Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 3. С. 54–62
ISSN: 2658-3100 (online)
Этическое мышление и особенности актуализации его развития
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Левичев О.Ф. Этическое мышление и особенности актуализации его развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 3. С. 54–62. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n3/41072 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Мышление — предмет комплексных, междисциплинарных исследований. Изучается философией, логикой, этикой, психологией, педагогикой и другими науками. Знание о мышлении как особой форме познавательной активности зародилось в рамках философии и рассматривалось как творческая способность человека, сформировавшаяся и развивающаяся в процессе его трудовой деятельности, как высшая форма познания. Мышление представляет собой один из наиболее важных компонентов сознания человека, которое включает, наряду с мышлением, воображение, различного рода эмоции. В истории философии связь мышления и бытия как источника мыслительной деятельности понималось по-разному. Идеалистам всегда было свойственно стремление оторвать мышление от бытия, а материалисты рассматривали его как форму отражения действительности. Вместе с тем метафизический метод мешал многим из них понять мышление не как пассивное, зеркальное отражение, а как процесс, как определенную форму человеческой деятельности.
Позднее в философии, логике, этике мышлению отдавалось предпочтение как способности человека связывать образы человека, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы, регулирующие и прогнозирующие поведение, общение, дальнейшее движение самой мысли1 . Мышлению как процессу, как определенной форме человеческой деятельности, стали отводить функцию прогнозирования.
Такой подход к мышлению актуален, интересен и нашел отражение в психологии и педагогике. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что мышление выступает как процесс, как деятельность. А также то, что мышление есть проявление определенной активности субъекта, а не только результат отражения внешнего мира. Это представление о мышлении как процессе представлено в работах А.В. Брушлинско- го. В своих исследованиях, особенно при анализе прогнозирования, предвосхищения, А.В. Брушлинс- кий подчеркивает, что мышление — это активная деятельность субъекта, значит субъект может активно — а мы добавим: и осознанно — прогнозировать свои действия.
Прогнозирование, по мнению Г.В. Поздеевой, осуществляется виде схемы умственных операций и действий, формируемых человеком в мысленном процессе решения любых проблем или задач.
В прогнозировании субъектом будущих действий играет огромную роль воображение. Так, по свидетельству очень многих выдающихся деятелей науки, искусства, литературы, в их творческом (в частности, мыслительном) процессе особо важную роль играет воображение. Следовательно, надо признать бесспорным, по крайне мере, одно: как бы ими ни понималось воображение, его нельзя обойти при изучении мыслительной деятельности.
Согласно наиболее распространенной и почти общепризнанной точке зрения, под воображением понимается обычно психический процесс, состоящий в создании новых образов на основе переработки прошлых восприятий. Следовательно, здесь прямо указывается, что специфика самого воображения — создание нового. В огромном большинстве случаев при этом признается, что воображение представляет собой одну из разновидностей лишь непосредственного чувственного познания, а не собственного мышления. Чувственное познание составляют: ощущение, восприятие, представление и воображение. Последнее представляет собой возникновение новых чувственных образов, но не мыслей.
Однако есть и противоположная, правда, менее распространенная точка зрения, согласно которой в процессе воображения формируется не только новые чувства, образы, но и мысли. Отсюда идет хорошо известное понимание воображения как основы или «механизма» мысленного прогнозирования.
Мы считаем, что эти две точки зрения не находятся в оппозиции друг к другу. Ведь мыслит не «чистая» мысль, а живой человек, поэтому в акт мысли в той или иной мере включаются чувства, а мысль, заостренная чувством, глубже проникает в свой предмет, чем объективная, равнодушная и обезличенная мысль. «Границу между чувством и эмоцией провести не всегда легко и многие чувства настолько спаяны с умственной деятельностью, что не существует вне этой деятельности». В общей теории эмоции считается, что эмоция возникает вслед за актуализацией мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности. Потребности человека осмысливаются, осознаются. А, осознанные и осмысленные, они не остаются неизменными, но меняются и совершенствуются в зависимости от общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. Возникающая эмоция вслед за актуализацией мотива (потребности) также, как и потребность, осознается субъектом и не остается неизменной, но модифицируется в зависимости от уровня мышления человека. А значит происходит формирование мотивационной базы, что имеет огромное значение в прогнозировании субъектом своих будущих действий.
