Методические рекомендации для проведения внутреннего этапа экспертизы деятельности педагога-психолога

941

Общая информация

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Жданова Т.В. Методические рекомендации для проведения внутреннего этапа экспертизы деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 1. С. 122–128. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n1/29018 (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

 

Татьяна Владимировна Жданова — практический психолог, директор областного центра научно-методического обеспечения психологической службы образования «Доверие». Отличник народного образования.

Сфера профессиональных интересов: организация психологической службы системы образования, экспертиза деятельности педагога- психолога, работа психолога в образовательном учреждении.

Профессиональный опыт связан с практической работой в общеобразовательной коррекционной школе-интернате для детей с нарушением слуха, с работой методиста по вопросам практической психологии в АО ИППК РО, с руководством ППМС-центром «Содействие» при ПГУ, с экспертной деятельностью в аттестационной комиссии, с преподавательской деятельностью в АО ИППКРО.

Автор ряда публикаций, в том числе: «Психологические аспекты работы с семьей ребенка с нарушениями в развитии», «Использование метода игровой коррекции в подготовке к школьному обучению», «К вопросу об усыновлении. Взгляд психолога», «К вопросу реин­теграции детей-инвалидов с нарушениями слуха в общество», «Комплексный подход к решению проблем детей с отклонениями в развитии в условиях ППМС-центра»; методическое пособие «Психолого-педагогический инструментарий для диагностики личности ученика».

Суть аттестации любого специалиста образовательного учреждения состоит в выявлении уровня его профессиональной компетентности. Однако, оценить профессиональный уровень педагога-психолога экспертной группе образовательно учреждения сложно по ряду причин во-первых, в экспертную группу, как правило, входят только педагоги, во-вторых, члены экспертной группы не знаю нормативных  документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении, в-третьих, им трудно оценить специфические моменты в деятельности педагога-психолога.

Учитывая сложности, перечисленные выше, и опираясь на многолетний опыт работы в качестве педагога-психолога образовательного учреждения и методической работы с педагогами-психлогами в ОНМЦ «Доверие» и ИМЦ г Архангельска, предлагаем вниманию членов экспертных  групп образовательных учреждений «Карту экспертной оценки деятельности педагога-психолога образовательного учреждения».

«Карта» может быть полезна администрации образовательного учреждения и педагогу-психологу, желающему провести самоэкспертизу деятеятельности.

«Карта» апробирована в ходе методических семинаров с педагогами-психологами, с директорами образовательных учреждений и с членами экспертных комиссий. Общая выборка составляет 100 человек.  Достовернсть результатов 89%.

КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Образовательное учреждение

Ф.И.С. психолога____________________________________

Образование ________________________________________

Квалификация ______________________________________

Стаж работы по специальности

 Стаж работы в дамом учреждении ____________________

Ф.И.С. эксперта, должность____________________________

Сроки проведения экспертизы

Инструкция

Предлагаемая «Карта» дает возможность членам экспертной группы оценить работу педагога-психолога.

«Карта» состоит из трех частей. Первая и вторая части заполняются членом экспертной группы. В первой части оцениваются условия труда, созданные администрацией ОУ для работы педагога-психолога. Результаты первой части (максимум 6 баллов) в общем подсчете баллов не учитываются. Содержание первой части рассматривается как фактор, влияющий на эффективность деятельности психолога. Вторая часть оценивает наличие разных видов документации, методический комплекс, содержание работы. В графе «оценка» проверяющий обводит одну из трех возможных оценок: если оцениваемый критерий не представлен или представлен недостаточно — ставится 0 баллов, достаточно представлен — 1 балл, максимально представлен, значительно выше достаточного уровня — 2 балла.

Например,оценивается наличие кабинета. Если у психолога нет отдельного кабинета — обводим 0 баллов; имеется отдельный кабинет — 1; есть кабинет для методической и индивидуальной работы и кабинет для групповой психологической работы — 2 балла.

Третья часть карты заполняется только экспертом- психологом, т.к. оценивается качество деятельности педагога-психолога с профессиональных позиций.

После заполнения всех частей карты набранные баллы по второй и третьей частям суммируются.

