Вестник практической психологии образования
2011. Том 8. № 3. С. 98–108
ISSN: 2658-3100 (online)
Программа «Первый блин с начинкой из сказки» (окончание)*
Аннотация
Общая информация
* Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №2 за 2011 год.
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: документ
Для цитаты: Царькова О.В. Программа «Первый блин с начинкой из сказки» (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 3. С. 98–108. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n3/47718 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
4 занятие «Храбрый утенок»
Гость: стрекоза.
Необходимое оборудование:
— декорации и атрибуты для сказки: трава, тарелочка с едой (из желтого пластилина);
— игрушки для сказки: стрекоза на веревочке (вырезать из бумаги силуэт, раскрасить голубым цветом, к середине туловища прикрепить нитку), девочка, утенок, цыпленок;
— для коллективной работы: лист ватмана, затонированный зеленым цветом с помощью акварели или мела, пальчиковые краски разных цветов.
Показываем стихотворение:
Стрекоза, стрекоза (дети произносят «зззззз»),
Как горошины, глаза (большим и указательным пальчиками дети делают колечки и подносят к глазам),
Полетай немножко (машем ладошками),
Сядь мне на ладошку (протянуть вперед ладошку).
Игровое упражнение:
— Стрекоза хочет поиграть с вами (дети вытягивают вперед ладошку и ведущий касается стрекозой ладошки детей. Дети и ведущий произносят: «ззззз»).
— Стрекозы очень красивые. Они любят танцевать. Давайте потанцуем, как стрекозы (дети повторяют движения за стрекозой под аккомпанемент слов: «летите за мной, покружитесь, присядьте на полянку, молодцы»).
Сказка:
Ключевая фраза: я храбрый.
Дом, трава, тарелочка с едой.
Из дома выходит девочка и кладет еду в тарелку.
Девочка: Цыпа, цыпа, есть пора.
Из-за травы появляется цыпленок, подходит к тарелочке и начинает есть. Летит стрекоза и садится на краешек тарелочки.
Стрекоза: Ззззззззз.
Цыпленок прячется в траву и тихонько плачет. Появляется утенок.
Утенок: Кто здесь плачет?
Цыпленок: Это я.
Утенок: Что случилось?
Цыпленок: Я боюсь.
Утенок: Кого?
Цыпленок: Страшная такая. С большими глазами.
Утенок: Я ее прогоню, я храбрый.
Утенок подходит к тарелке и ждет стрекозу. Цыпленок прячется в траву. Подлетает стрекоза.
Стрекоза: Ззззз.
Утенок: Кыш, улетай.
Стрекоза улетает.
Утенок: Иди сюда.
Выходит цыпленок.
Цыпленок (испуганно): А где стрекоза?
Утенок: Я ее прогнал.
Цыпленок (испуганно): А вдруг она прилетит снова.
Утенок: А ты стань храбрым, как я.
Цыпленок: А как ?
Утенок: Это легко. Расправь крылья, грудь вперед и скажи: «Кыш, улетай».
Появляется стрекоза.
Цыпленок: Кыш, улетай.
Цыпленок сначала говорит тихо, потом громче.
Стрекоза улетает.
Утенок: Ты стал храбрым.
Цыпленок: Я храбрый.
Этюды на умение выражать эмоции:
Испуганный цыпленок
— Давайте покажем, как цыпленок испугался стрекозу. «Зззззззззззз» (дети прячут лицо руками, сжимаются).
Храбрый утенок
— Давайте покажем храброго утенка, который прогоняет стрекозу (дети распрямляются и говорят: «Я храбрый»).
Коллективная работа: делаем подарок . . для цыпленка — цветы.
На листе зеленого ватмана дети рисуют пальчиковыми красками цветочки. Ведущий приговаривает: «Топ, топ, топ, топ — получается цветок».
5 занятие «Кто сказал мяу?»
Гость: кошка
Необходимое оборудование:
— кубики (лучше легкие пластмассовые детали большого конструктора);
— декорации и атрибуты для сказки: домик, коврик для щенка, будка для пса, косточка для пса (из пластилина белого цвета), пруд для лягушки;
— игрушки для сказки: щенок, петух, пес, лягушка, кошка;
— для коллективной работы: заготовка для коврика (к краешку листа А3 приклеить бахрому — надрезанные полоски цветной бумаги), восковые мелки разного цвета.
Показываем стихотворение:
— Киска, как тебя зовут
(вытянуть вперед руки ладошками вверх)?
— Мяу (плавные движения руками).
— Стережешь ты мышку тут (соединить ладошки, большие пальцы поднять — мышка)?
— Мяу (плавные движения руками).
— Может, хочешь молока
(сделать ладошками мисочку)?
— Мяу (плавные движения руками).
— Или встретить вдруг щенка (ладошку вертикально держать, большой палец поднять вверх, мизинец отвести и прижать — собачка лает)?
— Фррр-фррр
(поднять ладошки вверх, пальцы растопырить).
