Об итогах Всероссийских мероприятий

412

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Об итогах Всероссийских мероприятий [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 4. С. 35–38. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n4/56248 (дата обращения: 29.05.2024)

Полный текст

 

10 октября 2011 года в городе Сочи торжественно завершилось знаменательное мероприятие, которое сыграло важную роль в жизни сегодняшней российской психологической науки и практики, — VI Всероссийский Форум «Обучение. Воспитание. Развитие — 2011». Форум — уникальное ежегодное мероприятие, которое объединяет психологов системы образо вания России.

В этом году в рамках Форума состоялись Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2011», III Всероссийский конкурс психолого­педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”», семинар-мастерская «Новые технологии в психологии», научно-практическая конференция «Ресурсы развития школы: психологические аспекты» и круглые столы «Профессионализм и психологическая компетентность учителя как ресурс развития новой школы», «Психологическая служба и ее роль в реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”» и «Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе». Все мероприятия тесно взаимосвязаны друг с другом и ставят перед собой одну общую цель — поддержку и стимулирование процесса повышения профессионального уровня и реализации творческого потенциала психологов образования России, повышение престижа службы практической психологии в системе образования РФ.

Организаторами выступили Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Московский городской психолого-педагогический университет и Центр практической психологии образования при поддержке Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России.

Партнерскую поддержку оказывали научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования», журнал «Школьный психолог», Российский информационный портал www.rospsy.ru и информационный портал «Детская психология» www.childpsy.ru, информационный портал www.cppo.ru.

Форум объединил руководителей, ученых, общественных деятелей, специалистов различных государственных, научных, общественных организаций, связанных со сферой образования, со всей территории Российской Федерации

Высокую оценку дал в своем послании к участникам VI Всероссийского Форума «Обучение. Воспитание. Развитие — 2011» помощник Президента Российской Федерации А.В. Дворкович, которое на открытии Форума зачитала советник Администрации Президента Российской Федерации Е.И. Метелькова.

С напутственным словом к участникам Форума обратился вице-президент Федерации психологов образования России доктор психологических наук, профессор Ю.М. Забродин. В своей речи он затронул важность места психолога в процессе модернизации современного образования. Поприветствовали собравшихся давние друзья и постоянные спонсоры: Издательский дом «Генезис» (редактор О.В. Квасова) и журнал «Школьный психолог» (редактор И.В. Вачков).

VI Всероссийский Форум «Обучение. Воспитание. Развитие — 2011» открыла Исполнительный директор Федерации психологов образования России Ольга Станиславовна Мелентьева.

По сложившейся традиции работу Форума предварила открытая лекция Юрия Михайловича Забро­дина: «Подготовка специалистов по направлению 050400 “Психолого-педагогическое образование”: принципы, задачи, организация».

На научно-практической конференции «Ресурсы развития школы: психологические аспекты» были подняты следующие вопросы:

—   психологическое обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

—   психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях новой школы;

—   системно-ориентированная психологическая помощь в образовательном процессе;

—   приоритетные направления работы специалистов по психолого-медико-социальной помощи школьникам с проблемами социальной адаптации;

—   психологическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья;

—   развитие универсальных учебных действий в познавательной сфере в начальной и основной школе;

—   психологическое сопровождение индивидуально­личностного развития и воспитания учащихся;

—   психодиагностическое сопровождение личностного развития учащихся;

—   психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса;

—   сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогов: работа психологической службы образовательного учреждения;

— выявление, психолого-педагогическое и психофизическое сопровождение одаренных детей (был представлен на обсуждение опыт петербуржской школы-лаборатории, что вызвало живой отклик у слушателей).