Максимально возможное количество баллов по первой части — 6, по второй — 16, по третьей — 14 баллов.

2 часть

3 часть

Сумма баллов

Соответствующая категория

8-10

8-10

16-20

2 категория

11-13

11-13

21-26

1 категория

14-16

14

27-30

высшая категория

 

Все три части «Карты» оцениваются по одинаковой системе.

Оценка: 0 — не представлено или представлено недостаточно; 1 — достаточно представлено; 2 — максимально представлено (значительно превышает достаточный уровень).

 

Часть I (заполняется членом экспертной группы)

№ п/п

Критерий

Оценка

Комментарий

1.

Условия труда

 

 

1.1.

Наличие кабинета

2 1 0

 

1.2.

Оснащенность кабинета:

а)  мебель, стулья, столы, мягкая мебель, шкафы, ковер, сейф;

б)  техника: секундомер, калькулятор, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, компьютер и др.;

в)  игры, игрушки, пособия;

г)   канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы и т. д.);

д)  бланки и карты для диагностической и коррекционной работы (где и кем изготавливаются);

е)  другое

2 1 0

 

1.3.

Нормативно-правовая база:

Наличие нормативных документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога: а) информационные письма, приказы, рекомендации МО РФ; б) локальные акты («Положение ...» для служб); в) должностные обязанности

2 1 0

 

 

 

Часть II (заполняется членом экспертной группы)

 

Критерий

Оценка

Комментарий

1.

Наличие рабочей документации

2 1 0

 

1.1.

План работы на год, утвержденный руководителем образовательного учреждения: соответствие плана работы педагога-психолога плану образовательного учреждения

 

 

1.2.

Отчет о проделанной работе. Возможные формы: статистический; аналитический. Принятая в ОУ периодичность отчета: месячный, квартальный, полугодовой, годовой (подчеркнуть)

 

 

1.3.

Журнал консультаций

 

 

1.4.

Журнал учета групповых форм работы

 

 

1.5.

Индивидуальные карты учащихся. (Указать категорию детей, на которых заводятся индивидуальные карты, их количество)

 

 

1.6.

Протоколы диагностических обследований

 

 

1.7.

Заключения и рекомендации по результатам обследований

 

 

1.8.

Другая документация

 

 

2.

Наличие методического комплекса

2 1 0

 

2.1.

Диагностический инструментарий (перечислить)

 

 

2.2.

Программы для коррекционно-развивающей работы (указать проблемы, на решение которых они направлены)

 

 

2.3.

Методические материалы для учащихся, педагогов, родителей

 

 

3.

Содержание работы

 

 

3.1.

Работа с детьми:

а) просветительская (лекции, беседы, психологические часы и др. формы); б) психопрофилактическая (тренинги, групповые занятия, деловые игры, др.);

в)  диагностическая;

г) психокоррекционная и развивающая (тренинги, коррекционные занятия, игры и др.);

д)профориентационная (диагностика, консультирование, групповые занятия, игры)

1 0

 

3.2.

Работа с педагогическим коллективом:

а) психолого-педагогическое просвещение (семинары, педсоветы, конференции);

б) консультирование педагогов по вопросам практического применения психологии, ориентированного на повышение социально­психологической компетенции

1 0

 

3.3.

Работа с родителями:

а) просветительская (психолого-педагогическое просвещение, лекции, тренинги, воскресные гостиные и др. формы);

б) консультирование (по вопросам обучения и воспитания ребенка, обучающегося в учреждении)

2 1 0

 

4.

Участие в опытно-экспериментальной работе

2 1 0

 

5.

Самообразование и повышение квалификации

2 1 0

 

5.1.

Изучение профессиональной литературы

 

 

5.2.

Участие в работе методических и научно-практических семинаров по освоению передового опыта

 

 

5.3.

Выступления на конференциях, семинарах, посвященных психолого-педагогическим проблемам

 

 

5.4.

Повышение квалификации: где и когда? Перечислить полученные специализации (наличие сертификатов)

 

 

5.5.

Потребность в повышении квалификации

 

 

6.

