Формирование готовности воспитанников к овладению воинскими профессиями в образовательной среде кадетского корпуса

1

Аннотация

В статье рассматривается проблема выбора будущей профессии в контексте психологической готовности к различным видам деятельности, включая военную службу. Авторы обсуждают различные теоретические подходы к готовности, выделяют важность формирования готовности к военной службе как ключевого аспекта социальной системы. Эмпирическое исследование проводилось на базе Кадетской школы № 1784 им. генерала армии В.А. Матросова, в исследовании приняло участие 46 воспитанников. Группой сравнения выступили обучающиеся образовательной школы (49 человек). Использовались методики: тест мотивационной структуры Герцберга, диагностика интерактивной направленности личности (Н.П. Фетискин), опросник «Военно-профессиональная мотивация» (Б.В. Овчинников, А.Ф. Боровиков). Были получены следующие результаты: осознанность и мотивационное внимание к выбору будущей профессии среди курсантов и учеников общеобразовательной школы практически не отличаются. Имеется связь показателя «военно-профессиональная мотивация» с мотивационной структурой и интерактивной ориентацией курсантов; выявлены следующие связи: с отношением к руководству, с сотрудничеством в коллективе, с мотивом достижения личностного успеха, с содержанием деятельности. Вывод: поскольку имеются связи военно-профессиональной мотивации с мотивационной структурой и интерактивной ориентацией курсантов, необходимо проводить комплексные воздействия, направленные на выработку готовности к выбору военно-профессиональной карьеры для воспитанников, обучающихся в кадетском корпусе.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, готовность к риску, военная психология, военнослужащие, формирование

Рубрика издания: Психология профессий особого риска

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010303

Получена: 17.07.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Коджаспиров А.Ю., Полякова Л.В. Формирование готовности воспитанников к овладению воинскими профессиями в образовательной среде кадетского корпуса [Электронный ресурс] // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Том 1. № 3. С. 36–50. DOI: 10.17759/epps.2024010303

Полный текст

Введение

Всегда существовал вопрос: кем я хочу стать, какая профессия моя, как определить, подходит ли мне это, смогу ли я реализоваться в этом виде деятельности. В современной психологии профессиональное самоопределение представлено феноменом готовности к осознанному выбору карьеры. Этот процесс непрост и не всегда полностью осознается самим молодым человеком, в связи с чем необходимо обеспечить целенаправленную помощь в подготовке к выбору профессии. Это помогает сделать более точное субъективное определение и защищает от ошибок, разочарований и неверных решений.

Обзор литературы

Проблемой психологической готовности к различным видам деятельности отечественные психологи начали заниматься комплексно с конца 50-х гг. XX в. Психологическую подготовку авторы называли по-разному, ее обобщенные характеристики обозначались сходными, но не тождественными терминами: «бдительность», «мобилизационная готовность», «направление» и т.д.

Согласно мнению Л.А. Кандыбовича и М.И. Дьяченко, «готовность нужно рассматривать в рамках деятельности и понимать, как целенаправленное и системное выражение человеком как личности, определяющее его взгляды и мотивы, убеждения и отношения, чувства, интеллект и волевые качества, навыки, знания и умения, настроенность на различные виды поведения и социальные установки. Готовность такого уровня достигается разносторонним стремлением личности к развитию под влиянием требований, которые предъявляются специфике деятельности и особенности профессии» [3].

Необходимость формирования готовности к службе в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем военной психологии.

Существует несколько классификаций готовности к военной службе:

  • Ранняя готовность необходима для эффективной военной службы; она позволяет подготовиться и адаптироваться к условиям военной службы. Именно такая готовность носит комплексный характер.
  • Ситуативная готовность связана с состоянием человека в конкретный момент времени и определяет его ресурсы и успех в деятельности.
  • Коллективная готовность. Это совокупность субъективно сформированных видов готовности, определяющих возможность создания здорового коллектива, ориентированного на взаимное доверие, понимание и сплоченность.

Проблема готовности носит социальный характер, ее решение возможно только в условиях социального взаимодействия. Исходя из этого, формирование готовности должно происходить также в рамках социального подхода. Подготовка к военной службе обеспечивает стране базирования необходимую основу для снижения потребностей в безопасности с учетом способности страны защитить себя [7]. Важен личностный аспект данной проблемы, под которым понимают влияние на гармоничное развитие личности через формирование обязательной военной службы и социально значимых мотивов поведения молодых людей призывного возраста. Подготовка является второстепенным требованием для адаптации призывника к взрослой жизни. В рамках военной службы он адаптируется к условиям воинской дисциплины и военной специфике деятельности, совершенствуя оборонительные навыки и умения, полезные в реальной жизни.

