Вестник практической психологии образования
2012. Том 9. № 3. С. 46–55
ISSN: 2658-3100 (online)
Уроки семейной любви
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Бачева Е.В. Уроки семейной любви [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 3. С. 46–55. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n3/Bacheva (дата обращения: 02.12.2024)
Полный текст
Что это такое — уроки семейной любви?
Для начала определимся, что такое уроки семейной любви. Это форма обучения родителей и детей успешно выстраивать отношения в семейном кругу, грамотно и с любовью выполнять свои социальные роли, любить друг друга, себя и тех, кто рядышком с тобой по жизни.
Почему «уроки»? Жизнь нам каждый день преподносит уроки. Иногда очень жестокие рубцы от них на сердце не заживают годами. Но самое печальное во все этом, что многие из нас не умеют из этих уроков делать соответствующие выводы: зачастую озлобляются, уходят в себя, годами терзают родителей и близких своими вечными «почему?». И снова наступают на старые грабли.
Счастливых и успешных людей все меньше в нашем окружении. А надо-то всего ничего: в детстве, юности и даже в совсем взрослой жизни самим пройти через эти уроки.
Почему «уроки»? Потому, что любая встреча, если мы хотим достичь результата, должна иметь строго определенный план. А именно: сначала надо заинтересовать человека тем, с чем вы к нему пришли, сформировать у него потребность в данной теме, затем согласовать цель разговора. При помощи интересных приемов включить в активное обсуждение темы, выйти на планируемый результат и обязательно совместно отрефлексировать, сделать какие-то выводы для себя, для своей семьи.
Другими словами — все как на уроке, так как это образовательный процесс.
Технология организации образовательного процесса
Образовательный процесс строится на основе технологии развития интеллекта.
Урок семейной любви — это камерная форма работы, рассчитанная на 15-25 человек, не более. В основе — работа в микрогруппах по 3-4 человека, временных или постоянных.
Обучающимся предлагается вопрос, проблема, задание и дается время для ответа, решения, выполнения. Каждая микрогруппа ищет свой способ, свой путь решения, свой ответ на поставленную задачу.
При помощи ведущего согласовывают свои точки зрения друг с другом.
Ведущий может добавить к обсуждению новый блок знаний по теме занятий: зачитать мне
ние известного и уважаемого человека, выдержки из газетной или журнальной статьи, строчки из писем, выступлений политиков,
• i ученых и т. д.
Весь процесс общения в ходе занятия строится по формуле «норма своя : норма другая (Ыс : Ыдр)».
Обучающиеся соблюдают следующие правила работы в микрогруппе и группе:
— каждый поочередно говорит свое мнение, свое решение, свою точку зрения, свою версию;
— пропустить круг (то есть не высказываться) можно только один раз;
— договариваемся заранее: нет точек зрения правильных и неправильных, они просто есть, имеют право быть.
Слушая других, родители (дети) корректируют, дополняют свою точку зрения, свое мнение, свой вывод. Именно при таком построении занятий постоянно идет процесс развития интеллекта человека, самокорректировка его личности.
Занятие продолжается от 30 до 45 минут, заканчивается индивидуальной и коллективной рефлексией: по кругу, в микрогруппах, письменно или вслух.
Данное занятие автором методики названо уроком семейной любви: дети и родители, члены одной семьи, учатся любить, задумываются о себе, о своей жизни, своих поступках, поэтому главное назначение таких уроков — создать условия для того, чтобы обучающиеся осознали и осмыслили самих себя, свои отношения с окружающим миром.
Содержанием данных уроков являются знания основ семейного счастья и уклада семейной жизни.
Учебное занятие по психолого-педагогическому просвещению родителей выстраивается по следующей опорной схеме.
1. Тема, название урока семейной любви.
2. Аудитория (только дети, мамы и дочки, папы и мамы, только отцы, папы и сыновья и т. д.).
3. Подготовительная работа. Она может быть проведена заранее (например, опрос детей по теме занятий для родителей) или уже в аудитории. И здесь основная задача подготовительной работы — сформировать потребность у данной аудитории в данной теме.
4. Цель занятия — вытекает из основного назначения уроков семейной любви.
6. Результат (другими словами, достигнута ли цель урока).
