Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 2. С. 10–18
ISSN: 2658-3100 (online)
Профессиональный стандарт в деятельности практического психолога образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сертификация, практическая психология, профессиональный стандарт, зарубежный опыт, оценка деятельности психолога
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Забродин Ю.М. Профессиональный стандарт в деятельности практического психолога образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 2. С. 10–18. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n2/Zabrodin (дата обращения: 04.12.2024)
Полный текст
Ю.М. Забродин
Забродин Юрий Михайлович — доктор психологических наук, профессор, проректор по УМО, заведующий кафедрой организационной и экономической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, вице-президент Федерации психологов образования России.
Анализ статистической, научной и учебно-методической литературы о состоянии и перспективах развития основного вида профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), проведенный с учетом отечественных и международных тенденций в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся, позволил выявить, что во всех национальных системах образования основой для сертификации специалиста являются стандарты профессиональной деятельности. Эти стандарты разрабатываются на основе анализа и описания профессиональной деятельности (профессиональных практик).
Система разработки и применения профессиональных стандартов, в том числе для подготовки и сертификации педагогов- психологов, за рубежом имеет длительную историю. Базовым требованием к профессионализации психолога является наличие степени бакалавра. После получения диплома бакалавра становится возможной специализация в конкретной области психологии. В работе психологов образования выделяются 3 подуровня профессионального развития:
1) практическая деятельность в качестве ассистента психолога, наработка профессионального опыта (в этот период бакалавр не имеет права называться психологом);
2) продолжение обучения для получения степени магистра психологии (Master of Sciences), защита докторской диссертации для получения степени доктора психологии (Psychology Doctor, PsyD) или доктора философии (Phylosophy Doctor, PhD);
3) получение статуса сертифицированного психолога (Chartered Psychologist) и самостоятельная работа (отметим, что в Великобритании нельзя работать в качестве психолога без присвоения статуса сертифицированного психолога).
Для получения статуса сертифицированного психолога в этих областях существует определенный перечень требований, включающий в себя в обязательном порядке:
1) наличие образования второго подуровня квалификации (магистерская степень или степень доктора);
2) наличие опыта работы по специальности;
3) наличие стажа работы под супервизией;
4) прохождение курсов повышения квалификации.
При разработке профессиональных стандартов в большинстве стран использована следующая схема анализа деятельности.
1. Определение ключевых (основных) результатов деятельности. Из результатов деятельности вытекают профессиональные (трудовые) функции, для выполнения которых требуются определенные знания, умения и компетенции.
2. Определение содержания трудовых функций с помощью функционального анализа. Формулировки (определения) функций создаются на основе ответов на вопросы о ключевых результатах деятельности, например, «что необходимо сделать, чтобы этот результат был достигнут?». Каждая ключевая функция затем разбивается на более мелкие составляющие с помощью того же опроса. Этим достигается набор функций для каждой профессиональной роли (должности). Например, в схеме Британского психологического общества ключевая роль «Развивать, осуществлять и сохранять личные и профессиональные стандарты и этическую практику» подразделяется на 5 функций: «Устанавливать, осуществлять и развивать системы для правовых, этических и профессиональных стандартов в прикладной психологии», «Вносить вклад в развитие правовых, этических и профессиональных стандартов в прикладной психологии», «Способствовать непрекращающемуся развитию себя как профессионала в прикладной психологии», «Профессиональная и этическая реакция на непредсказуемые контексты и события», «Разрабатывать усовершенствования для этических и профессиональных стандартов в прикладной психологии».
3. В дальнейшем каждая функция подразделяется на компоненты, описывающие действия, а также знания и умения специалиста, позволяющие выполнить эту функцию.
Под требования лицензирования и сертификации подпадают все психологи, деятельность которых связана с непосредственным оказанием психологических услуг населению (Direct Services) и получением за это гонорара (оплаты). В свою очередь, психологи, занятые исследовательской деятельностью в государственных организациях, агентствах, колледжах или университетах, законодательством некоторых штатов и провинций освобождены . от лицензирования (даже если работодатели требуют ее проведения для защиты прав потребителей психологических услуг).
