Канонир Т.Н. доктор психологических наук, доцент Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия e-mail: tkanonir@hse.ru
Угланова И.Л. младший научный сотрудник, Центр психометрики и измерений в образовании, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9117-5997 e-mail: iuglanova@hse.ru
Федерякин Д.А. cтажер-исследователь, Центр мониторинга качества образования Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия e-mail: dafederiakin@hse.ru
В статье представлены описание процесса и результаты адаптации и валидизации русскоязычной версии шкал удовлетворенности школой и удовлетворенности друзьями Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников Е.Хюбнера (на выборке учащихся третьих классов, N = 1729). Данный опросник является одним из наиболее знаковых в мировой практике по изучению субъективного благополучия детей и подростков, но до сих пор не был адаптирован на русскоязычной выборке. Адаптация на русский язык проводилась согласно рекомендациям Международной тестовой комиссии (International Test Commission). Валидизация проводилась согласно стандартам Голландской тестологической комиссии (COTAN). Психометрический анализ проводился с применением методов классической теории тестирования, конфирматорного факторного анализа и современной теории тестирования. Результаты анализа показали высокое качество адаптированных шкал после удаления из них трех утверждений, на проблемы с которыми указывали предыдущие исследования.
Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка
русскоязычного аналога методики PANAS [Электронный ресурс] // Психология.
Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91–110. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/izmerenie-pozitivnyh-i-negativnyh-emotsiy-razrabotka-russkoyazychnogo-analoga-metodiki-panas
(дата обращения: 02.09.2018).
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс
оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского
социологического конгресса (г. Москва, 21–24 октября 2008). М.: Институт
социологии РАН, 2008.
Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости:
психометрические характеристики и применение в организационном контексте //
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 2.
С. 147–165. URL:
http://msupsyj.ru/pdf/vestnik_2013_2/vestnik_2013-2_147-165.Pdf (дата
обращения: 02.09.2018).
Andersen E.B. The rating scale model // Handbook of modern item response
theory / Eds. W.J. van der Linden, R.K. Hambleton. NY: Springer, 1997.
P. 67–84. doi:10.1007/978-1-4757-2691-6_4
Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being: America’s
perception of life quality. New York: Plenum Press, 1976. 476 p.
Borgers N., de Leeuw E., Hox J. Children as respondents in survey research:
Cognitive development and response quality // Bulletin of Sociological
Methodology. 2000. Vol. 66. № 1. P. 60–75.
doi:10.1177/075910630006600106
Bradburn N.M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine,
1969. 332 p.
Bradley K.D., Cunningham J.D., Gilman R. Measuring adolescent life
satisfaction: A psychometric investigation of the Multidimensional Students’
Life Satisfaction Scale (MSLSS) // Journal of Happiness Studies. 2014.
Vol. 15. № 6. P. 1333–1345. doi:10.1007/s10902-013-9478-z
Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research: First
Edition. NY: Guilford, 2008. 462 p.
Cross-national adolescent multidimensional life satisfaction reports:
Analyses of mean scores and response style differences / R. Gilman [et al.] //
Journal of Youth and Adolescence. 2008. Vol. 37. № 2.
P. 142–154. doi:10.1007/s10964-007-9172-8
Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984.
Vol. 95. № 3. P. 542–575. doi:10.1037/0033-2909.95.3.542
French validation of the Multidimensional Students' Life Satisfaction Scale
/ F. Fenouillet [et al.] // Canadian Journal of Behavioural Science. 2015.
Vol. 47. № 1. P. 83–90. doi:10.1037/a0037624
Further Validation of the Multidimensional Students' Life Satisfaction
Scale / E.S. Huebner [et al.] // Journal of Psychological Assessment. 1998.
Vol. 16. № 2. P. 118–134. doi:10.1177/073428299801600202
Further validation of the Satisfaction with Life Scale: Evidence for the
cross-method convergence of well-being measures / W.G. Pavot [et al.] //
Journal of Personality Assessment. 1991. Vol. 57. № 1.
P. 149–161. doi:10.1207/s15327752jpa5701_17
Huebner E.S. Preliminary development and validation of a multidimensional
life satisfaction scale for children // Psychological Assessment. 1994.
