«Подводные камни» приемного родительства

1077

Общая информация

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шмидт В.Р. «Подводные камни» приемного родительства [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 4. С. 116–120. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n4/29055 (дата обращения: 19.06.2024)

Полный текст

Виктория Рудольфовна Шмидт — старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, декан факультета социального менеджмента и социальной работы Пост-вузовского российско- британского института, кандидат психологических наук, Master of Science in social work (University of Manchester).
Автор ряда коррекционно-развивающих программ, направленных на формирование совладающего поведения. Ищет ответ на вопрос: что может сделать помогающий специалист (психолог, социальный работник) в процессе интеграции людей с особыми нуждами?
Пока нашла такой ответ: начать с себя, изменить свои профессиональные установки, но ответом не удовлетворена. Постоянно находится в поиске «попутчиков» в решении этой проблемы.
Одной из главных проблем школьной психологической практики считает центрацию на ребенке и недостаток работы с семейным окружением. Разработчик тренингов «Антидис- криминационная практика», «Методологическое самоопределение помогающих специалистов», «Культурная практика помогающего специалиста в работе с окружением особого ребенка», «Междисциплинарное взаимодействие».
Являлась руководителем рабочей группы по разработке «Пособия по индивидуальной работе с подростками, готовящимися к освобождению из воспитательной колонии» (2004 г.), предназначенного для специалистов учреждений системы исполнения наказаний.



 Успехи борьбы за устройство детей из детских домов в семью пока измеряются лишь количеством малышей, отданных на воспитание. Но никто не пытался посчитать количество возвращенных и изъятых детей. За каждой такой историей — драма не одного человека. Одна из основных причин того, что приемная семья не состоялась, — в поведении ребенка, вернее, отношении к этому поведению со стороны других людей: членов семьи, специалистов.
Чаще всего, на выработку негативного отношения взрослых к приемным детям влияют три типа нежелательного детского поведения:
— агрессивное поведение (ребенок крушит вещи, проявляет вербальную или физическую агрессию, которая проявляется в отношении себя или других людей);
— сексуализированное поведение (от провокации сексуальных действий со стороны взрослого до стремления к получению сексуального удовольствия);
— поведение, обусловленное психотравмой (уход в себя, высокий уровень недоверия и закрытости, регресс в развитии и т. д.).
Столкнувшись с такими проявлениями, взрослые часто теряются, не зная, как помочь ребенку. И это воспринимается как неэффективность родительства. Этому способствуют стереотипные предубеждения и жесткие предписания (как должно быть, а как — нет), которые определяют «правильное» родительское поведение.
Например, если агрессия ребенка объясняется окружающими как неспособность контролировать его поведение («родители-рохли»), то родитель предпринимает попытки перестроить свое отношение к малышу и взять на вооружение жесткие меры. Другой пример — отношение к сексуализированному поведению как развратному («ребенок в норме далек от любых сексуальных переживаний и действий»), когда родитель хочет избавиться от нежелательного поведения, не поняв источников его происхождения. Поведение ребенка, обусловленное психотравмой, также может быть источником постоянного переживания родительской несостоятельности: травмированный ребенок не демонстрирует любви, он холоден и агрессивен, он не откликается на всевозможные попытки родителей помочь ему. Велик соблазн решить, что такое поведение ребенка свидетельствует о его несостоятельности, и гораздо сложнее принять то, что в большинстве случаев травмированный ребенок ведет себя так, потому что этот опыт не изживается раз и на-

 

