Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 3. С. 94–105
doi:10.17759/bppe.2019160306
ISSN: 2658-3100 (online)
Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическое благополучие школьников, оценка психологического благополучия, психолого-педагогическая экспертиза
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160306
Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений
Для цитаты: Умняшова И.Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 94–105. DOI: 10.17759/bppe.2019160306
Полный текст
Феномен «благополучие человека» имеет широкое толкование в различных областях науки (философии, психологии, педагогике, медицине, социологии и т.д.), так как данное состояние зависит от множества внутренних и внешних для человека факторов и представляет собой многогранное явление. Состояние благополучия (физического, душевного и социального), с точки зрения Всемирной организации здравоохранения, определяет уровень «здоровья» человека: чем выше субъективное ощущение благополучия человеком, тем более здоровым он является [2].
Положительная связь между высоким уровнем психологического благополучия и успехами обучающихся в процессе обучения (в том числе с академической успеваемостью) отмечается в ряде зарубежных исследований (Н. Ноддинс, У. Бронфенбреннер, Ш. Салдо, Э. Шейффер, Л. Чанг, К. Макбрайд-Чанг и др.). Проведенные в разные годы исследования американских ученых выявили, что при наличии низкого уровня удовлетворенности жизнью дети и подростки значительно чаще демонстрируют в школе различные формы отклоняющегося поведения (Хубер, Альдерман, 1993; Валоис, Пакстон и др., 2006) [8, с. 5-6].
На формирование психологического благополучия школьников оказывает влияние множество факторов. Исследования отечественных ученых, проведенные в большей степени с подростками и старшеклассниками, указывают на положительную связь психологического благополучия школьников с:
— осведомленностью о собственной семейной истории, проявлением интереса к истории своего рода и поддержкой межличностных отношений с «расширенной семьей» [28];
— позитивными отношениями с друзьями и родителями [7];
— «дружественной домашней средой» [11];
— конструктивными детско-родительскими отношения ми [15];
— наличие у ребенка личного времени и личного пространства, которое принимается и охраняется взрослыми [23].
Психологически благополучный школьник обладает следующими характеристиками:
— уверен в себе (адекватная самооценка),
— любит и желает учиться (высокий уровень познавательной активности и учебной мотивации), — выстраивает конструктивные отношения с окружающими (коммуникативная компетентность, способность к сотрудничеству),
— умеет справляться с трудными жизненными ситуациями (стрессоуствойчивость, эффективные копинг-стратегии),
— понимает себя и других людей,
— может адекватно оценить свою и чужую деятельность, поступок и т.д. (рефлексивные способности).
Н.Б. Астаниной было проведено исследование подростков, в ходе которого была выявлена связь психологического благополучия с верой в справедливый мир, а также в Бога, в природу, в других людей и в себя — как в источники справедливости [1]. Данные исследования указывают еще на две характеристики психологически благополучного школьника (как минимум подросткового возраста): он чаще всего оптимистично воспринимает события, происходящие в его жизни, и склонен полагаться в большей степени на себя, а не на внешние обстоятельства (доминирование внутреннего локус-контроля).
Существует множество подходов как к трактовке самого термина «психологическое благополучие», так и к оценке данного феномена у людей разных возрастных категорий. Для специалистов психологического профиля, осуществляющих свою деятельность в системе общего образования, актуальным моментом является определение основных методологических подходов к изучению состояния благополучия школьников, которые могут стать основой проектирования системы мониторинговых исследований, направленных на анализ психологического благополучия обучающихся в конкретной образовательной организации.
Применение экспертного подхода к анализу факторов, влияющих на уровень психологического благополучия детей и подростков, является важным условием профилактики социальных рисков в системе образования, так как способствует выявлению на ранней стадии всех рисков, способных привести к социально-психологической дезадаптации и отклоняющемуся (в том числе са- моразрушающему и самоповреждающему) поведению школьников. Психолого-педагогическая экспертиза рисков и факторов, способствующих развитию психологического неблагополучия обучающихся, является необходимым условием организации и реализации социально-психологического / психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации [25].
Анализ научной литературы по данной проблематике позволил нам выделить основные подходы к пониманию природы психологического благополучия, которые могут определить направления исследования данного феномена в системе общего образования. Рассмотрим подробнее каждое направление.
