Вестник практической психологии образования
2011. Том 8. № 2. С. 77–80
ISSN: 2658-3100 (online)
Духовно-нравственное воспитание школьников природой
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шейнис Г.В. Духовно-нравственное воспитание школьников природой [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 2. С. 77–80. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n2/47689 (дата обращения: 16.11.2024)
Полный текст
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного гражданина — цель российского образования. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности определяет воспитательный идеал, цель и задачи развития и воспитания школьников, базовые национальные ценности, среди которых природа (родная земля, заповедная природа, экологическое сознание). В ходе ее реализации выпускник школы осознает глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. Среди глобальных проблем, объективно стоящих перед человечеством, — экологическая проблема, проблема осознания непрагматической ценности природы и ее роли в развитии человека.
Путь к гармонизации взаимоотношений природы и общества лежит в нравственной перестройке всего человеческого образа жизни и поведения, в формировании экологического сознания, обеспечивающего устойчивое развитие человеческой цивилизации (А.В. Гагарин), этичного, ответственного отношения к миру природы. Ответственное отношение к природе проявляется в эмоционально-эстетических переживаниях, в интеллектуальнопознавательной работе, в практической деятельности.
Однако традиционная система непрерывного экологического образования ориентирована в большей степени на усвоение школьниками знаний, и в меньшей — на включение их в различные формы деятельности среди природы. Основным результатом экологического образования в его нынешней форме становятся чисто теоретические экологические знания, низкий уровень природоохранной активности, слабо выраженное этичное отношение к природе.
«Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие» [1, с. 21]. Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать включение детей и молодежи в решение реальных экологических проблем, в природоохранную, просветительскую деятельность, благодаря которой природа приобретает личностный смысл, субъективную значимость для индивида — «значение для меня», становится источником нравственности и человечности человека, ценностью, а ее охрана — нормой.
По А.Н. Леонтьеву, личностный смысл порождается бытием человека, жизнью. Природа как базовая национальная ценность должна лежать в основе целостного пространства духовно-нравственного воспитания школьников и определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех участников воспитания: семьи, школы, общественных организаций и движений, учреждений дополнительного образования, культуры и т. п.
Судя по всему, проблема нравственного становления человека через развитие отношений с природой, его этичного отношения к природе и умения обращаться с ней актуальна в современных условиях. Необходимо возрождать традиции рассмотрения природы как источника всестороннего развития личности человека, прогрессивного развития общества. Необходимо, «чтобы человек и ощущал, и осознавал себя как ... часть природы» (С.Л. Рубинштейн), во взаимодействии с которой он «проявляется» и «формируется», облагораживается и относится к ней как к одной из самых высоких общественных и индивидуальных ценностей (И.Д. Зверев). Утверждение самоценности природы, отношение к ней «ради нее самой» является критерием нравственной культуры личности: нравственные качества — долг, совесть, сопереживание, справедливость, любовь — проявляются здесь без надежды на оценку и признательность.
Природа играет особую роль как опосредующее звено в нравственных отношениях между поколениями людей: по состоянию природы, дела ее охраны можно судить об атмосфере того или иного общества, развитии личностных качеств его членов. Каждое поколение, получая в наследство от предшественников определенные обстоятельства жизни, наследует и исторически сложившееся отношение людей к природе и друг к другу. Нравственная позиция и принципиальные жизненные установки человека определяются его положением в обществе, культурно-историческом процессе и в природе, а также тем отношением к этим объективным реальностям, которые у него существуют.