В ходе подготовки и проведения занятий учитываются следующие требования к нему:
— тема занятий является актуальной;
— содержание занятий отвечает возрастным особенностям слушателей, в основе своей полезно и познавательно;
— форма проведения занятий соответствует его содержанию, месту проведения, составу участников;
— технология занятия включает каждого в его подготовку и проведение, в основе занятия — взаимодействие педагогов и слушателей «школы»;
— используется форма морального и материального поощрения участников занятий;
— наличие эмоционально яркого приема в ходе занятия;
— занятия обязательно заканчиваются индивидуальной или коллективной рефлексией;
— цель занятия достигнута, если его участники подкорректировали свою точку зрения, свое мнение по обсуждаемой проблеме.
В ходе подготовки и проведения занятий используются следующие три группы методов.
I группа — методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: рассказ, разработка памяток, наказов, написание письма, минисочинения, составление графиков, схем, таблиц, использование произведений искусства (репродукций картин, стихов, песен, музыкальных произведений), упражнений, задач, практических заданий и др.
II группа — методы стимулирования и мотивации учения: создание эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций новизны и неожиданности, активности; познавательные игры, театрализация и драматизация; дискуссии, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха; требования, поощрение, самозадания.
III группа — методы контроля и самоконтроля в обучении: их основное назначение в получении информации преподавателями и слушателями «Школы» о результативности процесса обучения: индивидуальная и коллективная рефлексия при помощи методики незаконченного предложения:
— Чтобы быть хорошим родителем...
— Нашу семью можно назвать счастливой, так как... и т. д., а также используются следующие методы рефлексии:
— наказ самому себе, друзьям, родителям, учителям, сыну...
— письмо самому себе, другу, сказочному герою, родителям, детям, в свое будущее, к любимому, к детям из детдома, брошенным старикам и т. д.;
По окончании учебного цикла может использоваться самоаттестация, самопрезентация слушателей школы семейной любви.
В работе школы используются следующие организационные формы: занятие, экскурсия, семинар, практикум, тренинг конкурс, фестиваль, диспут, праздник, тематический вечер, вечер вопросов и ответов, турниры, аукцион выставка, круглый стол, конференция, гостиная и др.
Тематика уроков семейной любви
Два мира, две половинки одного счастья
— Азбука мужской и женской психологии.
— Девочка, девушка, женщина — ее тайны и ее достоинства.
— Мальчик, юноша, мужчина — такой, как есть.
— Искусство — строить мосты между двумя мирами.
Семья и ее законы
— Счастливая семья. Какая она?
— Социальные роли и полномочия членов семьи.
— Как вести домашнее хозяйство?
— Родительский дом — начало начал.
— Семейные традиции — основа уклада семьи.
— Наша семья сегодня и завтра.
— Читаем и комментируем Семейный кодекс РФ.
Искусство быть хорошим ребенком
— Почему меня не понимают родители?
— Наши права и права родителей.
Представленная схема уроков семейной любви работает и на детскую аудиторию с 1-го по 11-й класс, и на родительскую.
«А как же возрастные особенности?» — вправе возмутиться грамотный читатель.
Все дело в технологии!
Именно в ней! Да еще в том, что и те, и другие разговор ведут о вечных ценностях. Практика показывает, что малыши порой бывают мудрее, чем их мамы и папы. Главное — соблюдать технологию.
Схему можно использовать целиком, частично или полностью от нее отказаться и сделать что-то свое. Но не забудьте, пожалуйста, о технологии.
Практически к каждому уроку семейной любви подобран рабочий материал. Его можно использовать как раздаточный и как дополнительный к самому ходу урока. Только помните, что сначала должна быть норма, точка зрения, взгляд, мнение участника разговора и только потом то, что вы приготовили дополнительно. Это основа технологии.
И еще. Схема урока семейной любви — это опорная схема, это основа для вашего творчества. Не пропустите ни одного материала о вечных ценностях человечества, а именно: читаете журнал для женщин, перелистываете подшивку старых газет, открываете очередной листок в календаре — везде ищите подсказку, помощь, совет, создавая свой урок семейной любви.
Используйте технологию развития интеллекта. И тогда уже точно доброты и любви в мире прибавится,
ведь у детей и их родителей во время урока работает душа, светлеют их глаза, чище становится сердце. Задумываясь над собой, над своей жизнью, они думают и о своих родных. Они приобщаются к вечным человеческим ценностям.
УРОКИ СЕМЕЙНОЙ ЛЮБВИ
(ИЗ КНИГИ Е.В. БАЧЕВОЙ
«УРОКИ СЕМЕЙНОЙ ЛЮБВИ»)
Тема «Любовь в нашем доме»
Аудитория. Дети с 1-го по 11-й класс, родители учащихся с 1-го по 11-й класс.