Психологическое благополучие как субъективное ощущение человека
Одним из первых и наиболее распространенных в западной психологии направлений изучения психологического благополучия является гедонистический подход, разрабатываемый преимущественно в контексте когнитивной и поведенческой психологии (М. Е. Селигман, М. В. Фордайс, Н. М. Брэдберн и др.). Основным индикатором психологического благополучия последователями данной теории понимается «переживание счастья» и «субъективное благополучие» человека, при этом наиболее эффективный способ достижения этих состояний — успешная социальная адаптация, приспособление к конкретным жизненным условиям и обстоятельствам [2].
Исторически первое определение понятия благополучия трактовалось в терминах чувства (переживания) и определялось как баланс позитивного и негативного аффектов (Брэдберн, 1969; Динер, 1995). Благополучие рассматривается учеными как «целостное переживание, отражающее успешность функционирования индивида в социальной среде, сопровождающееся благоприятным эмоциональным фоном, функциональным состоянием организма и психики и позитивным самоотношением, доверительным отношением к миру» [5, с. 328]. Переживание общей удовлетворенности собственной жизнью напрямую связано с эмоциональным равновесием и преобладанием позитивно окрашенных эмоциональных состояний [13].
В научной литературе часто термины «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие» являются синонимичными понятиями. Автору статьи близка позиция О.Ю. Зотовой, которая трактует в своем исследовании субъективную составляющую как часть психологического благополучия личности. При этом субъективная составляющая понимается ученым как краткосрочное состояние, в то время как психологическое благополучие — как долгосрочное [14, с. 6].
Исходя из позиции данного подхода, снижение уровня субъективного благополучия может проявляться в наличии депрессивного состояния, нарушении эмоционально-волевой сферы, аффективных поведенческих реакциях, психосоматических нарушениях. Такие обучающиеся часто болеют, выглядят усталыми и отстраненными, не проявляют активности в учебных и внеучебных мероприятиях, в отношениях с окружающими либо пассивны, либо часто конфликтуют, более подвержены риску суицидального и самоповреждающего поведения [19]. Описанию возможных методов диагностики эмоционального состояния обучающегося, направленных на выявление уровня различных видов тревожности (ситуативной, школьной, личностной), склонности к депрессивному состоянию и других особенностей эмоционально-волевого развития детей и подростков, посвящено множество работ [2; 18; 15; 19 и др.].
Психологическое благополучие и психологическое здоровье человека
В отечественной психологии феномен «психологическое благополучие» рассматривается как показатель психического и психологического здоровья личности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева и др.). С точки зрения И.В. Дубровиной, следует различать психическое и психологическое здоровье личности. Психическое здоровье — «результат психического развития человека на всех этапах онтогенеза, которое обеспечивает адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности» [12]. Психическое здоровье является одной из важнейших составляющих психологического здоровья и условием психологического благополучия человека. Психологическое здоровье — это «психологическое свойство развитой личности» [12, с. 21], «динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи» (Хухлаева, 2001) [цит. по 16, с. 34]. Как отмечает И.В. Дубровина, «становление и укрепление психического здоровья и развитие психологической культуры личности определяют психологическое здоровье человека, закладывают основу его психологического благополучия» [12, с. 20].
О.В. Хухлаева описала модель психологического здоровья, которая включает в себя 5 компонентов: аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный. При этом главными критериями психологического здоровья являются «позитивное самоощущение и позитивное восприятие окружающего мира; высокий уровень развития рефлексии; наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности; успешное прохождение возрастных кризисов; адаптированность к социуму (в том числе к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли» [27].
Таким образом, мы видим, что рассмотрение психологического благополучия как показателя психологического здоровья значительно шире, чем установление связи между благополучием и субъективной удовлетворенностью жизнью. При анализе всех параметров психологического здоровья обучающихся (уровень тревожности и стрессоустойчивости, стабильность эмоционального состояния, уровень адаптации/дезадаптации, уровень психологической культуры и т.д.) существует возможность расширить представления исследователя о внутренних и внешних факторах, которые способны повлиять или уже оказали влияние на уровень психологического благополучия обучающегося.
Психологическое благополучие и самореализация человека
Представители эвдемонистического подхода, основанного на идеях гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.), считают, что психологически благополучный человек — тот, что смог реализовать свои способности и возможности без утраты индивидуальности [2]. А.В. Воронина рассматривает психологическое благополучие как «системное личностное качество, проявляющееся в переживании содержательной наполненности и ценности жизни, достижение личностно значимых и социально ориентированных целей» [9].
