Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 3. С. 51–53
ISSN: 2658-3100 (online)
Формирование профессионального мировоззрения студентов-психологов как основы их компетенции в будущей профессиональной деятельности
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Литвинова Т.В. Формирование профессионального мировоззрения студентов-психологов как основы их компетенции в будущей профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 3. С. 51–53. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n3/41071 (дата обращения: 07.10.2024)
Полный текст
Подготовка компетентных специалистов — тема, актуальная в любой профессиональной сфере. Обладание багажом знаний на уровне высшего образования и компетенция в полученной специальности — не одно и I то же. Знания профессионала с высшим образованием частично являются необходимым интеллектуальным багажом образованного человека (и этот багаж может не находить прямого применения на практике), частично — инструментарием, сознательно используемым в работе. Также все они, наряду со сформированными в ходе обучения профессиональными установками, составляют некоторый общий фон — профессиональное мировоззрение — и этот фон обусловливает характер профессиональной деятельности. Специалист компетентен в том случае, если он в целом хорошо образован, если в его запасе знаний содержится необходимый для работы инструментарий, а также если его профессиональное мировоззрение грамотно.
Конечно, компетенция растет с опытом работы; в ходе профессиональной деятельности она «шлифуется» и «оттачивается». Но основу для этого, некоторый исходный профессионализм нужно заложить в ходе профессионального образования. Иначе с годами может совершенствоваться, «шлифоваться» и «оттачиваться» некоторый исходный непрофессионализм, могут закрепляться изначально непрофессиональные и даже вредные в данной профессии установки.
Вероятно, на вопрос, что составляет профессиональный запас знаний и основу профессиональной компетенции, нужно отвечать, рассматривая отдельно каждую специальность или группу родственных специальностей. В данной статье затрагиваются вопросы подготовки компетентного специалиста-психолога, который работает с людьми, нуждающимися в психологической помощи. Хотя только некоторые выпускники психологических факультетов выбирают работу в области психологической помощи, все психологические специальности предполагают непосредственную работу (как минимум, беседу) с обращающимися людьми. В той или иной степени большинство людей, работающих в организациях по специальности «психолог», являются потенциально помогающими специалистами.
Психолог-практик, оказывающий клиенту помощь, действует отчасти по алгоритму, но в значительной мере его действия являются импровизацией; работа психолога — ремесло и искусство. Понятно, что профессиональная импровизация отличается от импровизации человека необученного. Импровизация на пианино, выполненная профессиональным музыкантом, отличается от того, что получится у человека без музыкального образования, которому просто захочется поиграть с клавишами, даже если этот человек музыкально одарен. Потому что импровизация специалиста исходит из некоторой свойственной ему «профессиональной музыкальности». Основа для нее была заложена в процессе его образования, ориентированного на практику исполнения, далее она была дооформлена в процессе практической деятельности, и в настоящее время она ему просто присуща. Также импровизация психолога в работе с клиентом должна основываться на некоторой свойственной ему «профессиональной психологичности». Без этой основы импровизации психолога будут в лучшем случае бесполезны, в худшем — опасны.
К сожалению, эта неуловимая «естественная психологичность» не всегда свойственна специалисту- психологу, даже если он хорошо учился. В идеале она также должна быть заложена в ходе образования, ориентированного на исполнение, дооформиться и закрепиться в практической деятельности и стать основой в профессиональной работе. Если эта «психологичность» не была заложена образованием, то в дальнейшей деятельности дипломированного психолога, возможно, будет закрепляться свойственная ему «непсихологичность». Отсюда — неэффективность или даже вред, так как на этой «непсихологич- ности» основываются профессиональные вмешательства.
Откуда берется эта «психологичность» и почему специалист может ее не приобрести? Можно предположить, что она обусловливается прежде всего профессиональным мировоззрением специалиста, для которого характерны определенные взгляды и установки в отношении людей. В профессиональных ситуациях это мировоззрение актуализируется и направляет мысли и действия специалиста. Отсюда компетентность — грамотность в профессиональных действиях.
