Социальная психология и общество
2024. Том 15. № 1. С. 22–38
doi:10.17759/sps.2024150102
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Позиции лидеров – директоров инклюзивных школ: зарубежный дискурс
Аннотация
Цель. Обзор и теоретический анализ научных публикаций, посвященных теме лидерства в инклюзивной школе и размещенных на платформах SpringerLink и Taylor & Francis Group.
Контекст и актуальность. После принятия Саламанкской декларации (1994) инклюзия занимает важное место в повестке образовательных трансформаций. Ее вектором является поиск способов расширения участия и обучения учеников из социально уязвимых групп и подверженных рискам эксклюзии в школе и за ее пределами. Научная актуальность проблемы заключается в том, что при всей значимости лидерства в инклюзивном образовании работ, посвященных этой тематике, в России критично мало.
Используемая методология. Теоретический анализ литературных источников, аналитико-синтетический метод библиографического поиска, обобщение, метод сравнительного анализа.
Основные выводы. Лидерство рассматривается как дискурс и практики. В статье представлены основные стили образовательного лидерства, особое внимание уделено теориям трансформационного и распределенного лидерства; описаны инструменты исследований лидерства в инклюзивном образовании. Позиция директоров школ в отношении разнообразия является одним из определяющих факторов успешности/неуспешности школьной инклюзии. Стиль лидерства существенно влияет на взгляды, поведение, коммуникацию учителей, их самоэффективность, обучающие стратегии. Отношение директоров школ к инклюзивному образованию обуславливают три группы факторов: 1) связанные с детьми (тип инвалидности, например); 2) связанные со средой – культурно-исторической и организационной (ресурсы); 3) связанные с личностью директора (пол, возраст, квалификация, получение инклюзивной подготовки, самоэффективность, опыт, ценности). Перспективами исследования являются разработка теории управления инклюзивным образованием на основе интеграции трансформационного и распределенного лидерства; изучение влияния стиля руководства российских директоров школ на отношение учителей к инклюзивному образованию, их обучающих стратегий.
Общая информация
Ключевые слова: инклюзивное образование, лидерство, стили лидерства, директора школ, транзакционное и трансформационное лидерство, распределенное лидерство
Рубрика издания: Теоретические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150102
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Тюменской области в рамках научного проекта № 20-413-720012 «Человеческое измерение инклюзивной трансформации школы: субъективное благополучие в условиях гетерогенности».
Получена: 06.07.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Волосникова Л.М., Федина Л.В., Брук Ж.Ю. Позиции лидеров – директоров инклюзивных школ: зарубежный дискурс // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 1. С. 22–38. DOI: 10.17759/sps.2024150102
Полный текст
Введение
Одержимость лидерством: дискурс
№ |
Наименование журнала |
Количество статей |
Квартиль |
1 |
NASSP Bulletin (NASSP) |
5941 |
Q3 |
2 |
Educational Leadership (EdLd) |
2587 |
Q3 |
3 |
Economics of Education Review (EER) |
1601 |
Q1 |
4 |
Education & Urban Society (EUS) |
1364 |
Q2 |
5 |
Journal of Educational Administration (JEA) |
1319 |
Q1 |
6 |
International Journal of Ed. Management (IJEM) |
1188 |
Q2 |
7 |
Educational Administration Quarterly (EAQ) |
1163 |
Q1 |
8 |
Urban Education (UrbEd) |
1158 |
Q1 |
9 |
Ed. Management Admin. & Leadership (EMAL) |
1071 |
Q1 |
10 |
School Leadership & Management (SO/SLAM) |
788 |
Q2 |
11 |
Management in Education (MiE) |
637 |
Q2 |
12 |
School Effect. and School Improvement (SESI) |
612 |
Q1 |
13 |
Journal of Ed. Adm. and History (JEAH) |
521 |
Q2 |
14 |
Improving Schools (ImpSch) |
414 |
Q2 |
15 |
International Journal of Leadership in Ed. (IJLE) |
395 |
Q2 |
16 |
Journal of Personnel Evaluation in Ed. (JPEE) |
299 |
n/a |
17 |
Journal of Educational Change (JEC) |
296 |
Q1 |
18 |
Advances in Educational Administration (AEA) |
284 |
n/a |
19 |
International Journal of Management in Ed. (IJME) |
283 |
Q3 |
20 |
Education as Change (EAC) |
275 |
Q3 |
21 |
Leadership and Policy in Schools (LPS) |
164 |
Q1 |
Лидерство: доминирование или взаимодействие. Дискурс
Война парадигм. Виды образовательного лидерства: дискурс
Транзакционное и трансформационное (преобразующее) лидерство: дискурс
Дегероизация лидерства. Распределенное и конструктивистское лидерство: дискурс
Как исследовать лидерство в инклюзивном образовании: дискурс с переходом в практику
Лидеры в инклюзивном образовании. Инклюзия как культура изменений: практика
Инклюзивное лидерство на основе коммуникации и взаимодействия: практика
Все – лидеры? Обсуждение результатов
Заключение
Литература
- Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т. Культурно-историческая психология – «Наука о свободе» [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 1(7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoricheskaya-psihologiya-nauka-o-svobode (дата обращения: 18.05.2023).