Эвдемонистический подход позволил несколько расширить представления о психологическом благополучии и рассматривает его не как ситуативную реакцию (переживание), а как более устойчивое образование (состояние). Такой подход к пониманию благополучия позволил исследователям перейти к изучению взаимосвязи между благополучием и другими состояниями личности. Современные исследования подтверждают взаимосвязь психологического благополучия: — со стрессоустойчивостью (Купер, Мартин, 1998; Тарабрина и др., 2012);
— с отсутствием негативных посттравматических состояний (Лаптева, 2013; Бессонова, 2013);
— с продуктивными стратегиями поведения в трудных жизненных ситуациях (Харди и др., 2006;
Мак Крае, Коста, 1986; Рассказова, Гордеева, 2011; Шамионов, 2012);
— с психологической безопасностью личности (Бессонова, Броневицкий, 2016) [цит. по 5, с. 329-331]; — с когнитивной переоценкой (стратегия переоценки значения ситуации с целью управления эмоциями (Падун, Климова, 2014) [19];
— с конструктивным опытом переживания кризисных состояний, появлением нового личностного опыта (Пергаменщик, Новак, 2015) [20];
— с соматическим здоровьем, влиянием на физическое здоровье и продолжительность жизни (Шида, Стептоу, 2008; Динер и др., 2015) [14, с. 21].
В большинстве проанализированных автором источников психологическое благополучие трактуется как многогранное явление, где субъективное благополучие является лишь частью и важным условием для формирования общего благополучия личности. В научной литературе описаны несколько моделей психологического благополучия личности.
Исторически одна из первых моделей была предложена М. Ягодой, которая выделила 6 компонентов психологического благополучия:
— самопринятие,
— положительная установка по отношению к собственному Я;
— оптимальное развитие, личностный рост;
— способность к копинг-поведению, совладанию с трудными, стрессовыми ситуациями;
— независимость от социального окружения, личная автономия;
— адекватное восприятие реальности, социальная восприимчивость;
— социальная компетентность как способность к социальной адаптации [цит. по 21, с. 9].
Наибольшую поддержку данная теория нашла в исследованиях К. Рифф, которая сформулировала также 6 очень схожих по смыслу компонентов психологического благополучия человека: — автономность, — самопринятие, — личностный рост, — цели в жизни, — компетентность и позитивные отношения с другими.
Благодаря Т.Д. Шевеленковой и ее коллегам теория К. Рифф приобрела широкое распространение в российских исследованиях, где психологическое благополучие рассматривается в контексте высших уровней психологического развития личности — ее жизненных целей, автономии, личностного роста и т.п. [там же, с. 6-10].
Для понимания структуры психологического благополучия не менее интересна модель, представленная Ю.В. Бессоновой. Исследователем выделено 7 компонентов психологического благополучия личности [6, с. 33-34]:
— удовлетворенность как когнитивно-эмоциональная оценка;
— функциональный статус, психическое и психофизиологическое состояние;
— ценностно-мотивационная сфера;
— умение использовать имеющиеся возможности для достижения поставленных значимых целей; — социальное благополучие;
— самооценка и самоотношение;
— самоэффективность, достижение намеченных целей и наличие смыслообразующих перспектив.
Вышеперечисленные компоненты психологического благополучия личности в большей степени актуальны для взрослых, в то время как психологическое благополучие в детском и подростковом возрасте имеет свою специфику и особенности. Недостаток информации об особенностях психологического благополучия в подростковом возрасте был компенсирован в исследованиях А.М. Прихожан, которая предложила адаптированную модель психологического благополучия личности в подростковом возрасте. Данная модель включает 8 компонентов психологического благополучия подростков [21, с. 22]: — суверенность; — самопринятие;
— готовность к саморазвитию;
— позитивные представления о своем прошлом, настоящем и будущем;
— компетентность;
— принятие других, отношения со сверстниками противоположного пола;
— удовлетворенность актуальным этапом жизни;
— характеристики Я-концепции.
Также А.М. Прихожан предложила перечень диагностических методик, позволяющих проанализировать уровень развития всех компонентов психологического благополучия подростков, который может быть ориентиром для проектирования мониторинга со школьниками подросткового возраста [там же].
Психологическое благополучие и особенности когнитивного развития обучающегося
С точки зрения Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина, одним из важнейших факторов психологического благополучия школьников являются особенности когнитивной сферы личности, в том числе наличие и преобладание оптимистического стиля мышления [10, с. 57]. Как указывают М. Селигман, С. Нолен-Хоексем, Дж. Джиргус и др., ряд психологических исследований убедительно доказывает, что дети, склонные мыслить оптимистично, обладают рядом преимуществ перед своими сверстниками, мыслящими пессимистично.
«Оптимисты» демонстрируют меньшую склонность к депрессии, к агрессивному поведению и более позитивные отношения со сверстниками. Они чаще всего рассматривают жизненные неудачи как случайные, временные и контролируемые, в то время как «пессимисты» склонны обобщать неудачи и придавать большое значение собственным действиям и особенностям личности в их возникновении [там же, с. 51-52]. Учеными был создан и апробирован Детский опросник оптимистического атрибутивного стиля (ОАС-Д), представляющий собой компактный инструмент оценки оптимизма как стиля объяснения позитивных и негативных жизненных ситуаций у детей и младших подростков (9-14 лет) [там же].
Не менее важным фактором, влияющим на уровень психологического благополучия и стресо- устойчивости, является наличие у человека развитой осознанности — «способности произвольно сосредотачивать внимание на текущих событиях и ощущениях, произвольно переключать внимание с одних аспектов на другие, ощущая при этом подконтрольность процесса сосредотачивания и управляемость им» [22, с. 19]. Состояние осознанности характеризует, прежде всего, способность человека фокусироваться на переживаниях настоящего момента, при этом осознавать свой жизненный опыт безоценочно, предметно и буквально.
Осознание и принятие собственного опыта предполагает занятие субъектом метакогнитивной, наблюдающей позиции по отношению к своим переживаниям и мыслям во время его осмысления. Ряд исследователей (З. Сегал, С. Кеннеди, М. Джемар и др.) называют эту способность децентрацией, или когнитивной гибкостью [22, с. 19].
Как указано в исследовании О.Д. Пуговкиной и З.Н. Шильниковой, осознанность как черта когнитивно-личностного стиля личности выступает значимым фактором благополучия личности. Многочисленные зарубежные исследования свидетельствуют о связи осознанности с более высоким уровнем удовлетворенности жизнью, жизнестойкостью (Броун, Раян, 2003), оптимизмом, компетентностью, самоконтролем (Броун, Раян, Кресвелл, 2009), позитивной самооценкой и эмпатией (Декейзер, Раес и др., 2008) [22, с. 20].
Изучение осознанности началось Р. Декартом, который сформулировал известный тезис «Мыслю, следовательно, существую», что указывает на ведущую роль процессов мышления (в том числе рефлексивных способностей) в данном процессе. Впоследствии понятие «осознанность» стало центральным в теории и практике гештальт-терапии, где способность осознавать настоящее (мыслить «здесь и сейчас») тесно связана с понятием «ответственность» (Ф. Перлз, К. Наранхо и др.). Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и др.) связывают процесс осознанности с волевым поведением и развитием произвольности у человека [24].
Таким образом, для диагностики уровня осознанности как важного фактора, влияющего на психологическое благополучие, анализу со стороны исследователя должны подвергаться особенности развития процессов мышления (прежде всего, способность к рефлексивной оценке собственной жизни и поступков), а также уровень развития произвольности у обучающихся. Проведенный нами анализ не выявил диагностических методик, направленных на комплексное изучение способности к осознанности школьников, адекватных для использования в системе российского образования. Эта тема является перспективной для профессионального сообщества психодиагностов, занимающихся разработкой или апробацией зарубежного диагностической инструментария.
Психологическое благополучие и среда обитания ребенка
И.В. Дубровина указывает на связь психологического благополучия школьников с социальной ситуацией развития ребенка. С точки зрения Л.С. Выготского, социальная ситуация развития является важнейшей характеристикой условий, обеспечивающей позитивное развитие ребенка. Если ребенок переживает среду своего обитания как благополучную, если семейная и школьная ситуация воспринимается ребенком как благополучная и обеспечивающая его психологических комфорт, то эта среда обладает развивающим эффектном и способствует развитию у школьника чувства доверия к себе и окружающему миру [12, с. 13]. Анализируя среду обитания детей дошкольного и школьного возраста, в первую очередь стоит обращать внимание на два важнейших института социализации: семейная система и образовательная организация.