Игровое упражнение:
— Давайте превратимся в кошечек (дети ходят, как кошечки, по кругу). Кошечка ловит мышек (ведущий расставляет кубики по кругу, дети выполняют движения под стихотворение «Ах как мыши надоели. Все погрызли, все поели (держатся за голову, покачивая головой). Надо мышек наказать, надо мышек нам поймать (грозят мышкам пальчиком). Цап-царап, не уйдешь от наших лап (дети берут в руки кубик)).
Ключевая фраза: я сам.
Около дома на коврике лежит щенок. Из-за домика появляется кошка, мяукает и прячется.
Щенок: Ав-ав. Кто сказал «мяу»?
Появляется петух, он прохаживается по двору.
Щенок: Это вы сказали «мяу»?
Петух ( с достоинством, важно, медленно произнося слова): Что ты, я говорю «ку-ка-ре-ку».
Щенок: А больше ничего не умеете говорить?
Петух: Нет, только «кукареку».
Из-за дома выглядывает кошка, мяукает и прячется. Домик убрать и поставить конуру. Около конуры сидит пес и грызет кость.
Щенок: Это вы сказали «мяу»?
Пес (сердито): Р-р-р-р!
Щенок: Это вы сказали... «мяу»? — прошептал Щенок, поджимая хвостик.
Пес (грозно): Я? Ты смеешься, Щенок!
Щенок убегает. Домик и конуру убираем, ставим речку. Около речки сидит лягушка. Появляется щенок. Из-за травы выглядывает кошка, мяукает и убегает.
Щенок: Это ты сказала «мяу»?
Лягушка (смеется): Ква-ква-ква. Лягушки только квакают.
Убираем речку, ставим дом и конуру. Щенок подходит к домику и ложится на коврик. Из окошка выглядывает кошка и мяукает. Щенок быстро вскакивает и видит кошку.
Щенок:Ав-ав-ав! Надо как пес: р-р-р-р!
Кошка: Ш-ш-ш! Фыр-фыр!
Кошка убегает. Щенок ложится на свой коврик .
Щенок: Я сам узнал, кто сказал «мяу». Я сам.
Этюды на умение выражать эмоции:
Строгий пес
— Давайте покажем строгого пса (дети вытягивают руки вперед, лицо нахмуренное — «рррррррр»).
Довольный щенок
— Давайте покажем щенка, который сам узнал, кто говорит «мяу».
Коллективная работа: коврик для щенка.
Давайте сделаем красивый коврик для щенка. На листе А3 с бахромой дети восковыми мелками рисуют хаотично что хотят. Если детей много, нужно сделать несколько ковриков.
3 блок. Каприз, упрямство —
послушание, самостоятельность
— создание позитивного, бодрого настроения;
— развитие мелкой и крупной моторики;
— развитие умения подчиняться правилам игры, преодолевать двигательный автоматизм;
— преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
— совершенствование зрительного, слухового внимания;
— развитие способности понимать эмоциональные состояния: каприз, упрямство, послушание, самостоятельность;
— развитие навыков продуктивной деятельности.
Гость: кукла Катя.
Необходимое оборудование:
— декорации и атрибуты для сказки: дом, стол и стул (кубики от конструктора), тарелочка с кашей (муку развести водой), тарелочка с пшеном, кость (вылепить из белого пластилина), чашечка для кошки;
— игрушки для сказки: бабушка, Маша, курица, кошка, собака;
— для коллективной работы: пластилин желтого цвета, досочки для лепки, одноразовая тарелочка.
Показываем стихотворение:
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари (гладим ладошками шею).
Останутся деньги (трем кончики пальцев) —
Куплю Маше серьги (трогаем мочки ушей).
Останутся пятаки (соединяем большой и указательный пальцы колечком) —
Куплю Маше башмаки (показываем на ножки).
Останутся копеечки (хлопаем по карманам) —
Куплю всем конфеточки (гладим животик).
Игровое упражнение:
— У Маши сегодня день рождения. Давайте для нее будем водить каравай.
Как на Машин день рожденья
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ширины, Вот такой ужины.
Каравай, каравай, кого любишь, выбирай.
Ведущий берет куклу Машу и говорит за нее: «Мне милей, конечно, все, но Ванюша лучше всех». Ведущий отдает куклу ребенку, которого назвал. Ребенок вместе с куклой прыгает, а остальные хлопают.
Ключевая фраза: я сама.
Дом, около дома стол, стул. Из дома выходит бабушка и ставит тарелку с кашей на стол.
Бабушка: Маша, иди обедать.
Появляется Маша, садится за стол.
Маша: Не хочу, не буду.
Раздается стук.
Бабушка: Кто там?
Появляется из-за домика курочка.
Курица: Я курочка-пеструшка. Я яичко вам снесла. Не пора обедать?
Бабушка: Вот тебе пшена.
Бабушка ставит перед курицей тарелку с пшеном. Раздается стук.
Бабушка: Кто там?
Появляется кошка:
Кошка: Я кошка Мурка — мягкая шкурка. Всех мышей я прогнала. Не пора ль обедать?
Бабушка ставит чашку около кошки.
