Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей «Говорулькины истории»

991

Аннотация

Курс коррекционно-развивающих занятий для совместной работы психолога и логопеда с дошкольниками. Занятия представлены в доступной и увлекательной форме. Направлены на развитие произвольного внимания, образной и словесно-логической памяти, воображения, фонематического восприятия и автоматизации звуков.

Общая информация

Ключевые слова: коррекционно-развивающие занятия для детей 6 лет

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Постоева Л.Д., Мартыненко Л.А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей «Говорулькины истории» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 1. С. 76–80. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31926 (дата обращения: 25.05.2024)

Полный текст

Организация занятий

Курс состоит из 12 коррекционно-развивающих занятий. Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей шести лет. Занятия проводятся с использованием оборудования сенсорной комнаты, которая является благоприятной средой для снятия невротических переживаний и обеспечения эмоционального комфорта детей.

Поскольку у детей данного возраста хорошо развито воображение, занятия основываются на синтезе уже имеющихся у них знаний и представлений, а совместная работа логопеда и психолога направлена на повышение уровня творческого воображения посредством использования новых образов, игр и упражнений, включенных в сюжет занятий. Введенный персонаж — кукла «Говорулька» делает занятия занимательными для детей.

Занятия лучше проводить во втором полугодии учебного года, когда труднопроизносимые звуки хорошо усвоены детьми, и идет заключительный этап закрепления звуков в повседневной речи ребенка. Численность детей, посещающих занятие, составляет 6 человек. Продолжительность — 25—30 минут. На занятиях логопед имеет возможность контролировать произношение и оценивать качество произносимых детьми звуков, психолог отслеживает включение, творческий потенциал, эмоциональное состояние детей, уровень развития сотрудничества. Чтобы составить «картину развития» ребенка, педагоги во время проведения занятий должны держать в поле зрения и всех детей, и каждого в отдельности.

Через речевые игры и упражнения закрепляется не только правильное употребление звука, но и умение проводить фонетический анализ слов, правильно использовать грамматические формы и конструкции, пользоваться точными выразительными словами для передачи своих эмоций. Дети продолжают овладевать процессами анализа и синтеза, операциями сравнения, обобщения, сопоставления. Каждая «Говорулькина история» — это словесная модель, способствующая формированию связного речевого высказывания, это творческая работа ребенка, развивающая его высшие психические функции (произвольное внимание, образную и словесно-логическую память, воображение), помогающая развитию фонематического восприятия и автоматизации звуков. Применяя их на занятиях, логопед должен учитывать интенсивность учебно-познавательной деятельности детей, при необходимости сокращать их или добавлять задание — пересказать текст.

 

Данный курс способствует решению следующих задач:

—   создание психологического комфорта;

—   развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

—   автоматизация звуков;

—   развитие воображения, фантазии;

—   развитие кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, ориентировки в пространстве;

—   дифференциация понятий: звук, слог, слово;

—   развитие связной речи;

—   развитие детского сотрудничества;

— развитие моторики.

Все занятия структурированы так, чтобы детям не было скучно, чтобы каждый чувствовал себя нужным. Важно обеспечить ребенку получение не только удовольствия от занятий, но и ощущения собственной значимости и принадлежности к группе.

Занятие 1. Знакомство с Говорулькой

Оборудование: кукла Говорулька, компьютер, записи спокойной и веселой музыки, игрушечный корабль, емкость с водой, разрезная картинка «Остров» (см. Приложение I на CD).

Ход занятия:

1.    Приветствие, упражнение «Океан»

Дети сидят на ковре. Психолог говорит: «Я рада вас видеть! Поздоровайтесь, улыбнитесь друг другу (дети выполняют задание). А теперь закройте глаза и представьте, что мы находимся на берегу океана (включает запись «Звуки природы»). Мы сидим на песке, волны набегают на берег и хотят с нами поговорить... Они шепчут имя каждого из нас...

Сидите тихо и постарайтесь в шуме волн услышать свое имя.» (Дети выполняют задание.)

После этого психолог просит детей открыть глаза и продолжает: «На одном чудесном острове живет веселый и озорной мальчик, и зовут его Гово­рулька. Как вы думаете, почему его так зовут? (Дети отвечают.) Зовут его так потому, что говорит он очень выразительно, каждый звук произносит четко, каждое слово — понятно. Он с радостью помогает друзьям научиться говорить красиво и выразительно. Чтобы познакомиться с Говорулькой, мы отправимся в плавание на волшебном корабле».

