Социальные науки и детство
2024. Том 5. № 2. С. 22–38
doi:10.17759/ssc.2024050202
ISSN: 2713-0584 (online)
Применение функционального подхода к разработке модели психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования
Аннотация
В статье представлен теоретический обзор подходов к функционированию моделей психологической службы в системе образования. Рассмотрен опыт организации моделей оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в трех субъектах Российской Федерации (Пермском крае, Свердловской области, Ярославской области), которые в 2023 году стали победителями Всероссийского конкурса региональных моделей психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования. Раскрыто понятие функциональной модели, представлены возможности ее применения при организации психологической службы в системе образования. В рамках разработки проекта функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования рассмотрены три функциональных блока, которые предполагают реализацию определенных функций на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
Общая информация
Ключевые слова: структурно-функциональная модель образовательной среды, базовые образовательные модели, психологическая служба, психолого-педагогическое сопровождение, участники образовательных отношений
Рубрика издания: Педагогика и психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2024050202
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, государственное задание № 073-00037-24-01 от 09.02.2024 г. на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»: «Разработка примерного проекта функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, предусматривающего ее реализацию на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях (в разрезе типов образовательных организаций), а также вариативные модели организации психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования».
Получена: 12.06.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Ульянина О.А., Юрчук О.Л., Тукфеева Ю.В., Трофимова А.П., Тараненко О.А. Применение функционального подхода к разработке модели психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2024. Том 5. № 2. С. 22–38. DOI: 10.17759/ssc.2024050202
Полный текст
Введение
Существует ряд ключевых подходов к описанию деятельности психологической службы в системе образования. Психологическая служба в системе общего образования и среднего профессионального образования (далее — Служба) — это структура, деятельность которой направлена на развитие обучающихся в соответствии с возрастными нормами, поддержание и укрепление их психологического здоровья и на профилактику нарушений психического здоровья. Данная структура может быть реализована в различных форматах, но в основе лежит психолого-педагогическое сопровождение обучающегося на всех этапах его личностного становления [1].
История развития психологической службы в системе образования
В США развитие системы ментального здоровья началось в 1964 году, когда Национальный институт ментального здоровья (the National Institute of Mental Health) опубликовал монографию про ментальное здоровье в школе, затем в 1972 году была опубликована другая важная работа — «Психическое здоровье и обучение» [23]. Но тем не менее даже в мае 2022 года, согласно Национальному центру образовательной статистики (the National Center for Education Statistics), только чуть более половины государственных школ (56%) сообщили, что они могут эффективно предоставлять услуги по охране психического здоровья всем нуждающимся обучающимся [25].
В некоторых других странах укрепление психического здоровья уже включено в академические учебные программы, например, на Мальте, где каждому школьнику выделяется час в неделю на занятие по личному социальному развитию, в рамках которого он получает возможность развивать навыки, способствующие становлению как ответственных граждан своей страны, социальной интеграции в группу сверстников, совладанию с жизненными ситуациями и стрессовыми факторами [24]. Задача построения эффективной Службы является актуальной задачей для всего мира и в разной степени разработанной.
В отечественной психологии один из ключевых подходов предложен И.В. Дубровиной. Так, Служба рассматривается как компонент целостной системы образования [3], цель деятельности которой — психическое и психологическое здоровье детей [4]. Основу первого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Компонентами второго выступают самодостаточность, психологическая грамотность, благополучие и культура, складывающиеся под влиянием социальных институтов семьи и образования. Средством достижения основной цели Службы является создание условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие обучающихся [6; 7].
Основные задачи Службы: реализация в работе с обучающимися возможностей развития; оказание своевременной психологической помощи и поддержки участникам образовательных отношений; развитие индивидуальных особенностей детей; создание благоприятного психологического климата. Это достигается путем создания ситуации успеха у обучающихся и возможности продуктивно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми [4].