всегда. Нет ничего страшнее для родителя мысли «Он никогда не будет таким, как другие дети», хотя кто видел и жил с этими «другими» столь благополучными детьми?
Перед родителями стоит дилемма: принятие такого поведения, поиск путей взаимопонимания или отказ от принятия ребенка, желание «отойти в сторону» (отдать ребенка) или «переделать» ребенка (когда поведение родителя мало отличается от поведения представителя карательных органов). Если родитель выбирает первый вариант, то у него есть несколько стратегий возможного поведения. В зависимости от того, какие ресурсы он имеет, можно предложить родителям различные варианты работы (табл. 1).
Механизм формирования позитивных родительских установок в отношении поведения детей достаточно прост: родитель сталкивается с поведением, которое непонятно и пугающе. А культура, окружение, социум, а иногда и специалисты предлагают готовые рецепты отношения к проявлениям детского характера и опыта ребенка. Родитель выбирает те установки, которые ближе всего его (уже сложившимся) ценностям.
Для любой семьи приемный ребенок становится своеобразным «индикатором», позволяющим обнаружить ложь, неискренность, скрытые от посторонних и даже самих себя. Родители склонны преувеличивать те изъяны детского поведения, которые выявляют собственные проблемы взрослых. Однако семья не может стать психологически стерильной, поэтому важна не только подготовка семьи, но и ее сопровождение на разных стадиях родительства.
Формирование гуманистических установок по отношению к ребенку состоит в постоянной работе взрослого «со своей тенью», точнее, с тем, что сами родители не хотят знать о себе. Ведь без осознания собственных проблем и недостатков человек не сможет полюбить и принять себя, а не приняв себя, не сможет понять и принять ребенка. Поэтому при реализации гуманистического подхода важную роль приобретает со-консультирование, обмен опытом среди родителей и взаимная поддержка внутри сообщества приемных родителей. В отличие от системного подхода, чувства в гуманистическом подходе важнее мотивов — именно они составляют источник энергии человека.
Революционный подход предполагает борьбу родителей за права своих детей. С необходимостью применить этот подход сталкиваются все приемные родители, когда приводят своего ребенка в детский сад или школу. Они чувствительны к недостатку справедливого и объективного отношения к их ребенку и ждут большего внимания к нему со стороны учителя или воспитателя.
Рефлексивный подход имеет большее отношение не к самим родителям, а к внешнему окружению: общественное мнение, установки и правила. Известно, что общество ограничено стереотипами в отношении как самих сирот, так и тех, кто работает с ними; тех, кто решается брать детей из детских домов. Эти стереотипы способствуют отчужденному отношению со стороны окружающих. А для приемной семьи такое отчуждение становится дополнительным препятствием в решении проблем, возникающих при вхождении ребенка в семью.
Перед тем как перечислить негативные установки, свойственные приемным родителям, имеет смысл подробно остановиться на одном базовом суждении, типичном в отношении приемных детей и детей с особыми нуждами: «их нельзя полюбить, как нормальных детей». Здесь сразу вызывает сомнение понятие «нормальный» ребенок — нормальный в сравнении с каким вариантом развития?
С другой стороны, настораживает связь между уровнем нормы и степенью (качеством) детско-родительской любви. Насколько важно иметь некие особые методы работы с детьми и семьями «особого» типа? Как делить детей и семьи на группы, чтобы это деление не было дискриминационным? И нужно ли это?
Таким образом, базовая установка родителей и специалистов, которая порождает дискриминацию приемного ребенка, состоит в том, что вслед за выделением особенности ребенка осознается необходимость в особой помощи. Такой подход порождает конкретные предписания: «раз ребенок рос в детском доме, то он...», «если ребенок был в неблагополучной семье, то.» и т д. Многие признаки особенностей развития, приписанные ребенку с опытом сиротства, можно обнаружить и у «домашних» детей, например, при недостатке внимания со стороны родителей. На наш взгляд, специальных программ для детей с особыми нуждами не должно быть много. Ведь если идеал социальной помощи — интеграция, то мы нуждаемся в таких методиках, которые будут полезны детям с разными жизненными проблемами, просто применяться эти методики могут по-разному.
Не всегда родители могут понять, что именно их неверные установки мешают им понять ребенка. Часто они спрашивают у специалиста: «Ну почему он ведет себя так?..» За этим вопросом может скрываться стремление найти такое объяснение поведения ребенка, которое позволит родителям утвердиться в мысли, что «если ничего нельзя изменить, то я получаю полное право на беспомощность». Но в такой ситуации всегда возникает вопрос: «А разве сделано все возможное?».
К первой группе установок, которые охватывают отношение родителей, их действия в отношении детей и позицию специалиста, можно отнести поиск причин поведения ребенка. Примером этого являются мысли: «Он ведет себя так, потому что из детдома?», «Ему, наверное, никто не говорил, что так нельзя?», и один из самых отчаянных вопросов: «Это наследственность?».
Специалист может по разному отнестись к таким вопросам: согласиться и пойти на поводу родителей, дав им желаемое объяснение; возмутиться и указать родителям на их стремление избавиться от ребенка; растеряться и не дать ответа. Все эти варианты могут закрепить установку родителя на поиск ответа не в самом себе, своих установках («Почему я не понимаю?»), а в проблемах ребенка («Почему он так себя ведет?»). Поэтому специалист, в первую очередь, должен изменить фокус понимания ситуации. Это может быть сделано в ходе обсуждения чувств самих родителей. Например, специалист показывает, что стыд, гнев, разочарование — все эти чувства имеют право быть, они несут определенную энергию и не могут проигнорированы.
Изменения установок родителей можно проводить в процессе работы над осознанием ими происходящего. Например, используя схему позитивного поведения (табл. 2). Можно обсудить с родителем и проблему существующего дефицита жизненного опыта ребенка, необходимость создания иных условий развития.
Предложенная схема — простой и наглядный инструмент анализа поведения, «отделения» наших поступков от их причин и последствий.
На стадии анализа родители должны подробно описать обстоятельства (нейтральные характеристики ситуации), например, «Дочка начинает плакать, когда рядом оказывается незнакомый мужчина»; запускающий механизм (причины поведения — как они видятся родителям), например, «Дочка боится оставаться наедине с незнакомцами»; собственно проблемное поведение, например, «Дочка плачет и не успокаивается самостоятельно»; а также его последствия, например, «Снижение тонуса и работоспособности».
Затем специалист задает по каждому из четырех элементов (обстоятельства, запускающие механизмы, собственно проблемное поведение, последствия проблемного поведения) вопросы (они указаны в табл. 2), чтобы разъяснить для себя и для родителей суть проблемного поведения ребенка. На следующей стадии — оказания помощи — важно определить, как можно изменить поведение ребенка, последовательно изменяя каждый из этих четырех элементов. Такое планирование помощи позволяет уйти от фокусирования проблемы на ребенке («помогите сделать его удобней и лучше») и определяет ответственность и тех, кто создает обстоятельства и запускающий механизм проблемного поведения.
Такое отделение необходимо для предупреждения стереотипного отношения к ребенку, в результате чего родители перестают смешивать сами события и свое понимание их. Становится возможным обсуждать проблему рационально. Задачей данной работы становится и определение желаемого для родителей поведения ребенка.
Часто родители полагают, что могут управлять своим отношением к ребенку Например, существует установка: «детей нужно любить», «все, что им нужно — это любовь», «нужно понять их сердцем». Поэтому тем взрослым, которые никак не могут вызвать в себе этих чувств, бывает очень трудно.