Можно сформулировать следующие наиболее типичные требования для обязательной сертификации специалиста-психолога.
1. Наличие специального образования. Лицензирование психологов на право ведения частной практики в большинстве стран требует наличия докторской степени в области психологии. Такая степень может быть получена в соответствующих образовательных учреждениях, имеющих региональную аккредитацию и выполняющих соответствующий региональным требованиям учебный план.
2. Наличие опыта работы. Обязательным является требование о наличии одного или двух лет опыта работы под супервизией в учреждениях и организациях, перечень которых одобрен региональным профессиональным советом. Во многих странах требуется наличие опыта работы под супервизией после получения докторской степени.
3. Успешное прохождение экзаменов. Все претенденты на сертификат на право занятия практической работой должны сдать «Экзамен на осуществление профессиональной деятельности в области психологии» (Examination in Professional Practice in Psychology — EPPP). Экзамен рекомендуется сдавать по месту предполагаемой работы (практики), фактически — в том же штате.
Содержание профессионального экзамена определяется по результатам обзоров национальной психологической практики. Так, в США и Канаде обзоры практик инициируются Ассоциацией региональных советов по психологии — The Association of State and Provincial Boards (ASPPB). Результаты экзаменов используются национальными Лицензирующими Советами при лицензировании и сертификации специалистов, фиксируются в базе данных ASPPB (Ассоциации региональных и местных советов по психологии) и могут быть затребованы специалистом в случае открытия им практики в другом штате.
Экзамен состоит более чем из 200 вопросов по следующим темам:
— методы и инструменты психологического исследования;
— интерпретация и написание отчетов;
— создание, подбор инструментов, создание исследовательского плана по результатам диагностики, мониторинг динамики, заключительная оценка;
— знание общей психологической литературы и умение связать ее с практикой;
— дизайн эксперимента (экспериментальные исследования, квази-эксперименты, надежность и валидность, сбор и анализ данных, интерпретация результатов);
— профессиональные, этические и юридические ограничения в деятельности психологов (конфиденциальность, приверженность профессиональным стандартам и т. п.).
Национальная практика предусматривает возможность пересдачи экзамена. В соответствии с национальными законами установлены сроки для переэкзаменовки (обычно от 1 года до 3 лет).
Например, в США в этом направлении действует Американский совет профессиональной психологии (ABPP) — единственная организация, в которую Американская психологическая ассоциация (American Psychology Association — APA) направляет психологов для официального признания их профессионализма. Кандидаты на присвоение свидетельства ABPP должны иметь высшее профессиональное образование по специализации, 5 лет опыта практической деятельности, положительные отзывы о профессиональной деятельности и положительные результаты прохождения «Экзамена на осуществление профессиональной деятельности в области психологии».
В Европейском сообществе разрабатывается иная система подготовки и сертификации психологов — EuroPsy, которая в перспективе должна стать общей для всех европейских стран (в том числе и для стран, не входящих сегодня в Европейское сообщество). Основным разработчиком системы подготовки и сертификации является Европейская федерация профессиональных психологических ассоциаций — European Federation of Professional Psychologists Associations (EFPPA). Европейский сертификат EuroPsy — это признание соответствия специалиста требованиям к уровню квалификации психолога для самостоятельной (независимой) практики («Европейская директива о признании квалификации — Coom 2002-119.
В Европе после 6 лет практики психолог должен повторно подтвердить свою квалификацию. В последнем случае он должен удостоверить наличие минимальной профессиональной практики (80 часов в год, из которых 40 часов посвящены освоению новых технологий, новых теорий, отражают наличие публикаций, участие в конференциях и т. п.).
В 80-90-х годах прошлого столетия в странах Европы были созданы рабочие группы, которые провели специальную работу по определению функций педагогического психолога. Было подчеркнуто, что педагогический психолог имеет дело со всей психологической реальностью ребенка и может способствовать развитию всех сторон его личности; при этом педагогической психолог может подключать к этому процессу всех заинтересованных участников образовательного процесса (stakeholders), включая родителей и учителей. Отмечается, что педагогический психолог может идти и против системы школьного и семейного воспитания, менять стандарты этого воспитания, если полагает, что они препятствуют прогрессивному развитию личности ребенка.
