Детская конфликтологическая компетентность: онтогенез и развитие, теория и практика

2084

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Котова С.А., Максим В.И. Детская конфликтологическая компетентность: онтогенез и развитие, теория и практика [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2013. Том 10. № 2. С. 34–46. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2013_n2/Kotova_Maxim (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

Психология воспитания

С.А. Котова, В.И. Максим

Детская конфликтологическая компетентность: онтогенез и развитие, теория и практика

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №1 за 2013 год.

ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

Котова Светлана Аркадьевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Максим Василина Игоревна — магистр Института детства РГПУ им. А.И.Герцена.

I этап. Как понимать чувства людей

Занятие №1. Эмоции и чувства

Цель: формирование умения анализировать эмоциональное состояние человека, сочувствовать, сопереживать.

Задачи:

— создать условия для развития у ребенка представлений о мире собственных эмоций и эмоций других людей;

— развитие умения определять эмоциональное состояние другого человека;

— развитие у детей таких качеств, как сочувствие и сопереживание.

Оборудование: картинки с изображением разных эмоций, доска и мел, ватман, фломастеры.

Время: 30-40 минут.

Упражнение 1. Игра «Беседа за спиной»

Дели делятся на пары. В каждой паре дети садятся спиной друг к другу. Ведущий просит детей в парах договориться о чем-либо или что-нибудь друг другу рассказать (если необходимо, тему разговора может задать ведущий).

После выполнения задания ведущий просит детей поделиться своими впечатлениями:

— было ли вам удобно?

— хотелось ли что-либо изменить в этой игре?

— что помогало вам выполнять задание?

— что затрудняло совместную работу?

Упражнение 2. Тренировка и наблюдение эмоциональной экспрессивности

Ведущий просит нескольких детей каждую из написанных на доске эмоций показать всем телом (мимикой и жестами).

В этом упражнении человек, показывающий эмоцию, тренирует средства эмоциональной выразительности, а остальные развивают свои умения понимать эмоции других людей.

Упражнение 3. Игра «Определи эмоцию и найди свою команду»

Эта игра помогает потренироваться в определении эмоций, развивать эмоциональную экспрессию.

Каждому человеку дается картинка с изображением эмоции, ему нужно найти всех остальных людей, у которых картинки с такой же эмоцией. Но изображения каждой эмоции — разные. Например, на каждую из эмоций подбирается три или четыре картинки (1 — картинка, где только мимика, 2 — картинка, где мимика и жесты, 3 — картинка, где мимика, жесты и ситуация, вызвавшие эту эмоцию, и т. п.) Либо по 3-4 картинки, где изображены разные люди в различных ситуациях, но испытывающие одну и ту же эмоцию.

В инструкции к этой игре ведущему следует сказать, сколько эмоций (или даже какие — если нужно понизить уровень сложности задания) представлено на картинках (столько же должно получиться команд).

Также ведущий сообщает детям о том, что они могут переговариваться.

Когда команды соберутся, детям нужно договориться, как они будут показывать свою эмоцию.

Как только все команды соберутся и будут готовы, ведущий просит каждую команду показать свою эмоцию, а остальные должны догадаться, что это за эмоция.

Упражнение 4. Игра «Чувства-воспоминания»

Ведущий называет различные чувства и просит детей вспомнить и рассказать ситуации, которые проиcходили с ними и вызвали такие же чувства.

Упражнение 5. Игра «Я тебя понимаю»

Ребенок садится на стул перед классом и рассказывает о каком-либо случае, который с ним произошел. Остальным нужно догадаться, какое чувство испытывал ребенок в той ситуации.

Потом желающие по очереди подходят к нему и, глядя в глаза, произносят: «Я понимаю тебя, ты чувствовал.... (страх, радость, грусть)». Сидящий на стуле ребенок сообщает, кто из подошедших к нему ребят угадал его чувство.

Упражнение 6. Совместный рисунок «Общая радость»

К доске прикрепляется лист ватмана. Ведущий предлагает детям нарисовать общий рисунок радости. Дети по очереди подходят к листу, фломастером изображают на нем что-либо (цветы, игрушки, мороженое) и вслух объясняют, почему их изображение подходит для этого рисунка. Общий рисунок может быть объединен сюжетом или представлять набор отдельных деталей.

Занятие №2. Понимаем другого без слов

Задачи:

— развитие умения анализировать эмоциональное состояние человека;

— развитие эмоциональной экспрессии у младших школьников;

— активное проявление эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

Оборудование: не требуется.

Время: 30-40 минут.

