О создании и развитии системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации

170

Аннотация

Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249 создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК) (http://nspkrf.ru/).

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Метелькова Е.И. О создании и развитии системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 2. С. 31–36. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n2/Metelkova (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г № 249 создан Национальный совет при Президенте

Российской Федерации по профессиональным квалифи­кациям (НСПК) (http://nspkrf.ru/).

Председателем Национального совета тем же Указом назначен президент Российского союза промышленников и предпринимателей1 Александр Николаевич Шохин.

Основными задачами НСПК определены:

—   разработка предложений по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров;

—   координация деятельности по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации;

—   проведение экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, проектов профессиональных стандартов и выработка предложений по их совершенствованию;

— оценка соответствия проектов федеральных государственных стандартов профессионального образования профессиональным стандартам;

— подготовка предложений по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности и его последующей актуализации;

— содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.

Для организации текущей работы Национальным советом созданы постоянно действующие рабочие группы НСПК и советы по профессиональным квалификациям, определены базовые организации для оказания экспертно-методической и организационно-технической поддержки деятельности НСПК (НИИ труда и социального страхования, Высшая школа экономики, ФИРО, Национальное агентство развития квалификаций).

 

Регулярно на заседаниях НСПК рассматриваются предварительно обсужденные рабочими группами с учетом установленных полномочий проекты профессиональных стандартов, предложения по созданию советов по профессиональным квалификациям, проекты нормативных правовых актов и методических документов, иные вопросы, связанные с развитием системы профессиональных квалификаций в стране.

О советах по профессиональным квалификациям и временных комиссиях по профессиональным квалификациям

Национальным советом создаются советы по профессиональным квалификациям (СПК). Иногда СПК также называют отраслевыми или профессиональными советами.

Совет по профессиональным квалификациям — это орган, целью деятельности которого является формирование и поддержка функционирования системы профессиональных квалификаций в определенных областях профессиональной деятельности на общероссийском уровне.

СПК создаются решением Национального совета либо путем образования юридического лица, либо на основе исполнения функций действующей организацией. В любом из этих случаев состав самого совета по профессиональным квалификациям формируется из представителей значимого числа работодателей и представителей профессии, имеющих существенное влияние на рынок труда, участвующих в разработке профессиональных стандартов, мониторинге отраслевого или профессионального сегмента рынка труда.

СПК могут быть наделены пятью полномочиями (решение принимает НСПК):

—   мониторинг соответствующего сегмента рынка труда (обязательно);

—   разработка, актуализация и применение профессиональных стандартов (обязательно);

—   разработка, актуализация и организация применения отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований (по мере готовности СПК);

—   установление требований для подтверждения профессиональной квалификации, организация, координация и контроль деятельности по оценке и присвоению профессиональных квалификаций (по мере готовности СПК и только при наличии профессиональных стандартов, которые будут применяться в процедурах сертификации);

—   участие в определении потребностей в образовании и обучении, разработке и актуализации ФГОС, обновлении и профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования и обучения (по мере готовности СПК).

В настоящее время Национальным советом уже создано 12 советов по профессиональным квалифи­кациям:

—   СПК в области сварки (на основе исполнения функций Саморегулируемой организацией НП «Национальное Агентство Контроля Сварки», http://spks.naks.ru/news/), председатель — Алешин Николай Павлович;

—   СПК финансового рынка (на основе исполнения функций РСПП), председатель — Мурычев Александр Васильевич;

—   СПК в наноиндустрии (на основе исполнения функций Фондом инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО), председатель — Свинаренко Андрей Геннадьевич;

—   СПК в жилищно-коммунальном хозяйстве (на основе исполнения функций Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий»), председатель — Агапитов Сергей Николаевич;

—   СПК в строительстве (на основе исполнения функций Национальным объединением строителей), председатель — Ишин Александр Васильевич;

—   СПК в индустрии гостеприимства (на основе исполнения функций Некоммерческим партнерством «Федерация рестораторов и отельеров»), председатель — Бухаров Игорь Олегович;

—   СПК в области информационных технологий (на основе исполнения функций Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий), сопредседатели — Комлев Николай Васильевич, Нуралиев Борис Георгиевич;

—   СПК железнодорожного транспорта (на основе исполнения функций Общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта), председатель — Шаханов Дмитрий Сергеевич;

—   СПК в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта (на основе исполнения функций Национальным лифтовым союзом, http://www.lift.ru/ index.php/ru/osppk.html), председатель — Тишин Виктор Андреевич;

—   СПК в здравоохранении (на основе исполнения функций Некоммерческим партнерством «Национальная Медицинская Палата»), председатель — Рошаль Леонид Михайлович;

—   СПК в электроэнергетике (на основе исполнения функций Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики), председатель — Замосковный Аркадий Викторович;

—   СПК в машиностроении (на основе исполнения функций Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России»), председатель — Гутенев Владимир Владимирович.

