«Вредные игры»: плюс и минус. «Провокативная педагогика»: основы теории и практики (публикуется в сокращенном виде) (окончание)

901

Аннотация

Представленная книга является продолжением исследо вательской темы автора, где основными составляющими выступают понятия «отрицательная социализация», «про вокативная педагогика», «вредные игры» и др. Среди ра нее опубликованных, иллюстрирующих заявленную тему, можно назвать «Игры быстрого приготовления» (2004), «Основы провокативной педагогики. Вредные игры» (2006), «Такая серьезная сказка» (2006), «Психология личности: диагностика» и «Социальная психология: ди агностика личности и коллектива» (2007), «Десять ми фов о вреде наркотиков» (2008) и даже зарубежное из дание «Настiльна книга вожатого табору вiдпочинку» (2008). Эта проблематика была представлена и в веду щих педагогических журналах: «Народное образование» (2006) («Вредные игры и их воспитательное значение»), «Школьные технологии» (2006) («Конструирование игровых сценариев»), «Воспитательная работа в школе» (2006) («Про ект «Антилидер»»), «Педагогика» (2007) («Отрицательная со циализация как фактор позитивной самореализации личнос ти»), «Известия АПСН» (2008) («Технология «провокативной педагогики» как условие социальной адаптации подростков»), «Сибирский педагогический журнал» (2008) («Философские и психологические аспекты «провокативной педагогики»») и др.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Енин А.В. «Вредные игры»: плюс и минус. «Провокативная педагогика»: основы теории и практики (публикуется в сокращенном виде) (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 3. С. 120–127. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n3/47720 (дата обращения: 20.05.2024)

Полный текст

ГЛАВА 2. «ВРЕДНЫЕ ИГРЫ»: ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§2. «Провокативные игры».

Методика организации «провокативных игр»

«День Лени»

Конечно, не так просто целый день бездельничать! Ведь вообще ничего нельзя! Даже причесываться, чистить зубы, играть в игры, рисовать. Мы уж не говорим о такой очевидной работе, как ловля мух или макияж! Нельзя! А что же можно?..

Итак, с сегодняшнего утра мы все — жители королевства Лени. Самый главный здесь — Канцлер королевства Ее величества. Как и в любом государстве, у него есть тайные агенты и контрразведчики. Тайные агенты следят за жителями королевства и докладывают в тайную канцелярию о злостных нарушителях — тех, кто замечен был за какой-либо работой, а контрразведчики следят за тайными агентами и сообщают туда же о плохой работе агентов, которые плохо следят за жителями королевства. Но! Дело в том, что никто не знает, кто из жителей королевства Лени — тайный агент, а кто — контрразведчик!

В начале игры все жители ленивого государства получают (вытаскивают) карточки, где обложки у всех одинаковые, а вот обратные стороны разные. Например, среди 50-ти участников может быть не менее трех контрразведчиков и шести тайных агентов (рис. 1).

 

 

Но и в остальных карточках есть отличия: каждому жителю королевства что-либо разрешается:

— читать;

— рисовать;

— причесываться;

— переодеваться;

— целоваться;

— мыться;

— бить комаров и т. д.

Чтобы не засветить себя, тайные агенты и контрразведчики передают свои донесения в тайную канцелярию (Канцлеру) незаметно: можно подложить в карман, в сумку, в книгу, завернуть в него колбасу или сделать из него бумажную вазочку и т. д. Данные этих донесений заносятся в общий экран: «Уважаемые бездельники! Эти люди позорят нас своей работой!». А агентам присваивается очередное звание: «тайный советник», «действительный тайный советник» и т. д. Кто дослужился до большого звания, тот — лучший «шпион».

Задача жителей королевства — не попасться за работой и выяснить, кто является «тайным агентом». Засвеченный тайный агент не имеет права передавать донесения и лишается своей карточки. Поэтому контрразведчику важно помочь агенту, чтобы самому не остаться без работы. Тут можно придумать много еще интересного: «карцер» для тех, кто позорит

Королеву Лени; разрешить незаметно меняться карточками, чтобы причесаться, умыться или почесаться, придумать медали лучшему лентяю «Работа не волк», худшему лентяю «Не забуду работу родную!»; вручить наградные погоны тайному агенту или контрразведчику, а в итоге выпустить «Боевой листок» с хроникой дня. Например, такой:

Донесение от ТА №1 — №2.

10.30 — открывали пробку у бутылки: Ос­танин, Лопатин, Смолин, Стародубцев, Ники­тин, Семин и Петрушевская.

