Консультативная психология и психотерапия
2024. Том 32. № 3. С. 162–184
doi:10.17759/cpp.2024320309
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Субъективность сознания как возможное теоретическое обоснование психологического формирующего контекста у детей в сниженном сознании (Formative context in disorders of сonsciousness, FcDоC)
Аннотация
Актуальность. Тема восстановления сознания после тяжелых повреждений головного мозга в современном мире стоит очень остро. Цель данного исследования — на основе современных теоретических знаний о сознании представить новый практический психологический метод — формирующий контекст (Formative Context in Disorders of Сonsciousness, FcDоC), позволяющий изменять и формировать психические новообразования в ситуации сниженного сознания у детей после тяжелых повреждений головного мозга. Материалы и методы. В пилотажном исследовании участвовали 4 ребенка (5—10 лет), находящиеся в сниженных состояниях сознания после тяжелых повреждений головного мозга на ранних этапах реабилитации. Каждому ребенку демонстрировался видеоматериал о нем самом, отснятый днем ранее. Показ сопровождался психологическими комментариями и одновременной видеофиксацией реакций ребенка. Результаты оценивались количественным (Шкала коммуникативной активности В.И. Быковой (SCAB)) и качественным методами (включенное наблюдение, видеофиксация). Результаты. У всех детей был получен эмоциональный отклик на просмотр видеофильма о себе, а также достаточно быстро и значимо начали отмечаться положительные изменения в психической активности (уменьшение латентного времени ответов, увеличение эмоциональных и двигательных реакций). Заключение. Метод психологической работы с детьми в сниженном сознании после повреждений головного мозга, позволяющий формировать и восстанавливать психические возможности ребенка, получил название Формирующего контекста в сниженном сознании (Formative context in disorders of сonsciousness (FcDоC). Данное исследование позволяет соединить теоретические предпосылки относительно нового знания по формированию сознания с действенной тканью непосредственного практического опыта.
Общая информация
Ключевые слова: самосознание, сознание, дети, черепно-мозговая травма, бытийный контекст
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2024320309
Получена: 11.03.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Быкова В.И., Васильева И.Д., Львова Е.А., Фуфаева Е.В., Валиуллина С.А. Субъективность сознания как возможное теоретическое обоснование психологического формирующего контекста у детей в сниженном сознании (Formative context in disorders of сonsciousness, FcDоC) // Консультативная психология и психотерапия. 2024. Том 32. № 3. С. 162–184. DOI: 10.17759/cpp.2024320309
Полный текст
Введение
Материалы и методы
Выборка
У родителей каждого ребенка было получено добровольное письменное согласие на проведение исследования и видеосъемки.
Таблица 1. Характеристика выборки
Дети |
Возраст (лет) |
Пол |
Диагноз |
Уровень сознания |
Время после травмы мозга (месяца) |
Ребенок А |
7 |
Мальчик |
ОЧМТ. Ушиб головного мозга тяжелой степени. Очаги ушиба в лобной доле слева, субдуральная гематома слева, САК, ВЖК, диффузный оттек головного мозга. Ушиб легких. Ушибленная рана мягких тканей головы |
Акинетический мутизм |
1,5 |
Ребенок Б |
10 |
Мальчик |
Состояние после тяжелой сочетанной политравмы. Ушиб головного мозга тяжелой степени. Субдуральная гематома левой гимисферы. Ушиб грудной клетки. Перелом 4—6 ребер. Закрытый перелом с/3 плеча и ключицы со смещением. Мозговая кома 1 ст. Удаление субдуральной гематомы |
Гиперкинетический мутизм |
1,5 |
Ребенок В |
10 |
Мальчик |
Последствия внутричерепной травмы. Ушиб головного мозга тяжелой степени со сдавливанием острой эпидуральной гематомой. Спастический тетрапарез. Нейрогенная дисфагия тяжелой степени. Структурная эпилепсия (?). Диэнцефалические кризы |
Гиперкинетический мутизм |
4,5 |
Ребенок Г |
5 |
Девочка |
Сочетанная травма. Ушиб головного мозга тяжелой степени. ОЧМТ. Пластинчатое субдуральное кровоизлияние правого полушария. Травматическое САК. Пневмоцефалия. Состояние после декомпрессивной трепанации черепа. Удаления субдуральной гематомы. Тетерапарез. Нейпрогенная дисфагия тяжелой степени |
Гиперкинетический мутизм |
1 |
Дизайн исследования
Метод «Формирующий контекст в сниженном сознании» (Formative context in disorders of сonsciousness, FcDоC) может проводиться только в ситуации стабильного соматического состояния больного ребенка.
С каждым ребенком в течение нескольких дней проводилась индивидуальная работа.
Этап I:
- Количественная оценка психологического статуса ребенка, находящегося в сниженном сознании (SCAB (1)).
- Качественная оценка психологического статуса ребенка, находящегося в сниженном состоянии сознания (описание поведенческого и эмоционального статусов, возможностей контакта и пр.).
