Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 1. С. 20–22
ISSN: 2658-3100 (online)
Отчет Президента Федерации психологов образования России В.В. Рубцова
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: События
Для цитаты: Отчет Президента Федерации психологов образования России В.В. Рубцова [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 20–22. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28261 (дата обращения: 12.12.2024)
Полный текст
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Сегодня мы подводим итоги пятилетней работы Федерации психологов образования.
18 декабря исполнится ровно 5 лет с момента проведения учредительного съезда Федерации, когда сюда, в Москву съехались представители 60 регионов России, чтобы выполнить решения III Всероссийского съезда психологов образования Российской Федерации и учредить общественную организацию, которая объединит профессиональное сообщество психологов образования и сделает своей задачей развитие практической психологии образования и психологической службы как системообразующего фактора модернизации российского образования, содействие формированию единого информационного пространства психологов образования России.
Сегодня Федерация психологов образования России — это 78 отделений в 53 регионах Российской Федерации. И мы совместно с Министерством проводим очередной съезд психологов образования России.
Федерация работает в тесном сотрудничестве также с Российской академией образования, Российским психологическим обществом, факультетами психологии ведущих российских вузов, Московским городским психолого-педагогическим университетом, другими организациями и учреждениями.
Необходимость развития практической психологии образования, поиска путей эффективного приложения знаний и опыта современной психологической науки к решению задач современного образования, наиболее полной реализации творческого потенциала психологов образования России обусловила создание научно-практических секций ФПО России. Сегодня мы можем назвать наиболее активно работающие секции. Это секции «Психологическая служба в системе профессионального образования» (руководитель Татьяна Николаевна Арсеньева) и секция «Школьная психологическая служба» (руководитель Марина Ростиславовна Битянова).
С 2004 года выходит научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования» (главный редактор Ирина Владимировна Дубровина). Это совместный проект Федерации, МГППУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена и Психологического института РАО. Журнал выпускается при информационной поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и имеет выраженную практико-ориентированную направленность.
Федерация проводит большую работу по созданию единого информационного пространства психологов образования, ежегодно проводит целый ряд всероссийских мероприятий, на которых психологи России обмениваются опытом, делятся своими наработками, демонстрируют свой профессионализм и компетентность.
В настоящее время Федерация является единственной организацией, столь интенсивно работающей с профессиональным психологическим сообществом России.
Только в этом году Федерацией совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации были проведены:
— Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2008»;
— Фестиваль психологических служб «Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальноправовая помощь в условиях образовательного учреждения»;
— Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Психология развития и адаптации»;
— Всероссийский семинар-совещание «Актуальные вопросы деятельности ППМС-центров» в ВДЦ «Орленок»;
— Всероссийский семинар-совещание руководителей образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи «Нормативное правовое обеспечение деятельности ППМС-центров в условиях перехода на подушевое финансирование» в г. Самаре.
Завтра начнет свою работу Всероссийский съезд психологов образования «Психология и современное российское образование», на котором мы подведем итоги совместной работы Федерации и Министерства.
А всего за истекшие 5 лет Федерацией были проведены 4 всероссийских конференции, каждая из которых собирала не менее 700 специалистов и руководителей психологических служб, образовательных учреждений, органов управления образованием разного уровня, ученых и практиков из всех уголков России.
Выпущено 4 сборника материалов конференций, в который вошли более полутора тысяч статей психологов из всех регионов России по самым различным вопросам психологии образования.
С целью повышения качества психологической литературы, издаваемой в России, Федерация совместно с Минобрнауки России, МГППУ и ИП РАН проведено два Всероссийских конкурса психологических изданий. Их итоги подводились на совместном заседании Президиума Федерации психологов образования России, Организационного комитета и Большого жюри конкурса. Торжественное награждение лауреатов и победителей проходило в декабре в рамках традиционных декабрьских конференций Федерации.
В прошлом году на базе Всероссийского детского центра «Орленок» был проведен Всероссийский фестиваль инновационных психолого-педагогических проектов «Психология и современное российское образование». На фестивале было представлено более 70 проектов в 12 номинациях. Тогда же прошел первый Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России».
Научно-практической секцией Федерации «Школьная психологическая служба» с 2004 по 2007 годы были проведены четыре Всероссийских недели школьной психологии. Недели школьной психологии способствовали созданию позитивного общественного «имиджа» школьного психолога, популяризации профессии, укреплению авторитета специалистов- психологов, работающих в системе образования.