10.55 — переодевались: Останков, Лопа­

тин И., Лопатин А. А Лопатин А. еще и мылся в душе! Что делала Петрушевская в душе, установить не удалось.

11.20 — Юля гадала на картах Кате, которая в это время пела и слушала плеер. Лопатин И. выносил мусор и убирался в комнате №66 под нажимом Лопати­на А.

11.35 — Наташа цинично переоделась.

11.55 — Лопатин опять подметал, а Толстиков убирал постель.

12.05 — Юля продолжает гадать. Лопатин вынес мусор и причесывался.

12.30 — Иванова Маша: выщипала брови (у себя); красила ресницы (для кого это?); причесывала (голову).

14.15 — Лопатин убил муху (насмерть).

14.55 — Маша играла в тетрис и опять переодевалась (очень подозрительно! что-то задумала...).

14.65 — Диана, Маша, Катя, Аня пытались читать хором. Иванова — щипала.

15.30 — Лопатин И. стирал носки и со стола, бил Антона. Лопатин А. стирал, заправлял, мыл кружки, бил Игоря. Останков — подметал носки, стирал пол, мыл и бил Лопатина (какого из них — пока выяснить не удалось).

Тема

I уровень

II уровень

III уровень

Общие знания

1. Самое высокое дерево на планете?

(Секвойя — более 100 м.)

2. Самая большая горная вершина России? (Эльбрус.)

3. Самый большой остров в мире? (Гренландия.)

1.  Кто во время своего путешествия преодолел наибольшее число океанов? (Магеллан.)

2.  Как по-другому называется тархун? (Эстрагон.)

3.  Где водится омуль? (Байкал.)

1.  Чем отличаются мизантроп и филантроп? (Человек, который не любит — любит людей.)

2.  Какая книга была издана самым большим тиражом

в 1651 г.? (Букварь.)

3.  Как в Древней Руси назывался август? (Серпень.)

Литература

1.  Какие цветы выращивали Герда и Кай? (Розы.)

2.  О каком событии идет речь в произведении «Бородино»?

(Отечественная война 1812 г.) 3. Кто сказал: «Любви все возрасты покорны»? (Пушкин.)

1.  Продолжите фразу:

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и...»? (Мысли.)

2.  Божество-покровительница

трагедии? (Мельпомена.)

3.  «И жить торопится и чувствовать спешит». Это эпиграф.?

(«Евгений Онегин».)

1.  Есть литературные жанры: сказание, сказки, басни.

Назовите персонажа былины.

(Илья Муромец.)

2.  Наука в которой «блистал» Митрофанушка Д.И. Фонвизина. (Грамматика.)

3.  Первый русский лауреат в области литературы? (И. Бунин.)

Культура

1.  Как называется мусульманская башня? (Минарет.)

2.  Автор картины «Голубь мира»? (Пикассо.)

3.  Дух дома в восточной мифологии? (Домовой.)

1.  Как по-другому называлось «искусство будущего»?

(Футуризм.)

2.  Автор иконы «Троица».

(А. Рублев.)

3.  Поселение славян

в Древней Руси? (Слобода.)

1. Как называется

древнескандинавское поэтическое сказание? (Сага.)

2. В древней мифологии чудище с львиной пастью, хвостом дракона, туловищем козы?

(Химера.)

3. Кому был установлен первый памятник в Москве?

(Минину и Пожарскому.)

Философия

1. Что означали в Древнем Востоке символы ян и инь? (Мужское и женское начало.) 2. Где возникло учение буддизма? (Индия.)

3. Какая религия является наиболее молодой? (Ислам.)

1.  Название школы, основанной Аристотелем в Афинах?

(Лицей.)

2.  Что означает «софия»?

(Мудрость.)

3.  Что означает слово «библия» в переводе с греческого?

(Книга.)

1.  Как переводится «фен-шуй»? (Ветер и вода.)

2.  Кому приписывается фраза: «Материя — это объективная реальность, данная нам

в ощущениях»? (В.И. Ленин.)

3.  Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме? (Нирвана.)

Сюрприз

1.  На Руси в это средство входили: молоко, мед, огурцы, квас, свекла и т.д. Как это называлось бы сейчас?

(Косметика.)

2.  Каким одним словом можно назвать это: иудино ухо, труба мертвых, плютень олений, шуршавка, резина вздутая, говорушка? (Грибы.)

3.  Почему парад Победы 1945 г. принимал Жуков, а не Сталин?

(Он не умел ездить на лошади.)

1. Греческая богиня Победы в афинском Акрополе изображена безкрылой.

