Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 3. С. 11–17
ISSN: 2658-3100 (online)
Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психолого-педагогическая экспертиза, междисциплинарный консилиум образовательной организации, психолого-педагогический консилиум (ППк), психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), стратегия психолого-педагогического сопровождения
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 3. С. 11–17. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n3/Umnyakova_Egorov (дата обращения: 24.11.2024)
Полный текст
И.Б. Умняшова, И.А. Егоров
Умняшова Ирина Борисовна — кандидат психологических наук, Почетный работник высшего профессионального образования, доцент кафедры педагогический психологии ФГБОУ ВО МГППУ. Председатель Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».
Научные интересы: психологическое сопровождение образовательного процесса, формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса общего и высшего образования, психолого-педагогическая экспертиза в сфере образования.
Егоров Игорь Александрович — руководитель центра правовых исследований и разработок ФГБОУ ВО МГППУ.
Научные интересы: правовая психология, история психологии, теория и методика воспитания, история и философия науки, теория государства.
В статье представлены подходы к организации междисциплинарного консилиума образовательной организации как вида психолого-педагогической экспертизы, направленного на разработку стратегии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями. Проведен анализ нормативной правовой документации, регламентирующей деятельность специалистов в системе образования РФ, и психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме организации различных видов консилиумов в образовательной организации. Описаны требования к организации и виды междисциплинарных консилиумов в форме психолого-медико-педагогического или психолого-педагогического консилиума. Материалы проведенного анализа могут стать основой для разработки положения о деятельности междисциплинарного консилиума образовательной организации.
Психолого-педагогическая экспертиза является одной из форм сопровождения, способствующей реализации психолого-педагогических условий ФГОС общего образования. Перед образовательными организациями, реализующими программы основного и дополнительного общего образования, стоит задача экспертной оценки образовательных условий, безопасности образовательной среды, психологической атмосферы в образовательной организации, эффективности реализации образовательных программ и т. д. [31]. Междисциплинарный консилиум, проводимый с целью анализа социальной ситуации развития обучающихся и разработки перечня условий, необходимых для эффективной адаптации и социализации обучающихся, является одним из видов психолого-педагогической экспертизы в системе образования. В нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность специалистов в системе образования, и в психологопедагогической литературе, посвященной вопросам организации междисциплинарного консилиума образовательной организации, введены два основных вида консилиума в системе образования: психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) и психолого-педагогический консилиум (ППк).
О необходимости осуществлять взаимодействие со специалистами в рамках междисциплинарного консилиума указано в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [25] и «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [26]. Участие в работе междисциплинарного консилиума отражено в нагрузке педагога- психолога [14]. Необходимость развития компетенций в области участия в работе междисциплинарного консилиума обозначено в федеральном государственном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование [21].
История развития системы консилиумов в системе образования как формы индивидуальной педагогической поддержки ребенка берет начало еще со времен античности как тенденция к моделированию определённых образовательных условий для обучающихся, но получила наибольшую поддержку и развитие во времена Я. А. Коменского, когда педагогика была выделена в отдельную научную дисциплину [9].
Первые упоминания ППк как формы взаимодействия педагогов по вопросам обучения и развития ребенка можно встретить у В.А. Сухомлинского: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе. Семинар, посвященный ребенку, — совместная работа директора, завуча, учителей» [9, с. 31].
В истории становления концепции ППк важную роль сыграл Ю.К. Бабанский, который, разрабатывая проблему оптимизации учебного процесса, широко использовал систему «педагогических консилиумов» [9, с. 34]. На становление ППк в системе образования повлияли такие известные отечественные ученые в области практической психологии образования, как И.В. Дубровина, Е.Д. Божович, М.Р. Битянова.
