Работа с родителями старшеклассников

1339

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы, волнующие старшеклассников и их родителей. Наибольшее внимание уделено вопросу профессионального самоопределения старшеклассников: обрисовываются различные варианты жизненного пути выпускников школ, приводятся рекомендации для взрослых, которые хотят помочь своим детям.

Общая информация

Ключевые слова: подготовка к экзаменам, профессиональное самоопределение, психологическая поддержка старшеклассников, планирование будущего, внешкольные занятия

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Для цитаты: Кравцова Е.М. Работа с родителями старшеклассников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 88–92. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27623 (дата обращения: 12.12.2024)

Полный текст

Жизнь старшеклассников наполнена важными событиями и волнениями. Ведь даже первые экзамены, воспринимающиеся и школьниками, и педагогами как настоящие, проходят именно в старших классах. Они требуют не только учебной, но и моральной подготовки.

Обучение в каждом классе старшей школы имеет собственную специфику.

Для девятиклассников и их родителей важнейшим становится вопрос самоопределения школьника. От принятого в этот момент решения во многом зависит дальнейшая судьба человека. Ведь именно в девятом классе школьник либо выбирает форму своего дальнейшего образования, либо совсем отказывается от его продолжения. Решение школьника должно быть осмысленным и свободным. Родители могут (и даже обязаны) помочь своему ребенку, но право окончательного выбора остается за старшеклассником. И взрослым, и детям нужно понять, что детство подходит к концу и вчерашний ребенок вступает во взрослую жизнь.

Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. Этот период можно охарактеризовать как «затишье перед бурей», так как десятиклассники могут отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Но в силу разных причин у школьников нередко возникают сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями.

Последний, одиннадцатый год обучения в общеобразовательной школе — один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей. Привычное течение событий заканчивается, выпускникам необходимо не только решить, что делать дальше, но и основательно потрудиться для воплощения в жизнь своих намерений. Многие учащиеся собираются поступать в вузы, для них к напряженным занятиям в школе добавляется еще и интенсивная подготовка к вступительным экзаменам. Кроме того, жизнь юношей и их родителей усложняется перспективой службы в армии.

 

Девятый класс

Как уже говорилось, специфику обучения в девятом классе обусловливают два фактора: принятие учеником решения о характере дальнейшего образования и первые серьезные экзамены в конце учебного года. Однако и повседневная школьная жизнь у девятиклассника непроста. В программе обучения появляются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин. В девятом классе повышается уровень требований педагогов к ученикам. Другими словами — учиться становится сложнее. Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может не справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться. Родителям нужно заметить это вовремя.

Если учащийся полностью «ушел» во внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагирует на замечания, равнодушен к плохим отметкам, надо помочь ему понять, ради чего он учится в девятом классе. Но общие слова о пользе знаний на него не подействуют, а учиться ради оценки ему давно неинтересно.

Родители могут предложить девятикласснику самостоятельно ответить на вопросы: зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? каким будущим жизненным целям отвечает получение образования? Отвечать старшеклассник может устно или письменно. Важно обсудить и ни в коем случае не высмеивать его мнение. Если ребенок высказал намерение поступить в институт или желание накопить минимальные сведения для освоения в будущем какой-нибудь специальности, следует задать следующий вопрос: а что мешает в данный момент учиться как следует? На основе полученных ответов нужно вместе с ребенком составить «антикризисную программу», в которой распределить учебные приоритеты и предложить меры по снижению имеющейся нагрузки.

Сложнее помочь старшекласснику, который либо «уходит» от ответа, либо откровенно хамит и требует оставить его в покое. Он заявляет: «Не нужно мне никакое образование, надоело учиться!» В таком случае родителям следует искать причины сложившейся ситуации и способы ее разрешения в тесном контакте с педагогами и психологами.