Почему? (Чтобы не улетела.) 2. Эта страна — единственная названная в честь химического элемента, а не наоборот.

Какая? (Аргентина.)

3. Один из подвигов Геракла — очистка Авгиевых конюшен.

А сколько там было лошадей? (Ни одной, там были быки.)

1. В советское время шутили, что истинно русским может считаться коктейль: А) Павел I, Б) Николай II, В) Александр III, Г) Петр Великий (В — смесь одеколонов «Саша» и «Тройной».) 2. В каком виде спорта в 1935 г. официально появилась профессия секунданта?

(Шахматы.)

3. Сколько лет длилась Столетняя война? А) 116, Б) 99, В) 100, Г) 150 (А — с 1337 по 1453 гг.)

Рис. 1

 

16.40 — Иванова мылась, причесывалась, выщипывала брови (я уже начинаю за нее волноваться!).

16.45 — Колесников надел кепку, писал (ударение на втором слоге).

16.46 — Ширкова писала, рисовала, читала, то, что написала.

16.50 — Толстиков после многочасового мучения открыл пакет с кукурузой, потом полчаса читал, что на нем написано.

17.20 — комната №70 кидалась в Антона бумажками. Ушибы незначительные.

17.30 — Настя убирала сметану и Сахаров Денис ее собирал и ел. Абрикосы. Шиферов намазал очки Андрею. Чем — не знаю.

17.40 — Андрей отобрал конфету у ребенка. Ребенок его догнал и отмутузил.

17.55 — Наташа выщипывала брови (у Маши?!).

18.00 — Лопатин И. таскал стулья туда-сюда. А Осипов и Иванова ушли вместе (буду выяснять). Вместе с ними еще 20 человек.

18.30 — Оказалось — ходили на ужин. (По физиологическим причинам временно прекращаю донесение. Очень кушать хочется!)

«В милиции»

Конечно, вы в милицию не попадали. И не надо. Просто у нас так игра называется. Суть ее в следующем.

Играют по два человека: один — «милиционер», второй — «подозреваемый». Один задает вопросы, другой на них отвечает. В основе игры принцип: все, что спрашивает «милиционер», принимается на веру, а «подозреваемый» должен суметь ответить на вопрос правдоподобно.

Диалог может состояться примерно такой:

Милиционер: Вас видели в маске около супермаркета, который ограбили!

Потерпевший: Это был костюм клоуна. Я шел на детский праздник!

Милиционер: А что вы тащили в двух чемоданах?

Потерпевший: Это я помогал многодетной мамаше переходить улицу.

Милиционер: А почему бабушка кричала: «Держите его! Держите!»?

Потерпевший: Это она кричала своему дедушке — он чуть не упал, нагнувшись за своей палочкой.

Милиционер: Вас опознал охранник! У вас татуировка на левой руке «Сочи-2014»!

Потерпевший: Ну это вообще очень просто!..

И т. д.

Таким образом, задача «милиционера» — поставить в тупик подозреваемого, а его — ловко «выкрутиться».

Диалог строится на импровизации. В финальной схватке участвуют лучшие «милиционеры» и «подозреваемые». Кстати, и тот, и другой могут выбрать помощников-советчиков. Попробуем? Вот вам несколько исходных вопросов:

— Что вы делали в три часа ночи у детского сада?

— Почему у вас майка вся в крови?

— Почему вы спустились из банка по веревочной лестнице?

— Куда делись гости, зашедшие к вам в прошлое воскресенье?

— Откуда у вас появились золотые часы, бархатный пиджак и бриллиантовые серьги?

— Как вы объясните исчезновение трех вагонов апельсинов во время вашего дежурства?

— Откуда у вас дома взялись 24 коробки из-под холодильников?

— Почему вы ходите в темных очках, на улице ведь ночь?

— Вы сказали, что всю ночь играли в карты у соседа. А он уже месяц как на курорте.

— Почему на вас носки исчезнувшего бухгалтера?

«Лжец»

Ну тут вообще все очень просто и очень интересно. Основная задача — всех обмануть: и игроков, и ведущего, и зрителей. Кто это сумеет сделать лучше и увереннее, тот и получит звание «Заслуженный лжец» и первый приз «Господину Вруну».

Играют: 4—6 человек игроков, 1 ведущий, зрители (все остальные, но не меньше, чем игроков).

Сначала организаторы игры вместе с игроками — претендентами на «высокое» звание лжеца выбирают общую тему.

Например: «Я был в Австралии».

