Аутизм и нарушения развития
2005. Том 3. № 1. С. 14–34
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Протокол логопедического обследования ребенка. Универсальная схема для всех видов речевых нарушений
Общая информация
Ключевые слова: коррекционная работа, логопедическое обследование, нарушения речи, расстройства аутистического спектра
Рубрика издания: Диагностические и оценочные методики
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Климонтович Е.Ю. Протокол логопедического обследования ребенка. Универсальная схема для всех видов речевых нарушений // Аутизм и нарушения развития. 2005. Том 3. № 1. С. 14–34.
Полный текст
Протокол - документ с записью всего происходящего…
С.И. Ожегов. Словарь русского языка
Введение
Для всех детских коррекционных учреждений актуален вопрос, как максимально эффективно проводить логопедическое обследование, получать исчерпывающие данные, четко и компактно регистрировать эти данные в карте ребенка. Как максимально объективно проводить и фиксировать результаты динамических исследований. Какой должна быть форма записи полученных результатов, чтобы составление перспективного плана работы с ребенком естественно и наглядно вытекало из материалов исследования. Как, наконец, визуализировать результаты обследования ребенка, сделав их понятными не только для специалистов – логопедов, но и для всех заинтересованных лиц (родителей, администраторов, специалистов других профилей). Специалистами психолого–логопедического отдела Центра психолого-медико–социального сопровождения детей и подростков была разработана схема регистрации результатов обследования речи детей (протокол) в условиях амбулаторного приема, которая, на наш взгляд, может представлять интерес и для сотрудников других учреждений.
Предлагаемый нами протокол обследования речи состоит из трех частей: 1) краткое первичное обследование, 2) полное обследование устной речи и 3) обследование письменной речи. Целью первичного обследования является определение предварительного речевого диагноза, необходимости в консультациях других специалистов центра, принятие решения о постановке в очередь на логопедические занятия или о направлении в другие учреждения. Результаты заносятся в стандартную речевую карту (бланк № 1).
Полное логопедическое обследование проводится в тех случаях, когда ребенок зачисляется на логопедические занятия.
Схема обследования разбита на диагностически значимые подразделы: обследование звукопроизношения, фонематического слуха и т. д., в соответствии с принятыми в логопедии принципами выделения диагностически значимых элементов. Внутри каждого подраздела перечислены патологические признаки, которые могут возникнуть в этой части речевой системы ребенка. Оценка проводится следующим образом: 0 – отсутствие патологического признака, то есть норма. 1 – наличие патологического признака. На основании полученных результатов заполняются бланки-схемы (бланк № 2 – для устной и № 3 – для письменной речи), составленные таким образом, что с их помощью можно получить цифровые данные для последующего составления диаграммы (профиля) речевого состояния ребенка, которая фиксируется в специальной сводной таблице результатов речевого обследования.
Поскольку каждый диагностически значимый подраздел имеет разное количество пунктов, для составления диаграммы сумма всех пунктов каждого подраздела условно принимается за 100%. «Цена» каждого балла составляет ту часть от 100%, которая соответствует количеству пунктов в подразделе. Например, если в подразделе 12 пунктов, то «цена» каждой единицы равна приблизительно 8 . Таким образом, легко посчитать, на какой приблизительно процент повреждена функция. Если из 12 пунктов единицей отмечено 5, то получается, что функция повреждена приблизительно на 40 % . Сводная таблица результатов речевого обследования составлена таким образом, чтобы специалист, просто занеся в нее полученные данные, мог увидеть результат, не вычисляя его. Например, если при исследовании звукопроизношения 21 пункт был оценен единицей, то в соответствующей графе сводной таблицы следует отсчитать и заштриховать 21 клетку. С левой стороны таблицы помещена шкала процентов, с помощью которой легко увидеть, какой процент данной функции пострадал.
С помощью сводной таблицы также можно понять и приблизительный процент повреждения речевой функции в целом. Каждый столбик таблицы является элементом общей картины речевого состояния ребенка. Соответственно, если всю картину речевого состояния принять за 100%, а выделенных компонентов у нас 12, то каждый компонент – столбик в сводной таблице бланка № 2 равен 8 %. Соответствующая шкала процентов расположена с правой стороны таблицы.