Существует мировоззрение научное и обыденное. Образованный человек является носителем их обоих, так как эти мировоззрения охватывают разные аспекты его реальности. Профессиональное мировоззрение может включать научный компонент, и он всегда значителен у представителей профессий, требующих высшего образования. При этом любое профессиональное мировоззрение является, так сказать, ремесленно ориентированным: в силу характера знаний, взглядов и установок, которые в нем содержатся, специалист оказывается способным к профессионально грамотным решениям и действиям.
Профессиональное мировоззрение психолога — особенное. Оно включает как те аспекты, которые охватывает мировоззрение академического ученого («скорость реакций зависит от типа высшей нервной деятельности»), так и те аспекты, в которых традиционно на все вопросы отвечает житейское мировоззрение. («Почему два человека ссорятся?» «Как мы выбираем спутника жизни?» и т.д.) Но в профессиональном мировоззрении психолога ответы на эти житейские вопросы также профессиональны и значительно отличаются от житейских. С научной частью профессионального мировоззрения у выпускника психологического факультета обычно все в порядке, если он достаточно хорошо учился. Она формируется посредством накопления конкретных знаний. Преподавая студентам то, что составит научную часть их мировоззрения, им дают некоторые основополагающие знания и создают некоторые установки, позволяющие профессионально рассуждать о психологических феноменах.
Вероятно, в преподавании практических дисциплин также необходимо заложить основополагающие знания и сформировать основополагающие установки, которые позволяли бы профессионально понимать конкретные ситуации в человеческой жизни. Клиент обращается к психологу с определенной проблемой. Но предмета «психологические проблемы» в программе обучения нет. Таким образом, студента зачастую сразу начинают учить работать с тем, что его не учили профессионально понимать. Получается, что, понимая проблему на уровне обиходного знания, будущий психолог изучает профессиональные вмешательства, направленные на ее решение. Но без понимания сути проблемы специалист также не может понять, на что именно воздействовать, и не может поставить цель. Даже если психолог в силу своего образования и по роду занятий работает с «симптомами» или «дефектами», без этой составляющей профессионального мировоззрения его компетенция будет сомнительной. Носитель симптома или обладатель дефекта — это всегда человек, находящийся в конкретной жизненной ситуации и испытывающий в ней конкретные трудности; без учета этого «житейского» фактора полноценная работа с человеком едва ли возможна: она сведется к контакту с симптомом или дефектом, но не с человеком.
Обучающемуся психологу часто недостает этой мировоззренческой составляющей, которая бы стала основой профессионализма, и реальных профессиональных ситуаций, которые бы актуализировали профессиональное мировоззрение, заставляя его «работать». Соответственно, существует необходимость в том, чтобы активно содействовать формированию профессионального мировоззрения, создавая для этого благоприятные условия.
В настоящее время я предпринимаю попытку формирования такого «работающего профессионального мировоззрения» у студентов-психологов, являясь одновременно преподавателем ряда практических психологических дисциплин в ВУЗе и руководителем городской общественной организации «Объединение психологов для просвещения и помощи людям», которая привлекает студентов к работе на волонтерской основе. В условиях одновременно го обучения в вузе и сотрудничества с общественной организацией студенты имеют больше возможностей для профессионального становления. С самого начала работы членов Объединения с группой заинтересованных студентов обозначились первоочередные задачи. Во-первых: дополнить знания студентов по практическим психологическим дисциплинам сведениями о психологических проблемах и психологическом благополучии. Во-вторых, с целью создания условий для «работы» профессионального мировоззрения снабдить студентов большим количеством подробных описаний проблемных ситуаций в жизни клиентов для их оценки и анализа. Ситуации для этого нужно специально накопить, и они должны быть предоставлены компетентными практикующими психологами. Эти люди смогут предоставить реальные, «живые» случаи из практики, приведут подробности и детали, важные для анализа случая. Кроме того, зная о профессиональной этике, они сделают эти случаи неузнаваемыми (не укажут настоящее имя, адрес, место работы и т. д.). Чтобы при встрече специалиста с конкретным человеком и его конкретной проблемой профессиональное мировоззрение автоматически «включалось», направляя ход мысли и действия психолога, важно тренироваться в этом еще в период обучения. Для этого полезно практиковаться в анализе реальных ситуаций и намечать предполагаемую цель и план работы с опорой на имеющиеся профессиональные представления. Это путь от мировоззренческой основы к действию: здесь становится наглядным то, как мировоззренческая основа обусловливает компетентные решения и действия.
