Учебник счастья

251

Общая информация

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Для цитаты: Сычев В.А. Учебник счастья [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 2. С. 74–86. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n2/Sychev (дата обращения: 24.04.2024)

Полный текст

ЧАСТЬ 1. ЭВОЛЮЦИЯ

Можно не согласиться с риторикой любимого писателя, высказывание которого выбрано в качестве эпиграфа, слова «обязан», «виноват» «режут» слух современного читателя, время было такое, было принято искать тех, кто виноват, и нам теперь остается только вздыхать — что делать. Однако нельзя не признать, что гений великого писателя и здесь проник в суть вопроса, одного из величайших вопросов всех времен и народов — как стать счастливым?

Несколько лет назад в прессе появилась заметка о том, что в одной скандинавской стране начали преподавать уроки счастья. А что в нашей стране, может быть, наши дети не нуждаются в таких уроках? Отнюдь. В отличие от Скандинавских стран, наша страна занимает одно из последних мест в рейтингах счастья. Перед вами первая попытка объяснить некоторые сложные понятия в доступной для детей форме, поэтому не судите ее строго. Безусловно представленные ниже материалы нужно обсуждать, улучшать, дорабатывать, но только не откладывать в долгий ящик, потому что в этом случае мы благополучно отложим попытки научить наших детей быть счастливыми еще лет на десять.

Представленная ниже работа — результат многолетних размышлений автора над данным вопросом — состоит из двух частей. Первая, та которую вы сейчас читаете, называется «Эволюция» и предназначена для взрослых, для родителей, педагогов и других специалистов. Ее цель — объяснить понятие счастья с научной точки зрения. Вторая, как и вся работа, называется «Учебник счастья», предназначена для детей и, в свою очередь, состоит из трех разделов. Первый называется «Счастье» и предназначен для детей от семи до десяти лет. Цель этого раздела — как можно раньше привить ребенку позитивное мироощущение.

Второй называется «Добро и зло» и предназначен для детей от одиннадцати до пятнадцати лет.

Его цель — объяснить ребенку значение таких важных слов, как «добро», «зло» и т. д. Последний раздел называется «Смысл жизни». Предназначен для детей от шестнадцати до восемнадцати лет. Его цель — спровоцировать у подростка желание размышлять, отстаивать свои мысли и реализовывать свою точку зрения.

Что нужно делать, чтобы быть счастливым?

Прежде всего, нужно понимать, что никто и ничто не сделают человека счастливым, пока он сам не захочет этого и не разрешит себе быть счастливым.

Человек, который хочет быть счастливым, должен развивать процесс получения удовольствия и работать над положительной оценкой действительности. Как мы видим, счастье крайне субъективное состояние, и внешние факторы не могут напрямую влиять на него. Они могут только способствовать или препятствовать получению счастья, но напрямую на состояние счастья влияет только наша оценка внешних факторов. Исключением являются, конечно, агрессивные факторы, вызывающие сильные рефлекторные реакции, такие как боль, страх и т. д. Они делают невозможным, за редким исключением, процесс получения удовольствия еще на первой ступени, но следует понимать, что даже в этих случаях препятствуют процессу не сами факторы, а наша рефлекторная реакция: боль, страх и т. д.

Чаще всего состояние счастья длится недолго, обычно несколько минут. Для получения стабильного и продолжительного состояния необходима удовлетворенность настоящим и уверенность в будущем. Влияет также и сила положительного подкрепления (вид химического вещества, вызвавшего удовольствие и т. д.), например, влюбленный человек может длительное время быть счастлив, даже если не очень положительно оценивает свое настоявшее и будущее.

Желающий быть счастливым человек должен учиться получать удовольствие от правильных вещей.

Ни садист, ни мазохист, ни человек, который получает удовольствие от того, что жалеет себя, не будут счастливы. Получая удовольствие, они понимают, что поступают неправильно, а соответственно, физически не могут быть счастливы.

Одним из основных чувств, мешающих нам быть счастливыми, является чувство вины. К сожалению, вина — это то чувство, с которым многим из нас приходится жить постоянно. Существует даже такой стиль общения, при котором участник диалога, пытающийся доминировать, всеми способами заставляет оппонента чувствовать вину. Говоря простым языком, кто первый «наехал», тот и прав. К несчастью, в прямом смысле слова, такой способ ведения разговора принят не только в криминальной среде, он является частью организационной культуры многих компаний и некоторых семей.

Счастливый человек — это тот, кто хочет быть счастливым, умеет быть счастливым и не испытывает чувства вины.

Вообще чувство вины можно назвать механизмом отмены. Понятно, что кроме вины убийцами счастья могут быть и похожие чувства либо чувства, являющиеся как бы обратной стороной вины, например, зависть. Конечно, как мы уже говорили, существует механизм отмены удовольствия на первой ступени: боль, страх, ненависть и т. д. Счастливый человек должен уметь прощать окружающих и себя.

Остановимся немного подробнее на механизме отмены удовольствия. На самом деле, это просто другая сторона на шкале эмоций. На одной стороне удовольствие, счастье, на другой неприятные эмоции. В процессе поучения отрицательных эмоций, так же как и в процессе получения положительных, огромное значение имеют химические вещества, выделяемые в мозг. Отрицательные эмоции так же важны для организма, как и положительные, об этом мы поговорим ниже, но продолжительный, затянувшийся стресс, безусловно, вреден, а в некоторых случаях опасен, для организма. Для темы нашего рассуждения важно то, что если человек длительное время испытывает отрицательные эмоции в результате перманентно возникающих проблем, сложностей, неуверенности в своем будущем и т. д., испытывать в это время счастье ему намного сложнее. Безусловно, испытывать счастье возможно и во время затянувшегося стресса, но делать это намного сложнее и длительность счастливых моментов будет небольшой.

Что делать в такой ситуации, которая, к слову сказать, возникает у большинства людей с незавидной регулярностью.

Для начала попробуем в ней разобраться, разделив возникающие проблемы на две группы.

К первой, назовем ее «Проблемы качества жизни», отнесем ситуации, при которых не соблюдаются физиологические нормы существования человека. Когда возникшая ситуация не позволяет высыпаться, нормально питаться, превышен уровень шума, концентрация вредных веществ и т. д. Например, ухаживая за больным родственником, человек не может нормально высыпаться, или употребляемая еда не содержит необходимых микроэлементов, или употребляются лекарства, вызывающие у человека осложнения и т. д. В этих случаях единственным решением является попытка устранить или минимизировать воздействие вредных внешних факторов.