Таким образом, 21 единица повреждения звукопроизношения составляет, с одной стороны, 44 % повреждения с точки зрения сформированности этой функции, а с другой стороны, 3% от сформированности речевой функции в целом. Внизу сводной таблицы находится шкала общего речевого состояния. Из суммы показателей каждого столбика и сложится процент повреждения речевой функции.
Таблица дает наглядное, достаточно объективное представление о состоянии речи ребенка и позволяет легко и достоверно отслеживать динамику коррекционного процесса. При последующих динамических обследованиях данные заносятся в тот же бланк, и составляется вторая диаграмма, а в конце курса – третья. Это позволяет легко оценить изменения, происшедшие в речевом состоянии ребенка за истекший период. Обследование проводится с периодичностью один раз в 24 занятия, т.е. ориентировочно 3 раза за курс логопедических занятий: в начале, середине и конце учебного года или определенного назначенного курса.
Протокол обследования письменной речи рекомендуется использовать при обследовании детей старше 8 лет. До этого возраста мы пользуемся бланком № 2, отмечая особенности начального овладения письменной речью в разделе «Учебные навыки».
На основании данных, полученных в ходе обследования, составляется подробный план работы. Один раз в 12 занятий отмечается динамика выполнения программы, уточняются причины невыполнения или отставания в выполнении программы (частые пропуски, невыполнение домашних заданий, крайняя возбудимость, заторможенность и т.д.). На основании результатов усвоения программы и динамического обследования программа может быть скорректирована. Ребенок может быть направлен на дополнительные обследования специалистов или представлен на консилиум для определения дальнейшей наиболее оптимальной системы коррекционного воздействия. Весь пакет документов вклеивается в карту ребенка.
Бланк № 1
" "_________________05 г.
Заключение логопеда
Ф.И.О. специалиста ________________________________________________________
1. Имя, фамилия ребенка ______________________________ возраст _______________
2. Жалобы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Краткий речевой анамнез ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Поведение на приеме _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
5. Общее развитие ребенка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Звучание речи:
Темп____________ голос ____________ разборчивость________________
дыхание________________________________________________________
9. Состояние артикуляционного аппарата:
прикус _______________________ небо ________________________ зубы __________________________
подвижность губ _______________ языка ________________ подъязычная связка ____________________
10. Звукопроизношение:
с |
сь |
з |
зь |
ц |
ш |
ж |
ч |
щ |
л |
ль |
р |
рь |
к |
г |
х |
Б |
п |
т |
д |
й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Фонематический слух:
С-ж |
С-ш |
Ш-ж |
Ж- З |
Щ - ш |
Щ_ сь |
Ц - с |
Ц-ть |
Ч - ц |
Ч-щ |
Л - р |
П- б |
Т - д |
К - г |
К- х |
И-ы |
Ц- с |
Ч- с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. Анализ звукового состава слова ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
13. Произнесение слов сложной слоговой структуры _________________________________________________________________________________________
14. Понимание речи ________________________________________________________________________
15. Грамматический строй речи _________________________________________________________________________________________
16. Словарь _______________________________________________________________________________
17. Связная речь ___________________________________________________________________________
18.Чтение _________________________________________________________________________________
19.Письмо _________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Заключение логопеда: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Рекомендации: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Бланк № 2
Обследование устной речи
Ф.И.О. специалиста ________________________________________________________________________
Имя, фамилия ребенка ____________________________________________ возраст __________________
Проведение динамических исследований
- «____» ________________ 200__ г
- «____» ________________ 200__ г
- «____» ________________ 200__ г
Звукопроизношение:
Исследование 1 «____» ________________ 200__ г.
|
|
С |
С` |
З |
З` |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Л` |
Р |
Р` |
К |
Г |
Х |
Б |
П |
Т |
Д |
Й |
1 |
Отсутствует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Заменен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Искажен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Не автоматизирован |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Замена по твердости – мягкости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Замена по звонкости – глухости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Нестойкая замена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исследование 2 «____» ________________ 200__ г.
|
|
С |
С` |
З |
З` |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Л` |
Р |
Р` |
К |
Г |
Х |
Б |
П |
Т |
Д |
Й |
1 |
Отсутствует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Заменен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Искажен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Не автоматизирован |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Замена по твердости – мягкости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Замена по звонкости –глухости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Нестойкая замена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исследование 3 «____» ________________ 200__ г.