Сознание современного человека (за исключением сознания людей, живущих в восточных традициях отношения к природе) не только утратило былое мифологическое, интуитивное отношение к природе, но и характеризуется как антропоцентрическое. Антропоцентризм отличается признанием человека в качестве центра Вселенной со всеми правами и привилегиями, прагматического характера мотивов и целей взаимодействия с тем, что его окружает. Природа — объект, над которым властвуют, которым распоряжаются и который не имеет никаких прав и надежды на справедливость. Решить экологическую проблему, сохранить природу и через нее человека возможно посредством комплекса эмоциональнонравственных факторов, ценностных ориентаций. Исследования психологов показывают, что именно гуманное, этичное отношение к природе (а вовсе не формальное знание экологических законов) является основным регулятором экологического поведения людей — их действий и поступков, связанных с природопользованием и охраной природы.
Человек рождается на свет, не имея никаких готовых форм поведения, и, начиная жить в обществе, «окультуривается», развивается как личность. Определяющее значение в формировании личности человека имеет социум: система общественных отношений лежит в основании личностных свойств и определяет переход заданных норм и правил во внутренний план, под их воздействием развиваются отношения, взаимоотношения, формируются установки и поведение в социальной и природной среде. Отличительная черта психического развития ребенка заключается в том, что результат этого развития существует в окружающей среде в виде некоторой идеальной формы, в виде определенных социальных образцов (Л.С. Выготский). Причем само развитие происходит в виде усвоения этих образцов. Усвоенные субъектом как членом той или группы образцы типичного поведения лежат в основе надсознательных явлений. Эти образцы, например, стереотипы отношения к природе, усваиваясь через такие механизмы, как подражание и идентификация, определяют особенности поведения субъекта как представителя данной социальной общности, то есть социотипические неосознаваемые и неконтролируемые особенности поведения (А.Г. Асмолов).
Как справедливо отмечает Т.Н. Павлова, «этичное отношение ребенка к животному должно начать формироваться в семье с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Доброе обращение с домашними животными: исключение грубого обращения с ними, причинения им боли, внушения страха — должно стать нормой отношения к животным для ребенка» (www.vita.org.ru). Этичное отношение к животным с позиций биоэтики продолжает формироваться в школе, в высших учебных заведениях. Биоэтика — раздел этики, рассматривающий область отношения человека к различным живым формам, философское понятие, касающееся нравственной стороны поведения человека.
Жестокое отношение к животным является главным предметом обеспокоенности организаций, занимающихся защитой животных, людей, которые любят животных и сопереживают им (Kellert). Многие считают, что существует связь между жестокостью к животным и жестоким поведением, направленным против людей. Проявление жестокости к «братьям нашим меньшим» — признак крайней безнравственности. Сознательно заботясь о природе, человек утверждает себя как существо разумное и гуманное. Необходимость глубокого изменения человека предстает не только как этическое или религиозное требование, не только как психологическая потребность. Впервые в истории физическое выживание человеческого рода зависит от радикального изменения человеческого рода (Э. Фромм). Вопросы экологии земли и экологии духа тесно связаны между собой. Изменение приоритетов, преодоление отрицательных социальных стереотипов отношения к природе является составляющей новой нравственности с ее ориентацией на общечеловеческие ценности.
Известно, что нравственное развитие осуществляется как процесс усвоения нравственных знаний и осмысления их, эмоционального принятия нравственных норм, развития моральной самооценки, нравственных качеств личности и превращения их во внутренний регулятор поведения. Нравственные качества, свидетельствующие о нравственности (или безнравственности) той или иной личности, проявляются в ее отношении к другим людям, к обществу, к деятельности, к себе, в степени и характере ее общественной активности. Нравственные чувства отражают отношения людей и их поведение в эмоциональной форме, социальны по своей природе и имеют неоценимое значение в тех случаях, когда дают толчок разуму в правильном осознании тех или иных нравственных ситуаций. Для этого процесса в равной мере важны практика общения и деятельности.