Е.Д. Божович (1983) описывает опыт организации работы ППк в первые годы организации психологической службы образования, через 2 года после введения в школе должности педагога-психолога. Работа школьного ППк была предложена как форма взаимодействия специлистов, предполагающая анализ неблагополучия в образовательной организации, классном коллективе или поведении и обучении отдельного обучающегося и коллегиальный выбор педагогами и психологами способов коррекции этого неблагополучия. С точки зрения Е.Д. Божович, данная форма сотрудничества педагогов и психологов образования должна способствовать формированию компетентности психолога в реальных нуждах образовательной организации и уверенности педагогического коллектива в возможности решения определения круга практических педагогических задач на основе психологического знания. Деятельность первых школьных консилиумов была направлена на изучение особенностей поведения и учения каждого ребенка и классных коллективов в целом и осуществлялась в основном методом наблюдения, результаты которого педагоги фиксировали в специально разработанных для этих целей «схемах-характеристиках». Положительными сторонами такой деятельности стали упорядочивание сбора нужного эмпирического материала и свободный выбор целесообразной формы психолого-педагогического сопровождения. Е.Д. Божович выдвинула предположение, что организация работы консилиума влияет на уровень профессионализма участвующего в его работе педагога, в том числе через формирование у специалиста культуры наблюдения и развитие уровня наблюдательности, «педагогической зоркости» [3, с. 82-83].
И.В. Дубровина (1991) описывает психолого-педагогический консилиум как один из перспективных на тот период путей психопрофилактической работы в образовательной организации. Задача психолога в ППк — «помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенности познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное — обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним» [6, с. 130-131].
Цели участия психолога в ППк:
1) показать педагогическому коллективу разные стороны психических и личностных характеристик ученика, обязательно подчеркнув положительные, сильные стороны. Представить доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед и т. п., о причинах происхождения и существования проблем школьника;
2) добиться понимания у каждого учителя причин поведения ученика. Данная работа предполагает работу с педагогическими установками и стереотипами, что требует от психолога компетентности и тактичности, а также соблюдения профессиональной этики, в частности, соблюдения принципа безоценоч- ности в отношении к ученику и педагогам;
3) способствовать выработке коллективного понимания всеми учителями сути проблемы ученика, его личностной сущности. Только в этом случае можно рассчитывать на эффективное взаимодействие педагогических работников в интересах обучающегося [6, с. 131-132].
В 1995 году было опубликовано решение Коллегии Министерства образования и науки РФ «О состоянии и перспективах развития Службы практической психологии образования в Российской Федерации», где помимо проекта Положения о Службе практической психологии образования (утвержденного впоследствии в 1999 году приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 №636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации») была рекомендована инновационная на тот период модель комплексной Службы практической психологии образования, показавшая свою эффективность в Юго-Западном территориальном округе г. Москвы [29]. Предложенная структура Службы, помимо научно-методического обеспечения и комплексной психологической помощи детям и родителям, включала в себя региональный Комплекс социально-педагогической реабилитации, призванный обеспечить специализированную педагогическую, психологическую и медицинскую помощь детям и подросткам. Для разработки согласованной программы реабилитации детей в Комплексе на его базе должен был функционировать постоянно действующий психолого-педагогический консилиум. Деятельность консилиума ориентирована на решение следующих задач:
1) оценка психолого-педагогического статуса ребенка;
2) констатация вида и степени выраженности отклонения в развитии;
3) определение психолого-педагогических путей решения проблем обучения и личностного развития ребенка;
4) выработка согласованной программы помощи данному ребенку;
5) отслеживание эффективности реализуемой программы;
6) определение возможностей ребенка к тому или иному виду обучения и типа дошкольного или школьного учреждения, включая специальные, в которые ребенок должен быть направлен после прохождения обследования или реабилитационного курса в Комплексе;
7) решение вопроса о направлении ребенка в соответствующие его возможностям образовательные учреждения, в том числе на обучение в школе Комплекса [29, с. 22].
К сожалению, данная модель не получила широкого распространения в системе образования.
М.Р. Битянова продолжила в своих работах тему организации психолого-педагогического консилиума, отмечая, что консилиум позволяет объединить усилия педагогов, психологов и всех других субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии обучающихся, а также наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию [2, с. 154].
М.Р. Битянова выделила следующие типы (виды) консилиумов в школе.
