О воспитании психологической культуры школьников

2150

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дубровина И.В. О воспитании психологической культуры школьников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 43–47. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n3/29102 (дата обращения: 11.12.2024)

Полный текст

 

В настоящее время психология начинает занимать все более заметное место в общей культуре страны. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности: гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность, — основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию этих принципов. Поэтому необходимость психологического образования вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам как всего современного общества, так и каждого из его граждан.

Психология и культура

Проблема преподавания психологии в школе не нова. Уже в XVIII веке русские просветители подчеркивали важность психологических знаний для молодого человека, которые дают ему возможность познать самого себя. На протяжении прошлого века предпринимались неоднократные попытки внедрения этой науки в систему школьного образования. Ученые педагоги и психологи утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, так как она формирует целостное мировоззрение ребенка, учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с другими людьми и с самим собой. В начале прошлого века Г.И. Челпанов, основатель Московского психологического института, писал: «Жизнь очень скоро предъявит свои неумолимые требования. Психология начинает приобретать слишком важное научное значение, чтобы ее отсутствие среди предметов гуманитарного образования не было замечено. Я уверен, что этот пробел будет очень скоро заполнен» (12, с. 384).

Отметим, что школьное психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность выпускников, но и развитие их психологической культуры, которой сегодня так недостает нашему обществу.

Школьные годы являются сензитивным периодом для приобщения человека к культуре. Поэтому актуальную сейчас проблему воспитания детей и школьников целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека.

Мэтры отечественной философии, психологии, педагогики, культурологии (М.М. Бахтин, НА Бердяев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лот­ман, П.Ф. Флоренский и др.) придавали решающее значение культуре как условию развития человека, утверждали, что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. При этом они постоянно подчеркивали психологический контекст данного постижения, так как духовная культура объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (это язык, знания, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, творчество, эмоции, отношения, способы и формы общения людей).

Психология вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признается индивидуально неповторимое в человеке. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей.

Ю.М. Лотман рассматривает культуру как некую душевную психологическую причастность к той экологии духа, которая обволакивает нас всех. Он выделяет такое присущее человеку психологическое свойство, как интеллигентность. Свойство интеллигентности, по его словам, является определенным культурным достижением человечества, принадлежит человечеству в целом. Интеллигентность — это человеческое отношение к миру и к людям. Личностными качествами интеллигентного человека являются привязанность к своей культуре, к своему народу, к своей Родине; развитое чувство справедливости, чувство независимости, в частности, социально независимая позиция и способность отстаивать эту позицию.

В представлении А.Ф. Лосева, психологическое свойство интеллигентности проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в желании не обидеть человека, в умении уважительно спорить, в умении незаметно помочь другому. Д.С. Лихачев высказывал даже мысль о том, что учебное заведение теряет право на существование, если не воспитывает в своих учениках интеллигентность.

Развитие психологической культуры личности невозможно без определенного уровня психологической грамотности. Е.А. Климов справедливо считает, что важным содержательным аспектом психологической грамотности является собственно научная - пусть элементарная, но истинная осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека.

Становление личности

Одних знаний для развития психологической культуры, для полноценного развития личности недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. И применение в практике любых научных знаний тесно связано с проблемой человеческой нравственности: ради чего, во исполнение каких целей они используются? Вопрос о благе или вреде науки весьма актуален применительно к психологии, которая имеет дело с живым человеком, его внутренним миром, душевными переживаниями, страстями и страданиями, желаниями и надеждами.

Психологическую культуру можно условно определить как психологические знания, оплодотворенные общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно — составляют основу психологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная и понимая психологию ребенка, обладая высочайшего уровня психологической (внутренней) культурой, писал: «Я часто думал о том, что значит “быть добрым”? Мне кажется, добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».

Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этого взаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимным уважением собеседников. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу (PR, реклама, политика, средства массовой информации и пр.). Манипулирование людьми основано на хороших знаниях психологии человека, но эти знания применяются вне контекста психологической культуры.

Овладение культурой начинается с момента рождения человека. Помните, у А.М. Горького в рассказе «Рождение человека» есть пронзительные строки: «Новый житель земли русской, человек неизвестной судьбы, лежа на руках у меня, солидно сопел». И эта судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которая с момента рождения окружает ребенка. Ведь каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжателем рода человеческого и его деяний, каждый одарен природой и социумом возможностью индивидуального развития в контексте развития человечества в целом. Каждый учится быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования.

Вместе культура и образование определяют не только сущность и общий уровень развития общества, но и оказывают глубокое влияние на каждого человека, на перспективы его личностного и профессионального развития. Так, для Ю.М. Лотмана процесс обучения вообще является «воздухом культуры», залогом и условием ее существования, естественной формой духовной жизни. Он задавал вопрос: чему же учатся люди? (в наше странное время этот вопрос может звучать лишь как проблема: чему же должны учиться люди?). И отвечал: люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Он подчеркивал, что как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

О ценностях

Психологическая культура не появляется сама по себе. Ее развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам,способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Задача взрослых — помочь ребенку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Школа, семья, общество — всегда ли они хотят и могут решать эту задачу?