Роль эмоций в регулировании мышления изучалось Ю.Н. Колтоткиным, О.С. Кокиной. Их исследования показали специфическую направленность эмоций в процессе прогнозирования, предвосхищения. Мысль, по их мнению, под деспотическим гнетом эмоции и чувств в процессе прогнозирования отклоняется от поставленной цели, и субъект в состоянии аффекта может совершить спонтанно те или иные действия, которые не входят в процесс прогнозирования, предвосхищения.
По мнению А.В. Брушлинского, можно выдвинуть три точки зрения на мысленное предвосхищение неизвестного.
Первая точка зрения основана на том, что каждая предыдущая стадия, «шаг» познаваемого процесса дает начало непосредственно следующей за ней. Как считает А.В. Брушлинский, такой тезис недостаточен: «в ходе мышления осуществляется хотя бы минимальное предвосхищение искомого больше, чем один «шаг» вперед». Вторая точка зрения преувеличивает, абсолютизирует, переоценивает момент предвосхищения еще неизвестного решения, т. е. не выявленного и еще не достигнутого в ходе мышления результата. Третья точка зрения отрицает предвосхищение в ходе решения проблемы или задачи.
А.В. Брушлинский в своих исследованиях пишет, что в процессе мышления предвосхищается отнюдь не любое, не безразлично какое, а лишь определенное свойство объекта. Оно выступает на передний план и используется для решения. В этом, по его мнению, проявляется направленность, избирательность, детерминированность мышления.
Из анализа работ известных философов (Платон, О. Шпенглер, Г. Ясперс.) можно сделать вывод, что сущность предвосхищения заключается в отношении противоречия между категориями возможности и действительности. При этом возможное, находясь в отношении противоречия к действительному, в то же время постоянно превращается в действительность. Образ же предвосхищения (который вытекает из процесса прогнозирования), говоря современным научным языком, опосредует две противоположности, объединяя в себе возможное и действительное.
Из вышеизложенного мы видим, что мышление человека характеризуется активными поисками связей и отношений между категориями возможности и действительности, которые обеспечивают:
— самореализацию субъекта в системе личного самоопределения,
— полагание человеком своего собственного образа, своего «Я» в идеальном «пространстве времени».
В этом смысле субъект имеет дело с самим собой, как существующим в возможности (даже тогда, когда прогнозирует образ для себя в настоящем).
По мнению Б.Т. Лихачева, «в зависимости от того, какую область объективного мира познает человек, его мышление отражает специфику диалектики развития вещей и явлений в ней, приобретает характерные черты, преобразуется и формируется в определенный тип». И мы с ним согласны, так как существует педагогическое мышление, математическое мышление, художественное мышление и т. д.
Следовательно, изучение этики как учения о нравственности и морали преобразует мышление субъекта в этическое мышление. Основные черты мышления свойственны и этическому мышлению. Употребляя термин «этика», Аристотель первично под ним подразумевал «обычай, нрав, характер, образ мыслей». Изучая этику мы получаем знания, которые помогают нам оценивать этические ситуации так, чтобы была возможность совершить нравственный выбор в системе альтернатив. Нравственному человеку доступно понимание ценностей. Этические ценности, значение которых раскрывается благодаря этическому мышлению, сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей, на вершине которой располагается высшая мыслительная ценность.
Этика предполагает, что человек имеет возможность выбора. Согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы. В царстве этических ценностей различаются:
1. главные этические ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все другие этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы, предвидения, целеустремленности);
2. добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими);
3. более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим свое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности).
Такие ценности, как ценность личности и любовь, в этике являются частными ценностями, но мы считаем, что их можно отнесли и к главным этическим ценностям.
Все эти ценности можно дифференцировать и дальше. Развивая этическое мышление субъект может легче разобраться в хаотичном и противоречивом мире, осуществлять и утверждать этические ценности. Осуществляя их, субъект совершает поступки, делающие его нравственным человеком.
