Аутизм и нарушения развития
2008. Том 6. № 1. С. 50–66
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Вспомогательная школа для умственно отсталых детей*
Общая информация
* Текст печатается по изданию: «Воспитание и обучение дефективных детей». Сборник лекций под редакцией проф. А.С. Грибоедова и д-ра Н.П. Казаченко-Триродова.. Издание Комиссариата Социального обеспечения. - Петроград, 1918. - Т. 1. - С. 91-94, 188-197, 272-291. Текст приводится в современной орфографии.
Ключевые слова: вспомогательная школа, обучение детей с умственной отсталостью, аутизм
Рубрика издания: Из педагогического наследия
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Оршанский Л.Г. Вспомогательная школа для умственно отсталых детей // Аутизм и нарушения развития. 2008. Том 6. № 1. С. 50–66.
Полный текст
Вспомогательная школа для умственно отсталых детей.
Лекция 1-ая преподавателя Л.Г. Оршанского[1].
(В изложении д-ра Н.П. Казаченко-Триродова)
Необходимость создания, наряду с нормальными, вспомогательной школы, специально предназначенной для всякого вида дефективных детей, была уяснена за границей уже несколько десятков лет тому назад, когда и появились первые учреждения, вначале служившие, главным образом, лишь местом призрения для детей-увечных и калек.
В России вспомогательная школа начала свое развитие только несколько лет тому назад.
Теперь задачи ее понимаются достаточно широко:
в такую школу по современному взгляду должны попадать не только явно дефективные дети, но и все те, для которых по их психической организации нормальная школьная работа оказывается непосильной, и которые нуждаются в применении к ним специальных воспитательных методов.
Статистика неуспевающих в нормальных школах красноречиво дает понять о том громадном количестве подростков, которым приходится оставаться за бортом школьного воспитания и образования, если не пойти им навстречу созданием для них специальных учреждений.
Так было установлено, что в Германии, где особенно занимались этим вопросом, из всех поступающих в среднюю школу только 60-70% доходят до V класса и лишь 30% до VII, все же 8 классов кончает разве 5-7%; даже начальную маннгеймскую школу кончало всего-навсего 15-16°/о воспитанников.
Причины неуспевания детей в нормальной школе, как и виды их дефективности, весьма различны, поэтому нужно сказать, что не может быть и нет единой вспомогательной школы; типы ее должны быть в высокой степени разнообразны, тем более что задачей ее отнюдь не является так называемое «натаскиванье» учеников по определенному шаблону, но развитие их психических способностей, считаясь с индивидуальными особенностями каждого.
В виду специфичности задач вспомогательной школы постановка дела воспитания в ней естественно отличается от постановки дела в школе нормальной, — в ней и порядок ведения занятий и самая методика преподавания иные, как существует иное отношение с другой стороны и к отдыху воспитанников, к их развлечениям, праздникам, отпускам и т. д.
Поступать в нее могут дети как непосредственно из семейной обстановки, так и из нормальных воспитательных заведений и школ.
К сожалению, в России до последнего времени мало обращалось внимания на то, сколько отстающих учеников нормальных воспитательных и учебных заведений нуждаются в школе вспомогательного типа и какого именно.
Разобраться в этом вопросе представляется возможным лишь при условии более подробного индивидуального ознакомления с психическим миром воспитанников в связи, конечно, с обследованием и их физических качеств.
В Англии, где уже существует значительное количество воспитательных учреждений вспомогательного типа, на изучение детей школьного возраста, особенно в последнее время, стали обращать должное внимание; там существует даже закон обязательной регистрации детей-калек и умственно дефективных и другой закон, дающий право родителями требовать назначения специальной комиссии для исследования умственных способностей ребенка, в которых появляется какое-либо сомнение.
Не меньшее внимание на воспитание явно дефективных и отсталых в умственном отношении детей обращается и в Германии, где воспитательные учреждения вспомогательного типа появились 60 лет тому назад, и где теперь в них насчитывается более 40.000 детей.
Большого развития вспомогательная школа достигла и в Америке.
Во Франции школьные учреждения вспомогательного типа насчитываются десятками и находятся во многих городах.
У нас идея вспомогательной школы появляется в 1902—1903 годах; первая основанная в России тогда же школа вспомогательного типа скоро потерпела крах, выродившись в приют для детей-идиотов, мало поддающихся воспитанию.
Впоследствии, 5-6 лет спустя, появились, однако, другие воспитательно-вспомогательные заведения в различных городах, как-то: в Петрограде (где в настоящее время насчитываются 3 вспомогательные школы и 1 интернат), в Москве (вспомогательные классы), в Киеве, Харькове, Новочеркасске, Кишиневе, Вологде, Владикавказе.