Широкий круг вопросов, связанных с психологической службой, психологическим сопровождением введения ФГОС и психологической компетентностью учителя, обсуждался на круглых столах:

—   «Психологическая служба и ее роль в реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”» (ведущие: Т.А. Овечкина, зав. «Институтом детства» СПбАППО, и С.М. Шингаев, зав. кафедрой психологии СПбАППО);

—   «Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе» (ведущая С.А. Ускова, зав. кафедрой начального образования СПбАППО);

—   «Профессионализм и психологическая компетентность учителя как ресурс развития новой школы» (ведущий А.Н. Шевелев, зав. кафедрой педагогики и андрагогики СПбАППО).

Все секции и круглые столы проходили в конструктивном духе. Участники активно обсуждали актуальные проблемы психологической службы, искали пути решения, делились опытом. На заседаниях разворачивались интересные и в целом конструктивные дискуссии.

Огромное внимание участников Форума привлекла интернет-конференция в формате видеомоста «Психологическая служба образования в США» с участием Т.В. Коттл, практического школьного психолога из г. Рестон штата Вирджиния.

Интернет-конференцию вел Б.Б. Айсмонтас, декан факультета дистанционного обучения ГОУ ВПО МГППУ. Многие педагоги-психологи смогли напрямую задать вопрос о структуре психологической службы в США непосредственно человеку, работающему в этой системе. Диалог получился очень живой и конструктивный для обеих сторон.

Большим приятным подарком для участников Форума стала открытая лекция профессора И.В. Вачко- ва «Сказкотерапия как метод работы практического психолога», продолжившаяся увлекательным мастер- классом, собравшим практически всех не занятых на других мероприятиях слушателей.

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2011» в этом году стал юбилейным. Уже в течение пяти лет гостеприимный город Сочи принимает у себя лучших педагогов-психологов России. И в этом году съехались лучшие — победители региональных конкурсов из всех субъектов Российской Федерации. Традиционно Большое жюри состояло из представителей федеральных округов — директоров ведущих образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Возглавляла его доктор психологических наук, академик Российской академии образования И.В. Дубровина.

Еще до начала конкурса был проведен строгий профессиональный отбор. Все участники должны были представить резюме, в которых они описали свои профессиональные достижения, привели список публикаций, дали описание технологии своей психолого-педагогической работы, а также представили план-конспект занятия, урока, тренинга.

Конкурс проходил в 3 тура: «Стенгазета», «Открытое занятие», «Кейсы». По положению конкурса, его победителем должен был стать участник, набравший максимальное количество баллов.

Как и можно было ожидать, конкурс не оставил никого равнодушным. События, разворачивавшиеся на глазах у зрителей, приковывали их внимание до последних минут. Сначала жюри оценивало качество стенгазет, подготовленных участниками (как отметили многие из присутствовавших, в этом году общий

уровень оказался значительно выше, чем на предыдущих конкурсах). Затем участники демонстрировали открытые занятия. Вызывало приятное удивление то, насколько за пять лет поднялся уровень профессионального мастерства участников, и то, с каким энтузиазмом они помогали друг другу, активно включаясь в занятия, стараясь максимально облегчить задачу своим соперникам. Тем самым ими была наглядно продемонстрирована подлинная ценность собственно самой идеи конкурса — идеи профессионального партнерства. По итогам второго тура были определены 10 претендентов на участие в финале.

Третий тур «Кейс» стал для конкурсантов самым трудным, но и самим интересным, поскольку потребовал умения импровизировать в неожиданной ситуации. Так, одна из задач заключалась в проведении в течение нескольких минут на глазах у зрителей эффективной консультации с одиннадцатиклассни­ком, жалующимся на пассивность своих товарищей при подготовке к выпускному вечеру. В роли выпускника выступил Г.Б. Смирнов. Эта роль давалась ему великолепно. Ведь его повседневная работа связана с ребятами именно этого возраста или чуть старше, и кому другому было лучше знать, как ведут себя эти ребята в подобных ситуациях. Конечно, «выпускник» старался задать для всех участников одинаковые изначальные условия, однако, несмотря на это, все они вели себя совершенно по-разному. В результате из десятки конкурсантов были отобраны трое лучших. Однако решить, кто из них достоин первого, второго и третьего места, жюри было нелегко. Чтобы ответить на этот вопрос, был организован и проведен дополнительный экспресс-тур. Он-то и позволил выявить главного победителя Всероссийского конкурса.