|
|
С |
С` |
З |
З` |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Л` |
Р |
Р` |
К |
Г |
Х |
Б |
П |
Т |
Д |
Й |
1 |
Отсутствует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Заменен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Искажен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Не автоматизирован |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Замена по твердости - мягкости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Замена по звонкости - глухости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Нестойкая замена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Артикуляционный аппарат:
|
Номер обследования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Прогнатия |
|
|
|
2 |
Прогения |
|
|
|
3 |
Прямой открытый прикус |
|
|
|
4 |
Нарушение зубного ряда |
|
|
|
5 |
Тонус губ |
|
|
|
6 |
Тонус языка |
|
|
|
7 |
Короткая подъязычная уздечка |
|
|
|
8 |
Подвижность губ |
|
|
|
9 |
Подвижность языка |
|
|
|
10 |
Гиперсаливация |
|
|
|
11 |
Парез мягкого нёба |
|
|
|
Звучание речи:
|
Номер обследования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Голос глухой |
|
|
|
2 |
Голос хриплый |
|
|
|
3 |
Носовой |
|
|
|
4 |
Речь непонятная |
|
|
|
5 |
Речь понятна только близким |
|
|
|
6 |
Речь не красивая, но разборчивая |
|
|
|
7 |
Интонационно–немодулированный |
|
|
|
Дыхание, темп, ритм, тип судорог, форма заикания, степень речевых затруднений:
|
Номер обследования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Дыхание грудно-ключичное |
|
|
|
2 |
Речь на инспирации (речь на вдохе) |
|
|
|
3 |
Темп речи замедленный |
|
|
|
4 |
Темп речи ускоренный |
|
|
|
5 |
Запинки бессудорожные |
|
|
|
6 |
Запинки клонического типа |
|
|
|
7 |
Запинки тоно–клонического типа |
|
|
|
8 |
Запинки тонического типа |
|
|
|
9 |
Форма артикуляционная |
|
|
|
10 |
Форма дыхательная |
|
|
|
10 |
Форма голосовая |
|
|
|
11 |
Форма смешанная ( арт.-дыхательная, дыхательно–голосовая и т.д.) |
|
|
|
12 |
Произнесение автоматизированных рядов затруднено |
|
|
|
13 |
Ритмизованная речь затруднена |
|
|
|
14 |
Отраженная речь затруднена |
|
|
|
15 |
Сопряженная речь затруднена |
|
|
|
16 |
Вопросно–ответная речь затруднена |
|
|
|
17 |
Спонтанная речь затруднена |
|
|
|
Дифференциация звуков (на слух):
№ обс |
С-Ж |
с-ш |
ш-ж |
ж-3 |
щ-ш |
щ-Сь |
ц-с |
ц-Ть |
ч-с |
ч-Ть |
ч-Ц |
ч-щ |
л-р |
П-Б |
т-д |
к-г |
к-х |
и-ы |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ звукового состава слова:
|
Номер обследования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Выделение первого звука в слове |
|
|
|
2 |
Выделение последнего звука в слове |
|
|
|
3 |
Определение количества букв |
|
|
|
Слоговая структура слова:
|
Номер обследования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Перестановка слогов |
|
|
|
2 |
Перестановка звуков |
|
|
|
3 |
Упрощение слоговой структуры |
|
|
|
4 |
Недоговаривание слов |
|
|
|
Слухоречевая память:
|
Номер обследования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Повторение слов (5) отмечается кол-во пропущенных – замененных сл. |
|
|
|
2 |
Повторение предложений |
|
|
|
Понимание речи:
|
Номер обследования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Выполнение простых инструкций |
|
|
|
2 |
Выполнение сложных инструкций |
|
|
|
3 |
Понимание предлогов |
|
|
|
4 |
Понимание категорий рода |
|
|
|
5 |
Понимание категорий числа |
|
|
|
6 |
Понимание предложений |
|
|
|
Грамматический строй:
|
Номер обследования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Образование множественного числа имен существительных |
|
|
|
2 |
Образование родительного падежа существительных |
|
|
|
3 |
Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов |
|
|
|
4 |
Префиксальное словообразование |
|
|
|
5 |
Согласование прилагательных и существительных |
|
|
|
6 |
Согласование существительных с числительными |
|
|
|
7 |
Образование прилагательных от имен существительных |
