Дошкольник. Мифы и реалии

6263

Аннотация

На основе данных, полученных в результате экспериментальных исследований возрастного развития детского мозга, автор опровергает некоторые популярные сегодня педагогические и психологические мифы. В первую очередь те, которые доказывают необходимость и полезность сверхраннего обучения детей чтению и письму. «Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем, саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой». Л.С. Выготский «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться». Л.С. Выготский

Общая информация

Рубрика издания: Методологический семинар

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Безруких М.М. Дошкольник. Мифы и реалии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 4. С. 16–21. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n4/56246 (дата обращения: 02.12.2023)

Фрагмент статьи

Влияние среды, социокультурных условий на развитие детей признано психологами, социологами, физиологами, медиками, культурологами. Одним из факторов такого влияния являются взаимоотношения ребенка с родителями и другими взрослыми, а особого внимания требуют различные проявления насилия. Традиционно насилием в семье (по отношению к ребенку) считаются грубые формы использования физических насилий и ограничений, при этом очень терпимо воспринимаются такие виды эмоционального насилия, как неадекватные требования (постоянные необоснованные требования), речевые атаки, признание в несостоятельности и т. п.

Литература

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. — М.: Дрофа, 2000. — 256 с.
  2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. — М.: Эксмо, 2009. — С. 10—56.
  3. Безруких М.М. Формирование навыков письма и чтения и виды трудностей в обучении // Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. — Екатеринбург: Фактория, 2006. — С. 317—370.
  4. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста: Книга для воспитателей. — СПб, 1901. — С. 240.
  5. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Э.Г. Круга, Л.Л. Дальберг, Дж.А. Мерси, Э.Б. Зви, Р. Лозано. Всемирная Организация Здравоохранения, Женева. — М.: Весь Мир, 2003.
  6. Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. — 2000. — № 2—3. — С. 182—187.
  7. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. — М.: Изд"во МПСИ, НПО МОДЭК, 2009. — 438 с.
  8. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. — М.: Изд"во МПСИ, НПО МОДЭК, 2010. — 768 с.
  9. Ayoub C.C., O’Connor E., Rappolt Schlichtman G., Fisher K.W., Rogosch F.A., Toth S.L., Cicchetti D. Cognitive and emotional differences in young maltreated children: a translational application of dynamic skill theory // Dev. Psychopathol. — 2006. — 18(3). — Pp. 679—706.
  10. Beers S.R., De Bellis M.D. Neuropsychological function in children with maltreatment"related posttraumatic stress disorder // Am J. Psychiatry. — 2002. —159. — Pp. 483— 486.
  11. Dillon D.G., Holmes A.J., Birk J.L., Brooks N., Lyons Ruth K., Pizzagalli D.A. Childhood adversity is associated with left basal ganglia dysfunction during reward anticipation in adulthood // Biol Psychiatry. — 2009. — 66(3). — Pp. 206—213.
  12. Hagele D.M. The impact of maltreatment on the developing child // N C Med J. — 2005. — 66(5). — Pp. 356—359.
  13. Heim C., Newport D.J., Mletzko T., Miller A.H., Nemeroff C.B. The link between childhood trauma and depression: insights from HPA axis studies in umans // Psychoneuroendocrinology. — 2008. — 33(6). — Pp. 693—710.
  14. Kerkman M. Effects of age on neurocognitive meashures of children ages 5 to 12: a cross-sectional study on 800 children from United  States // Dev. Neuropsychol. — 2001. — Vol.20. — №1. — Pp. 331—354.
  15. Majer M., Nater U.M., Lin J.M., Capuron L., Reeves W.C. Association of childhood trauma with cognitive function in healthy adults: a pilot study // BMC Neurol. — 2010. — №14. — Pp. 61.
  16. Navalta C.P. Polcari A., Webster D.M., Boghossian A., Teicher M.H. Effects of childhood sexual abuse on neuropsychological and cognitive function in college women // J. Neuropsychiatry Clin Neurosci. — 2006. — 18(1). — Pp. 45—53.
  17. Welsh M.C. Assessing frontal lobe functioning in children: views from developmental psychology // Dev. Neuropsychol. — 1988. — №4. — Pp. 199—230.

Информация об авторах

Безруких Марьяна Михайловна, доктор биологических наук, директор, Института возрастной физиологии РАО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2861
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 6263
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0