Ко второй группе мы отнесем проблемы, связанные с нашей оценкой действительности, и назовем ее «Проблемы восприятия». Возникают они следующим образом. Наш мозг оценивает существующую ситуацию и находит в памяти похожие воспоминания, и если воспоминания связаны с негативными эмоциями, мы начинаем и в данный момент их испытывать. Такие проблемы, несмотря, на то, что все они находятся в нашей голове, решить еще сложнее. Во многих случаях человек пытается убедить себя, что переживания бесполезны, будет он переживать или нет ситуация от этого не улучшится. Он произносит фразу «у меня все хорошо», но лучше не становится. Более опытные люди, прошедшие дальше по пути самопознания, пытаются разобраться, из-за чего они испытывают неприятные эмоции. Они задают себе вопрос «Почему мне плохо»? — и раскладывают свои ощущения по пунктам, объясняют себе, что решить некоторые проблемы не так и сложно, а некоторые сложности, наоборот, являются возможностью. Например, человек задает себе вопрос «Почему мне плохо?». И выясняет следующее: первая причина лежит на поверхности — он потерял работу, но и ее удается разбить на части. В частности, он переживает из-за того, что:

1.   нечем будет кормить семью;

2.   сложно найти новую работу;

3.   жена перестанет его уважать, если он не будет приносить в дом денег;

4.   в этом году съездить в отпуск не получится из-за отсутствия средств.

Он может убедить себя, что:

1.   имеющихся запасов и накопленных средств хватит на несколько месяцев, особенно если тратить деньги с расчетом;

2.   если составить план поиска работы, то сложный вопрос будет разбит на несколько простых, а самое главное, появляется новая возможность — возможность найти более достойную и интересную работу;

3.   если поговорить с женой и объяснить ей ситуацию, то предстоящее испытание может даже сплотить семью;

4.   в отпуск можно съездить и в конце года, когда путевки будут значительно дешевле.

Назовем этот метод выхода из проблемной ситуации — «Позитивное планирование».

Часто такое разделение помогает избавиться от постоянно гнетущих проблем, но, к сожалению, далеко не всегда.

Рассмотрим, как возникает такая ситуация. Сложность ее заключается в том, что негативные эмоции продиктованы не сиюминутными ощущениями, а похожими воспоминаниями, напрямую связанными с негативными эмоциями. Поэтому зачастую бесполезно убеждать себя в том, что сейчас все хорошо, источник негативных эмоций, находится не в настоящем, а в прошлом. Вернемся к нашему примеру. Человек потерял работу, наше пожсознание моментально находит аналогию. В прошлый раз, когда у него отсутствовала работа, он испытывал негативные эмоции. Девушка его бросила, вести привычный образ жизни не позволяли средства, отдых сорвался, а чтобы найти новую работу, нужно было пройти много унизительных собеседований. Соответственно, пока эта ситуация будет продолжаться, подсознание будет постоянно находить негативные воспоминания, и человек будет чувствовать себя плохо. Убеждения в этом случае малоэффективны. Наше подсознание не принимает доводов сознания. Есть существующая ситуация, есть негативные аналогии. И это значит, что мы не можем обмануть себя, внушив себе фразу «Все хорошо». Исключение, к слову сказать, составляет методика самовнушения — аутотренинга. Много раз повторенная фраза, обрастает различными ассоциациями и становится частью того материала, которым оперирует подсознание (впрочем, считается что и в этом случае слова «все хорошо» не работают, для самовнушения нужно использовать более конкретные фразы). Но вернемся к нашим рассуждениям. Рассмотрим методику, которая может помочь в этом случае. Ученые утверждают, что каждый раз, когда мы что-нибудь вспоминаем, мы переписываем этот эпизод памяти в новое место (в момент нового запоминания активизируется новая группа клеток мозга). Этот эффект используется в методике психоанализа. Мы тоже можем его использовать, немного модернизировав, проведя, если можно так сказать, самопсихоанализ. Необходимо найти травмирующие вас воспоминания и вспомнить ситуацию, попытавшись при этом испытывать положительные эмоции. Можно повторять про себя: «на самом деле это было очень весело», или «ситуация была очень смешной», или «как здорово я тогда развлекся» и т. п. В этом случае мы перепишем эпизод памяти, и он обрастет новыми ассоциациями. В том числе будет связан с положительными эмоциями. Назовем такой метод снижения влияния отрицательных эмоций в стрессовой ситуации — «Перезапись».

 

Конечно, применять эту методику и вообще управлять своими эмоциями неподготовленному человеку, очень сложно. Необходимо долго работать над собой. И начать эту работу можно с того, что научиться понимать себя. Например, научиться понимать, почему именно в этот момент в голове появилась именно эта мысль. Кстати, небольшой совет тем, кто решит учиться управлять своими эмоциями. Во-первых, надо понимать, что человек не может управлять всеми эмоциями и делать это всегда. В основном, он может научаться только изменять их интенсивность. Во-вторых, если мы уже начали испытывать какую-либо эмоцию, то управлять ей становится практически невозможно. Можно только пробовать затормозить работу мозга и успокоиться. Но мы можем управлять эмоциями, управляя причинами их возникновения. Например, не допускать каких-либо событий, которые непременно нас расстроят. Или акцентируя внимание на приятных моментах и т. д.

Лучшим решением, как всегда, наверное, будет являться комбинация обоих методов: «Перезаписи» и «Позитивного планирования». В этом случае нужно сначала найти травмирующие воспоминания, попытаться связать их с позитивными эмоциями и новыми воспоминаниями, а затем спланировать решение проблем. Напомним о том, что для применения обозначенных выше методик необходимо научиться понимать свои мысли и ощущения. Неподготовленный человек вряд ли сможет применить их эффективно с первого раза. И, конечно, следует понимать, что указанные методики не являются панацеей, которая позволит решить раз и навсегда все проблемы (причина, как говорилось выше, в сложности и многогранности процессов, протекающих в мозгу). Но, тем не менее, они работают. И при умелом применении могут значительно улучшить восприятие окружающей действительности и помочь избежать в некоторых случаях тяжелых последствий длительного воздействия стрессовой ситуации.

Важным является понимание того, что счастье — непродолжительное состояние. Нельзя постоянно быть счастливым — по многим причинам, приведем только две из них: система внутренней мотивации человека построена на стремлении к улучшению эмоционального состояния. А в данном случае, возможно, будет только его ухудшение. Говоря простым языком, все, что не происходит, будет нас расстраивать. Вторая причина: при состоянии счастья, как мы уже говорили, в мозг выделяются химические вещества, вызывающие эйфорию. И их избыток может быть вреден для организма (недостаток тоже очень опасен). Вывод: главная цель человека — да и государства — не должна заключаться в достижении постоянного состояния счастья. Это невозможно и вредно. Но это состояние — необходимая составляющая развития человека и общества.

Мы не можем напрямую управлять своими инстинктами, но мы можем учиться получать удовольствие от жизни. Мы можем корректировать оценку мозгом нового, работая над позитивным восприятием мира. Притом чем раньше начать это делать, тем большее количество воспоминаний будет носить положительную эмоциональную окраску и, соответственно, большее количество ситуаций, через ассоциации, будут вызывать положительные эмоции. Мы можем корректировать систему псевдоинстинктов[1] — как свою индивидуально, так и общую всем сообществом или государством. Получается, что мы можем в той или иной мере влиять на все составляющие процесса получения счастья. За дело, друзья! Хочется искренне пожелать всем нам научиться быть счастливыми и, самое главное, научить этому наших детей.