Тема не важна, главное, чтобы один из игроков действительно там был, но об этом пока никто не знает (кроме него и организатора).

Задача остальных игроков (всех) — доказать, что именно «он» — тот счастливчик, что был в Австралии. А остальные — попросту лжецы.

После каждого тура из команды игроков (по голосованию зрителей) один «вылетает» — тот, который был менее убедителен.

В конце концов, на площадке остается только один игрок. Он:

1)   может, действительно никого не обманывал и по- бывал-таки в этой далекой Австралии (и сумел в этом всех убедить и это доказать);

2)   является самым что ни на есть профессиональным лгуном.

В ходе игры могут задаваться различные провокационные вопросы игрокам с целью выведения их на чистую воду.

Вопросы могут задавать и зрители, и ведущий, и сами игроки друг другу.

Вообще-то допускаются любые методы обнаружения лгуна, а основная задача игроков — придумать себе «самую всамделишную» историю о том, что он там был и что там видел.

Ну, здоров врать!

Да чего уж говорить — артист!

Темы для игр:

—   я держал в руках 1 кг золота;

—   я здоровался с президентом России;

— я — родственник Жириновского;

— я снимался в фильме «Дневной дозор»;

— я ел живых червяков;

— у меня жил живой крокодил;

— я прыгал с парашютом;

— я был на подводной лодке;

— моя бабушка — потомок Л.Н. Толстого.

«Обходной лист»

Всем нам, взрослым, хоть раз в жизни приходилось откуда-нибудь увольняться. Мероприятие не веселое, но по-своему азартное и интригующее. Хочется побыстрее собрать все справки, подписи, печати, резолюции, согласия и т. п. и оправляться в новую жизнь, навстречу свежим приключениям и загадкам судьбы.

Вот и здесь участникам игры предоставляется возможность побыть взрослыми и собрать на своем обходном листе все необходимые печати и подписи всех начальников, заведующих, председателей и других чиновников. Они тоже назначаются из своих, но вредные не меньше, чем взрослые. Перед каждым надо «показаться», каждому улыбнуться, отчитаться о работе, доказать, что ты «ничего не должен». Поэтому здесь очень ценится коммуникабельность, артистизм, знание работы начальников и понимание их проблем.

А в «обходном листе» могут быть такие службы: — завхоз (а вдруг вы стырили ценное ведро прошлого века?);

— врач (а знаете ли вы, как лечиться от разных болезней?);

— физкультурник (а как у вас насчет прыжков в ширину? А не прячете ли вы в сумке гимнастические обручи?);

— повар (а как готовить бутерброд без колбасы? А что можно брать с собой в дальний путь, кроме жвачки?);

— начальник (а что тебе в лагере особенно не понравилось? А что понравилось? А почему? Во хитрец!!! Тут держите ухо востро! Не дай Бог, честно что-нибудь ляпнете обманете кого!).

А можно еще посетить: музрука, хореографа, художника и даже массажиста, велосипедиста и каратиста. Но это смотря откуда вы увольняетесь и куда.

А пока — счастливого пути!

«Я — Буратино»

А Буратино, Хрюша, Чипполино, девочка Женя?

Те еще огурчики!

Не слушаются, опаздывают, хулиганят. Издеваются просто!

Но какие они все-таки обаятельные.

Все — обладающие харизмой, прекрасными навыками организаторов и руководителей. Очень похожи по характеру: и друга в беде не оставят, но и себя не забудут. Поменяйте этих персонажей местами — и в сказке все равно ничего не изменится: Чипполино отыщет ключик, а Буратино организует овощную революцию. Наверное, это все-таки здорово — немного похулиганить. Живенько так. Нам только давай! Трудностей! И побольше! Их прям тянет на разные неприятности.

А объявите-ка вы «День трудностей». И назначьте всех Буратинами, Хрюшами, Чипполинами, Женями. И пусть они целый день ищут трудности и весело преодолевают их.

Кто больше трудностей нашел и преодолел — тот и есть настоящий полковник!, то есть Буратино.

«Интеллектуальное казино»

А у нас — интеллектуальное казино! Сегодня мы наконец-то сможем получить удовольствие от своих знаний: материальное, психологическое и моральное. И самое главное — в нашем казино можно выиграть, используя не только классический кругозор, но и умение подавать знания, делать ставки на знания других и наоборот — сбивать ставки других или давать заведомо неправильный ответ, съедая ставки соперника.

Короче, можно все — как в жестком бизнесе (вот тут-то и выяснится «кто есть ху?»).