На XX конгрессе по прикладной психологии принят ряд критериев оценки эффективности деятельности школьных психологов:
— соответствие деятельности психологов спросу — потребностям, как субъективным, так и объективным;
— позитивные изменения, происходящие в тех или иных сферах школьной жизни — воспитательной, обучающей и учебной деятельности, педагогическом стиле, климате в классах и школе, коммуникативных структурах, а также перенос позитивных перемен на другие сферы;
— позитивные изменения, происходящие с клиентами — учащимися, учителями, родителями, администрацией;
— достижение признания и уважения психологической работы со стороны всех участников образовательного процесса, а также представителей науки, общественности, политиков;
— действенность: качество профессиональной работы, личная отдача, сотрудничество, режим работы, связи с общественностью, ведение документации и т. д.;
— эффективность: затраты времени на работу, применение специальных знаний и технологий, внедрение инноваций, творчество;
— личная удовлетворенность работника: мотивация, саморазвитие, личная эффективность, ответственность, перспективные планы, здоровье;
— удовлетворенность клиентов: осознание и принятие смысла перемен, психологическая разгрузка, расширение спектра возможностей, получение реальной помощи в острых проблемных ситуациях, удовлетворенность экономичностью и доступностью работы службы.
Можно сказать, что проблема определения роли и функций психологической службы в образовании встает перед «школьными психологами» практически всех стран и активно ими обсуждается. Во многих странах обсуждаются проекты создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели такой системы — предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению и социальной адаптации детей, помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой ранее — отделять таких детей), содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся, повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народного образования.
Существует сотрудничество для развития образования между различными уровнями правительства, между школами и между другими социальными партнерами и школами. Органы народного образования сотрудничают с организациями учителей, педагогическими подчиненными ассоциациями и школьными организациями лидерства.
Та или иная модель, принимаемая обществом, зависит как от состояния экономики, так и от организации самого образования, идеологии и других социокультурных факторов. Во всяком случае, профессиональные стандарты являются основанием системы сертификации услуг (процессов), методов (схемы описания и оценки отдельных методов) и специалистов (признание квалификации).
Что касается опыта России, то психологическое сопровождение образовательного процесса в нашей стране пережило несколько этапов развития. Первые попытки практического применения психологических знаний в обучении предпринимались на рубеже XIX и XX вв. В то время получила развитие педология — наука о развивающемся, растущем человеке, рассматривающая в качестве своего предмета все его социально-биологические особенности. В 20-30-е годы прошлого столетия психологическое и педологическое обеспечение образования развивалось очень интенсивно, и педологические службы различного рода получили широкое распространение. В практику образования внедрялись разнообразные тесты, на их основе делались заключения об уровне развития детей, о профессиях, которые им следует выбирать, о переводе в специализированные школы и т. д. В 1936 году все работы по психологическому обеспечению образования были фактически прекращены, на долгие годы остановлено развитие таких областей психологии, как возрастная психология, психодиагностика, практическая психология и др.
Лишь с середины 60-х годов возобновились исследования в данных областях и начался поиск условий применения их результатов в школе. В течение 60-80-х годов XX века в психологии и педагогике были созданы необходимые теоретические и практические предпосылки: разработка и применение системного подхода к психологическому и педагогическому анализу процессов развития личности; выявление некоторых общих закономерностей психического развития; подход к воспитанию как процессу управления развитием и понимание взаимосвязей индивидуального и коллективного в развитии; углубление интеграционных процессов научного знания на уровне педагогики; улучшение психологической подготовки будущих учителей и др. В порядке эксперимента в системе образования СССР начали работать психологи — сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели вузов, проводившие в школах и ПТУ научные исследования, студенты, проходившие практику.
Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в школы Москвы и ряда регионов СССР должности практического психолога. Научно-методическое обеспечение эксперимента было разработано и осуществлено лабораторией научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас — Психологического института Российской академии образования). Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школу должности психолога, создание структуры школьной психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования.