Р.А. Лайшев в своей работе выявил, что для эффективного формирования готовности к военной службе необходимо обращать внимание на соответствующие психолого-педагогические условия организации ценностных ориентаций: «психологическую устойчивость к различного рода неблагоприятным воздействиям, физические и морально-волевые качества личности призывника, умение взаимодействовать внутри коллектива, различные пути формирования мотивации к военной службе, направленность по самосовершенствованию в профессиональной военной и физической областях, контроль показателей улучшения личностных качеств, выработку объективных критериев для полноценной качественной оценки уровня готовности молодых людей к военной службе, практические приемы и меры необходимости для повышения подготовки высшего руководящего состава и командиров к программам быстрого уменьшения сроков адаптации и быстрого формирования сплоченного и дружного коллектива призывников» [5].

В рамках подхода к проблеме с позиций педагогической психологии основное внимание уделяется идеям А.Б. Стариковой. Ее работа основана на том эмпирическом факте, что эффективность подготовки к военной службе среди курсантов военизированных формирований повышается в случаях целенаправленного и комплексного воздействия на молодежь, которое начинается еще до поступления на военную службу и военно-профессиональной направленности молодых людей. При этом учитываются адаптация личности и принцип преемственности между лицами, занимающимися военным делом. По мнению исследователя, «необходимым условием для реализации подготовительного процесса является учет индивидуального подхода и индивидуализации каждого учащегося с учетом его профессионально важных качеств и личностных характеристик. <...> Наиболее значимыми внешними факторами, которые принимают участие в формировании готовности, являются благополучие семейных детско-родительских отношений, социальный статус и материальное положение семьи, чувство долга и патриотизма у родителей и отца, в частности, наличие интереса и предрасположенности к спортивной деятельности, связанной с военным делом» [9].

Полученные в ходе исследования А.Б. Стариковой результаты определяют условия, позволяющие успешно формировать готовность к военной службе: «поэтапное воздействие, системность реализации, раннее формирование военно-профессиональной ориентации личности, учет потенциала личности и его адаптационных возможностей, учет возрастных, личностных особенностей, особенностей познавательной и когнитивной сфер личности, индивидуальный подход и персонализация воздействия, использование индивидуальных особенностей и важных качеств для успешности прохождения службы в армии» [9].

Подготовка молодежи к военной службе как сложная социальная система определяется историческим, политическим, экономическим и культурным развитием общества и государства. К характеристике его состояния и развития относятся характер внешних угроз безопасности государства, теоретические основы строительства вооруженных сил, военной науки и, в частности, военной педагогики, отношение общества к вооруженным силам и т.д. В современных условиях в центре внимания подготовки молодежи к военной службе находится сам молодой человек, его познавательные интересы и склонности, его потребность в деятельности, а также его профессиональная и личностная самореализация. Для обеспечения такого положения, с одной стороны, необходимо использовать огромные возможности военной инфраструктуры и военной педагогики, а с другой стороны, требуется серьезная научно-методическая работа по приведению государственного заказа в соответствие с ожиданиями военного ведомства. Социальный заказ подготовки молодежи к военной службе, являющийся достаточно динамичным явлением, требует не только постоянного контроля и учета, но и специальной, научно обоснованной подготовки со стороны Вооруженных сил Российской Федерации и при этом условии становится фактором повышения эффективности.

Образовательная организация, осуществляющая подготовку молодежи к военной службе, требует:

  • обязательной подготовки граждан к военной службе (в аудиторном формате начальной военной подготовки);
  • обязательной предвоенной и добровольной подготовки граждан к военной службе (на базе Добровольного общества поддержки армии, авиации и флота);
  • военно-технического спорта;
  • кадетской подготовки;
  • военно-патриотического воспитания молодежи.

Проблема формирования мотивации к деятельности достаточно разработана в области образовательного процесса курсантов военных учреждений. К таким работам можно отнести теории О.Б. Бобкова и И.В. Биочинского. О.Б. Бобков в своей работе обозначает основную проблему молодых военнослужащих, поступающих на военную службу, а именно появление у них искаженных моральных качеств, неполное формирование социально-общественных ценностей, интересов и взглядов, а также культурных способностей и духовных ориентиров [2].