1. Классический психолого-педагогический консилиум в школе готовится заранее, имеет четкую структуру в проведении, проводится после возникновения определенной проблемы. Все участники консилиума должны иметь отношение к данной проблеме и быть заинтересованы в ее решении и компетентны. Основная задача мероприятия — произвести обмен мнениями между участниками с целью нахождения путей решения этой проблемы. Предметом обсуждения могут быть как проблемы отдельных обучающихся (трудности в обучении, общении, психическом развитии, адаптации), так и проблемы классного коллектива, параллели, ступени образования.
2. Консилиум в виде деловой игры предполагает активное включение каждого участника в обсуждение и принятие решений, а как следствие — и готовность к принятию на себя ответственности за их реализацию. Такой консилиум занимает немного больше времени, чем классический, и предполагает отличную от классического консилиума структуру работы. Содержательной работе обязательно предшествует этап погружения, настройки на коллективную деятельность (разминка). Обсуждение ведется с применением таких форм, как мозговой штурм, работа творческих групп, групповая дискуссия.
3. Системный консилиум — это система (традиция) психолого-педагогического сотрудничества разных специалистов в решении возникающих в образовательной организации проблем. Принципиальное отличие от других типов консилиума состоит в том, что постановка целей и задач работы консилиума осуществляется заранее и всем составом участников.
4. Консилиум по экстренным ситуациям, «форс- мажор». В основе таких консилиумов лежит некоторая критическая, кризисная ситуация в образовательной организации, неожиданные обстоятельства, которые могут иметь опасные последствия. Важная особенность таких консилиумов — им предшествует минимальная подготовка. Диагностика ситуации проводится на самом консилиуме, в результате чего формулируется суть возникшей проблемы. Далее следует обсуждение возможных действий и обязательное принятие решения [2].
В 2000 году в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерством образования РФ опубликовано письмо «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» [15], в котором были изложены методические рекомендации о порядке создания и организации работы консилиума и формы учета его деятельности.
Данный документ определил цель ПМПк образовательной организации как «обеспечение диагностикокоррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников» [15, п. 6].
Документ обозначил консилиум как объединение специалистов психолого-медико-педагогического профиля (шире, чем описанный в научно-методической литературе психолого-педагогический консилиум). Примерный (рекомендуемый) состав ПМПк: — заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума);
— учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения, представляющий ребенка на ПМПк;
— учителя и воспитатели с большим опытом работы;
— учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп;
— педагог-психолог;
— учитель-дефектолог;
— учитель-логопед;
— врач-педиатр (невропатолог, психиатр);
— медицинская сестра [15, п. 5].
ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов [15, п. 2]. Специалисты ПМПк в своей деятельности руководствуются уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и Центральной/ре- гиональной/территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) [15, п. 4]. ПМПк образовательной организации предоставляет заключение в ПМПК [23].
С момента публикации письма Минобрнауки РФ в 2000 году в психолого-педагогической литературе основной акцент деятельности ПМПк образовательной организации обращен в сторону оказания психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детям-инвалидам, а также обучающимся с особенностями развития [1, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 28, 30, 32].
Основные направления работы ПМПк образовательной организации:
— скрининг — диагностика всех поступивших в образовательное учреждение воспитанников и обучающихся всеми специалистами консилиума с целью выявления «группы риска»;
— выделение из потенциальной «группы риска» тех учащихся, у которых есть психофизиологические нарушения или трудности в усвоении образовательной программы, проведение индивидуальной диагностики и определение сущности проблем ребенка;
— реализация индивидуальных коррекционно-образовательных программ для каждого ученика с особенностями развития, выбор образовательного маршрута (при наличии заключений ПМПК, по желанию родителей, обратившихся за помощью к специалистам консилиума);
— реализация индивидуальных программ сопровождения, преодоление трудностей обучения, определение направлений консультативной деятельности;
— отслеживание результативности психолого-медико-педагогического сопровождения [32, с. 9].
Виды консилиума:
— плановый, направленный на определение путей (стратегии) психолого-педагогического сопровождения ребенка, динамическую оценку состояния ребенка и необходимости коррекции (изменений) ранее намеченной программы;
— внеплановый, направленный на принятие экстренных мер по выявившимся обстоятельствам в случае их внезапного возникновения и/или в результате фиксации неэффективности стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка [15, 30].
