Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9368Новости 1847Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

3 место — направление «Психология»

2,013 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,040 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальная адаптация детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения 76

|

Куртанова Ю.Е.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической реабилитации факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8283-4874
e-mail: Ulia.Kurtanova@yandex.ru

Бурдукова Ю.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4827-2040
e-mail: julia_burd@inbox.ru

Щербакова А.М.
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8932-4102
e-mail: shcherbakova.a.m@eyandex.ru

Щукина В.Д.
аспирант, кафедра специальной психологии и реабилитологии, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9191-6361
e-mail: varia.shuckina@yandex.ru

Иванова А.А.
магистрант кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9234-9474
e-mail: sasha020597@gmail.com

Аннотация

Статья представляет собой обзор зарубежных исследований, посвященных социализации детей c онкологическим заболеванием в анамнезе. Исследования свидетельствуют, что наличие онкологического диагноза является сильнейшим стрессогенным фактором для ребенка, также, как и длительная госпитализация, болезненные медицинские процедуры, астенизация, эмоциональная депривация, отрыв от привычного образа жизни и близких родственников. Все это негативно влияет на психологическое состояние ребенка и его реинтеграцию в социум после продолжительного лечения. Особое внимание уделено публикациям трудностях, с которыми сталкивается ребенок при возвращении в социум. В них показано, что дети с онкологическим заболеванием (по излечении или в ремиссии) испытывают трудности в социальном взаимодействии, проблемы с учебой, когнитивные трудности, что может приводить к эмоциональным нарушениям. Проанализированы исследования, направленные на оценку семейной ситуации детей с онкологическими заболеваниями. В статье также описаны возможные стратегии предупреждения и коррекции социальной дезадаптации и психологической поддержки семей, в которых есть дети с онкологическими заболеваниями.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бурдукова Ю.А., Алексеева О.С. Функция планирования у детей, имеющих в анамнезе нейроонкологическое заболевание // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 50–60. DOI:10.17759/cpse.2016050404
  2. Куртанова Ю.Е. Система психологической реабилитации пациентов с различными соматическими заболеваниями [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5. С. 286–292. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Kurtanova.shtml (дата обращения: 08.05.2020).
  3. Медведева В.А., Кадыров Р.В. Отношение к жизни и смерти у подростков с онкологическими заболеваниями // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 39–57. DOI:10.17759/cpse.2019080403
  4. A controlled study of peer relationships of children surviving brain tumors: teacher, peer and self ratings / K. Vannatta [et al.] // Journal of Pediatric Psychology. 1998. Vol. 23. № 5. P. 279–287. DOI:10.1093/jpepsy/23.5.279
  5. A meta-analytic review of the influence of pediatric cancer on parent and family functioning / A.L.H. Pai [et al.] // Journal of Family Psychology. 2007. Vol. 21. № 3. P. 407–415. DOI:10.1037/0893-3200.21.3.407
  6. Adjustment in childhood brain tumor survival: Child, mother and teacher report / J. Radcliffe[et al.] // Journal of Pediatric Psychology. 1996. Vol. 21. № 4. P. 529–539. DOI:10.1093/jpepsy/21.4.529