Отказ от дальнейшего образования

Учащийся имеет право уйти из школы после девятого класса. Сам по себе этот выбор не должен оцениваться взрослыми отрицательно. Для кого-то он единственно верный в жизни. Но нередко желание закончить образование связано с определенными личностными проблемами. Одна из причин — низкие притязания вместе с негативной оценкой своих способностей и отсутствием самоуважения. Часто старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно — чтобы их наконец-то оставили в покое.

Подобное отношение к себе формируется задолго до того, как ребенок поступает в девятый класс, поэтому исправить создавшееся положение весьма затруднительно. Что могут сделать родители? Во-первых, как можно чаще хвалить школьника (конечно, только за реальные заслуги, пусть даже невеликие). Во-вторых, можно предложить ему по собственному усмотрению выбрать внешкольное занятие и не только не критиковать его выбор, но дать ему полную самостоятельность, изредка проявляя интерес к его успехам и проблемам.

Иногда девятиклассники мечтают прекратить обучение из-за того, что у них не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со взрослыми. Если ребенок никогда никого из одноклассников не приглашает в гости, не переписывается с товарищами в «аське» или с помощью смс- сообщений, не занимает телефон, не ходит гулять и не рассказывает о школе ничего хорошего — можно предположить, что его не принимают в свой круг одноклассники. В таком случае важно, чтобы в его распоряжении была как можно более полная информация о возможностях продолжения среднего образования: поступить в другую школу, в колледж для получения интересующей специальности, в вечернюю школу и т. п. Родители могут собрать эту информацию (от знакомых, из справочников, найти в Интернете) и предложить ребенку выбрать любую интересную и доступную для него форму завершения среднего образования. В новом коллективе он, скорее всего, сможет найти друзей.

Решение продолжать образование

Некоторые девятиклассники хотят уйти из общеобразовательной школы и получить среднее специальное образование. Если школьник может высказать убедительные аргументы в пользу своего выбора, вмешиваться не стоит. Однако если в ответ на вопрос «почему именно эта специальность?» родители получают невразумительные доводы или слышат раздраженные отговорки, нужно помочь ребенку сформулировать жизненные цели и обсудить, как двигаться к их достижению.

Другие девятиклассники принимают решение продолжать обучение в общеобразовательной школе и поступать впоследствии в высшее учебное заведение. Перед ними тоже встает вопрос о профессиональном самоопределении, им необходимо правильно оценить свои способности и наметить план для достижения поставленной профессиональной цели. Родителям нужно понимать, что совмещать обучение в общеобразовательной школе с подготовкой к поступлению в вуз сложно. Это не означает, что ребенок не должен участвовать в семейных делах и полностью освобождаться от выполнения своих обязанностей по дому. Просто он должен чувствовать, что взрослые одобряют его решение и не изменят своего отношения к нему в случае провала.

 

Вмешательство родителей требуется, если ребенок строит планы «за компанию», опираясь не на свое мнение, а на выбор товарищей. Обычно дети честно об этом говорят, не считая нужным скрывать мотивы своего решения, ведь в этом возрасте мнение сверстников преобладает над мнением всех взрослых, вместе взятых. Если у родителей возникают сомнения по поводу целесообразности такого выбора, можно обсудить их с ребенком. Но аргументация не должна сводиться к словам «нечего обезьянничать» или «у тебя есть своя голова на плечах». Такие доводы вызывают только раздражение. Подростку надо объяснить, что он рискует выбрать жизненный путь, который в скором времени может ему наскучить, ведь он не учитывает своих интересов и способностей. А общаться со школьными друзьями он сможет на протяжении всей жизни, независимо от того, где каждый из них будет учиться или работать.

Психологическая поддержка девятиклассников

Одна из задач родителей в период поиска ребенком своего призвания заключается в оказании ему моральной поддержки. Родители, которые хотят помочь ребенку понять себя, но не знают, как это сделать, могут начать с тематической беседы со старшеклассником. Ее цель — разобраться, насколько осознан профессиональный выбор ребенка, есть ли у него адекватные представления об интересующей профессии, знает ли он свои способности.