Работа по созданию СПК продолжается. Рабочая группа НСПК по формированию советов по профессиональным квалификациям рассматривает поступающие заявки и готовит предложения для рассмотрения Национальным советом. Наибольшую активность по созданию советов по профессиональным квалифи­кациям проявляют работодатели из сферы свободного предпринимательства. На последнем заседании Национального совета 27 марта 2015 г. одобрено создание еще двух советов по профессиональным ква­лификациям: СПК в нефтегазовом комплексе и СПК в отрасли судостроения и морской техники. В бюджетном секторе такую инициативу пока проявила только Национальная медицинская палата, на базе которой создан СПК в здравоохранении. И это понятно, учитывая требования, предъявляемые к составу советов по профессиональным квалификациям в части вхождения в них работодателей, имеющих существенное влияние на рынок труда, участвующих в разработке профессиональных стандартов, мониторинге отраслевого или профессионального сегмента рынка труда. Без доброй воли и поддержки такой инициативы со стороны ведущих работодателей в бюджетном секторе — федеральных министерств создание СПК в образовании, сфере социальной работы и других вряд ли возможно.

СПК могут создавать в своем составе комиссии по профессиональным квалификациям (по одному или нескольким видам профессиональной деятельности).

В декабре прошлого года Национальным советом также было принято решение о создании временных комиссий по профессиональным квалификациям НСПК. Их отличие от СПК заключается в том, что комиссии создаются по одному или нескольким направлениям деятельности, а не по отрасли в целом. Это целесообразно для учета интересов разных отраслевых сегментов внутри крупных советов по профессиональным квалификациям.

О рабочих группах НСПК

Перечень, руководители и распределение полномочий рабочих групп НСПК приведены в таблице.

О деятельности рабочей группы НСПК по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения

Вопросы применения профессиональных стандартов настолько взбудоражили общественность, что тема эта из сугубо профессиональной и деловой переросла в социально значимую и общественно резонансную.

Для продолжения разговора о введении профессиональных стандартов, их назначении и последствиях для системы профессионального образования России хотелось бы сразу определиться с основной позицией.

Профессиональный стандарт — это документ работодателя. Он должен разрабатываться при непосредственном и активном участии работодателя, отражать его требования и быть для него прозрачным и понятным. При этом под работодателем в данном случае понимается некая критическая масса организаций, предприятий, учреждений отрасли, которых объединяет одно — в этих структурах трудится и востребовано существенное число работников, квалификационные требования к которым отражены в конкретном профессиональном стандарте.

Отсюда последствия — если работник не будет соответствовать установленным профессиональным стандартом требованиям, то его шансы устроиться на работу в эти организации будут невелики.

Теперь что касается отношения самих работодателей к профессиональным стандартам, точнее — к необходимости их разрабатывать.

В настоящее время идет процесс осознания практической выгоды профессиональных стандартов и формируется мотивация работодателей к их разработке и использованию. Недаром поручением Президента Российской Федерации поставлена задача разработать 800 профессиональных стандартов. Нужно иметь практику применения, чтобы понять недостатки и преимущества продукта. А значит — нужен некоторый «отраслевой» ассортимент самого продукта.

К настоящему моменту утверждено уже более 400 профессиональных стандартов. Их перечень постоянно обновляется на сайте Минтруда России «Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru/).

Таким образом, появились документы, с которыми уже начинают работать и кадровые службы предприятий, и система образования.

Ведь профессиональный стандарт — это только начальное звено в цепи нормативов и регламентов, определяющих возможности профессионального развития, роста и построения карьеры профессионала.

Профессиональный стандарт, зафиксировав сами квалификационные требования, порождает потребность в процедурах их выявления, сертификации, а также инструментах и механизмах восполнения у работников дефицита квалификации. В отсутствие всего этого профессиональный стандарт практически лишен смысла.

Таким образом, профессиональный стандарт становится сигналом рынка труда системе образования, чтобы она более оперативно реагировала на коньюн- ктурные изменения, готовила специалистов, которых ждут для выполнения трудовых функций, а не для того, чтобы сходу их переучивать. Не стоит забывать, что это еще и деньги налогоплательщиков, которые должны расходоваться грамотно, с пользой для общества, экономики и граждан страны, в том числе — выпускников профессиональных образовательных программ.

Рабочая группа НСПК по формированию советов по профессиональным квалификациям (руководитель — Шохин Александр Николаевич)

Подготовка предложений:

по принципам формирования и задачам отраслевых советов развития квалификаций;

по разработке проектов нормативных правовых актов по вопросу формирования отраслевых советов развития квалификаций, включая вопросы определения требований к таким советам, их функций и полномочий;

по активизации участия профессиональных сообществ в разработке профессиональных стандартов, проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также оценке и сертификации профессиональных квалификаций.

Подготовка информационных материалов и выступление с докладами на заседаниях НСПК по курируемым вопросам.

Проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов, подготовка экспертных заключений по ним и выработка предложений по совершенствованию профессиональных стандартов.

Представление проектов профессиональных стандартов для рассмотрения НСПК.

Рабочая группа НСПК по профессиональным стандартам

(руководитель — Прокопов Федор Тимофеевич)

Подготовка предложений по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности и его последующей актуализации.

Совершенствование методической базы разработки и применения профессиональных стандартов.

Подготовка информационных материалов и выступление с докладами на заседаниях НСПК по курируемым вопросам.

Рассмотрение проектов федеральных государственных стандартов профессионального образования, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по их совершенствованию.

Обобщение информации о практике использования профессиональных стандартов при разработке профессиональных образовательных программ.

Рабочая группа НСПК по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения (руководитель — Кузьминов

Ярослав Иванович)

Подготовка предложений по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ с учетом профессиональных стандартов.

Координация работы советов по профессиональным квалификациям в области применения профессиональных стандартов в профессиональном образовании и обучении, организации и проведения экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и основных образовательных программ по учету в них требований профессиональных стандартов.

Организация подготовки экспертов для проведения экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и основных образовательных программ в части учета в них требований профессиональных стандартов. Подготовка информационных материалов и выступление с докладами на заседаниях Национального совета по курируемым вопросам.

Рабочая группа НСПК по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров (руководитель — Свинаренко

Андрей Геннадьевич)

Подготовка предложений:

к проектам нормативных правовых документов по вопросам независимой оценки квалификации работников;

по формированию организационных механизмов проведения профессионально­общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Разработка с участием общероссийских объединений работодателей и профессиональных сообществ предложений по формированию сети независимых центров сертификации квалификации, в том числе по определению механизмов аккредитации таких центров и установлению процедуры подтверждения квалификации работников.

Подготовка информационных материалов и выступление с докладами на заседаниях НСПК по курируемым вопросам.

Рабочая группа НСПК по поддержке лучших практик развития квалификаций (руководитель — Песков Дмитрий Николаевич)

Обобщение лучшего опыта в области корпоративных программ развития, обучения и оценки квалификации персонала, других практик развития квалификаций.

Содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.

Подготовка предложений по актуализации профессиональных стандартов с учетом профессиональных компетенций, апробированных в рамках Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills.

Подготовка информационных материалов и выступление с докладами на заседаниях НСПК по курируемым вопросам.

Первый год работы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК) показал, что решить задачу без заинтересованности и консолидации усилий всех участников процесса не удастся, поэтому ставка была сделана на системность работы, скоординированность действий и личную ответственность руководителей (со стороны работодателей, властных структур, профессиональных союзов).

То, что заложено в профессиональном стандарте в виде требований к знаниям и умениям для выполнения трудовых функций, должно найти свое отражение в стандартах профессионального образования и профессиональных образовательных программах. Координация работы по данному направлению во взаимодействии с Минобрнауки России и была определена как зона ответственности Рабочей группы НСПК по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения под руководством ректора Высшей школы экономики Ярослава Ивановича Кузьминова.

Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов оказалось далеко не тривиальной задачей.

Во-первых, профессиональные стандарты и стандарты профессионального образования (ФГОС) — это разные документы для разных целей. Они имеют не только различное функциональное назначение, различаются их структуры и используемый понятийный аппарат, а также зоны охвата.

Профессиональный стандарт шире образовательного, так как он включает требования к работникам разных квалификационных уровней, не делая скидок для выпускников вузов и техникумов.

Одновременно образовательный стандарт шире профессионального, так как является основой для разработки реализации образовательных программ, имеющих более универсальное значение, нежели подготовка выпускника к выполнению определенных трудовых функций.

Таким образом, решая задачу учета требований профессионального стандарта в соответствующем ему образовательном, следовало найти ту область пересечения обоих стандартов, которая позволила бы найти точки их соприкосновения, обнаружить в профстандарте наличие квалификационного уровня, позволяющего реализовать освоенные компетенции выпускнику, а в стандарте профессионального образования — корректно отразить области, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также уточнить компетенции, которыми должен обладать выпускник по соответствующим видам деятельности.

По мере продвижения в решении задачи выявилась вторая существенная проблема — дефицит (если не сказать — отсутствие) специалистов для такой работы вообще и у только что созданных советов по профессиональным квалификациям, в частности.

То есть потребовались специалисты, владеющие технологиями разработки как профессионального, так и образовательного стандарта, хорошо разбирающиеся в макетах обоих документов, их структуре и понятийных аппаратах.

Таких специалистов в настоящее время на рынке практически нет, а задачу решать надо. Отсюда — появились «перевертыши», когда работодатель поручает разработку профессионального стандарта специалистам образовательной организации. И это не самый плохой вариант, так как зачастую разработкой профстандарта занимаются выигравшие конкурс на его разработку организации, которые не только не имеют никакого отношения ни к отрасли, ни к профессии, но и не располагают специалистами по разработке профессиональных стандартов.

В результате получается документ, в котором слеплены воедино преобразованные в знания и умения компетенции из подходящего по содержанию образовательного стандарта. Все это дополняется представлениями не работающих в отрасли людей о том, какие именно трудовые функции выполняет работник, для которого они пишут профстандарт, что он для этого должен знать и уметь.

Но и при самом добросовестном отношении разработчиков, их честной попытке быть объективными и представить себя на месте работодателя нельзя исключить их естественное желание подкорректировать, уточнить «неверно сформулированные» запросы работодателя с учетом собственных убеждений, представлений, опыта.

Поэтому на выходе получаем профессиональный стандарт, разработанный на основе стандарта профессионального образования или на основе представлений о запросах рынка труда людей, с этим рынком никак не связанных.

Последствием такого способа подготовки профессионального стандарта является его невостре- бованность ни образованием, ни работодателем. Такой документ не помогает сориентировать систему образования на требования рынка к профессионалам, которых оно готовит, он также не нужен кадровым службам, так как не отражает их реальные требования к работникам.

В-третьих (учитывая разницу в назначении двух стандартов — профессионального и образовательного), один профессиональный стандарт в разной степени может оказывать влияние на один или несколько образовательных. И наоборот, в одном образовательном могут найти отражение один или несколько профессиональных.

Собственно, речь идет о том, что существуют трудовые функции, имеющие право на существование в разных профессиональных стандартах, в том числе, относящихся к разным отраслям. И совершенно очевидно, что эти трудовые функции должны быть определены как типовые, описаны единообразно, чтобы внести ясность и для тех, кто на работу нанимает, и для тех, кто для выполнения этой работы готовит, и для тех, кто проверяет готовность к ее выполнению.

А это уже отдельная задача. И для ее решения требуется систематизация всех профессиональных стандартов в формате единой информационной электронной базы, позволяющей выделять, анализировать и уточнять огромное множество трудовых функций, входящих в состав профессиональных стандартов, и сопоставлять их с профессиональными компетенциями в стандартах профессионального образования.

Это унифицировало бы (насколько это возможно) процесс разработки самих профессиональных стандартов, поскольку при наличии выявленных в трудовой деятельности работника типовых трудовых функций позволило бы просто включить их в разрабатываемый профессиональный стандарт и сразу дать ответ на вопрос — требует ли актуализации соответствующий ему образовательный стандарт (возможно, типовая трудовая функция уже нашла в нем отражении ранее, при сопряжении с другим профстандартом).

Без создания такой базы эффективная работа по развитию системы профессиональных квалификаций в стране существенно затруднена.

И, наконец, в-четвертых, советы по профессиональным квалификациям, объединяющие работодателей, заинтересованных в развитии системы профессиональных квалификаций в своей отрасли, только-только появились, а от них сразу потребовалась огромная активность и четкая позиция отрасли по ряду направлений развития системы профессиональных квалификаций.

К настоящему моменту благодаря совместной с Минобрнауки России работе подготовлены и одобрены Национальным советом временный порядок рассмотрения проектов ФГОС профессионального обра- зования2, методические рекомендации по разработке основных и дополнительных профессиональных про- грамм3, актуализации ФГОС ВО4 и ФГОС СПО5 с учетом соответствующих профессиональных стандартов.

На основе рекомендаций экспертами рабочей группы разработаны критерии для проведения экспертизы ФГОС по оценке учета в них требований соответствующих профессиональных стандартов для экспертов советов по профессиональным квалификациям.

В процессе работы разработчиков ФГОС, профессиональных стандартов и экспертов советов по профессиональным квалификациям («держателей» профстандартов) с конкретными документами возникает множество специфических вопросов, которые не могут быть отражены в рекомендациях и требуют обсуждения и достижения договоренностей всеми заинтересованными сторонами.

Ведь в профессиональном стандарте описаны требования к профессиональной деятельности, а не к выпускнику. Уровни квалификации, рекомендованные для разработки профессиональных стандартов, не устанавливают жесткой зависимости от уровня образования. Возможны различные траектории достижения каждого уровня квалификации.

Выпускнику необходимо обеспечить готовность к началу трудовой деятельности, а не к выполнению всех функций и трудовых действий, указанных в профессиональном стандарте. Нужны минимальные требования допуска к профессиональной деятельности и инструменты оценки реального уровня квалификации у конкретного работника. Каковы эти требования и инструменты, может ответить только работодатель, поэтому без постоянного конструктивного диалога между советами по профессиональным квалифика­циям (работодателями) и образованием для выработки решений по поставленным вопросам в каждом отдельном случае не обойтись.

Совершенно необходимы отраслевые рамки квалификации, которые позволят выделить подуровни в каждом уровне квалификации и показать рост этой квалификации внутри уровня, помогут дифференцировать требования работодателя к уровням образования внутри конкретного уровня квалификации. И это также зона ответственности советов по профессиональным квалификациям.

В 2015 году приоритетными для Рабочей группы определены задачи актуализации стандартов профессионального образования для обеспечения учета в них требований профессиональных стандартов, координации работы советов по профессиональным квалификациям в области применения профессиональных стандартов в профессиональном образовании и обучении, а также апробации все разработанных в этих целях методических документов и регламентов.

Метелькова Елена Ивановна — кандидат психологических наук, ответственный секретарь Рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК), эксперт Рабочей группы НСПК по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров, помощник ректора Высшей школы экономики по вопросам президентских, правительственных и ведомственных советов и комиссий в сфере образования, а также межвузовских ассоциаций (http://www.hse.ru/org/persons/26119699)

[1] Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — общероссийская организация, представляющая интересы деловых кругов как в России, так и на международном уровне. Российский союз действует в двух юридических лицах — общероссийского объединения работодателей (ООР «РСПП») и общероссийской общественной организации (ООО РСПП). РСПП сегодня — это более ста отраслевых и региональных объединений, представляющих ключевые секторы экономики: ТЭК, машиностроение, инвестиционно-банковскую сферу, а также оборонно-промышленный комплекс, строительство, химическое производство, легкую и пищевую промышленность, сферу услуг. РСПП объединяет тысячи крупнейших российских компаний — представителей промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах России.

[2] «Временный порядок рассмотрения, оценки соответствия профессиональным стандартам и подготовки предложений по совершенствованию проектов федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных и основных образовательных программ Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям».
[3]  «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов».
[4] «Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов».
[5] «Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов СПО с учетом принимаемых профессиональных стандартов».

Информация об авторах

Метелькова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, советник ректора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», соучредитель и вице-президент Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», член Межведомственной рабочей группы по развитию психологических служб в образовательных организациях высшего образования, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-7668-356X, e-mail: metelkova_ei@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 450
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 170
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1