  7. Adolescent survivors of childhood cancer: Are they vulnerable for psychological distress? / M.E. Gianinazzi [et al.] // Psychooncology. 2013. Vol. 22. № 9. P. 2051–2058. DOI:10.1002/pon.3249
  8. Alderfer M.A., Kazak A.E. Family issues when a child is on treatment for cancer // In Comprehensive handbook of childhood cancer and sickle cell disease: A biopsychosocial approach / R.T. Brown (Ed.). Oxford: Oxford University Press, 2006. P. 53–74.
  9. Barrera M., Schulte F., Spiegler B.J. Factors influencing depressive symptoms of children treated for a brain tumor // Journal of Psychosocial Oncology. 2007. Vol. 26. № 1. P. 1–16. DOI:10.1300/J077v26n01_01
  10. Barrera M., Spiegler B.J., Baruchel S. Social difficulties in children treated for brain tumors: Unpublished manuscript. 2000.
  11. Behavioral resiliency among children surviving brain tumors: A longitudinal study / S.C. Carpentieri [et al.] // Journal of Clinical Child Psychology. 1993. Vol. 22. № 2. P. 236–246. DOI:10.1207/s15374424jccp2202_10
  12. Bronfenbrenner U.Toward an experimental ecology of human development // American Psychologist. 1977. Vol. 32. № 7. P. 513–531. DOI:10.1037/0003-066X.32.7.513
  13. Butler R.W., Mulhern R.K. Neurocognitive interventions for children and adolescents surviving cancer // Journal of Pediatric Psychology. 2005. Vol. 30. № 1. P. 65–78. DOI:10.1093/jpepsy/jsi017
  14. Caldas J.C.S. General anesthesia, surgery and hospitalization in children and their effects upon cognitive, academic, emotional and sociobehavioral development–a review // Pediatric Anesthesia. 2004. Vol. 14. № 11. P. 910–915. DOI:10.1111/j.1460-9592.2004.01350.x
  15. Children in remission from acute lymphoblastic leukaemia: mental health, psychosocial adjustment and parental functioning / T. Reinfjell[et al.] // European journal of cancer care. 2009. Vol. 18. № 4. P. 364–370. DOI:10.1111/j.1365-2354.2008.00954.x
  16. Coping in long-term survivors of childhood cancer: relations o psychological distress / K. Wenninger[et al.] // Psycho-oncology. 2013. Vol. 22. № 4. P. 854–861. DOI:10.1002/pon.3073
  17. Cousino M.K., Hazen R.A. Parenting stress among caregivers of children with chronic illness: A systematic review // Journal of Pediatric Psychology. 2013. Vol. 38. № 8. P. 809–828. DOI:10.1093/jpepsy/jst049
  18. Development of social skills in boys with brain tumors: A group approach / M. DieTrill[et al.] // Journal of Psychosocial Oncology. 1996. Vol. 14. № 2. P. 23–41. DOI:10.1300/J077v14n02_02
  19. Developmental model relating white matter volume to neurocognitive deficits in pediatric brain tumor survivors / W.E. Reddick [et al.] // Cancer. 2003. Vol. 97. № 10. P. 2512–2519. DOI:10.1002/cncr.11355
  20. Educational and social late effects of childhood cancer and related clinical, personal, and familial characteristics / M. Barrera [et al.] // Cancer. 2005. Vol. 104. № 8. P. 1751–1760. DOI:10.1002/cncr.21390
  21. Embedding learning in a paediatric hospital: Changing practice and keeping connected / L. Hopkins[et al.] // International Journal of Inclusive Education. 2014. Vol. 18. № 3. P. 312–321. DOI:10.1080/13603116.2012.752877
  22. Evaluation of a social-skills training group intervention with children treated for brain tumors: A pilot study / L.P. Barakat[et al.] // Journal of Pediatric Psychology. 2003. Vol. 28. № 5. P. 299–307. DOI:10.1093/jpepsy/jsg019
  23. Factors associated with emotional and behavioural problems among school age children of breast cancer patients [Электронный ресурс] / M. Watson [et al.] // British journal of cancer. 2006. Vol. 94. P. 43–50. URL: https://www.nature.com/articles/6602887.pdf (дата обращения: 07.09.2020).
  24. Family stress and coping: A decade review / H.I. McCubbin [et al.] // Journal of Marriage and the Family. 1980. Vol. 42. № 4. P. 855–871. DOI:10.2307/351829
