальная психология - №4 / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Теории и практики измерения осознания в экспериментальных когнитивных исследованиях 124

|

Кулиева А.К.
преподаватель кафедры общей психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4622-0896
e-mail: almara.kulieva@gmail.com

Тихонов Р.В.
кандидат психологических наук, младший научный сотрудник Института когнитивных исследований, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1884-1903
e-mail: roman.tikhonov@me.com

Иванчей И.И.
кандидат психологических наук, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории когнитивных исследований факультета психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8716-8575
e-mail: i.ivanchei@spbu.ru

Аннотация

Одной из ключевых методических проблем когнитивно-психологических исследований является измерение осознания. Выбор метода измерения часто происходит без привязки к конкретным теориям или формулировки каких-либо эксплицитных допущений о природе измеряемого феномена. Выдвигается идея о том, что низкая степень теоретической обоснованности применяемых методов приводит к неконструктивной критике и разногласиям между исследователями. Рассмотрены основные методы измерения осознания в исследованиях научения, памяти и восприятия, а также допущения о природе сознания, лежащие в основе этих методов, и их взаимосвязь с теориями сознания. Проведена оценка степени обоснованности применения методов измерения осознания на выборке из 179 экспериментальных работ. Показано, что лишь в четверти случаев исследователи явным образом связывали использованные методы с теоретическими представлениями о природе сознания, в остальных случаях выбор метода не был теоретически обоснован.

Ключевые слова: сознание, измерение осознания, восприятие, имплицитное научение, память, методы

Рубрика: Тематическая рубрика: конкурс РФФИ научных обзорных статей «Экспансия»

Тип: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140409

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-113-50319.

Благодарности. Авторы признательны участникам дистанционного научного семинара «Объективные меры и метакогнитивные метрики инсайтного решения» (8 августа 2020), а также Артуру Аммалайнену за ценные комментарии и продуктивное обсуждение.

