Методические рекомендации для проведения внутреннего этапа экспертизы деятельности педагога-психолога ОУ (окончание)

1339

Аннотация

Окончание. Начало в №1 за 2006 год.

Общая информация

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Жданова Т.В. Методические рекомендации для проведения внутреннего этапа экспертизы деятельности педагога-психолога ОУ (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 2. С. 118–122. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n2/28977 (дата обращения: 12.12.2024)

Полный текст

Татьяна Владимировна Жданова — практический психолог, директор областного центра научно-методического обеспечения психологической службы образования «Доверие». Отличник народного образования.

Сфера профессиональных интересов: организация психологической службы системы образования, экспертиза деятельности педагога-психолога, работа психолога в образовательном учреждении.

Профессиональный опыт связан с практической работой в общеобразовательной коррекционной школе-интернате для детей с нарушением слуха, с работой методиста по вопросам практической психологии в АО ИППК РО, с руководством ППМС-центром «Содействие» при ПГУ, с экспертной деятельностью в аттестационной комиссии, с преподавательской деятельностью в АО ИППКРО.

Автор ряда публикаций, в том числе: «Психологические аспекты работы с семьей ребенка с нарушениями в развитии», «Использованиеметода игровой коррекции в подготовке к школьному обучению», «Квопросу об усыновлении. Взгляд психолога», «К вопросу реин­теграции детей-инвалидов с нарушениями слуха в общество», «Комплексный подход к решению проблем детей с отклонениями в развитии в условиях ППМС-центра»; методическое пособие «Психолого-педагогический инструментарий для диагностики личности ученика».

Формы учета деятельности и отчетности
педагога-психолога образовательного учреждения

по рабочим материалам Всероссийского совещания
«Служба практической психологии в системе
образования России. Итоги и перспективы»

6—7 июня 2002 года, г. Москва

Предлагаем следующий перечень учетной и отчетной документации общего характера педагога-психолога образоватепьнго учреждения:

—     Ппан работы на учебнй год).

—     График работы.

—     Журнал учета видов работы.

—     Aналитический отчет о проделанной работе (за учебный год).

—     Статистическая справка за отчетный период, установленный в образовательном учреждении.

Кроме общих форм документации, которые являются открытыми для различных представителей контролирующих инстанций, у каждого психолога имеются формы документации для служебного пользования в виде протоколов, заключений, сводных таблиц по скринингу и пр. Эта документация хранится в месте, недоступном дпя общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог может давать рекомендации учителю, родителям ипи лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.

Рекомендуемая форма перспективного (годового) плана работы

Планирование всего объема работы психологом определяется цепями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации конкретного образовательного учреждения.

Годовой план работы должен быть согласован и утвержден администрацией образоватепьнго учреждения.

Схема оформления годового плана может быть представлена в виде таблицы с распределением основных мероприятий по видам деятельности (табл. 1).

Рекомендации по оформлению журнала учета видов работы

Журнал учета видов работы позволяет отслеживать разнообразные ежедневные мероприятия, проводимые педагогом-психологом образовательного учреждения в течение года. Благодаря наличию всего объема информации психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.

Журнал является документом, на основе которого администрация контролирует деятельность практического психолога образовательного учреждения.

В журнале предлагается отводить определенное количество страниц на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Запись работы можно оформлять в соответствии с формами, представленными в табл. 3—10. Предлагаемые формы могут содержать и другую информацию, необходимую психологу для анализа деятельности.

Диагностика (табл. 3, 4)

Если диагностика производится групповым способом, то в п. 2 журнала указывается категория группы (например, 6 «Б» класс) и прикладывается список диагностируемых.

Методики диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, применяется несколько методов. В предлагаемой форме регистрации деятельности (табл. 3) можно не указывать, какие именно методики были использованы в конкретном случае. В то же время, рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик (табл. 4).

Консультирование (табл. 5)

Характер консультации — первичная, повторная и т п. В ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации.

В примечании делаются необходимые пометки, в т ч. о направлении к более узкому специалисту.

Развивающая и коррекционная работа (табл. 6,)

 


Табл. 1.