Ниже приведен список вопросов, специально сформулированных для старшеклассников, выбирающих профессию, профессором, доктором психол. наук Л.А. Головей. Нужно выбрать подходящий момент, когда и взрослый, и ребенок никуда не торопятся, спокойны и настроены на общение. Для того чтобы состоялась беседа «по душам», можно рассказать своему сыну или дочери о том, как в свое время родители сами выбирали профессию, и о своих одноклассниках (кто куда пошел и кто чего добился).

Ответы ребенка нужно записать, так их легче будет проанализировать. Однако все заметки лучше делать после беседы, иначе она может превратиться в пустую формальность. Замечательно, если по ходу беседы возникнут новые вопросы и темы для обсуждения.

Список вопросов

1.   Какие школьные предметы больше всего нравятся?

2.   Какие школьные предметы больше всего не нравятся?

3.   Какие кружки, факультативы посещаются или посещались по собственному желанию?

4.        Чем нравится заниматься в свободное время?

5.   Какая область деятельности интересует больше всего: естественнонаучная (физика, химия, биология, медицина и т.д.), точные науки (математика), гуманитарная (литература, журналистика, психология, педагогика и т. д.), общественно-научная (экономика, право), искусство, спорт, другие области, — или выраженные интересы отсутствуют?

6.        Какая профессия выбрана?

7.        Какие пути ее получения намечены?

8.        Что привлекает в избранной профессии:

— условия труда;

— сам труд;

— высокая материальная обеспеченность;

— контакты с людьми;

— возможность творить;

— частые командировки;

— полезность результатов;

— перспективность (возможность профессионального роста);

— возможность без особого труда получить эту профессию;

— другое.

При анализе ответов надо обратить внимание на следующие моменты:

— насколько осмыслен и реалистичен профессиональный выбор старшеклассника;

— нет ли явных противоречий между склонностями ребенка к тем или иным школьным и внешкольным занятиям и особенностями дела, которому он хочет посвятить жизнь;

— готов ли он серьезно трудиться для достижения поставленной цели или надеется избежать каких- либо усилий.

Естественно, взрослые должны быть внимательными и заинтересованными слушателями. Даже если профессиональный выбор ребенка огорчает родителей, нельзя его отговаривать и запрещать идти по намеченному пути. Но в то же время, необходимо убедиться в том, что школьник имеет адекватные представления о выбранной профессии. Как правило, у выпускников девятых классов упрощенные или ложные знания о профессиях, носящие самый общий, стереотипный характер, который усиливается под воздействием средств массовой информации. Часто предпочтение отдается не содержанию работы, а ее предполагаемой оплате, ведь в массовом сознании некоторые сферы труда однозначно воспринимаются как прибыльные. Старшеклассникам свойственно думать, что, получив определенную специальность — юридическую, экономическую, медицинскую, они автоматически завоюют общественное признание.

Необходимо не только создать у ребенка представления о мире профессий, но и попросить его высказать мнение о том, какие способности нужны для той или иной профессии и какие особенности характера могут помешать стать хорошим специалистом. Например, для того чтобы вести музыкальные программы на радио, необходимо отлично разбираться в музыке и иметь хорошую память, а помешать могут стеснительность, дефекты речи и т. п.

Случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. На вопрос «кем ты хочешь стать?» он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно», — или вообще избегает разговоров на эту тему. Тем не менее, родители не должны давать конкретных советов, как завершить среднее образование или куда пойти учиться. Нужно помочь школьнику «найти» себя и правильно оценить собственные способности. Для этого можно обратиться к специалисту — психологу-профконсультан- ту. Арсенал профконсультационных средств в психологии весьма велик, однако они могут помочь выявить способности ребенка. Важно понимать, что никакая методика не заменит осознанного самостоятельного решения.

Десятый класс

Как правило, десятиклассники попадают в новый коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители поняли, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и поддержали его. Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьезных опасений).