Известно, сколь велика роль школьного образования в судьбе отдельного человека и поколения в целом. Любая образовательная программа в школе включает в себя много учебных предметов. Каждый учебный предмет представляет собой область определенной науки, дает возможность ученику соприкоснуться с этой наукой как с частью общей культуры. Содержание любого учебного предмета вводит ребенка на доступном для него уровне в пространство своих культурных смыслов, значений, расширяет тем самым мировоззренческий горизонт ребенка, создает условия для его развития, предоставляет ему возможность самостоятельного и осознанного выбора своего места в жизни.

Однако психология как наука о человеке в этом поликультурном образовательном пространстве сегодня не представлена, и среди базовых ценностей культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует. Здесь мы встречаемся с явным противоречием: образование ставит задачу полноценного развития ребенка, но при этом весьма существенно ограничивает возможность позитивного решения этой задачи, так как не предусматривает предоставления ребенку знаний о самом себе как представителе рода человеческого, обладающем всеми данными для развития, несущем в себе потенциал творчества и отвечающем за реализацию или не реализацию этого потенциала наряду со взрослыми, которые помогают ему войти в культуру современного общества. Современное образование не приобщает ребенка к психологической культуре человеческих отношений.

Общее и культурное развитие

Л.С. Выготский доказал, что психическое развитие ребенка есть процесс его культурного развития. Условия культурного развития включают в себя не только присвоение ребенком культурно заданных средств и действий с предметами, но присвоение культурно заданных отношений с другими людьми, овладение культурно заданными средствами владения собой, своей психической деятельностью, своим поведением. Только в результате всего этого развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность, происходит постепенная ее социализация и индивидуализация.

Но чтобы чем-то овладеть, что-то присвоить, нужно с этим хотя бы познакомиться. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию или недоразвитию навыков и культуры речи, умению слушать и думать, удивляться, искать ответы на многочисленные вопросы. Закладывается эмоциональное отношение к жизни и людям. Обсуждая вопрос об источниках психической депривации в детском возрасте, чешские психологи Й. Лангмейер и З. Матейчик подчеркивали, что ребенок, проживающий в изоляции от культуры современного общества, подвергается опасности, что у него не возникнет потребность жить культурно, то есть потребность в приобретении тех ценностей, которые признаются обществом.

Овладение ребенком культурно заданными действиями и отношениями возможно только в общении со взрослыми, в их совместном детско-взрослом взаимодействии, направленном на нахождение и укрепление позитивных личностных особенностей ребенка (это относится не только к детскому, но и к подростковому, и юношескому возрастам). Поэтому так важно, какие взрослые окружают ребенка.

Между тем, психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок с момента рождения попадает в «зону риска» — риска не стать человеком.

Ребенок и его окружение

Педагогическая запущенность, родительское безразличие, негативное отношение учителей, отсутствие позитивной социальной среды как среди взрослых, так и среди сверстников не дают ребенку опыта овладения культурно заданными средствами отношений с другими людьми, овладения предметным культурным миром, овладения культурными способами владения самим собой.

К сожалению, сейчас много детей-сирот, детей, лишенных попечения родителей, ставших в силу обстоятельств безнадзорными. Детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, семей с аморальной или криминальной атмосферой и пр. Дети нередко живут в атмосфере насилия, где полностью отсутствует любовь к человеку как явление культуры, как тип отношений между людьми. По В. Далю, насилие — это принуждение, неволя, действие обидное, стеснительное, незаконное. Насилие, по сути дела, прямо отождествляется со злом вообще. Все формы физического, психологического, экономического насилия вызывают в детях соответствующие душевные качества — ложь, ненависть, лицемерие и т. д. Цель насилия — господство и контроль путем оскорбления, запугивания, шантажа и пр. Здесь полностью отсутствует «любовь как явление культуры, как тип отношений между людьми». Между тем, ребенок «приходит к осознанию самого себя через отношение к нему других людей» (10, с. 330).

Отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, приводит к развитию таких психологических свойств личности, как хамство (грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека) и лакейство (подхалимство, раболепствие). Ю.М. Лотман рассматривал эти свойства как стороны одной и той же медали. Он считал, что это симптомы социально-психологической болезни. «За этими симптомами — психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому» (10, с. 475).

У многих детей и подростков даже как будто из благополучных семей отмечается глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении со взрослыми, они нередко не чувствуют себя любимыми ни в семье, ни в школе. Это ведет к развитию повышенной тревожности, неуверенности в себе, неустойчивой самооценки, к сложностям в личностном развитии, в протекании процессов социализации и индивидуализации.

