Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 1. С. 5–7
ISSN: 2658-3100 (online)
V Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы»
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: V Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 1. С. 5–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31870 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», заявленная и утвержденная Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым, реализует Концепцию модернизации российского образования, принятую в 2001 году.
Психологическому обеспечению этого важнейшего социального проекта была посвящена V Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы», проходившая 27—29 января 2010 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете в рамках мероприятий, посвященных Году учителя.
Участниками Конференции стали представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования города Москвы, специалисты и руководители психологических служб и образовательных учреждений из 58 субъектов Российской Федерации, члены Федерации психологов образования России, психологи стран ближнего и дальнего зарубежья, представители органов власти, бизнеса, некоммерческих общественных организаций, профильных вузов, учреждений дополнительного образования. Всего в конференции приняли участие более 450 человек.
На пленарном заседании были определены основные вопросы для обсуждения на круглых столах и секционных заседаниях.
Говоря об основных стратегических направлениях реализации проекта «Наша новая школа», А.А. Левит- ская (директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации) отметила важность формирования нового национального эталона подготовки психологов и педагогов с принципиально новой психолого-педагогической составляющей в их профессиональном образовании. В связи с переходом на новый Федеральный государственный стандарт общего образования Алина Афакоевна особо отметила важность методологии поликультурного образования, связанного с формированием российской гражданской идентичности и духовно-нравственным развитием и воспитанием личности. Для решения этих задач очевидна необходимость активного включения профессионального сообщества практических психологов. Завершая свое выступление, А.А. Левитская выразила надежду, что результатом конференции станут конкретные инициативы профессионального сообщества по разработке и реализации программ и проектов, осуществление которых будет способствовать решению задач инициативы «Наша новая школа».
С приветственным словом к участникам конференции от Федерации психологов образования России выступил Виталий Владимирович Рубцов (доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, Президент Федерации психологов образования России, ректор МГППУ, директор ПИ РАО).
Роль психологической службы в меняющейся системе образования отметила в своем докладе и Л.Е. Курнешова (первый заместитель Руководителя Департамента образования г. Москвы), уделив особое внимание психологическому сопровождению одаренных детей, поддержке семей и формированию здорового образа жизни.
Введение новых образовательных стандартов, призванных решить главные задачи как общеобразовательной, так и высшей школы, предусматривает использование в полном объеме потенциала современной психологической науки и практики.
Об основополагающих принципах государственных стандартов общего (начального) образования, вводимых с 1 сентября 2011 года, говорил в своем докладе А.М. Кондаков (генеральный директор ФГУП «Издательство “Просвещение”»). Государственный стандарт задает новые цели и определяет критерии оценки результатов общего образования — предметные, межпредметные и личностные компетенции, для которых необходимо разработать технологии их формирования и оценивания.
С повествования о непростых взаимоотношениях системы образования с психологами начал свое выступление А.Г. Асмолов (директор Федерального института развития образования). По мнению Александра Григорьевича, они прошли три этапа своего становления: «Кому это нужно?», «В этом что-то есть» и «А кто этого не знает?». Последняя позиция имеет как свои минусы, так и плюсы: психология незаметно, но прочно вошла в систему образования. Это подтверждает тот неоспоримый факт, что впервые принят образовательный стандарт, в основу которого положен системно-деятельностный подход.
Значению инновационных проектов в области психолого-педагогической поддержки образования через сеть экспериментальных площадок посвятила свое выступление Е.С. Романова (директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ).
Свою озабоченность тем, что современные психологи на стадии обучения не получают достаточных знаний о возрастных и психофизиологических особенностях развития ребенка, высказала М.М. Безруких (директор Института возрастной физиологии РАО).
С докладом «Методологические проблемы психологического обеспечения «Новой школы» выступил Ю.П. Зинченко (декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, президент РПО, председатель УМО классических университетов по психологии). В нем говорилось, что государственные образовательные стандарты призваны обеспечить качественно новый уровень подготовки специалистов-психологов, в том числе и для системы образования, с учетом общеевропейских требований.
Какой должна быть школа в XXI веке? Обновленное образование должно давать не минимум знаний, необходимый для сдачи экзаменов по общеобразовательным предметам, а обеспечить опережающее развитие, вовлекая учащихся в исследовательские проекты и творческие занятия, формируя таким образом личность ученика. Вот почему одним из ключевых направлений инициативы «Наша новая школа» является повышение квалификации учителя, формирование его нового профессионального образа — открытого всему новому, хорошо знающего свой предмет и понимающего детскую психологию. Поэтому необходима принципиально новая по содержанию и форме подготовка современного педагога с учетом знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития учащихся. Об этом говорил в своем выступлении Ю.М. Забродин (проректор по научной работе МГППУ, вице-президент Федерации психологов образования России). Педагогическое образование должно стать психолого-педагогическим. Для этого, по мнению Юрия Михайловича, необходимо создание принципиально новых образовательных программ, единых для всех вузов.
Исполнительным директором Федерации психологов образования России Мелентьевой Ольгой Станиславовной проведено общее собрание руководителей региональных отделений. На собрании были подняты важные вопросы по дальнейшим перспективам и планам развития региональных отделений и принято решение об их перерегистрации и выдаче новых свидетельств.
На конференции традиционно проводилось награждение членов Федерации психологов образования России за активную работу в региональных отделениях. Почетным знаком «Серебряная Пси» была награждена Клюева Татьяна Николаевна за многолетний вклад в развитие психологической службы и Федерации психологов образования России.
Результатом трехдневной работы Конференции стал проект Резолюции V Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы».
Видеозапись выступлений на пленарном заседании конференции размещена на компакт-диске.
Фотографии Ольги Прасс и Гуранды Цабуташвили.
Метрики
Просмотров
Всего: 803
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 398
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0