- Съемка фильма о ребенке, взаимодействующем с кем-либо, и подготовка снятого материала для показа ребенку (7—10 минутный ролик).
Этап II:
Показ ребенку фильма с психологическим сопровождением (комментарии, интерпретация увиденного, использование при необходимости провокативных психологических интервенций) и одновременной видеофиксацией непосредственно происходящих с ребенком изменений.
Этап III:
- Повторная количественная оценка психологического статуса ребенка, находящегося в сниженном сознании (SCAB (2)).
- Повторная качественная оценка психологического статуса ребенка, находящегося в сниженном состоянии сознания (описание поведенческого и эмоционального статусов, возможностей его контакта и пр.).
Этап IV: Обработка полученных результатов.
В исследовании количественная оценка проводится с использованием шкалы SCAB, которая является расширенной шкалой SCABL [3] и содержит 111 утверждений, заполняемых психологом после оценки состояния ребенка.
Результаты
Таблица 2. Реакции детей на непосредственную ситуацию просмотра видео о себе
Дети |
Интерес |
Эмоциональная реакция |
Двигательная активность |
Запоминание участников FсDоC |
Ребенок А |
+ |
Недовольство, обида, демонстрируемые мимикой |
Неизменна. Отсутствует |
+ |
Ребенок Б |
+ |
Недовольство, демонстрируемое мимикой и движениями |
Изменилась: увеличилась (отталкивание планшета, отвернулся) |
+ |
Ребенок В |
+ |
Недовольство, злость, взгляд осуждения в сторону снимающего видео (целенаправленно) |
Изменилась: увеличилась (поворот головы) |
+ |
Ребенок Г |
При просмотре ребенок наблюдает не за собой, а за взаимодействующим с ним взрослым |
Мимических реакций нет. Через 2 минуты просмотра отворачивается от экрана |
Изменилась: уменьшилось двигательное беспокойство |
+ |
Рис. 1. Динамика изменений значений Шкалы коммуникативной активности В.И. Быковой (SCAB): SCAB (1) - до, SCAB (2) - после предъявления видеоматериала
Интересен и тот факт, что изменения в поведении и реакциях детей после просмотра видеоматериала о себе наблюдались достаточно быстро, в течение 3—7 последующих дней, что отмечалось не только всеми участниками реабилитационного процесса, но и родителями. Изменения также фиксировались шкалой SCAB (2) (табл. 3). Как правило, при нахождении ребенка на реабилитации в стационаре после тяжелых повреждений головного мозга данная шкала проводится 1 раз в 10—14 дней, что связано со скоростью и темпом возникновения новых психических проявлений у детей в процессе восстановления [4].
Таблица 3. Изменения психического статуса у детей после проведения FcDоC
Дети |
Время между оценками SCAB (1) и SCAB (2) |
Скорость возникновения ответов при взаимодействии |
Общий прирост сигналов коммуникации по шкале SCAB (в баллах) |
Катамнестическая оценка сознания по классификации Доброхотовой—Зайцева |
Ребенок А |
5 |
Увеличилась |
+7 |
4 месяца после предъявления. Интеллектуально-мнестическая недостаточность |
Ребенок Б |
3 |
Увеличилась |
+25 |
5 месяцев после предъявления. Ясное с эмоциональными проблемами |
Ребенок В |
7 |
Увеличилась |
+19 |
3 месяца после предъявления, 5 месяцев после предъявления. Ясное с эмоциональными и когнитивными проблемами |
Ребенок Г |
4 |
Неизменна |
+9 |
5 месяцев после предъявления. Ясное с когнитивными проблемами |
Еще одним важным наблюдением в ходе исследования стал факт сильного прироста (скачка) коммуникативных сигналов по качеству их проявленности и количеству (max = +25). Так, например, в обычной практике восстановления детей в сниженном сознании после повреждений мозга по SCAB не фиксируется столь большое и значительное изменение разных показателей. На рис. 2 показаны изменения по всем параметрам шкалы SCAB у детей в сниженном сознании после события просмотра.
Рис. 2. Динамика по Шкале коммуникативной активности Быковой (SCAB):
SCAB(1) - до просмотра фильма о себе, SCAB (2) - после просмотра фильма о себе
Параметр «Вегетативные реакции» по SCAB в исследовании был наиболее устойчив, а наибольшей динамикой после показа фильма о себе отличались «Телесные ответы» и «Эмоциональные реакции».
Обсуждение результатов
Заключение
Таким образом, исходя из анализа полученных результатов данного исследования, попытаемся сформулировать основные выводы.
- Формирующий контекст Formative context in disorders of сonsciousness (FcDоC), инициирующий процесс развития самосознания у детей, находящихся в сниженных состояниях сознания, должен включать в себя несколько факторов, ориентирующих ребенка в ситуации «встречи» с образом себя: предъявление видеоматериала, вербальное сопровождение психологом, присутствие близкого взрослого в момент просмотра. Все перечисленное способствует появлению значимого для ребенка события, которое, в свою очередь, влияет на сниженное состояние сознания в аспекте возникновения или заострения качества субъектности. Процесс реинтеграции сниженных состояний сознания в аспекте появления субъектности поддается формированию за счет организации соответствующих условий, представленных внутри целостного моделируемого контекста.