Согласно И.В. Дубровиной, Служба — это интегральное явление, представляющее единство научного и практического аспектов. Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (далее — педагог-психолог) должен иметь специальную профессиональную подготовку для реализации этих аспектов. Основные задачи педагога-психолога не зависят от специфики конкретного региона и/или территории, но в ряде задач важно данную специфику учитывать.
В качестве основных видов деятельности педагога-психолога выступают: «психологическое просвещение, психопрофилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа» [17].
И.В. Дубровина предлагает две модели организации Службы [18]:
- Служба в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее — ППМС-центры). Они фокусируются на специализированной помощи обучающимся и другим участникам образовательных отношений. ППМС-центры имеют в своем арсенале широкий круг специалистов различного профиля, которые могут провести углубленную диагностику обучающихся, психолого-социальную коррекцию, психолого-медико-педагогическую комиссию (далее — ПМПК). А также специалисты центров могут оказывать методическую помощь педагогам-психологам образовательных организаций. Одним из ограничений данной модели является отсутствие возможности ранней диагностики отклонений в поведении или развитии обучающихся, так как психолого-педагогическое сопровождение обучающегося может быть начато только на основании запроса от педагогических работников или родителей (законных представителей);
- Служба непосредственно в образовательной организации, которая позволяет решать проблемы обучающихся. Образовательная организация имеет специфические особенности, которые определяют социальную ситуацию развития обучающихся и оказывают влияние на его психическое и личностное развитие [5]. Важным преимуществом данной модели является возможность учитывать специфику конкретной образовательной организации, особенности сложившейся ситуации и конкретных взаимоотношений между обучающимися и педагогическими работниками.
Таким образом, И.В. Дубровина предлагает в качестве ключевых организационных моделей Службы внутришкольную и внешкольную модели. При использовании внешкольной модели психологи ППМС-центров оказывают психологическую помощь участникам образовательных отношений по конкретному запросу, а также систематически ведут просветительскую деятельность. Такая модель может быть использована в современных условиях для оказания экстренной и кризисной помощи участникам образовательных отношений. Внутришкольная модель предусматривает использование активных форм деятельности педагога-психолога в рамках психопрофилактики, психокоррекции.
Для развития психологической службы в системе образования целесообразно сочетание двух этих моделей, при которых направления деятельности распределены между педагогами-психологами образовательных организаций и ППМС-центров [8].
Региональные особенности функционирования психологической службы в системе образования
В настоящее время различные подходы к организации Службы получили широкое распространение. В различных субъектах Российской Федерации педагоги-психологи адаптируют модели Службы в соответствии с собственным опытом и спецификой субъекта Российской Федерации [19]. В ряде моделей появляется третий уровень координации деятельности Службы, на котором рассматриваются наиболее общие принципы ее организации, то есть осуществляется научно-методическое и организационно-методическое сопровождение процесса оказания психолого-педагогической помощи. Доработки и развитие модели, предложенной И.В. Дубровиной, были сделаны многими исследователями, в том числе среди них О.А. Белобрыкина [2], М.А. Степанова [20], Т.Н. Клюева [9] и другие.
В декабре 2023 года Минпросвещения России совместно с Федеральным координационным центром по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» в рамках исполнения пункта 5 плана мероприятий на 2022–2025 годы по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым от 20 мая 2022 года № СК-7/07в [12], проводился Всероссийский конкурс региональных моделей психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования (далее — Конкурс) [13].
Пермский край стал победителем, Свердловская область заняла 2 место, Ярославская область — 3 место [13].
На примере материалов победителя и призеров Конкурса рассмотрим особенности региональных моделей организации Службы.
В Пермском крае реализуется трехуровневая модель Службы (рис. 1). На первом уровне психологическое сопровождение осуществляют педагоги-психологи образовательных организаций по типовым запросам. Задача оказания психологической помощи — создание психологически безопасной образовательной среды, профилактика и раннее выявление нарушений у обучающихся. Второй уровень — сопровождение педагогами-психологами ППМС-центров экстренных и кризисных ситуаций. На третьем уровне ГБУ ПК «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» сопровождаются резонансные случаи, реализуется аналитическая и методическая деятельность, проводятся супервизии для специалистов первого и второго уровня [15].