 

Означает ли это провал приемной семьи? Вряд ли, хотя установка на предписание чувств вызывает сильнейший стресс среди многих приемных родителей. Этот стресс не сводится исключительно к стадии адаптации ребенка в семье, и здесь нельзя ограничиться простым советом «нужно подождать». Ведь у многих родителей может так и не возникнуть истиной привязанности к ребенку. Часто недостаток любви заполняется чувством вины, и тогда родители сами нуждаются в помощи. Ведь чувство вины изматывает родителей и детей в равной степени.
Часто приемные родители сталкиваются с необходимостью соответствовать противоречивым требованиям. Ведь «список функций эффективного родителя», действительно, весьма противоречив. Нужно уметь контролировать, но и давать ребенку инициативу. Нужно поддерживать базовые потребности ребенка, но и находить время на его развитие. Эти требования позволяют распознавать родителей разного типа: одни лучше справляются с функциями заботы, а другие — развития, третьи понимают ребенка, но не так успешно контролируют его жизнь.
Невозможно найти идеального родителя, который бы все хорошо делал, — вспомните семьи Болконских и Ростовых. Ведь воспитательные ресурсы этих семей были разными, что, однако, не мешало ни той, ни другой семье успешно справляться с воспитанием детей. Родителям важно уйти от стремления соответствовать всем требованиям сразу, но при этом нужно понимать, что у них получается хорошо, а что требует повышенного внимания или даже частичного делегирования специалистам и другим участникам семейного сообщества.
В приемной семье многое зависит от готовности родителей преодолевать свои установки, искать и находить способы решения собственных проблемам. Здесь родителям должны помогать специалисты, курирующие приемные семьи.

Информация об авторах

Шмидт Виктория Рудольфовна, кандидат психологических наук, докторант, Университет Масарика, научный консультант и тренер нескольких проектов в сфере семейного устройства и сопровождения воспитанников учреждений общественного воспитания, Брно, Чехия, e-mail: schmidtvica@yahoo.com

Метрики

Просмотров

Всего: 907
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1077
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1