Введение

291

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070100

Для цитаты: Алехина С.В. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 5. DOI: 10.17759/jmfp.2018070100

Полный текст

Инклюзивное образование интенсивно развивается по всему миру. Активный и глобальный характер этого процесса, начиная с 60-х гг. ХХ в. продолжает вызывать столь же серьезный резонанс в образовательной политике и практике всех стран. Научное мировое сообщество изучает и анализирует социальные и развивающие эффекты инклюзии в образовании, реализует транснациональные научные проекты и крос- скультурные исследования.

Диапазон исследовательских проблем, поднятых в зарубежных и отечественных публикациях по инклю­зивному образованию, сегодня широк вследствие того, что аспекты инклюзии в образовании по своей природе системны и междисциплинарны. Более того, представляя собой социальную концепцию, инклюзия затрагивает вопросы как государственной образовательной политики, так и образовательной практики и культуры отдельного учреждения в системе образования.

Однако в этой сфере назрели и требуют разрешения два актуальных противоречия: первое — принцип равенства доступа к образованию и отсутствие условий этой доступности на всех уровнях образования; второе — необходимость основанного на научных данных доказательного проектирования инклюзивного образовательного процесса и политика быстрого системного результата.

Такая ситуация знаменует собой еще один важнейший момент — инклюзия как ценностная и организационно-содержательная модель образования выдвигает инновационные вопросы психолого-педагогической науки. Данный тематический номер научного журнала «Современная зарубежная психология» посвящен именно таким вопросам развития инклю­зивного процесса в зарубежном и отечественном образовании.

Собранные в номере статьи можно разделить на три группы.

Первая группа — обзоры зарубежных подходов и исследований инклюзивного образования в разных странах, раскрытие их научного потенциала для развития отечественных практик инклюзивного образования.

По мнению авторов Т.А. Челноковой, Н.В. Климко, Н.А. Параниной (Казань), не только осмысление зарубежного опыта, но и проведение параллелей между собственным прошлым и настоящим может сыграть положительную роль в преодолении преград на пути развития инклюзивного образования в России.

Статья Л.А. Ремезовой (Самара) представляет широкий аналитический обзор современных тенденций развития дошкольного инклюзивного образования в США, Австралии, Японии, Финляндии, Норвегии и Сингапуре. Автор пытается определить основные стратегии повышения качества и эффективности процесса инклюзии на этой ступени общего образования.

Проблема формирования инклюзивной культуры является одной из ключевых в современных зарубежных исследованиях инклюзии. Несомненной методологической ценностью обладает статья А.Ю. Шеманова и А.С. Екушевской (Москва), в которой анализируется понятие «инклюзивная культура» и раскрывается методология ее формирования в различных странах, прошедших многолетний опыт инклюзии в образовании. Эта своевременная статья может дать начало многим исследовательским проектам.

Вторая группа посвящена обзору исследовательских подходов, поиску инструментов и методов анализа инклюзивной практики образования.

Предметом анализа зарубежных публикаций в статье А.В. Конокотина (Москва) стали методы исследований социального взаимодействия учащихся с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающихся сверстников в инклюзивных группах и классах. Интересно то, что наиболее важные результаты экспериментальной работы получены посредством групповой и парной работы в классе, а также при условии организации поддержки и смены роли учителя в учебном процессе.

Одной из актуальнейших теоретических и практических проблем является обучение детей с аутизмом в условиях инклюзии. А.Б. Сорокин (Москва) проводит краткий анализ применимости коэффициента интеллекта при оценке проявлений аутизма. Автор освещает современный подход к классификации и выявлению нарушений интеллекта у детей с расстройствами аути­стического спектра, что крайне важно для построения их образовательной программы, особенно в условиях инклюзии.

Поиску ключевой методологической категории анализа отношений учащихся в инклюзивных классах посвящена статья Т.А. Юдиной и С.В. Алехиной (Москва). Анализ зарубежного подхода, в котором используется модель социального участия, привел авторов к заключению о том, что категория отечественной психологической науки — социальная ситуация развития — позволяет глубже проанализировать проблематику отношений в инклюзивных классах, дать оценку психолого-педагогическим условиям и описать развивающие эффекты инклюзивного процесса в образовании.

Третья группа освещает отдельные исследования практики инклюзивного образования.

Одно из них разворачивает проблематику инклю­зии в высшей школе, что крайне важно для проектирования условий инклюзии в современных отечественных вузах.

В своей статье М.А. Одинцова и Н.П. Радчикова (Москва) утверждают, что сфера высшего образования считается зарубежными специалистами одной из самых перспективных в продвижении идей инклюзии. Богатый обзор зарубежных публикаций по проблеме личностных ресурсов студентов с инвалидностью, сделанный авторами, стал источником для развития кон­структа понятия «самоактивация» (self-activation), который используется в единичных зарубежных исследованиях. На основании проведенного исследования авторы приходят к важнейшему выводу — совместное обучение эффективно для самих студентов с инвалидностью и является мотивирующим фактором для здоровых сверстников.

Статья Н.В. Козыревой (Беларусь) открывает еще одну важную тему инклюзивного образования — тему стигматизации, которая не только осложняет процесс включения, но крайне обостряет дискриминационные тенденции в обществе. На основании обобщения исследований отечественных и зарубежных психологов автором выделены предпосылки стигматизации детей и проведен формирующий эксперимент по использованию программы преодоления стигматиза­ции в дошкольных группах.

Мы надеемся, что этот номер поможет всем, кто развивает идеи инклюзии в отечественном образовании, расширить представления о проблеме, интерпретировать собственные результаты исследований, обосновать профессиональные решения с позиций научно-доказательных баз данных.

Информация об авторах

Алехина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-5639, e-mail: ipio.mgppu@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1001
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 291
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1