Подводя итог краткого теоретического анализа проблемы готовности к выбору военной профессии, можно отметить следующее:

  1. Готовность определяется как достаточный уровень психологического развития человека. Под готовностью к военной службе понимается сознательное стремление человека заниматься военно-профессиональной деятельностью и эффективно проходить военную службу.
  2. На уровень готовности к военной службе влияет множество социальных и психологических факторов, в том числе самооценка, мотивация, личностные особенности, знания и навыки и т.д.
  3. Подготовка к боеготовности должна основываться на военной подготовке, консультативной работе и диагностических процедурах.

Организация исследования

С целью определения уровня подготовленности к выбору военной профессии проведено исследование уровня готовности курсантов к военной службе и рассмотрена возможность формирования данного вида готовности в образовательной среде кадетского корпуса.

Цель исследования — изучить особенности формирования готовности к выбору военной профессии у воспитанников кадетского корпуса на основе анализа их мотивационной сферы.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь военно-профессиональной мотивации с мотивационной сферой и интерактивной направленностью личности курсанта.

В ходе исследования использовались следующие методы:

  • тест мотивационной структуры Герцберга;
  • диагностика интерактивной направленности личности (Н.П. Фетискин);
  • опросник «Военно-профессиональная мотивация» (Б.В. Овчинников, А.Ф. Боровиков).
  • методы математической статистики: корреляционный анализ, вычисление U-критерия.

Исследование проводилось на базе Московского кадетского корпуса, в нем приняли участие 46 учащихся кадетского корпуса и 49 учащихся общеобразовательной школы (как группа сравнения).

Результаты исследования

Рассмотрим результаты исследования взаимосвязей военно-профессиональной мотивации по опроснику «Военно-профессиональная мотивация» (Б.В. Овчинников, А.Ф. Боровиков) и тесту «Мотивационная структура Герцберга» в кадетской группе. Результаты статистического анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа показателя ВПМ и мотивационной структуры

 

Финансовые мотивы

Общественное признание

Отношения с руководством

Сотрудничество в коллективе

Ответственность работы

Карьера, продвижение по службе

Достижение личного успеха

Содержание работы

Гигиенические факторы

Мотивационные факторы

ВПМ

0,32

0,71

0,45*

0,45*

-0,04

0,25

0,42*

0,55*

0,24

0,39*

ВПМ — военно-профессиональная мотивация.

* р<0,05

Результаты корреляционного анализа позволяют сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между показателем военно-профессиональной мотивации и мотивационной структурой личности. Так были установлены следующие корреляции:

  1. Выявлена взаимосвязь между ВПМ и отношениями с руководством (r=0,45), это говорит о том, что кадеты, имеющие опыт межличностных отношений с военнослужащими, более ориентированы на профессиональную карьеру в вооруженных силах.
  2. Выявлена корреляция между ВМП и сотрудничеством в коллективе (r=0,45). Эта связь позволяет предположить, что при выборе военной профессии значимым фактором является форма деловых взаимоотношений в военных подразделениях.
  3. Определено, что существует корреляция между ВПМ и содержанием работы (r=0,55), а также между ВПМ и достижением личного успеха, ВПМ и прочими мотивационными факторами, что говорит о том, что те кадеты, кому интересен процесс прохождения службы, внутренний распорядок дня и в целом условия жизнедеятельности в армии, с большей долей вероятности свяжут свою карьеру с профессией военного.

Этот результат позволяет предположить, что воспитанники, получившие представление о дисциплине, требованиях и содержании деятельности военных специалистов во время их обучения в кадетском корпусе, захотят продолжить карьеру в этом направлении.

В дальнейшем мы исследовали, влияет ли образовательная среда учреждения на выбор направления будущей профессии. Для этого сравнили результаты исследования в кадетской группе с группой старшеклассников.

Таблица 2. Результаты изучения «Военно-профессиональной мотивации»

 

Кадетская группа

Группа обучающихся из общеобразовательной школы

Среднее значение

Стандартное отклонение

Среднее значение

Стандартное отклонение

ВПМ

4,91

2,36

4,88

2,56

Установлено, что эти группы статистически достоверно не отличаются друг от друга с точки зрения военно-профессиональной мотивации. Результаты показывают, что уровень военно-профессиональной мотивации «ниже среднего» одинаково характерен для участников обеих групп. Эти показатели свидетельствуют о том, что выбор военной специальности среди респондентов обеих групп крайне низок, что подтверждает наши предположения о недостаточном влиянии образовательной среды кадетского корпуса на осознанный выбор будущей профессии.

