Хухлаев О.Е. кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534 e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru
Александрова Е.А. кандидат культурологии, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: aleksandrovaae@gmail.com
Зыков Е.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и специальной педагогики и психологии, Армавирская государственная педагогическая академия, Армавир, Россия e-mail: zykov_jenya@mail.ru
Статья содержит обзор современных подходов к решению вопроса о том, являются ли верования, специфически религиозные отношения, практики или религиозные группы причиной межгруппового конфликта. Исследования показывают, что роль ключевой переменной в структуре межрелигиозной враждебности – религиозного фундаментализма – крайне неоднозначна и сильно зависит как от особенностей ситуации (например, характера прайминга религиозными текстами), так и от культурного контекста. В ситуациях, когда религиозные послания диктуют необходимость гуманного отношения к «иным», религиозные фундаменталисты демонстрируют позитивное отношение к представителям аутгруппы. Специфика микро- и макро-уровней в конкретной ситуации может приводить как в возрастанию, так и к нивелированию «религиозно-специфического» фактора в межгрупповом противостоянии.
Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. Москва: Юрайт, 2017.
341 с.
Религия и конфликт / Под ред. А. Малашенко, С. Филатова. Москва: Российская
политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 289 с.
Титов Р.С. Концепция индивидуальной религиозности Г. Олпорта: понятие
религиозных ориентаций // Культурно-историческая психология. 2013. № 1.
С. 2–9.
Allport G.W., Ross J.M. Personal religious orientation and prejudice //
Journal of Personality and Social Psychology. 1967. Vol. 5. № 4.
P. 432–443. doi:10.1037/h0021212
Allport, G.W. The nature of prejudice. Cambridge, MA: Addison-Wesley, 1954.
537 p.
Altemeyer B. The authoritarian spectre. Cambridge, MA: Harvard University
Press, 1996. 384 p.
Altemeyer B., Hunsberger B. A revised Religious Fundamentalism Scale: The
short and sweet of it. International // Journal for the Psychology of Religion.
2004. Vol. 14. № 1. P. 47–54.
doi:10.1207/s15327582ijpr1401_4
Altemeyer B., Hunsberger B. Fundamentalism and authoritarianism // Handbook
of the psychology of religion and spirituality / Eds. R.F. Paloutzian, C.L.
Park. New York, NY: Guilford Press, 2005. P. 378–393.
Arzheimer K., Carter E. Christian religiosity and voting for West European
radical right parties // West European Politics. 2009. Vol. 32. № 5.
P. 985–1011. doi:10.1080/01402380903065058
Batson C.D., Denton D.M., Vollmecke J.T. Quest religion,
anti-fundamentalism, and limited versus universal compassion // Journal for the
Scientific Study of Religion. 2008. Vol. 47. № 1. P. 135–145.
doi:10.1111/j.1468-5906.2008.00397.x
Batson C.D., Schoenrade P., Ventis W.L. Religion and the individual: A
social psychological perspective. New York: Oxford University Press, 1993. 427
p.
Beller J., Kröger C. Religiosity, Religious Fundamentalism, and Perceived
Threat as Predictors of Muslim Support for Extremist Violence // Psychology of
Religion and Spirituality. 2018. Vol. 10. № 4. P. 345–355.
doi:10.1037/rel0000138
Blogowska J., Saroglou V. For Better or Worse: Fundamentalists’ Attitudes
Towards Outgroups as a Function of Exposure to Authoritative Religious Texts //
International Journal for the Psychology of Religion. 2013. Vol. 23.
№ 2. P. 103–125. doi:10.1080/87567555.2012.687991
Blogowska J., Saroglou V. Religious fundamentalism and limited prosociality
as a function of the target // Journal for the Scientific Study of Religion.
2011. Vol. 50. № 1. P. 44–60.
doi.:10.1111/j.1468-5906.2010.01551.x
Clobert M., Saroglou V., Hwang K.K. East Asian religious
tolerance versus Western monotheist prejudice: The role of (in)tolerance of
contradiction // Group processes & intergroup relations. 2017.
Vol. 20. № 2. P. 216–232. doi:10.1177/1368430215603458
Cook D.B., McDaniel M.G., Doyle-Portillo S.M. Taking religion to
heart: the relationship between the Five Factor Model and the New Indices of
Religious Orientation among religious students // Journal of beliefs &
values-studies in religion & education. 2018. Vol. 39. № 3.
P. 304–316. doi:10.1080/13617672.2018.1429172
Donahue M.J. Intrinsic and extrinsic religiousness: Review and
meta-analysis // Journal of Personality & Social Psychology.1985.
Vol. 48. № 2. P. 400–419. doi:10.1037/0022-3514.48.2.400
Goplen J., Plant E.A. A Religious Worldview: Protecting One’s Meaning
System Through Religious Prejudice // Personality and Social Psychology
Bulletin. 2015. Vol. 41. № 11. P. 1474–1487.
doi:10.1177/0146167215599761
Hall D., Matz D.C., Wood W. Why don’t we practice what we preach? A
meta-analytic review of religious racism // Personality and Social Psychology
Review. 2010. № 14. P. 126-139. doi:10.1177/1088868309352179
Hansen I. G., Norenzayan A. Between yang and yin and heaven and hell:
Untangling the complex relationship between religion and intolerance // Where
God and science meet: How brain and evolutionary studies alter our
understanding of religion / Ed. P. McNamara. Westport, CT: Praeger, 2006.
P. 187–211
Hodson G., Dhont K. The person-based nature of prejudice: Individual
difference predictors of intergroup negativity // European Review of Social
Psychology. 2015. Vol. 26. № 1. P. 1–42.
doi:10.1080/10463283.2015.1070018
Hood R.W., Hill P. C., Spilka B. The psychology of religion: An empirical
approach. 4th ed. New York: Guilford Press, 2009. 636 p.
McCleary D.F., Quillivan C.C., Foster L.N. Meta-analysis of correlational
relationships between perspectives of truth in religion and major psychological
constructs // Psychology of Religion and Spirituality. 2011. Vol. 3.
№ 3. P. 163–180. doi:10.1037/a0022208
Moral identity and psychological distance: The case of adolescent parental
socialization / S.A. Hardy [et al.] // Journal of Adolescence. 2010.
Vol. 33. № 1. P. 111–123.
doi:10.1016/j.adolescence.2009.04.008
Saroglou V. Believing, bonding, behaving, and belonging: The big four
religious dimensions and cultural variation // Journal of Cross-Cultural
Psychology. 2011. Vol. 42. № 8. P. 1320-1340.
doi:10.1177/0022022111412267
Saroglou V. Intergroup Conflict, Religious Fundamentalism, and Culture //
Journal of Cross-Cultural Psychology. 2016. Vol. 47. № 1.
P. 33–41.
Saroglou V., Corneille O., Van Cappellen P. «Speak, Lord, your servant is
listening»: Religious priming activates submissive thoughts and behaviors //
International Journal for the Psychology of Religion. 2009. Vol. 19.
№ 3. P. 143–154. doi:10.1080/10508610902880063
Stephan, W.G., Ybarra O., Morrison K.R. Intergroup Threat Theory //
Handbook of Prejudice, Stereotyping, and Discrimination / Ed. T.D. Nelson. New
York: Taylor and Francis Group, 2009. P. 43–60.
Toward an Understanding of Religious Tolerance: Quest Religiousness and
Positive Attitudes Toward Religiously Dissimilar Others / D.R. Van Tongeren [et
al.] // The International Journal for the Psychology of Religion. 2016.
Vol. 26. № 3. P. 212–224. doi:10.1080/10508619.2015.1039417