Подготовительная работа. Зачитать участникам разговора страничку «Что такое любовь?» из школьной газеты «Планета “Школа”» (см. рабочий материал к уроку):
— о какой любви говорят дети? (Любви мужчины и женщины.)
— о любви к кому и к чему мы будем говорить сегодня?
Участники урока дают варианты своих ответов, а ведущий одновременно рисует «солнышко любви» на доске.
Цель. Осознать значение любви в нашем доме.
Ход урока.
— в вашем доме есть любовь? («Да», «нет», «не знаю».)
2. Каждая микрогруппа выбирает из «солнышка любви» свою любовь, обсуждает, а затем готовит выступление по следующему плану:
— что такое любовь? (Любовь к животным, любовь к маме и папе...)
— что это дает тому, кого мы любим? Зачем ему наша любовь?
3. Выступление докладчиков от микрогрупп.
4. Заполнение таблицы «Найди отличия» (табл. 1) (самостоятельная работа в микрогруппах). Как вариант данного задания: детям можно предложить выполнить рисунки.
5. Ведущий разговора поочередно предлагает назвать отличия дома, где есть любовь. Затем то же самое просит сделать с домом, где нет любви.
— в каком доме вы хотели бы жить? Почему?
7. Работа в микрогруппах 3-4 минуты, затем обсуждение в группе:
— что надо сделать нам самим, чтобы любви в нашем доме прибавилось?
Результат. Вспомните цель урока. Зачем нужна любовь в нашем доме?
Рефлексия. Закончите фразу «Любовь в нашем доме — это.».
Дополнительный рабочий материал к уроку
1. Говорят дети. Газета «Планета “Школа”»
Что такое любовь?
Витя, 7лет: «Любовь — это когда у мамы и папы есть сын».
Александра, 7 лет: «Любовь — это когда человек не спит и не ест, а думает только об одном (или об одной)».
Катя, 7лет: «Любовь — это вечные ссоры».
Маша, 6 лет: «Любовь — это когда люди целуются».
Андрей, 5 лет: «Любовь — это когда мама любит тебя больше жаркого лета, больше холодной зимы, корон и тронов, больше работы, больше еды и дня рождения, и больше жизни!»
Артем, 5 лет: «Любовь — это когда ласково говоришь мамочке: “Я люблю тебя крепко!” Или когда человек увидит другого человека — и у них появляются тепло и радость».
Аня, 4 года: «Любовь — это радость».
Что случится, если на свете исчезнет любовь?
Оля, 5лет: «У всех людей совершенно испортится настроение».
Марина, 4 года: «Всем станет очень плохо».
Зачем нужна любовь?
Лена, 5лет: «Чтобы чувствовать себя кому-то нужным».
Марина, 4 года: «Любовь нужна для того, чтобы люди становились добрее и чтобы было веселее жить!»
Кристина, 5лет: «Любовь нужна, чтобы люди были счастливы».
2. Джон Темплтон. «Всемирные законы жизни»
«Любовь подобно солнцу. Она поддерживает саму себя. Ей не нужны ни благодарности, ни награды: она свободно дарит свою мощную целительную энергию. Любовь вездесуща, хотя иногда кажется невидимой. Даже когда она скрыта за тучами человеческих эмоций, она все равно здесь. Как остается здесь скрытое за облачной пеленой солнце. Наша жизнь питается энергией любви. Поскольку любовь сама себя питает и сама творит собственную энергию, нам нет нужды искать ее вовне. Она лежит глубоко в центре нашего существа.
Когда мы высвобождаем энергию нашей любви, начинается цепная реакция, подобная термоядерной реакции солнца, когда водород превращается в гелий. Энергия любви течет внутри нас, изменяя и растя нас.
Дом, где есть любовь |
Дом, где нет любви |
|
|
Любовь может открыть сердца, которые замкнула горечь, любовь властна заменить горечь смирением и радостью. Ненависть перестает разъедать наше сердце, апатия заменяется вниманием и состраданием. В нашей жизни начинаются перемены, как только мы начинаем любить себя и видеть любовь в себе.
Энергия любви — целительный бальзам. Как солнце, она не делает различия между добрыми и злыми. Любовь просто есть. Она не говорит: “Я буду любить этого человека, потому что взамен смогу получить знатность и богатство”. Когда мы позволяем любви находить выражение через нас, как нашему естественному состоянию, она автоматически изливается на все, что нас окружает. Подобно тому, как фотосинтез — это процесс, с помощью которого солнце и растения совместно производят пищу, в нас происходят перемены, и любовь преображает нашу жизнь. Любовь становится пищей для нас самих и для окружающих. Когда мы даем энергии любви наполнить нас, то не менее важно позволить этой энергии изливаться наружу.