В 1988 году вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности. С 1991 года в школах официально введены ставки школьных психологов (ныне педагогов- психологов).
В настоящее время главной целью психологического обеспечения образования является создание условий, благоприятных как для обучения и развития обучающихся, так и для профессионального роста педагогов. Работа с родителями обучающихся также входит в обязанности педагога-психолога.
В России сложилась многоуровневая система психологической помощи в образовании и психологического сопровождения образовательного процесса. Первый уровень представлен педагогами-психологами, социальными педагогами (частично осуществляющими функции психологов), учителями-логопедами, работающими непосредственно в школах. Второй уровень — методические кабинеты и центры в районных (региональных) отделах образования, осуществляющие методическую работу и консультирование педагогов-психологов, работающих в школах. К этому же уровню можно отнести отдельные центры и службы, осуществляющие адресную специализированную помощь и консультирование в особых случаях (например, коррекционные и профориентационные центры, ППМС-центры, медико-психологические консультации, дефектологическую, психотерапевтическую и психиатрическую службы). Третий уровень — органы управления и специализированные службы Министерства образования, занимающиеся психологическим обеспечением системы образования.
Психологическое обеспечение и сопровождение системы образования в России постепенно складывается в единую психолого-педагогическую и медико-социальную коррекционно-развивающую службу. Специалисты различных профилей (социальные педагоги, врачи-дефектологи, социальные работники, психологи, психотерапевты, учителя-логопеды и др.) оказывают помощь всем участникам образовательного пространства практически во всех типах образовательных организаций и на всех уровнях образования. Эта служба и осуществляющие ее деятельность практические психологи образования доказали свою необходимость и востребованность всеми участниками образовательного процесса: детьми и их родителями, педагогами, руководителями органов управления образованием.
Современный этап развития психологической службы образования принципиально позволяет специалисту выразить себя в работе, привнести в нее новое, отвечающее его идеалам, ценностям, профессиональным предпочтениям. Вместе с тем, анализ реальной профессиональной деятельности педагогов-психологов в образовании показывает, что, несмотря на наличие организованной структуры психологического сопровождения членов трудового сообщества в процессе их становления, непрерывного профессионального образования, существует ряд трудностей и рисков в работе педагога-психолога в описанных выше структурах, а именно:1) психологическая служба образования и сотрудники ее структуры располагают ограниченными либо устаревшими методами, методиками и технологиями работы, что увеличивает трудоемкость многих видов работ, снижает их эффективность, не позволяет в полном объеме эффективно решать поставленные современным обществом задачи;
2) школьная психологическая служба до сих пор находится на этапе становления и интенсивного развития. Не существует единой системы критериев оценки работы педагогов-психологов, показателей эффективности деятельности специалистов и центров, показателей психологического благополучия и развития личности ребенка в образовательный период, отмечается отсутствие стандартизованного и сертифицированного инструментария;
3) недостаточная для своевременного реагирования на запросы участников образовательного процесса, смежных заинтересованных лиц степень кадровой оснащенности, уровень подготовки не соответствует поставленному перед педагогом-психологом спектру разноплановых, глубоких и одновременно динамических задач.
Анализ опыта работы отечественной и зарубежной психологических служб образования позволил выделить две модели (или два типа организации) психологической службы образования, принципиальное отличие которых заключается в том, где работает школьный психолог — в школе (образовательной организации) или вне школы (в консультации, ППМС- центре, психологическом кабинете при районных или городских отделах местных органов власти и др.).
Первая модель — условно назовем ее «модель школьной психологической службы» — предполагает работу практического психолога непосредственно в образовательной организации. Это позволяет психологу более основательно вникать в реальную воспитательную ситуацию, узнавать как учителей, так и обучающихся, их взаимоотношения, вступать в контакт с родителями. Такой педагог-психолог имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Анализируя «систему всех влияний» на ребенка, психолог получает объективную оценку результативности своей деятельности (непосредственно наблюдая за тем, как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения произошли в образовательном процессе в результате его консультативной или профилактической работы и т. д.). Эта модель, как принято считать, точнее отвечает решению перспективной задачи психологической службы образования — максимальному содействию развитию каждого обучающегося и в большей мере предусматривает такие активные формы деятельности специалиста, как психопрофилактика, психологическое сопровождение реализации образовательных программ, оценка образовательных результатов и пр.