Рис. 1. Региональная модель Службы Пермского края
Модель Службы Свердловской области предполагает вертикальную организацию (рис. 2) [15]. Система оказания психологической помощи в Свердловской области включает три взаимосвязанные ступени, благодаря которым осуществляется преемственность оказания психологической помощи (рис. 3). На первой и второй ступенях оказывается психологическая помощь на институциональном уровне в образовательных организациях, на третьей — психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь на базе ППМС-центров [2].
ГБУ СО ЦППМСП «Ладо» является региональным ресурсным центром, который координирует оказание психологической помощи в субъекте Российской Федерации. На первой ступени психологическое сопровождение оказывают педагогические работники, подготовленные педагогами-психологами для создания психологически безопасной образовательной среды, оказания психологической поддержки, профилактики психологических нарушений. При выявлении психологических трудностей у обучающихся педагогические работники могут обращаться к педагогам-психологам образовательной организации. На второй ступени педагоги-психологи оказывают психологическую помощь через реализацию основных видов профессиональной деятельности. При возникновении проблем в обучении, воспитании и развитии у обучающихся в образовательной организации проводится психолого-педагогический консилиум (далее — ППк). На третьей ступени ППМС-центры оказывают методическую и консультативную помощь, содействуют реализации особых образовательных условий для обучающихся; оказывают экстренную психологическую помощь; проводят мероприятия, содействующие эффективной реализации профессиональной деятельности педагогов-психологов [2]. Обращение в данные организации может происходить по направлению ППк, педагога-психолога образовательной организации или по индивидуальному запросу родителей (законных представителей) [14].
Рис. 2. Региональная модель Службы Свердловской области
Рис. 3. Ступени организации психологической помощи
в системе образования Свердловской области
В Ярославской области региональная модель Службы охватывает три уровня (рис. 4) [15]. На первичном уровне осуществляется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в образовательных организациях. Второй уровень (муниципальный) предполагает работу ППМС-центров, методических объединений, телефонов доверия, ПМПК и др., которые осуществляют методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение Службы, реализуют мониторинговую, аналитическую и координационную деятельность. На третьем региональном уровне в зависимости от приоритетных задач в состав Службы входят научно-методический совет, главный внештатный педагог-психолог Ярославской области, экспертные группы, научно-методические объединения, ППМС-центры. Задачами уровня являются организация проведения аттестации и повышения квалификации педагогов-психологов Службы, подготовка нормативных актов и методических материалов, популяризация психолого-педагогической помощи, организационно-методическое и просветительское сопровождение деятельности специалистов Службы, координация территориальных ПМПК [16].
Описанные выше уровни являются основными и составляют единую инвариативную модель Службы Ярославской области. При этом существует несколько вариаций организации психологического сопровождения в зависимости от потребностей участников образовательных отношений в муниципальных образованиях Ярославской области: комплексный, централизованный и сетевой варианты функционирования Службы [16].
Рис. 4. Региональная модель Службы Ярославской области
Таким образом, на основании анализа региональных моделей Службы победителя и призеров Конкурса отмечено, что система Службы в субъектах Российской Федерации имеет вертикальную организацию, что позволяет выстроить систему управления, обеспечить непрерывное оказание психолого-педагогической помощи на разных ступенях.
Таким образом, представленный теоретический обзор подходов описывает модели психологической службы, в которых педагоги-психологи привлекаются к оказанию психолого-педагогической помощи на двух уровнях: непосредственно в образовательной организации или по запросу в ППМС-центре. При рассмотрении региональных моделей Службы отмечается уровневая организация, где первый уровень составляют конкретные образовательные организации (институциональный уровень), второй уровень — муниципальный, третий — региональный. При этом в обоих случаях не всегда системно раскрывается содержание функций Службы на каждом уровне и ее иерархическая организация. Обращение к функциональному подходу при формировании проекта модели Службы может способствовать решению данных вопросов.
