Ермаков С.С. кандидат психологических наук, доцент, кафедра прикладной математики факультета информационные технологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4330-2618 e-mail: ermakovss@mgppu.ru
Юркевич В.С. кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3575-7586 e-mail: vinni-vi@mail.ru
В статье дается анализ теоретических представлений о познавательной потребности, ее динамики и возрастных характеристиках у школьников в процессе обучения. Рассматривается связь между интенсивностью проявления познавательной потребности у школьников в процессе их обучения и уровнем их текущего и потенциального интеллектуального развития. Описывается место и роль познавательной потребности в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Показано влияние познавательной потребности, выраженной в стремлении ученика к более углубленному изучению материала, на развитие его способности к теоретическому мышлению. Приводится анализ структуры и содержания понятия «эпистемическая любознательность» по теории Д.Е. Берлайна. Вместе с тем в статье обсуждаются исследования связи между познавательной потребностью и различными личностными характеристиками.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И.
Фельдштейна. Москва: Институт практической психологии ; Воронеж: НПО «МОДЭК»,
1995. 352 с.
Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности [Электронный
ресурс]: От модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации //
Психологические исследования: Электрон. науч. журн. 2011. N 1(15).
URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/435-gordeeva15.html.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996, 544
с.
Ермаков С.С. Образование одаренных детей: Государственная политика
стран Азии // Психологическая наука и образование. 2011. №4.
С. 74-79.
Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников:
Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / ПИ РАО.
Москва, 1998.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000. 512 с.
Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М. :
Издательский центр «Академия», 1996.
Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе
общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4.
С. 18-35.
Меньшикова Е.А. Психолого-педагогические аспекты развития
познавательной активности детей // Вестник ТГПУ. 2009. № 5.
С. 112-116.
Рогожкина И.Б. Образование одаренных детей и молодежи:
государственная политика США // Психологическая наука и образование. 2011. №4.
С. 15-18.
Рогожкина И.Б. Дистанционное обучение одаренных детей в США //
Современная зарубежная психология 2012. №1. С. 85-94.
Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-е
изд., перераб. и доп. СПб. : Питер, 2002. 272 с.
Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная
деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. №5. С.71-76.
Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М. : Бином ;
Лаборатория знаний. 2011. 245 с.
Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников:
проблемы, методы, результаты исследований и практики. М. : Московский
психолого-социальный институт, 2004. 368 с.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для
учителей и родителей. М. : Просвещение; Учебная литература, 1996. 136 c.
Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности
у школьника // Вопросы психологии. 1980. №2. С.83-92.
Bertrams A., Dickhauser O. High-school students' need for
cognition, self-control capacity, and school achievement: Testing a mediation
hypothesis // Learning and Individual Differences. 2009. Vol. 19.
P. 135-138.
National Center for Developmental Education [Электронный ресурс]: Improving
the Quality of Practice in Postsecondary Developmental Education / Appalachian
State University. URL: http://ncde.appstate.edu/.
Benjamin D. Need for cognition is related to higher general
intelligence, fluid intelligence, and crystallized intelligence, but not
working memory / B.D. Hill, J.D. Foster, E.M. Elliott, J.T. Shelton, J. McCain,
Wm. D. Gouvier // Journal of Research in Personality. 2013. Vol. 47,
Iss. 1, February. P. 22-25.
Berline D.E. A theory of human curiosity // British Journal of
Psychology. 1954. Vol. 45, Issue 3, August. P.180-191.
Cacioppo J.T., Petty R.E. The need for cognition // Journal of
Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 42. Issue 1.
P. 116-131.
Cacioppo J.T. Dispositional differences in cognitive motivation:
The life and times of individuals varying in need for cognition / John T.
Cacioppo, Richard E. Petty, Jeffrey A. Feinstein, W. Blair G. Jarvis //
Psychological Bulletin. Mar 1996. Vol. 119, Iss. 2.
P. 197-253.
Cohen A.R. Need for cognition and order of communication as
determinants of opinion change // The order of presentation in persuasion /
C.I. Hovland (Ed.). New Haven : Yale University Press. 1957.
P. 79-97.
Day H.I. The measurement of specific curiosity // Intrinsic
motivation: A new direction in education / H.I. Day, D.E. Berlyne, D.E. Hunt
(Eds.). Toronto, Ontario, Canada : Holt, Rinehart & Winston. 1971.
P. 99-112.
Dong-Mo Koo, Young-Yun Choi Knowledge search and people with high
epistemic curiosity // Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26, Iss.1.
P. 12-22.
Feist G.J. Predicting interest in and attitudes toward science
from personality and need for cognition // Personality and Individual
Differences. 2012. Vol. 52, Iss. 7. P. 771-775.
Leary M.R., Hoyle R.H. Handbook of individual differences in
social behavior. New York, NY : Guilford Press, 2009. 624 p.
Dwyer M. Need for cognition, life satisfaction, and academic
achievement // Epistimi. 2008. Vol. 3. P. 12-13.
Dickhuser O. How need for
cognition affects the processing of achievement-related information / Oliver
Dickhuser, Marc-AndrReinhard, Claudia Diener, Alex Bertrams // Learning and
Individual Differences. 2009. Vol. 19. P. 283-287.
Curseu P.L. Need for cognition and active information search in
small student groups. // Learning and Individual Differences. 2011.
Vol. 21, Iss. 4, Aug. P. 415-418.
Reio T.G.Jr., Petrosko J.M., Wiswell A.K., Thongsukmag J. The
Measurement and Conceptualization of Curiosity // Journal of Genetic
Psychology. 2006. Vol. 167, Iss. 2, Jun. P. 117-135.