Благодаря этическому мышлению человек познает сокровенное в самом себе. И в результате познания, осмысления своих переживаний, нравственных и моральных противоречий в своем сознании он анализирует, сравнивает, обобщает свой духовный опыт — развивая и поднимая свое этическое мышление на более высокий уровень. Анализ научной литературы (в области философии, аксиологии, логики, этики, психологии, педагогики) показал, что развитие этического мышления не выдвигалось учеными как предмет специального исследования. Хотя в науке существует термин «этическое мышление». Так, В.А. Бакштановский отмечает: «Культура нравственного сознания делится на культуру этического мышления («знает», «умеет применять знание») и культуру нравственного чувства («стремится») и наглядно показывает это на рис. 1.
В.А. Бакштановский выделил критерий этического мышления — это разрешение нравственных коллизий.
Сущность этического мышления, по его мнению, заключается в том, что эта культура дает оптимальное сочетание традиционного и творческого элементов в нравственном сознании и выступает эффективным средством для принятия решений в элементарных и проблемных моральных ситуациях.
Здесь мы хотели бы подробней остановиться на соотношении нравственного сознания, этического мышления и нравственных чувств, нравственного поступка.
Будучи высшей формой психической деятельности человека, нравственное сознание не тождественно этическому мышлению. Нравственное сознание обладает более широким смысловым охватом, так как заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении нравственной целеполагающей деятельности, в предварительном мысленном построении нравственно мотивированных действий и прогнозировании их личных и социальных последствий, в нравственном контролировании поведения и управлении им, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит как в окружающем материальном мире, так и в своем собственном — мире духовном.
Следовательно, нравственное сознание — это не просто образ идеальной формы нравственной деятельности, а вечно текущий поток мысленных, эмоциональных и волевых актов, в котором ничто не остается устойчивым. Начинаясь с чувственного отражения, в образах которого человеку непосредственно является мир вещей, их свойств и отношений, сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого обобщение осуществляется как осознание и выделение существенных связей вещей. Этот подъем осуществляется так, что за каждым удалением мысли от ощущений, восприятий и представлений происходит все новый и новый возврат к ним и обогащение их. Поэтому размышление о нравственности и морали есть отражение этики, но не просто отражение, а осмысленное, которое, будучи обработано средствами этического мышления, пройдя чистилище опыта, вновь возвращается к нравственности и морали, но уже не как отвлеченной, а как принятой индивидом форме убеждений, то есть форме «живой этики».
Этическое мышление соотносит показания нравственных чувств со всеми уже имеющимися этическими знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом этических знаний человечества в той мере, в какой они стали достоянием данной конкретной личности. Этическое мышление — такая ступень нравственного сознания, которая заключается в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении человеком этической ситуации, в использовании им этических знаний в этических ситуациях, в осмыслении новых нравственных противоречий, в своем нравственном сознании и их разрешении.
Для этического мышления характерно четкое различение и противопоставление составных частей этической ситуации, их объединение в синтетическое целое, обобщение опыта нравственных чувств и установление закономерностей. И опираясь на чувственный материал внутренней речи, проникнутый символами чувственных наглядных образов, этическое мышление тем самым обогащает и развивает нравственное сознание.
Нравственное сознание расширяет сферу нравственного выбора и делает сам выбор более обоснованным. Нравственный выбор — это выбор стратегии поведения, выбор нравственного поступка на основе нравственной ориентации. Через этическое мышление в нравственное сознание вводится дисциплинирующее мировоззренческое начало, играющее активную роль в становлении нравственной личности. Человек с этическими знаниями житейского уровня имеет, как правило, ограниченный, косный, негибкий характер, а этические знания на теоретическом, научном уровне делают нравственные императивы личности более глубокими, стойкими, прочными. Глубина, стойкость, прочность нравственных императивов зависит от уровня развития этического мышления субъекта.