Вторая модель предполагает работу группы психологов в специализированной образовательной организации как особом научно-образовательном центре (при государственном или муниципальном органе управления образованием). В рамках этой модели психологи организуют работу с учителями и родителями в форме аудита, по договорам с образовательными организациями, с целью повышения психологической грамотности педагогов и родителей, проводят для них консультации по вопросам обучения и воспитания детей, проводят коррекционную работу с отдельными обучающимися. Они выдают на основании профессиональных обследований рекомендации учителю или родителям по дальнейшей работе с обучающимися. Они организуют постоянно действующие тренинги и научно-практические семинары по проблемам психологии детства, возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии личности и межличностных отношений.
На основании полученных данных можно в первом приближении сформулировать основную цель данного вида профессиональной деятельности: оказание психолого-педагогических услуг в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного профессионального образования с учетом индивидуальных, возрастных и личностных, особенностей обучающихся, в том числе, лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Таким образом, понятно, что в содержание профессионального стандарта педагога-психолога (психолога в сфере образования) целесообразно включить две обобщенные трудовые функции:
1) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и высшего образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ;
2) оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что основными видами деятельности педагога-психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция. В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть как основным, так и входящим в её структуру в качестве вспомогательного, что находится в прямой зависимости от решаемой специалистом проблемы.
Обобщая результаты анализа сложившегося положения дел с применением психологических знаний в сфере образования и сложившихся видов практической работы педагогов-психологов, можно утверждать, что существует определенная иерархия этих видов, которые можно рассматривать как основу определения перечня трудовых функций специалиста по психологическому сопровождению образовательного процесса в общем образовании. Эти результаты можно взять за основу описания трудовых функций в структуре профессионального стандарта.
Проведенный в 2012-2013-х годах опрос специалистов в области психологии и педагогики (педагоги и психологи образовательных организаций, ППМС- центров, специальных (коррекционных) организаций, руководители дошкольных образовательных организаций, руководители и специалисты общеобразовательных организаций, специальных образовательных организаций (ППМС-центры, ПМПК, интернаты, иные образовательные организации для детей с особыми образовательными потребностями), руководители структурных подразделений образовательных организаций высшего образования) показал, что развитие общенациональной психологической службы в России должно предусматривать сочетание обеих моделей, иными словами, обеспечить возможность взаимодействия психолога, работающего внутри того или иного учреждения, со специалистами из районных (городских) психологических центров, кабинетов или консультаций.
Основываясь на данных положениях и учитывая то обстоятельство, что конкретное содержание трудовой деятельности педагога-психолога регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, в рамках каждой обобщенной трудовой функции с учетом конкретных частных видов деятельности реально работающих педагогов-психологов в профстандарте педагога-психолога предусмотрены следующие трудовые функции.
1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного профессионального образования, которое включает следующие работы:
— психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ;
— методическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ;
— психологическая экспертиза и проектирование в образовательных организациях;
— психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
— коррекционно-развивающая работа с обучающимися;
— психологическая диагностика обучающихся;
— психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
— психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).
2. Оказание психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также лицам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в состав которого входят:
— психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
— психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии в образовательных организациях по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
— психологическое консультирование обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— психологическая коррекция поведения и нарушений в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— психологическая диагностика особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— совершенствование методического обеспечения собственной профессиональной деятельности в образовательных организациях;
— психологическое сопровождение экспертизы и проектирования в образовательных организациях, оказывающих психолого-педагогическую помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии.
Эти работы определяют основное содержание трудовых функций в составе профессионального стандарта. С учетом рекомендаций и принятых в национальных рамках квалификаций описаний уровней квалификаций (см. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»), а также требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования и результатов опроса специалистов, приведенные выше трудовые функции педагога-психолога (психолога в сфере образования) следует отнести к 6-7 уровням в зависимости от конкретного их содержания.