Играют 4—6 команд. В каждой выбирается менеджер (главный). Начинает одна из команд — она выбирает себе в соперники любую другую бригаду. Она же назначает тему вопроса и его сложность (уровень 1— 2—3, соответственно, 5—10—15 баллов). После прозвучавшего вопроса команды-соперницы совещаются и сообщают свои варианты ответа ведущему на ухо.

Команда, давшая правильный ответ, плюсует к своей исходной сумме баллы: 5, 10 или 15 (в зависимости от сложности). В случае неправильного ответа сумма общих баллов не меняется.

А самое интересное происходит у оставшихся команд — они делают ставки на любую играющую в этом туре команду (или команды), на любое количество очков (имеющихся в наличии).

Если команда, на которую ставили, дает правильный ответ — ставка плюсуется к общей сумме, если нет — вычитается.

Да! Вот так рискованно и жестко! И можно все: брать взаймы под проценты у другой команды, продавать правильный ответ, выкупать вопросы и т. п.

Все, как в большом бизнесе.

Да, чуть не забыл! За игрой каждой команды наблюдают инспекторы — люди беспристрастные, как компьютеры. Они-то и считают «дебет и кредит» ко манды, сколько у нее убыло и сколько прибыло.

Итак, интеллектуальное казино! Делайте ставки господа!

Тема

I уровень

II уровень

III уровень

Общие знания

1. Самое высокое дерево на планете?

(Секвойя — более 100 м.)

2. Самая большая горная вершина России? (Эльбрус.)

3. Самый большой остров в мире? (Гренландия.)

1.  Кто во время своего путешествия преодолел наибольшее число океанов? (Магеллан.)

2.  Как по-другому называется тархун? (Эстрагон.)

3.  Где водится омуль? (Байкал.)

1.  Чем отличаются мизантроп и филантроп? (Человек, который не любит — любит людей.)

2.  Какая книга была издана самым большим тиражом

в 1651 г.? (Букварь.)

3.  Как в Древней Руси назывался август? (Серпень.)

Литература

1.  Какие цветы выращивали Герда и Кай? (Розы.)

2.  О каком событии идет речь в произведении «Бородино»?

(Отечественная война 1812 г.) 3. Кто сказал: «Любви все возрасты покорны»? (Пушкин.)

1.  Продолжите фразу:

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и...»? (Мысли.)

2.  Божество-покровительница

трагедии? (Мельпомена.)

3.  «И жить торопится и чувствовать спешит». Это эпиграф.?

(«Евгений Онегин».)

1.  Есть литературные жанры: сказание, сказки, басни.

Назовите персонажа былины.

(Илья Муромец.)

2.  Наука в которой «блистал» Митрофанушка Д.И. Фонвизина. (Грамматика.)

3.  Первый русский лауреат в области литературы? (И. Бунин.)

Культура

1.  Как называется мусульманская башня? (Минарет.)

2.  Автор картины «Голубь мира»? (Пикассо.)

3.  Дух дома в восточной мифологии? (Домовой.)

1.  Как по-другому называлось «искусство будущего»?

(Футуризм.)

2.  Автор иконы «Троица».

(А. Рублев.)

3.  Поселение славян

в Древней Руси? (Слобода.)

1. Как называется

древнескандинавское поэтическое сказание? (Сага.)

2. В древней мифологии чудище с львиной пастью, хвостом дракона, туловищем козы?

(Химера.)

3. Кому был установлен первый памятник в Москве?

(Минину и Пожарскому.)

Философия

1. Что означали в Древнем Востоке символы ян и инь? (Мужское и женское начало.) 2. Где возникло учение буддизма? (Индия.)

3. Какая религия является наиболее молодой? (Ислам.)

1.  Название школы, основанной Аристотелем в Афинах?

(Лицей.)

2.  Что означает «софия»?

(Мудрость.)

3.  Что означает слово «библия» в переводе с греческого?

(Книга.)

1.  Как переводится «фен-шуй»? (Ветер и вода.)

2.  Кому приписывается фраза: «Материя — это объективная реальность, данная нам

в ощущениях»? (В.И. Ленин.)

3.  Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме? (Нирвана.)

Сюрприз

1.  На Руси в это средство входили: молоко, мед, огурцы, квас, свекла и т.д. Как это называлось бы сейчас?

(Косметика.)

2.  Каким одним словом можно назвать это: иудино ухо, труба мертвых, плютень олений, шуршавка, резина вздутая, говорушка? (Грибы.)

3.  Почему парад Победы 1945 г. принимал Жуков, а не Сталин?

(Он не умел ездить на лошади.)