Помимо анализа ситуаций необходимы ролевые игры с представлением различных моментов в беседе психолога с клиентом и последующая рефлексия. Ролевая игра актуализирует элементы профессионального мировоззрения, заставляет действовать в разыгрываемой ситуации, исходя из профессиональных представлений, а последующее обсуждение помогает понять, как это происходило. Это путь от действия к его мировоззренческой основе. Здесь становится наглядным, как профессиональные взгляды и установки обусловливают компетентные действия.
Впоследствии то же самое желательно отработать в реальной, а не игровой, практике работы. Если в вузе есть психологическая служба, или имеется, как у нас, возможность сотрудничества с организацией, оказывающей психологическую помощь, то подготовленные студенты могут иногда проводить одноразовые консультации с последующей суперви- зией. Регулярная супервизия является проверенным способом подготовки компетентного практического психолога. Она заключается в том, что после проведения приема начинающий психолог консультируется у опытного специалиста, обсуждая как свои действия, так и свое профессиональное видение ситуации. Эта практика помогает дооформить профессиональное мировоззрение и активизировать его для работы. Начав работу в данном направлении, я накопила определенный набор «случаев из жизни». Студенты анализируют случаи, планируют возможную работу с героями этих историй, изображают в ролевых играх встречу персонажей с психологом- консультантом, говорят об особенностях личности данного клиента, в силу которых он, с одной стороны, имеет конкретные психологические проблемы, и, с другой стороны, имеет свои сильные стороны, определенные ресурсы. Также обозначен и описан ряд типичных проблем; этот материал в настоящее время используется в преподавании предметов «Психологическое консультирование» и «Основы психологии семьи и семейного консультирования». В настоящее время группа из семнадцати студентов сотрудничает с городской общественной организацией «Объединение психологов для просвещения и помощи людям». Пятеро из этих студентов начали собственную консультативную практику, супервизи- руются и участвуют в групповых дискуссиях по различным вопросам, касающимся профессиональной деятельности. Хочется надеяться, что, будучи хорошо продуманной и тщательно разработанной, такая подготовка специалистов-практиков может проводиться в большем масштабе.
Но тщательная разработка требует времени, и здесь можно обозначить ряд новых задач. Во-первых, предстоит определить объем и границы материала, который заложит основу «профессионального мировоззрения в житейских вопросах». Во-вторых, накопить, описать и систематизировать конкретные учебные ситуации и ролевые игры, в ходе которых профессиональное мировоззрение» будет «работать», дополняться и закрепляться. В-третьих, разработать алгоритмы процедур для рефлексии и систематизации опыта, получаемого студентами в ходе собственной практики проведения консультаций, В- четвертых, разработать процедуру для отслеживания «профессионализации» мировоззрения. Любой стихийный опыт, даже если он даст положительные результаты, останется единичным. Структу---------------
ный опыт воспроизводим, и поэтому может лезен в дальнейшем.
Среди психологов бытует мнение: хоро практиков в этой профессии немного, и д того, чтобы быть хорошим практиком, недо статочно иметь диплом: нужно получать дополнительное образование и перенимать опыт и знания в профессиональных объединениях психологов. Подготовка хорошего практического психолога считается трудоемкой и дорогостоящей, а в сами эти специалисты воспринимают себя как узкий круг, элиту. При этом большинство работающих психологов (например, все школьные психологи) являются по роду занятий практиками и, конечно, должны быть именно «хорошими», то есть умелыми и грамотными. Следует стремиться к тому, чтобы в массовой на сегодняшний день профессии «психолог» компетентные в работе с людьми (и знающие, как психологичес кие проблемы создают житейские проблем специалисты составляли именно массу, а не ту, разрабатывать способы массовой подго таких специалистов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1224
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1105
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1