Теоретический обзор применения функционального подхода
к функционированию психологической службы в системе образования
Функциональный подход в наибольшей степени разрабатывается в разделах научного знания, связанного с обоснованием систем и способов организации управления как человеческими ресурсами, так и материальными объектами. Согласно данному подходу, управление — это деятельность через реализацию ряда функций. Выделяются такие функции, как: планирование, организация, координация, контроль, регулирование и мотивация. Каждая их этих укрупненных функций состоит из более конкретных, на основании которых определяются трудовые действия руководителя. Еще одним важным элементом данного подхода является функциональная автономность каждого сотрудника, то есть он наделяется функционалом, который может выполнять полностью самостоятельно. Взаимодействие же осуществляется через руководителя, курирующего схожую группу функций (функциональную область). Таким образом, существует иерархия функций, которая соблюдается во взаимодействии при решении единой задачи [10; 11].
Опираясь на такое понимание функционального подхода, мы перенесли эти принципы на модель организации и руководства Службой. Ключевыми являются два аспекта: функциональная самостоятельность и взаимодействие. Разрабатываемая функциональная модель представляет собой структурное описание системы оказания психолого-педагогической помощи и включенных в нее определенных функций. Также в модель включены средства, ресурсы и условия, обеспечивающие осуществление функций для достижения запланированного результата по обеспечению качественной и доступной психолого-педагогической помощи [21; 22].
Проект функциональной модели психологической службы
в системе общего образования и среднего профессионального образования
Проект функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования предполагает выделение трех функциональных блоков:
· организационно-правовое регулирование деятельности по психолого-педагогическому сопровождению;
· кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения;
· направления деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.
Функциональные блоки в части управления Службы, межведомственного взаимодействия, содержания деятельности рассматриваются на четырех уровнях:
· федеральном уровне, который реализуется федеральным органом государственной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования;
· региональном уровне, который реализуется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования;
· муниципальном уровне, который реализуется органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
· институциональном уровне, который реализуется в образовательных организациях общего образования и среднего профессионального образования.
Рассмотрим подробнее особенности реализации каждого блока на разных уровнях.
Блок 1. Организационно-правовое регулирование деятельности по психолого-педагогическому сопровождению.
Блок включает функции по совершенствованию системы нормативного и правового регулирования оказания психолого-педагогической помощи, реализации внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, вопросов материально-технического обеспечения, оплаты труда педагогов-психологов, регулирования организации оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в том числе деятельность ППМС-центров и т. п.
На федеральном уровне предполагается реализация координации, разработка и утверждение нормативных правовых актов, имеющих приоритетную юридическую силу, а также реализация основных направлений государственной политики в сфере образования и др.
На региональном уровне разрабатывается и совершенствуется нормативная правовая база по вопросам организации психологической помощи участникам образовательных отношений в субъекте Российской Федерации с опорой на документы, утвержденные на федеральном уровне. Также реализуется управление и регулирование деятельности ППМС-центров для комплексного психолого-педагогического сопровождения, оказания экстренной и кризисной психологической помощи и др.
На муниципальном уровне функции состоят в обеспечении реализации организационно-правового регулирования с учетом особенностей муниципалитетов, социального запроса, в контроле и координации мероприятий по развитию Службы и психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений и др.
На институциональном уровне предполагается реализация функций по утверждению локальных нормативных актов, которые регулируют оказание психологической помощи в конкретной образовательной организации, создание условий для психологического сопровождения, а также непосредственное оказание психолого-педагогической помощи по основным направлениям и др.
Блок 2. Кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения.
Блок предполагает реализацию функций по обеспечению необходимой штатной численности педагогов-психологов, профессиональной подготовке педагогов-психологов, а также реализации мероприятий, направленных на развитие профессиональных навыков педагогов-психологов (развитие системы наставничества, проведение конкурсов профессионального мастерства) и т. п.