|
|
|
8 |
Использование простых предлогов |
|
|
|
9 |
Использование сложных предлогов |
|
|
|
Состояние словаря:
|
Номер обследования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Предметный словарь |
|
|
|
2 |
Сравнительные прилагательные |
|
|
|
3 |
Синонимы |
|
|
|
4 |
Обобщения |
|
|
|
5 |
Прилагательные |
|
|
|
6 |
Глаголы |
|
|
|
7 |
Образование прилагательных от имен существительных |
|
|
|
8 |
Притяжательные прилагательные |
|
|
|
Связная речь:
|
Номер обследования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Составление простого предложения |
|
|
|
2 |
Составление сложного предложения |
|
|
|
1 |
Рассказ по картинке |
|
|
|
2 |
Рассказ по серии картинок |
|
|
|
3 |
Пересказ прочитанного |
|
|
|
4 |
Рассказ по представлению |
|
|
|
Общее развитие:
|
Номер обследования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Диалог |
|
|
|
2 |
Геометрические формы |
|
|
|
3 |
Классификация предметов |
|
|
|
4 |
Пространственно-временные представления |
|
|
|
5 |
Различение цветов |
|
|
|
Дополнительные данные (в диаграмму не вносятся):
|
Номер обследования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Соматическая ослабленность |
|
|
|
2 |
Нарушения внимания |
|
|
|
3 |
Истощаемость |
|
|
|
4 |
Возбудимость |
|
|
|
5 |
Расторможенность |
|
|
|
6 |
Зрение |
|
|
|
7 |
Слух |
|
|
|
8 |
Речевая активность |
|
|
|
9 |
Эхолалии |
|
|
|
10 |
Речевые эмболы |
|
|
|
11 |
Мелкая моторика |
|
|
|
Учебные навыки (в диаграмму не вносятся):
|
Номер обследования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Показывание букв (под диктовку логопеда) |
|
|
|
2 |
Чтение букв |
|
|
|
3 |
Слогов |
|
|
|
4 |
Слов |
|
|
|
5 |
Предложений |
|
|
|
6 |
Текста |
|
|
|
7 |
Счет до 5 прямой |
|
|
|
8 |
Счет от 5 обратный |
|
|
|
9 |
Счет до 10 прямой |
|
|
|
10 |
Счет от 10 обратный |
|
|
|
11 |
Написание печатных букв |
|
|
|
12 |
Письмо слов |
|
|
|
13 |
Коротких текстов |
|
|
|
Заключение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментарий: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
План коррекционной работы
Темы |
Сроки |
Динамика |
|||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарий: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
« 9 » сентября 2004 г.
Специалист:
Ф.И.О. Климонтович Екатерина Юрьевна
Протокол обследования устной речи
Фамилия и имя ребенка Большаков Денис
Возраст: 6 лет
Проведение динамических исследований:
- « 9 » сентября 2004 г.
- « 12 » января 2005 г.
- « 21 » апреля 2005 г.
I. Результаты обследования речи
Звукопроизношение:
Исследование 1 « 9 » сентября 2004 г.
|
|
С |
С` |
З |
З` |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Л` |
Р |
Р` |
К |
Г |
Х |
Б |
П |
Т |
Д |
Й |
1 |
Отсутствует |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Заменен |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Искажен |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Не автоматизирован |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Замена по твердости - мягкости |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Замена по звонкости - глухости |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
Нестойкая замена |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Исследование 2 « 12 » января 2005 г.
|
|
С |
С` |
З |
З` |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Л` |
Р |
Р` |
К |
Г |
Х |
Б |
П |
Т |
Д |
Й |
1 |
Отсутствует |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Заменен |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Искажен |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Не автоматизирован |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Замена по твердости - мягкости |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Замена по звонкости -глухости |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
Нестойкая замена |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Исследование 3 « 21 » апреля 2005 г.