В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» — неуспевающим. Особенно часто это случается тогда, когда ребенок по настоянию взрослых поступает в престижное учебное заведение с усложненной программой, где критерии оценки его знаний и способностей иные, чем в «родной» школе. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т. е. более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.

Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Нужно вместе с ребенком проанализировать замечания педагогов и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

Учеба отходит «на второй план»

Нередко десятиклассники чувствуют себя настолько уставшими от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем, что теряют интерес к учебе. Родители должны понять, что школьникам действительно необходима передышка. Более того, взрослые могут воспользоваться «затишьем» десятого класса и проводить больше времени с детьми, а также помочь им восстановить и накопить силы.

Однако есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить ребенку расслабиться слишком сильно и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Если взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в личную жизнь, не занимается ни учебой, ни домашними делами, они не должны воздействовать на него критикой. «Опять ты валяешься на диване и слушаешь это тупое радио! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует!» От подобных упреков родителей пользы не будет. Чувствуя ответственность за будущее своего ребенка, желая видеть его успешным и счастливым, все же нельзя навязывать ему свои представления о добре и зле. Родители слишком часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).

Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в его поведении заставляет беспокоиться. Полезен будет рассказ о том, что интересовало родителей в его возрасте, о каких упущенных возможностях они сейчас жалеют. Говорить следует спокойно, не поучая и не раздражаясь.

 

Определить, насколько сильно десятиклассник «охладел» к учебной деятельности, поможет опросник, составленный кандидатом психологических наук В.С. Юркевич. Опросник поможет понять, осознает ли старшеклассник необходимость обучения в школе лично для себя. На вопросы отвечает взрослый, основываясь на наблюдениях за своим ребенком.

Список вопросов

1.   Связаны ли интересы старшеклассника (в учебе и во внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии?

А. Связаны очень тесно.

Б. Связаны, но поведение ребенка хаотично, он хватается то за одно, то за другое, у него нет четкого плана действий.

В. Никак не связаны.

2.   Случается ли, что старшеклассник обращается к серьезным источникам: пользуется научной литературой, словарями?

А. Часто.

Б. Иногда.

В. Никогда.

3.   Ставит ли старшеклассник в своей учебной работе задачи, выполнение которых невозможно «за один присест», требует кропотливой работы в течение многих дней?

А. Очень часто.

Б. Бывает, что ставит такие задачи, но редко выполняет их.

В. Не ставит долговременных задач.

4.   Занимаясь любимым делом, может ли делать «черную», неинтересную работу (например, выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?

А. Делает такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо.

Б. Иногда делает, иногда бросает на полпути.

В. Избегает выполнения такой работы.

5.   Может ли старшеклассник заниматься длительное время интеллектуальной работой, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

А. Всегда, когда это необходимо.

Б. Только иногда.

В. Никогда.

Необходимо определить, какие ответы преобладают — «А», «Б» или «В».

Преобладание ответов «А» свидетельствует о развитой и целенаправленной познавательной деятельности старшеклассника. Такой ребенок относится к учебе серьезно и проявляет в ней самостоятельность. От родителей может потребоваться помощь в поиске справочной литературы и в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на износ», что может привести к истощению).

Преобладание ответов «Б» говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в дальнейшем в его жизни могут понадобиться те или иные знания. Родители могут помочь подростку, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлекательного предмета, например, занимательный учебник или совместные обсуждения увлекательной темы.

Ответы «В» сигнализируют о низком уровне развития познавательной потребности и о нежелании учиться. Конечно, если «покопаться», всегда найдется область знаний или интеллектуальное занятие, которое в какой-то мере интересует старшеклассника. В разговоре с ним надо попытаться выяснить, что именно его интересует, присмотреться к его внешкольным занятиям и помочь найти способ реализации своих склонностей к той или иной деятельности, относясь к его интересу с пониманием и предоставив ему возможность действовать самостоятельно, не отказывая в помощи при необходимости.

Продолжение в следующем номере.

Информация об авторах

Кравцова Елена Михайловна, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1830
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1339
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2