- Волосникова Л.М., Игнатжева С.В., Федина Л.В., Брук Ж.Ю. Учитель в инклюзивном классе: взаимосвязь отношения к инклюзии с удовлетворенностью работой [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 60–87. DOI:10.17323/1814-9545-2022-2-60-87
- Комаров В.Ф., Алоян Г.Н. Исследование стилей руководства Курта Левина методом деловых игр [Электронный ресурс] // Мир экономики и управления. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-stiley-rukovodstva-kurta-levina-metodom-delovyh-igr (дата обращения: 16.11.2023).
- Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 4–14. DOI:10.17759/chp.2016120301
- Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы [Электронный ресурс] // Российский журнал менеджмента. 2003. № 2. URL: https://rjm.spbu.ru/article/view/811 (дата обращения: 06.2023).
- Avramidis E., Norwich B. Teachers’ Attitudes towards Integration/Inclusion: A Review of the Literature // European Journal of Special Needs Education. 2002. Vol. 17. No 2. P. 129–147. DOI:10.1080/08856250210129056
- Bass B.M. Transformational Leadership: Industrial, Military and Educational Impact. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1998. 208 p.
- Booth T., Ainscow M. Index for Inclusion: Developing Learning and Participation in Schools. Bristol: CSIE, 2002. 102 p.
- Burns J.M. Transforming leadership. New York: Grove, 2003. 344 p.
- Burns J.M. New York: Harper & Row, 1978. 530 p.
- Cohen E. Principal Leadership Styles and Teacher and Principal Attitudes, Concerns and Competencies Regarding Inclusion // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 186. P. 758–764. DOI:10.1016/j.sbspro.2015.04.105
- Dantley M.E. African American spirituality and Cornel West’s notions of prophetic pragmatism: Restructuring educational leadership in American urban schools // Educational Administration Quarterly. 2005. Vol. 41. № 4. P. 651–674.
- Forlin C., Earle C., Loreman T., Sharma U. The sentiments, attitudes, and concerns about inclusive education revised (SACIE-R) scale for measuring pre-service teachers’ perceptions about inclusion // Exceptionality Education International. 2011. Vol. 21. № 2–3. Р. 50–65.
- Fullan M. Leading in a culture of change. San Francisco: Jossey-Bass, 2001. 162 p.
- Fuller B., Clarke P. Raising school effects while ignoring culture? Local conditions and the influence of classroom tools, rules and pedagogy // Review of Educational Research. Vol. 64. № 1. Р. 119–157.
- Goriss-Hunter A., Burke J., Weuffen S., Plunkett M., Emmett S. Inclusion, Equity, Diversity, and Social Justice in Education in the Twenty-First Century // Inclusion, Equity, Diversity, and Social Justice in Education. Sustainable Development Goals / Weuffen S., Burke J., Plunkett M., Goriss-Hunter A., Emmett S. (eds.). Series. Springer, 2023. P. 1–10. Singapore. DOI:10.1007/978-981-19-5008-7_1
- Greenfield T.B. Theory in the study of organizations and administrative structures: A new perspective. Paper presented at the annual meeting of the international Intervisitation Programme on educational administration (3rd, Bristol, England, July). 1974. 21 p.
- Hallinger P., Kovačević J. A bibliometric review of research on educational administration: Science mapping the literature, 1960 to 2018 // Review of Educational Research. 2019. Vol. 89. № 3. Р. 335–369.
- Hallinger P., Kovačević J. Science mapping the knowledge base in educational leadership and management: A longitudinal bibliometric analysis, 1960 to 2018 // Educational Management Administration & Leadership. 2021. Vol. 49. № 1. Р. 5–30. DOI:10.1177/1741143219859002
- Harris A., DeFlaminis J. Distributed leadership in practice: Evidence, misconceptions and possibilities // Management in Education. Vol. 30. № 4. Р. 141–146. DOI:10.1177/0892020616656734
- Hartley D. Paradigms: How far does research in distributed leadership ‘stretch’? // Educational Management Administration and Leadership. Vol. 38. № 3. Р. 271–285.
- Hochschild A.R. Emotion work, feeling rules, and social structure // American Journal of Sociology. 1979. Vol. 8. № 3. Р. 551–575. URL: https://www.jstor.org/stable/2778583
- Hunt P., Hirose-Hatae A., Doering K., Karasoff P., Goetz L. “Community” is what I think everyone is talking about // Remedial & Special Education. 2000. Vol. 21. № 5. Р. 305–317.
- Johnson D.W., Johnson R.T. Leading the Cooperative School. Edina, MN: Interaction Book Company, 1989. 273 p.
- Kanyopa T.J. Exclusion, Diversity and Inclusion. In: Hlalele D., Makoelle T.M. (eds.). Inclusion in Southern African Education. Sustainable Development Goals Series. Springer, Cham. 2023. P. 3–9. DOI:10.1007/978-3-031-43752-6_1
- Khaleel N., Alhosani M., Duyar I. The Role of School Principals in Promoting Inclusive Schools: A Teachers’ Perspective // Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. Art. No 603241. DOI:10.3389/feduc.2021.603241
- Lambert L., Walker D., Zimmerman D.P., Cooper J.E., Lampert M.D., Gardner M.E., Slack P.J.F.M. The Constructivist Leader. New York: Teachers College Press. 2-nd Edition, 2002. 304 p.