По решению жюри первое место и звание победителя Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2011» было присвоено Кольчугиной Лесе Геннадьевне (педагогу-психологу ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования» г. Новосибирска). Победительнице был вручен диплом Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России и Федерации психологов образования России I степени, памятный знак и ценный подарок.

Диплом II степени (за второе место), памятный знак и ценный подарок были вручены Козловой Галине Николаевне (педагогу-психологу МОУ гимназия №3 Центрального района г. Волгограда).

Диплом III степени (за третье место), памятный знак и ценный подарок получила Ваисова Янина Алексеевна (педагог-психолог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков г. Пскова).

Кроме того, были награждены лауреаты конкурса и лауреаты по номинациям. Список лауреатов опубликован на стр. 8—10 в Письме Минобрнауки России «Об итогах всероссийских мероприятий».

И еще одно мероприятие стало традиционным в рамках работы Форума: семинар-мастерская «Новые технологии в психологии». На нем были представлены программы победителей III Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”».

Цель данного Конкурса — повышение качества психолого-педагогических программ, реализуемых в образовательных учреждениях Российской Федерации.

К участию в нем допускались только авторские психолого-педагогические программы, апробированные в образовательных учреждениях Российской Федерации и имеющие положительные отзывы руководителей образовательных учреждений, в которых проходила апробация.

Конкурс прошел по следующим номинациям;

I.     Профилактические психолого-педагогические программы;

II.    Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы;

III.   Развивающие психолого-педагогические программы;

IV.  Образовательные (просветительские) психолого­педагогические программы.

Основной задачей стало обобщение опыта образовательных учреждений РФ по разработке и реализации психолого-педагогических программ развития и адаптации обучающихся, воспитанников и создание банка таких программ, соответствующих требованиям современной образовательной практики.

Программы победителей конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”» получили гриф «Одобрено Федерацией психологов образования России» для использования в образовательных учреждениях, что стало первым шагом к общественно-профессиональной экспертизе, которую уже давно ожидали в профессиональном сообществе. На семинаре авторы демонстрировали возможности своих программ и технологий. Проходило их активное обсуждение. Слушатели задавали много вопросов, связанных с их практической применимостью. Семинар-мастерская показала себя как очень удачная форма передачи профессионального опыта.

В настоящий момент программы победителей конкурса размещены на сайте www.rospsy.ru и могут быть использованы в практической работе.

Впрочем, как это часто бывает, выявление и награждение победителей было не главной задачей данного конкурса и всего Форума в целом. Основной задачей, блестяще выполненной организаторами, стало создание уникальной возможности для обмена опытом профессионалов из различных уголков России. Прошедшие мероприятия запомнятся тем, что, благодаря им, возникло особое пространство, в котором специалисты смогли узнать о новых технологиях и методах работы, обсудить нюансы новых программ лично с их разработчиками, встретиться с книгоиздателями и узнать о новинках профессиональной литературы, пообщаться с коллегами в непринужденной обстановке, познакомиться с лидерами психологических направлений, посетить вечерние мастер-классы ведущих специалистов, получить рекомендованные к использованию программы для работы с субъектами образовательного процесса. А главное — совместить продуктивную работу с приятным отдыхом среди единомышленников и коллег Этому способствовало теплое море, экскурсии в горы, на водопады и другие возможности, предоставляемые санаторием «Спутник», где проходили основные мероприятия Форума.

Все, кому посчастливилось стать участниками этих событий, будут с надеждой и нетерпением ждать следующего года, который даст возможность снова встретить старых и приобрести новых друзей.

Метрики

Просмотров

Всего: 796
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 412
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 7