Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в вузе

283

Аннотация

Cтатья посвящена рассмотрению важного и, в то же время, проблемного вопроса организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в современном высшем учебном заведении. Автор рассматривает принципы, основные функции и формы, цели и задачи деятельности практических психологов по оказанию реальной помощи в организации учебного и воспитательного процессов.

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мандель Б.Р. Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в вузе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 2. С. 26–31. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n2/Mandel (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

Поднимать такой, казалось бы, уже навязший в зубах вопрос, конечно, не просто. Быть смелым и вновь открыть тему? Или это настоятельная потребность разобраться?

Развитие практической психологии у нас в значительной степени обусловило гуманизацию (и гармонизацию) всей педагогической системы и, наконец, в свое время привело к возникновению служб практической психологии образования в Российской Федерации.

История психологической службы образования в нашей стране, действительно, непродолжительна, тогда как мировая практика свидетельствует об ее интенсивном развитии во второй половине XX столетия в Великобритании, Франции, США, Канаде, Японии. В 1988 г. вышло Постановление о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, и с данного времени начинается, собственно, организация психологической службы образования. Как указывалось в решении коллегии Министерства образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации» от 19.03.95 г., введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному; от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития; помогло переориентации сознания учителя от школо- центризма к детоцентризму; формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному специалисту в образовательных учреждениях; разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании; сделало возможным экспертизу и проектирование развивающей среды. И в начале XXI века в России сложилась уже не только законодательная база для существования и развития службы, но и система подготовки и переподготовки специалистов психологов-практиков. Только в Москве в 2010-2013 гг. обучение в сфере практической психологии проводили более 80 факультетов различных государственных и негосударственных вузов. Деятельность психологической службы в системе народного образования обеспечивается сегодня специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности психология или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». В настоящее время служба охватывает всю систему образования от детского сада, школы, учреждений начального профессионального образования до вузов; от детского дома, школы-интерната до элитных частных учебных заведений. Заметим: ... до вузов! Хотя разговор начинался только с проблем школьной психологической службы. А вузы? Студенты достаточно взрослые? Зачем заниматься психологическим обеспечением того, кто добровольно пришел получать высшее профессиональное образование?

Вообще, мы понимаем: развитие практической психологии и психологических служб различной направленности реально содействует переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменение всей образовательной ситуации в стране. Служба практической психологии уже сегодня доказала свою эффективность в решении широкого спектра таких проблем, как проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи при работе с семьями, обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе, в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях. И сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования (на всех ступенях), обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Это не только гордые слова, это и правда, хотя, бывает, и горькая — все ли школы и вузы могут похвастаться тем, что в их штате есть психолог? Возможно, речь должна идти о проверке деятельности подобного специалиста, о проверке временем, о проверке и существующей (а существующей ли?) критери­альной основы работы психолога, о проверке часто непроверяемого, виртуального или, если хотите, даже мистического, что может быть оценено только спустя много лет.

Важнейшими условиями эффективности работы такой службы является правильное понимание самим психологом и педагогическими работниками/профессорско-преподавательс- ким составом/администрацией учебных заведений существа профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к школьнику или студенту, курсанту, учащемуся консерватории в решении проблем учебно-воспитательного учреждения и, по возможности, проблем личностных, социальных.

Психологическая служба [в идеале] осуществляет свою деятельность в вузе в тесном контакте с кураторами и родителями или лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями и соответствующими подразделениями полиции, занимающимися делами молодежи и юношества, представителями общественных организаций, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии юношей и девушек. Кстати, многие ли вузы могут рассказать о системе, как это ни удивительно звучит, родительских собраний (отмечу опыт Новосибирского гуманитарного института — ежегодные родительские собрания для первого и второго курсов дневного отделения)? Для обеспечения успешной работы психолого-педагогической службы необходимы постоянные и, конечно, творческие контакты и с медицинскими учреждениями.

Итак, дано: под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — [обязательно] взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого. Сопровождение — особый вид взаимодействия, целевым назначением которого выступает научение субъекта развития искусству предупреждения и решения проблем наиболее позитивным для развития методом. А употребление понятия «психолого-педагогическое сопровождение» подчеркивает единство педагогического и психологического в решении проблем развития человека.