1. Греческая богиня Победы в афинском Акрополе изображена безкрылой.

Почему? (Чтобы не улетела.) 2. Эта страна — единственная названная в честь химического элемента, а не наоборот.

Какая? (Аргентина.)

3. Один из подвигов Геракла — очистка Авгиевых конюшен.

А сколько там было лошадей? (Ни одной, там были быки.)

1. В советское время шутили, что истинно русским может считаться коктейль: А) Павел I, Б) Николай II, В) Александр III, Г) Петр Великий (В — смесь одеколонов «Саша» и «Тройной».) 2. В каком виде спорта в 1935 г. официально появилась профессия секунданта?

(Шахматы.)

3. Сколько лет длилась Столетняя война? А) 116, Б) 99, В) 100, Г) 150 (А — с 1337 по 1453 гг.)

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАК НЕ НАДО ПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ

Вся педагогическая наука сводится к двум аспектам: научить воспитанника видеть правильное, нужное и хорошее и научить видеть неправильное, ненужное, нехорошее.

И что самое тревожное — многие сценарии внеклассных мероприятий не выдерживают никакой критики. Их можно назвать — вредные игры. Без всяческих кавычек.

Заглянув на полку любого книжного магазина в раздел «Педагогическая литература», мы можем получить полный набор взаимодействия с товарищами Скукотища, Нелепица, Мелкота, Пустота и Элементарное Невежество.

Но вполне вероятно, что кое-кто из этой части нашей книжки тоже извлечет пользу. Во-первых, этот материал можно смело использовать в КВНе. Во-вторых, понятая ошибка — исчезает. И в-третьих — это классический пример «непаханого поля» для использования эффектов «провокативной педагогики».

Итак, зарисовки на полях по ходу изучения «сценариев» внеклассных мероприятий (все текстовые совпадения случайны и естественны. Потому что плохое — все похоже, а увидеть это можно только случайно. Поэтому мы не обращаемся ни к конкретным авторам, ни к конкретным изданиям. Наша задача в реализации основной идеи «провокативной педагогики» — высвободить «плохое» и поменять его полюс на противоположный. Естественно, такими же «плохими» приемами (см. «Вредные игры: плюс и минус»). Как говорил товарищ Саахов (или персонаж «дяди» Мкртчана? не важно) из «Кавказской пленницы»: «Тот, кто нам мешает, тот нам поможет»). Ну а авторы, надеемся, нам простят некоторую вольную трактовку их сценарных изысков.

«Антиреклама: пьянство и алкоголизм»

Особенно здесь удалось, на наш взгляд, удивительно глубокое постановочно-сценическое действие.

— Нам помнится, вороне,

(по сцене пробегает девочка в костюме вороны)

А может быть, собаке,

(по сцене пробегает мальчик в костюме собаки)

А может быть, корове

(на сцену выходит девочка в костюме коровы)

А раньше все выбегали!

Однажды повезло!

Послал ей кто-то водки

(... отгадайте, что происходит на сцене?)

А может быть, и спирта,

(............ )

А может быть, портвейна,

(............ )

Что тоже хорошо!

Сразу заметно: эти строки автор пишет с глубоким удовольствием!

«Наркоман»

(из сценария вечера «Наркотикам — нет!»)

— Я стал наркоманом пять лет тому назад, в последний (!) год мое состояние ухудшилось. Все время я проводил в подвалах. Родители, узнав (?!) это, отправили меня на лечение. Оказалось, что у меня СПИД.

(Так вот, очевидно, от чего ему стало хуже!)

«Согрей своим сердцем»

(Международный день детской книги)

Начало. В зале темно. Тихая, спокойная музыка, голос за кадром:

— По данным российской статистики около 2 млн детей в возрасте от 14 лет ежегодно (!) (наверно, приурочено к какому-либо празднику?) избиваются родителями.

Звучит новогодняя музыка с колокольчиками...

«Это наша земля!»

(экологический праздник для 5-х классов)

Начало.

Земля: Неужели Человек не понимает, что я — его кормилица, его жизнь. Гордость мировая — воронежские черноземы (?) — житница России потеряла более 30% гумуса (?!) ...

(Это еще не все — там дальше продолжение.)

— Что же делать? Первое — если люди научатся работать без отходов. Второе — если люди создадут электро- и солнцемобили и будут ездить на велосипедах и ходить пешком (да пора уже!). Третье — если будут перерабатывать мусор в новые (!) товары (!). (Это что? Все товары из мусора? Хорошая перспектива.)