Как только внутри вспыхнет искра и начнет пылать огонь, мы не можем не передать его другим. Некоторые люди не приблизятся к нам настолько близко, чтобы ощутить тепло нашей любви, другие будут нежиться в лучах нашей доброты. И поскольку мы сами станем любовью, нам будет не важно, получаем ли мы благодарность и признание. Подобно несгорающему солнцу, любовь отдает себя, не уменьшаясь. Как сказала Айрис Мердок, “научиться любви можно только любя”. Это верно! Чем больше мы проявляем любви, тем светлее становиться наша жизнь. Мы можем сиять, как солнце, и излучать любовь ко всем людям, без исключения!»
3. Великие о любви
«Любовь выше всех законов, выше человеческих эмоций: она — истина, пламя, чистая стихия, основная идея всего мира морали».
Мадам де Сталь
«Любовь — это жизнетворная сущность, которая пронизывает и наполняет все от самого центра до самых дальних кругов мысли и поступка. Любовь — это талисман человеческого благосостояния и горестей, заветный ключ к любой душе».
Элизабет Кэди Стентон
(речь на Х национальной конвенции по правам женщин)
«Я верю, что любовь — это величайшая сила мира, что она одна может победить ненависть. Благодаря ей правда побеждает силу».
Джон Д. Рокфеллер-мл.
«Любовь не обязана быть безупречной. Даже с недостатками, она все равно остается самым лучшим из всего существующего, по той простой причине, что она самая распространенная и постоянная истина всего: жизни, закона и порядка. Любовь — это то, что объединяет и скрепляет все на свете, что позволяет всем и вся идти вперед во времени и быть самим собой, удивительным или самым обыкновенным».
Уильям Сароян
«Лучше любить, чем быть любимым».
Франциск Ассизский
4. Из дневника Государыни Императрицы Александры Федоровны Романовой
«Великое искусство жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.
В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом — это место тепла и нежности.
Говорить о доме надо с любовью.
В таком доме могут воспитываться только красота и мягкость характера. Одним из несчастий нашего времени является то, что тихие семейные вечера вытесняются делами, развлечениями, вращением в обществе».
5. Толейна Аума. «Кулинария счастья или физика любви»
«Мы приходим на Землю, чтобы научиться любить. Рождаемся по любви, живем в чарах, поисках, страданиях, муках, горестях или в счастье любви; оставляем любовь в своих детях, деяниях, чувствах, мыслях, словах. И... Уходим.
Любовь нам дается, чтобы преобразовать себя, изжить свой эгоизм, научиться жертвовать собой и понимать другого человека.
Все войны, падения империй, смены цивилизаций, все несчастья человечества произошли и происходят из-за неспособности Любить.
Вы достойны любви.
И ваши дети достойны настоящей любви. Мы обязаны приложить усилия, чтобы понять, изучить любовь и сделать свою жизнь и жизнь своих близких счастливой.
Вы думаете, что это от вас не зависит? Тем не менее, все в ваших руках. Раз мы уже находимся и живем на Земле, то для всего человечества будет благом, если мы будем счастливы.
Бог создал нас разными, но едиными в своих стремлениях к счастью, к любви.
И. Наступит день, когда вы почувствуете себя любимой и любимым всеми!
Так любите и будьте любимыми!»
6. Е.И. Рерих. «Живая этика, или Учение света»
«Любите! Остальное приложится. Любовь строит храмы.
Учи счастью любви.
Чудеса бывают в жизни через любовь и устремления.
Учить и любить — явления милости Бога.
Нет любви выше любви.
Люби несчастных, жалей малых!
Любите избравших вас! Уста мои замолкнут, когда отлетит любовь.Спросят: где же поиски совершенства?
Отвечайте: в любви, красоте и действии.
Сущность чуда проста: любовь — чудо, красота — чудо.
Любовью зажжете свет красоты и действием явите миру спасение духа.
Дайте расти сердцу вашему и откройте глаза ваши».
Тема «Легко ли быть родителем?»
Аудитория. Дети с 1-го по 11-й класс.
Подготовительная работа. Блиц-опрос по кругу: «Легко ли быть родителем?». («Да», «нет», «не знаю».) Затем те, кто ответил «нет», пусть объяснят — почему. Кто ответил «да», также пусть объяснят — почему.
Цель урока: Осознать роль родителей в жизни человека.
Ход урока.
1. Закончить на индивидуальном листочке фразу «Родители для меня...».
2. Учитель собирает, смешивает и зачитывает все листочки.
3. В микрогруппе, а затем всем классом обсудить, что означают фразы: «Ему повезло с родителями», «Ей не повезло с родителями».
(Вывод учителя: родители бывают разные.)
4. Обсудить в микрогруппе, а затем всем классом вместе:
— нужны ли детям родители и зачем?
— зависит ли от родителей, какими людьми вырастут их дети?
5. Обсудить в микрогруппе, а затем всем классом вместе права и обязанности родителей. Для этого необходимо разделить лист бумаги пополам, слева написать «Права родителей», справа — «Обязанности родителей».
После того как микрогруппы заполнят листочек, учитель предлагает МГ обговорить поочередно права родителей, затем их обязанности.
6. Индивидуальная работа на листочках:
— закончите фразу «Когда я буду родителем, я.».
Зачитать все мнения.
Вывод учителя. Хорошими родителями быть непросто, зато плохими — очень легко. И самое главное
— от них действительно зависит, какими людьми вырастут их дети. Хотя и от самих мальчиков и девочек зависит многое.
Но в том и в другом случае дети остаются любящими детьми, умеют прощать, умеют заботиться о своих мамах и папах, быть внимательными в их радости и беде.
Рефлексия. Сейчас мы напишем добрые письма к нашим родителям (вариант — подготовим в течение недели конверт добрых слов).
Примечание. Рабочие листочки детей с заданиями 1,3, 4, 5, 6 — сохранить для урока семейной любви для родителей. Письма сложить в конверт и вручить на уроке родителям. Конверт добрых слов формируют в течение недели и тоже вручают на уроке для родителей.
Дополнительный рабочий материал к уроку
1. Из книги «Цветник духовный» (год издания 1909):
«Капля воды на гладкой поверхности идет туда, куда поведешь ее пальцем, так и юное, нежное дитя можно направить и в ту, и в другую (в хорошую и дурную) сторону и увлечь куда угодно».
«Юного отпрыска можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины, что живописец изобразит — худое или доброе, светлое или грешное, ангела или беса, то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам: благоугодным или богоненавистным, ангельским или бесовским приучат его, таким оно и будет жить».
«Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму.
Родители не только за свои грехи будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитывают их в благочестии».
«Если дети худо живут, то это должно приносить тебе более скорби, нежели сколько приносит тебе смерть их».
«Благочестивые дети — наибольшее утешение для благочестивых родителей, наилучшее украшение живых родителей — наилучший памятник умершим родителям».
Тема «Какие мы родители?»
Аудитория. Родители учащихся с 1-го по 11 класс.
Подготовительная работа. Блиц-опрос по кругу: «Легко ли быть родителем?». («Да», «нет», «не знаю».)
Затем те, кто ответили «нет», отвечают на вопрос «почему?». После них на этот же вопрос отвечают те, кто в ходе опроса сказал «да».
Цель урока. Осознать свою родительскую роль в судьбе ребенка.
Ход урока.
1. Работа в микрогруппах, затем в группе:
— зачем ребенку нужны родители?
2. Зачитать точку зрения детей «Родители для
меня..... » и их листочки «Зачем ребенку родители».
3. Обсуждение в микрогруппах и затем в группе, что значат фразы: «Ему повезло с родителями», «Ей не повезло с родителями».
4. Зачитать мнение детей по данному заданию.
5. Работа на индивидуальных листочках. Размышление наедине с самим собой на тему «Какой я родитель?».
6. Собрать листочки, дать родителям новое задание для работы в микрогруппах: разделить лист пополам, в левой колонке сделать заголовок «Права родителей», в правой — «Обязанности родителей».
7. Пока они выполняют это задание, ознакомиться с содержанием листочков «Какой я родитель?». Обговорить вначале вопрос прав родителей и добавить точку зрения детей. Затем — обязанности родителей по этой же схеме.
8. Зачитать все листочки «Какой я родитель?».
9. Зачитать листочки детей «Когда я буду родителем...».
Результат. Вспомнить цель урока и по кругу закончить предложение «Родители для ребенка.».
Вывод учителя. Существует точка зрения, что хорошим родителем быть нелегко, зато плохим очень просто. Но те и другие влияют на судьбу своего ребенка.
Вручить письма детей (конверты добрых слов). Дать время для ознакомления.
Рефлексия по кругу. «После этого разговора я ...».
Дополнительный рабочий материал к уроку
1. Из дневника Государыни Императрицы Александры Федоровны Романовой
«Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей ,— не на словах, а на деле они должны учить своих детей примером своей жизни.
Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность — очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.
На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. “Я” больше не центр мироздания. У них есть цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь.
Великое дело — взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые так же легко могут погибнуть; великое дело — пестовать их, формировать их характер, вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога.
Никакие сокровища мира не могут заменить человеку потерю ни с чем не сравнимых сокровищ — его родных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро».
2. Определите стиль своих взаимоотношений с детьми по методике Р.В. Овчаровой
Прочитайте и отметьте те фразы, которые вы часто употребляете во взаимоотношениях с детьми:
1. Ну что за друзья у тебя? (0)
2. Сколько раз тебе повторять! (0)
3. Посоветуй мне, пожалуйста. (1)
4. Не знаю, что бы я без тебя делала. (1)
5. И в кого ты такой уродился?! (0)
6. Какие у тебя замечательные друзья! (1)
7. Ну на кого ты похож (а)?! (0)
9. Ты моя опора и помощник (ица). (1)
10. О чем ты только думаешь?! (0)
11. Какой (ая) ты у меня умница! (1)
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)
13. У всех дети как дети, а ты...(0)
14. Какой ты у меня сообразительный! (1)
Обработка результатов. Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ самому себе.
Чем больше баллов вы набрали, тем больше взаимопонимания у вас с ребенком. Скорее всего, он видит в вас друга, нежели контролера.
3. Меморандум «Школы родительской любви».
— Принимая во внимание, что хороший родитель — это тот, кто любит ребенка безусловной любовью, принимает его таким, какой он есть, уважает его права и создает условия для его развития;
— принимая во внимание, что в наше время не каждый родитель является таковым;
— принимая во внимание, что любовь ребенка к родителям обязывает нас быть таковыми, любящие мамы и настоящие отцы постановляют нижеследующее:
1 ) знать права ребенка и доверять ему;
3) уважать мнение ребенка, его интересы;
4) заботиться о здоровье и будущем своего ребенка.
Для этого:
1 ) постоянно работать над собой;
2) учиться самому и помогать другим.
3) настойчиво способствовать миру в семье и гармонии в своей душе;
4) вырастить из ребенка достойного человека.
Об этом следует всегда помнить тем, кому оказана честь нашими детьми быть любимыми родителями, отличниками детства.
Рабочий материал к уроку
1. Правила семейного уклада (авторы и разработчики Е.В. Бачева и Л.Е. Ивкина)
— Каждая семья имеет свой уклад (порядок организации жизни семьи), который определяется главой семьи, совместными решениями мужа и жены или взрослыми и детьми.
— Отношения между членами семьи строятся на основе уважения, доверия, взаимопомощи, персональной и коллективной ответственности за качество домашней жизни.
— Члены семьи по мере необходимости согласовывают отношение к жизни, к отдельным событиям, а также понимание общечеловеческих ценностей: доброта, порядочность, образованность, семья, Родина, гражданин и др.
— Взрослые учатся сами и учат детей умению договариваться, любить, быть благодарными, прощать и просить прощения.
— Взрослые и дети изучают историю своего рода, создают и берегут семейные традиции, дорожат своей фамилией, умеют защищать честь семьи.
— Родители создают детям условия для качественного образования, здорового образа жизни, содержательного досуга.
— У каждого члена семьи согласно его возрасту, состоянию его здоровья, занятости трудовой деятельностью имеются свои обязанности по ведению домашнего хозяйства.
— Для улучшения качества домашней жизни члены семьи регулярно определяют плюсы и минусы своей семейной жизни, совместно принимают решения по ее улучшению.
— Родители воспитывают детей как родителей своих внуков: учат сына быть мужчиной, мужем, отцом, дочь — женщиной, женой и матерью.
— Дети почитают своих родителей, помогают младшим, несут ответственность за результаты учебного труда, за выполнение своих обязанностей по ведению домашнего хозяйства.
— Добропорядочная семья имеет свои законы по организации счастливой семейной жизни, собственное представление о родном доме, о роли отца и матери в жизни человека.
— Грамотно выстроенный семейный уклад является гарантией счастливой семейной жизни, залогом успешности взрослых и детей в социуме и служит основой семейных отношений в последующих поколениях рода семьи.
Тема «Быть здоровым — быть счастливым»
Аудитория. Учащиеся с 1-го по 11-й класс.
Подготовительная работа. Присутствующих разделить на микрогруппы по 3-4 человека. Разговор начните с вопроса «Кто в этом учебном году болел?». Поднимите руки. «А кто не болел?» Поднимите руки.
— Скажите, какая получилась арифметика. Пусть по желанию ответят на вопрос «Почему одни дети болеют, а другие нет?». И выходите на цель встречи.
Цель. Определить условия, при которых человек будет здоров.
Ход урока.
Нарисуйте на классной доске «детское солнышко» здоровья (рис. 1) и вместе с присутствующими «определите» его лучики.
2* (данное задание для старших классов и для родителей). Раздайте по микрогруппам дополнительный материал к уроку. Дайте ознакомиться с текстом, а затем задайте вопрос: «О каком здоровье говорят ученые?».
3. Согласуйте в микрогруппе, а затем в группе дайте определение понятию «здоровье».
Подсказка для педагога. Залог успешной жизни; общечеловеческая ценность; то, что не купишь; состояние организма; мечта больного человека; необходимое условие в любой жизнедеятельности человека и т. д.
5. По кругу закончить предложение «Когда я болею...».
6. По микрогруппам, а затем в группе составьте словесные портреты здорового и больного человека.
7. Заполните таблицу (табл. 2).
Подсказка для педагога. Друзья здоровья: правильное питание, полноценный сон, зарядка, одежда соответственно погоде и месту, интересная работа, добрые отношения с людьми, здоровый досуг, добрые слова и мысли, двигательный режим, правила личной гигиены, закаливающие процедуры и т. д. Враги здоровья — идите обратным путем от «друзей»: стресс, наркотики, алкоголь, курение.. Сам человек.
— вы предпочитаете быть здоровым или больным? Почему?
— как вы понимаете тему нашего урока «Быть здоровым — быть счастливым»?
9. Работа в микрогруппе, а затем в группе:
Для того чтобы быть здоровым, что надо сделать: а) самому человеку, б) его родителям, в) учителям?
Результат. Цель достигнута.
Рефлексия.
I вариант. Закончите предложение «Если я хочу быть здоровым, то я...».
II вариант. Индивидуальная программа-минимум «Хочу быть здоровым».
Дополнительный рабочий материал к уроку
1. Из образовательной программы ПОИПКРО «Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний»
«Здоровье — это неотъемлемое условие в любой области жизнедеятельности человека — материальной и духовной. Ценностное отношение к здоровью (не гипертрофированное, не как самоцель) предполагает ответственность человека за свое здоровье, свои поступки, за здоровье своих близких, за сохранение жизни на земле. Здоровье ради здоровья не нужно, оно обеспечивает долгую жизнь с высоким уровнем душевного комфорта».
Духовно-нравственное здоровье — это, прежде всего, сила духа человека и иерархия его жизненных ценностей, на основе которой формируется индивидуальная программа жизнедеятельности.
Психическое здоровье — определяется местом здоровья и духовных ценностей в системе жизненных ценностей, способностью осознать себя личностью, адекватной своему биологическому возрасту и полу, сформированностью умений самоанализа, самопознания, самоконтроля, самовоспитания, планирования и прогнозирования, постановки целей, уровнем самоуважения. Стремление человека к развитию, к удовлетворению более высоких потребностей рассматривается как признак психического здоровья. Термин «психическое здоровье» обозначает состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.
Интеллектуальное здоровье отражает способность человека мыслить, принимать адекватные решения, уметь выделять главное, находить недостающую информацию. Скорость принятия решений, их правильность, объем, уровень влияют на эффективность жизни человека, на его социальную значимость. Интеллектуальное здоровье проявляется в способности мыслить позитивно и оперативно.
Эмоциональное здоровье — это эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам, адекватно оценивать эмоции окружающих, проявлять свои эмоции и управлять ими. Эмоциональная составляющая здоровья оказывает влияние на все остальные его компоненты. Негативное эмоциональное состояние (стрессы, дистрессы) обуславливают многие соматические заболевания (болезни тела).
Социальное здоровье выражается, прежде всего, в умении адаптироваться к жизни в социуме, обладать социально-ролевой саморегуляцией: на улице — пешеход, в классе — учитель, в кабинете директора — подчиненный, в семье — мать и жена. Отождествление себя с одной из социальных ролей, например, учителя, и перенос свойственного данной социальной роли стиля поведения в отношения с друзьями, в семью может привести к межличностным конфликтам, к стрессу и, как следствие, к соматическим заболеваниям либо самого человека, либо его близких. Социальное здоровье человека определяется и его социальной активностью, профессиональными достижениями, высокой коммуникативностью, широким кругом общения, наличием взаимопонимания, социально-психологической поддержки.
Социальный компонент связан с нравственным воспитанием человека.
Репродуктивное здоровье — это способность к продлению рода, к рождению здоровых детей.
Физическое здоровье — естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют возрастно-половой норме, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармоничного взаимодействия всех органов и систем и динамическим равновесием с окружающей средой.
Самое распространенное определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».
3. Результаты международных и отечественных исследований факторов риска социально значимых заболеваний и факторов защиты от них
К личностным факторам риска принято относить:
— стремление экспериментировать.
— недовольство собственной ситуацией (одиночество, страх, неуверенность в себе, чувство неуверенности),
— напряженная ситуация в семье,
— слишком строгое или вседозволяющее воспитание,
— несформированность коммуникативных навыков,
Личностными факторами, препятствующими употреблению наркотиков, являются следующие:
— чувство собственного достоинства,
— видение жизненной перспективы,
— система ценностей, совпадающая с социальными ценностями,
— способность вести себя в группе в соответствии со своими ценностями,
— способность к конструктивному поведению в условиях конфликта,
— здоровое развитое чувство юмора,
— доверительные отношения с родителями,
— умение выходить из стрессовых ситуаций,
— убежденность в собственной эффективности,
— вовлеченность в жизнь класса, школы.
Тема «Прошу прощения у Вас»
Аудитория. Учащиеся с 5-го по 11-й класс, родители учащихся с 1-го по 11-й класс.
Подготовительная работа.
Слово педагога: «Наша жизнь состоит из радости и печали. Но чего больше будет в жизни человека — решает только он сам. Зная законы духовно-нравственной жизни, человек может быть по-настоящему счастлив. И сегодня мы будем говорить об одном из этих законов — о законе прощения».
Блиц-опрос аудитории:
— есть ли у вас обиды, которые вы до сих пор не смогли простить тому, кто вас обидел? («Да», «нет», «не знаю».)
— как вы считаете, надо ли прощать обидчика? («Да», «нет», «не знаю».)
Слово педагога: «Все мы несовершенны в этом мире, и вольно или невольно, но обижаем друг друга. Годами копим обиды на себя, на родных и близких, на правительство своей и чужой страны, на погоду и свой организм. Радость уходит из нашей жизни, и мы становимся ворчливыми, злыми, вечно недовольными стариками уже в двадцать лет! И запускаем программу на самоуничтожение человечества. И все оттого, что не знаем, не ведаем, как работает духовный закон — закон Прощения».
Цель урока. Ответить самим себе на вопрос «Как и зачем надо соблюдать закон духовной жизни человека — закон Прощения?».
Ход урока.
1. Работа в микрогруппах, затем в группе: что означают выражения «прошу прощения» и «прощаю вас»?
2. Педагог читает стихотворение Бориса Пастернака. Как вы понимаете последнюю строчку: «Учись прощать, чтоб ты прощен был сам»?
3. Работа в микрогруппах по опорной схеме: а) что может обидеть человека? б) какими могут быть последствия для того, кого обидели, и для того, кто обидел?
4. Беседа в группе по данной опорной схеме.
5. Знакомство с информацией о законе прощения.
«Когда мы позволяем себе испытывать гнев, осуждение или жажду мести к другому человеку, мы создаем или усиливаем спираль негативной энергии. И мы поистине наносим себе больший вред, чем может нам нанести кто-либо другой, так как Вселенная — это зеркало, отражающее все, что мы посылаем. И она вернет нам все наши отрицательные чувства.
Необходимо понять, что когда другие люди вредят мне, они будут пожинать то, что посеяли. Не надо им мстить, так как я тем самым создаю отрицательные последствия для самого себя. И я еще создаю цепь отрицательных энергий, связывающих меня с человеком, который мне навредил.
Когда я прощаю этих людей, я освобождаю себя от этой цепи.
И врагов надо прощать, чтобы они не имели никакой власти надо мной. Желая отомстить, я приношу вред самому себе и даю моим врагам власть над собой».
Какие открытия вы для себя сделали, ознакомившись с данным текстом?
6. Вопрос к аудитории: «Все ли можно простить?» (это дело совести каждого человека).
7. Вопрос по кругу: «Зачем надо прощать и просить прощения?».
8. Результат. Достигнута ли цель (напомните ее аудитории)?
9. Рефлексия. Письмо к родителям (письмо к детям).
Учись прощать. Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих, Пока горит голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена, И сердце, словно чаша горьких слез, И кажется, что доброта вся выжжена, Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом, Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощенье радость скрыта, Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты прощен был сам.
Б. Пастернак,
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 682
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 892
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1