Вестник практической психологии образования
2015. Том 12. № 1. С. 63–65
ISSN: 2658-3100 (online)
Секреты развития памяти ребёнка
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Сопочкина Н.С. Секреты развития памяти ребёнка [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 1. С. 63–65. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n1/Sopochkina (дата обращения: 18.11.2024)
Полный текст
Каждый родитель в своём «педагогическом арсенале» должен иметь тот набор приёмов, который позволит помочь его малышу быстро, без слёз, заучить стихотворение или пересказать сказку.
Прежде всего, мы, взрослые, должны понимать, что стихи в значительной мере обогащают словарь ребенка, формируют навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывают культуру речи. Поэтические строки развивают в ребенке и эстетику, и нравственность, и «умные эмоции». Они отвлекают от плохих мыслей.
Но для того чтобы как можно раньше сформировать у ребёнка полезные для жизни и развития качества, необходимо еще до школы заниматься с ним заучиванием стихотворений, понятных для его возраста. Однако важно не просто заучивать, но и быстро запоминать стихи любого объёма.
Многие родители жалуются на то, что их ребенок отказывается учить стихи, плачет и заверяет их, что не может ничего запомнить. В таких случаях не следует расстраиваться или ругать ребенка, ведь из-за такого поведения родителей у него будет портиться настроение и снижаться мотивация к запоминанию стихов.
Гораздо полезнее будет пойти необычным путём для более быстрого и легкого запоминания стихов любой сложности.
Известно, что мозг человека гораздо быстрее «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова и фразы, которые до этого запоминались с большим трудом. Если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то попробуйте вооружиться фантазией, листком бумаги, карандашом и позитивным настроем.
Поверьте: с нарисованными к стихотворению образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок. Это известный, но не всегда применяемый родителями способ заучивания рифмовок. Низкая популярность этого способа, скорее всего, связана с тем, что он требует времени и объединения усилий детей и родителей. А последним порой так не хватает именно времени и сил.
Процесс требует творческого подхода, «режиссёрского» родительского выполнения задачи и большой любви к маленькому человечку, для которого мир поэзии интересен, но неизведан.
Попробуйте разбить стихотворение для удобства на части, лучше по две строчки для облегчения запоминания, и рисуйте с ребёнком возникшие образы на листе бумаги на каждую часть стихотворной рифмы.
Можно воспользоваться нарисованной табличкой для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку — это неважно. Лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в процессе и помочь ему в выборе образа.
Скоро будет понятно, что чем проще рисунок, тем легче его запомнить, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты. Надо ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки-символа. Ребёнок попытается рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки. Потом он расскажет стихотворение без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
Попробуем разучить или вспомнить с ребёнком стихи Агнии Львовны Барто. «Синенькая юбочка, ленточка в косе. Кто не знает Любочку? Любу знают все»... (из стихотворения А.Л. Барто «Любочка»). Приготовим листочки (и родителю, и ребенку). Будем цветными карандашами делать зарисовки: рисуем юбочки и раскрашиваем синим карандашом (у кого лучше?); рядом — синюю ленточку (кто быстрее?); потом напишем: «кто?»; потом напишем: «все!». Поверьте! Стоит повторить ещё разок «на слух», и ребенок уже запомнит строчки. Зрительный эффект ускорит запоминание.
Попробуйте повторить приём. «Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила, села, с мамой посидела. Встала, к бабушке пошла»... (из стихотворения А.Л. Барто «Помощница»). Мама нарисует стол, а дочка — тарелочку и стакан. Мама нарисует стульчик, а дочка напишет на нём — «мама»; нарисуют вместе идущую девочку, а рядом девочка напишет: «бабушка». Поверьте! Ребёнку захочется по рисункам всё повторить. И это будет успешное повторение.
Применяя приём запоминания стихов по рисунку, мы учим детей краткому и мобильному выделению основного, которое «подсказывает», а затем помогает найти «рифмовочку». Обучаем рисованию и поиску мобильного пути.
Модификации выполнения заучивания стихов рисуночным методом различны. Покажем на примере стихотворения А.Л. Барто «Раковина». Помните? «Я раковину эту в коробке берегу. Она лежала раньше в песке на берегу»... Можно нарисовать три квадрата и попросить ребёнка нарисовать ключевые (важные) слова. При затруднении подводим к таким рисункам: в первом — раковина, во втором — коробка, в третьем — песок. Если ребёнок утверждает, что он не умеет рисовать, надо показать ему способ зарисовки образа (макета) рисунка, соответственно: спиралька, квадрат и точечки.
Со временем наш малыш научится выделять главное, соотносить одно с другим и заучивать строки уже без рисунка, создавая образы «в уме».
По всей вероятности, ребёнку нельзя навязывать ту ассоциацию и тот образ, который ему не понятен. Пусть продумает свой образ, привяжет его к строчке из стихотворения: тогда она запомнится без усилий.
Родители, применяющие такой приём заучивания стихов со своими детьми, ссылаются на простоту и ясность конкретных действий приведённой техники запоминания. А также отмечают, что они приобретают в этой работе позитивный настрой на результат, который удвоится, например, если родители вместе с ребёнком приготовят «копилку новых слов» в виде коробочки, конвертика, таблички.
Ребенок сможет не только развиваться посредством выбранных приёмов запоминания стихов, но и получит удовольствие от самой работы, сосчитывая всякий раз новые слова, выражения, фразы. Самооценка малыша, безусловно, повысится. В школе, как правило, таким ребятишкам учиться будет проще: рычаги памяти помогут им усвоить объёмный материал.
Но что делать, если объёмы памяти у ребёнка невелики? Многие родители сетуют на то, что память детей младшего школьного возраста ослаблена, недостаточно развита.
В процессе постоянной работы и тренировок у детей дошкольного возраста заметно развивается ассоциативно-образная память. В младшем школьном возрасте большинство детей сравнительно легко запоминают тексты механически. Но в среднем школьном возрасте, если подросток не был обучен приёмам запоминания, он испытывает большие затруднения в обучении. Тогда кроме упражнений, направленных на развитие памяти ребёнка, необходимо использовать и приёмы, облегчающие запоминание.
Поэтому уже в начальных классах необходимо организовать дополнительную работу по развитию памяти у детей на основе упражнений, использование которых поможет детям её улучшить. Такие упражнения применяются учителями на уроках русского языка и, соответственно, предлагаются родителям в качестве домашних развивающих заданий.
Какие же это задания?
Во-первых: при трудностях в запоминании необходимо тренировать ребёнка в умении делить текст на части, придумывать заголовки для каждой части, составлять из заголовков план текста, выделять ключевые слова или словосочетания. Из опыта известно, что детям нравится такая форма работы.
Во-вторых, оправданной будет и такая форма работы, как совместный пересказ текста с детьми, желательно с использованием ключевых слов. Поддержка взрослого облегчает выполнение трудной задачи.
И всё же чаще за советом к социальному педагогу или педагогу-психологу обращаются родители малышей четырёх-пяти лет с вопросом: как научить запоминать стихотворения, если это сложно выполнить? Думаю, что ответ ясен: необходимо использовать игровые решения, так как к маленьким детям дошкольного возраста трудно подобрать стандартный подход.
Некоторые малыши часто схватывают поэтические рифмованные строки «на лету», другие предпочитают делать удивительные поделки — аппликации, к примеру, а изучение даже самого маленького стихотворения превращается для них в пытку.
Значит, необходимо сделать так, чтобы малыш полюбил стихотворения: своим примером показывать, что любить стихи нужно, само изучение надо постараться превратить в своеобразную игру, а главное — правильно подбирать стихотворения соответственно возрасту ребёнка, его особенностям и темпераменту.
Такая работа, поверьте, станет первым шагом к развитию памяти. Попробуйте начать строчку, а ребёнок пусть её закончит. Так легче запоминается стихотворная рифма. Дети любят такие стихи — «добав- лялки», благодаря которым они рифмуют и учатся оценивать свои старания.
«Словно остров, кит плывёт,
у него огромный... (рот).
Он не ест вкусный плов, ловит раков и ... (рачков)»...
Ритм на выручку приходит часто. Воспользовавшись обычным игровым мячом, можно повторять строки, при этом отбивая мяч от пола или перекидывая его. Если в изучение стихотворения добавить маршировку и ритмы хлопками, танцевальные движения, фольклорные песенки, инсценировки, то малыш легко запомнит стишок.
Расскажу о технологии работы с детьми на «сухом песке», которая является модификацией к упражнениям на запоминание.
На своих занятиях я использую комплекс стихотворных упражнений в сочетании с играми в «педагогической песочнице», которые можно предложить детям и подросткам. Он направлен на развитие и активизацию всех процессов: речи и эмоционального восприятия, внимания, памяти, мышления. Такой вид упражнений предполагает использование творческого потенциала детей и расширяет пути запоминания любого стихотворения.
Содержание работы с детьми по запоминанию рифмовок «на песке» раскрывается в системе упражнений и дидактических заданий, направленных на развитие воображения, речеслухового восприятия и мыслительной деятельности; на снятие эмоционального напряжения; на формирование интонационной выразительности.
Таким образом, занятия «в песочнице» позволяют превратить процесс запоминания в удовольствие и радость, поскольку игровые образы — сюжеты быстро и легко запоминаются. Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?
Сопоставляя образные картинки и игрушечные фигурки с речевыми рифмами, ребёнок освобождается от напряжения и выражает свои эмоции в стихах более уверенно.
Наблюдения показывают, что совместные со взрослым стихотворные игры у детей в песочнице могут наглядно продемонстрировать родителям особенности запоминания и развития своих детей.
У ребёнка снижается психофизическое напряжение, когда заучивание детских стихов в «песочнице» сопровождается действиями символов — образов.
Малыш синхронно изображает бабочек, яблоки на веточках, лебедей и уточек в озере и не догадывается, что природа интенсивно работает над развитием его памяти. Игровой материал помогает ребёнку запомнить стихотворение зрительно и по действиям «сказочных мини-игрушек», подготавливая маленького человека к большой внутренней жизненной работе.
Сопочкина Наталья Сергеевна — социальный педагог реабилитационного отдела ГБОУ СО «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Ладо» (г. Полевской Свердловской области). Область профессиональных интересов: арттерапия, песочная терапия, сказкотерапия, развивающие занятия для дошкольников, игры Воскобовича и Дьёнеша как здоровьесберегающие технологии в работе с детьми и подростками; консультации и коррекционноразвивающие занятия с детьми и подростками; работа с родителями по стабилизации детско-родительских отношений; система семинаров по профилактике профессионального выгорания и обучающие семинары по инновационным технологиям работы с детьми.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 559
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 254
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0