Само по себе этическое знание, усвоенное в процессе развития этического мышления, недостаточно для достижения нравственной позиции в жизнедеятельности. Только в союзе с умением мыслить и актуализировать свои знания формируется культура этического мышления. Искусство оперировать нравственными понятиями не есть нечто врожденное. Оно не дается обыденным, повседневным сознанием, а требует развития этического мышления. Развивая этическое мышление, субъект учится оперировать нравственными понятиями. Оперирование нравственными понятиями не отдаляет его от действительности, а наоборот, приближает к ней, что позволяет ему разрешать этические ситуации и совершать нравственные поступки. Данное положение находит подтверждение в работе М.Н. Аплетаева «В поисках нравственного смысла жизни», где автор выделяет этическое мышление как одну из основных функций интеллектуальной деятельности в аналитических ситуациях. Этическое мышление позволяет, по его мнению, «разобраться в сложившихся условиях, объяснить правильные и ошибочные поступки участников ситуаций». Наше исследование показало, что толкование этического мышления в науке отсутствует.
Мы, учитывая знание и опыт, который наработан в области развития мышления, попытаемся дать свое толкование этического мышления, беря во внимание то, что основные признаки мышления свойственны и этическому мышлению. Итак, этическое мышление — это процесс овладения системой нравственных понятий, позволяющий осознавать и прогнозировать поступки участников этической ситуации.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сказать, что владение системой нравственных понятий на теоретическом уровне способствует не только развитию этического мышления, но и совершению нравственных поступков. Сначала в категории «возможности», а затем в категории «действительности». Переход от возможности к действительности, изменения своего бытия в философии принято называть актуализацией.
В своем исследовании мы под актуализацией развития этического мышления будем подразумевать переход образа нравственного поступка, сформировавшегося при разрешении коллизий сопряженных нравственных понятий, из сферы возможного в область действительного. Данный переход будет способствовать изменению бытия старшеклассника. В психологии используется термин «самоактуализация». Этимология этого слова указывает, что субъект без посторонней помощи способен осуществить переход из состояния возможности в состояние действительности, что характеризует высокий уровень самоорганизации его интеллектуальных, эмоциональных возможностей и является одной из особенностей актуализации развития этического мышления. Под особенностью подразумевается характерное, отличительное свойство чего-нибудь. Следовательно, отличительным свойством этического мышления будет являться самоактуализация. Приведем восемь путей самоактуализации.
Во-первых, процесс самоактуализации означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, то есть переживанием без «подростковой застенчивости». В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда «Я» реализует само себя как нравственная личность.
Во-вторых, жизнь представлена как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и нравственного роста. Выбрать нравственное развитие вместо страха десять раз в день — значит десять раз продвинуться к самоактуализации. Самоактуализация — это непрерывный процесс; она означает многократные отдельные выборы: достоинство — высокомерие, обсуждение — осуждение, упорство — упрямство. Самоактуализация означает выбор из этих сопряжений возможности нравственного развития — это есть движение к самоактуализации.
В-третьих, само слово «самоактуализация» подразумевает наличие Я, которое может актуализироваться. Нравственный человек — это не tabula rasa и не податливый воск. Он всегда уже есть нечто, по меньшей мере, некоторая стержневая структура. Человеческое существо есть уже как минимум определенный темперамент, определенный биохимический баланс и т. д. Имеется собственное Я, и то, что А. Маслоу называет «прислушиванием к голосу импульса», а мы добавим вслушивание, означает предоставление возможности этому Я проявляться в нравственном поступке.
В-четвертых, когда Вы сомневаетесь в чем-то, стараетесь быть честными. Когда Вы не хотите говорить правду, не защищайтесь фразой: «Я сомневаюсь...».
В-пятых, до сих пор говорилось о переживаниях без критики, о предпочтении выбора роста выбору страха, о прислушивании к голосу импульса, о честности и о принятии на себя ответственности. Это шаги к самоактуализации, и все они обеспечивают лучший жизненный выбор. Человек, который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что конституционально ему подходит. Он начинает понимать, что является его предназначением, например, то, в чем состоит смысл его жизни. Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начинает прислушиваться к самому себе, к собственному Я в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: « Нет, это мне не нравится». Это может произойти благодаря актуализации развития этического мышления у старшеклассника.
В-шестых. Самоактуализация — это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Например, следствием актуализации развития этического мышления будет является нравственный поступок. Самоактуализация — это не обязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего; это может быть, например, преодоление своих отрицательных качеств и реализация их противоположностей.