Большое внимание в работе Федерации уделяется конструктивному взаимодействию с Министерством образования и науки Российской Федерации: регулярно проводятся всероссийские семинары-совещания по разным направлениям деятельности психологической службы. Так, в 2005 году состоялись совещания «Управление службой практической психологии образования на региональном и муниципальном уровне», «Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждениях дошкольного образования», «Психологическая служба в системе дополнительного образования», «Организация и содержание деятельности психолога образовательного учреждения и ППМС-центра на современном этапе развития российского образования». Всероссийский семинар-совещание «Психологическое обеспечение профессионального становления учащихся и студентов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования» для руководителей психологических служб и образовательных учреждений профессионального образования, впервые состоявшийся в 2005 году, проводится теперь ежегодно: и в 2007, и в 2008 годах приобрел уже статус всероссийских конференций.
Нельзя представить современное общество, современную науку, современное образование без участия общественных организаций. Именно они являются не только инициаторами, но и реальными исполнителями многих важных общественных инициатив.
Федерацией был разработан и представлен в 2007 году в Министерство образования и науки Российской Федерации проект «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года». Работа над ним началась в 2005 году. Изначально речь шла о разработке нового Положения о службе практической психологии в системе образования, которое бы в наибольшей степени соответствовало целям и задачам службы в современных условиях. За год была подготовлена первая версия проекта Положения, который был опубликован в еженедельнике «Школьный психолог» №21 (1—15 ноября 2006 г.).
К тому времени произошли изменения в нормативном правовом поле, в котором функционирует
система образования. Утверждение таких нормативных актов, как Положение о службе практической психологии образования, отнесено к компетенции органов управления образованием субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне помимо проектов федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных правовых актов, разрабатываются и реализуются целевые, ведомственные целевые, аналитические программы и концепции. Таким образом, перед профессиональным психологическим сообществом была поставлена задача разработать проект Концепции развития системы психологического обеспечения российского образования.
В общей сложности за период с февраля 2005 года по декабрь 2006 года положения Концепции обсуждались в рамках семи всероссийских семинаров-совещаний, организованных Федерацией психологов образования России совместно и при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации по различным направлениям деятельности психологической службы в учреждениях общего, дополнительного, профессионального образования.
В соответствии с замечаниями и предложениями, поступившими от участников II и III национальных научно-практических конференций 2005 и 2006 годов, в проект Концепции были внесены дополнения и изменения.
Текст документа был представлен в октябре 2006 года на совещании в ВДЦ «Орленок». Тогда же состоялось интернет-обсуждение проекта Концепции на интернет-портале «Российская психология» и сайте Сетевого методического объединения психологов образования.
Было высказано много конструктивных замечаний, которые внесены в текст документа. По самым скромным подсчетам, в работе над Концепцией приняло участие более полутора тысяч специалистов.
Сегодня мы участвуем в подготовке Коллегии Минобрнауки России по вопросам развития и совершенствования психологического обеспечения образования.
За последнее время в обществе наметилась устойчивая тенденция, состоящая в том, что психолог из исследователя и преподавателя становится одним из наиболее востребованных специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в различных сферах социальной практики. Значительно увеличилось число факультетов, ведущих подготовку специалистов для такой деятельности: вместо 5—6 факультетов в классических университетах в восьмидесятые годы — несколько сотен факультетов, действующих сегодня в различных вузах страны (только в Москве их сейчас около 80).
Вместе с тем, сложившаяся в России система психологического образования остаётся в значительной степени не готовой к новым требованиям, предъявляемым к будущим специалистам со стороны социальной практики.
Федерация совместно с Московским городским психолого-педагогическим университетом участвовала в конкурсе на разработку стандартов высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическая подготовка». И мы выиграли этот конкурс. Теперь именно нам с вами поручена разработка ВПО для педагогов-психологов, воспитателей и учителей начальных классов.
Федерация психологов образования России является сейчас той структурой, которая привлекает к себе профессиональных психологов. Они начинают понимать, что у них появилась реальная возможность внести позитивные изменения в ту систему, в которой они живут и работают, поэтому активность членов Федерации сейчас очень велика. Мы никого специально не приглашаем вступать в Федерацию и, тем не менее, наши ряды постоянно пополняются. 64 тысячи психологов в системе образования Российской Федерации сейчас уверены в том, что у них есть структура, которую они сами представляют.
Мне посчастливилось принимать активное участие в построении профессионального сообщества на его первом этапе, и я очень рад, что наша общественная организация смогла превратиться в такую силу. У нас много задач, много целей и мы можем их решать.
Метрики
Просмотров
Всего: 752
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 521
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1