ЧАСТЬ 2.

Раздел 1: счастье

Счастье — это момент получения удовольствия от тех явлений жизни, которые мы считаем правильными.

Сколько длится счастье

Вопреки мнению многих людей, счастье мимолетное явление. Обычно ощущение счастья длится от нескольких секунд до нескольких минут. Поднял голову, увидел облака белые, но все разные, а само небо голубое-голубое и какое-то бездонное, аж дух захватывает. Посмотрел минуту и побежал дальше по тропинке до края луга в лес за грибами. Дольше всего состояние счастья длится, когда человек кого-то очень сильно любит, но и это проходит. Что же получается, большую часть времени мы несчастны? Необязательно, достаточно хотя бы два-три раза в день быть счастливым, и ты проживешь счастливый день. А из счастливых дней сложится жизнь, в которой было много счастья.

Итак, ощущение счастья длится от нескольких секунд до нескольких минут, но нескольких мгновений счастья в день достаточно для счастливой жизни.

От чего нужно получать удовольствие?

Но всему ли можно радоваться, чтобы быть счастливым? Нет. Помните? Счастье — это момент получения удовольствия от тех явлений жизни, которые мы считаем правильными. Будет ли счастлив мальчик, который получает удовольствие от того, что отрывает крылья бабочке, или девочка, которая с наслаждением размышляет о том, как ей плохо, потому что ее никто не любит, а подруги все злые, а она одна? Нет. Совесть не даст этим людям быть счастливыми.

Счастливым может быть человек, наблюдающий закат или восход, любующийся красивой картиной или слушающий хорошую музыку, пробующий вкусную еду (только нужно помнить, что не вся еда и не все напитки являются полезными), занимающийся любимым делом, ну и, конечно, общающийся с любимым животным или с любимым человеком. Очень, очень много в мире вещей, которые могут сделать вас счастливыми.

Итак, удовольствие надо получать от правильных вещей.

В любых условиях можно быть

как счастливым, так и несчастным

«Жизнь постоянно посылает нам испытания», говорят взрослые. Но поверьте, окружающей природе совершенно нет до нас дела. Идет дождь, он не имеет эмоций, и только нам решать, будем ли мы радоваться ему и весело бегать по лужам или будем сидеть дома и лить слезы. Да, бывают ситуации очень неприятные, особенно те, которые люди создают себе сами или друг другу. Можно нахватать плохих оценок, сломать ногу. Наконец, у вас может умереть любимое животное. Всякое бывает. Но даже в таких ситуациях, после того как вы примете меры для исправления ошибок, позаботитесь о своем выздоровлении или отдадите долг памяти любимому животному, нужно найти в себе силы и отыскать в своей жизни положительные моменты, порадоваться им и жить дальше, как в сказке — долго и счастливо.

Мы с вами поняли, что в любой ситуации человек может быть или счастливым, или несчастным. Вот вам еще один пример. Однажды мы с моей дочкой Соней пошли на рыбалку. Надо признать, берег реки был низкий, место топкое, и под ногами попадались не только трава, но и грязь, особенно на тропинках. К тому же в это время года было много комаров. Конечно, Соня сразу запросилась домой. Она сказала, что здесь очень плохо, что все некрасивое и грязное, и комары очень больно кусаются. Я выломал ей ветку, которой можно было отгонять комаров, посоветовал сойти с грязной тропинки на полянку и поднять голову, а там .... Шумела березовая роща, ведь у нас на берегу растут прекрасные белые березы. И вот прошло пять минут, и моя Соня весело бегала по полянке за огромной и очень красивой стрекозой, а вышедшее из-за тучи солнце сделало картину счастья полной.

Запомните, вам самим выбирать — проводить большую часть времени, а значит, и большую часть жизни, расстраиваясь, и быть несчастными или искать в жизни положительные моменты, радоваться и жить счастливо.

Итак, состояние счастья не зависит от окружающей среды.

Кто может быть счастливым

Счастливым может быть любой человек. Самое главное — желание быть счастливым. Очень часто мы готовы сложить лапки и сказать: а пусть мне будет хуже. Это неправильно. Поверьте, мы сами можем творить волшебство — изменять мир вокруг нас. Для небольших изменений нужно немного времени. Можно прибраться в квартире, или сделать ремонт в комнате, или позвать гостей и устроить праздник, и тогда вы из грязной квартиры попадете в чистую, из некрасивой в красивую, а из скучного времяпровождения в веселый праздник.

При большом желании можно поменять вообще все, что вас окружает.

Но для больших перемен нужно много времени и очень большое желание.

Если постоянно заниматься спортом, то человек из слабого и постоянно болеющего может превратиться в сильного и здорового. Человек, который хорошо учился в школе, после школы сможет получить хорошую работу, а человек, который хочет жить в красивом доме на природе, сам может построить себе дом за городом. И таких примеров, когда человек сам меняет, то, что его окружает, можно приводить очень много. О таком человеке говорят, что он занимает активную жизненную позицию.

Получается, чтобы быть счастливым, нужно иметь большой дом, красивую машину и много денег? Нет. Мы с вами помним, что счастье не зависит от внешних условий. Это ваш выбор — быть счастливым или нет, но человеку с активной жизненной позицией быть счастливым проще.

Итак, состояние счастья не зависит от того, сколько у вас денег, какая у вас квартира и есть ли у вас машина, но активная жизненная позиция поможет вам быть счастливыми.

Раздел 2: добро и зло

На первый взгляд, что может быть проще добра и зла. Но если мы задумаемся, то поймем, что действительность немного сложнее, а иногда просто невозможно провести грань между добром и злом. Попробуем дать определение этим понятиям.

Добро — это мысли и поступки, которые, по мнению большинства людей, принесут пользу человеку (семье, обществу) и невредным живым организмам[2].

Зло — это мысли и поступки, которые, по мнению большинства людей, принесут вред человеку (семье, обществу) и невредным живым организмам.

Наибольшая сложность возникает у нас из-за слов «по мнению большинства людей». Получается, что понятия эти могут меняться со временем? Именно так. Например, в средние века считалось добрым поступком убить ведьму. К счастью, со временем человечество становится менее агрессивным. Мы терпимее относимся к тем, кто не похож на нас, и охотнее помогаем близким.

В природе вообще нет понятия добра и зла. Оно возникло вместе с возникновением разума. На самом деле, можно ли назвать злым волка, съевшего оленя, или птицу, склевавшую гусеницу. Вряд ли, ведь волк хоть и приносит вред конкретному животному, всему стаду приносит пользу, ведь он съедает больных и старых животных, а значит, детеныши будут рождаться у здоровых и сильных, и стадо будет становиться сильнее с каждым годом. С птицей еще проще: склевывая гусениц, она спасает лес.

Понятие добра и зла неразрывно связано с культурой общества. К сожалению, нельзя сказать, что любое проявление любой культуры несет людям пользу, но, к счастью, в подавляющем большинстве случаев развитие культуры способствует устойчивому развитию общества.