Бабушка: Молочко пей, Мурка, серенькая шкурка.
Раздается стук в дверь.
Бабушка: Кто там?
Появляется собака.
Собака: Я ваш верный пес Арапка. Дом я ночью охранял, наработался, устал. Не пора ль обедать?
Бабушка выносит косточку.
Бабушка: Кушай косточку, Арапка.
Маша говорит бабушке.
Маша: Бабушка, прости меня. Плохо я себя вела.
Маша быстро ест кашу и говорит
Маша: Кашу съела я сама. Помогать готова я. Чисто подмету полы, на окне полью цветы. Все я сделаю сама.
Этюды на умение выражать эмоции:
Капризная Маша
— Ребята давайте покажем капризную Машу, которая отказывалась есть кашу (дети вертят головой и говорят: «Я не буду, не хочу»).
Послушная Маша
— Давайте покажем послушную Машу, которая сама кушает кашу. Маша все съела и говорит: «Кашу съела всю сама» (дети показывают ладошками на себя, голова приподнята).
Да и нет
Любят косточки собаки? — Да.
Любят косточки ребята? — Нет.
Любят зернышки цыплята? — Да.
Любят зернышки ребята? — Нет.
Шишки любят грызть бельчата? — Да.
Шишки любят грызть ребята? — Нет.
Любят травку есть телята? — Да.
Любят травку есть ребята? — Нет.
Коллективная работа: блины для бабушки и Маши.
Детям раздают шарики желтого пластилина. Ведущий показывает, как превратить шарик в блинчик. Блинчики складывают на тарелочку.
2 занятие «Олино колечко»
Гость: кукла Оля.
Необходимое оборудование:
— один обруч для выполнения игрового упражнения;
— декорации и атрибуты для сказки: домик, трава, колечко (можно сделать из полоски фольги, скрутив ее и соединив концы);
— игрушки для сказки: девочка Оля, курица, овечка, сорока (ворона);
— для коллективной работы: лист А3, клей ПВА, кусочки фольги для каждого ребенка.
Показываем стихотворение:
Покатилось, покатилось
(вращение рук перед грудью)
Олино колечко
(соединить большой и указательный пальцы).
Покатилось, покатилось
(вращение рук перед грудью)
Прямо под крылечко
(спрятать ладошки под стульчик).
Игровое упражнение:
— Ребята, давайте превратимся в большое колечко (дети берутся за руки). «Покатилось, покатилось Олино колечко» (дети идут по кругу). «А потом остановилось Олино колечко» (дети останавливаются).
— Ведущий показывает детям обруч. «Он хочет поиграть с вами. Выполняйте движения за ним» (ведущий с обручем идет вперед, назад, прыгает, крутится).
Сказка:
Ключевая фраза: я сама.
Домик, трава. Из домика выходит девочка в ладошке у нее колечко. Она роняет колечко. Появляется курица.
Оля (недовольным голосом): Кто колечко найдет?
Курица: Я бы рада, да цыплят кормить мне надо.
Курица уходит. Появляется овечка.
Оля (недовольным голосом): Кто колечко найдет?
Овечка: Я колечко найду и тебе я помогу.
Ищет. Да не может найти.
Овечка: Ой, не вижу я колечка, стала старою овечка.
Овечка уходит. Появляется ворона (или сорока).
Оля (недовольным голосом): Сорока-сорока, помоги — мое колечко найди.
Сорока: С удовольствием найду, но себе его возьму.
Оля: Улетай скорей отсюда — кыш, кыш. Я сама с крыльца сойду. Я сама кольцо найду.
Этюды на умение выражать эмоции:
Капризная Оля
— Ребята, давайте покажем капризную Олю, которая уронила колечко и не хочет его искать: «Кто с крылечка сойдет, кто колечко найдет?» (дети ставят руки на пояс, надувают губки, хмурят брови).
Радостная Оля
— Давайте покажем радостную Олю: «Я сама колечко нашла» (дети прыгают, хлопают в ладоши).
Храбрая Оля
— Давайте покажем, как Оля прогнала сороку (дети машут руками, топают ногами и говорят: «Уходи»). Коллективная работа: бусы для Оли.
Дети знакомятся со свойствами фольги, как она шуршит, рвется, сминается. На листе А3 ведущий клеем ПВА рисует круг (клей лучше использовать не шариковый, а тот, который можно выдавить). При помощи взрослого дети приклеивают комочки фольги.
Гость: пчелка
Необходимое оборудование:
— декорации для сказки: дом, дерево, трава;
— игрушки для сказки: девочка, бабушка, заяц, лошадка, пчелка;
— для коллективной работы: для каждого ребенка небольшие листики зеленого картона, колбаски красного цвета.
Показываем стихотворение:
Пчела, гуди (ладошка сжата в кулачок, указательный палец выставлен вперед), В поле лети
(рука вытянута вперед, кисть руки вращается),
С поля лети (кулачок возвращается),
Медок неси (указательным пальцем
(жало пчелки) скребем серединку ладошки).