Профессионально-общественное обсуждение проекта профстандарта педагога-психолога
В разработке и обсуждении профессионального стандарта педагога-психолога (психолога в сфере образования) принимали участие представители федеральных органов исполнительной власти, профильных вузов и центров повышения квалификации, общественных организаций, научно-исследовательских институтов. В ходе разработки и обсуждения профессионального стандарта была сформирована экспертная группа, состоящая из:
— руководителей и специалистов-экспертов в области разработки профессиональных стандартов,
— специалистов в области управления, обучения и развития персонала, нормирования и охраны труда, — специалистов в области психологии и педагогики
(педагоги и психологи, руководители дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, специальных образовательных организаций (ППМС-центров, ПМПК, интернатов, иных ОО для детей с особыми образовательными потребностями), учреждений и реабилитационных центров Минтруда и соцзащиты, образования, здравоохранения, обществ инвалидов),
— специалистов органов опеки и попечительства, учреждений для несовершеннолетних,
— работников кадровых служб и служб персонала предприятий и организаций. В разработке и обсуждении профессионального стандарта приняли участие также специалисты высшей школы, в число которых входят научно-педагогические кадры, представляющие шесть Федеральных округов России: Центральный, Южный, Сибирский, Северо-Западный, Приволжский, Уральский.
Основными задачами общественно-профессионального обсуждения проекта профессионального стандарта педагога-психолога (психолога в сфере образования) (деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) было:
— проведение экспертизы проекта профессионального стандарта педагога-психолога (психолога в сфере образования) (далее — проекта профессионального стандарта);
— подготовка заключения по представленному на экспертизу проекту профессионального стандарта;
— разработка предложений по доработке проекта профессионального стандарта по итогам экспертизы.
В период с 19 июля 2013 года по настоящее время регулярно размещается информация о разработке профессионального стандарта педагога-психолога — специалиста в области педагогической психологии (деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) на сайтах Московского городского психолого-педагогического университета (www.мгппу.рф), Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию (www.psyumo.ru), Федерации психологов образования России (www.rospsy.ru), организован форум для обсуждения проекта профессионального стандарта в сети Интернет (http://discus.psyumo.ru/).
Во исполнение статьи №46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г., Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций №З241п-П8 от 28 мая 2014 г. МГППУ как разработчиком профстан- дарта подготовлены рекомендации по организации экспериментального применения профессионального стандарта педагога-психолога. Эти рекомендации подготовлены с целью оказания методической и организационной помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, объединениям работодателей, работодателям, профессиональным сообществам, иным некоммерческим организациям, образовательным организациям профессионального образования. Они будут полезны всем заинтересованным организациям при переходе на работу в условиях действия профстандарта педагога-психолога.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, рекомендуется в целях перехода общеобразовательных организаций на работу в условиях действия проф- стандарта педагога-психолога организовать следующие мероприятия:
— разработку региональной дорожной карты введения в действие профессионального стандарта педагога-психолога с учетом плана совместных действий МГППУ и Федерации психологов образования России;
— разработку и апробацию примерных персонифицированных программ повышения квалификации с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям, закрепленным в профстандарте педагога-психолога;
— разработку и реализацию примерных программ профессиональной переподготовки с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям, закрепленным в профстандарте педагога-психолога;
— разработку и реализацию основных профессиональных образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования по приведению их содержания, технологий и образовательных результатов в соответствие с современными квалификационными требованиями;
— апробацию модели профессионального экзамена на определение квалификационного уровня педагога-психолога;
— разработку порядка корректировки положения по аттестации и инструментов оценки квалификации и апробацию порядка аттестации педагога на основе требований профстандарта педагога-психолога;
— разработку должностных инструкций с учетом современных квалификационных требований, закрепленных в профстандарте педагога-психолога;
— разработку системы оплаты труда в образовательных организациях с учетом должностных обязанностей, условий оплаты труда, показателей и критериев оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также мер социальной поддержки;
— проведение мониторинга по выявлению сильных и слабых сторон применения профстандарта педагога-психолога.