В-седьмых. Нравственные переживания — это моменты самоактуализации. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, что не является твоими потенциальностями. Это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты в действительности являешься.
В-восьмых. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни — все это требует разоблачения «собственной психопатологии». Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того.
Из вышеизложенного мы четко видим, что процесс самоактуализации, являясь важной особенностью актуализации развития этического мышления, способствует и развитию самоорганизации.
Другая особенность актуализации развития этического мышления заключается в том, что этическое мышление выполняет ряд функций, которые способствуют развитию нравственной зрелости, этической образованности (табл. 1).
Табл. 1
Функции этического мышления |
Составные элементы функции |
Познавательная |
Владение системой сопряженных этических понятий |
Сформированность мыслительных операций |
|
Рефлексивная |
Целеосмысление |
Мотивированность нравственной деятельности |
|
Эмпатийная |
Адекватная перцепция |
Идентификация |
|
Прогностическая |
Предвосхищение |
Нравственное проектирование |
|
Регулятивная |
Сформированность эмоционально-волевой сферы |
Целенаправленность |
Познавательная функция обеспечивает рациональное усвоение чувственного содержания переживаемого или испытываемого положения вещей, процессов — с целью нахождения нравственных решений.
Рефлексивная функция позволяет осмысливать сложившиеся этические ситуации, осознанно сформировать нравственный мотив и наметить, какими средствами возможна его реализация.
Эмпатийная функция помогает постигать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, а также представляет собой способность предсказать аффективные реакции этого человека в этической ситуации.
Прогностическая функция состоит в предвосхищении образа нравственного поступка в простой и сложной этической ситуации и совершении перехода данного образа из сферы возможного в область действительного.
Регулятивная функция обуславливает направляемое и устойчивое регулирование нравственной установки, сопровождающееся как образами осознанного предвосхищения событий, так и способами решения этической ситуации.
Следующей особенностью актуализации развития этического мышления является использование типологии этических ситуаций в образовательном процессе, которую обобщил и привел в систему М.Н. Аплетаев. Такая система в его исследовании показана в табл. 2.
Табл. 2. Типология этических ситуаций в процессе обучения
Основания типологии |
Тип ситуации |
Основная функция |
Источник возникновения и сфера решения |
Вербальная Жизненная |
Осознание и опыт. Утверждение добра |
Характер противоречия |
Коллизийная Альтернативная Конфликтная |
Решение и выбор |
Характер познавательной и нравственной деятельности |
Репродуктивная Поисковая Проблемная |
Воссоздание нравственного образа. Искания нравственных ценностей. Решение и выбор. |
Степень трудности разрешения |
Простая: привычная, нестандартная Сложная: типичная, нетипичная |
Развитие нравственных способностей |
Характер интеллектуальной деятельности и конкретная воспитательная задача |
Аналитическая Диагностическая Оценочная Конструктивная Прогностическая. |
Развитие этического мышления. Распознавание нравственной сущности явлений. Выработка оценочных умений. Проектирование нравственного поведения. Предсказание поведения |
Целевая установка при разрешении противоречия |
Нравственного выбора |
Утверждение добра |
Из таблицы видно, что по источнику возникновения и сфере разрешения этические ситуации делятся на две большие группы: вербальные (словесные, воображаемые) и жизненные (практические, поведенческие). Вербальные ситуации возникают и/или создаются учителем и решаются учащимися в сфере сознания, мышления и требуют в основном работы познавательной функции этического мышления. Жизненные ситуации складываются и/или создаются в реальной жизни, где недостаточно только мышления: необходимы реальные, практические действия, что соответствует выполнению регулятивной функции этического мышления.
Другие этические ситуации, которые целесообразно использовать в педагогической актуализации развития этического мышления тоже способствуют целостному развитию этического мышления. Этическое мышление выполняет определенные функции. Рассмотрим подробнее взаимосвязь этических ситуаций и функциональную работу этического мышления.
Конфликтная ситуация — это такая ситуация, основное противоречие которой доведено до крайности, разрешить его возможно только путем качественного преобразования всей структуры ситуаций, существенного изменения взаимоотношений и состава компонентов ситуации. В данной ситуации этическое мышление в основном выполняет прогностическую функцию.