Vol. 6. № 2. P. 149–158. doi:10.1037/1040-3590.6.2.149
Huebner E.S., Gilman R., Laughlin J.E. A multimethod investigation of the
multidimensionality of children's well-being reports: Discriminant validity of
life satisfaction and self-esteem // Social Indicators Research. 1999.
Vol. 46. № 1. P. 1–22. doi:10.1023/A:1006821510832
Huebner E.S., Zullig K.J., Saha R. Factor structure and reliability of an
abbreviated version of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale
// Child Indicators Research. 2012. Vol. 5. № 4. P. 651–657.
doi:10.1007/s12187-012-9140-z
International Test Commission. ITC Guidelines for Translating and Adapting
Tests (Second Edition) // International Journal of Testing. 2018. Vol. 18.
№ 2. P. 101–134. doi:10.1080/15305058.2017.1398166
Irmak S., Kuruüzüm A. Turkish validity examination of the multidimensional
students’ life satisfaction scale // Social Indicators Research. 2009.
Vol. 92. № 1. P. 13–23. doi:10.1007/s11205-008-9284-x
Jovanovic V., Zuljevic D. Psychometric evaluation of the serbian version of
the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Social Indicators
Research. 2013. Vol. 110. № 1. P. 55–69.
doi:10.1007/s11205-011-9916-4
Rhemtulla M., Brosseau-Liard P.É., Savalei V. When can categorical
variables be treated as continuous? A comparison of robust continuous and
categorical SEM estimation methods under suboptimal conditions // Psychological
methods. 2012. Vol. 17. № 3. P. 354–373.
doi:10.1037/a0029315
Sample heterogeneity and the measurement structure of the Multidimensional
Students’ Life Satisfaction Scale / R. Sawatzky [et al.] // Social Indicators
Research. 2009. Vol. 94. № 2. P. 273–296.
doi:10.1007/s11205-008-9423-4
Tavakol M., Dennick R. Making sense of Cronbach's alpha // International
journal of medical education. 2011. № 2. P. 53–55.
doi:10.5116/ijme.4dfb.8dfd
ten Berge J.M.F., Zegers F.E. A series of lower bounds to the reliability
of a test // Psychometrika. 1978. Vol. 43. № 4. P. 575–579.
The Dutch review process for evaluating the quality of psychological tests:
History, procedure, and results / A. Evers [et al.] // International Journal of
Testing. 2010. Vol. 10. № 4. P. 295–317.
doi:10.1080/15305058.2010.518325
The Satisfaction with Life Scale / E. Diener [et al.] // Journal of
Personality Assessment. 1985. Vol. 49. № 1. P. 71–75.
doi:10.1207/s15327752jpa4901_13
Van Sonderen E., Sanderman R., Coyne J.C. Ineffectiveness of reverse
wording of questionnaire items: Let’s learn from cows in the rain // PLoS One.
2013. Vol. 8. № 9. doi:10.1371/journal.pone.0068967
Veronese G., Pepe A. Cross-cultural adaptation, psychometric proprieties
and factor structure of the Multidimensional Student Life Satisfaction Scale
(MSLSS): A study with Palestinian children living in refugee camps // Current
Psychology. 2018. P. 1–10. doi:10.1007/s12144-018-9891-x
Watson D., Clark L.A., Tellegen A. Development and validation of brief
measures of positive and negative affect: the PANAS scales // Journal of
personality and social psychology. 1988. Vol. 54. № 6.
P. 1063–1070. doi:10.1037/0022-3514.54.6.1063
Wolfe E.W., Dobria L. Applications of the Multi-Faceted Rasch Model // Best
Practices in Quantitative Methods / Eds. J.W. Osborne. LA: Sage, 2008.
P. 71–85.
Wright B.D. Reliability and separation // Rasch measurement transactions.
1996. Vol. 9. № 4. P. 472.
Wright B.D., Linacre J.M. Reasonable mean-square fit values // Rasch
Measurement Transactions. 1994. Vol. 8. P. 370–371.