  25. FAMily-Oriented Support (FAMOS): development and feasibility of a psychosocial intervention for families of childhood cancer survivors / H. Salem [et al.] // Acta Oncology. 2017. Vol. 56. № 2. P. 367–374. DOI:10.1080/0284186X.2016.1269194
  26. Health status of adult long-term survivors of childhood cancer: A report from the childhood cancer survivor study / M.M. Hudson [et al.] // Journal of the American Medical Association. 2003. Vol. 290. № 12. P. 1583–1592. DOI:10.1001/jama.290.12.1583
  27. Health status of juvenile offenders. A survey of young offenders appearing before the juvenile courts / M. Dolan [et al.] // Journal of Adolescence. 1999. Vol. 22. № 1. P. 137–144. DOI:10.1006/jado.1998.0206
  28. Health‐related quality of life after completion of successful treatment for childhood cancer / V. Engelen [et al.] // Pediatric Blood & Cancer. 2011. Vol. 56. № 4. P. 646–53. DOI:10.1002/pbc.22795
  29. Helgeson V.S., Cohen S. Social support and adjustment to cancer: reconciling descriptive, correlational, and intervention research // Health Psychology. 1996. Vol. 15. № 2. P. 135–148. DOI:10.1037/10338-003
  30. Kaatsch P. Epidemiology of childhood cancer // Cancer Treatmeant Review. 2010. Vol. 36. № 4. P. 277–285. DOI:10.1016/j.ctrv.2010.02.003
  31. La Greca A.M. Social consequences of pediatric conditions: Fertile area for future investigation and intervention? // Journal of Pediatric Psychology. 1990. Vol. 15. № 3. P. 285–307. DOI:10.1093/jpepsy/15.3.285
  32. Labay L.E., Mayans S., Harris M.B. Integrating the child into home and community following the completion of cancer treatment // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2004. Vol. 21. № 3. P. 165–169. DOI:10.1177/1043454204264396
  33. Lansky S.B., Cairns N.U., Zwartjes W. School attendance among children with cancer: A report from two centers // Journal of Psychosocial Oncology. 1983. Vol. 1. № 2. P. 75–82. DOI:10.1300/J077v01n02_05
  34. Lin V.W. Tough-skinned kids: identifying psychosocial effects of psoriasis and helping pediatric patients and families cope // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2012. Vol. 27. № 5. P. 563–572. DOI:10.1016/j.pedn.2011.10.003
  35. Logan D.E., Scharff L. Relationships between family and parent characteristics and functional abilities in children with recurrent pain syndromes: An investigation of moderating effects on the pathway from pain to disability // Journal of Pediatric Psychology. 2005. Vol. 30. № 8. P. 698–707. DOI:10.1093/jpepsy/jsj060
  36. Long K.A., Marsland A.L. Family adjustment to childhood cancer: a systematic review // Clinical Child and Family Psychology Review. 2011. Vol. 14. № 1. P. 57–88. DOI:10.1007/s10567-010-0082-z
  37. Marcus J. Psychosocial issues in pediatric oncology [Электронный ресурс] // The Ochsner Journal. 2012. Vol. 12. № 3. P. 211–215. URL: http://www.ochsnerjournal.org/content/ochjnl/12/3/211.full.pdf (дата обращения: 07.09.2020).
  38. Mulhern R.K., Butler R.W. Review neurocognitive sequelae of childhood cancers and their treatment // Pediatric Rehabilitation. 2004. Vol. 7. № 1. P. 1–14. DOI:10.1080/13638490310001655528
  39. Norberg A.L. Burnout in mothers and fathers of children surviving brain tumour // Journal of clinical psychology in medical settings. 2007. Vol. 14. P. 130–137. DOI:10.1007/s10880-007-9063-x
  40. Parent and family factors associated with child adjustment to pediatric cancer / K.E. Robinson[et al.] // Journal of Pediatric Psychology. 2007. Vol. 32. № 4. P. 400–410. DOI:10.1093/jpepsy/jsl038
  41. Parent functioning in families of preadolescents with spina bifida: Longitudinal implications for child adjustment / D. Friedman [et al.] // Journal of Family Psychology. 2004. Vol. 18. № 4. P. 609–619. DOI:10.1037/0893-3200.18.4.609