В коллизийной ситуации для разрешения противоречия достаточно преобразование взаимоотношений её участников, то есть требуется выполнение эмпатийной функции этическим мышлением.
Альтернативная этическая ситуация — это такая ситуация, которая заключает в себе противоречие между двумя взаимоисключающими решениями или действиями и требует от этического мышления рефлексивной работы.
Проблемная этическая ситуация — это такая ситуация, противоречие которой требует новых знаний для своего разрешения. В ней задействовано этическое мышление в форме прогностической функции.
Аналитические ситуации позволяют разобраться в сложившихся условиях, объяснять правильные и ошибочные поступки участников ситуации. Этическое мышление в данной ситуации выполняет в основном рефлексивную функцию.
Репродуктивные этические ситуации предполагают словесное или практическое воссоздание нравственных образов с целью обогащения нравственного мира личности старшеклассника. Этическое мышление здесь выполняет познавательную.Разрешение конкретных этических ситуаций, которые мы охарактеризовали выше, ведет к качественному улучшению всей функциональной работы этического мышления. Следовательно, целенаправленное использование этических ситуаций в образовательном процессе будет способствовать развитию той функциональной работы этического мышления, которая выполняется некачественно или не на высоком уровне. Покажем это в табл. 3.
Табл. 3. Выполняемые этическим мышлением функции в этических ситуациях
№ |
Функции, выполняемые этическим мышлением |
Тип ситуаций |
1. |
Познавательная Регулятивная |
Вербальная Жизненная |
2. |
Эмпатийная Прогностическая Рефлексивная |
Коллизийная Альтернативная Конфликтная |
3. |
Познавательная Регулятивная Прогностическая |
Репродуктивная Поисковая Проблемная |
4. |
Рефлексивная Познавательная |
Аналитическая Диагностическая |
Из таблицы видно, что определенный тип ситуации требует конкретного функционирования этического мышления. Например, если старшеклассник попадает часто в аналитические и диагностические ситуации, то этическое мышление выполняет рефлексивную и познавательную функцию. Ученик легко и свободно может осмысливать данные ситуации, осознанно выбрать мотив своего поведения, совершить поступок. Но в своей жизнедеятельности он может попасть в нестандартную ситуацию, где требуется постижение эмоционального состояния участников ситуации, а он этого не умеет, так как его мышление не выполняло эмпатийную функцию. Поэтому использование различных этических ситуаций в образовательном процессе ведет к развитию этического мышления и всей личности в целом.
Для продуктивного этического образования педагог должен знать уровень этического мышления, чтобы осуществлять индивидуально-личностный подход в своей педагогической деятельности.
Но как определить уровень этического мышления? Каковы его объективные признаки и проявления? Для этой цели пользуются терминами «критерий» и «показатель».
Критерий — это мерило для оценки чего-либо. Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо — признак необходимый и достаточный.
Понятие «показатель» не включает в себя всеобщность измерения, так как не содержит необходимости и достаточности свойств для полной характеристики того или иного явления. Показатели отражают отдельные свойства и признаки познаваемого объекта и служат средством накопления количественных или качественных данных для критериального обобщения. Критерий появляется на основании системы показателей, поэтому характеризует количественно-качественную определенность изучаемого явления в данный момент
Критерий и оценка? Критерий — это мерило, сам предмет сравнения, с помощью которого и производится оценка. Оценка есть установление стоимости , ценности, значимости для человека, общества, коллектива и т. д. тех или иных фактов и явлений. Таким образом, правильно выявить уровни этического мышления без раскрытия основных критериев и их показателей невозможно. Нами выявлено 4 критерия этического мышления и их показатели:
Первый критерий. Нравственное целеполагание: а) выдвижение цели;
б) определение пути её достижения;
в) предвосхищение результата.
Необходимость выделения данного критерия обуславливается наличием ряда показателей: только при наличии выдвинутой цели, определении пути её достижения и ожидаемого результата возможен процесс полагания субъектом своего собственного нравственного образа в этической ситуации.