Обратимся к описанию результатов сравнительного исследования мотивационной системы ценностей учащихся обеих групп (таблица 3).

Таблица 3. Результаты сравнительного анализа по показателям методики «Мотивационной структуры Герцберга»

 

Сумма рангов, ЭГ

Сумма рангов, КГ

U

р

Финансовые мотивы

723,00

761,00

187,00

0,24

Общественное признание

644,00

641,00

316,00

0,37

Отношения с руководством

648,00

624,00

301,00

0,44

Сотрудничество в коллективе

586,50

484,50

175,50

0,19

Ответственность работы

600,50

584,50

 249,50

0,20

Карьера, продвижение по службе

650,50

624,50

299,50

0,56

Достижение личного успеха

676,50

598,50

273,50

0,35

Содержание работы

674,00

701,00

249,00

0,38

Обобщенный результат гигиенических факторов

665,00

624,00

290,00

0,20

Обобщенный результат мотивационных факторов

702,50

672,50

251,50

0,18

По результатам сравнительного анализа значимых различий между группами испытуемых не выявлено.

Однако можно отметить некоторые интересные качественные показатели. Исследование результатов показало, что обе группы больше характеризуются мотивационными, чем гигиеническими факторами. Стоит отметить, что среди мотивационных факторов выделяются факторы достижения личного успеха и содержания работы. Среди гигиенических факторов в группе обучающихся из общеобразовательной школы в большей степени выделяются финансовые мотивы и сотрудничество в команде.

 Анализ результатов позволяет сказать, что для курсанта приоритетными мотивационными факторами являются: достижение личных успехов, карьера и продвижение по службе, а также содержание работы. Анализируя результаты, можно сделать вывод, что в обеих группах фактор «социального признания» является наиболее значительным. Для обучающихся из общеобразовательной школы наиболее характерны финансовые мотивы, а для курсантов характерны такие гигиенические факторы, как отношения с руководителем и сотрудничество в коллективе.

Определения вектора интерактивной мотивационной направленности представлено в таблице 4.

Таблица 4. Результаты изучения интерактивной направленности личности

 

Кадетская группа

Группа обучающихся из общеобразовательной школы

Среднее значение

Стандартное отклонение

Среднее значение

Стандартное отклонение

Ориентация на личные интересы

14,16

7,24

14,84

8,74

Ориентация на сотрудничество

16,8

6,57

16,96

6,58

Маргинальная ориентация

14,56

8,31

13,4

7,72

Различия между группами недостоверны. В ходе изучения результатов было установлено, что учащиеся в обеих группах имеют среднюю степень тяжести ориентации как для личных интересов, так и для сотрудничества, в то время как низкая степень тяжести доминирует в обеих группах по шкале предельной ориентации.

Результаты сравнительного анализа по методике «интерактивной ориентации личности» позволяют сказать, что с точки зрения интерактивной ориентации две изучаемые группы достоверно не отличаются.

Обсуждение результатов и практические рекомендации

Основной целью психолого-педагогических условий подготовки к военной службе является целенаправленное предупреждение развития психологической дезадаптации личности во время ее прохождения. Тенденции, лежащие в основе психологической готовности, связаны с разными уровнями личности: биологическим, характерологическим, этическим, социальным, сферой профессиональной деятельности и личностными интересами и т.д. [4].

Задачами работы в рамках развития готовности к военной службе являются:

  • улучшение физического и психического здоровья будущих призывников и солдат;
  • военно-патриотическое воспитание;
  • воспитательная работа по повышению престижа военной службы среди молодежи призывного возраста;
  • повышение моральной, психологической и физической устойчивости молодежи;
  • овладение знаниями и навыками, необходимыми для успешной военной службы.

Воспитанники кадетского корпуса заинтересованы в дальнейшем развитии профессиональной деятельности военнослужащих и обладают рядом морально-духовных качеств. Система подготовки курсантов основана на принципе специальной подготовки к военно-профессиональной деятельности [1].