Вместе с тем, как показывает педагогическая практика, еще (и это просто странно!) недостаточно изучены механизмы и закономерности формирования профессионально важных качеств, их динамика в ходе профессионального развития; нечетко определены критерии, педагогические показатели и уровни профессионального совершенствования в вузах; недостаточно внимания уделено целостному, системному анализу их профессионального становления и развития. А ведь профессиональные способности следует рассматривать не как изначально присущие человеку, а как потенциальную динамическую структуру, тесно связанную с пространственно-временными и другими структурными характеристиками социального и профессионального окружения будущего специалиста. Профессиональные способности являются необходимой составляющей индивидуального ресурса профессионального развития. Можно выделить два направления при определении составляющих индивидуального ресурса профессионального развития, обеспечиваемого психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса:

— использование результатов определения индивидуального ресурса профессионального развития: данные о психологических особенностях как конкретного человека, так и совокупности членов данного профессионального сообщества (студенческой группы, факультета, вуза). Полученные при этом данные могут и должны быть использованы при решении различных задач психологического обеспечения профессиональной деятельности. Данные, раскрывающие психологический потенциал будущего специалиста, его возможности и ограничения, являются исходной информацией для психологического обеспечения профессиональной деятельности, средств и способов подготовки;

— привлечение всей совокупности мероприятий по психологическому обеспечению эффективной профессиональной деятельности, позволяющих развивать профессионально важные качества и функции человека, повышать его резервные возможности, компенсировать те или иные ограничения и пр. для эффективного использования имеющегося у человека потенциала. Активность таких мероприятий заключается и в том, что их проведение не ограничивается констатацией «диагноза» или «прогноза», а используется для коррекции профессиональных планов студента.

Перед нами явственно выступает принцип динамичности — при определении индивидуального ресурса профессионального развития и показателей профессионализма должны предусматриваться возможности изменения критериев оценки. Потребность в смещении психологических критериев в сторону их повышения или снижения возникает вследствие периодических изменений профессиональных требований в связи с постановкой новых профессиональных задач, изменением условий деятельности и т. д.

Индивидуальный потенциал профессионального развития будущего специалиста должен рассматриваться как системное свойство, имеющее множественную и разноуровневую детерминацию. Попробовать раскрыть индивидуальный ресурс профессионального развития студента можно и должно на основе анализа взаимосвязей:

—   индивидуального ресурса профессионального развития и процесса жизненного и профессионального пути;

—   индивидуального ресурса профессионального развития и процесса профессиональной деятельности;

—   индивидуального ресурса профессионального развития и свойств профессионала (как индивида, личности, субъекта труда, индивидуальности). Можно считать продуктивным использование, назовем его так, синдромного подхода (его преимущества определяются как в медицине: возможностью формулировать диагноз в терминах, задающих направление коррекции — в данном случае — психологической).

Поскольку профессионализм является интегральной характеристикой профессионала, его деятельности и общения, то, например, такие факторы, как профессионально важные качества, сформированные ранее знания, умения и навыки, предшествующая успешность или неуспешность, а также профессиональная компетентность и имеющийся у будущего специалиста профессиональный и социальный опыт, могут быть включены в исходные предпосылки формирования синдрома профессионализма. Но при этом они же являются факторами формирования профессиональной личности. Однако, поскольку профессиональная личность формируется в процессе деятельности и общения, то в ходе обучения, которое рассматривается как процесс освоения профессиональной роли, претерпевает изменение структура профессионально важных качеств, происходит дальнейшее формирование и развитие знаний и умений, их «встраивание» в личность, развивается профессиональный опыт. Все это не только влияет на характеристики деятельности и особенности профессионального взаимодействия, но и становится на следующем этапе профессионального становления исходной предпосылкой. Показатели профессиональной успешности, в том числе: эффективность, надежность и качество профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом и высокая профессиональная мотивация, продуктивный уровень психологической напряженности и др. психологические факторы, — могут рассматриваются как важные координаты структуры модели профессионализма. А профессионализм мы рассматриваем как сложное системное образование. Из теории систем известен «постулат развития», согласно которому длительное существование системы невозможно без ее развития, в противном случае система деградирует — разрушается. Отсюда следует, что профессионализм как системное качество человека может (и должен) развиваться, и при отсутствии развития произойдет его разрушение. Овладение профессией является одной из главных составляющих эффективной профессиональной деятельности.

Отсюда тоже можно попробовать определить основные цели психологической службы: содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на возрастных этапах юношества, молодости, зрелости, развитие способностей и склонностей, изучение особенностей психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.

И, без сомнения, одной из основных целей службы психолого-педагогического сопровождения является обеспечение психического и психологического здоровья обучающихся.

Основная цель совершенствования психолого­педагогического сопровождения профессионального развития студентов может рассматриваться и как постоянный мониторинг этого процесса. Необходимой представляется обратная связь, имеющая отношение к результатам, которую следует установить со всеми педагогами. Это инструментарий, благодаря которому можно судить о различных аспектах психолого-педагогического сопровождения, в том числе, о мере включенности в этот процесс педагогов, каналах коммуникации, идущих «снизу вверх» и наоборот. Введение в практику вузов психолого-педагогического сопровождения, полагаем, дает некоторые преимущества: апробация определенного образца, за внедрением которого ведется систематическое наблюдение, становится первым шагом в реализации задач профессионального развития и педагогов, и студентов. Правда, апробирование систем психолого-педагогического сопровождения может выявить необходимость перемен. Это могут быть и изменения самой системы, и отдельных аспектов организационного контекста. Разработка и реализация процесса психолого-педагогического сопровождения часто как бы повторяется заново, а проведение обратной связи делает петлю: выделяются проблемы, которые нужно решить, и по истечении определенного периода времени новая система может быть введена более эффективно. Чем экстенсивнее перемены, тем больше времени потребуется на их осуществление: большинство преобразований, связанных с профессиональным становлением студентов, часто оказывается довольно продолжительным по времени.