Взаимодействие психолога с администрацией учреждения, специалистами (отметить предмет взаимодействия, указать формы, отметить наличие психолого-педагогической системы)

2 1 0

 


 

Часть III. Качество деятельности педагога-психолога
(заполняется экспертом-психологом)

Ф.И.О. эксперта-психолога дата

№ п/п

Критерий

Оценка

Комментарий

1.

Систематизированность материалов, находящихся в кабинете психолога (наличие картотеки, методик, программ, литературы)

2 1 0

 

2.

Ведение рабочей документации:

 

 

2.1.

Соответствие плана работы педагога-психолога плану ОУ

2 1 0

 

2.2.

Умение обобщать результаты работы, делать выводы, анализировать и прогнозировать результаты деятельности на основе отчета в аналитической форме

2 1 0

 

3.

Анализ индивидуальных карт, протоколов, заключений:

 

 

3.1.

Соответствие рекомендаций психолога, проблемам, выявленным в результате диагностики

1 0

 

3.2.

Соответствие психокоррекционных воздействий и программ выявленным проблемам

1 0

 

4.

Взаимодействие психолога с педагогами и с другими специалистами образовательного учреждения в психокоррекционной и развивающей работе с детьми:

2 1 0

 

4.1.

В каких формах осуществляется это взаимодействие (консилиум, педсовет, комплексные занятия, совместные программы и др.)?

 

 

4.2.

Какова роль психолога в этих мероприятиях (координатор, участник, слушатель)

 

 

5.

Соответствие уровня профессиональной квалификации педагога- психолога решаемым им проблемам (указать какие дополнительные к диплому сертификаты получены психологом. Где и когда?)

2 1 0

 

6.

Профессиональный интерес психолога направлен на: возраст (указать);

проблемы (перечислить)

 

 

7.

Наличие авторских методических разработок, авторских программ, публикаций

2 1 0

 

 

 

ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ (ТРЕБОВАНИЯ) ПО

ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Должностные обязанности
педагога-психолога

7-14 разряды

Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психо­коррекционной, реабилитационной и консультативной). Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников). Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствуе развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты

7    разряд — среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления требований к стажу работы;

8    разряд — высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет;

9    разряд — высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 4 до 6 лет;

10    разряд — высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 4 до 6 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 6 лет;

11   разряд — высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 6 до 10 лет;

12    разряд — высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 10 лет или II квалификационная категория.

13       разряд — I квалификационная категория.

14       разряд — высшая квалификационная категория.

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО МО РФ
ОТ 24.12.2001 Г. № 29/1886-6

«ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства и организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико­педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения вузов, учебно­методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

В соответствии со своей фундаментальностью и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.

Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:

•     на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагога-психолога затрачивается 18 часов в неделю;

•     остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов заполнение аналитической и отчетной документации и др.).

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы, с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за ее пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога.

Письмо Минобразования России от 01.03.1999 № 3 и от 01.03.2000 № 27/970-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» считать утратившими силу.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МО РФ
ОТ 29.03.2001 Г. № 20-52-1350/20-5

Определение уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории

1.Уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений определяется при их аттестации в порядке, установленном Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 № 1908, зарегистрированным в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный № 2322 (далее — Положение о порядке аттестации).

2.Педагогические работники имеют право претендовать на любую (вторую, первую или высшую) квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Как правило, педагогические работники должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года для II квалификационной категории: не менее 2 лет — для I квалификационной категории, отвечать требованиям предыдущей квалификационной категории и раздела ТКХ «Должен знать».

3.В ходе аттестации при присвоении квалификационной категории определяется соответствие уровня профессиональной компетентности работников требованиям (показателям) к их квалификации, профессионализму и продуктивности (устойчивых результатов деятельности).

4. Уровень профессиональной компетентности педагогических работников для присвоения II квалификационной категории подтверждается показателями:

•      квалификация — знаниями и умениями, превышающими требования стандартов педагогического или другого профессионального образования в области основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии содержания базового компонента преподаваемого предмета; методик обучения и воспитания;

•      профессионализм — умением создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе, применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образовательного процесса; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся (воспитанников); основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников);

•      продуктивность — практической работой, способствующей сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которыми непосредственно взаимодействует педагог; обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников дошкольных образовательных учреждений), соответствующего требованиям Государственных образовательных стандартов и рассматриваемого как высокий в данном образовательном учреждении.

5. Уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении I квалификационной категории подтверждается показателями:

•      квалификация — знаниями и умениями, превышающими требования стандартов педагогического или другого профессионального образования в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики; владение в совершенстве базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смежным дисциплинам; высоким качеством теоретических знаний, позволяющим педагогу вести преподавание на различных уровнях;

•     профессионализм — умением учитывать психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса; способностью решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся (воспитанников), в том числе путем применения профильных и разноуровне­вых программ; применение в практической деятельности современных педагогических технологий, элементов технологий педагогики развития личности, методик анализа учебно-методической работы по предмету;

• продуктивность — обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме дошкольных образовательных учреждений), являющегося высоким по профилю в муниципальной системе образования (районе, городе).

6.Уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении высшей квалификационной категории подтверждается показателями:

•     квалификация — освоением новейших достижений педагогической науки и практики, профильной области знаний; творческим решением практических задач;

•     профессионализм — умением осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания или (и) самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению; созданием условий для реализации креативных (творческих) возможностей обучающимися (воспитанниками); применением в практической деятельности исследовательских и опытно­экспериментальных методов обучения и воспитания, методик управления и прогнозирования педагогического процесса, приемов планирования и организации самообразования обучающихся (воспитанников);

•     продуктивность — обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников), являющегося высоким по профилю в системе образования субъекта Российской Федерации, Федерального ведомственного органа управления образованием.

Таким образом, педагог-психолог является специалистом, уравненным в отношении оплаты, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений.

Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС /от 7 до 14 разряда/. Не менее одного психолога на учреждение. В образовательных учреждениях, имеющих более 600 воспитанников (учащихся), количество ставок педагогов-психологов увеличивается из расчета 600 учащихся на 1 ставку.

Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ педагога-психолога определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных единиц психологов.

Для работы психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной и коррекционно-развивающей работы как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается педагогу-психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

Рабочую документацию педагог-психолог ведет в соответствии с Уставом образовательного учреждения и должностными обязанностями.

Возможные формы рабочей документации педагога-психолога:

1.    План работы на учебный год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

2.    Статистический и аналитический отчет о работе.

3.    Журнал консультаций педагога-психолога.

4.    Журнал учета групповых форм работы.

5.    Протоколы диагностических обследований.

6.    Заключения по результатам диагностических обследований.

7.    Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.

Кроме указанных форм психолог может вести и другие.

Кроме рабочей документации психолог формирует методический комплекс, в который входят:

1.Диагностический инструментарий (банк диагностических методик, апробированных в стране и рекомендованных для работы педагога-психолога).

2.Коррекционно-развивающие программы (банк кор­рекционно-развивающих программ по необходимым проблемам).

3.Методические материалы для профилактической и просветительской работы с учащимися, педагогами и родителями.

В соответствии с должностными обязанностями и планом работы педагог-психолог может работать по следующим направлениям: просветительскому, психо­профилактическому, консультативному, диагностическому, коррекционно-развивающему, заниматься методической работой. Работа по данным направлениям может осуществляться с детьми, родителями и педагогами в следующих формах: лекции, семинары, педсоветы, консилиумы, тренинги, коррекционно­развивающие занятия, консультации и др. Но, как это было сказано выше, приоритетные направления деятельности педагога-психолога, соотношения различных видов работ и их формы определяются потребностями образовательного учреждения. Ими же определяются и предмет и формы взаимодействия педагога- психолога с администрацией образовательного учреждения и другими специалистами.

Учитывая все вышеизложенное, рекомендуем членам аттестационной комиссии, экспертирующей работу педагога-психолога использовать предлагаемую нами «Карту экспертной оценки деятельности педагога-психолога».

(Окончание следует)

Информация об авторах

Жданова Татьяна Владимировна, директор областного центра научно-методического обеспечения психологической службы образования «Доверие», Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1037
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 941
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2