Однако все русские вспомогательные школы содержат пока лишь около 700 мест.
Потребность же во вспомогательном воспитании велика и особенно выдвигается на первый план в наши дни в связи с вопросом о всеобщем образовании.
Как пособия для ознакомления с вопросом воспитания и обучения умственно дефективных детей лектором рекомендованы следующие произведения:
Гр. Трошин. «Антропологические основы воспитания. — Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей», 2 тома (959 стр.). Петроград,
Б. Мэннель. «Школы для умственно отсталых детей». Перевод врача М. Владимирского с предисловием д-ра мед. А.Л. Щеглова (212 стр.). С.-Петербург,
Jean Demoor - «Ненормальные дети. — Воспитание их дома и в школе». Перевод д-ра Раисы Б. Певнер, под редакцией и с примечаниями приват-доцента Московского университета д-ра мед. Г.И. Россолимо (371 стр.). Москва,
«Вопросы педагогической патологии в семье и школе», под редакций А.Владимирского, Л.Оршанского и Г.Фальборка. Выпуск 1 (165 стр.) и выпуск 2 (160 стр.). С.-Петербург,
Вознесенская. «Вспомогательные школы в Германии». Журнал Министерства народного просвещения. 1914. Январь-февраль.
Вспомогательная школа для умственно отсталых детей.
Лекция 2-ая преп. Л. Г. Оршанского.
(В изложении д-ра Н.П. Казаченко-Триродова)
.
В виду огромного многообразия психических организаций, встречаемых у детей, не поддающихся обычному нормальному воспитанию и образованию, воспитательные методы, применимые к ним для развития в них качеств, необходимых полезным или, по меньшей мере, социально терпимым членам культурного общества, как уже сказано в предыдущей лекции, равным образом должны варьировать соответственно индивидуальностям.
Однако, не только допустимы, но и являются вполне естественными определенные группировки умственно отсталых детей по различного типа вспомогательно-воспитательным и дополнительным к ним учреждениям, уже созданным и создающимся приспособительно к запросам, выдвигаемым прежде всего изучением психической организации и вообще духовного мира малолетних, нуждающихся в них.
Регулярное психологическое обследование всех детей школьного возраста и даже самых маленьких, являясь краеугольным камнем, на котором строится вспомогательная школа, должно проводиться во всей возможной широте в целях успешности народного образования и воспитания.
Такого рода знакомство с детьми представляется и первым условием для правильной организации отбора тех из них, на помощь которым должна спешить вспомогательная школа.
Последняя не может развиваться соответственно своему великому назначению без методически проводимой подготовительной работы отбора для тех или иных типов соответствующего контингента воспитанников.
Чтобы ответить на важный вопрос, как значительно число детей, вообще нуждающихся во вспомогательном воспитании, в различных странах было обращено внимание на собирание статистических данных умственной отсталости. Кроме административной регистрации явно дефективных детей по кратким сообщениям родственников и ближайших воспитателей, о чем уже упоминалось, была применяема система опросных листов, рассылаемых, главным образом, в различные учебные заведения.
Система анкетных листов как средства ознакомления с психическим миром малолетних в Америке была особенно пропагандирована известным исследователем детской психологии Стэнли Холлем[2], который с
Педагогам совместно со школьными врачами конечно естественнее всего выступать в роли собирателей статистического материала по вопросу умственной отсталости детей, почему им и необходимо усвоить определенную методику обследования школьных питомцев.
Нужно сказать, впрочем, что психологическая анкета, применявшаяся много раз с тех пор за границей и у нас в России с
Подобного рода неудобство общих опросных листов, которые, с другой стороны, все же могут дать некоторые весьма интересные и ценные сведения, заставило сосредоточить внимание на индивидуальном обследовании детей врачами и педагогами, задачей которых прежде всего сделалось учесть размеры духовного багажа ребенка, каждого в отдельности, а затем уже путем специальных вопросов весьма многообразного характера, применительно к тому или иному случаю, приступать к собиранию материала для оценки умственных способностей и душевных качеств испытуемых.
Ведь иногда совершенно случайно наталкиваешься на вопросы, отвечая на которые, ребенок может совершенно неожиданно проявить такие способности, которые кажутся у него совершенно неразвитыми, если судить по тому, как он реагирует сплошь и рядом на прочие, даже банальные, вопросы. Так один ребенок, не умевший описать, даже в кратких словах, своей улицы, оказался способным весьма толково и со всеми техническими подробностями рассказать о способе домашнего приготовления одного из современных пищевых суррогатов. Вытекающие из сказанного соображения подчеркивают целесообразность живого ознакомления с детьми путем непосредственного общения с ними, вводя опросные листы в рамки лишь самых общих и самых несложных вопросов, ответы на которые все-таки должны приниматься с осторожностью.