|
|
С |
С` |
З |
З` |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Л` |
Р |
Р` |
К |
Г |
Х |
Б |
П |
Т |
Д |
Й |
1 |
Отсутствует |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Заменен |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Искажен |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Не автоматизирован |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Замена по твердости - мягкости |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Заменена по звонкости - глухости |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
Нестойкая замена |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Артикуляционный аппарат:
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Прогнатия |
0 |
0 |
0 |
2 |
Прогения |
0 |
0 |
0 |
3 |
Прямой открытый прикус |
1 |
1 |
1 |
4 |
Нарушение зубного ряда |
1 |
1 |
0 |
5 |
Тонус губ |
1 |
0 |
0 |
6 |
Тонус я зыка |
1 |
0 |
0 |
7 |
Короткая подъязычная уздечка |
0 |
0 |
0 |
8 |
Подвижность губ |
0 |
0 |
0 |
9 |
Подвижность языка |
0 |
0 |
0 |
10 |
Гиперсаливация |
1 |
1 |
0 |
11 |
Парез мягкого нёба |
0 |
0 |
0 |
Звучание речи:
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Голос глухой |
0 |
0 |
0 |
2 |
Голос хриплый |
0 |
0 |
0 |
3 |
Носовой |
1 |
1 |
0 |
4 |
Речь непонятная |
0 |
0 |
0 |
5 |
Речь понятна только близким |
1 |
0 |
0 |
6 |
Речь не красивая, но разборчивая |
0 |
1 |
1 |
7 |
Интонационно - немодулированный |
1 |
0 |
0 |
Дыхание, темп, ритм, тип судорог, форма заикания, степень речевых затруднений:
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Дыхание грудно-ключичное |
0 |
0 |
0 |
2 |
Речь на инспирации (речь на вдохе) |
1 |
0 |
0 |
3 |
Темп речи замедленный |
0 |
0 |
0 |
4 |
Темп речи ускоренный |
1 |
1 |
0 |
5 |
Запинки бессудорожные |
1 |
1 |
0 |
6 |
Запинки клонического типа |
0 |
0 |
0 |
7 |
Запинки тоно–клонического типа |
0 |
0 |
0 |
8 |
Запинки тонического типа |
0 |
0 |
0 |
9 |
Форма артикуляционная |
0 |
0 |
0 |
10 |
Форма дыхательная |
0 |
0 |
0 |
10 |
Форма голосовая |
0 |
0 |
0 |
11 |
Форма смешанная ( арт.-дыхательная, дыхательно–голосовая и т.д.) |
0 |
0 |
0 |
12 |
Произнесение автоматизированных рядов затруднено |
0 |
0 |
0 |
13 |
Ритмизованная речь затруднена |
0 |
0 |
0 |
14 |
Отраженная речь затруднена |
0 |
0 |
0 |
15 |
Сопряженная речь затруднена |
0 |
0 |
0 |
16 |
Вопросно–ответная речь затруднена |
0 |
0 |
0 |
17 |
Спонтанная речь затруднена |
0 |
0 |
0 |
Дифференциация звуков (на слух):
№ |
т-д |
п-б |
к-г |
с-3 |
ш-ж |
щ-Сь |
в-ф |
ц-Ть |
ч-Ть |
ч-Ц |
ч-щ |
л-р |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Анализ звукового состава слова:
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Выделение первого звука в слове |
1 |
0 |
0 |
2 |
Выделение последнего звука в слове |
1 |
1 |
0 |
3 |
Определение количества букв |
1 |
1 |
1 |
Слоговая структура слова:
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Перестановка слогов |
1 |
0 |
0 |
2 |
Перестановка звуков |
1 |
1 |
0 |
3 |
Упрощение слоговой структуры |
1 |
0 |
0 |
4 |
Недоговаривание слов |
1 |
1 |
0 |
Слухоречевая память:
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Повторение слов (5) отмечается кол-во пропущенных – замененных сл. |
1 |
1 |
0 |
2 |
Повторение предложений |
1 |
1 |
1 |
Понимание речи:
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Выполнение простых инструкций |
0 |
0 |
0 |
2 |
Выполнение сложных инструкций |
1 |
0 |
0 |
3 |
Понимание простых предлогов |
1 |
1 |
0 |
4 |
Понимание сложных предлогов |
1 |
1 |
0 |
5 |
Понимание категорий рода |
1 |
0 |
0 |
6 |
Понимание категорий числа |
0 |
0 |
0 |
7 |
Понимание предложений |
1 |
0 |
0 |
8 |
Понимание прочитанного логопедом текста |
1 |
0 |
0 |
Грамматический строй:
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Образование множественного числа имен существительных |
1 |
0 |
0 |
2 |
Образование родительного падежа существительных |
1 |
1 |
0 |
3 |
Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов |
1 |
1 |
0 |
4 |
Префиксальное словообразование |
1 |
1 |
1 |
5 |
Согласование прилагательных и существительных |
1 |
1 |
0 |
6 |
Согласование существительных с числительными |
1 |
1 |
0 |
7 |
Образование прилагательных от имен существительных |
1 |
1 |
1 |
8 |
Использование простых предлогов |
1 |
0 |
0 |
9 |
Использование сложных предлогов |
1 |
1 |
1 |
Состояние словаря:
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Предметный словарь |
0 |
0 |
0 |
2 |
Сравнительные прилагательные |
1 |
0 |
0 |
3 |
Синонимы |
1 |
1 |
1 |
4 |
Обобщения |
1 |
0 |
0 |
5 |
Прилагательные |
1 |
1 |
0 |
6 |
Глаголы |
1 |
0 |
0 |
7 |
Образование прилагательных от имен существительных |
1 |
1 |
1 |
8 |
Притяжательные прилагательные |
1 |
1 |
0 |
Связная речь:
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Составление простого предложения |
0 |
0 |
0 |
2 |
Составление сложного предложения |
1 |
1 |
0 |
3 |
Рассказ по картинке |
1 |
1 |
1 |
4 |
Рассказ по серии картинок |
1 |
1 |
0 |
5 |
Пересказ прочитанного |
1 |
1 |
1 |
6 |
Рассказ по представлению |
1 |
1 |
1 |
Дополнительные данные, дополняющие речевое обследование
Общие сведения.
