Вестник практической психологии образования
2015. Том 12. № 2. С. 116–118
ISSN: 2658-3100 (online)
Как воспитать самостоятельность у детей и подростков? Простые, но подзабытые решения
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Новосадова О.М. Как воспитать самостоятельность у детей и подростков? Простые, но подзабытые решения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 2. С. 116–118. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n2/Novosadova (дата обращения: 15.10.2024)
Полный текст
Если бы в обществе перед родителями, педагогами стояла такая задача — воспитывать молодое поколение, подготовленное к жизни, не инфантильное, а способное принимать самостоятельные решения (и что важно — правильные самостоятельные решения), то получали бы задуманный результат. Конечно, если бы совершали правильные шаги по пути к этой цели — воспитание человека самостоятельного и разумного.
На самом деле, это не так уж и сложно: приучать ребёнка к труду, к посильной работе по дому, помощи старшим и младшим членам семьи. И неважно, сколько детей в семье, всё зависит от воспитания. В большой семье может быть избалованный, капризный «любимец», а единственный ребёнок в семье — воспитан ответственным и надёжным.
У ребёнка необходимо формировать заботливое отношение к другим членам семьи, к родным, близким, друзьям. Приучать что- то делать по дому: мальчиков — помогать в «мужской» работе, а девочек — в «женской». Но не разделять категорически все виды работы, уметь надо делать всё. Если готовить ребёнка к большой и самостоятельной жизни, то надо учить его выполнять любую работу. И быть готовым выполнить любую работу. Заметим, слово «любую» здесь ключевое. Ведь, к сожалению, в последние десятилетия в обществе все больше и больше укореняется пагубная мысль, что есть работы и занятия «неприличные», «грязные», от которых своих «деточек» надо беречь, а есть «достойные» и «престижные», которые надо поощрять. И неважно, что в итоге такого «сбережения» ребенок вырастет самовлюбленым белоручкой, не способным поднять ничего тяжелее планшета и не знающим, как правильно вбить в бетонную стену гвоздь, чтобы повесить картину.
Впрочем, проблема может выглядеть еще хуже. Приведу живой пример, взятый с одного интернет- форума, — до чего может доиграться типичный взрослый «белоручка» (некоторые выражения сознательно смягчу).
Вымирание настоящих мужиков
Сидим у приятеля, за чашкой чая. Встаю и иду в туалет. А там — мама дорогая — с потолка реечного вода водопадом хлещет. Я на кухню. Приятель подрывается, бежим наверх к соседу, звоним, открывает чувак с испуганным взглядом:
— Да, что?
— Что-о-о-о? — орет приятель. — Воду закрой, идиот!
— Не могу, жду сантехника, — пожимает он плечами.
Проблема в том, что с приходом кризиса, в ЖЭКах и ДЭЗах начальники тотально сократили кучу сантехников. Так как бюджеты резко сократились. Например, в нашем ЖЭКе из пяти сантехников осталось не более двух.
— Так, воду перекрой! — говорю я.
— Не могу, говорю же, жду сантехника, — невозмутим чухан.
— Разрешите? — просит приятель пройти.
Сосед впускает нас. Мы проходим в туалет, там сорвало подводку к унитазу. Мы стоим и шарим глазами по фарфоровому храму в поисках потайной дверцы со стояками. Находим, приятель лезет и перекрывает вентили, вода перестает течь.
— Трудно было это сделать? — спрашивает он соседа.
— Сделать что?
— Стояк (!!!) перекрыть!
— А я не знал, что там что-то повернуть можно, — пожимает плечами этот „
— Молодец, попал на ремонт, — улыбнулся приятель.
— А у меня нет денег, меня вчера уволили, — смущается сосед.
— Кем работал? — спрашиваю.
— Креативным директором, — гордо произносит, будущий алкашо-бомж.
— Как же тебе тяжело-то будет, — похлопал я его по плечу. — Пошли! — сказал я приятелю, мысленно отпев беднягу-соседа.
За годы сверхдоходов выросла целая совершенно бесполезная прослойка, которая абсолютно не подготовлена для жизни в российских реалиях. Страна устроена таким образом, что сегодня ты директор, а завтра безработный бомж, и нужно уметь лавировать между этими ударами судьбы со скоростью звука.