Однако выработка определенной общей схемы для психологического обследования малолетних необходима.
Психологическому исследованию, как правило, следует предпосылать собирание формальных сведений, выясняющих: из какой среды происходит ребенок, каковы условия его семейной жизни и каким внешкольным влияниям он подвергался и подвергается, далее желательно выяснение наследственности и анамнестических данных, касающихся физического и психического развития ребенка и вообще его здоровья, затем должно быть произведено физическое исследование, включающее антропологические данные, данные о состоянии внутренних органов и нервной системы, — все это необходимо, чтобы судить об анатомическом типе исследуемого и правильности развития его организма в большем или меньшем соответствии с возрастом; наконец, можно приступить к психическому обследованию, идущему рука об руку с педагогическим, причем должна быть принимаема во внимание как форма душевных процессов, так и их содержание.
Исследованию подлежат, главным образом, способности к восприятию, к непроизвольному и произвольному средоточию внимания в самом широком смысле этого слова, память, воображение, творческие способности разного рода, включая сюда комбинаторные, счислительные и пр., эмотивная сфера и сфера волевая.
Отмечаться должны все явления психической жизни, конечно, не только со стороны большей или меньшей степени их выраженности, но и со стороны явно патологических уклонений от нормы, когда таковые наличны.
Под содержанием душевной жизни понимается, с одной стороны, запас представлений, чувствований и стремлений, находимый у испытуемого, с другой стороны, различные привычки, выработавшиеся при тех или иных внешних влияниях. Естественно, что формы проявления душевных процессов, основные психические способности и содержание душевной жизни находятся между собою в теснейшей связи, и их изучение должно вестись неразрывно с помощью подходящих методов, из которых видное место принадлежит непосредственному школьно-воспитательскому наблюдению. Все указанные исследования могут быть более или менее детализированы в определенном направлении в зависимости от целей, по преимуществу преследуемых изучением данного ребенка и в зависимости от того, с какой стороны он представляет наиболее интереса в воспитательном смысле.
По этой причине самые схемы обследования, оставаясь общими по существу, сплошь и рядом разнятся в смысле деталировки, смотря по тому, в каком учреждении они применяются.
Для статистики же умственной отсталости малолетних важны заключения, почерпаемые из подобного рода обследований самими обследующими и экспертами.
Как пример опросного листа по указанной общей схеме, можно привести тот, который в
1-я вспомогательная Школа
при Психо-Неврологическом институте
Воспитанни. . . (фамилия, имя и отчество).
Время поступления:
Время выбытия:
Адрес родителей (или родных):
I Опросный лист.
Личные сведения.
Возраст.
Национальность, вероисповедание.
Родина, местожительство.
Основания для помещения во вспомогательную школу.
Домашние условия.
Живы ли родители ребенка, их профессия и условия жизни.
Братья и сестры.
Кто руководил и руководит воспитанием ребенка.
Общий характер воспитания - физического и психического.
Наследственность.
Болезни родителей и близких родственников. Их ненормальности.
Условия рождения и вскармливания ребенка.
Физическое развитие.
Когда начал ходить?
Прорезывание зубов?
Какие перенес болезни.
Половое развитие (поллюции; регулы; онанизм).
Общее состояние здоровья (недомогания; сон; еда; степень опрятности).
Какой причине приписывают родители начало болезни (resp. ненормальности, отсталости)?
Психическое развитие.
Развитие речи (когда начал говорить) и ее недостатки.
Умственные способности (понижены ли?); нет ли особых склонностей или способностей?
Навязчивые идеи и страхи?
Особенности характера; важнейшие пороки или недостатки.
Ход занятий и поведение в школе и дома.
(Примечание. Желательно представить работы ребенка, его сочинения, рисунки и т.п.)
II Исследование
А. Физическое исследование.
Рост тела и пропорциональность частей:
Окружность груди.
Вес тела.
Телосложение. Питание (кожа и слизистая оболочки; железы[3], волосы; зубы).
Размер и строение головы.
Форма черепа, (нет ли особых уклонений).
Важнейшие размеры: длина головы
- поперечный размер,
- окружность.
Двигательная сфера
Важнейшие рефлексы.
Механическая возбудимость мышц и нервов.
Электровозбудимость мышц и нервов.
Произвольные движения (исследование динамометром).
Судороги, подергивания.
Чувствительная сфера (органы чувств и их функции).
Глаза. Зрение.
Уши. Слух.
Нос и гортань. Дыхание и обоняние.
Рот и вкус.
Кожа. Чувствительность осязательная, болевая и температурная.
Мышечное чувство.
Расстройства в деятельности важнейших внутренних органов: органы дыхания (объем груди, исследование емкости легких), кровообращения, пищеварения, мочеотделения.
В. Психическое исследование.
Экспериментально-психологическое исследование.
Сравнение длины, толщины и формы предметов.
Распознавание цветов.
Называние предметов и изображений; их воспроизведение и узнавание.
Память на фразы.
Исследование по корректурному методу.
Ответы на вопросы.
Описание рисунка.
Ориентируется ли во времени и пространстве?
Умеет ли пользоваться обыкновенными предметами и действиями домашнего обхода?
С. Педагогическое исследование.
Общее развитие ребенка: знакомство с природой и с отношениями окружающей жизни.
Чтение (особенности речи).
Письмо (пусть сам напишет здесь в листке).
Счисление (счет, арифметические действия).
Запас сведений ребенка: история, естествознание, русский язык и т. п.; его навыки: рисование (пусть нарисует человека), ручной труд, пение или музыка и т. п.
Дополнительные замечания.
III Характеристика.
(Примечание. Этот отдел заполняется лишь после месячного пребывания ребенка в школе или при выходе ребенка из школы, если это производится раньше месяца).
Соматическая характеристика. Психологическая характеристика.
(Примечание. При составлении можно руководствоваться программами Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурского или К.Рихтера).
Врачебно-педагогическое заключение.
IV Дневник.
(Примечание. В конце каждого полугодия должна быть составлена сводка соматических, психологических и педагогических изменений, происшедших в течение полугодия).
Не вдаваясь в подробности приведенного листа исследований и наблюдений, следует отметить, что подобного рода знакомство с малолетним, хотя и в более узком масштабе, чем то, которое требуется в специальных учреждениях для дефективных, представляется необходимым в каждой нормальной школе, в которой уже должна намечаться самими школьными врачами и педагогами суммарная группировка воспитанников -по их физическим и психическим качествам и способностям, для того чтобы, в случае надобности, дать материал для суждения экспертной комиссии, помещающей воспитанника в ту или иную вспомогательную школу.
Детей, нуждающихся в помещении в специальное учебно-воспитательное заведение вспомогательного типа, лучше всего переводить туда без замедления, тем не менее, обычно считается приемлемым годичный или двухгодичный срок (как в Германии и Бельгии) обычного школьного наблюдения.
В
В учебно-воспитательных заведениях типа маннгеймской школы такой перевод отстающих из нормальных отделений во вспомогательные, как и возвращение преуспевающих к продолжению своей прежней работы, облегчается существованием при нормальной же школе вспомогательных классов для различных степеней отсталости.
Неудобство этой системы заключается, однако, в том обстоятельстве, что в классах вспомогательного типа для отстающих воспитанников могут встречаться дети различных возрастов, хотя и стоящие на одном уровне умственного развития, но часто весьма существенно разнящихся по степени развития характерных для возраста инстинктов, что несомненно мешает делу их совместного воспитания.
Дети с диагнозом idiotismus, эпилептики, явно ненормальные, больные физически, как правило, вообще не должны быть допускаемы в отделения вспомогательной школы для детей отсталых и для нерезко выраженных степеней дебиликов.
Поступая во вспомогательную школу, воспитанник должен быть подвернут вторичному обследованию, которое дополняется наиболее обстоятельным обследованием уже за время его пребывания в самом воспитательном учреждении вспомогательного типа, где наиболее полная характеристика его составляется на основании записей, проводимых по системе дневников.
Продолжение читайте в следующем номере.
[1] Текст печатается по изданию: «Воспитание и обучение дефективных детей». Сборник лекций под редакцией проф. А.С. Грибоедова и д-ра Н.П. Казаченко-Триродова.. Издание Комиссариата Социального обеспечения. - Петроград, 1918. - Т. 1. - С. 91-94, 188-197, 272-291.
Текст приводится в современной орфографии.
[2] В России пользуются известностью следующие его произведения: Стеэнли Холл „Собрание статей по педагогии и педагогике", Москва,
[3] Внешней и внутренней секреции.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4131
В прошлом месяце: 56
В текущем месяце: 34
Скачиваний
Всего: 524
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3