Итак, добро — это мысли и поступки, которые, по мнению большинства людей, принесут пользу человеку (семье, обществу) и невредным живым организмам.

Мы с вами решили, что добро и зло — непростые понятия, и они могут изменяться с развитием культуры. Что же, мы так и не сможем отличить добро от зла? Сможем. Каждый человек сам определяет для себя список того, что является добром и злом.

Я, например, считаю, что добро — это, прежде всего, любовь и дружба.

Любовь и дружба — это готовность пожертвовать чем-либо ради предмета своей любви. Например, запасной ручкой для друга или жизнью ради любимого человека. Большинство добрых дел творится во имя добра.

К сожалению и из этого правила есть исключения.

Во-первых, человек может любить самого себя или вообще неодушевленный предмет (как Пигмалион статую).

В принципе нет ничего плохого в том, что человек любит себя или коллекцию марок, например. Но и пользы людям от этого мало.

Во-вторых, любовь — настолько сильное чувство, что у человека иногда «перемыкает контакты», и он может во имя любви творить зло. К счастью, такие исключения встречаются редко.

На втором месте после любви и дружбы я бы поставил готовность помогать тем, кто нуждается в помощи. Для этого необязательно открывать благотворительный фонд, не каждый может это себе позволить, но каждый может помочь встать упавшей бабушке или организовать сбор старых вещей для передачи их нуж- дающихмся в помощи, да и просто помочь знакомому занести домой тяжелую вещь. Все это является проявлением добра.

Очень важным, на мой взгляд, является умение понимать других, похожих и не похожих на тебя людей, и считаться с их мнением. Это умение можно назвать состраданием, можно толерантностью или терпимостью. Кстати, умный человек всегда может научиться у других, не похожих на него людей чему- нибудь хорошему. Например, казалось бы, чему можно научиться у «дикарей» — коренных жителей Америки — индейцев. А ведь, несмотря на то, как европейцы обошлись с ними (большинство индейцев было уничтожено), у них мы научились использовать каучук (жвачка, колеса для всех автомобилей), выращивать картофель, кукурузу, другие овощи и многим другим полезным вещам. Были, правда, переняты и вредные привычки, например, курение, но при умном подходе польза от взаимодействия разных культур, не похожих друг на друга людей всегда превышает вред.

Следующим важным моментом я бы назвал заботу о семье, о родных и близких. Здесь вроде все понятно: ты заботишься о близких, они о тебе, всем хорошо.

Еще один очень важный момент — забота о среде обитания, об экологии. Никому не охота дышать отравленным воздухом и пить отравленную воду, да и просто отдыхать на берегу в красивом, но замусоренном месте.

Непростой вопрос — является ли забота о себе добром? Как мы уже определили, обычно нет вреда для общества, если человек заботится о себе. А если человек ответственно относится к своему здоровью и образованию, то он приносит обществу огромную пользу. Ведь образованный человек может создать за свою жизнь много полезных вещей, а здоровый человек сэкономит много времени врачей и значительные средства на покупку лекарств.

Итак, у каждого общества и у каждого человека свое понятие добра, но некоторые поступки признаются добрыми в большинстве культур, например, любовь, помощь нуждающимся в ней, умение понять других и т. д.

Хоть поистине добрый человек старается не думать о своей выгоде при совершении добрых поступков, быть добрым выгодно, ведь к доброму человеку и окружающие часто относятся с добром.

И вообще, общество не сможет выжить и развиваться, если его члены будут вредить друг другу, значит, чтобы выжить, нам надо стать добрее.

Теперь поговорим о противоположности добра — зле. Я бы отнес к понятию зла следующие вещи.

Безусловно, на первое место попадает война. Война — это всегда зло, кто бы когда и зачем ее ни вел, это самое плохое из того, чем занимаются люди. Можно дать следующее определение войне. Война — это смерть и страдание большой группы людей для достижения целей малой группы.

На втором месте у нас, наверное, будет расизм и самое отвратительное его проявление — геноцид. Нежелание жить с людьми, которые, по твоему мнению, не похожи на тебя, и физическое устранение целых народов.

Война и геноцид — настолько отвратительные вещи, что мне даже не хочется приводить примеры, но если вы откроете Интернет или возьмете энциклопедию, то, к сожалению, без труда найдете очень много примеров такого неподобающего поведения людей.

На следующее место мы поставим убийство и нанесение человеку непоправимого вреда. Здесь вроде тоже все понятно: жизнь и здоровье у нас одно.

На следующее место поместим агрессию (желание нанести или нанесение душевной или физической травмы) во всех ее проявлениях и садизм — получение удовольствия от процесса принесения увечий. Агрессию можно как-то оправдать. У животных в стаде или стае самое агрессивное животное часто становится лидером. Но люди отличаются от других живых существ тем, что умеют думать, и должны всегда решать вопросы мирным путем, хоть иногда и приходится себя сдерживать (проявляется наследие животных предков). К счастью, как мы уже не раз отмечали, с развитием общества уровень агрессии постепенно снижается.

Разжигание межнациональной и прочей вражды — тоже очень злой поступок. Внешне кажется, что человек и не приносит вреда, но из-за его действий могут пострадать многие.

Не забудем мы и следующие, на первый взгляд, неопасные вещи. Такие как стервозность[3] — получение удовольствия от того, что другому плохо, и склочничество — поиск конфликтов. Вроде, и увечий не приносят, а жизнь испортить любители таких развлечений могут.

Безусловно, злом является разрушение семьи, хотя бывают и исключения, например, если у нерадивых родителей, причиняющих вред ребенку, его забирают.

Злом является намеренное нанесение психической травмы, в том числе неправильное воспитание ребенка. И вы очень скоро (поверьте, и глазом не успеете моргнуть) будете воспитывать детей. Поэтому старайтесь воспитывать их в духе добра.

Еще одно проявление зла — нанесение непоправимого вреда окружающей среде. Если мы говорим о вреде огромного масштаба (загрязнение водохранилища, моря, вырубка леса, которую невозможно восполнить), который будет угрожать жизни и здоровью многих людей, то его можно будет поместить в нашем рейтинге на третье место после геноцида.

Не забудем и про вред имуществу, принадлежащему человеку, семье, организации или обществу. В любом случае неприятно терять «нажитое непосильным трудом», а иногда это может нанести реальный вред человеку или многим людям, например, если пропадут запасы продовольствия на станции полярников и не будет возможности их пополнить, или кто- нибудь украдет у больного человека сумочку с жизненно необходимыми лекарствами.

К сожалению, зло многогранно и трудноискорени- мо, ведь оно во многом диктуется старыми инстинктами, но бороться с ним можно и нужно. А арена этой битвы часто находится в нас. И если мы в один прекрасный день не будем обижать котенка и поможем новому ученику освоиться в классе, то в этот день добро победит, и останется только повторить эту победу завтра, послезавтра и во все последующие дни.

Итак, в нашей иерархии зла на первом месте стоят поступки, которые приносят вред большему числу людей: война, геноцид и т. д. — или приносят наибольший вред отдельным людям.

Рис. 1

Вот и перечислили мы с вами злые и добрые поступки. Все? Конечно, нет. Как мы уже говорили, в каждом обществе, в каждой группе людей, да и у каждого человека свой список добра и зла. Поэтому свой список вы будете составлять сами. Да и решать, быть добрым или злым, вам тоже предстоит самим. Конечно, нет таких людей, которые совершают только добрые поступки или только злые. Но в наших силах немножко подумать перед каждым поступком хотя бы чуть- чуть и осознать, добро ты творишь или зло. И еще две мысли для размышления: часто люди будут относиться к вам так же, как вы к ним. Чем больше в мире добрых людей, тем добрее мир вокруг нас.

Раздел 3: цель жизни

Определение цели жизни — это, пожалуй, один из самых сложных и важных вопросов.

Начнем с самого простого, с определения краткосрочной цели. Нам будет проще определить краткосрочную цель, потому что мы можем использовать для этого методики, разработанные для бизнеса (специалисты говорят «инструменты»), разумеется, переосмыслив и сообразно скорректировав их. В бизнесе цель должна быть:

—   конкретной;

—   реальной;

—   достижимой;

—   ограниченной по ресурсам (деньги, материалы, инструменты, информация, работники, рабочее время и т. д.);

—   ограниченной по времени.

Первые буквы этих определений на английском языке составляют аббревиатуру SMART, что в переводе означает умный, поэтому цель, соответствующую этим определениям, можно назвать умной.

Но практика показывает, что цель жизни, пусть и краткосрочную, вряд ли возможно так четко конкрети- зировать[4]. Вернее конкретизировать можно, например к 20.. году занять должность заместителя начальника маркетингового отдела в ОАО «НефтеГазоУглеСамо- летоХолдинг», истратив не более 835 457 рублей. Но выполнить ее будет непросто. Поэтому в жизни часто достаточно определить только направление движения. Например, в первой трети жизни занять должность руководителя нижнего звена в сфере дизайна на коммерческом предприятии нашего города.

Второй инструмент, который может нам пригодиться для определения целей, — это «Дерево целей». «Дерево» это не совсем обычное, потому что растет вверх корнями, а кроной вниз. В остальном все логично и понятно: вверху самая главная цель. От нее разветвляются цели низшего уровня. Например, вверху: в первой трети жизни занять должность руководителя нижнего звена в сфере дизайна на коммерческом предприятии нашего города. Тогда целями нижнего уровня будут: окончить профильный институт, за время учебы приобрести опыт работы по специальности и развивать навыки общения с людьми (рис. 1).

Поверить себя, правильно ли мы определили цели нижнего уровня, просто. Если достигнув их, мы сможем достичь цели верхнего уровня, значит, мы определили их верно.

Итак, определяя краткосрочную цель, можно воспользоваться инструментами, применяемыми в бизнесе, — «умная цель» и «дерево целей».

Главная (долгосрочная) цель

С краткосрочными целями вроде все понятно, но будет очень хорошо, если вы определите для себя главную цель всей жизни. Конечно, это не самое простое занятие, ни о какой конкретике здесь, скорее всего, речь не пойдет, определим только общее направление.

Что может быть главной целью?

Приведем несколько примеров главной цели. Научные достижения, основание «родового гнезда» для жизни на природе, основание семейного бизнеса (надо понимать, что не все могут быть предпринимателями), создание большой и дружной семьи. Очень хорошо, когда человек решает помогать другим. Например, стать учителем, врачом или просто медсестрой. Однако нужно четко понимать, что некоторые профессии не помогут вам заработать средства для беззаботной жизни, но если человек осознано выбирает очень полезную, но малооплачиваемую профессию, его поступок можно назвать благородным. Кстати, очень может быть, что медсестры, лесники и многие, многие другие будут получать в будущем достойную зарплату. Я лично избрал для себя скромную цель добиться свободы перемещения (возможности путешествовать) во второй половине жизни.

Как выбирать цель?

Для того чтобы правильно выбрать цель, нужно, прежде всего, попытаться оценить свои сильные и слабые стороны. Лучше всего пройти всестороннее тестирование у психолога, но и без этого можно постараться понять, что у вас получается лучше всего, а с чем у вас всегда сложности. Правда, на это у вас могут уйти годы.

В бизнесе тоже существует такая процедура. Чтобы определить цель организации, изучают ее слабые и сильные стороны. Считается, что организация может ими управлять, то есть развивать сильные стороны и уменьшать влияние слабых сторон. Человеку измениться намного сложнее. Если нет у тебя музыкального слуха или ты очень рассеян (что бывает свойственно творческим людям), то это навсегда, но некоторые слабые стороны и некоторые сильные стороны при настойчивом и постоянном усилии все же можно корректировать. Например, многим людям удается развить в себе ораторские способности, можно бороться с рассеянностью постепенно приучая себя к порядку, и т. д., главное — понимать, что и зачем мы хотим изменить.

Для определения цели необходимо также изучить и внешние факторы, влияющие на ее достижение, то есть окружающую реальность. Например, можно узнать, какие специальности будут востребованы в ближайшем будущем, или попытаться представить, какие технологии будут использоваться в будущем и какие страны будут их применять, и в соответствии с этим строить свои планы.

Со временем цель может измениться. Скажу даже больше, она должна корректироваться с течением времени, а значит, с изменением внешних условий. Изменять цель можно и в случае, если вы открыли в себе новые таланты или поняли, что ваши сильные и слабые стороны не могут позволить ее достичь. Например, вы определили для себя в качестве главной карьерную цель: занять руководящую должность высшего звена в лесозаготовке. Однако вам удалось выяснить, что лесозаготовка в вашем районе будет сокращаться, а тестирование у психолога показало, что у вас нет склонности к руководящей работе, но есть склонность к творчеству. В этом случае, наверное, будет правильнее кардинально поменять цель и стать, например ,независимым дизайнером. Обратите внимание, что такое значительное изменение цели потребовалось из-за того, что человек до ее определения не узнал свои сильные и слабые стороны.

Что не может быть главной целью

Главной целью человека не может быть накопление денег или каких-нибудь предметов. Так же, как не может главной целью быть длинная жизнь. Некоторые люди ставят перед собой такие цели, но это их беда и ошибка. Мы помним, что деньги, материальные ценности, время — относятся к ресурсам. Они, безусловно, нужны для достижения главной цели. Более того, одна из второстепенных целей — это обязательно приобретение необходимых ресурсов. Например, получать заработную плату не менее 30 000 рублей, чтобы иметь возможность приобретать материалы для строительства загородного «имения». Или соблюдать здоровый образ жизни для того, чтобы прожить жизнь, достаточную для совершения важного открытия в науке. Но если мы ставим такие «ресурсные» цели в качестве главных, мы начинаем жить, чтобы питаться, вместо того чтобы питаться просто ради поддержания жизни. Также и в бизнесе: основной целью компании никогда не должно быть получение прибыли или зарабатывание денег. Да, зарабатывать деньги необходимо. Но лишь для того, чтобы иметь возможность развивать бизнес.

Небольшое отступление, или здоровый образ жизни как одна из второстепенных целей.

Главная ценность, которая есть у человека, — это его здоровье и время жизни. К сожалению, мы начинаем думать о здоровье только ближе к середине жизни. Где-нибудь годам к 40, когда начинаются болезни и проблемы со здоровьем. В это время тоже еще не все потеряно, но гораздо больше для продления. А самого главного — улучшения жизни (здоровья) — можно добиться, если соблюдать здоровый образ жизни с молодых лет. Поверьте: и в сорок, и в пятьдесят, и в шестьдесят лет жизнь не заканчивается, хочется сделать еще очень многое. Но у значительного количества людей начинаются проблемы со здоровьем, мучительно болит язва желудка, заработанная от неправильного питания в молодости, мучают постоянные головные боли — как следствие постоянного нарушения режима сна. А может быть и хуже — врачи бьют тревогу из-за того, что все больше и больше молодых (до 30 лет) людей становятся инвалидами из- за проблем с сердцем и других — не менее опасных — заболеваний. Я отнюдь не призываю вас всегда ложиться спать в 21-00 (хотя сейчас я пытаюсь делать именно так) и провести всю свою жизнь, закрывшись в комнате от греха подальше. Нет. Молодые, да и не только люди должны иногда встречать закаты, а может быть, и рассветы, слушать ночные песни соловья вместе с любимым человеком, может быть — иногда перекусить бутербродом, потому что не успеваешь на важную встречу. Но только иногда. В остальное время лучше ложиться спать вовремя и правильно питаться. Это несложно сделать. И это позволит вам сохранить здоровье.

В молодости жизнь без риска скучна. Нельзя все время сидеть дома. Хочется ходить в походы, рискуя заблудиться, прыгать с парашютом, рискуя свернуть шею, — и это хорошо. Активный образ жизни, занятия спортом — необходимые условия здоровья и долголетия. В молодости нужно рисковать, но рисковать разумно. Стали бы вы каждый день глотать битое стекло? Да, говорят, что если кусочки достаточно малы, они обволакиваются в желудке слизью и спокойно проходят кишечник. Но я думаю, что если делать это регулярно, то рано или поздно не избежать смерти. Любой разумный человек откажется это делать. Но многие, особенно в нашей стране, курят и пьют алкоголь, несмотря на то, что смерть от постоянного употребления табака и алкоголя очень вероятна. Конечно, ведь пить и курить — «круто» и смело. Смело — может быть. Но это смелость глупого и безвольного человека. А «крутости» в этом никакой нет. Раньше, может быть, это считалось красивым, но сейчас это не модно.

Может ли быть главной целью человека достижение свободы?

Может ли целью жизни быть свобода? И да, и нет. Наш мир закутан в кокон ограничений, запретов, табу, законов и множества разнообразных границ. Давайте дальше для простоты называть все эти ограничения — границами. Мы такие именно потому, что наше сознание сформировано этими границами, принятыми в обществе. Человек, воспитанный в стае волков, станет очень похож на волка, а человек, воспитанный в обществе будущего или в развитом обществе инопланетян, может стать другим — более развитым человеком. Об этом часто пишут фантасты. Ницше в своей книге «Так говорил Заратустра» писал именно об этом. Его сверхчеловек — это человек, который смог отказаться от всех границ, сковывающих его. Но возможно ли отказаться от всех границ, и будет ли это настоящей свободой? К сожалению, а может быть, к счастью — отказаться от всех границ нельзя. Многие из них написаны (или оговорены) в результате весьма драматичных событий. Попросту говоря, многие ограничения написаны кровью. Нельзя совать руку под работающий пресс, нельзя оставлять включенный утюг и т. д. и т. п. Нарушение многих других границ не так очевидно, но тоже неизбежно может привести к плачевным последствиям. Хороший, на первый взгляд, поступок — угостить зверушку в зоопарке, повторенный множеством посетителей, может привести к смерти этого милого зверька. Получается, свобода — это очень плохое или вообще невозможное дело? Не совсем так.

Свобода — это очень опасное и совсем не приятное, но нужное для общества призвание. Хотя это самое общество совсем не принимает свободных людей. Свободного человека никогда не поймут окружающие, ведь он многие вещи делает не так, как нужно. В лучше случае его будут считать ненормальным (попросту говоря, психом). Все нормальные люди сажают картошку весной, а он (известный жест около виска) осенью. Но без этих попыток немного раздвинуть границы мы до сих пор жили бы по правилам и табу каменного века. Кто-то должен был иногда пробовать новый фрукт или ягоду, несмотря на то, что многие поплатились за это жизнью. Кто-то должен был остановиться, когда все таскали тяжелые вещи (вряд ли его в этот момент хвалили) и придумать колесо. Но быть свободным — это очень редкий талант. И одновременно, как говорилось выше, очень неприятный и часто смертельно опасный труд[5].

Поистине свободный человек должен очень ответственно подходить к своей свободе. Самое главное, он должен понимать, какие границы можно попробовать нарушить, а какие нельзя. И нарушая границу, он должен уметь остановиться и вернуться назад. Или определить для себя новую границу, сам создать себе закон и сам непреступно ему следовать.

Слабый, глупый или больной человек, возомнивший себя свободным, начнет нарушать все границы, не умея остановиться. И очень скоро скатится до обычного преступника или просто погибнет. Кстати, большинство преступников, отказываясь от уголовных законов, принимают законы своего сообщества, то есть, по сути, с точки зрения свободы, меняют шило на мыло. А те из них, кто не признают никаких границ, вообще в большинстве своем — просто психически неуравновешенные или больные люди.

Можно ли творчество считать свободой? Да, несомненно. Но не надо ставить между этими понятиями знак равенства. Пожалуй, каждый творческий (создающий что-то новое) человек в чем-то свободен, но не каждый свободный человек что-то создает, скорее он что-то разрушает.

Без свободы невозможна наука. Только свободный человек мог сказать, что изменение скорости повлечет за собой изменение течения времени. И только свободный человек когда-нибудь подвергнет сомнению конечность скорости вообще и, возможно, создаст способ перемещения со скоростями больше скорости света.

Есть и другие призвания, невозможные без свободы.

Нужно ли всем людям стремиться к свободе? Нет. Во-первых, это невозможно, очень немногие могут быть свободными. Даже преступниками, к счастью, становятся далеко не все, а ведь мы с вами разобрались, что безвольно нарушать все границы-законы проще, чем уметь думать. И, понимая последствия, самому создавать для себя ограничения. Кроме того, общество, в котором все будут расшатывать границы, пробуя их на крепость, развалится очень быстро, погребя под своими обломками многих своих граждан.

«А как же, — спросите вы, — свобода выбора, свобода личности и т. д.?» Это тоже вид свободы. И эта свобода — свобода в рамках твердых ограничений (продуманных и часто справедливых законов). Такая свобода, как прогулка в заповеднике или парке, обнесенном крепким забором, — не очень опасна и, конечно, нужна для здоровья общества. Ну и, конечно, просто обязана быть востребована всеми его членами. Господа, товарищи, дамы и кавалеры, все на выборы!!!

Вывод

Свободный человек — это тот, кто может переходить через границу. И каждый раз это уже другой человек в другом мире. Жаль только, что он асоциален по определению.

Поистине свободный человек отличается от преступника тем, что умеет думать, предсказывать свои шаги и самостоятельно себя ограничивать.

К сожалению, человек, который учится быть свободным, не разобравшись во всем, очень часто может оказаться в преступной среде. В качестве примера можно представить себе хотя бы Родиона Раскольникова. Но следует помнить, что далеко не любой преступник — свободный человек. И самое главное: совсем не каждый свободный человек — преступник.

Всем людям не стоит стремиться к свободе — это малоприятный и опасный удел немногих. Но без их таланта и их подвига общество не сможет развиваться.

Гражданские свободы — свободы, определенные законами внутри сообщества, безопасны. И являются необходимым атрибутом современного общества.

А что насчет счастья?

Может ли оно быть основной целью?

Состояние счастья необходимо для нормального развития человека. Скажем, так же, как пища или вода. Поэтому мы должны уметь быть счастливыми. Но делать это главной целью жизни, наверное, бессмысленно. Так же, как бессмысленно делать основной целью жизни поглощение воды. Тем более что достижение любой значимой цели обычно делает нас счастливыми. В общем, счастье обязательно должно присутствовать в нашей системе ценностей, но скорее в качестве способа оценки того, удалось ли нам достигнуть результата.

Итак, главная цель жизни — понятие индивидуальное. У каждого человека она своя. Приближение к этой цели должно приносить радость и делать нас счастливыми. Определить ее можно, только изучив себя и поняв, что творится в окружающем мире. Главная ценность, которая есть у человека, — это его здоровье.

Цель государства

Считается, что целью развития территории деревни, города, страны должно быть устойчивое развитие. Другими словами — стабильное развитие на протяжении длительного времени. Представим, что на какой-то территории — скажем, в вашем городе — полностью отменили все экологические законы. Воспользовавшись тем, что дорогие очистные сооружения не нужны, многие воротилы бизнеса построят там вредные предприятия. Город будет процветать: новые рабочие места, постоянные заказы для строителей и т. д. Но недолго. Через несколько лет или десятилетий экологическая обстановка станет непригодной для жизни. То же касается и бездумного использования полезных ископаемых. Известно много примеров, когда жители бездумно (не используя деньги от продажи для развития) использовали все имеющиеся на их территории природные ресурсы вплоть до плодородной земли. И в итоге — оставшись «у разбитого корыта», вынуждены были переезжать на другое место. Но устойчивое развитие — слишком общая цель. Более конкретной целью может быть улучшение уровня и качества жизни.

Отдельно поговорим об экономике. Минувший двадцатый век со всеми его войнами и революциями можно назвать прививкой человечеству от бешенства. Очень хочется верить, что все мы усвоим урок, и эту ужасную прививку повторять не придется. А урок простой — нельзя убивать человека. Никогда и нигде. Ни путника в темном лесу, ни невинных людей на улице, ни узников в газовой камере и, самое главное, — нельзя отправлять на смерть своих солдат, даже если победа сулит тебе контроль над новыми территориями, богатыми природными ресурсами. Или удовлетворение других амбиций.

Наш двадцать первый век, по всей вероятности, тоже не будет простым. Я думаю, его можно будет назвать прививкой от жадности. Сейчас почти все мы потребляем намного больше, чем нам нужно для жизни. Мы покупаем огромное количество ненужных вещей: продукты, одежду, телефоны, сервизы, чайники, и т. д. и т.п. И все они упакованы в огромное количество плохо разлагающейся упаковки. И все они очень скоро оказываются на помойке, и мы покупаем снова. Большая часть ресурсов, в том числе и нашего времени, тратится на то, чтобы засорять Землю и создавать экологические проблемы. Очень странно, но так устроена наша экономика. Существуют два понятия: спрос и предложение. Спрос — это желание и возможность людей покупать товары (в том числе, и услуги), а предложение — это желание и возможность эти товары производить. Представим, что появился спрос на новые лампочки: не вредные и практически не потребляющие энергии. Сразу же заработал механизм свободной экономики, предприниматели начали строить новые заводы, появились рабочие места, в бюджет поступили налоги. Так работает современная экономика, казалось бы, что здесь плохого? Так оно и было, когда капитализм только вставал на ноги. Товаров было крайне мало (постоянно неудовлетворенный спрос), и для нормальной жизни предприниматели должны были предлагать все более новые и совершенные товары. Но постепенно производство товаров (предложение) превысило реальные потребности людей (спрос), и для нормального функционирования экономики пришлось придумать способы его стимулирования. В настоящее время желание покупать стимулируется агрессивной рекламой, которая последнее время часто «переходит все рамки» разумности, а возможность покупать стимулируется кредитами, которые, по сути, являются возможностью потратить еще не заработанные деньги. Беря кредит, мы как бы тратим зарплату, которую получим в будущем. Вернее, должны получить. А если неблагоприятные колебания экономики не позволят нам получить такую зарплату, на которую мы рассчитывали? А если такая ситуация повторится с миллионом заемщиков? Начнется экономический кризис. Решение напрашивается само собой: запретить или ограничить рекламу, которая заставляет нас покупать ненужные вещи, и ограничить выдачу кредитов. Но, к сожалению, наша экономика так не работает. Сокращение спроса приведет к сокращению предложения, а значит, к закрытию заводов, сокращению рабочих мест, сокращению поступлений налогов, а значит — к уменьшению государственных бюджетов (финансирование учебных учреждений, медицины, уменьшение стипендий, пенсий и т. д.). Что же делать? К сожалению, в рамках существующей системы решения нет. Единственное реальное решение — значительно увеличить налоги не только для богатых, но и для обеспеченных людей. Это позволит снизить потребление населения и увеличить размер государственных заказов. Если потратить деньги правильно: не на закупку новых товаров, а на масштабные проекты, способствующие развитию, — науку, космос, обязательно медицину, образование и культуру (чтобы здоровые, образованные, и эмоционально устойчивые люди могли эти проекты осуществлять), — возможно, значительное улучшение ситуации. Но увеличение налогов снизит наши зарплаты, и крайне маловероятно, что значительная часть населения поймет необходимость таких мер и поддержит правительство.

Как ни крути, а вам, может быть, вашим детям, в крайнем случае — внукам придется менять всю экономическую систему. Как это сделать и какой она будет сейчас — никто не знает. Но многие наученные горьким опытом революций убеждены, что перемены должны быть постепенными. И они, безусловно, правы. Однако менять ситуацию все равно придется. Для того чтобы понять, как должна быть устроена экономика будущего, можно применить разные подходы. Но все они должны выходить за рамки существующей экономической науки, то есть быть необычными.

Попробуем в качестве тренировки посмотреть на экономику с непривычной стороны: с точки зрения эмоций, эксплуатируемых в разных экономических системах для мотивации работников. Рабовладельческое, как, впрочем, и крепостное общество в основном эксплуатировало страх. Работай или будешь наказан (в лучшем случае). Пришедший ему на смену капитализм начал эксплуатировать стяжательство (попросту говоря, жадность). Не самое лучшее чувство, но относительно страха, безусловно, большой шаг вперед. Теперь мы можем пофантазировать о том, какие чувства будут эксплуатироваться в новой экономике. Одним из вариантов, безусловно, является тщеславие (желание быть лучше других). Согласен: тоже не лучший выбор, но по сравнению с жадностью, пожалуй, тоже шаг вперед. Некоторые грани такого общества видны уже сейчас. Например, нобелевская премия или премия Оскар. Даже если они не будут сопровождаться вручением большой суммы денег, они будут являться сильным мотивирующим для работы фактором. Система таких конкурсов, организованных как на общечеловеческом уровне, так и на местных уровнях (для ученых, деятелей культуры, руководителей и просто рабочих разных специальностей), дополненная понятной системой оценки уровня заслуг перед обществом (например, системой рангов или, как было в Советском Союзе, системой разрядов), — могла бы сделать мечтой любого работника не заработок миллиона, миллиарда, а получение заслуженного уважения в обществе.

Наверное, прекрасное общество получилось бы, если для мотивации работников использовать любовь. Но, к сожалению, я не могу придумать, как это сделать.

В идеальном обществе для мотивации должно быть использовано гармоничное сочетание всех имеющихся у человека чувств.

Еще одна экономическая проблема, которая достается вам в наследство, — это старение населения. Наша экономика устроена так, и это кажется вполне справедливым, что молодые жители государства — те, которые могут работать (работоспособное население), — обеспечивают всем необходимым пенсионеров и детей. Но в связи с увеличением продолжительности жизни и уменьшением рождаемости пожилых людей относительно тех, кто может работать, становится все больше. И скоро, возможно, каждый работающий должен будет содержать нескольких человек, не способных трудиться. К сожалению, неизвестно, как кардинально решить эту проблему. Но у вас есть два запасных решения, которые позволят отложить эту проблему на очень долгое время. Первое: это то, о чем мы говорили выше. Снижение чрезмерного потребления вместе с увеличением эффективности производства позволит высвободить и направить на другие нужды более половины потребляемых сейчас ресурсов. Есть и второе решение. На мой взгляд, основная цель культуры — снижение уровня агрессивности в обществе. Очень медленно, но все-таки неуклонно мы движемся в этом направлении, и когда- нибудь настает благословенное время, в котором армии перестанут быть нужны. Это позволит вернуть в экономику огромное количество молодых здоровых людей. Конечно, военные и, самое главное, политики будут долго сопротивляться освобождению солдат. Для ускорения процесса я бы объединил всех военных мира под одним руководством. Пускай на Земле будет только одна армия (например, под эгидой ООН), и задача ее должна состоять в предотвращении любых вооруженных конфликтов. Любые конфликтующие стороны должны быть разоружены, а зачинщики и те, кто нанес вред другим людям, — предстать пред судом. Мне лично очень жалко, что прямо сейчас реализовать такой план пока еще очень сложно.

Итак, цель развития любой территории — устойчивое развитие. Одна из самых интересных и грандиозных целей, стоящих пред новым поколением, — реформирование экономической системы.

Цель человечества

Поговорим немного о цели жизни вообще или смысле жизни. Понятие «смысл жизни» крайне субъективное. То есть оно не существует вне человека или общества. И если мы с вами понимаем добро как принесение пользы обществу, то смысл жизни — добро.

С точки зрения биологии, цель жизни любого вида — успешное размножение.

А есть ли какой-то скрытый, глобальный смысл жизни? Если не уходить в дебри религиозного понимания мира, то смыслом жизни может быть следующее: в настоящее время ученые считают биологическую жизнь конечной стадией организации материи. Элементарные частицы, соединяясь вместе, образуют атомы, атомы, соединяясь, образуют молекулы, молекулы соединяясь вместе, образуют супермоле­кулы, а они, вероятно, явились прообразом первых биологических структур и были причиной возникновения всего биологического разнообразия видов.

Вселенная вообще тоже имеет свои тенденции развития, говоря простым языком, вещество во Вселенной постепенно разлетается и остывает, и через миллиарды лет наша Вселенная будет пустым и скучным местом. И помешать такому сценарию развития может, пожалуй, только жизнь. Ведь именно жизнь как самая сложная система, к изучению законов развития которой только-только приступил человек, может по своему желанию не то чтобы отменять законы природы, это невозможно, но запросто изменять течение событий, используя для этого другие, более общие законы. Например: любые предметы тяжелее воздуха должны падать на землю, но человек строит самолеты, и вот уже тяжелый металл летит по небу, и т. д. и т. п. вплоть до изменения облика планеты (к сожалению, пока не очень разумного), а в будущем звездных систем и галактик. Если хотите узнать об этом больше, почитайте о понятии «ноосфера», данном великим русским ученым Вернадским, и поразмышляйте о понятии Ноокосма которое мы с вами только что придумали. Кроме того, очень много мыслей может возникнуть, если вы узнаете значение таких сложных вещей, как негэнтропия и синергетика.

Итак, понятие смысла жизни человека субъективно, оно имеет значение только для человека или для общества. В общем смысле — это принесение пользы обществу, или добро. У жизни вообще может быть смысл, важный для всей вселенной. Но понять его — задача будущих поколений.

В заключение хочется сказать одно: какую бы цель вы ни определили для себя и чем бы ни занимались, нужно помнить, что для того чтобы иметь возможность самосовершенствоваться и развиваться в интеллектуальном и эмоциональном плане, нужно понимать, как функционирует ваш организм, на что он способен. Для этого нужно научиться понимать себя, прислушиваться к своим ощущениям. Только тогда вы сможете изменять окружающий вас мир, ведь изменять его можно, только изменяя себя. Приведем пример: человек работает на грязном производстве, его окружают эмоционально не развитые люди, всем развлечениям предпочитающие употребление алкогольных напитков. И кажется — все, жизнь не удалась. Кругом унылая безрадостная картина. Но, начав работать над собой, он может подготовиться, поступить в институт, развивая в себе чувство прекрасного. Он может научиться получать удовольствие от действительно достойных произведений искусства и природы. И вот он уже на другой работе в окружении счастливых и достойных людей. Окружающий мир поменялся. А при желании и совместной работе многих людей можно изменить всю окружающую нас реальность. Итак, воспользуемся призывом, написанном в старые времена на входе в Дельфийский храм — «Познай себя», — и отправимся в увлекательнейшее путешествие по нашей, будем надеяться, полной счастья и новых открытий жизни.

Информация об авторах

Сычев Василий Алексеевич, учредитель и генеральный директор, ООО «Дом»

Метрики

Просмотров

Всего: 458
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 251
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1