Мой покойный отец учил всегда одной вещи: «Ты должен уметь все! Ну или хотя бы иметь приблизительное понятие, как что делается, чтобы можно было быстро научиться». В стране, где нет дорог, труб, отопления, света, где нет ни черта, не нужны менеджеры. Тут мужики нужны. К сожалению, многие этого до сих пор не поняли и гнут линию, на то, что все еще будет БУДЭ, ни... уже не будет. Ну, может это и к лучше, меньше этих горе-креативщиков на кредитных помойках будет.
Русский мужик — это не алкаш деревенский. До определённого времени в деревнях вообще не пили, кто не знает. Потому, что если будет бухать, просто нечего будет есть. Чтобы прокормиться, надо было подниматься в 5 утра и не разгибаться до глубокого вечера.
Мужик прекрасно знал агрономию, знал столярное, плотницкое дело, разбирался в охоте, рыбном промысле, владел оружием. Поэтому наши с такой легкостью и воевали — обучать особо не надо. Согласитесь, чтобы выжить в условиях, где ничего нет, нужно знать чуть больше, чем до...»
А вот еще один образчик популярного современного «остроумия», на котором растят типичных «белоручек» и «офисных хомячков» (см. рисунок). В чем тут подмена смысла и над кем из персонажей действительно стоит посмеяться, я предлагаю подумать читателю.
Теперь вернемся к основной теме. Итак, часто дети слышат от взрослых: «Успеешь поработать». Это абсолютно неверная позиция! Чем раньше ребёнок включается в труд взрослых, в самообслуживание, тем лучше для самого ребёнка. Маленький ребёнок хочет, стремится участвовать в общей жизни, ведь человек — это био-социальная система.
Да, неумело убирается, ужасно моет посуду, после него надо всё перемывать и убирать. Но!!! Другого пути нет приучить его к чистоте и порядку. Ребёнок должен убирать за собой, следить за порядком, помогать и ухаживать за другими членами семьи. Если всё за него делать в 3 года, то в 13 лет он ничего делать не будет. Если не включать ребёнка в круговорот семейных дел в раннем возрасте, то к отрочеству у него не будет сформирован условный рефлекс помогать и заботиться о других.
Родители начали приучать меня к домашней работе очень рано. Когда рос мой сын, он участвовал во всех делах: помогал по дому, ухаживал за старшим поколением. Хотя был гиперактивным и очень сложным ребёнком. Но я знала, что именно так надо готовить человека к жизни. У меня был страх выпустить в большую жизнь неподготовленного к этой самой жизни человека.
Считаю, что этот страх (ответственность, историческая память, разумное отношение к воспитанию — можно назвать это как угодно) сыграл только положительную роль в воспитании.
Всегда говорила, что труд — категория нравственная. В библейском понимании, работать — это служить Всевышнему, народу, состоять на службе, оказывать услуги, возделывать, печься, радеть о чём-то, о ком-то. Работа — это служение, потребность, польза. Отношение к любому труду — показатель воспитания в детстве. Сын много помогал не только по дому и ухаживал за старшими в семье, но и должен был в отрочестве делать критические замечания по проведённым мною деловым переговорам. Мы обсуждали с ним коммерческие предложения и научнопрактическую ценность работы.
Прекрасно слово «должен» в значении «мне надо, необходимо». Значит, человек нужен, востребован, другим людям есть от него польза.
Замечательна сказка о Белоснежке и 7 гномах. Заблудилась царская дочь в лесу, вышла к какой-то избушке, увидела жуткую грязь — навела чистоту и порядок. Мало, кто обращает внимание, что она была принцессой, но не боялась никакого труда.
Считать, что только своим примером можно увлечь ребёнка, наивно. Ребёнку необходимо делать, а не только смотреть. Никто не сомневается: для того, чтобы научиться играть на пианино, плавать, играть в волейбол, кататься на коньках и т. д., надо самому раз за разом повторять и совершенствовать определенные движения. Поэтому умение делать что-либо по дому не может сформироваться само по себе, только в результате наблюдений за тем, как это ловко получается у папы и мамы. Есть же память мышечная, а не только зрительная и звуковая. Вот как приучать детей к труду — это вопрос фантазии, терпения, индивидуальных особенностей ребёнка, обстоятельств в семье. Тихие, спокойные, послушные дети легче управляемы. Своенравные, непокорные, свободолюбивые, неукротимые — с ними сложнее. Но надо помнить, что именно из таких детей получаются крупные учёные, специалисты в своём деле, управленцы, руководители, директора заводов, режиссёры кино и театров.