2.    Игра «Путешествие»

Логопед показывает детям игрушечный корабль, который находится в емкости с водой, и предлагает им подуть на него, делая глубокий вдох носом и плавный, медленный выдох через рот. Звучит музыка «Морской прибой», дети по очереди выполняют упражнение. После этого логопед говорит: «Вот мы и на острове!..»

3.    Упражнение «Собери картинку»

Логопед предлагает детям собрать из заготовленных деталей картинку «Остров» и спрашивает:

— на что похож остров? (дети предполагают, что остров похож на рот человека);

— для чего нужен рот? (дети отвечают);

— что помогает человеку говорить? (дети отвечают);

— ребята, кого мы видим на острове? (дети отвечают, что видят игрушечного мальчика).

4.    Упражнение «Встреча с Говорулькой»

Логопед вместе с куклой Говорулькой приветствуют детей: «Добрый день, ребята! Рад вас видеть я! (Дети здороваются с Говорулькой.)

Будем с вами мы дружить,

Звуки правильно произносить,

Слова четко говорить!

Согласны вы со мной, друзья? (Дети отвечают.)

Тогда в путь! А вот куда?»

Далее логопед говорит: «Говорулька предлагает прогуляться по его острову и поиграть со звуками и словами». Затем от имени Говорульки продолжает: «Звук — это то, что мы слышим вокруг (включает запись «Звуки природы». Дети слушают и говорят, какие звуки они слышат). Еще звук — это то, что мы произносим: А, О, Б, Г. Когда звуки начинают дружить — получаются слоги:

А, У — получаем слог АУ,

М, А — произносится слог МА,

Д, А — получается слог ДА».

5.    Речевая игра «Подружи звуки»

Говорулька «дарит» каждому ребенку два звука, дети образуют из них слоги и называют их. Затем логопед объясняет: «А когда начинают соединяться слоги, получаются разные слова: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки».

6.    Речевая игра «Найди слово»

Логопед от имени Говорульки предлагает подойти к картине «Остров» и найти на ней слова-предметы (гора, лодка, вода, солнце и т. п.), назвать их, подобрать к этим словам слова-действия и слова-признаки.

 

7.     Песня «Игра»

Психолог включает песню «Игра». Логопед с куклой Говорулькой встает в круг и предлагает детям взяться за руки, подпевать, двигаясь по кругу.

Игра

Слова Р. Рождественского, музыка В. Шаинского

Припев:

Я тебе, я тебе, я тебе

Говорю сперва:

«Научись, научись, научись

Не глотать слова!»

Я тебе, я тебе, я тебе

Говорю сперва:

«Научись, научись, научись

Не глотать слова!»

Что это такое портфель без «фель»?

Это все равно, что медведь без «ведь». И конечно, если трамвай без «вай», Это что угодно, Только вовсе не трамвай!

(Припев.)

Что это такое луна без «на»?

Это все равно, что земля без «ля». И конечно, если лимон без «мон», Это что угодно, Только вовсе не лимон!

(Припев.)

Что это такое зима без «ма»?

Это все равно, что каток без «ток». И конечно, если игра без «ра», Это что угодно, Только вовсе не игра!

(Припев.)


8.    Упражнение «Возвращение»

Психолог предлагает детям попрощаться с Гово- рулькой и вернуться с острова. Дети подходят к игрушечному кораблику. Звучит музыка «Морской прибой», дети опять по очереди делают глубокий вдох носом и медленный выдох через рот на кораблик. После чего психолог говорит: «Вот мы и в группе».

9.    Прощание

В конце занятия логопед от имени Говорульки спрашивает у детей: «Какие действия вам больше всего запомнились?» (Дети отвечают.) Затем он прощается с детьми.

Занятие 2. «Прогулка в сад»

Оборудование: кукла Говорулька, муляжи фруктов, две корзинки, записи «Звуки природы», прибор динамической заливки света, «сенсорная тропа».

Ход занятия:

1.    Приветствие

Логопед вместе с куклой приветствует детей: «Добрый день, ребята! Рад вас видеть я! (Дети здороваются с Говорулькой.)

Будем с вами мы дружить,

Звуки правильно произносить,

Слова четко говорить!

Согласны вы со мной, друзья? (Дети отвечают.)

Тогда в путь! А вот куда?»

Далее логопед говорит: «Сегодня Говорулька приглашает нас побыть с ним в саду. А что такое сад? (Дети отвечают.) Кто работает в саду? (Дети рассуждают и называют слово «садовник».) Какой первый звук в словах: сад и садовник? (Дети отвечают.)»