Психологическое образование

Образование должно быть конкурентноспособ­ным в плане приобщения учащихся к культуре, становления их человеческого достоинства, нравственной и гражданской личностной направленности, гуманистического мировоззрения. Среди важных задач, которые стоят перед современным образованием, можно считать и такие, как формирование критичности, самостоятельности мышления, устойчивости школьников к информационным воздействиям; развитие их способности свободно ориентироваться в непростых жизненных ситуациях. Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр., это поможет им стать социально более защищенными.

Психологическое образование представляется необходимым и естественным для нормального развития современного подрастающего человека. Изучение психологии может помочь школьнику многое понять как в себе самом, так и в окружающих людях, мире, почувствовать богатство душевной жизни человека.

Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны. А понимание себя как личности — процесс сложный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными, так как знаниями о себе как о человеке школьник не располагает. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках и самооценках, намерениях, поступках и т. п. Неумение понять личностные проблемы, отсутствие представлений о возможных способах их разрешения нарушают позитивные отношения школьников к себе и другим, деформируют образ жизни в целом, толкают детей к социально не одобряемым формам поведения.

Ребенка одинаково легко убедить как в том, что он неполнеценен, так и в том, что он гениален. И то, и другое крайне вредно для развития личности, он должен научиться сам понимать свои сильные и слабые стороны. Иначе это негативно скажется на формировании важнейшего личностного образования — психологической готовности к самоопределению. Психология должна стать в сознании выпускников средней школы необходимым компонентом научной картины мира. Она может дать ребенку знания о самом себе как человеке, о законах развития психики, личности, человеческого взаимодействия. Уроки психологии могут не только помочь школьнику в решении его проблем, но вооружить его знаниями о причинах их возникновения и культурных способах их предупреждения или преодоления.

Чему учить?

Целью психологического образования в школе можно считать овладение основами психологической культуры. Эта цель предполагает развитие психологической готовности молодого человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром

природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним миром. Специальной задачи на профессиональную ориентацию в области психологии не ставится. Знание психологии нужно каждому молодому человеку, какую бы профессию он ни выбрал — врача, учителя, продавца, милиционера, банкира и пр. А если кто-то из школьников серьезно заинтересуется психологией, его выбор будет более осознанным, нежели в настоящее время. Чем глубже ученик осознает самого себя, тем более четкими становятся у него представления о своем дальнейшем жизненном пути.

На уроках психологии внимание школьников обращается на такие психические явления и особенности личности, которые не являются предметом специального рассмотрения и обсуждения на других уроках, например: сознание и самосознание, нравственные чувства и установки, направленность личности(цели,идеалы, желания,потребности, ценностные ориентации и др.), отношение к другим людям как людям; чувство совести и человеческого достоинства, содержание и богатство эмоциональной сферы (чувства, переживания, настроения, эмоциональные состояния и пр.), понимание чувств и переживаний других людей, способности (которые в целом определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности).

Уроки психологии помогают детям постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир человека. Они узнают, что каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир. Его память, мышление, внимание обладают определенными особенностями, его воображение своеобразно, у него есть свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, для него характерны особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля. Он обладает «легким» или «трудным» характером, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои надежды и разочарования, свои печали и радости, любовь и предательство, свои потери и духовные приобретения, наконец, своя судьба.

Важно при этом, чтобы ребенок осознал и помнил, что «такой сложный внутренний мир имею не только я, но и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой и нужно научиться уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями». Очень давно А.Н. Радищев отмечал, что только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

Представляется, что психология как учебный предмет может в какой-то степени рассматриваться как «зона ближайшего развития» личности школьника — это постепенное введение взрослым ребенка (в соответствии с возрастом) в мир все более усложняющихся человеческих и социальных отношений, в мир человеческих чувств, переживаний, знаний, культуры. Главное, чтобы в процессе изучения психологии у школьников не образовалась смысловая пропасть между психологическим знанием о человеке вообще и о себе как человеке. Хотелось бы, чтобы о курсе психологии в школе можно было бы сказать словами К.Д. Ушинского: «Курс вводит детей в науку; но не как в мертвую груду книг, а как в живое изъяснение мира, исполненного жизни» (11, с. 33).

 

Литература

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979.
  2. Бердяев Н. Судьба России. — М., 1990.
  3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб – М., 2003.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. — М., 1984.
  5. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. — М., 2002.
  6. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. — М., 1979.
  7. Лангмейер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
  8. Лосев А.Ф. Философия. Культура. Мифология. — М., 1991.
  9. Лотман Ю.М. Воспитание души. — СПб, 2001.
  10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / Проблемы общей психологии. — М., 1976.
  11. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. — М.-Л., 1949.
  12. Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. — М., 1999

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), главный научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1569
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 2150
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0