Виды деятельности

Планируемые мероприятия

Сроки

Примечание

1

Диагностика

 

 

 

2

Развивающая и коррекционная работа

 

 

 

3

Консультирование

 

 

 

4

Просветительская работа

 

 

 

5

Экспертная работа

 

 

 

6

Организационно-методическая работа

 

 

 

 

Табл. 2. График (расписание) на рабочую неделю

Дни недели

Планируемые мероприятия с указанием времени и места

Примечание

Понедельник

 

 

Вторник

 

 

Среда

 

 

Четверг

 

 

Пятница

 

 

Суббота

 

 

 

При проведении развивающей и коррекционной работы прикладываются программы, по которым они проводятся, с указанием цели, методов, форм

 

Табл. 3. Диагностика

 

 

Дата, время

Ф.И.О., возраст

От кого поступил запрос

Характер диагностики

Примечания и рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 4

Название диагностической методики

Основная направленность

Источник

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 5. Консультирование

Дата, время

Ф.И.О., возраст, др. данные

Причина обращения

Характер консультации, тематика

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 6. Развивающая и коррекционная работа

Дата

С кем проводится занятие

Тема занятия

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 7.

 

 

Фамилия, имя, класс/группа

Даты занятий с отметками о посещении

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 8. Просветительская работа

 

Дата

С кем проводится занятие

Тема занятия, форма занятия

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 


Табл. 9. Экспертная работа

 

Дата

Цель проведения, форма

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 10. Организационно-методическая работа

 

Дата

Содержание работы

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 11. Статистическая справка
 

В целом проведено (за период)

 

Всего приемов детей

 

Возрастные группы

до 3 лет

3-5 лет

5-7 лет

7-10 лет

10-12 лет

12-15 лет

старше 15 лет

 

 

 

 

 

 

 

Всего приемов взрослых

 

Родителей

 

Специалистов

 

Проведено индивидуальных обследований

 

Первичных

 

Повторных

 

Проведено индивидуальных консультаций

 

Детей

 

Взрослых

 

Проведено групповых консультаций

 

Для детей

 

Для педагогов / родителей

 

Проведено групповых диагностик

 

Детей

 

Кол-во детей

 

Взрослых

 

Кол-во взрослых

 

Проведено инд. коррекционных занятий

 

С детьми

 

Со взрослыми

 

Проведено групповых корр. занятий

 

С детьми

 

Со взрослыми

 

Кол-во посещений занятий груп. коррекции

 

Детьми

 

Взрослыми

 

Участие в проведении консилиума

 

Плановых

 

Внеплановых

 

Проведение семинаров

 

Для педагогов и др. специалистов

 

Для родителей

 

Другие виды работ

 

 

 

В примечании может быть указан промежуточный результат работы.

Групповая развивающая и коррекционная работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр. (табл. 7).

Просветительская работа (табл. 8)

Экспертная работа (табл. 9)

К экспертной работе относится участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.

Организационно-методическая работа (табл. 10)

К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:

—   анализ и планирование деятельности;

—   курсы повышения квалификации;

—   анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ;

—   участие в научно-практических семинарах, конференциях;

—   супервизорство;

—   посещение совещаний и методических кабинетов;

—   оформление кабинета.

Рекомендации по оформлению аналитического отчета и статистической справки

В аналитическом годовом отчете отражаются все виды деятельности в соответствии с планом работы 

и журналом учета. Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности.

При написании данного отчета педагог-психолог обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик (возрастной контекст анализа и др.).

Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года. Таким образом, с учетом новых инструментально-методических средств, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период, прописываются перспективы дальнейшей работы.

В качестве промежуточной и итоговой отчетности предлагается составлять статистическую справку (табл. 11) за определенный период, установленный в образовательном учреждении (четверть, триместр или др.).

Материалы в виде итоговых заключений по видам работ относятся к документации для служебного пользования.

Заключения по видам работы могут быть:

—   по индивидуальной психодиагностике;

—   по групповой психодиагностике;

—   по индивидуальной развивающей или коррекционной работе;

—   по групповой развивающей или коррекционной работе.

Заключения составляются в свободной форме или с использованием форм, представленных в различных специализированных литературных источниках.

 

Информация об авторах

Жданова Татьяна Владимировна, директор областного центра научно-методического обеспечения психологической службы образования «Доверие», Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 786
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1339
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1