«Безотходные технологии»

(сценарий конференции)

Журналист: Тема нашей программы — «Безотходная азотная промышленность». (Ну вот! Наконец-то, что-то интересненькое!)

Гость: Полученный оксид азота-2 окисляют до оксида азота-4 и направляют в поглотительную башню, которая для увеличения поверхности соприкосновения газа с водой заполняется фарфоровыми кольцами. (Ага! Теперь все понятно! Как же мы раньше без этих знаний жили-то?!)

Журналист: Спасибо. А теперь слово ученому.

Ученый: Для получения аммиака используют азо­то-водородную смесь, для повышения выхода продукта — катализатор, цикличность процесса. Водород получаем паро-кислородной конверсией метана:

СН4 + Н2О —> СО + 3Н2 — 211 кДж

2СН4 + О2 —> 2СО + 4Н2 + 70 кДж

СО+ Н2О —> СО2 + Н2 + 38 кДж

Журналист: Ну, понятно. И что дальше?

Ученый: Затем при t = 450—500 0С и давлении 15^103 МПа идет синтез аммиака и все! — N2 + 3 H2 —> 2NH3 + 92 кДж!

Журналист: Удивительно!

«Экологический театр»

Чтобы ощутить весь аромат этого сценария, надо его цитировать.

Действие 1-е.

... Середина пятидесятых годов ХХ столетия. Идет беспощадное уничтожение природы. Повсюду растут горы мусора. В городах становится трудно дышать. В провинциальном городе появляется организация «ЗэЗэ» — «Зеленая Земля», которая начинает борьбу за сохранение жизни на планете. Членов организации постоянно преследуют, и организация уходит в подполье. Чтобы не доставлять большого беспокойства властям, руководитель организации «ЗэЗэ» находится под домашним арестом (?). Час ночи. Небольшая комната на третьем этаже пятиэтажного дома (это, наверное, существенная деталь! Давайте же скорее читать дальше! Как же будет раскручиваться интрига?!)

Экош читает книгу, сидя в кресле.

Жена: Экош, твой чай.

Экош: Спасибо. Присядь, я хочу поделиться с тобой своими мыслями. (Жаль, что мы не знаем, какой это день недели! Ведь не каждый раз в час ночи будешь делиться мыслями!)

Экош: Задумываемся ли мы над тем, что человек, срывая на лугу красивый цветок, делает беднее свою Родину? Ведь луг — лучшая часть родной земли, родины. А Родина — это наша страна, город. А это воздух, вода, рыбы, звери, птицы, насекомые в лесу (то есть, срывая цветок, мы еще и обираем насекомых)...

Действие 2-е.

. Провинциальный город, день спустя. Поздний вечер (надо полагать, опять где-то час ночи). Тихая улочка на окраине города. В окнах одного из домов не гаснет свет. Здесь собрались экологи, которые хотят рассказать людям о том, что нас (кого? экологов?) ожидает экологическая катастрофа.

Действие 3-е. (Самая интересная страница! Сейчас, наверное, сорвется пружина действия!)

. Прошло почти 50 лет. Настал XXI век. Тот же провинциальный городок. Квартира на третьем этаже пятиэтажного дома. Теперь здесь располагается редакция местной экологической газеты. (Вы можете себе представить редакцию газеты на третьем этаже пятиэтажного дома? Это уже какая-то совсем секретная газета. А что стало с персонажем из первого действия, проживавшем в этой квартире? Во, интрига!!!)

Главный редактор: Начнем с экологической обстановки в городе.

Журналист: В настоящее время в нашем городе очень остро стоят следующие проблемы.

Интенсификация землепользования приводит к деградации почв, развитию эрозии, снижению их плодородия.

Лесные ресурсы сокращаются. Практически полностью нарушено зеленое кольцо областного города. В среднем на одного жителя города приходится 8,7 кв.м. озелененной территории города при норме 12 кв. м.

По степени загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта наш город входит в десятку наиболее загрязненных городов России. Выбросы от автотранспорта составляют 400 тыс. тонн, это почти 80% от общего объема поступающих в атмосферу вредных веществ.

Главный редактор: Благодарю вас. А теперь послушаем материал о «болезнях цивилизации ».

Журналист: В последнее время все чаще стали говорить о «болезнях цивилизации» — заболеваниях, связанных с загрязнением окружающей среды. В нашем городе 50% школьников относятся к группе риска, 30% — хронические больные, морфо-функциональные изменения отмечены у 90% детей. Из 5 тысяч обследованных детей одного района города только 7% абсолютно здоровы, 35% страдают неврозами, дистонией, 25% — аллергией, 25% — сердечно-сосудистыми заболеваниями. Список «болезней цивилизации» продолжает расти. Жизнь будущих поколений сегодня в руках живущих на Земле людей. А еще мы не знаем, какие последствия будут, если люди переболеют птичьим гриппом.