Так что, если у Вас растёт «тяжёлый» ребёнок, помните, что Вы — родители крупной личности. Но не стоит забывать, что крупная личность будет жить в окружении таких же мощных людей. Необходимо готовить ребёнка для жизни в социуме, развивать умение общаться с людьми. В погоне за интеллектуальным развитием легко можно упустить и не сформировать коммуникативные навыки.
В детях нам даётся возможность прожить ещё жизнь. Так давайте воспользуемся этим шансом, будем вместе шаг за шагом, день за днём проходить такие интересные этапы. Ребёнок с огромным интересом включается в нашу жизнь, привлекайте его к участию в ней. Часто родители заняты собой, своей карьерой, своими интересами, а ребёнок где-то там, «на краю Ойкумены». Если в его детстве Вы не с ним, сомнительно, чтобы, став взрослым, он был с Вами.
В своей работе сталкиваюсь с огромным количеством людей и вижу, что подчас у человека с отличными задатками неправильно были сформированы в детстве нужные ориентиры в жизни. Неправильные жизненные позиции часто мешают человеку полностью раскрыть свой потенциал, показать все грани своего таланта. Надо стремиться к воспитанию гармоничной личности, личности без перекосов в ту или иную сторону. Разумеется, надо учитывать индивидуальные особенности человека, а не только тешить своё родительское тщеславие и самолюбие.
Таким образом, важно самим родителям научиться формулировать цели воспитания ребёнка — подготовить его к самостоятельной жизни в социуме. Не забывая, разумеется, о нравственном, физическом, интеллектуальном развитии. Научить ребёнка любить, дружить, общаться с другими людьми, не идти по головам, но и не давать себя в обиду, развивать способности, уметь воплощать в жизнь самые смелые планы, быть упорным в достижении цели, понимать необходимость обучения и любить работать. Ребёнка надо приучать думать, формулировать цели и задачи, но и от себя требовать таких же разумных шагов.
И еще один последний, но принципиально важный момент — формирование характера человека. Очень значимую роль играет то, за что хвалят и поощряют ребёнка в семье. Часто хвалят за прилежание, послушание, помощь в работе по дому, за хорошие оценки. И не хвалят за развитие, за необходимость и радость саморазвития в работе. В дальнейшем родители не могут понять, почему их ребёнок не может найти хорошую работу, ведь так прекрасно учился, был таким усердным и прилежным. На самом деле — сформирована некая хорошо обучаемая система.
Пример. Женщина, молодая пенсионерка, с упоением рассказывает всем, как хорошо не работать. При этом она обеспокоена, что её дочь, девушка 25 лет, окончившая вуз, нигде не работает. Родные этой девушки расхваливают и нахваливают её за умение вязать, готовить, содержать квартиру в чистоте и порядке. И никто никогда даже не намекал девушке об интересе в работе. Разумеется, у человека формируется чёткий условный рефлекс на выполнение домашней работы, а не на саморазвитие, получение удовольствия от своего профессионального роста. Годы идут, человек выпал из социума; привык к домашней жизни; не отдавая себе отчёта, страшится идти на работу, частично потерян навык общения в коллективе.
Новосадова Ольга Михайловна — директор по персоналу ООО «Технологии и Системы Защиты». Общий
стаж работы в кадровых службах различных организаций, в том числе крупных: с численностью персонала до нескольких тысяч человек, — 32 года. Сегодняшняя работа включает три основных направления: юриспруденцию, психологию и управление персоналом. Признается, что ей нравятся все: «Я люблю работать с людьми». Регулярно посещает форумы молодёжи на ВВЦ, выставки вакансий. Считает, что нужно обязательно работать с колледжами, техникумами и вузами — так формируется внешний резерв. Как руководитель службы персонала, делится с молодыми людьми опытом и знаниями, накопленными в компании. Одновременно интересуется опытом студентов, с удовольствием принимает их на практику и стажировку. Личное кредо: во-первых, «Любить людей больше, чем власть над людьми». Во-вторых, «Думать о себе — как это просто; вот не думать — это посложнее». В-третьих, «Помогай другому». В-четвертых, «Только вперёд!» В-пятых, «Всегда развивайся, расти. Стремись к профессиональному росту, служебный рост настанет».
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 543
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 248
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0