Особенность личности курсанта состоит в том, что в течение длительного периода обучения у него формируется осознание необходимости несения военной службы и погашения своих долгов перед Отечеством. В рамках тренировочного процесса в кадетском корпусе вырабатывается инстинкт безусловного подчинения приказам в любых условиях и обстоятельствах. Этот факт позволяет понять причины позитивного отношения к взаимопониманию и поддержке, ответственности и готовности помочь ближнему. Такое отношение определяет внутреннее состояние курсантов и характеризует их социальные и личные отношения в обществе. Благодаря направленности своей подготовки студенты понимают роль военной службы для общества и страны, развивают круг интересов, непосредственно связанных с военным делом и социально приемлемым поведением, ставят жизненные цели, большинство из которых связаны с реализацией своего потенциала в военно-профессиональной сфере [4].

Профессиональная ориентация курсантов, направленная на военную специализацию, имеет свою цель: осуществление мероприятий по воспитанию готовности к сознательному предпочтению в военном деле и военной службе, в частности там, где деятельность на военных должностях будет основным направлением их профессионального развития для полноценного качественного набора в ряд высших учебных заведений.

Приоритетными задачами, обеспечивающими развитие готовности к военной службе, являются [10]:

  • осознание ценностной ориентации личности студента на общественную поддержку и защиту Отечества путем создания положительного образа армии и службы в ней;
  • помощь в выборе военных специальностей и направлений военной деятельности, рассмотрение ведущих учебных заведений для дальнейшего обучения и развития кадета с учетом его интересов, навыков и практического опыта;
  • раскрытие и развитие свойственных офицерскому корпусу качеств: нравственных, боевых, организаторских, аналитических — с целью формирования соответствующего образа воспитанника как потенциального офицера;
  • ознакомление курсантов с требованиями к подготовке, личным и профессиональным качествам, физическому и психическому здоровью личности, положительной мотивации и заинтересованности к прохождению службы в армии;
  • реализация программ, способствующих общественно-политической активности, оптимизму в отношении военных и подобных профессий, имиджу добропорядочного гражданина, приносящего пользу своему государству и обществу, стремлению совершенствоваться и преуспевать в военном деле.

Формирование готовности к военной службе у воспитанников кадетского корпуса должно происходить по нескольким направлениям [4]:

1) Военно-профессиональное образование, которое пробуждает у молодежи интерес к военным профессиям, к данному виду трудовой деятельности, формирует понятие чести и достоинства на военной службе и дает представление о профессиональной и военной этике.

2) Обучение в области военных профессий. Курсанты получают полное представление о мире военных профессий с учетом их специфики и структуры деятельности, необходимых личных качеств, знаний и профессиональных навыков. Обучение формирует положительное отношение к службе, реалистичный взгляд на предстоящую службу и возможность разобраться в себе в контексте военного дела. Освоение профессий позволяет молодым людям реализовывать собственные интересы и выбирать будущее направление деятельности.

3) Советы по военной карьере. Тестирование молодых людей суворовских училищ специалистами с целью понимания их личностно-характерологических и индивидуальных особенностей, прогнозирования характера их применения в армии, склонности к определенным задачам и родам войск, выполнения определенных боевых задач. Этот аспект предполагает выявление и оценку отдельных индивидуально-психологических особенностей, особенностей физического и нравственного развития личности, состояния здоровья и годности к военной службе.

4) Диагностика. Данное направление раскрывает возможности оценки индивидуальных особенностей человека с целью выявления структуры его личности и склонности к тому или иному виду деятельности. Это необходимо для продуктивного распределения призывников по различным войскам для прохождения военной службы. В ходе диагностических процедур фиксируется полная информация о воспитаннике Суворовского училища: склонности и способности, природные задатки, аналитические способности, определенные отклонения показателей здоровья, эмоциональная устойчивость, нервно-психическая устойчивость и гибкость нервной системы, способность к быстрой адаптации, интеллектуальные и физические способности, возможность сознательного дальнейшего выбора направления профессиональной деятельности, связанной с военным делом.

Структурная модель психолого-педагогических условий формирования направленности личности на военно-профессиональную ориентацию реализуется в рамках образовательной среды кадетского корпуса.

«Модель определяется как системная структура построения организационных и психолого-педагогических мероприятий для полноценного создания внутренней предрасположенности молодых людей к высокой мотивации и заинтересованности в военной деятельности, направленности на профессиональное развитие по данному направлению, готовности сделать профессиональный выбор в пользу военной деятельности в лице офицеров и солдат» [6]. Первостепенной целью в рамках вопроса о формировании готовности к несению военной службы является создание и развитие структуры военно-профессионального ориентационного направления в процессе реализации учебной программы и повседневной деятельности.