Главный редактор: Очень поучительная статья. (Хотелось бы уточнить, что именно здесь поучительно?)

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Давайте вернемся к ранее цитируемому Михаилу Веллеру (доставлю удовольствие себе повториться: блестящему публицисту, обладающему тонким чувством юмора, философу, человеку с «беспощадной честностью». Все в одном флаконе. Ну, вы понимаете. Так вот.).

Человек как продукт и как орудие эволюции должен делать. Он так запрограммирован: делать все, что он только может придумать. Но здесь есть одно условие, правило: все это должно усложняться. Иначе не будет движения, роста, развития, эволюции.

 

Как небезосновательно утверждает писатель, нашу жизнь сопровождают два противополюсных всемирных закона:

— закон всемирной энтропии,

— закон всемирной структуризации.

Упрощенно говоря, энтропия означает, что все когда-нибудь исчезнет, рассыплется, развалится, погаснет.

Структуризация означает, что любые изменения материальных структур в конечном итоге ведут к усложнению этих структур. То есть если уже возникло что-то, то дальше оно будет только усложняться или войдет в состав другой структуры, более сложной.

В энтропии главные роли играет природа (ветер, вода, огонь, земля).

В структуризации — человек: ученые, изобретатели, философы; исследователи, творцы, фантазеры. Другими словами — люди со способностями к оригинальному мышлению. (Да, согласен. Можно сказать и наоборот. Но человек разрушает по глупости или со зла (что примерно одно и то же). А природа уже устала строить — она не успевает за человеком: он стал совсем взрослым. «Умный слишком».)

Силе энтропии — сглаживанию, распаду, одинаковости — может противостоять только сила нестандартности, необычности, непохожести.

Таким образом, сущность жизни — в несоедини­мой соединяемости этих сил и законов, в сопротивлении этих достойных противников: приверженцев энтропии и соратников структуризации.

Первых больше. Зато вторые более любознательные. У первых тяготение к взрослости. У вторых к детству (если дети не могут строить, то они ломают: им необходимо изменять).

«Вся наша жизнь — переделывание вселенной. Переструктурировать все, что ты можешь переструк­турировать: полезное и бесполезное, внутренне и внешнее, по всей сфере на 360 градусов... Это и есть сущность жизни и сущность вселенной».

***

Фильм А. Тарковского «Андрей Рублев», обруганный в свое время вся и всеми, стал по прошествии времени одним из признанных шедевров мирового кинематографа. Потому что был не похож на другие.

«Непохожесть» пугает, она необычна, странна и очень притягательна. Сначала говорят, что это «муть какая-то» и что она «не соответствует.» и т. п. Потом она вызывает интерес горстки «умников». Затем некоторые про нее говорят «здесь что-то есть». Потом многие уже советуют обратить на нее внимание. А потом уже все остальные спрашивают: «А почему я этого еще не видел?!!»

Так необычное становится интересным, а интересное — естественным. А естественным становится то, что правильно.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — М., 1994.
  2. Александров А.А. Современная психотерапия. — СПб, 1997.
  3. Беттельхай Б. Записки заключенного врача // Дружба народов. — 1993. — №7.
  4. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. — СПб, 1996.
  5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М., 1999.
  6. Веллер М. Перпендикуляр. — М., 2008.
  7. Енин А.В. Основы провокативной педагогики. Вредные игры. — Воронеж, 2006.
  8. Енин А.В. Десять мифов о вреде наркотиков: профилактика наркомании учащихся средствами провокативной педагогики. — Воронеж, 2008.
  9. Енин А.В. Социальная психология: диагностика личности и коллектива. — Воронеж, 2007.
  10. Зеленогорский В. В лесу было накурено. — М., 2007. 11. Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей / Под ред. Ш.Н. Чхартишвили. — Тбилиси, 1974.
  11. Немов Р.С. Психология. — М., 1999.
  12. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. Практика по гештальт-терапии. — СПб, 1995.
  13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.
  14. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. — М., 2000.
  15. Социальная психология / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М., 1987.
  16. Фарелли Ф., Брандсма Д. Провокативная терапия. — Екатеринбург, 1996.

Информация об авторах

Енин Алексей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук РФ, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1433
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 901
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 7