2.    Игра «Дорога в сад»

Психолог включает музыку «Звуки природы» и обращается к детям: «Ребята, мы пойдем в сад по волшебной дорожке, а волшебная она потому, что нам необходимо преодолеть препятствия, это — и кочки, а они бывают разные, и подъемы, и спуски... Ну что, готовы?» (Дети отвечают.) Дети идут по «сенсорной тропе» — по «кочкам», отмечая, какие они (колючие, мягкие и т. д.), затем поднимаются и идут по скамейке, спускаются. После чего психолог говорит: «Вот мы и пришли в сад!»

3.    Игровое упражнение «В саду»

Логопед обращается к детям и Говорульке: «Вот мы и в саду! В саду мы видим листопад (волнообразные движения руками сверху вниз). Здесь мы фрукты соберем (дети «собирают фрукты»). Садовнику их дружно отнесем (дети шагают на месте)».

Далее логопед показывает детям корзинку с муляжами фруктов и говорит: «Посмотрите, какие фрукты собрал в саду Говорулька. Помогите ему найти и отложить те фрукты, в названии которых слышится звук [c]». (Дети называют и перекладывают в другую корзину муляжи сливы, ананаса, абрикоса, апельсина, персика, кокоса.)

Говорулька хотел бы знать — логопед вместе с куклой обращается к каждому ребенку индивидуально — ответы на следующие вопросы:

— как называется дерево, на котором растет слива? (ребенок дает ответ полным предложением);

— если сок сделан из ананаса, какой это сок? (ответ ребенка);

— если варенье сварили из апельсинов, какое это варенье? (ответ ребенка);

— а как назвать молочко из кокоса? (ответ ребенка);

— если повидло сделали из персиков, какое это повидло? (ответ ребенка);

— а как назвать джем из абрикосов? (ответ ребенка).

4.     Игра «Раз, два, три — говори!»

Психолог ставит корзинку с фруктами на ковер и предлагает детям сесть вокруг и поиграть в игру «Раз, два, три — желтый фрукт назови!» (дети называют). Далее каждый ребенок по очереди называет фрукт того цвета, который произнесет психолог.

5.     «Говорулькина история»

Логопед говорит детям, что Говорулька хочет поведать им одну историю, и просит выполнить следующее задание:

«Ушки растопырьте,

Слушайте внимательно!

Все слова со звуком [c]

Запомнить обязательно!»

Уточняется, как дети поняли задание. Затем от имени Говорульки логопед рассказывает:

«Однажды в ясный, осенний, солнечный день вышел садовник в свой сад. Все было спокойно. Возле сливового дерева стояла скамейка, у которой сидела собака. На суку другого дерева сидела и по сторонам смотрела сова. Вдруг на сад налетел сильный ветер, листочки с деревьев стали осыпаться, и все в этой мирной картинке перепуталось» (дети называют слова со звуком [c]).

Представьте, что же произошло потом в этой истории (дети придумывают продолжение)».

6.    Упражнение «Сияние цвета»

Психолог включает запись «Звуки природы» (спокойная музыка и пение птиц в саду), прибор динамической заливки света и предлагает детям и Говоруль- ке понаблюдать за красивым переходом одного цвета в другой. Он говорит: «Ребята, дышите легко и свободно. Спокойно наблюдайте за красивым переходом одного цвета в другой и отмечайте про себя, есть ли здесь те цвета, какого были фрукты в саду».

Затем психолог выключает прибор динамической заливки света, музыка продолжает звучать. Он спрашивает: «Видели ли вы цвета тех фруктов, которые собрал в саду Говорулька? (Дети отвечают.) «Назовите цвет и фрукт этого цвета (дети по очереди называют)».

Психолог выключает музыку.

7.    Прощание

Логопед предлагает каждому ребенку поделиться с Говорулькой впечатлениями от прогулки и попрощаться с ним.

Занятие 3. «Полет к звездам»


Оборудование: кукла Говорулька, компьютер, «космическая» музыка, зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света, панно, звездочки (см. Приложение II на CD).

Ход занятия:

1.    Приветствие (см. занятие 2)

Логопед: «Сегодня Говорулька предлагает совершить полет к звездам».