Особенность реализации данного блока на федеральном уровне помимо перечисленных выше состоит в формировании государственной политики по вопросам совершенствования системы подготовки педагогических кадров, обеспечении возможностей развития детей и молодежи с учетом актуальных направлений развития науки, развитии сети профильных психолого-педагогических классов (групп), проведении аттестации в целях установления первой и высшей квалификационной категории педагогов-психологов организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, и др.
На региональном уровне предполагается реализация функции по подготовке квалифицированных кадров и обеспечению необходимой численности педагогов-психологов в субъекте Российской Федерации. На данном уровне проводится аттестация педагогов в целях установления первой и высшей квалификационной категории педагогов-психологов организаций, находящихся в субъектах Российской Федерации, и педагогов-психологов муниципальных организаций. Также на региональном уровне проводятся региональные конкурсы профессионального мастерства, сопровождается реализация системы наставничества для молодых специалистов и др.
На муниципальном уровне реализуются муниципальные этапы конкурсов профессионального мастерства, определяется порядок и условия установления выплат стимулирующего характера, реализуется на муниципальном уровне профессиональная подготовка и повышение профессионального уровня педагогов-психологов и др.
Институциональный уровень предполагает реализацию аттестации педагогов-психологов на соответствие занимаемой должности комиссиями, создаваемыми образовательными организациями самостоятельно. Также в данный пункт заложено внедрение цифровых инструментов в профессиональную деятельность педагога-психолога. За администрацией образовательной организации закрепляется обеспечение необходимой штатной численности педагогов-психологов в образовательной организации и др.
Блок 3. Направления деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.
Блок предполагает реализацию функций по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений, повышению уровня доверия участников образовательных отношений к получению психолого-педагогической помощи, организации методического сопровождения деятельности Службы, проведении мониторинговых исследований и т. п.
На федеральном уровне планируется реализация функций по реализации федеральных проектов в сфере образования, организации системы оказания психологической помощи, проведение мониторингов и др.
Особенностями реализации перечисленных выше функций на региональном уровне являются организация и координация межведомственного взаимодействия для обеспечения комплексного функционирования Службы, реализация методического сопровождения педагогов-психологов на региональном уровне и др.
На муниципальном уровне предполагается функционирование муниципального методического объединения педагогов-психологов, сопровождение внедрения цифровых инструментов в деятельность педагога-психолога, оказание экстренной и кризисной психологической помощи и др.
На институциональном уровне возможно оказание психологической помощи обучающимся целевых групп в конкретной образовательной организации, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, обеспечение преемственности психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования, обеспечение деятельности ППк в образовательной организации и др.
Заключение
Таким образом, существуют различные модели Службы, в основу многих из них заложены внутришкольная и внешкольная модели Службы, разработанные с учетом достижений отечественной науки и практики. Применение разрабатываемой функциональной модели Службы позволит обеспечить преемственность психолого-педагогической помощи обучающимся и другим участникам образовательных отношений, а также даст возможность регламентировать взаимодействие между уровнями системы оказания психолого-педагогической помощи.
В рамках разработки проекта функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования предполагается рассмотрение трех блоков: организационно-правовое регулирование деятельности по психолого-педагогическому сопровождению; кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения; направления деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования. Выделенные функциональные блоки модели в части ее управления, межведомственного взаимодействия, содержания деятельности предполагают реализацию определенных функций на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
Литература
- Белобрыкина О.А. Теория и практика психологической службы в образовании: учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов вузов по специальности «Педагогика и психология». 2-е изд. Новосибирск: НГПУ, 2005. 508 с.
- Васягина Н.Н., Ибатуллина А.В. О психологической службе в системе образования Свердловской области [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2020. № 1. С. 94–102. DOI:10.26170/po20-01-12
- Дубровина И.В. Предыстория развития школьной психологической службы (к 110-летнему юбилею Психологического института РАО) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 18–32. DOI:10.17759/bppe.2022190102
- Дубровина И.В. Психологическая служба на пути своего развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 14–26. DOI:10.17759/bppe.2024210101
- Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 3. С. 8–16. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n3/47700 (дата обращения: 10.06.2024).