Получена: 13.08.2020

Принята в печать: 01.12.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс, СПб: ДНК, 2000. 528 c.
  2. Иванчей И.И. Знание «как» без знания «почему»: роль метакогнитивной чувствительности в научении искусственной грамматике // Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2014. № 4. C. 109—123.
  3. Иванчей И.И., Морошкина Н. В. Измерение осознанности. Старая проблема на новый лад // Когнитивная психология сознания / Под ред. В.М. Аллахвердова, О.В. Защиринской. СПб.: ЛЕМА, 2011. С. 39—53.
  4. Baars B.J. A cognitive theory of consciousness. Cambridge [England]; New York: Cambridge University Press, 1988. 424 c.
  5. Berry D.C., Broadbent D.E. Interactive tasks and the implicit-explicit distinction // British Journal of Psychology. Vol. 79. № 2. P. 251—272.
  6. Butler B.C., Klein R. Inattentional blindness for ignored words: Comparison of explicit and implicit memory tasks // Consciousness and Cognition. Vol. 18. № 3. P. 811—819.
  7. Charles L., Van Opstal F., Marti S., Dehaene S. Distinct brain mechanisms for conscious versus subliminal error detection // Neuroimage. Vol. 73. P. 80—94.
  8. Cheesman J., Merikle P.M. Priming with and without awareness // Perception & Psychophysics. Vol. 36. № 4. P. 387—395.
  9. Cleeremans A., Achoui D., Beauny A., Keuninckx L., Martin J.-R., Muñoz-Moldes S., Vuillaume L., de Heering A. Learning to be conscious // Trends in Cognitive Sciences. Vol. 24. № 2. P. 112—123.
  10. Debner J.A., Jacoby L.L. Unconscious perception: Attention, awareness, and control // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. Vol. 20. № 2. P. 304.
  11. Desender K., Van Opstal F., Van den Bussche E. Feeling the Conflict: The Crucial Role of Conflict Experience in Adaptation // Psychological Science. Vol. 25. № 3. P. 675—683.
  12. Destrebecqz A., Cleeremans A. Can sequence learning be implicit? New evidence with the process dissociation procedure // Psychonomic Bulletin & Review. Vol. 8. № 2. P. 343—350.
  13. Dienes Z., Berry D. Implicit learning: Below the subjective threshold // Psychonomic Bulletin & Review. Vol. 4. № 1. P. 3—23.
  14. Dienes Z., Scott R. Measuring unconscious knowledge: distinguishing structural knowledge and judgment knowledge // Psychological Research Psychologische Forschung. Vol. 69. № 5—6. P. 338—351.
  15. Dixon N.F. Subliminal Perception: The Nature of a Controversy, McGraw-Hill, 1971.
  16. Duncker K. On problem-solving // Psychological Monographs. Vol. 58. № 5. P. i—113.
  17. Eckstein D., Kubat M., Perrig W.J. Visible homonyms are ambiguous, subliminal homonyms are not: A close look at priming // Consciousness and Cognition. Vol. 20. № 4. P. 1327—1343.
  18. Ellenberger H.F. The discovery of the unconscious: The history and evolution of dynamic psychiatry. New York: Basic Books, 1970.
  19. Godfroid A., Schmidtke J. What do eye movements tell us about awareness? A triangulation of eye-movement data, verbal reports and vocabulary learning scores // Noticing and second language acquisition: Studies in honor of Richard Schmidt. P. 183—205.
  20. Haider H., Rose M. How to investigate insight: A proposal // Methods. Vol. 42. № 1. P. 49—57.
  21. Hartman M., Knopman D.S., Nissen M.J. Implicit learning of new verbal associations. // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. Vol. 15. № 6. P. 1070.
  22. Hasegawa K., Takahashi S. The role of visual awareness for conflict adaptation in the masked priming task: comparing block-wise adaptation with trial-by-trial adaptation // Frontiers in psychology. Vol. 5. P. 1347.
  23. Holender D. Semantic activation without conscious identification in dichotic listening, parafoveal vision, and visual masking: A survey and appraisal // Behavioral and brain Sciences. Vol. 9. № 1. P. 1—23.
  24. Hull C.L. Quantitative aspects of evolution of concepts: An experimental study // Psychological Monographs. Vol. 28. № 1. P. i—86.
  25. Ivanchei I., Moroshkina N., Tikhonov R., Ovchinnikova I. Implicit learning in attractiveness evaluation: The role of conformity and analytical processing // Journal of Experimental Psychology: General. Vol. 148. № 9. P. 1505—1516.
  26. Jacoby L.L. A process dissociation framework: Separating automatic from intentional uses of memory // Journal of Memory and Language. Vol. 30. № 5. P. 513—541.
  27. Laloyaux C., Devue C., Doyen S., David E., Cleeremans A. Undetected changes in visible stimuli influence subsequent decisions // Consciousness and cognition. Vol. 17. № 3. P. 646—656.