Упражнение 1. «Чувства людей»

На доске изображения смайликов, выражающие разные эмоции (радость, грусть, удивление, гнев, ярость). Можно использовать материалы сайта: http://steshka.ru/(рис. 1, 2)

Ведущий предлагает детям угадать эмоциональные состояния людей (взрослых и детей), изображенных на картинках.

Упражнение 2. Игра «За стеклом»

Дети делятся на пары и встают лицом друг к другу. Ведущий просит участников представить, что они разделены стеклом, через которое не проникают звуки. Общаясь только жестами, без слов, необходимо обсудить, когда и где вы встретитесь.

Обсуждение:

— легко или трудно было выполнять это задание?

— удалось ли вам понять друг друга и о чем-нибудь договориться?

— что помогало вам понять друг друга?

Упражнение 3. Игра «Как понимать друг друга без слов»

Игра обращает внимание ребенка на невербальную сторону общения (мимику, жесты), позволяя научиться лучше ориентироваться в различных ситуациях общения.

Изобрази с помощью жестов:

— «Молчи!»

— «Ай-ай-ай, нехорошо!»

— «Иди сюда!»

— «Нет»

— «Я рада тебя видеть!»

— «Мне очень жаль, я сожалею»

— «Не хочу тебя слышать!»

— «Спасибо!»

Упражнение 4. Игра «Зеркала»

Из группы выбирается один водящий. Представляется, что он прошел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а остальные дети вокруг него (психолог может быть одним из играющих). Водящий показывает движения, а «зеркала» тотчас же повторяют их. В роли водящего должны побывать все желающие дети.

 

Упражнение 5. Игра «Разные люди и животные»

Все дети, двигаясь по кругу, или несколько человек по очереди перед всеми показывают:

— человека в лесу,

— хитрую лису,

— уставшего человека,

— медведя, пробирающегося через заросли,

— пугливого зайца,

— ученика, гордого тем, что он только что решил трудную задачу,

— грустного человека, — льва — царя зверей, — разозлившегося человека, — котенка, обрадовавшегося солнышку.

Когда дети будут показывать, ведущему следует обратить их внимание на то, что надо показывать всем телом, лицом, руками и походкой.

Упражнение 6. Игра «Скульптор»

Дети делятся на пары, затем ведущий говорит: «Пусть один из вас будет скульптором, а другой — глиной. Глина — очень мягкий и послушный материал». Каждой паре ведущий задаёт определённое эмоциональное состояние человека (радость, восторг, безразличие, спокойствие, злость и т. п.). Скульптору необходимо вылепить из своего партнёра статую с таким же настроением. При этом не разрешается разговаривать с партнёром. После того как скульпторы вылепят свои статуи, они показывают их, а остальные должны отгадать, какое настроение изображает статуя. Затем пары могут поменяться ролями.

Упражнение 7. Прощание

Все дети встают в круг и без слов передают соседу слева что-нибудь хорошее и приятное (мороженое, нежность, любовь, игрушки и т. п.). Получив нечто, нужно догадаться, что это, и передать то же самое или что-нибудь другое, но тоже хорошее и приятное.

В ходе данных занятий дети знакомятся с эмоциональной стороной коммуникативного процесса, с её ролью в процессе общения людей. Также в ходе игр, игровых заданий дети учатся определять эмоциональное состояние человека и его причину; сопереживать другому человеку. Благодаря этим занятиям дети учатся понимать и адекватно выражать собственные эмоции.

Занятие №3. Мой мир, или Ты — особенный!

Задачи:

—    создание условий, где каждый ребенок будет отмечен как особенная личность;

—    развитие у детей уверенности в себе, самоуважения;

—    формирование адекватной самооценки;

—    развитие чувства собственного достоинства.

Оборудование: воздушные шары, фломастеры, игрушечный лев, заготовки для открыток.

Время: 30-40 минут.

Упражнение 1. Игра «Мой мир»

Дети садятся в круг. Каждый ребенок получает воздушный шарик и фломастер. Ведущий предлагает каждому нарисовать на шарике свой мир. После того как дети выполнили задание, ведущий предлагает желающим рассказать о «своем мире» (почему он выбрал шарик именно такого цвета, что изображено на его шарике, почему он это нарисовал).

После того как все желающие высказались, ведущий делает вывод о том, что каждый из нас особенный, у каждого есть свой особенный, ни на чей не похожий внутренний мир.

Упражнение 2. Просмотр и обсуждение мультфильма «Ты — особенный» (режиссер Андреа Джоуб)

Описание: в городе деревянных человечков все готовились к празднику. Вот-вот должен был начаться ежегодный фестиваль ярлычков... Вот уже много лет достойные деревянные граждане с переменным успехом занимались одним и тем же делом. В зависимости от симпатий и антипатий они раздавали друг другу ярлычки: звезды за добрые дела и серые пятна за плохие. И те, и другие очень легко цеплялись на тело ближнему, но отмыться от них было практически невозможно, если ты уж получил их. А ежегодный фестиваль — нечто вроде церемонии вручения моральных оскаров — определял наибольшего счастливчика и неудачника. Так начинается мультфильм «Ты особенный», созданный по одноименному рассказу Мак­са Лукадо.

Упражнение 3. Игра «В чем твоя сила?»

Ребенок садится на стул в центре круга и берет в руки игрушечного льва. Ведущий предлагает поискать внутреннюю силу этого ребенка, то есть назвать главное хорошее качество этого ребенка, которое отличает его от других. Дети с помощью ведущего выбирают это качество и хором его называют, например: «Артем — умный!», «Жанна — нежная!». На стульчике должны побывать все дети.

Упражнение 4. Открытка «Ты особенный!»

Каждый ребенок получает листок с именем одного из ребят класса. Затем каждый делает открытку в форме сердца, на которой написано «Ты особенный!», внутри открытки необходимо написать какое-нибудь положительное качество этого человека.

После того как дети сделали открытки, они их дарят адресату со словами «Ты особенный!».

Занятие №4. Мир моей группы, или Каждый человек по-своему особенный

Задачи:

— развитие теплых, доброжелательных взаимоотношений в классном коллективе;

— позитивное принятие сверстника;

— развитие чувства толерантности (уважения, принятия каждого члена классного коллектива таким, какой он есть);

— предупреждение негативных формы взаимоотношений;

— формирование знаний о том, что каждый человек индивидуален и отличается от других определенными качествами.

Оборудование: белая ткань, фломастеры, карандаши, игрушки.

Время: 30-40 минут.

Упражнение 1. Творческая работа «Скатерть самовыражения» (затем используется в течение всех последующих занятий; рис. 3)

Ведущий приносит на занятие белую ткань, которой можно накрыть стол, за которым обычно проходят занятия. Каждому ребенку в группе дается возможность «самовыражения» на общей скатерти: здесь можно написать/нарисовать свое имя, изобразить то, что характеризует твою личность, написать/нарисовать то, что тебе хочется, то есть детям предоставляется полная свобода. Нельзя только портить то, что изобразили другие дети.

Ведущий приносит эту скатерть на каждое из последующих занятий, и каждый раз дети могут дополнять свои рисунки.

Упражнение 2. Игра «Песочница»

Перед игрой ведущий задаёт главное правило игры: «Стол — это “песочница”, и каждый из вас сможет побыть её хозяином, поиграть в ней, каждый в свою очередь.

 

 

 

 

В тот момент, когда кто-то из вас в свою очередь говорит что-то или делает в “песочнице”, остальные дети могут только молча слушать и наблюдать за происходящим, но не перебивать говорящего или вмешиваться в его игру в “песочнице”».

Ведущий выкладывает на стол игрушки (количество игрушек должно быть как минимум вдвое больше, чем участников игры).

После этого каждому ребенку предлагается выбрать себе по одной игрушке. Затем, когда каждый из детей взял себе по одной игрушке, предлагается взять еще по одной.

После этого ведущий предлагает детям придумать имена своим игрушкам. Каждый ребенок по очереди называет имя своей игрушки и ставит её в то место «песочницы», куда ему хочется её поставить (имя называется следующим образом: «Меня зовут ..., я хочу стоять/сидеть здесь»).

Затем та же процедура проигрывается со вторыми выбранными игрушками.

Когда все игрушки расставлены в песочнице, ведущий спрашивает у детей: «Хотели бы что-нибудь исправить?» Каждый ребенок в порядке очереди может переставить игрушки в «песочнице» так, как ему хочется, по желанию комментируя свои действия.

После этого ведущий задает детям несколько вопросов (дети отвечают также по очереди):

— что тебе больше всего понравилось в этой игре?

— что тебе больше всего не понравилось, что было неприятным?

— что тебе понравилось больше: говорить и играть самому или слушать и смотреть, как играют другие?

— тебе бы хотелось что-то еще изменить в песочнице?

В конце ведущий, подводя итог игры, обращает внимание детей на то, что «песочница» — это не простая игра, она показывает, как дети общаются, как они дружат между собой. Следует обратить внимание на то, как именно расположены игрушки в песочнице: стоят ли они вместе, в кругу, либо разбросаны по углам; каждая игрушка отдельно или группами; есть ли игрушки-«отшельники», которые оказались в стороне от всех остальных.

В зависимости от того, как расположены игрушки, ведущий может обсудить взаимоотношения детей в группе.

Упражнение 3. Игра «Комплименты»

Первый желающий выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают игроки в адрес вышедшего участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, то есть нужно называть те свойства характера и качества личности которые действительно присущи овышедшему участнику.

Участник возвращается в комнату, и ведущий зачитывает весь список. Затем он останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока — угадать, кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность.

II этап. Конфликт — что это такое?

Занятие №5. Что такое конфликт?

Задачи:

— осознание ребенком сущности конфликта, а также целей и мотивов собственных действий и действий другого человека в конфликте.

Оборудование: не требуется.

Время: 30-40 минут.

Упражнение 1. Просмотр и обсуждение мультфильма «Конфликт» (кукольный мультфильм студии «Союзмультфильм», 1983 г., режиссёр и сценарист Гарри Бардин)

Сюжет: герои фильма — обыкновенные спички. Ссора, вспыхнувшая из-за пустяка, перешла в настоящее сражение, в котором сгорели обе враждовавшие стороны. Заключительная сцена аллегорически показывает последствия войны.

Вопросы для обсуждения мультфильма:

— как вы думаете, о чем этот мультфильм?

— что произошло между спичками?

— почему они поссорились?

— каким образом ссора нарастала?

— как вы считаете, был ли победитель по окончании этой ссоры?

— почему всё так печально закончилось?

— можно ли было избежать такого трагичного исхода? каким образом?

— как вы поняли из этого мультфильма, что такое конфликт?

— с какими конфликтами приходится сталкиваться вам? как они чаще всего заканчиваются? почему?

Упражнение 2. Инсценировка детьми сказки «Два козлика»

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой — чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

— Уступи мне дорогу, — сказал белый козлик.

— Вот ещё, какой важный барин, — ответил чёрный козлик.

— Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

— Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

— Ни за что! — кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать, без дружбы радости не бывать.

Вопросы для обсуждения:

— можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?

— как бы вы поступили на месте козликов?

— часто вы играете, и в итоге происходит конфликт.

Как его не допустить? Попробуем разобраться.

Упражнение 3. Игра «Армрестлинг»

Для участия в игре приглашаются по двое учащихся. Победитель получает сладкий приз, а проигравший — аплодисменты!

— А теперь подумайте, как сделать, чтобы приз получили оба игрока?

— Молодцы!

Занятие №6. Когда и почему возникает конфликт?

Задачи:

— обеспечить понимание детьми сущности, причин и последствий конфликта.

Оборудование: бумага, краски, картинка «Ослики».

Время: 30-40 минут.

Упражнение 1. Рисунок «Краски конфликта»

Ведущий дает детям бумагу и краски и предлагает изобразить конфликт теми цветами, которыми они его видят. Затем дети представляют свои работы группе и рассказывают, почему они изобразили конфликт в том или ином цвете.

Упражнение 2. Чтение и анализ сказки «Ссора птиц»

Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в неё попались разные птицы: вороны, скворцы, голуби. И стали они говорить друг другу:

— Соблазнила нас приманка, вот мы и попались. Давайте подумаем, как нам вырваться на волю. Будем стараться все как один, может, и освободимся.

Думали-думали, придумали.

— Давайте, — говорят, — все враз взмахнём крыльями и попробуем взлететь. Может, нам и удастся поднять сеть.

И правда, удалось — взмахнули крыльями, подняли сеть и полетели.

Увидел птицелов: сеть с птицами летит — прямо диву дался и побежал вдогонку. Наверху птицы в сети по воздуху летят, а внизу птицелов вдогонку бежит. Бежит и думает: «А ведь в сеть-то разные птицы попались! Глядишь, и перессорятся. А как перессорятся, быстро лететь не смогут — сеть их к земле потянет!»

Так оно и случилось. Сначала все птицы тащили сеть дружно, но немного погодя стали спорить.

Вороны закаркали:

— Никто так не старается, как мы, вороны! А если б мы ленились, подобно вам, прочим птицам, сеть давно уж упала бы на землю вместе со всеми нами!

Выслушали их голуби и рассердились.

— Будет вам, вороны! — сказали они. — Перестаньте бахвалиться! Мы больше вас стараемся!

Тут в спор вступили все остальные птицы, и началась у них перебранка. Когда дружба врозь, работа на лад не идёт. Заспорили птицы, перестали стараться — еле-еле крыльями машут, — вот сеть и стала опускаться на землю. Птицелов подбежал, схватил верёвку от сети и притянул к себе сеть вместе с птицами.

Унёс их и всех в клетки пересажал.

Вопросы для обсуждения:

— каким образом птицам удалось взлететь?

— почему им так и не удалось улететь от птицелова? — в чем была причина произошедшего между птицами конфликта? какими оказались последствия?

— можно ли было птицам иначе разрешить данный конфликт? как?

— сталкивались ли вы с подобными конфликтами? Как вам удалось их решить?

Упражнение 3. Анализ рисунков «Ослики»

Рассмотрите рисунки (рис. 4):

— какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

— похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

— как люди примиряются, приходят к согласию? как вы приходите к согласию?

Занятие №7. Последствия конфликта

Задачи:

— осознание возможных способов разрешения конфликтов и их последствий для себя и окружающих. Оборудование: не требуется.

 

Время: 30-40 минут.

Упражение 1. Тактильные действия, способствующие профилактике конфликтов и снятию напряжения

«Толкание». Два участника должны поднять руки над головами, взяться за руки, переплетая пальцы, и толкать друг друга таким образом, чтобы заставить противника прикоснуться к стене.

«Хлопнуть руками». Человек А протягивает руки ладонями вниз. Человек Б протягивает руки ладонями вверх и помещает их под руками человека А. Цель упражнения: Б старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направлении ладоней А. Как только Б начинает двигаться, А старается отодвинуть руки, перед тем как Б может хлопнуть по ним.

«Упругий мяч». Человека просят свернуться в «упругий мяч»; кто-то из группы, кого он выберет, «разворачивает» его, он может сопротивляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему сохранить положение, другие «развернуть» его.

Упражнения должны проводиться весело, если кто-то не захочет участвовать, не стоит его принуждать, лучше предложить позже присоединиться к остальным.

Упражение 2. «Какие чувства возникают во время ссоры и драки?»

Дети припоминают свои конфликтные ситуации и те ощущения и чувства, которые у них возникали, и по очереди называют их.

Упражение 3. Просмотр и обсуждение мультфильма «Раз горох, два горох...» (советский мультипликационный фильм режиссёра Александра Давы­дова по сказке Альберта Иванова «Как Хома и Суслик последнее поделили»).

Сюжет: суслик собирает на поле горох, готовясь к зиме, и встречает хомяка. Пока суслик разговаривал с хомяком, весь собранный им горох склевал воробей. Чтобы суслик не расстраивался, хомяк предлагает показать ему такое место, где гороха столько, что его «за сто лет не съешь».

Хомяк приводит суслика к амбару, где хранится горох. Забравшись по растущему рядом дереву, они проникают в амбар через маленькое окошко. Амбар доверху полон гороха. Вначале звери радуются и едят горох, но потом между ними вспыхивает ссора, и они начинают его делить.

Они проводят по гороху границу. Но вместо того чтобы есть свою часть гороха, они начинают его стеречь и охранять границу. В результате они ловят друг друга на том, что каждый из них воровал горох с чужой стороны. Между хомяком и сусликом завязывается драка. В пылу драки они кубарем выкатываются через окошко амбара на крышу, а оттуда по водосточной трубе попадают на землю.

Растерянные, они стоят перед амбаром. Вдруг на стоящее рядом дерево прилетает воробей и говорит им, что «от чужого добра не бывает добра».

В следующей сцене показывается, как хомяк и суслик сидят грустные и голодные, каждый в своей норке. Суслик перебирает солому в норке и находит горошину. Он хочет её съесть, но потом передумывает и выбегает с этой горошиной из норки. Навстречу ему бежит хомяк и протягивает ему тоже свою горошину.

Вопросы для обсуждения:

— из-за чего произошел конфликт между сусликом и хомяком?

— можно ли было избежать конфликта?

— к каким последствиям привел конфликт?

— как героям удалось справиться с конфликтом?

— что бы могло произойти, если бы конфликт не был разрешен?

Упражение 4. Пальчиковые игры

«Дружба». Дети делятся на пары и выполняют упражнение:

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать. Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять».

«Базар». Упражнение выполняется в паре: дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

 

 

На базар ходили мы (мизинцы),

Много груш там и хурмы (безымянные пальцы), Есть лимоны, апельсины (средние пальцы), Дыни, сливы, мандарины (указательные пальцы), Но купили мы арбуз (большие пальцы) —

Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх).

«Замок» (упражнение выполняется в паре, чтение стихотворения сопровождается действиями).

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог? (1)

Постучали (2),

Покрутили (3),

Потянули (4)

И открыли (5)!

Действия с пальчиками: пальчики переплести в замок, (1) раскачивать «замок» при чтении стиха; (2) постукивать основаниями ладоней обеих рук, не разрывая пальцы (не открывая замок); (3) не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну — вперед, другую — назад, так чередовать); (4) не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямить; (5) резко отпустить ладони, раскрыв замок, и развести руки широко в стороны.

Занятие №8. Я умею управлять собой

Задачи:

— способность к саморегуляции эмоциональных состояний и взаимоотношений с другими.

Оборудование: не требуется.

Время: 30-40 минут.

Упражнение 1. Пальчиковая игра «Помирились — поссорились»

Дети в парах по команде ведущего «Поссорились» дерутся указательными пальцами, по команде «Помирились» дети гладят пальчики в знак примирения. Упражнение выполняется около пяти минут. Ведущему следует наблюдать за тем, чтобы во время драки дети не перешли границу дозволенного (не начали драться руками и т. п.)

Упражнение 2. Разрешение конфликтных ситуаций

Общение — основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях.

Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

— будете плакать;

— ударите его;

— сделаете ему замечание;

— не скажете ничего;

— пожалуетесь учителю.

Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите?

—     будете плакать;

—     пожмёте плечами;

—     будете смеяться над ним;

— будете защищать товарища кулаками.

Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

—     пожалуетесь учителю;

—     будете кричать;

—     попытаетесь отобрать её;

— отлупите приятеля.

Упражнение 3. «Я умею точно выполнять требования» (развитие саморегуляции)

Ведущий предлагает детям в парах выполнить задание по сложной инструкции. Остальные определяют, кто из участников выполнил инструкцию правильно. Дети начинают действовать, предварительно прослушав инструкцию: «Подойдите к доске, возьмите мел в левую руку, нарисуйте три точки и один крестик, после этого сядьте на свое место»; «Подойдите к двери, два раза постучите по ней тихо, три раза подпрыгните, один раз мяукните, потом тихо сядьте на свое место».

В более сложном варианте инструкцию можно давать шепотом.

Упражнение 4. Игра «Скульптура конфликта»

Учащиеся делятся на группы по три человека и выбирают «скульптора». Он строит скульптурную группу «Конфликт» и занимает свое место в ней. После этого остальные ребята придумывают решение данного конфликта. Затем «скульптор» рассказывает свой вариант решения конфликта.

Рефлексия:

—    попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения;

— где в теле у «скульптур» чувствовалось напряжение?

— какие чувства и ассоциации появились в той или иной позе?

— обращается внимание на связь эмоциональной и физической напряженности.

III этап. Как правильно решать конфликты

Занятие №9. Как разрешать конфликты мирным путем?

Задачи:

— обучить способам выхода из конфликтной ситуации.

Оборудование: см. упражнение 3.

Время: 30-40 минут.

Упражнение 1. «Конфликтная ситуация»

Ведущий: «Ребята давайте попробуем разыграть ситуацию “В классе”. Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: “Сейчас же освободи мою парту!”».

Данная сцена разыгрывается несколько раз в разных вариантах. Нужно начать выяснение отношений: — с угрозы;

— с указаний и поучений («надо сначала убедиться, что это парта свободна, а только потом ее занимать»);

— с критики («если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту»);

— с обобщения («ты такой же бестолковый, как все новенькие»);

— не обращать внимания («он не достоин моего внимания»).

Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров, можно ли было не доводить дело до конфликта? Обсуждаются все варианты и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.

Упражнение 2. Просмотр и обсуждение мультфильма «Ссора» (режиссёр Валентина Костылева, 1978 г.)

О трогательной дружбе большого бегемота Топа и маленького барса Тутти, которые поссорились, но нашли в себе мужество простить друг друга.

Упражнение 3. «Ковер мира»

Игра «Ковер мира» предлагает вам хорошую стратегию разрешения конфликтов в классе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Материалы: кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.

Инструкция: «Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в группе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?

Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим “ковром мира”. Как только возникнет спор, “противники” могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на «ковер мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?»

После двух минут дискуссии предложите детям украсить «ковер мира»: «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в “ковер мира” нашей группы. Я напишу на нем имена всех учеников нашей группы, а вы должны мне помочь украсить его».

Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ковер мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте «ковер мира» исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «ковер мира» без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии.

