Включен
в Science
Index
Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation
Index
Нападения в школах: агрессивные и аутоагрессивные действия несовершеннолетних 847
Сыроквашина К.В. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П.Сербского» МЗ РФ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3172-6130 e-mail: syrokvashina@mail.ru
Аннотация
В статье описываются результаты зарубежных теоретических и эмпирических исследований, посвященных нападениям в школах с массовыми жертвами. Ряд исследований сосредотачивается на факторах риска, выявленных при анализе состоявшихся нападений. Обсуждается эффективность качественного подхода к оценке факторов влияния. Рассматриваются подходы к профилактике школьных нападений. Помимо акцента на стабильных факторах риска, обосновывается необходимость учета алгоритмов поведения подростков в период, непосредственно предшествовавший нападению.
Ссылка для цитирования
Скопировать
A Qualitative Investigation of Averted
School Shooting Rampages / J.A. Daniels [et al.] // Counseling Psychologist.
2009. Vol. 38. № 1. P. 69–95.
doi:10.1177/0011000009344774.
Agnich L.E. A Comparative Analysis of
Attempted and Completed School-Based Mass Murder Attacks // American Journal of
Criminal Justice. 2015. Vol. 40. № 1. P. 1–22.
doi:10.1007/s12103-014-9239-5.
Altheide D.L. The Columbine Shootings
and the Discourse of Fear // American Behavioral Scientist. 2009. Vol. 52.
№ 10. P. 1354–1370. doi:10.1177/0002764209332552.
Arcus D. School shooting fatalities and
school corporal punishment: A look at the states // Aggressive Behavior. 2002.
Vol. 28. №. 3. P. 173–183. doi:10.1002/ab.90020.
Bonanno C.M., Levenson R.L. School
Shooters: History, Current Theoretical and Empirical Findings, and Strategies
for Prevention // SAGE Open, 2014. 11 p. doi:10.1177/2158244014525425.
Bushman B.J. Narcissism, Fame Seeking,
and Mass Shootings // American Behavioral Scientist. 2018. Vol. 62.
№ 2. P. 229–241. doi:10.1177/0002764217739660.
De Venanzi A.S. School shootings in the
USA: Popular culture as risk, teen marginality, and violence against peers //
Crime, Media, Culture. 2012. Vol. 8. № 3. P. 261–278.
doi:10.1177/1741659012443233.
Ferguson C.J., Coulson M., Barnett J.
Psychological Profiles of School Shooters: Positive Directions and One Big
Wrong Turn // Journal of Police Crisis Negotiations. 2011. Vol. 11.
№ 2. P. 141–158. doi:10.1080/15332586.2011.581523.
Gamache K., Platania J., Zaitchik M. An
examination of the individual and contextual characteristics associated with
active shoot events [Электронный ресурс] // Open Access Journal of Forensic
Psychology. 2015. Vol. 7. 20 p. URL:
https://docs.rwu.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://scholar.google.ru/&httpsredir=1&article=1203&context=fcas_fp
(дата обращения: 24.07.2019).
Kimmel M.S., Mahler M. Adolescent
Masculinity, Homophobia, and Violence: Random School Shootings, 1982-2001 //
American Behavioral Scientist. 2003. Vol. 46. № 10.
P. 1439–1458. doi:10.1177/0002764203046010010.
Kleck G. Mass Shootings in Schools. The
Worst Possible Case for Gun Control // American Behavioral Scientist. 2009.
Vol. 10. № 52. P. 1447–1464.
doi:10.1177/0002764209332557.
Langman P. Multi-Victim School Shootings
in the United States: A Fifty-Year Review // The Journal of Campus Behavioral
Intervention (J-BIT). 2016. Vol. 4. P. 5–17.
doi:10.17732/JBIT2016/2.
Langman P. Rampage School Shooters: A
Typology // Aggression and Violent Behavior. 2009. Vol. 14. № 1.
P. 79–86. doi:10.1016/j.avb.2008.10.003.
Langman P. School Shooters: The Warning
Signs [Электронный ресурс] // School Shooters.info. 2012. 6 p. URL:
https://schoolshooters.info/sites/default/files/school_shooters_warning_signs_1.1.pdf
(дата обращения: 24.07.2019).
Lankford A. A comparative analysis of
suicide terrorists and rampage, workplace, and school shooters in the United
States from 1990 to 2010 // Homicide Studies. 2012. Vol. 17. № 3.
P. 255–274. doi:10.1177/1088767912462033.
Larkin R.W. Learning
to Be a Rampage Shooter: The Case of Elliot Rodger // The
Wiley Handbook on Violence in Education: Forms, Factors, and Preventions / Ed.
H.Shapiro. Hoboken, NJ : John Wiley & Sons, 2018. P. 69–84.
Lee K. Mass Shootings and Media
Contagion Theory: Social Media’s Influence on Frequency of Incidents
[Электронный ресурс] // Elon Journal of Undergraduate Research in
Communications. 2018. Vol. 9. № 2. P. 27–35. URL:
https://www.elon.edu/u/academics/communications/journal/wp-content/uploads/sites/153/2018/12/03-Lee.pdf
(дата обращения: 13.09.2019).
Levin J., Madfis E. Mass Murder at
School and Cumulative Strain: A Sequential Model // American Behavioral
Scientist. 2009. Vol. 52. № 9. P. 1227–1245.
doi:10.1177/0002764209332543.
McGee J.P., DeBernardo C.R. Classroom
Avenger: A Behavioral Profile of School Based Shootings // Forensic Examiner.
1999. Vol. 8. № 5–6. P. 16–18.
O’Toole M.E. The school shooter: A
threat assessment perspective. Quantico, VA: National Center for the Analysis
of Violent Crime, Federal Bureau of Investigation, 2000. 46 p.
Offender and offence characteristics of
school shooting incidents / F.J. Gerard [et al.] // Journal of Investigative
Psychology and Offender Profiling. 2016. Vol. 13. № 1. P. 22–38.
doi:10.1002/jip.1439.
Teasing, rejection, and violence: case
studies of the school shootings / M.R. Leary [et al.] // Aggressive Behavior.
2003. Vol. 29. № 3. P. 202–214. doi:10.1002/ab.10061.
Threat assessment in schools: A guide to
managing threatening situations and to creating safe school climates / R. Fein
[et al.]. Washington, DC: U.S. Secret Service and Department of Education,
2002. 95 p.
Verlinden S., Hersen M., Thomas J. Risk
factors in school shootings // Clinical Psychology Review. 2000. Vol. 20.
№ 1. P. 3–56. doi:10.1016/S0272-7358(99)00055-0.
What Can Be Done About School Shootings?
A Review of the Evidence / R. Borum [et al.] // Educational Researcher. 2010.
Vol. 39. № 1. P. 27–37. doi:10.3102/0013189X09357620.