  42. Patterson J.M. Integrating family resilience and family stress theory // Journal of Marriage and Family. 2002. Vol. 64. № 2. P. 349–360. DOI:10.1111/j.1741-3737.2002.00349.x
  43. Prevatt F.F., Heffer R.W., Lowe P.A. A review of school reintegration programs for children with cancer // Journal of School Psychology. 2000. Vol. 38. № 5. P. 447–467. DOI:10.1016/S0022-4405(00)00046-7
  44. Psychiatric and Psychosocial Support for the Child and Family, Principles and practice of pediatric oncology / L.S. Wiener [et al.] // Principles and practice of pediatric oncology. 2006. Vol. 5. P. 4410–1441.
  45. Psychological outcomes in long-term survivors of childhood brain cancer: A report from the childhood cancer survivor study / B. Zebrack [et al.] // Journal of Clinical Oncology. 2004. Vol. 22. № 6. P. 999–1006. DOI:10.1200/JCO.2004.06.148
  46. Psychosocial adjustment of siblings of children with cancer: A systematic review / M.A. Alderfer[et al.] // Psychooncology. 2010. Vol. 19. № 8. P. 789–805. DOI:10.1002/pon.1638
  47. Psychosocial intervention as a component of routine breast cancer care-who participates and does it help? / I. Schou [et al.] // Psycho-oncology. 2008. Vol. 17. № 7. P. 716–720. DOI:10.1002/pon.1264
  48. Social attainment in survivors of pediatric central nervous system tumors: a systematic review and meta-analysis from the Children’s Oncology Group / F. Schulte [et al.] Journal of Cancer Survivorship. 2019. Vol. 13. P. 921–931. DOI:10.1007/s11764-019-00808-3
  49. Steliarova-Foucher E., Colombet M., Ries L.A.G. International incidence of childhood cancer, 2001-10: A population-based registry study // Lancet Oncology. 2017. Vol. 18. № 6. P. 719–731. DOI:10.1016/S1470-2045(17)30186-9
  50. Stress-related mental disorders in childhood cancer survivors / N.M. Schrag[et al.] // Pediatric Blood & Cancer. 2008. Vol. 50. № 1. 98–103. DOI:10.1002/pbc.21285
  51. Study protocol: Rehabilitation including Social and Physical activity and Education in Children and Teenagers with Cancer (RESPECT) [Электронный ресурс] / T. Thorsteinsson [et al.] // BMC Cancer. 2013. Vol. 13. Article number 544. 7 p. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1186/1471-2407-13-544.pdf (дата обращения: 07.09.2020).
  52. Systematic review and meta-analysis of parent and family-based interventions for children and adolescents with chronic medical conditions / E.F. Law [et al.] // Journal of Pediatric Psychology. 2014. Vol. 39. № 8. P. 866–886. DOI:10.1093/jpepsy/jsu032
  53. Systematic review: associations between family functioning and child adjustment after pediatric cancer diagnosis: a meta-analysis / M. Van Schoors[et al.] // Journal of Pediatric Psychology. 2017. Vol. 42. № 1. P. 6–18. DOI:10.1093/jpepsy/jsw070
  54. The relationship between parent distress and child quality of life in pediatric cancer: A meta-analysis / D.M. Bakula [et al.] // Journal of pediatric nursing. 2020. Vol. 50. P. 14–19. DOI:10.1016/j.pedn.2019.09.024
  55. Treatment of posttraumatic stress symptoms in adolescent survivors of childhood cancer and their families: A randomized clinical trial / A.E. Kazak [et al.] // Journal of Family Psychology. 2004. Vol. 18. № 3. P. 493–504. DOI:10.1037/0893-3200.18.3.493
  56. Upton P., Eiser C. School experiences after treatment for a brain tumour // Child: Care Health Development. 2006. Vol. 32. № 1. P. 9–17. DOI:10.1111/j.1365-2214.2006.00569.x
  57. Woodgate R.L. A different way of being: adolescents’ experiences with cancer // Cancer Nursing. 2005. Vol. 28. № 1. P. 8–15.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика