Трансформация мотивов и ценностей студентов высших образовательных организаций в условиях пандемии (по материалам зарубежных исследований)

536

Аннотация

В данной работе представлен обзор результатов психологических исследований, направленных на изучение ценностных ориентаций и мотивации студентов зарубежных университетов, начинающих или продолжающих обучение в период ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19, а также особенностей изменения их ценностно-мотивационной сферы. Студенты медицинских и смежных специальностей, принимавших участие в исследованиях, активно привлекались (в рамках волонтерства и клинической практики) для работы в сложных условиях пандемии. Многие студенты-участники исследования отмечали, что заметили у себя значительное снижение мотивации из-за вынужденной изоляции и необходимости находиться дома. Регулярные видеовстречи и общение с преподавателем по электронной почте студентами были расценены как недостаточная обратная связь; у них не всегда была возможность обсудить непонятные вопросы непосредственно во время занятий с педагогами или одногруппниками.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация, ценности, мотивы , студенты, COVID-19, дистанционное обучение, студенты-волонтеры

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100109

Для цитаты: Марьин М.И., Никифорова Е.А. Трансформация мотивов и ценностей студентов высших образовательных организаций в условиях пандемии (по материалам зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 92–101. DOI: 10.17759/jmfp.2021100109

Литература

  1. Григорян Н.А., Колмакова Т.С., Галустян Л.К. Степень роста тревожности обучающихся дистанционно на первом курсе РостГМУ в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 31–37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stepen-rosta-trevozhnosti-obuchayuschihsya-distantsionno-na-pervom-kurse-rostgmu-v-svyazi-s-pandemiey-novoy-koronavirusnoy (дата обращения: 17.03.2021).
  2. Медведева Н.А., Мусихина Л.В. Формирование мотивации студентов к освоению информационных технологий в условиях пандемии [Электронный ресурс] // International scientific review. 2020. № LXXI. С. 90–93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-studentov-k-osvoeniyu-informatsionnyh-tehnologiy-v-usloviyah-pandemii (дата обращения: 17.03.2021).
  3. #DavidsonTrue: Transitioning to Remote Teaching while Maintaining Our Values as a Liberal Arts College during the COVID-19 Pandemic / M.R. Anstey [et al.] // Journal of Chemical Education. 2020. Vol. 97. № 9. P. 2800–2805. DOI:10.1021/acs.jchemed.0c00782
  4. Allari R.S., Ismaile S., Househ M.S. Professional Values Among Female Nursing Students in Saudi Arabia [Электронный ресурс] // Acta Informatica Medica. 2017. Vol. 238. P. 231–234. URL: https://www.researchgate.net/publication/318311366_Professional_Values_Among_Female_Nursing_Students_in_Saudi_Arabia (дата обращения: 17.03.2021).
  5. Baber H. Determinants of Students’ Perceived Learning Outcome and Satisfaction in Online Learning during the Pandemic of COVID19 // Journal of Education and e-Learning Research. 2020. Vol. 7. № 3. P. 285–292. DOI:10.20448/journal.509.2020.73.285.292
  6. Blakey A. J. Cultivating student thinking and values in medical education: What teachers do, how they do it and who they are: Ph. D. (Philosophy) Thesis [Электронный ресурс]. Dunedin: University of Otago, 2016. 405 p. URL: https://ourarchive.otago.ac.nz/handle/10523/6496 (дата обращения: 17.03.2021).
  7. Chu A. Applying Positive Psychology to Foster Student Engagement and Classroom Community Amid the COVID-19 Pandemic and Beyond // Scholarship of Teaching and Learning in Psychology. Advance online publication / American Psychological Association. Green Bay: Department of Psychology, University of Wisconsin, 2020. 29 p. DOI:10.1037/stl0000238
  8. Dataset on the Acceptance of e-learning System among Universities Students' under the COVID-19 Pandemic Conditions / M. Al-Okaily [et al.] // Data in Brief. 2020. Vol. 32. Article ID 106176. 5 p. DOI:10.1016/j.dib.2020.106176
  9. Davidović G.R. Lifelong Learning in Pandemic Situation – Challenge and Need [Электронный ресурс] // 8th International Scientific Conference Technics and Informatics in Education. 18-20th September 2020. SESSION I: Teacher Professional Development and General Education Topics: Faculty of Technical Sciences, Čačak, Serbia, 18-20th September 2020. Čačak: University of Kragujevac, 2020. P. 77–82. URL: http://www.ftn.kg.ac.rs/konferencije/tie2020/Radovi%20TIE%202020/EN/2)%20Session%201%20-%20Technics,%20Technology%20and%20Informatics%20in%20Education/S107_60.pdf (дата обращения: 17.03.2021).
  10. Dijk-Groeneboer van M. Religious Education in (Post-)Pandemic Times; Becoming a Resilient Professional in a Teacher Academy // Religions. 2020. Vol. 11. № 11. Article ID 610. 12 p. DOI:10.3390/rel11110610
  11. Djalilova K.M. Advantages and disadvantages of distance learning [Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. 2020. Vol. 7. № 54. P. 70–72. https://cyberleninka.ru/article/n/advantages-and-disadvantages-of-distance-learning (дата обращения: 17.03.2021).
  12. Do Students have the Means to Learn During the Coronavirus Pandemic? Student Demands for Distance Learning in a Suddenly Digital Landscape / M. Händel [et al.] // PsyArXiv, 2020. 27 p. Preprint. DOI:10.31234/osf.io/5ngm9
  13. Hsu H.-C.K., Wang C.V., Levesque-Bristol С. Reexamining the impact of self-determination theory on learning outcomes in the online learning environment // Education and Information Technologies. 2019. Vol. 24. № 3. P. 2159–2174. DOI:10.1007/s10639-019-09863-w
  14. Ince E.Y. Distance Education in Higher Education in the COVID-19 Pandemic Process: A Case of Isparta Applied Sciences University // International Journal of Technology in Education and Science. 2020. Vol. 4. № 4. P. 343–351. DOI:10.46328/ijtes.v4i4.112
  15. Kim J.S. Relationship between incivility experiences and nursing professional values among nursing students: Moderating effects of coping strategies // Nurse Education Today. 2018. Vol. 65. P. 187–191. DOI:10.1016/j.nedt.2018.03.007
  16. Medical students’ perceptions and motivations in time of COVID-19 pandemic / P. Tempski [et al.]. medRxiv preprint, 2020. Preprin. 35 p. DOI:10.1101/2020.05.28.20115956
  17. Melanthiou Y., Thrassou A., Vrontis D. A value-based transcription of student choices into higher education branding practices // Global Business and Economics Review. 2017. Vol. 19. № 2. P. 121–126. DOI:10.1504/GBER.2017.082574
  18. Millennials’ work values: Differences across the school to work transition / L.K.J. Kuron [et al.] // Personnel Review. 2015. Vol. 44. № 6. P. 991–1009. DOI:10.1108/PR-01-2014-0024
  19. Nelson M.L., Oden K.L., Williams L.L. Student Motivation to Participate in Asynchronous On-Line Discussions [Электронный ресурс] // 45th Biennial Convention: 16-20 November 2019. 2019. 4 p. URL: https://sigma.nursingrepository.org/bitstream/handle/10755/18510/Nelson_96247_E10_Info.pdf?sequence=2&isAllowed=y (дата обращения: 17.03.2021).
  20. Performance and Perception in the Flipped Learning Model: An Initial Approach to Evaluate the Effectiveness of a New Teaching Methodology in a General Science Classroom / D. González-Gómez [et al.] // Journal of Science Education and Technology. 2016. Vol. 25. P. 450–459. DOI:10.1007/s10956-016-9605-9
  21. Physical Activity and Sedentary Lifestyle in University Students: Changes during Confinement Due to the COVID-19 Pandemic / C. Romero-Blanco [et al.] // International Journal of Environment Research and Public Health. 2020. Vol. 17. № 18. Article ID 6567. 13 p. DOI:10.3390/ijerph17186567
  22. Public perceptions and experiences of social distancing and social isolation during the COVID-19 pandemic: a UK-based focus group study / S.N. Williams [et al.] // BMJ Open. 2020. Vol. 10. № 7. Article ID 039334. 8 p. DOI:10.1136/bmjopen-2020-039334
  23. Student life during the COVID-19 pandemic lockdown: Europe-wide insights [Электронный ресурс] / K. Doolan [et al.] // Cuestiones Políticas. 2020. Vol. 38. № 66. P. 168–180. URL: http://www.ehea.info/Upload/BFUG_DE_UK_73_11_6_students_Covid_19_survey_results.pdf (дата обращения: 17.03.2021).
  24. Students’ Self-Efficacy and Values Based on A 21st Century Vision of Scientific Literacy – A Pilot Study / K. Ait [et al.] // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 177. P. 491–495. DOI:10.1016/j.sbspro.2015.02.403
  25. Student–Volunteer: Aspect of Self-Realization Value in the Context of the Covid-19 Pandemic / O.G. Tavstukha [et al.] // Cuestiones Políticas. 2020. Vol. 38. P. 168–180. DOI:10.46398/cuestpol.38e.11
  26. Studying During the COVID-19 Pandemic: A Qualitative Inductive Content Analysis of Nursing Students’ Perceptions and Experiences / R. Lovrić [et al.] // Education Sciences. 2020. Vol. 10. № 7. Article ID 188. 18 p. DOI:10.3390/educsci10070188
  27. Weber J. Discovering the Millennials’ Personal Values Orientation: A Comparison to Two Managerial Populations // Journal of Business Ethics. 2017. Vol. 143. P. 517–529. DOI:10.1007/s10551-015-2803-1
  28. Wiradharma G. Google Classroom or Moodle? University student satisfaction in distance learning communication during COVID-19 pandemic // Jurnal komunikasi dan bisnis. 2020. Vol. 8. № 2. P. 85–99. DOI:10.46806/jkb.v8i2.674
  29. Zurlo M.C., Della Volta M.F.C., Vallone F. COVID-19 Student Stress Questionnaire: Development and Validation of a Questionnaire to Evaluate Students’ Stressors Related to the Coronavirus Pandemic Lockdown // Fronties in Psychology. 2020. № 11. Article ID 576758. 11 p. DOI:10.3389/fpsyg.2020.576758

Информация об авторах

Марьин Михаил Иванович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1142-8857, e-mail: marin_misha@mail.ru

Никифорова Екатерина Александровна, ведущий аналитик отдела научно-методического обеспечения Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0488-6497, e-mail: k.Nikiforova.2014@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 597
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 536
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5