Родительские и детские репрезентации межличностных отношений: обзор зарубежных исследований

1247

Аннотация

Представлен обзор западных эмпирических исследований, рассматривающих различные виды индивидуальных внутренних репрезентаций, формирующихся и/или функционирующих в детско-родительских отношениях. Под репрезентациями понимаются формы организации опыта и представлений о себе, Другом и межличностных отношениях. В обзоре репрезентации представлены параметрами привязанности, особенностями атрибутивного стиля и «модели психического», а также более частными аспектами отражения межличностных взаимодействий. Исследования систематизированы по принципу рассмотрения связей репрезентаций детей и родителей с личностными особенностями, практиками поведения, общим благополучием и наконец друг с другом. В заключении дана общая характеристика современного состояния области, подчеркнуто явное доминирование теории привязанности, выделены неравномерности в исследовании разных тем, описаны до сих пор не разрешенные теоретические и методические трудности.

Общая информация

Ключевые слова: ментальные репрезентации, межличностные отношения, детско-родительские отношения, теория привязанности, атрибутивный стиль, theory of mind

Рубрика издания: Психология развития

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060204

Для цитаты: Ярошевская С.В. Родительские и детские репрезентации межличностных отношений: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 36–45. DOI: 10.17759/jmfp.2017060204

Литература

  1. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности. От теории к практике. М.: Когито-Центр, 2012. 520 с.
  2. Adoptive parenting and attachment: association of the internal working models between adoptive mothers and their late-adopted children during adolescence / C.S. Pace [et al.] // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. № 1433. doi:10.3389/fpsyg.2015.01433
  3. Ainsworth M.D.S., Bell S.M. Attachment, exploration, and separation: Illustrated by the behavior of one-year-olds in a strange situation // Child Development. 1970. Vol. 41. P. 49–67. doi:10.2307/1127388
  4. Attributional style and the generality of learned helplessness / L.B. Alloy [et al.] // Journal of personality and social psychology. 1984. Vol. 46. № 3. Р. 681–687. doi:10.1037/0022-3514.46.3.681
  5. Behrens K.Y., Haltigan J.D., Gribneau Bahm N.I. Infant attachment, adult attachment, and maternal sensitivity: revisiting the intergenerational transmission gap // Attachment & Human Development. 2016. Vol. 18. № 4. P. 337–353. doi:10.1080/14616734.2016.1167095
  6. Benoit D., Parker K.C.H. Stability and Transmission of Attachment across Three Generations // Child Development. 1994. Vol. 65. № 5. P. 1444–1456. doi:10.1111/j.1467-8624.1994.tb00828.x
  7. Bowlby J. Attachment. New York: Basic Books, 1982. 464 с.
  8. Bretherton I., Main M. Mary Dinsmore Salter Ainsworth (1913–1999) // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 10. P. 1148–1149. doi:10.1037/0003-066X.55.10.1148
  9. Bugental D.B., Johnston C. Parental and Child Cognitions in the Context of the Family // Annual Review of Psychology. 2000. Vol. 51. P. 315–344. doi:10.1146/annurev.psych.51.1.315
  10. Burks V.S., Parke R.D. Parent and Child Representations of Social Relationships: Linkages Between Families and Peers // Merrill-Palmer Quarterly. 1996. Vol. 42. № 3. P. 358–378.
  11. Dykas M.J., Cassidy J. Attachment and the Processing of Social Information Across the Life Span: Theory and Evidence // Psychological Bulletin. 2011. Vol. 137. № 1. P. 19–46. doi:10.1037/a0021367
  12. Early child-parent attachment and peer relations: a meta-analysis of recent research / S. Pallini [et al.] // Journal of Family Psychology. 2014. Vol. 28. № 1. P. 118–123. doi:10.1037/a0035736
  13. Earned-secure Attachment Status in Retrospect and Prospect / G.L. Roisman [et al.] // Child Development. 2002. Vol. 73. № 4. P. 1204–1219. doi:10.1111/1467-8624.00467
  14. Flavell J.H. Theory-of-Mind Development: Retrospect and Prospect // Merrill-Palmer Quarterly. 2004. Vol. 50. № 3. P. 274–290. doi:10.1353/mpq.2004.0018
  15. Gentzler A.L., Ramsey M.A., Black K.R. Mothers’ attachment styles and their children’s self-reported security, as related to maternal socialization of children’s positive affect regulation // Attachment & Human Development. 2015. Vol. 17. № 4. P. 376–398. doi:10.1080/14616734.2015.1055507