2.    Упражнение «Полет»

Звучит музыка. Психолог предлагает детям лечь на ковер: «Ребята, закройте глаза. Представьте, что мы летим к звездам... (Включаетсяшар, создающий эффект плавающих световых пятен, напоминающих звездочки.) Откройте глаза. Летняя теплая ночь. Мы в полете. Мы видим приближающиеся звезды. Какие они красивые, яркие! Так и хочется потрогать их рукой. Встаньте, пожалуйста. Плавно поднимите руки вверх. Еще выше. Еще немного и звездочки в ваших руках. Вам очень радостно!... У вас хорошее настроение. Мы с вами приблизились к прекрасному, звездному небу. Наш полет завершается. Закройте глаза.»

Останавливается движение шара, выключается музыка, детям предлагается открыть глаза.

3.    Упражнение «Звездное небо»

Логопед предлагает детям взять звездочки и прикреплять их на панно тогда, когда они слышат звук [з] в словах, сказанных Говорулькой. Он держит в руке Говорульку и произносит: «Загадка, сияние, месяц, воздух, закат, солнце, вселенная, синева, зенит, Сатурн, земля, звезда.» (каждый ребенок должен иметь возможность прикрепить звездочку). Затем Го- ворулька благодарит детей.

4.    Игровое упражнение «Звезды»

Логопед предлагает детям перейти в игровую зону и повторять за ним слова и движения:

«В небе звезды засветились (руки поднимают вверх),

В млечный путь затем пустились (бегут по кругу), По небу яркому прошлись (шагают),

Сверкая, стали падать вниз» (приседают).

Психолог с Говорулькой выполняют упражнение вместе с детьми.

5.    Игра «Небесная звезда»

Психолог: «А теперь покажите нам с Говорулькой одну большую звезду. Можете это сделать? (Дети отвечают.) Я помогу. Встаньте в круг друг за другом. Сделайте круг тесным, чтобы вы могли вытянуть руки в центр круга и коснуться рук друг друга. В середине — самая теплая часть звезды, это ее сила, которая нужна звезде, чтобы распространять свет далеко-далеко, до самой Земли. Теперь вытяните другую руку наружу и представьте, что через ваши руки распространяется свет звезды, чтобы радовать людей на Земле. Почувствуйте тепло звезды той рукой, которая внутри круга; другой рукой почувствуйте свет, который звезда распространяет вокруг себя. И теперь покажите нам, как эта большая звезда движется по небу. Передвигайтесь маленькими шажками очень медленно и равномерно. (Дети выполняют, Гово- рулька хлопает и хвалит ребят.)».

6.    Упражнение «Говорулькина история»

Логопед предлагает детям сесть за столы, взять лист бумаги, фломастер. Он говорит, что Говорулька хочет поведать им одну историю и просит выполнить следующее задание:

«Ушки растопырьте,

Слушайте внимательно!

Как услышите звук [з],

Значок поставьте обязательно!»

Уточняется, как дети поняли задание, какой значок они будут ставить. Затем логопед от имени Гово- рульки рассказывает:

«Один знакомый звездочет рассказал мне занимательную историю. Зашел он в башню, заглянул в свою подзорную трубу, чтобы посчитать знакомые ему звезды и увидел замечательную звездную картину. Все звезды разместились, как в забавной сказке: одна звезда стала похожа на розу, которая росла возле замка, другая напоминала зайчика, который сидел под зонтиком и любовался прекрасной розой. Следующая была похожа на забавную обезьянку, дразнящую зайчика, а другие звезды превратились в раздувающийся пузырь. Но вдруг ударила гроза, и эта забавная картинка исчезла». (Дети называют слова со звуком [з].)

Логопед предлагает детям ответить на вопросы: — какое было начало у этой истории?

— чем она закончилась?

— что после этого сделал звездочет?

— что увидел звездочет в подзорную трубу?

— на что стали похожи звезды?

Дети полными предложениями отвечают на вопросы логопеда.

7.    Упражнение «Возвращение»

Психолог предлагает детям сесть на стульчики возле компьютера. Звучит музыка, на экране появляется изображение звездного неба. «Ребята, что мы видим на экране?

(Дети отвечают.) Расправьте плечи, поднимите лицо, сделайте глубокий вдох, медленный выдох. Вместе с Говорулькой мы совершили сегодня полет к звездам и сейчас возвращаемся в детский сад. У нас хорошее настроение!»

8.    Прощание

Логопед предлагает детям попрощаться с Го­ворулькой и прошептать ему на ушко слово со звуком [з].

Продолжение в следующем номере.

Информация об авторах

Постоева Л.Д., Россия

Мартыненко Людмила Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ компенсирующего вида «Родничок» г. Бородино, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1528
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 991
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 9