 

 

«Ковер мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии (рис. 5, 6).

Анализ упражнения:

— почему так важен для нас «ковер мира»?

— что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

— почему недопустимо применение в споре насилия?

— что ты понимаешь под справедливостью?

Занятие №10. Учимся прощать

Задачи:

— формирование установки на позитивное разрешение конфликта;

— развитие гибкости адекватного использования различных приемов и способов взаимодействия в конфликте

Оборудование: не требуется.

Время: 30-40 минут.

Упражнение 1. «Как разрешать конфликтные ситуации»

Ведущий выбирает любую конфликтную ситуацию из тех, которые написали дети, зачитывает ее учащимся и предлагает вместе найти способы разрешения конфликта. Всевозможные варианты решения проблемы записываются на доске, затем обсуждается, какие из них были бы наиболее эффективными. Ведущий подчеркивает два лучших.

Вопросы для обсуждения:

— в чем причины конфликтов?

— как можно предотвратить конфликт?

— что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?

 

— какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?

Упражнение 2. Просмотр и обсуждение мультфильма «Обида» (режиссёр Раса Страутмане, 1979 г.)

Мультфильм о том, как один из четырех друзей (енот, крот, зайчонок и медвежонок) обиделся и как друзья помогли ему справиться с обидой.

Упражнение 3. Игра «Кукловоды»

Дети делятся на пары, в которых каждый участник по очереди становится «куклой» или «кукловодом». Кукловод управляет своей куклой, а та обязана ему подчиняться. Ведущий говорит кукловодам о том, что их куклы поссорились. Задача кукловодов помирить кукол: они могут подводить свою куклу к другим куклам и мириться с ними. Затем по команде ведущего дети меняются ролями в парах.

Занятие №11. Правила поведения в конфликте

Задачи:

— формирование навыков разрешения конфликтов; — формирование установки на позитивное разрешение конфликта.

Оборудование: ватман, журналы, фломастеры.

Время: 30-40 минут.

Упражнение 1. Практическая работа «Как разрешить конфликтную ситуацию?»

Ситуация №1. В класс пришла новая девочка. Очень симпатичная, хорошо одевается, хорошо учится. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками-мальчишками. Естественно, девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

Ситуация №2. На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Упражнение 2. Создание плаката-коллажа на тему «Мирись, мирись, мирись и больше не сердись»

Детям предоставляется лист ватмана, детские журналы с картинками, фломастеры и предлагается выполнить коллаж на тему «Мирись, мирись, мирись и больше не сердись».

После завершения работы детям предлагается рассказать о содержании выполненного ими коллажа, о том, что они там разместили, какие идеи и мысли в нем содержатся (рис. 7).

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Проведя анализ результатов формирующего исследования, мы можем констатировать положительную результативность проведенного нами проекта по формированию конфликтной компетентности у детей младшего школьного возраста.

Уровень конфликтной компетентности младших школьников значительно повысился, что проявилось в следующем:

а)    ребята стали более адекватно реагировать на ситуацию фрустрации, а также проявлять активную поведенческую реакцию в конфликте, нацеленную на конструктивное разрешение проблемы;

б)    среди младших школьников экспериментальной группы снизился уровень конфликтности, агрессивности поведения, проявления неконструктивных реакций в конфликтной ситуации (открытые проявления агрессии, обвинения, приписывание окружающим вины за сложившуюся ситуацию, враждебность, сожаление, негодование по поводу возникшего препятствия, склонность фиксироваться на переживании недовольства и досады без каких-либо попыток решить и устранить проблему) стали неприемлемы;

в)    после проведения формирующего эксперимента большинство школьников оказались способны самостоятельно разрешать простые конфликты и выстраивать поведение в проблемных ситуациях.

Диапазон поведенческих реакций в конфликтной ситуации до и после проведения формирующего эксперимента по степени конструктивности значительно изменился. Младшие школьники, участвовавшие в формирующем эксперименте, стали способны контролировать свое поведение, идти на диалог с оппонентом, проявлять сочувствие, прощать обидчика, самостоятельно решать проблемы, овладели способами мирного разрешения конфликта, способны обратиться за помощью к взрослому.

На примере диагностических данных, полученных в результате контрольного опроса, было выявлено, что после проведения эксперимента уровень конфликтной компетентности младших школьников определенно повысился: 100% опрошенных детей могут дать определение понятию «конфликт», для 90% младших школьников характерна конструктивная позиция в конфликтной ситуации, подавляющее большинство опрошенных (90%) знает мирные способы урегулирования конфликтов. Сравним с данными, полученными до проведения формирующего эксперимента: почти 40% младших школьников не способы дать определение понятию «конфликт», для 40% опрошенных характерна неконструктивная позиция в конфликте, практически 50% не знают мирных способов разрешения конфликтной ситуации.

Таким образом, зная особенности протекания конфликтов и их влияние на развитие личности в младшем школьном возрасте и используя данную краткосрочную программу, педагоги смогут обучить детей конструктивно разрешать конфликтные ситуации, а также предупреждать причины, порождающие их.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебно-воспитательный процесс в современной школе является отражением сложных, противоречивых процессов, происходящих в обществе в условиях его реформирования. Формирование опыта взаимоотношений и поведения в условиях разрешения конфликтных ситуаций является актуальной проблемой и, как показывает анализ практики, формировать такой опыт необходимо и возможно уже на ранней стадии обучения в начальной школе.

Традиционно управление конфликтами в школьных коллективах осуществляется по двум основным направлениям. Первым и главным из них является профилактика конфликтов, вторым и менее эффективным выступает разрешение/урегулирование уже возникших конфликтов.

Психолого-педагогическими условиями эффективной профилактики, на наш взгляд, выступают следующие:

а)    повышение профессиональной конфликтологи­ческой компетентности педагогов;

б)   постановка задач формирования конфликтоло­гической компетентности младших школьников в воспитательной работе, проводимой в начальной школе;

в)    введение в образовательный процесс специальной парциальной развивающей тематической программы, включающей психотехнические упражнения, тренировочные упражнения в разрешении конфликтов через игровое моделирование ситуаций из художественных произведений, социального опыта с использованием беседы, просмотра видеофрагментов мультфильмов и других методов и приемов.

На наш взгляд, огромную поддержку педагогам в этой работе может и должен оказать школьный психолог, обладающий для этой деятельности часто большей компетентностью, чем учитель. На сегодняшний день существуют разнообразные формы и методы работы с детьми младшего школьного возраста, позволяющие формировать конструктивные модели поведения, которые могут использовать как психологи, так и учителя начальных классов. Это всевозможные игры и упражнения на развитие сотрудничества и кооперации, коммуникации; инсценирование, ролевая игра, изо-терапия и другие техники, такие, как брейнсторминг, быстрое принятие решений, личные истории конфликтов, чтение историй, просмотр и обсуждение мультфильмов на тему конфликта, написание сказочных историй и многие другие. Используя этот арсенал целенаправленно, можно добиться повышения уровня конфликтной компетентности в младшем возрасте, подготовить детей к бесконфликтному взаимодействию в социуме, а значит, и обеспечить им в будущем возможность устойчивого развития в противоречивом социальном мире.

Литература

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. — М., 2008.
  2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — М.: Народное образование. 1995.
  3. Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. — Ереван, 1987.
  4. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга: Практическое руководство. — М., 1992.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб, 2008.
  6. Котова С.А., Граничина О.А., Савинова Л.Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение. — СПб, 2007.
  7. Котова С.А., Костикова В.И. Конфликтная компетентность младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. — Т. 2. — Вып. 2. Реализация идей устойчивого развития в начальном образовании: проблемы, поиски, решения. — СПб, 2011. — С. 155_162.
  8. Лисина М.М. Формирование личности ребенка в общении. — СПб, 2009.
  9. Мухина В.С. Детская психология. — М., 1985.
  10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. — Т 2. — М., 2007.
  11. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.: Просвещение, 1991.
  12. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. — Красноярск, 1996. В ходе создания проекта «Профилактика конфликтного поведения и формирование конфликтной компетентности у детей младшего школьного возраста» были использованы игры и упражнения из следующих источников:
  13. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6_10 лет. Программа «Я и Мы». — СПб, 2003.
  14. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. — М., 2008.
  15. Пилипко Н.В., Приглашение в мир общения. — Ч. 1, 2. — М., 1999, 2001.
  16. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М., 2005.
  17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. — М., 1998.
  18. Хухлаева О.В., Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1_4). — М., 2009.
  19. http://festival.1september.ru/articles/561011/
  20. http://kollegi.kz/publ/49_1_0_3891
  21. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/ task,viewlink/link_id,25131/Itemid,118/

Информация об авторах

Котова Светлана Аркадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: SA-Kotova@yandex.ru

Максим Василина Игоревна, магистр психологии, мастер, Института детства РГПУ им. А.И.Герцена

Метрики

Просмотров

Всего: 679
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 2084
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3