Еще одна классификация видов консилиума была предложена Е.А. Екжановой:
— диагностический, направленный на изучение психофизиологических и медико-социальных особенностей развития ребенка;
— аналитический, на котором осуществляется анализ результативности коррекционной работы с ребенком и при необходимости корректировка образовательного маршрута и режима обучения;
— проблемный, направленный на выработку рекомендаций для педагогов и родителей по решению проблем в обучении и воспитании ребенка;
— методический, в результате которого должен быть разработан алгоритм взаимодействия и просвещения родителей;
— итоговый, на котором подводятся итоги обучения и психолого-педагогического сопровождения ребенка, а также определяются условия для дальнейшего развития ребенка [5, 7].
Уточнение функций ПМПк образовательных организаций нашло свое отражение и в нормативной правовой документации, принятой в системе образования после 2000 года. Так, например, в письме Минобразования РФ об организации в дошкольных образовательных учреждения (ДОУ) групп для слабослышащих детей (2001) указано, что, при наличии в ДОУ специалистов ПМПк, ими осуществляется:
1) всестороннее психолого-педагогическое обследование детей с целью определения уровня психофизического и социального развития ребенка, познавательной деятельности, изучения навыков игровой и изобразительной деятельности, а также состояния слуха и речи;
2) проведение фронтальных и индивидуальных коррекционных занятий с ребенком на основе полученных в ходе обследования данных;
3) длительное систематическое и планомерное изучение детей: контроль за психофизическим состоянием, уточнение диагноза, сравнение и оценивание результатов коррекционно-педагогической работы на разных этапах обучения.
Рекомендованный состав ПМПк ДОУ: педагог-психолог, учитель-дефектолог (сурдопедагог), воспитатели и медицинские работники ДОУ [13].
Заключение ПМПк образовательной организации является основанием для создания индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ [22].
Деятельность ПМПк образовательной организации должна быть направлена на разработку рекомендаций по созданию условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ дополнительной общеобразовательной программы, в том числе — обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи), и индивидуализации обучения (разработка адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов) [20].
ПМПк образовательной организации может способствовать организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий [17, п. 2.6], рекомендовать повторное обучение [17, п. 3.6], продолжительность урока и варианты проведения учебных занятий для данной категории обучающихся [17, п. 3.7], использование часов компонента образовательного учреждения для индивидуально-коррекционных занятий с логопедом, дефектологом, психологом [17, п. 3.11].
Наличие и эффективность работы ПМПк образовательной организации являются дополнительными показателями, утвержденными Министерством образования и науки РФ, на основе которых оценивается динамика обеспечения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов [18].
Помимо регламентации деятельности ПМПк образовательной организации как объединения специалистов, разрабатывающих стратегию психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в нормативной правовой документации отражена еще одна функция ПМПк — профилактика суицидальных тенденций среди детей и подростков.
Председатель ПМПк образовательной организации должен обеспечивать профессиональный контроль деятельности команды специалистов (классный руководитель обучающегося с суицидальными наклонностями и/или находящегося в трудной жизненной ситуации, педагог-психолог, социальный педагог), задачи которой — выявление потенциальных суицидентов, пострадавших, обеспечение их безопасности, предотвращение или прекращение панических реакций пострадавших, недопущение повторного суицида.
Суицидент находится на постоянном сопровождении ПМПк образовательной организации не менее полугода, после чего консилиум принимает решение о дальнейшем сопровождении пострадавшего или снятии с учета. В особо трудных случаях ребенок должен находиться на сопровождении не менее двух лет или постоянно [19].
Проведенный анализ нормативной правовой документации, регламентирующей деятельность специалистов в системе образования РФ, и психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме организации различных видов консилиумов в образовательной организации, показал следующее: на сегодняшний день основные направления деятельности междисциплинарного консилиума (ПМПк, ППк) образовательной организации связаны преимущественно с организацией и реализацией стратегий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. В то же время, необходимо отметить, что в образовательных учреждениях системы образования обучаются значительно больше детей и подростков, нуждающихся в определении индивидуальной системы психолого-педагогической поддержки, составляющие категорию обучающихся с особыми образовательными потребностями. Помимо детей с ОВЗ (в том числе детей-инвалидов), к этой категории относятся: — высокомотивированные и одаренные обучающиеся;
— дети-мигранты, испытывающие сложности в адаптации и социализации в чужой для них культурной среде;
— дети и подростки, проживающие и воспитывающиеся в социально неблагополучных условиях и/или находящиеся в трудной жизненной ситуации;
— обучающиеся, демонстрирующие различные виды девиантного (отклоняющегося) поведения: признаки химической/нехимической зависимости, находящиеся в ситуации буллинга/моббинга (школьной травли/травли в сети Интернет), проявляющие признаки рискованного сексуального поведения и т. д. Разработка рекомендаций, направленных на создание психолого-педагогических условий, способствующих адаптации, социализации, развитию когнитивной и личностной сферы таких обучающихся, может стать предметом деятельности школьного междисциплинарного консилиума (ПМПк, ППк).
Нам близок подход к расширению функций психолого-педагогического консилиума, разработанный Ф.И. Кевлей (2014), в котором консилиум выступает как системообразующий принцип, помогающий выстроить деятельность педагогического коллектива как систему и поэтапный процесс взаимодействия субъектов, ориентированных на опережающую педагогическую поддержку развития личности ребенка. Психолого-педагогический консилиум является научной лабораторией, обеспечивающей теоретическое обоснование назревших проблем, и творческой мастерской, анализирующей технологии опережающей поддержки личностного развития воспитанника [9, с. 38]. Мы разделяем позицию автора, предложившего следующие этапы междисциплинарного консилиума:
1) предпрогностический — предварительное изучение ситуации, первичная диагностика, уточнение запроса, разработка программы действий;
2) диагностический — углубленная диагностика, проводимая специалистами разного профиля;
3) прогностический — коллективное обсуждение экспертных оценок, поиск решения сложившейся ситуации, ради решения которой организован консилиум;
4) ресурсный — направлен на изучение и привлечение ресурсов, способных обеспечить коррекцию ситуации (возможности ребенка, его семьи, социального окружения и т. д.), оказание опережающей педагогической поддержки;
5) рефлексивный — разработка и реализация комплексной программы действий;
6) результативный — оценка результата и определение дальнейшей перспективы совместной деятельности всех участников образовательного процесса, способствующей развитию их психолого-педагогической культуры [9, с. 38-42].
Представляется важным отметить, что сегодня в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен быть создан междисциплинарный консилиум (ПМПк/ППк), деятельность которого должна быть направлена на разработку стратегий психолого-педагогической поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями.
При создании Положения о деятельности междисциплинарного консилиума (ПМПк/ППк) специалистам образовательной организации необходимо руководствоваться актуальным в настоящее время письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 №27/ 901-6 [15]. В состав консилиума должны входить: — специалисты службы психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и т. д.);
— педагоги, имеющие опыт организации эффективной (результативной) профессиональной деятельности с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями;
— представители управляющего совета/родительс- кой общественности, имеющие образование в области педагогики/психологии; представители администрации образовательной организации (заместитель директора, выполняющий функции председателя консилиума).
В связи с тем, что междисциплинарный консилиум образовательной организации является видом психолого-педагогической экспертизы, одним из условий эффективной деятельности данного структурного подразделения является наличие у специалистов, входящих в его состав, определенных компетенций в области экспертной деятельности, к которым относятся аналитические, прогностические, исследовательские способности. Деятельность междисциплинарного консилиума образовательной организации должна строиться на принципах комплексной гуманитарной экспертизы и профессиональной этики педагогических работников [31].
Методическую, информационную и организационную помощь в создании междисциплинарного консилиума (ПМПк, ППк) в образовательной организации возможно получить в региональных Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи [16, п. 3.3.4]
В настоящее время Министерством образования и науки РФ (Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей) в рамках плана реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2015-2017 г.г. ведется разработка методических рекомендаций, описывающих инновационные модели деятельности специалистов ПМПк образовательных организаций. Срок реализации данного пункта плана — октябрь 2016 года [24, 27].