- Дубровина И.В. Психологическая служба образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 2. С. 83–93. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2001_n2/Dubrovina (дата обращения: 10.06.2024).
- Дубровина И.В. От съезда к съезду [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 2. С. 4–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n2/28587 (дата обращения: 10.06.2024).
- Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. № 3. С. 1–15. DOI:10.17759/psyedu.2016080301
- Клюева Т.Н. Перспективы развития службы психологического обеспечения в системе российского образования (Опыт Самарской области) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 1. С. 63–69. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31903 (дата обращения: 11.05.2024).
- Кобзев А.М., Родионова Л.Н. Применение функционального подхода в системе управления предприятием // Sciences of Europe. 2021. № 77-2. С. 11–14.
- Кладов А.В. Использование функционального и процессного подходов к управлению производственными процессами // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. № 1. С. 145–148.
- План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного Минпросвещения России 20 мая 2022 г. № СК-7/07вн [Электронный ресурс] // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0f04468c1f45504d76202beb442d73d9 (дата обращения: 24.05.2024).
- Положение о проведении Всероссийского конкурса региональных моделей психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, утвержденное Первым заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.В. Бугаевым от 24.11.2023 [Электронный ресурс] // Московский государственный психолого-педагогический университет. 2023. URL: https://mgppu.ru/project/473/info/7366 (дата обращения: 24.05.2024).
- Положение о психологической службе в системе образования Свердловской области, утвержденное и.о. Министра образования и молодежной политики Свердловской области Н.В. Журавлевой от 28.07.2020 [Электронный ресурс] // Официальный сайт государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо». 2020. URL: https://centerlado.ru/uploadedFiles/files/filial/2020/Polozhenie_o_PS_SO.pdf (дата обращения: 24.05.2024).
- Презентации победителей Всероссийского конкурса региональных моделей психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Московский государственный психолого-педагогический университет. 2023. URL: https://mgppu.ru/project/473/info/7366 (дата обращения: 24.05.2024).
- Приказ Департамента образования Ярославской области № 512/01-03 от 30.12.2022 «О психологической службе в системе образования Ярославской области» [Электронный ресурс] // Официальный сайт государственного учреждения Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс». 2022. URL: https://resurs-yar.ru/upload/medialibrary/d5b/l1wh9z2ebahipkr5buxqazxfd1unex5s.pdf (дата обращения: 24.05.2024).
- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2015. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения: 24.05.2024).
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. 307 с.
- Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: методические рекомендации / Авт. коллектив. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. 120 с.
- Степанова М.А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 91–101.
- Шулик А.М. Проектирование функциональной модели процесса производства алюминия [Электронный ресурс] // Научный лидер. 2024. № 1 (151). С. 90–93. URL: https://scilead.ru/article/5605-proektirovanie-funktsionalnoj-modeli-protsess (дата обращения: 10.06.2024).
- Якимов С.П. Функциональная модель процесса образования // Открытое образование. 2012. № 5. С. 48–54.
- Howard A., Taylor L. Embedding Mental Health as Schools Change. Los Angeles: University of California. 2021. 227 p.
- Mental health promotion and mental disorder prevention across European Member States: a collection of country stories / Jané-Llopis E., Anderson P. (Eds). Luxembourg: European Communities, 2006. 200 p.
- Tapping into Federal COVID-19 Relief Funding and Medicaid to Support Schools and the Wellbeing of Students [Electronic resource] // National Center for School Mental Health (NCSMH). 2022. URL: https://www.schoolmentalhealth.org/media/som/microsites/ncsmh/documents/fliers-resources-misc-docs/resources/CCSSO-LegCon-Handout-Final---Digital-v2.pdf (дата обращения: 08.05.2024).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 64
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 30
Скачиваний
Всего: 7
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4