Игровое упражнение:
— Превращаемся в пчелок. Как они жужжат? «Жжжжж». Пчелки летят в лес за медом (дети идут по кругу, указательный палец выставлен вперед).
— Как пчелки мед собирают (дети приседают и указательным пальцем дотрагиваются до ладошки, сгибают и разгибают указательный палец).
— Пчелки летят в свои домики (дети садятся на свои места).
Сказка:
Ключевая фраза: я большая.
Дерево, трава. Бабушка стоит, девочка бегает.
Бручолина: Как я люблю гулять в лесу.
Бабушка: Бручолина, пора домой.
Бручолина: Я устала, хочу на ручки.
Бабушка: Ты большая, дорогу знаешь.
Бабушка уходит. Бручолина хнычет.
Бручолина: Кто меня домой отнесет.
Появляется заяц.
Заяц: Я отнесу, садись.
Девочка садится на зайца, топает ногой, заяц пугается и убегает.
Бручолина (хнычет): Кто меня домой отнесет?
Появляется лошадка.
Лошадка: Садись, я отвезу.
Девочка поднимает ногу, никак не может сесть на лошадку и падает.
Бручолина (хнычет): Кто меня домой отнесет?
Появляется пчелка.
Пчелка: Жжжж. Какая ты большая.
Бручолина: Кто? Я?
Пчелка: Попробуй ножками домой идти.
Девочка делает шаг медленно. Потом быстрее, а потом вприпрыжку. Бручолина подбегает к домику.
Бручолина: Ножки, ножки потерпите, Бручолине помогите. Трудно-трудно сделать шаг. Нужно волю сжать в кулак.
Дерево и траву убираем. Ставим домик.
Бручолина: Бабушка, я сама пришла ножками, сама.
Бабушка: Вот и молодец. Большая ты у меня стала.
Бручолина: Я большая.
Этюды на понимание эмоций:
Капризная Бручолина
— Давайте покажем капризную Бручолину. Руки поставить кулачками на пояс. Ногу выставить вперед, топнуть, брови свести, нахмуриться и сказать: «Хочу на ручки».
Веселая Бручолина
— Давайте покажем радостную Бручолину: «Я ножками пришла, я большая» (дети прыгают).
Самостоятельная Бручолина
— Я буду бабушкой, а вы самостоятельной Бручоли- ной.
Ведущий: Хочешь на ручки?
Дети мотают головой: Нет, я сама.
Ведущий: Хочешь, покормлю?
Дети мотают головой: Нет, я сама.
Ведущий: Хочешь, ботиночки застегну?
Дети мотают головой: Нет, я сама.
Коллективная работа: ягодки для бабушки и Бру- чолины.
Каждому ребенку раздать небольшой лист картона и колбаску из красного пластилина. Ведущий показывает, как отщипнуть пластилин, положить на листик картона и надавить. Все листики картона соединяются вместе в одну работу степлером или скотчем.
4 занятие «Как Маша поссорилась с подушкой»
Гость: бабушка
Необходимое оборудование:
— декорации для сказки: кровать (можно сделать из конструктора), речка, насест для петуха (между двух кубиков положить несколько палочек), конура, одеяло, подушка;
— игрушки: девочка, бабушка, петух, лягушка, пес;
— для коллективной работы: разведенный обойный клей, кисточки, соединенные вместе 4 листа черного картона, манка.
Показываем стихотворение:
Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши).
Где были? У бабушки (гладим себя по голове).
Что ели? Кашку (показываем, как едим ложкой).
Кашка сладенька (гладим животик).
Бабушка добренька (гладим себя по голове).
Игровое упражнение:
— Давайте сядем в машину и поедем в гости к бабушке. «Я еду, еду, еду. Я руль кручу, кручу. Везет меня машина туда, куда хочу».
— Давайте поможем бабушке (дети имитируют движения под слова стихотворения): «Сами пол подметем. Вымоем посуду. Постираем все белье. Поцелуем горячо».
Ключевая фраза: я люблю свою кроватку.
В кровати лежит Маша. Бабушка укрывает ее одеялом.
Бабушка: Маша, спать пора. Закрывай глаза.
Маша: Не хочу. Подушка душная, одеяло кусачее. Я другую кровать поищу.
Кровать убрать. Поставить конуру. Около конуры сидит пес.
Пес: Маша, ты почему не спишь?
Маша: Одеяло кусачее, подушка душная.
Пес: Иди в конуру, здесь тепло.
Маша пытается залезть в конуру, вылезает.
Маша: Там темно и тесно. Я дальше пойду.
Собаку убрать. Поставить насест и посадить на него петуха.
Петушок: Ты почему не спишь, Маша?
Маша: Одеяло кусачее, подушка душная.
Петушок: Садись рядом со мной на жердочке.
Маша садится и падает.
Маша: Я дальше пойду.
Убрать насест, поставить пруд. Около пруда лягушка.
Лягушка: Ты почему не спишь?
Маша: Одеяло кусачее, подушка душная.
Лягушка: Иди ко мне, будем вместе на волнах качаться.
Маша подходит к воде.
Маша: Но здесь мокро и холодно. Спасибо, лягушка, я лучше домой побегу.
Пруд убрать. Поставить кроватку.
Маша: Бабушка, бабушка, где моя самая лучшая кроватка?
Маша ложится в кроватку.
Маша: Я люблю свою кроватку.
Бабушка: А подушка не душная? Одеяло не кусачее?
Маша: Что ты, моя кроватка самая лучшая.
Этюды на умение выражать эмоции: Капризная Маша
— Давайте покажем, как Маша капризничала: «Одеяло кусачее, подушка душная» (дети жестами показывают, как «кусается» одеяло, руками как будто отталкивают подушку от себя, мотают головой, слегка нахмуриваются).
Довольная Маша
— Маша легла в кроватку, накрылась одеялом: «Моя любимая кроватка».
Коллективная работа: картинка звездного неба для бабушки.
Аппликация на черном картоне из манки. Сначала дети наносят обойный клей на картон. Потом берут щепотку манки и посыпают лист. Лишнюю манку стряхнуть в ведро.
5 занятие «Сказка о глупом мышонке»
Гость: мышонок.
Необходимое оборудование:
— декорации для сказки: кроватка, подушка, одноразовая вилка для кошки;
— игрушки для сказки: мышка-мама, мышонок, лошадка, лягушка, рыба, кошка;
— для коллективной работы: цветная бумага для ксерокса, нарезанная треугольниками, восковые мелки или сангина.
Показываем стихотворение:
Мышка мылом руки мыла (имитируют движения мытья рук), Мыла так, что стала белой (показывают ладошки),
И от счастья мыло съела
(подносят руки ко рту).
Фууу
(показываем мимикой недовольство)!
Игровое упражнение:
— Ребята, давайте превратимся в мышек. Дети выполняют движения в соответствии со стихотворением: «Мышки бегали, пищали. Крошки вкусные искали. Вот нашли, поели — песенку запели: “Пи- пи-пи-пи”».
Ключевая фраза: я теперь послушным стал.
На кроватке лежит мышонок, мама мышка рядом. Мышка-мать: Баю-бай, усни, малютка.
Мышонок: Нет, твой голос нехорош. Ты мне, мама, не пищи. Лучше няньку поищи.
Ведущий: Побежала мышка-мать тетю жабу в гости звать.
Прибегает лягушка.
Лягушка: Ква-ква-ква. Усни, малютка. Дам тебе я комара. Ква-ква-ква.
Мышонок: Нет, твой голос нехорош. Очень скучно ты поешь.
Ведущий: Побежала мышка-мать тетю лошадь в гости звать.
Прибегает лошадка.
Лошадка: Иго-го, иго-го. Спи, мышонок. Цок, цок, цок. Дам тебе овса мешок.
Мышонок: Нет, твой голос нехорош. Очень страшно ты поешь.
Ведущий: Побежала мышка-мать тетю рыбу в гости звать.
Появляется рыба. Ведущий открывает беззвучно рот.
Мышонок: Нет, твой голос нехорош. Слишком тихо ты поешь.
Ведущий: Побежала мышка-мать тетю кошку в гости звать.
Кошка: Мяу-мяу, баю-бай. Поскорее засыпай.
Мышонок: Ах, как голос твой хорош. Очень сладко ты поешь.
Кошка достает вилку, мышонок прячется за кровать. Кошка ищет мышонка, но не находит и убегает.
Мышонок: Мама!
Мышка-мать: Что случилось? Что с тобой?
Мышонок: Я капризничал, пищал. А теперь послушным стал. Сам усну я крепко-крепко. Сам, сам, сам.
Этюды на умение выражать эмоции:
Непослушный мышонок
— Давайте покажем непослушного мышонка, как он маме говорил: «Ты мне, мама, не пищи, лучше няньку поищи» (дети мотают головой, руки в бок).
Послушный мышонок
— Давайте покажем послушного мышонка: «Я теперь послушным стал».
Коллективная работа: сыр для мышек.
Ведущий раздает каждому ребенку по бумажному треугольнику, потом показывает, как нарисовать маленькие дырочки в сыре. Восковым мелком или сангиной дети выполняют круговые движения.
4 блок. Поссорились — помирились
— создание устойчивого положительного отношения к занятиям;
— развитие совместной игровой деятельности детей; — развитие навыков взаимодействия друг с другом; — развитие доброжелательного отношения к сверстникам;
— развитие речи, мелкой и крупной моторики;
— развитие навыков продуктивной деятельности.
Гость: лягушка.
Ключевая фраза: давайте вместе.
Необходимое оборудование:
— машина, камень, игрушки: зайчик, лягушка и собака, детали конструктора для постройки гаража;
— для коллективной работы: соленое тесто, одноразовые тарелочки.
Показываем стихотворение:
Чьи там крики из пруда
(растопыренными ладошками хлопать по коленям):
«Квасу, квасу нам сюда
(обмахивать себя ладошками),
Квасу, квасу, простокваши
(дети загибают мизинчик на слово «квасу», загибают безымянный на слово «квасу» и средний пальчик — на слово «простокваши»), Надоела нам вода»
(дети изображают недовольство и на слово «вода» вытягивают вперед ладошки).
Игровое упражнение:
— Давайте превратимся в лягушек и громко крикнем: «Ква-ква». Что лягушки умеют делать? Прыгать, плавать.
— Игра «Аист и лягушки». Дети выполняют движения, соответствующие словам стихотворения: «Вот лягушки скачут по дорожке, вытянувши ножки, — ква- ква-ква. Посмотрите, рядом ходит цапля с острым длинным клювом — да-да-да. Посидите тихо-тихотихо. Вас не схватит цапля никогда». Ведущий ходит, как цапля, а дети сидят тихо.
Сказка:
На сцене стоит грузовик. В грузовик садятся заяц, собака и лягушка.
Собака: Поехали.
Перед машиной появляется камень. Грузовик опрокидывается на бок и зверюшки падают. Заяц подходит к камню.
Заяц: Я машину подниму.
Лягушка смеется над зайцем.
Лягушка: Ха-ха-ха. Дай я попробую.
Собака: Давайте вместе.
Поднимают машину. Заяц подбегает к камню.
Заяц (торопливо): Я его отодвину.
Лягушка: Ха-ха-ха, дай я подниму.
Собака: Давайте вместе.
Вместе отодвигают камень. Едут на машине. Машина останавливается. Звери вылезают из машины.
Собака. Давайте для машины гараж сделаем.
Заяц: Я...мы.
Лягушка: Давайте вместе.
Заяц: Вместе.
Этюды на умение выражать эмоции: спокойствие — радость
Насмешливая лягушка
— Давайте покажем лягушку, которая смеялась над зайчиком: «Ха-ха, я одна подниму машину».
Мудрая собачка
— Давайте покажем мудрую собачку. Плечи приподнять, руки вперед, на лице улыбка: «Давайте вместе».
Радостные звери
— Звери вместе едут в машине. Им весело и они поют: «Мы едем, едем, едем в далекие края» (дети улыбаются и машут руками).
Коллективная работа: угощение для зверей.
Из соленого теста лепим булочки, печенье.
Гость: муравей.
Ключевая фраза: в тесноте, да не в обиде.
Необходимое оборудование:
— декорации для сказки: нарисованные грибы разной величины — большой, средний и маленький (прикрепить к кубикам, чтобы можно было поставить), нарисованные дождь и солнышко;
— игрушки для сказки: муравей (можно найти в наборах пластмассовых насекомых, чтобы удобно было им управлять, прикрепите к карандашу), бабочка, мышка, зайчик и лиса;
— для коллективной работы: лист ватмана, затонированный голубым мелом, на нем в середине нарисован небольшой круг, пальчиковые краски желтого цвета.
Показываем стихотворение:
Муравьишки, муравьята (шевелим пальчиками), Торопливые ребята (хлопаем по ногам ладошками — бегут муравьишки),
Посидите на скамейке
(ладошку на ладошку положить — скамейка), Свои ножки пожалейте (погладить ножки).
Игровое упражнение:
— Давайте превратимся в муравьишек — маленьких, шустрых (дети идут по кругу друг за другом, согнувшись).
— Муравьишки очень трудолюбивые, они построили большой муравейник. Давайте покажем, какой муравейник высокий, широкий (дети встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, идут назад).
Сказка:
Ключевая фраза: в тесноте, да не в обиде.
Самый маленький гриб стоит посередине. К мольберту прикреплена картинка с дождиком.
Ведущий: Как-то пошел дождь.
Появляется муравей.
Муравей: Спрячусь под грибком, дождь пережду.
Ползет к грибу бабочка.
Бабочка: Муравей, пусти под грибок, промокла я — лететь не могу.
Муравей: Иди, в тесноте, да не в обиде.
Ставим грибок средней величины. Бежит мышка.
Мышка: Пустите меня под грибок, вода с меня ручьем течет.
Бабочка: Иди, в тесноте, да не в обиде.
Ставим большой грибок. Бежит зайчик.
Зайчик: Спрячьте меня, за мной лиса гонится. Муравей: Иди к нам. В тесноте, да не в обиде. Лиса прибежала.
Лиса: Зайца не видали?
Муравей: Не видели.
Лиса убежала. Появилось солнышко.
Муравей: Вот так гриб, всем места хватило. В тесноте, да не в обиде.
Этюды на умение выражать эмоции:
Грустная бабочка
— Давайте покажем грустную бабочку, у которой промокли крылышки: «Промокла я, лететь не могу» (дети обнимают себя руками, голова опущена вниз).
Отзывчивый муравей
— Давайте покажем муравья, который пустил бабочку под гриб: «Иди. В тесноте, да не в обиде» (рукой махнуть к себе, доброжелательное выражение лица).
Удивленный муравей
— Давайте покажем большой гриб (дети встают в круг, берутся за руки). Какой гриб вырос. Вот такой ширины, вот такой высоты. А сейчас покажем, как удивился муравей (дети разводят руки в стороны, плечи приподняты, брови приподняты, дети произносят: «Вот так гриб»).
Коллективная работа: солнышко.
Давайте для муравья нарисуем солнышко. На листе ватмана нарисован небольшой желтый круг. Дети обмакивают пальчик в краску и рисуют лучики. Ведущий приговаривает: «Беги, беги, пальчик, далеко, рисуй, рисуй, пальчик, ровненько».
3 занятие «Как собака друга искала»
Гость: волчок.
Необходимое оборудование:
— декорации для сказки: дерево, дом;
— игрушки для сказки: заяц, волк, медведь, дедушка или мужчина, маленькая мышка, змейка, маленькая лягушка, целлофановый пакетик для шуршания;
— для коллективной работы: для каждого ребенка вырезанный из бумаги контур конуры (разной величины, разной конфигурации), разноцветные восковые мелки.
Показываем стихотворение:
День и ночь по лесу рыщет
(изображаем большие шаги руками),
День и ночь добычу ищет
(приставить руку ко лбу — козырек),
Ходит волк один, молчком
(к губам приставить палец),
Ушки серые торчком
(показать ушки — ладошки к макушке).
Игровое упражнение:
— Давайте походим, как волчата (большими шагами), повоем, как волчата: «ууууу» (дети повторяют). А сейчас волчата увидели кого-то (дети останавливаются, замирают).
— Давайте покажем, как волчата вместе играют (дети встают по двое, по трое и прыгают вместе). «Уууу», — мама-волчица зовет детей домой (дети садятся на стульчики).
Сказка:
Ключевая фраза: я нашла друга.
Около дерева сидит собака.
Ведущий: Давным-давно, когда собаки жили в лесу, одной собаке захотелось найти друга.
Появляется заяц.
Собака: Заяц, давай дружить.
Заяц: Давай.
Ведущий: Стали они жить вместе.
Собака и заяц ложатся около дерева.
Пробегает маленькая мышка. Собака лает.
Заяц: Ты зачем лаешь, волк придет.
Собака: А ты волка боишься? Тогда я хочу дружить с волком.
Появляется волк.
Собака: Волк, давай дружить.
Волк: Давай
Ведущий: Стали они жить вдвоем.
Ложатся под деревом собака и волк. Проползает змея. Собака лает.
Волк: Не лай, а то медведь придет.
Собака: Ты медведя боишься? Тогда я хочу дружить с медведем.
Появляется медведь.
Собака: Медведь, давай дружить.
Медведь: Давай.
Мимо прыгала лягушка. Собака залаяла.
Медведь: Зачем лаешь? Человек придет и убьет нас.
Собака: Ты боишься человека? Тогда я хочу дружить с человеком.
Ведущий: И пошла собака к дому, где жил человек.
Дерево убираем, ставим дом.
Собака: Человек, давай дружить.
Человек: Давай. Вот тебе конура.
Ставим около дома конуру. Человек уходит в дом. Собака ложится спать. Пробегает мимо мышка. Собака лает. Из дома выходит человек.
Человек: Молодец, ты хорошо охраняешь дом от чужих.
Собака: Я нашла друга.
Человек: Мы друзья.
Ведущий: И с тех пор человек и собака стали жить вместе. Собака нашла друга.
Этюды на умение выражать эмоции:
Испуганный зайчик
— Давайте покажем, как зайчик испугался, когда собачка лаяла: «Ав-ав» (дети приседают, прикрывают ладошками лицо, брови приподняты, глаза широко открыты, и говорят: «Не лай»).
Храбрая собака
— Давайте покажем храбрую собаку, которая охраняет дом (ведущий шуршит пакетом, дети лают. Ведущий показывает детям змею, они лают).
Найди друга
— Ведущий предлагает подойти к кому-нибудь и обняться.
Коллективная работа: конура для собачки.
Дети восковыми мелками разного цвета закрашивают контуры конуры — делают домики для собачек. Ведущий приговаривает: «Быстро бегает мелок, оставляя свой следок».
Гость: собака.
Необходимое оборудование:
— декорации и атрибуты для сказки: 2 булки из пластилина (можно сделать из соленого теста целую булку, половинку, четвертинку и маленький кусочек), маленький мячик;
— игрушки для сказки: собака, утенок, лягушка, кошка;
— для коллективной работы: лист ватмана, клей, кисточка, вырезанные из бумаги круги разного цвета и разной величины.
Показываем стихотворение:
Я собака строгая (ладони лежат на коленях, руки вытянуты, подбородок приподнят),
Хоть и лопоухая (гладят себя по голове сбоку),
Лапой все потрогаю
(сжимают и разжимают ладошки),
Носом все понюхаю (дотрагиваются до носа), Лаю я отважно, если что случается (говорят «ав-ав»),
А рычу неважно (пытаются сказать «рррр»),
Ну не получается
(разводят руки, приподнимают плечи).
Игровое упражнение:
— Ребята давайте поиграем с собачкой. Вот она лежит (кладется игрушка недалеко от детей). Давайте подойдем к ней. Вот лежит лохматый пес в лапы свой уткнувши нос. Подойдем к нему, разбудим (дети подходят к игрушке) и посмотрим, что же будет (собака лает, дети убегают на свои места).
Ключевая фраза: добрым быть хорошо.
Появляется щенок с целой булкой в лапах.
Ведущий: Шел щенок по переулку и жевал большую булку.
Появляется котенок.
Котенок: Я кошка-мяушка, дай мне мякушка?
Щенок: Дать или не дать? Не дам.
Котенок (грустно): Мяу.
Котенок уходит. Появляется лягушка. У щенка в лапах половинка булочки.
Лягушка: Я лягушка, дай мне горбушку?
Щенок: Дать или не дать? Не дам.
Лягушка (грустно): Ква.
Лягушка уходит. Появляется уточка. У щенка четвертинка булочки.
Утеночка: Я уточка. Дай мне чуточку.
Щенок: Дать или не дать? Не дам.
Уточка (грустно): Кря.
Уточка уходит. Щенок стоит в стороне, ест булку (ням, ням). Появляются кошка, лягушка и уточка. Они играют в мячик. Щенок съел булку.
Щенок: Подойти, не подойти...
Котенок: Эй, щенок, иди к нам играть.
Щенок: Подождите, я сейчас.
Щенок убегает и приносит булки.
Щенок: Вот вам. Хочу быть добрым. Добрым быть хорошо.
Лягушка: Добрым быть весело.
Утенок: Добрым быть интересно.
Зверята кушают булку.
Этюды на умение выражать эмоции:
Жадный щенок
— Давайте покажем жадного щенка. Дети прижимают булку к себе, отворачиваются и говорят: «Моя булка».
Щенку стыдно
— Давайте покажем щенка, которому стыдно, что он не поделился булкой. Дети опускают голову, ротик грустит, глаза смотрят снизу вверх: «Добрым быть хорошо».
Добрый щенок
— Давайте покажем доброго щенка — протяните вперед руку, как будто в кулаке булка: «Угощайтесь».
Коллективная работа: мячики для зверят.
Сначала дети рассматривают разноцветные мячики. Потом выбирают, какой им понравился, и наклеивают его на лист ватмана.
Гость: медведь.
Необходимое оборудование:
— декорации для сказки: дерево, яблоко из пластилина;
— игрушки для сказки: заяц, ворона, медведь;
— для коллективной работы: лист ватмана с нарисованным деревом, красный пластилин.
Показываем стихотворение:
Мишка косолапый по лесу идет (хлопаем ладошками по коленям),
Шишки собирает, песенки поет (хватательные движения руками).
Шишка отскочила прямо мишке в лоб (кулачком коснуться лба),
Мишка рассердился и ногою топ
(сжать кулачки и ударить кулачком по коленке).
Игровое упражнение:
— Давайте походим, как мишки — сильные, большие. Порычим, как мишки.
Медвежата в чаще жили, головой они крутили
Вот так, вот так.
Дружно дерево качали
(поднять руки вверх и раскачивать ими)
Вот так, вот так.
В речке весело плескались (движения руками)
Вот так, вот так.
Медом сладким угощались (погладить живот)
Вот так, вот так.
Ключевая фраза: давайте жить дружно.
Стоит дерево, к которому прикреплено яблоко. К дереву подбегает заяц и прыгает, стараясь сорвать яблоко.
Заяц: Ой, яблочко. Как бы мне его сорвать?
Мимо пролетает ворона.
Заяц: Ворона, сорви яблоко.
Ворона: Какое яблоко, где оно?
Заяц: Вон на дереве висит.
Ворона клювом срывает яблоко и оно падает. Заяц с вороной дерутся.
Заяц: Мое!
Ворона: Мое!
Появляется медведь.
Медведь: Что за шум? Что за гам?
Заяц: Я нашел яблоко.
Ворона: Я сорвала яблоко.
Медведь: Тихо! Давайте жить дружно. Яблоко одно?
Заяц: Одно.
Медведь: Вас двое?
Ворона: Двое.
Медведь: Поделите яблоко пополам.
Ворона делит яблоко на три части.
Ворона: Поделила, поделила. Вот тебе, заяц, дольку — ты нашел яблоко.
Заяц: Спасибо.
Ворона: Вот мне кусочек — я сорвала яблоко. А вот тебе, Миша, кусочек.
Медведь: Спасибо. А мне за что?
Ворона: Ты помирил нас. Спасибо.
Медведь: Давайте жить дружно.
Этюды на умение выражать эмоции:
Поссорились
— Давайте покажем зайца и ворону, которые ссорятся (дети хмурят брови, топают ногой и произносят: «Мое яблоко»).
Помирились
— Давайте покажем, как помирились ворона и заяц. Обнимите своего соседа: «Давайте жить дружно».
Коллективная работа: яблочки для зверей.
Детям раздают колбаски из красного пластилина. Ведущий: «Ребята, давайте из колбаски сделаем два яблочка». Комочки дети прикрепляют к яблоне, нарисованной на ватмане.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1647
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1272
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1