Литература
- Бейсова В.Е. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 283 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
- Божович Е.Д. Из опыта организации психолого-педагогического консилиума в школе // Вопросы психологии. — 1983. — №6. — С. 82–86.
- Ванакова Г.В. Психолого-педагогический консилиум как метод управления формированием и развитием ребенка // Психологическое здоровье и образование личности: Сборник научных трудов / Науч. ред. Т.В. Левкова, отв. ред. Т.М. Маслова. — Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. — С. 9–22.
- Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2012. — 256 с.
- Дубровина И.В. Психолого-педагогический консилиум // Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. — М., 1991. — С. 130–132.
- Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: Пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2008.
- Иовчук Н.М., Северный А.А. Междисциплинарный консилиум в службе психического здоровья детей и подростков: Учебно-метод. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Педагогическая литература, 2015. — 400 с.
- Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум: история, теория, опыт. — М.: Современное образование, 2014. — 78 с.
- Кожалиева Ч.Б., Шулекина Ю.А. Деятельность школьного консилиума в планировании образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в системе инклюзивного образования // Психология образования: Научный альманах / Отв.ред. Р.Е. Барабанов. — М.: МФЮА, 2016. — С. 95–101.
- Консилиум — решение школьных проблем: нормативно-правовые документы, психодиагностические материалы / Авт. сост. О.Б. Григорьева и др. — Волгоград: Учитель, 2009. — 271 с.
- Олтаржевская Л.Е. и др. Психолого-педагогический консилиум: от А до Я: Методическое пособие для педагогических работников общеобразовательных организаций. — М.: Парадигма, 2016. — 55 с.
- Письмо Минобразования РФ от 02.08.2001 №809/23-6 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии» // Вестник образования. — 2001. — №21.
- Письмо Минобразования РФ от 24.12.2001 №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» // Вестник образования. — 2002. — №3.
- Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901 6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». — [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=EXP&n=316942&div=LAW&dst=0%2C0&rnd=214990.9501346831280049 (дата обращения 26.08.2016).
- Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи») // Администратор образования. — 2016. — №9, май.
- Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий». — [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=153049&div=LAW&dst=0%2C0&rnd=214990.6834172986510572 (дата обращения 26.08.2012).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2015 №ВК-3041/07 «О показателях динамики обеспечения образованием детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» // Вестник образования. — 2016. —№6.
- Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 №07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида» // Вестник образования. — 2016. — №5.
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций». — [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n= 653853&div=LAW&dst=0%2C0&rnd=214990.9420641575821038 (дата обращения 26.08.2016).
- Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 №1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)». — Официальный интернет-портал правовой информации. 22.01.2016. — [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201601220007 (дата обращения 26.08.2016).
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоро вья». — Официальный интернет-портал правовой информации. 06.02.2015. — [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201502060025 (дата обращения 26.08.2016).
- Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» // Российская газета. — №247. — 01.11.2013.
- Приказ Минобрнауки России от 27.02.2015 №131 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации и Федеральном агентстве по делам молодежи работы по выполнению плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». — [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=617960&div=LAW&dst=0%2C0&rnd=214990.8084595646224992 (дата обращения 26.08.2016).
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» // Российская газета. — № 285. — 18.12.2013.
- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». — Официальный интернет-портал правовой информации. 20.08.2015. — [Электронный ресурс] URL: http://p u b l i c a t i o n . p ra v o . g o v. r u / D o c u m e n t / V i e w /0001201508200035 (дата обращения 26.08.2016).
- Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2015 №167-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 года» // Собрание законодательства РФ. — 16.02.2015. — №7. — С. 1067.
- Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов / Сост. Э.М. Александровская, И.В. Коновалова. — М.: МГППУ, 2006. — 60 с.
- Решение Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 №7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации» // Вестник образования. — 1995. — №7.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
- 31. Умняшова И.Б. Научные основания психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психология образования: Научный альманах / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. — М.:МФЮА, 2016. — С. 123–132.
- Шевчук Л.Е., Резникова Е.В. Психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательной школе: Методические рекомендации. — Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2010. — 150 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1085
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 1175
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6