Отчет о проведении XI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Психологическое обеспечение общего образования в контексте введения профстандарта “Педагог-психолог”»

102

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Отчет о проведении XI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Психологическое обеспечение общего образования в контексте введения профстандарта “Педагог-психолог”» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 3. С. 4–9. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n3/report (дата обращения: 06.12.2024)

Полный текст

 
 

19-20 мая 2015 года в Москве состоялась XI Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: Психологическое обеспечение общего образования в контексте введения профстандарта “Педагог-психолог”»

На конференцию съехалось более 150 представителей из 60 субъектов Российской Федерации. На конференции присутствовали делегаты от региональных отделений Федерации психологов образования России, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования города Москвы, специалисты и руководители психологических служб и образовательных организаций субъектов Российской Федерации, члены Федерации психологов образования России, психологи стран ближнего и дальнего зарубежья, представители органов власти, бизнеса, некоммерческих общественных организаций, профильных вузов, учреждений дополнительного образования.

Основными организаторами выступили: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России»; Министерство образования и науки Российской Федерации; Департамент образования Москвы; Российская академия образования; Федеральный институт развития образования; Институт психологии РАН; Психологический институт РАО; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Московский городской психолого-педагогический университет.

В Программный комитет конференции вошли такие известные деятели науки, как: Сильянов Е.А. — директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации; Рубцов В.В. — президент Федерации психологов образования России, доктор психологических наук, профессор, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор ФГБОУ «Психологический институт РАО» (Москва); Асмолов А.Г. — доктор психологических наук, профессор, вице-президент Российского психологического общества, директор ФИРО (Москва); Дубровина И.В. — доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО (Москва); Егорова М.А. — кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета «Психология образования» Московского городского психолого-педагогического университета (Москва); Журавлев А.Л. — доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии Российской академии наук, вице­президент Федерации психологов образования России (Москва); Забродин Ю.М. — доктор психологических наук, профессор, проректор Московского городского психолого-педагогического университета, вице-президент Федерации психологов образования России (Москва); Зинченко Ю.П. — доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Российского психологического общества (Москва); Клюева Т.Н. — кандидат психологических наук, директор ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов — центр повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр» (Самара); Кулькова Ж.Г. — директор ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» (Челябинск); Марголис А.А. — кандидат психологических наук, профессор, 1-й проректор Московского городского психолого-педагогического университета (Москва); Мелентьева О.С. — исполнительный директор Федерации психологов образования России (Москва); Романова Е.С. — доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета (Москва); Терехи­на И.О. — заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации.

Генеральным информационным партнером конференции выступил «Социальный Навигатор».

В качестве информационных партнеров выступили: — научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования» (главный редактор — В.В. Рубцов)

— информационно-аналитический портал «Российская психология» www.rospsy.ru

— журнал «Психологическая наука и образование» — информационный портал «Детская психология» www.childpsy.ru

— информационные порталы УМО по психолого-педагогическому образованию

— информационный портал МГППУ www.mgppu.ru

Основная идея конференции — ключевой идеей модернизации российского образования становится акцент на конкретный результат обучения, формирование творческих компетентностей, готовности к инновационной деятельности всех участников образовательного процесса.

Конференция будет способствовать консолидации усилий профессионального психологического сообщества для решения актуальных задач модернизации общего и высшего профессионального образования.

Основные направления работы:

1.   Психологическое обеспечение образования.

2.   Опыт внедрения профессионального стандарта педагога на базе региональных стажировочных площадок.

3. Внедрение профессиональных стандартов: «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Психолог в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей».

4.   Профессионально-общественная экспертиза.

5.  Концепция педагогического образования: психолого-педагогическая подготовка педагогических кадров.

6.   Психолого-педагогическая подготовка в системе дополнительного профессионального образования по психолого-педагогическому направлению.

7.    Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

8.    Психология безопасности образовательной среды.

9.   Психология инклюзивного образования.

10.   Психолого-педагогическая работа с детьми с особыми нуждами, в том числе с проблемой аутизма.

11.   Опыт работы практических психологов образования в региональных образовательных организациях и специализированных центрах РФ.

12. Опыт применения фундаментальных и прикладных психологических исследований в образовательных системах: результаты, методы, проблемы — в том числе изучение семьи, молодежи.

13. Психолого-педагогические аспекты воспитания.

14.   Психолого-педагогическая работа с подростками, в том числе с подростками «группы риска».

15.   Подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологических, педагогических и руководящих кадров системы образования.

16.  Формирование психологической культуры в современном обществе.

17.  Преподавание психологии в школе: региональный опыт.

18.   Психологические методики и технологии.

19.  Новая нормативно-методическая база деятельности педагогов-психологов в системе образования.

20.  Основные направления деятельности психолога в социальной сфере в свете внедрения профессиональных стандартов.

21.   Социальное самоопределение и социальная активность российской молодежи как стратегический ресурс развития общества

Тематика научно-практических направлений была отражена в докладах и выступлениях на пленарных и секционных заседаниях, семинарах, круглых столах, дискуссионных площадках и мастер-классах.

Конференцию открыл доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Президент Федерации психологов образования России, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института Российской академии образования (Москва) Виталий Владимирович Рубцов. В.В. Рубцов осветил направления модернизации психологической службы образования Российской Федерации.

С приветственным письмом к участникам обратился Сильянов Евгений Александрович — Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации.

С докладами на пленарном заседании выступили: Ю.М. Забродин — «Профстандарт «Педагог-психолог»: задачи апробации»; М.А. Егорова — «Модернизация подготовки педагога-психолога в соответствии с требованиями профстандарта «Педагог-психолог»; С.В. Алехина — «Новые задачи педагога-психолога в меняющейся практике общего образования».

Программа конференции включала 8 круглых столов, 4 секционных заседания и 11 мастер-классов. Также в рамках мероприятий были проведены собрания Московского регионального отделения и представителей региональных отделений Федерации психологов образования России.

Круглые столы отличались плодотворными обсуждениями основных актуальных проблем модернизации педагогического образования.

22 мая состоялся круглый стол по проблеме психологических аспектов обеспечения непрерывного образования детей и молодежи. В работе круглого стола приняли участие 11 человек, представители регионов: Москва, Московская область (Щелково), Калужская область (Обнинск), Севастополь, Челябинск.С докладом «Психология непрерывного образования» выступила руководитель круглого стола Леоно­ва Елена Васильевна, к.п.н., доцент, председатель Обнинского отделения ФПО. В обсуждении доклада приняли участие Бараева Р.Т. (Щелково), Шевчукова Е.В. (Севастополь), Литвиненко Н.С. (Обнинск), Брендакова Л.В. (Москва), Кулькова Ж.Г. (Челябинск). На круглом столе обсуждались вопросы особенностей образовательной среды современных школьников, психологического обеспечения непрерывности формального образования и современных методов решения проблемы адаптации обучающихся при переходе на новый образовательный уровень, особенностей развития компетенций обучающихся в условиях современного неформального (дополнительного) образования, а также психология «цифрового поколения» школьников и студентов и психологические особенности школьников, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. По итогам обсуждения вопросов круглого стола было принято единогласное решение о необходимости организации в рамках следующей Всероссийской конференции ФПО секции, посвященной психологическим аспектам интеграции основного и дополнительного образования в образовательной среде современных школьников, выявлению ресурсов дополнительного образования в развитии личностных и метапредметных компетенций обучающихся.Вопросы по профилактике и выявлению употребления наркотических средств и рассматривались на дискуссионной площадке «Социально-психологическое тестирование обучающихся как эффективный инструмент раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» 19 мая 2015 г. Модераторами выступили: Шарай Денис Валерьевич, консультант отдела профилактики асоциального поведения обучающихся Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации; Сиволап Юрий Павлович, врач-нарколог, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и наркологии лечебного факультета Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова; Кулькова Жанна Геннадьевна, директор ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования», психолог (г. Челябинск). Выступали: Шарай Д.В., консультант отдела профилактики асоциального поведения обучающихся Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России; Кулькова Ж.Г., директор ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования», психолог (г. Челябинск); Клюева Т.Н., кандидат психол. наук, директор ГБОУ «Самарский социопсихологический центр»; Яншин П.В., доктор психол. наук, профессор ГБОУ «Московский городской педагогический университет». На дискуссионной площадке рассматривались вопросы: актуальность проведения мероприятий по проведению психологического тестирования обучающихся для образовательной системы; вопросы организации психологического и медицинского тестирования обучающихся на предмет потребления ПАВ; вариации психодиагностического инструментария (опыт регионов); возможности совершенствования профилактической работы образовательных организаций и повышение эффективности профилактической работы в ОУ на основе результатов психологического тестирования; материально-техническое и документационное оснащение психологического тестирования. По итогам обсуждения вопросов дискуссионной площадки были приняты решения:

— принять к сведению опыт регионов в организации и проведении психологического тестирования обучающихся на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ за период 2011-2014 гг;

— поддержать инициативу проведения всероссийского (межрегионального) семинара-практикума (форума) специалистов системы образования по вопросам психолого-педагогической профилактики потребления ПАВ и реабилитации наркозависимых несовершеннолетних;

— продолжить проведение мониторинговых исследований отношения к ПАВ в детско-подростковой и юношеской среде. Оказать содействие финансовому обеспечению проведения психологического тестирования;

—   особо обратить внимание на недопустимость разглашения информации о тестируемых обучающихся;

— создать секцию в Федерации психологов образования России «Психология зависимостей и ад- диктивного поведения». Предложить президиуму Федерации утвердить председателя секции Кулькову Ж.Г. (Южноуральское региональное отделение).

Пленарное заседание. Президиум: С.В. Алехина, Е.А. Сильянов, В.В. Рубцов, М.А. Егорова, Ю.М. Забродин

В рамках конференции 19 мая 2015 г. состоялось секционное заседание «Безопасность образовательной среды образовательных организаций», соруководители — Щеглов А.А., Одинцова М.А. (Москва). На заседании рассматривались актуальные вопросы, касающиеся безопасной среды в образовательной организации: коммуникативные компетенции, психологическая безопасность субъекта образовательного процесса; зарубежные исследования, исследования общественных и религиозных организаций, рассматривалась психология преодолевающего поведения «подростка-жертвы», этнокультурная и религиозная ксенофобия в образовательной среде, разрешение конфликтов в рамках безопасности образовательной среды. В ходе обсуждения на заседании было принято решение о необходимости создания программ и работы по профилактике рисков и угроз образовательной среды образовательных организаций.

Поднятая на заседании тема была продолжена на мастер-классе «Профилактика школьной травли», ведущая — Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дистанционного обучения МГППУ, специалист в области психологии жизнестойкости, психологии виктимного поведения, автор книг «Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых», «Многоли- кость жертвы, или Немного о великой манипуляции», «Психология жизнестойкости». Мария Антоновна рассказала о видах жертв школьной травли, о виктимной игре и ее участниках, ресурсах участников виктимной игры. Мастер-класс включал и практическую часть — мини-тренинг по жизнестойкости.

Среди мастер-классов также хотелось бы выделить выступление Буренковой Елены Валентиновны «Мультимодальная терапия творчеством в образовательной среде: технологии и возможности применения», во время которого все участники узнали о возможностях мультимодальной терапии творчеством и ее использовании в образовательной среде, методах и способах работы в помогающих отношениях.

Круглый стол, посвященный этическим аспектам деятельности психологов образования, состоялся 20 мая. Ведущими были: Умняшова И.Б., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. (Москва). Участники круглого стола: представители региональных отделений ФПО России (Москва, Московская область, Рязань, Севастополь, Махачкала). В процессе работы круглого стола обсуждались следующие актуальные вопросы: необходимость и механизм закрепления за профессиональным сообществом регуляции этических вопросов; отсутствие в профессиональном сообществе единого понимания терминов, входящих в название и описание этических принципов; отсутствие в существующем документе информации о возможных нарушениях профессиональной этики и последствиях этих действий; проблема проверки компетентности в области профессиональной этики психологов образования. В завершении работы круглого стола участники поддержали предложения московского отделения: о необходимости дополнения/обновления содержания документа «Этический кодекс педагога- психолога Службы практической психологии образования России» (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 г.). А также предложили назначить представителей Московского отделения Умняшову И.Б., Кузнецо­ву А.А. ответственными за координацию и сбор предложений по дополнению/обновлению содержания документа «Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования России». Координаторам данной работы (Умняшовой И.Б., Кузнецовой А.А.) решено поручить подготовить и направить информационные письма о возможности принять участие в данном проекте в региональные отделения ФПОР до 30 мая 2015 года.

Ю.М. Забродин, А.А. Марголис, В.В. Рубцов, И.О. Терехина, Л.П. Фальковская

В заключение хотелось бы отметить и ставшее традиционным в рамках работы конференции торжественное награждение членов Федерации психологов образования России и юбиляров.

Грамоты самым лучшим представителям региональных отделений вручали президент Федерации психологов образования России, доктор психологических наук, профессор, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор ФГБОУ «Психологический институт РАО» Рубцов Виталий Владимирович, исполнительный директор Федерации психологов образования России Мелентьева Ольга Станиславовна. В этом году награды получили более 75 членов из 17 региональных отделений, среди которых можно отметить региональные отделения Марий Эл, Чувашии, Кировское региональное отделение, Мурманское, Коломенское отделение и региональное отделение Камчатского края.

Закрывала конференцию Мелентьева Ольга Станиславовна, исполнительный директор Федерации психологов образования России (Москва). Поблагодарив участников за большую проделанную работу, она подвела итоги, обозначила дальнейшие планы научно-исследовательской, научно-практической и научно-просветительской деятельности российского психологического сообщества и зачитала итоговую резолюцию конференции.

Резолюция XI Всероссийской
научно-практической конференции
«Психология образования: Психологическое
обеспечение общего образования в контексте
введения профстандарта “Педагог-психолог”»

Москва, 19-20 мая 2015 года

В работе XI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Психологическое обеспечение общего образования в контексте введения профстандарта “Педагог-психолог”» приняли участие члены Федерации психологов образования России, руководители и специалисты Министерства образования и науки Российской Федерации, специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, деканы психологических факультетов и заведующие кафедрами психологии педагогических университетов, преподаватели и научные работники ведущих российских вузов, научно-исследовательских институтов и научно-практических центров, ответственные за деятельность службы практической психологии, руководители образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), педагоги-психологи образовательных учреждений, руководители и специалисты региональных и муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов (ПМПК), руководители общероссийских общественных организаций, представители региональных отделений Федерации психологов образования России. Всего на конференцию съехалось более 150 представителей из 60 субъектов Российской Федерации.

Награждение членов ФПО России

Обсудив пленарные доклады и материалы, представленные в рамках программы конференции, участники конференции отмечают следующее.

1.   По предложению Московского отделения Федерации психологов образования России дополнить или обновить содержание документа «Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования России» (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 г.) и назначить представителей Московского отделения Умняшову И.Б., Кузнецову А.А. ответственными за координацию и сбор предложений по дополнению/обновлению содержания документа «Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования России». Координаторам данной работы (Умняшовой И.Б., Кузнецовой А.А.) — подготовить и направить информационные письма о возможности принять участие в данном проекте в региональные отделения ФПОР до 30 мая 2015 года.

2.   На конференции рассматривались актуальные вопросы, касающиеся безопасной среды в образовательной организации, такие как: коммуникативные компетенции, психологическая безопасность субъекта образовательного процесса, разрешение конфликтов в рамках безопасности образовательной среды. В ходе обсуждения на заседании было принято решение о необходимости создания программ и работы по профилактике рисков и угроз образовательной среды образовательных организаций.

3.   По итогам обсуждения проблем психологических аспектов обеспечения непрерывного образования детей и молодёжи было принято решение о необходимости организации в рамках следующей Всероссийской конференции ФПО секции, посвящённой психологическим аспектам интеграции основного и дополнительного образования в образовательной среде современных школьников, выявлению ресурсов дополнительного образования в развитии личностных и метапредметных компетенций обучающихся.

Участники конференции

4.  Рассматривая вопрос о социально-психологическом тестировании обучающихся как об эффективном инструменте раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, было предложено следующее:

—   принять к сведению опыт регионов в организации и проведении психологического тестирования обучающихся на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ за период 2011-2014 гг;

—  поддержать инициативу проведения всероссийского (межрегионального) семинара-практикума (форума) специалистов системы образования по вопросам психолого-педагогической профилактики потребления ПАВ и реабилитации наркозависимых несовершеннолетних;

—   продолжить проведение мониторинговых исследований отношения к ПАВ в детско-подростковой и юношеской среде. Оказать содействие финансовому обеспечению проведения психологического тестирования;

—   особо обратить внимание о недопустимости разглашения информации о тестируемых обучающихся;

— создать секцию в Федерации психологов образования России «Психология зависимостей и ад- диктивного поведения». Предложить президиуму Федерации утвердить председателя секции Кулькову Ж.Г. (Южноуральское региональное отделение).

Конференция считает целесообразным при формировании плана работ Исполнительной дирекции ФПОР предусмотреть следующие мероприятия:

—   рекомендовать к широкому распространению и внедрению в систему высшего профессионального образования страны опыта МГППУ по проведению профессиональных конкурсов для студентов старших курсов педагогических вузов, обучающихся на факультетах по специальностям педагогического профиля;

—   организовать и провести в 2016 г Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”»;

—   организовать и провести в сентябре- октябре 2015 г. Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2015»;

—   организовать и провести в сентябре- октябре 2015 г. Всероссийский Форум «Обучение. Воспитание. Развитие — 2015».

Метрики

Просмотров

Всего: 342
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 102
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0