Работа по апробации и внедрению профстандар- та педагога-психолога является частью реализации общей стратегии модернизации системы образования страны, в частности, модернизации педагогического образования как одного из важнейших ресурсов развития социальной сферы. Эта стратегия определена поручениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства РФ, нормативными и методическими актами Минобрнауки России и органов управления образованием в регионах.
В рамках указанной работы предполагается определить и предложить для реализации комплекс мер, направленных на построение новых регуляторов профессиональной деятельности и повышение качества профессиональной деятельности педагогов-психологов. В этом процессе профессиональные стандарты играют особую роль и являются основой организации действий, по меньшей мере, в следующих направлениях, которые охватывают три системы отношений в данной профессиональной области:
— отношения работника и работодателя, связанные с определением содержания профессиональной деятельности на конкретном рабочем месте (определение профессиональной роли работника, должностных инструкций, трудового договора на основе эффективного контракта, условий и оплаты труда, порядка замещения должности и др.);
— отношения профессионального труда и профессионального образования, связанные с оценкой качества профессионального образования, учетом требований профессионального стандарта педагога при разработке образовательных стандартов ФГОС, при формировании образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования ОПОП, разработке индивидуальных образовательных маршрутов и оценке образовательных результатов;
— статусные отношения работника в профессиональной среде — разработка, определение и оценка уровня профессиональной квалификации специалиста путем создания принципиально новой для России системы общественно-профессиональной сертификации персонала и разработки отраслевой рамки квалификаций, которая позволит создать достаточные основания для объективной оценки уровня профессионального развития педагога с учетом требований профессионального стандарта, которую можно будет использовать в модернизируемых процедурах аттестации персонала, при определении маршрутов карьерного роста и применении новых систем оплаты труда.
В процессе реализации принятого комплекса мер предполагается разработать:
— требования к списку профессиональных компетенций выпускников программ педагогической подготовки и предложения по модернизации ОПОП, а также требования к компетенциям (умениям) работы с детьми различных контингентов, в том числе, с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с ограничениями возможностей здоровья;
— механизм дифференциации уровней квалификации педагога-психолога на основе профессионального стандарта педагога-психолога, включая определение количества таких уровней, состав допустимых профессиональных действий, а также необходимые знания и умения, специфичные для каждого уровня;
— нормативно-методические рекомендации по оценке и самооценке педагогами-психологами своей квалификации, включая содержание, инструментарий, нормативно-правовые основы, критерии и показатели уровня профессионального развития в соответствии с выделенными уровнями квалификации, предписанными в профстан- дарте;
— примерные программы основного и дополнительного профессионального образования, предполагающие модернизацию послевузовского сопровождения профессиональной деятельности выпускников и молодых специалистов, направленные на повышение успешности их трудоустройства и снижение рисков начала профессиональной деятельности.Процесс апробации и анализа первых результатов применения профстандарта педагога-психолога выявил необходимость существенно изменить, а в ряде случаев — разработать новые процедуры и механизмы работы педагогов-психологов. Так, для преодоления выявленных в ходе общественного обсуждения проблем и рисков внедрения профстандарта педагога-психолога должны быть подготовлены предложения по возможному изменению перечня должностей педагогических работников, их группировке в профессионально-квалификационные группы и/или введению квалификационных категорий с учетом состава трудовых функций и профессиональных (трудовых) действий ПС; методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по формированию должностных обязанностей педагогических работников с использованием перечня трудовых функций ПС и состава его профессиональных действий.
Следует отметить, что процесс обсуждения хода и проблем внедрения профстандарта педагога-психолога выявил высокую заинтересованность работодателей и самого профессионального сообщества, включая руководителей региональных министерств и муниципальных органов управления образованием, администрации образовательных организаций, других участников образовательного процесса. Хотелось бы особо отметить регионы, активно работающие над указанными проблемами, такие как Алтайский край, Башкортостан, Волгоградская и Екатеринбургская области, Ленинградская и Новосибирская области, Красноярский край, Ставрополье, Татарстан, Хабаровская, Челябинская и Ярославская области.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1136
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1378
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1