При реализации психологического сопровождения кадетов в рамках формирования военно-профессиональной направленности, нужно ориентироваться на следующие принципы:

  • уверенность в методической основе и конкретной позиции педагогики по данному вопросу и основных целях воздействия;
  • определение целей процедур практическими действиями и операциями, осуществляемыми с помощью целенаправленных установок, и достижение четких результатов воздействия;
  • наличие связи между субъектом и объектом и субъектами воздействия педагогического сопровождения под влиянием принципов дифференциации и индивидуализации, создание системы взаимодействия и учета индивидуальных особенностей частей и возможности технологии;
  • использование соответствующих диагностических инструментов и объективных критериев оценки, достаточных инструментов для анализа результатов полученных данных.

Выводы

По результатам статистического анализа показано, что осознанность и мотивационное внимание к выбору будущей профессии среди курсантов и учеников общеобразовательной школы практически не отличаются.

Имеется связь показателя военно-профессиональной мотивации (ВПМ) с мотивационной структурой и интерактивной ориентацией курсантов; выявлены следующие связи: с отношением к руководству, с сотрудничеством в коллективе, с мотивом достижения личностного успеха, с содержанием деятельности.

Поскольку имеются связи показателя ВПМ с мотивационной структурой и интерактивной ориентацией курсантов, необходимо проводить комплексные воздействия, направленные на выработку готовности к выбору военно-профессиональной карьеры для воспитанников, обучающихся в кадетском корпусе.

Литература

  1. Асриев А.Ю. Базовый критерий в технологии педагогического сопровождения развития военно-профессиональной направленности личности воспитанников суворовских училищ и кадетских корпусов // Омский научный вестник. 2007. № 6 (62). С. 153–157.
  2. Бобков О.Б. Исследование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного вуза в условиях перехода к модульно-рейтинговой системе обучения: психологический аспект / О.Б. Бобков, Т.С. Бобкова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Офицер Российской армии XXI века. Проблемы обеспечения нового качества военно-профессиональной подготовки военных специалистов в условиях перехода к модульно-рейтинговой системе обучения»: Челябинск: ЧВВАУШ (ВИ). 2011. С. 54–58.
  3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы — Минск: Харвест, 2006. — 416 с.
  4. Ильин Н.Ф. Психология самообразования и самовоспитания личности суворовца: Учебное пособие. — СПб.: СВУ, 2005.
  5. Лайшев Р.А. Организационно-педагогические условия, необходимые для формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинскую службу // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 10 (92). С. 85–88.
  6. Пичкур А.Д. Военно-профессиональная ориентация в системе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (из опыта московского СВУ) // Военный академический журнал. 2016. № 2 (10). С. 157–161.
  7. Подворный И.А., Маврин С.А. Виды взаимодействия военного вуза с образовательными организациями общего и профессионального образования в целях осуществления военно-профессиональной ориентации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 3 (25). С. 117–122. DOI:10.17238/issn1998-5320.2016.25.117
  8. Спеваков А.В., Блинова С.С., Счастливенко А.Ю., Сулейманов Р.Ф. Влияние мотивации на выбор военной профессии воспитанниками суворовского училища // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 151–157.
  9. Старикова А.Б. Формирование готовности к обучению в ВВУЗе и предстоящей профессиональной деятельности у выпускников суворовских училищ и кадетских корпусов : Дис. … канд. пед. наук: Тула, 2000. 150 c.
  10. Трубин Ю.В., Маврин С.А. Основные характеристики педагогической системы подготовки граждан к военной службе [Электронный ресурс] // Армия и общество. 2013. № 1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-harakteristiki-pedagogicheskoy-sistemy-podgotovki-grazhdan-k-voennoy-sluzhbe (дата обращения: 06.09.2024).

Информация об авторах

Коджаспиров Алексей Юрьевич, кандидат психологических наук, заведующий сектором дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9016-2553, e-mail: teledov@yandex.ru

Полякова Людмила Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. зав. каф. социологии, психологии и права, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (ГБОУ ВО РХТУ им. Д.И. Менделеева), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6071-2603, e-mail: polyakova.lyudmi@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 20
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0