  28. Massimini M., Ferrarelli F., Murphy M.J., Huber R., Riedner B.A., Casarotto S., Tononi G. Cortical reactivity and effective connectivity during REM sleep in humans // Cognitive neuroscience. Vol. 1. № 3. P. 176—183.
  29. Mathews R.C., Buss R.R., Stanley W.B., Blanchard-Fields F., Cho J.R., Druhan B. Role of implicit and explicit processes in learning from examples: A synergistic effect // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. Vol. 15. № 6. P. 1083—1100.
  30. Mealor A., Dienes Z. No-loss gambling shows the speed of the unconscious // Consciousness and Cognition. Vol. 21. № 1. P. 228—237.
  31. Michel M. The Mismeasure of Consciousness: A problem of coordination for the Perceptual Awareness Scale // Philosophy of Science. Vol. 86. № 5. P. 1239—1249.
  32. Moroshkina N.V., Ivanchei I.I., Karpov A.D., Ovchinnikova I. The verbalization effect on implicit learning / Ed. By A. Cleeremans, V. Allakhverdov and M. Kuvaldina // Implicit learning 50 years on. London and New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2019. Р. 189—207.
  33. Most S.B., Scholl B.J., Clifford E.R., Simons D.J. What you see is what you set: sustained inattentional blindness and the capture of awareness // Psychological review. Vol. 112. № 1. P. 217.
  34. Naber M., Frässle S., Einhäuser W. Perceptual rivalry: reflexes reveal the gradual nature of visual awareness // PLoS One. 2011. 6. № 6. P. e20910.
  35. Newell B.R., Shanks D.R. Unconscious influences on decision making: A critical review // Behavioral and Brain Sciences. Vol. 37. № 1. P. 1—19.
  36. Nisbett R.E., Wilson T.D. Telling more than we can know: Verbal reports on mental processes // Psychological Review. Vol. 84. № 3. P. 231—259.
  37. Norman E., Price M.C. Measuring consciousness with confidence ratings // Behavioural methods in consciousness research. 2015. P. 159—180.
  38. Overgaard M. The challenge of measuring consciousness // Behavioural methods in consciousness research. P. 7—19.
  39. Persaud N., McLeod P., Cowey A. Post-decision wagering objectively measures awareness // Nature Neuroscience. Vol. 10. № 2. P. 257—261.
  40. Ramsøy T.Z., Overgaard M. Introspection and subliminal perception // Phenomenology and the Cognitive Sciences. Vol. 3. № 1. P. 1—23.
  41. Reber A.S. Implicit learning of artificial grammars // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. Vol. 6. № 6. P. 855—863.
  42. Rensink R.A., O’Regan J.K., Clark J.J. To See or not to See: The Need for Attention to Perceive Changes in Scenes // Psychological Science. Vol. 8. № 5. P. 368—373.
  43. Rosenthal D.M. Consciousness and mind / D.M. Rosenthal, Oxford; New York: Oxford University Press, 2005.
  44. Sandberg K., Del Pin S.H., Bibby B.M., Overgaard M. Evidence of weak conscious experiences in the exclusion task // Frontiers in psychology. Vol. 5. P. 1080.
  45. Schooler J.W., Engstler-Schooler T.Y. Verbal overshadowing of visual memories: Some things are better left unsaid // Cognitive psychology. Vol. 22. № 1. P. 36—71.
  46. Scott R.B., Dienes Z. The conscious, the unconscious, and familiarity // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. Vol. 34. № 5. P. 1264—1288.
  47. Shanks D.R., St. John M.F. Characteristics of dissociable learning systems // Behavioral and Brain Sciences. Vol. 17. P. 367—395.
  48. Skóra Z., Del Pin S.H., Derda M., Koculak M., Rutiku R., Wierzchoń No validity without a theory—a critical look at subjective measures of consciousness // Neuroscience of Consciousness. 2021. Vol. 7. № 1. P. niab009.
  49. Stadler M.A. On learning complex procedural knowledge. // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. Vol. 15. № 6. P. 1061.
  50. Thorndike E.L., Rock R.T. Learning without awareness of what is being learned or intent to learn it // Journal of Experimental Psychology. Vol. 17. № 1. P. 1—19.
  51. Tononi G., Boly M., Massimini M., Koch C. Integrated information theory: from consciousness to its physical substrate // Nature Reviews Neuroscience. Vol. 17. № 7. P. 450—461.
  52. Tsuchiya N., Taguchi S., Saigo H. Using category theory to assess the relationship between consciousness and integrated information theory // Neuroscience research. Vol. 107. P. 1—7.
  53. Tulving E. Memory and consciousness. // Canadian Psychology / Psychologie canadienne. Vol. 26. № 1. P. 1—12.
  54. Yordanova J., Kirov R., Kolev V. Increased Performance Variability as a Marker of Implicit/Explicit Interactions in Knowledge Awareness // Frontiers in Psychology. Vol. 6. P. 1957.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика