Александру Григорьевичу Асмолову 60 лет

419

Аннотация

60 лет — расцвет личностной зрелости. Предыдущие годы включают в себя развитие человека, его взросление, начало созидания. От личности человека зависит размах, глубина и общественная значимость этого созидания. Александр Григорьевич Асмолов является неординарным человеком и ученым, одним из наиболее известных современных психологов. Он доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования.

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: персоналии

Для цитаты: Дубровина И.В. Александру Григорьевичу Асмолову 60 лет [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 17. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28259 (дата обращения: 12.12.2024)

Полный текст

 

60 лет — расцвет личностной зрелости. Предыдущие годы включают в себя развитие человека, его взросление, начало созидания. От личности человека зависит размах, глубина и общественная значимость этого созидания. Александр Григорьевич Асмолов является неординарным человеком и ученым, одним из наиболее известных современных психологов. Он доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии !( образования.

А.Г. Асмолов — выпускник психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Судьба благосклонна к достойным. Александр Г ригорьевич считает себя счастливым человеком, полагая, что ему необычайно повезло в жизни. Алексей Николаевич Леонтьев и Александр Романович Лурия — ближайшие ученики основателя культурно-исторической психологии Л.С. Выготского — были не только его учителями в психологии, но и духовными наставниками в жизни.

Круг научных интересов Александра Григорьевича чрезвычайно широк. В его центре — важнейшие проблемы психологии личности: теоретическая проработка и экспериментальное изучение процессуальных характеристик, структура, эволюционные формы изменений, психологические механизмы и движущие силы процесса развития как формы проявления генеральной линии процесса в становлении человека как личности. Подчеркивая сложность и определяя системную детерминацию развития личности, он выделяет три момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности; совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

А.Г. Асмолов создал и возглавил кафедру психологии личности на психологическом факультете МГУ, сотрудниками которой фундаментально изучаются проблемы сущности и развития личности.

Интересы Александра Григорьевича направлены не только на решение научных проблем, но и ориентированы на использование их результатов в образовании. Взаимодействие психологической науки и психологической практики в системе образования 80—90-х гг. прошлого века воплотилось в идею создания школьной психологической службы. В реализации этой идеи огромная заслуга Александра Григорьевича. Он доказательно обосновал, что введение практической психологии в систему образования содействует изменению общей образовательной ситуации в России: способствует гуманизации образования, переориентации его на индивидуальное развитие личности, переходу к развивающей, вариативной концепции, переориентации сознания учителя от «шко- лоцентризма» к «детоцентризму».

Как главный психолог Министерства образования А.Г. Асмолов всеми силами продвигал идею создания психологической службы в системе образования страны. Понимая, что именно школьный психолог осуществляет взаимосвязь психологии и педагогики как двух основополагающих наук о человеке, что он использует и обогащает новыми данными психолого-педагогическое пространство образования (и как процесса обучения, и как процесса воспитания), Александр Григорьевич уделяет большое внимание подготовке кадров практических психологов. Он выступил инициатором, организатором, разработчиком учебных программ массовой профессиональной подготовки школьных психологов. Во многом благодаря его усилиям мы сейчас имеем большое количество профессионально подготовленных практических психологов, которые работают в образовательных учреждениях всех типов и видов.

А.Г.Асмолов известен не только как крупный ученый, но и как организатор науки, общественный деятель. Он директор Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, член Экспертного совета ВАК, член Президиума Федерации психологов образования России, председатель Ученого совета по защите докторских диссертаций по психологии личности, член редколлегий многих центральных научно-психологических и общественно-политических журналов.

Поражают энергия и молодость духа Александра Григорьевича, его широкая и разносторонняя эрудиция, юмор, интерес к жизни. Это человек, который «и жить торопится и чувствовать спешит». Он оратор и трибун. Его лекции, доклады, выступления, всегда эмоционально насыщенные, творческие, богатые оригинальными жизненными и литературными примерами, будят мысли и чувства слушателей.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), главный научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 816
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 419
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0