  16. George C., Kaplan N., Main, M. The Adult Attachment Interview Protocol // Adult Attachment Interview: Unpublished manuscript / C. George, N. Kaplan, M. Main. Berkeley. CA: University of California, Berkeley, 1996. P. 39–60.
  17. Handbook of Attachment: Theory, Research, and Clinical Applications. Second Edition / Eds. J. Cassidy, P.R. Shaver. New York: The Guilford Press, 2008. 1020 с.
  18. Hostile attributional bias and aggressive behavior in global context / K.A. Dodge [et al.] // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2015. Vol. 112. № 30. P. 9310–9315. doi:10.1073/pnas.1418572112
  19. Jones J.D., Cassidy J., Shaver P.R. Parents’ Self-Reported Attachment Styles: A Review of Links with Parenting Behaviors, Emotions, and Cognitions // Personality and Social Psychology Review. 2015. Vol. 19. № 1. P. 44–76. doi:10.1177/1088868314541858
  20. Kerns K.A., Brumariu L.E. Is Insecure Parent-Child Attachment a Risk Factor for the Development of Anxiety in Childhood or Adolescence? // Child Development Perspectives. 2014. Vol. 8. № 1. P. 12–17. doi:10.1111/cdep.12054
  21. Narrowing the transmission gap: A synthesis of three decades of research on intergenerational transmission of attachment / M. L. Verhage [et al.] // Psychological Bulletin. 2016. Vol. 142. № 4. P. 337–366. doi:10.1037/bul0000038
  22. Pace C.S. Assessing attachment representations among adoptees during middle childhood and adolescence with the Friend and Family Interview (FFI): clinical and research perspectives // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. № 1114. doi:10.3389/fpsyg.2014.01114
  23. Reflective functioning moderates the association between perceptions of parental neglect and attachment in adolescence / J.L. Borelli [et al.] // Psychoanalytic Psychology. 2015. Vol. 32. № 1. P. 23–35. doi:10.1037/a0037858
  24. Review: Is parent–child attachment a correlate of children’s emotion regulation and coping? / M.J. Zimmer-Gembeck [et al.] // International Journal of Behavioral Development. 2017. Vol. 41. № 1. P. 74–93. doi:10.1177/0165025415618276
  25. Social cognition, child neglect, and child injury risk: the contribution of maternal social information processing to maladaptive injury prevention beliefs within a high risk sample / S.T. Azar [et al.] // Journal of pediatric psychology. 2017. Vol. 42. № 7. P. 759-767. doi:10.1093/jpepsy/jsw067
  26. Socially anxious mothers' narratives to their children and their relation to child representations and adjustment / L. Murray [et al.] // Development and Psychopathology. 2014. Vol. 26. № 4(2). P. 1531–1546. doi:10.1017/S0954579414001187
  27. Stern J.A., Borelli J.L., Smiley P.A. Assessing parental empathy: a role for empathy in child attachment // Attachment and Human Development. 2015. Vol. 17. № 1. P. 1–22. doi:10.1080/14616734.2014.969749
  28. The Relationships Among Parental Anxiety, Parenting, and Children’s Anxiety: The Mediating Effects of Children’s Cognitive Vulnerabilities / A.I. Pereira [et al.] // Journal of Child and Family Studies. 2014. Vol. 23. № 2. P. 399–409. doi:10.1007/s10826-013-9767-5
  29. The significance of attachment security for children’s social competence with peers: a meta-analytic study / A.M. Groh [et al.] // Attachment and Human Development. 2014. Vol. 16. № 2. P. 103–136. doi:10.1080/14616734.2014.883636
  30. Van Rosmalen L., van der Horst F.C.P., van der Veer R. From Secure Dependency to Attachment. Mary Ainsworth’s Integration of Blatz’s Security Theory Into Bowlby’s Attachment Theory // History of Psychology. 2016. Vol. 19. № 1. P. 22–39. doi:10.1037/hop0000015
  31. Waters T.E.A., Ruiz S.K., Roisman G.I. Origins of Secure Base Script Knowledge and the Developmental Construction of Attachment Representations // Child Development. 2017. Vol. 88. № 1. P. 198–209. doi:10.1111/cdev.12571

Информация об авторах

Ярошевская Светлана Викторовна, младший научный сотрудник, лаборатория научный основ детской практической психологии, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО),, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1906-3725, e-mail: yaroshevskaya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2030
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1247
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2