- Формирующий контекст Formative context in disorders of сonsciousness (FcDоC) возможен к использованию при восстановлении сознания у детей, начиная с младшего школьного возраста, так как дети до 5 лет (дошкольники) при просмотре наблюдают не за собой, а за взаимодействующим с ними взрослым. Такое наблюдение, предположительно, может свидетельствовать о некой границе формирования сознания, когда уже возможно наблюдение за собой, собственно субъектности, начале самосознания.
- Использование в практике реабилитации Formative context in disorders of сonsciousness (FcDоC) для восстановления сознания у детей после повреждений головного мозга возможно только в стабильном соматическом состоянии ребенка.
- Все дети, включенные в исследование, расширили границы своих актуальных возможностей на операциональном, мотивационном и эмоциональном уровнях.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о целесообразности применения метода формирующего контекста у детей в сниженном сознании Formative context in disorders of сonsciousness (FcDоC), а также дает возможность предположить уместность его применения не только в разных состояниях сниженного сознания, но и в разных возрастных группах, начиная с младшего школьного возраста, для формирования психических изменений и новообразований.
Литература
- Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность / Под ред. А.В. Гервера. Л.: Гос. изд-во, 1928. 327 с.
- Белкин А.А., Александрова Е.В., Ахутина Т.В., Белкин В.А., Бердникович Е.С., Быкова В.И., Варако Н.А., Вознюк И.А., Гнедовская Е.В., Григорьева В.Н., Зайцев О.С., Зинченко Ю.П., Иванова Г.Е., Иванова Н.Е., Ковязина М.С., Кондратьев А.Н., Кондратьева Е.А., Кондратьев С.А., Крылов В.В., Латышев Я.А. и др. Хронические нарушения сознания: Клинические рекомендации общероссийской общественной организации «Федерация анестезиологов и реаниматологов» // Вестник интенсивной терапии имени А.И. Салтанова. 2023. № 3. С. 7—42.
- Быкова В.И. Психологические особенности общения у детей в состоянии сниженного сознания после тяжелых повреждений головного мозга (ранний этап восстановления): автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2020. 28 с.
- Быкова В.И., Лукьянов В.И., Фуфаева Е.В. Диалог с пациентом при угнетении сознания после глубоких повреждений головного мозга // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3. С. 9—31.
- Вундт В. Введение в психологию. М.: Изд-во КомКнига, 2007. 168 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 224 с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 102 с.
- Гуссерль Э. Избранные работы / Сост. В.А. Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. 464 с.
- Дамасио А.Я. Мозг и возникновение сознания / Пер. с англ. И. Ющенко. М.: Карьера Пресс, 2018. 384 с.
- Декарт Р. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 654 с.
- Деннет Д., Хофштадтер Д. Глаз разума. Самара: Бахрах-М, 2003. 432 с.
- Джеймс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. 368 с.
- Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. М.: БИНОМ, 2006. 304 с.
- Зайцев О.С. Психопатология тяжелой черепно-мозговой травмы. М.: МЕДпресс-информ, 2011. 336 с.
- Кондратьева Е.А., Яковенко И.В. Вегетативное состояние (этиология, патогенез, диагностика): монография. СПб: ФКБУ «РНХИ им. проф. А.Л. Поленова» МЗ РФ, 2014. 363 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1962. 431 с.
- Максакова О. А. Командная работа как путь к возвращению сознания // Вопросы нейрохирургии. 2014. № 1. С. 57—68.
- Обухова Л.Ф. Основы общей (генетической) психологии. Теория П.Я. Гальперина и формирующий эксперимент: монография / Под ред. Г.В. Бурменской, И.В. Шаповаленко, А.А. Шведовской. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 292 с.
- Пинкер С. Субстанция мышления: язык как окно в человеческую природу / Пер. с англ. В.П. Мурат, И.Д. Ульяновой. М.: ЛИБРОКОМ, 2016. 557 с.
- Прист С. Теории сознания / Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. М.: Идея-Пресс, 2000. 287 с.
- Серл Дж. Мозг, сознание и программы // Аналитическая философия: становление и развитие (антология) / Под ред. А.Ф. Грязнова. М.: Прогресс-Традиция, 1998. С. 376—400.
- Хамфри Н. Сознание. Пыльца души. М: Карьера Пресс, 2014. 304 с.
- Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории: пер. с англ. М.: УРСС; Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 509 с.
- Эббингауз Г. Очерк психологии. СПБ.: Издательство О. БОГДАНОВОЙ, 1911. 242 с.
- Nagel T. What is it like to be a bat? // The Philosophical Review. 1974. Vol. 83(4). Р. 435—450. DOI 10.2307/2183914
- Nagel T. Mind and Cosmos: Why the Materialist Neo-Darwinian Conception of Nature Is Almost Certainly False, // Faith and Philosophy. 2014. Vol. 31(2). Р. 236—240. DOI:10.5840/faithphil20143128
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1