Конечно, любую новую, авторскую систему психолого-педагогического сопровождения нельзя внедрить, полагая, что все пройдет гладко, без проблем, — необходимо руководить этим процессом и оказывать ему поддержку. В частности, важно иметь инфраструктуру, способствующую коммуникации в рамках вуза — самой привычной комбинацией методов коммуникации является использование цепочки субъектов управления образовательным процессом в сочетании, например, с регулярными письменными отчетами. Но есть и более широкий аспект психолого-педагогического сопровождения — постоянное информирование педагогов, психологов, кураторов о происходящем. Таким образом, средства коммуникации можно разнообразить. Правда, заметим, случаи использования в вузе коммуникаций, осуществляемых «снизу вверх», восходящих, встречаются относительно редко. Обычно они принимают форму обсуждения предложений или исследования особенностей отношений психологов и педагогов к тому или иному аспекту профессиональной деятельности. Для психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса вуза необходимо, чтобы всегда принимались во внимание конкретные оценки, полученные в обследованиях отношения к труду, результаты процедур мониторинга и оценки, направленные на изменение, если это необходимо, практики обучения студентов.

Сегодня в ходу такое замечательное определение, как инновационное мышление педагогов и психологов, что, кроме всего прочего, предполагает четкое понимание ими своей роли, ясности, приоритетнос­ти, сложности, имеющихся у них целей, установленной ими обратной связи.

Кстати, можно выделить и критерии психологической оценки работы преподавательского состава по осуществлению психолого-педагогического сопровождения:

—   фактор оптимистичности — измерение удовлетворенности работой и обязательства. Следует спрашивать о том, какие ощущения испытывают работники или что они чувствуют, например, по отношению к своему руководству (при этом речь идет о личной идентификации, включенности и лояльности) — здесь важно оценить степень удовлетворенности педагогов и психологов своей работой;

—   индекс деятельности — показатель удовлетворенности системой организации обучения студентов. Он выводится из оценок главных аспектов: внутренней коммуникации, внешней коммуникации, личной оценки, проверки педагогической деятельности, планирования, общих целей и направления развития вуза;

— мониторинг системы психолого-педагогического сопровождения — он, конечно, должен соответствовать целям развития, обучения и воспитания в вузе. Возможны несколько уровней проводимого мониторинга — существующие процедуры психолого-педагогического сопровождения профессионального становления могут быть отслежены с разных сторон: проанализировано содержание образовательного процесса, что предполагает выяснение того, насколько система психолого­педагогического сопровождения соответствует установленным целям, и в какой мере направления оказываются подходящими.

Вузы, для которых обычной практикой является мониторинг, могут более достоверно оценивать сложившуюся ситуацию, а это уже важный шаг в совершенствовании системы психолого-педагогического сопровождения.

Подобное обстоятельство укрепляет потребность воспринимать оценивание в качестве составной части управления педагогической деятельностью. Система психолого-педагогического сопровождения охватывает многие конкретные процедуры и события, среди которых и анализ качества подготовки выпускников.

Мониторинг, который точно сфокусирован на проблемах вуза, может представлять диагностическую ценность, показывая, какие процедуры оправдывают себя, а какие требуется улучшить в самом ходе психолого-педагогического сопровождения.

Среди методов, которые можно использовать для сбора информации, — беседы с педагогическим составом и студентами, групповые обсуждения и анкеты. Комбинация их более полезна, поскольку каждый способ в отдельности имеет свои преимущества и недостатки.

Нам, в принципе, достоверно известно: основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру обучающегося — к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, окружающим, взрослым (родителям, знакомым, педагогам и т. д.), к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. И эта, повторим, главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье — связана, прежде всего, с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого обучающегося. И цель эта может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания на разных этапах работы, когда происходит стыковка представлений, понимания, умений профессорско-преподавательского (нет, лучше сказать педагогического) коллектива людей, работающих с обучающимися. Психолого-педагогическое сопровождение может рассматриваться как особый вид вузовской образовательной практики, которая должна основываться на глубокой и точной теории, определяющей конкретные механизмы и динамику развития психики молодого человека.

Итак, конкретизируем основные задачи психологической службы образования:

—   реализация в работе возможностей, резервов возрастного развития;

—   развитие индивидуальных особенностей обучающихся — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

—   создание благоприятного для развития психологического климата (в вузе), который определяется организацией продуктивного общения молодых людей с взрослыми и сверстниками;

—   оказание своевременной психологической помощи и поддержки студентам, педагогам (возможно, родителям).

Основным средством достижения поставленной цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания молодым человеком своего возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Поэтому деятельность психологической службы образования и направлена на создание таких условий, обеспечивающих духовное развитие каждого, его душевный комфорт (что и лежит в основе психологического здоровья). Но, конечно, психолог создает необходимые условия только вместе с преподавательским составом (и иногда с родителями и близкими обучающихся).

Отсюда следует: содействие психическому, психофизическому и личностному развитию молодых людей и есть главная задача, при выполнении которой может вполне определенно состояться:

—   обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на данном возрастном этапе; реализация возможностей, резервов развития;

—   обеспечение индивидуального подхода к каждому; развитие индивидуальных особенностей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

—   психолого-педагогическое изучение;

—   профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;

—   социально-психологическая реабилитация, особый подход к студентам, оставшимся без попечения родителей, сиротам, самостоятельно зарабатывающим на обучение, с возможными отклонениями в физическом или даже умственном развитии;

—   оказание помощи молодым людям, педагогам, родителям в экстремальных и критических ситуациях;

—   консультирование родителей, родных, близких по вопросам воспитания и обучения, создания благоприятного семейного микроклимата;

—   оказание своевременной психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса.

В завершение отметим: психологическая служба образования, психолого-педагогическая поддержка образовательного процесса — не просто важная часть целостной системы образования, это интегральное явление, представляющее собой единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов, и как для вполне научной, и уж точно — практической части нашего учебно-воспитательного процесса, психологическое сопровождение можно определить по актуальности и перспективности: — в рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании, с нарушениями в поведении, с трудностями в общении (в той или иной системе отношений) и т. п.;

— в рамках перспективного направления осуществляются, реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей студентов, их потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования психологической готовности к созидательной жизни и профессиональной деятельности в обществе (а это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития всех и каждого).

Оба направления связаны между собой, влияют друг на друга, но определяющим в достижении целей службы психолого-педагогического сопровождения, естественно, является все-таки перспективное направление.

Педагогическая и психологическая практика работы вузов показали принципиальные отличия в ментальности психологов и педагогов, которые ищут причину возможных сложностей в общении педагогов и психологов. Многие преподаватели не сразу признают психологов: требуется терпение, тактичность, благожелательность в общении, признание за каждым человеком права на сомнение. Но педагог и психолог все же являются единомышленниками, включаются в одно общее дело, реализуя, вместе с тем, каждый свои специфические задачи, выполняя свои функции. В этих совместных усилиях постоянно должно сохраняться стремление психолога и педагога понять особенности молодого человека как формирующейся личности с учетом условий его жизни, истории воспитания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей, специфических особенностей общения в разных системах взаимоотношений (со сверстниками, родителями, учителями). И выполнение этих условий в значительной степени определяет успех сотрудничества по достижению намеченных целей и задач, сохранению содержания мотивов и смыслов как в рамках вышеназванных актуального и перспективного направлений.

Сформированная в логике психолого-педагогического сопровождения развития каждого студента профессиональная позиция, несомненно, характеризуется целым рядом составляющих:

—   осознаваемая стратегическая цель — формирование определенных психических способностей личности, соответствующих тем связям и отношениям, внутри которых эта личность должна жить в обществе с опорой на собственные ресурсы. Ситуативные педагогические воздействия подчинены стратегической цели;

—   вариативность телесных и словесных реакций в ответ на разнообразие проявлений, гибкость поведения;

—   педагогическое и психологическое воздействие выстраивается на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях студента;

—   терпимость и принятие разнообразных форм поведения, которое рассматривается как естественная природа молодого человека, все еще требующая оформления и организации;

—   владение знаниями по возрастной психологии;

—   действия взрослого направлены на поддержание дружеских, партнерских отношений, позволяющих обеспечить молодому человеку поддержку в становлении самостоятельности;

—   желание побыть вне контакта с взрослым, «дозирование» общения воспринимаются как достижение, переживаются легко и естественно.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что психолого-педагогическое сопровождение, и это главное, должно опираться на формирование особого типа отношений, которые в течение длительного времени гарантируют студенту и доброжелательное принятие, и поддержку, и помощь.

Информация об авторах

Мандель Борис Рувимович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и педагогики психологического факультета, профессор, Новосибирский гуманитарный институт, профессор Российской академии естествознания, член Европейской академии естествознания, Новосибирск, Россия, e-mail: boruvman@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 687
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 283
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1