Второй критерий. Нравственная мотивация:
а) детерминирование и осмысление потребности;
б) осознание и выбор мотива;
в) блокирование возникновения и развития мыслей, не соответствующих нравственным принципам. Правомерность данного критерия объясняется существованием того факта, что нравственные мотивы обеспечивают личности её активную сущность, способность преобразовывать окружающий мир и относиться к нему не адаптивно. По мнению В.Г. Леонтьева: именно в не адаптивности предметной деятельности заложена преобразующая активность человека, источником которой, на наш взгляд, является мотивация. Он считает, что ни потребность, ни влечение, ни эмоция, ни мотив сами по себе не побуждают и не регулируют деятельность. Их реализация происходит через мотивацию, которая является последней инстанцией перед нравственным поступком человека. Мотивация — это такая психологическая готовность, в которой слиты личностный и деятельный компонент.
А.А. Гусейнов, Е.А. Дубко дают другое, философское толкование мотивации, которого мы будем придерживаться в своем исследовании, а именно: под мотивацией нужно понимать процесс осознания и выбора мотива, а также его обоснование перед самим собой или перед другими людьми, учитывая при этом психологический уровень рассмотрения самой мотивации.
Третий критерий. Нравственный выбор:
а) выделение и разрешение коллизий в ситуациях;
б) последовательность в формировании образа будущего нравственного поступка;
в) воплощение нравственных чувств в образ будущего поступка.
Выделению данного критерия способствовало признание того факта, который свидетельствует о влиянии на выбор нравственного поступка в ситуации выбора таких важных моментов, как выделение и разрешение коллизий в этических ситуациях, умение последовательно формировать образ нравственного поступка, предвосхищение результата.
Критерий «нравственный выбор» является и ключевым актом в этическом мышлении. Он характеризует самоопределение в мире нравственных ценностей и идеалов, выход на исходную точку для оценки и самооценки, формирование нравственной позиции и готовности к поступку, воплощение нравственного потенциала личности в конкретные действия, становлении линии поведения, нравственной деятельности.
Четвертый критерий. Сам акт действия или бездействия — нравственный поступок:
а) наличие готовности актуализировать образ нравственного поступка;
б) уверенность в необходимости и целесообразности данной актуализации;
в) стабильность, устойчивость в реализации нравственных поступков. Представленный критерий является завершающим этапом предшествующей работы этического мышления,
На основе данных критериев и показателей нами выделено три уровня этического мышления старших школьников в образовательном процессе: низкий, средний, высокий. Покажем это в табл. 4.
Табл. 4. Уровни этического мышления
Выполняемые функции |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Познавательная |
Неумение выделять противоречия в этических ситуациях. Решения принимаются по привычке либо из-за подражания другим. |
Интуитивное принятие решения. Неумение объяснить принятое решение. |
Верное нахождение решения в этических ситуациях. Последовательность в принятии своих решений. |
Рефлексивная |
Нет осознания выбора мотива. Неуверенность в выборе поступка. |
Адекватное осмысление своих мотивов в простых стандартных этических ситуациях. |
Адекватное осмысление своих переживаний. Верный выбор средств для реализации нравственного поступка. |
Эмпатийная |
Нет постижения эмоционального состояния другого человека. |
Наличие понимания в другом тех переживаний, которые свойственны самому себе. |
Предвосхищение эмоционального состояния другого человека. Умение понять его потребности. |
Регулятивная |
Нет установки на совершение нравственных поступков. Нет последовательности в осуществлении линии поведения. |
Слабая установка на нравственную деятельность. Возможна перемена линии поведения. |
Последовательность в достижении цели. Уверенность в выборе лини и поведения. |
Прогностическая |
Нет предвосхищения последствий принятого решения. Отсутствие целеполагания. |
Прогнозирование действий происходит при помощи учителя, взрослого. |
Четкое выдвижение цели. Предвосхищение результата. |
В процессе актуализации этических знаний старшеклассник овладевает нравственным опытом, способностью нравственно поступать, то есть становится этически грамотным человеком. Под этической грамотностью мы понимаем наличие этических знаний у субъекта, но эти знания еще не стали мотивами его поведения. Под этической образованностью мы подразумеваем систематизированность этических знаний, умений и навыков, наличие нравственной мотивации в поведении субъекта.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1590
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 29
Скачиваний
Всего: 4176
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4