Реальную возможность для целенаправленного формирования нравственных качеств и чувств личности представляет включение человека в деятельность в сфере «человек — природа», в процессе которой формируется убеждение в непрагматической, духовной ценности мира природы, экологически грамотное поведение, потребность действовать в соответствии с этическими нормами и эколого-ориенти- роваными ценностями (А.В. Гагарин). Экологическая мораль неразрывна с общими нравственными установками личности. Гуманное отношение к природе становится условием развития личности и начинает ее характеризовать, не только регулирует отношение людей к ней, но и отношения между ними, так как в поступках, затрагивающих природу, всегда опосредованно скрыто отношение человека к людям, к судьбе родной земли. Мера развитости отношений с природой является объективным критерием нравственного становления человека, условием формирования его ответственного отношения к природе. Тот факт, участвует или не участвует (и в какой степени) человек в связанной с миром природы деятельности, служит показателем наличия или отсутствия у него намерения и потребности приносить благо природе и людям.
Согласно нашей концепции, духовно-нравственное воспитание школьников должно быть интегрировано в основные виды их деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и, что важно, общественно полезную. Отсюда, организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного развития детей и молодежи, поиск оптимальных путей развития их отношений с природой приводит к необходимости особое внимание обратить на общественно полезную, личностно значимую для растущего человека деятельность, где наиболее оптимально удовлетворяются его потребности в приобщении к активной жизни в обществе, в построении новых взаимоотношений со взрослыми, в реализации самостоятельности, в общественной оценке (Д.И. Фельдштейн). Построение деятельности, где есть возможность нравственного выбора — природоохранной, общественно полезной, — является не только условием развития ответственного отношения к естественной среде, но и создания объективной основы для преобразования повседневного взаимодействия детей с природой в упорядоченную педагогическую систему с целью их нравственного развития.
Наиболее интересными и действенными формами такой деятельности традиционно являются экологические праздники и акции, экскурсии и туризм, выставки и экспозиции, тренинги, конкурсы и игры, клубы и лагеря, краеведение, музеи природного и культурного наследия, детско-юношеские и молодежные движения.
Как показывают результаты исследования воздействия отношений с природой на нравственное становление растущего человека, охотное (не вынужденное) участие подростков в природоохранной деятельности является показателем и условием формирования у них таких нравственных качеств, как взаимопомощь, справедливость, сочувствие, экологическая ответственность, готовность к охране природы. Большинство подростков с высокой степенью развитости отношений с природой характеризует устойчивость социально одобряемого поведения: в ситуациях, требующих от них соблюдения нравственных норм, когда следует сделать выбор между своими интересами и интересами другого (взрослого, сверстника, растения, животного), они проявляют помощь, справедливость, сопереживание. Участие подростков в природоохранной деятельности способствует развитию у них чувствительности к нуждам и проблемам других людей, эмоциональной отзывчивости и общительности, склонности к сопереживанию с родителями, с животными, с престарелыми людьми, с детьми, с героями художественных произведений и со сверстниками в межличностных отношениях. По наблюдениям педагогов, для общающихся с природой детей характерны доброта, ответственность, наблюдательность, бережливость, чувство прекрасного, трудолюбие, любовь ко всему живому, нетерпимость к нарушителям, добросовестность и отзывчивость.
С нашей точки зрения, различные формы и методы природоохранной, эколого-просветительской деятельности детей и молодежи играют большую роль в развитии их этичного отношения к природе и нравственных качеств — взаимопомощи, справедливости, сопереживания, экологической ответственности. Сама по себе природа, хотя и влияет на духовное развитие человека, становится действенным средством только при включении ее в сферу многоплановой деятельности. Одним из наиболее ярких признаков нравственно развитой личности является присущая ей действенная нравственная позиция по отношению к природе. Объективным же критерием сформированности нравственных качеств личности служит, прежде всего, реальная величина охотного участия в природоохранной деятельности, готовность поступиться своими интересами во имя справедливости или в силу сострадания (Т.Н. Павлова).
Отсюда, представления о природе являются необходимым структурным элементом целостного образа мира человека. Развитие отношений с природой выступает одним из условий духовно-нравственного становления личности.
Литература
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., 2009.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1277
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1718
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1