- Lambrecht J., Lenkeit J., Hartmann A., Ehlert A., Knigge M., Spörer N. The effect of school leadership on implementing inclusive education: How transformational and instructional leadership practices affect individualised education planning // Int. J. Incl. Educ. Vol. 26. Р. 943–957.
- Leithwood K., Jantzi D., Ryan S., Steinbach R. Distributed leadership in secondary schools // Presented at the meeting of the Annual Meeting of the American Educational Research Association, 1997. March 24–28, Chicago, IL. Retrieved from https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED407411.pdf
- Metaphors we lead by: Understanding leadership in the real world / Alvesson M., Spicer A. London: Routledge, 2011. 222 p.
- Myende P.E. Leadership for Inclusion in Schools: An Ethics of Care Perspective // Inclusion in Southern African Education. Sustainable Development Goals Series / Hlalele D., Makoelle T.M. (eds.). Springer, Cham, 2023. DOI:10.1007/978-3-031-43752-6_10
- NG D. Reframing Educational Leadership Research in the Twenty-First Century // Concept and Design Developments in School Improvement Research. Accountability and Educational Improvement / Oude Groote Beverborg A., Feldhoff T., Maag Merki K., Radisch F. (eds.). Springer, Cham, 2021. P. 107–135. DOI:10.1007/978-3-030-69345-9_7
- Printy S.M., Marks H.M. Shared leadership for teacher and student learning // Theory Into Practice. Vol. 45. № 2. Р. 125–132.
- Quantz R.A., Rogers J., Dantley M. Rethinking transformative leadership: Toward democratic reform of schools // Journal of Education. 1991. Vol. 173. № 3. Р. 96–118.
- Riehl C.J. The principal's role in creating inclusive schools for diverse students: a review of normative, empirical, and critical literature on the practice of educational administration // Review of Educational Research. 2000. Vol. 70. № 1. Р. 55–81.
- Salisbury C. Principals’ perspectives on inclusive elementary schools // Research & Practice for Persons with Severe Disabilities. 2006. Vol. 31. № 1. Р. 70–82.
- Senge P.M. Transforming the practice of management // Human Resource Development Quarterly. 1993. Vol. 4. № 1. Р. 5–32. DOI:10.1002/hrdq.3920040103
- Sergiovanni J. Moral Leadership: Getting to the Heart of School Improvement. San Francisco: Jossey-Bass, 1992. 173 p.
- Shapiro A. Constructivist Leadership. In: English F.W. The Palgrave Handbook of Educational Leadership and Management Discourse. Palgrave Macmillan, Cham, 2022. P. 243–260. DOI:10.1007/978-3-030-99097-8_105
- Shields C.M. Transformative Leadership Theory: Critical, Comprehensive, and Activist // The Palgrave Handbook of Educational Leadership and Management Discourse / English F.W. (eds.). Palgrave Macmillan, Cham, 2022. P. 207–224. DOI:10.1007/978-3-030-99097-8_75
- Teahon M., Meyer E., Tillman D.R., Hof D.D. Mental Health Stigma of K-12 Principals // NASSP Bulletin. 2023. Vol. 107. № 2. Р. 120-129. DOI:10.1177/01926365231178834N
- Tejeiro F. Distributed Leadership and Inclusive schools // International Journal of Educational Leadership and Management. Vol. 12(1). DOI:10.17583/ijelm.10997
- Toprak M., Karakus M., Chen J. Transformational school leadership: a systematic review of research in a centralized education system // Journal of Educational Administration. 2023. Vol. 61. № 5. P. 514–530. DOI:10.1108/JEA-10-2022-0185
- Vlachou A., Tsirantonaki S.S. The Importance of School Principals’ Values towards the Inclusive Education of Disabled Students: Associations between Their Values and Knowledge, Beliefs, Attitudes and Practices // Educ. Sci. 2023. Vol. 13. Р. 360. DOI:10.3390/educsci13040360
- Webster A.A. Translating Theory to Practice for Principals Working Within Inclusive Education Policy / In: Trimmer K., Dixon R.S., Findlay Y. (eds.) // The Palgrave Handbook of Education Law for Schools. Palgrave Macmillan, Cham, 2018. P. 257–280. DOI:10.1007/978-3-319-77751-1_11
- Wilkinson J. 7 Educational Leadership Theory. Springer, Singapore, 2021. P. 1–15. DOI:10.1007/978-981-16-7629-1_1
- Youngs H. Variegated Perspectives Within Distributed Leadership: A Mix(Up) of Ontologies and Positions in Construct Development / In: English F.W. (eds.) // The Palgrave Handbook of Educational Leadership and Management Discourse. Palgrave Macmillan, Cham, 2022. P. 261–281. DOI:10.1007/978-3-030-99097-8_60
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 291
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 106
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 4