1. Состояние слуха - норма.
2. Зрение - норма.
3. Соматическая ослабленность - аденоиды,часто болеет простудными заболеваниями.
4. Нарушение внимания - отмечается нарушение преимущественно слухового внимания.
5. Истощаемость - отмечается.
6. Состояние мелкой моторики - отмечаются трудности в обучении использованию карандаша и ручки.
7. Состояние общей моторики - соответствует возрасту.
8. Ведущая рука - правая.
Поведение на приеме, речевые особенности.
1. Поведение на приеме - возбужден, невнимателен, не проявляет интереса к заданиям, но и не отказывается их выполнять. Помощь принимает.
2. Речевая активность - невысокая.
3. Диалог - отвечает на вопросы односложно, сам вопросов не задает.
4. Особенности речи ребенка (эхолалии, речевые эмболы и др.) - не отмечаются.
Общее развитие.
1. Знание геометрических форм - формы соотносит, но называет только круг, квадрат и овал.
2. Знание цветов- называет основные цвета, соотносит оттенки уверенно.
3. Размер - владеет понятиями больше – меньше.
4. Классификация (с учетом возраста) - доступна.
5. Пространственно – временные представления - во времени ориентирован, различает время суток , времена года, месяцы и дни недели называет неуверенно.
Учебные навыки.
1. Чтение (показывание букв, чтение букв, слогов, слов, предложений, текста) - буквы читает, показывает без труда, но в слог не сливает.
2. Счёт - прямой и обратный в пределах 10.
3. Письмо - пишет слова: мама, папа, своё имя - зеркальности в письме не отмечено.
Комментарий: 9 сентября 2004 г. – мальчик проходит курс лечения у невролога, наблюдается педиатром центра. Психолог отмечает высокий уровень выполнения невербальных заданий.
21 апреля 2005 г.– отмечается значительная положительная динамика речевого состояния. На данный момент уровень развития речи соответствует ОНР 3.
Рекомендации: 9 сентября 2004 г.: индивидуальные логопедические занятия 3 – 4 раза в неделю.
21 апреля 2005 г.: продолжить занятия в группе подготовки к школе в центре.
Заключение: 9 сентября 2004 г. – ОНР – 2 на фоне дизартрии в легкой степени и педагогической запущенности.
21 апреля 2005 года отмечается положительная динамика. На данный момент развитие речи соответствует ОНР 3.
Литература
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
- Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма. - СПб.: МиМ, 1997.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: ВЛАДОС, 1998.
- Логопедия. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 1998.
- Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с ОНР. Илюк М. А., Волкова Г.А. - М.: КАРО, 2004.
- Усанова О.Н. Специальная психология М.: Изд. МГПУ им. Ленина, 1990.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Коррекционное обучение и воспитание детей 5–летнего возраста. - М.: Министерство образования РСФСР, 1991.
- Хрестоматия по логопедии в 2-х тт. - М.: ВЛАДОС, 1997.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 25727
В прошлом месяце: 286
В текущем месяце: 140
Скачиваний
Всего: 2440
В прошлом месяце: 53
В текущем месяце: 24