Одной из важнейших характеристик образовательной среды, обеспечивающих позитивное развитие обучающихся и влияющих на их психологическое здоровье, является психологическая безопасность (В.В. Рубцов, И.А. Баева). «Психологическая безопасность образовательной среды определяет динамическое равновесие между человеком и социальной средой в сторону повышения психического здоровья личности и ее психосоциального благополучия» [цит. по 13, с. 2].
С точки зрения И.А. Баевой, под психологической безопасностью образовательной среды понимается среда, «свободная от психологического насилия». Именно такая среда будет способствовать удовлетворению потребности в личностно-доверительном общении всех субъектов образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), административных и педагогических работников), что создает условия для развития референтной (личностно-значимой) среды и сохранения психического и психологического здоровья включенных в нее участников [4, с. 12]. И.А. Баевой была разработана методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы», направленная на изучение психологической безопасности образовательной среды школы и изучение психологической характеристики образовательной среды школы в оценках субъектов учебно-воспитательного процесса (учащихся 7-11 классов, их родителей (законных представителей), педагогов) [3, с. 187].
О.А. Елисеева выявила, что образовательная среда с низким уровнем психологической безопасности может отрицательно влиять на некоторые составляющие субъективного благополучия подростков, такие как активность, эмоциональное равновесие, удовлетворенность различными сферами жизни, принятие себя и других [13, с. 26]. Психологическая безопасность является условием формирования психологического благополучия школьников (Грачев, 1998) [цит. по 2, с. 21].
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций является одной из трудовых функций педагога-психолога (психолога в сфере образования). Диагностика условий образовательной среды и степени их влияния на психическое и психологическое здоровье субъектов образовательных отношений является главной задачей психолого-педагогической экспертной деятельности в системе образования (И.Б. Умняшова, Ф.С. Сафуанов) [26]. При этом анализу должны подвергаться как непосредственно особенности образовательной среды (пространственно-предметные и психодидактические компоненты, направленность образовательной организации, особенности психологической атмосферы, создаваемые условия и ресурсы, применяемые для их обеспечения), так и особенности применяемых в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогических технологий, обеспечивающих ситуацию развития и психологической безопасности всех обучающихся, в том числе качество методического обеспечения образовательной деятельности [там же].
А.М. Прихожан была предложена программа изучения образовательной среды в контексте психологического благополучия личности школьников [21, с. 24-25]. Ученым были выделены следующие 5 показателей эффективности образовательной среды:
— стиль педагогического общения;
— ожидания учителя в отношении учащихся;
— психологический климат класса и школы;
— характеристики выраженности оценочного компонента образовательной среды («оценочная напряженность»);
— эмоциональное самочувствие.
А.М. Прихожан был сформулирован перечень диагностического инструментария, позволяющий исследовать указанные выше показатели эффективности образовательной среды и их влияние на психологическое благополучие обучающихся [там же].
Помимо среды образовательной организации на ребенка также оказывают влияние и другие социальные институты: семейное окружение, референтная группа сверстников, с которыми ребенок общается очно или в социальных сетях, средства массовой информации и многое другое. Б. Настази предложила рассматривать психологическое благополучие школьников в контексте влияния на его формирование и поддержание индивидуальных и социокультурных факторов [цит. по 2, с. 26-27].
К индивидуальным факторам относятся:
— социально значимые компетенции (академические, физические и т.д.),
— социально-психологические ресурсы (способствующие эффектной адаптации и коммуникации), — персональная уязвимость (индивидуальные риски ребенка, связанные с его историей развития).
Группу социокультурных факторов составляют:
— социокультурные особенности сообществ, в которые включен ребенок, агенты социализации (родители, учителя, сверстники, СМИ),
— социально-культурные стрессоры (насилие, бедность, конфликты и т.д.),
— особенности культурных норм взаимодействия и формы приобретения социального опыта.
Ученым была разработана диагностическая методика (адаптирована в Самарском филиале МГПУ), направленная на анализ субъективного восприятия психологического благополучия младшими школьниками и подростками, позволяющая, в том числе, определить, как испытуемый воспринимает свои отношения с различными важными для него агентами социализации — как положительные (поддерживающие), амбивалентные или отрицательные (стрессовые) [2].
Проведенный анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников еще раз подчеркнул разнообразие как в трактовке самого термина «психологическое благополучие», так и в способах его оценки. Наиболее теоретическими обоснованными являются следующие варианты оценки психологического благополучия личности:
— оценка субъективного ощущения, переживания психологического благополучия;
— диагностика психологического здоровья как важного условия психологического благополучия школьника;
— оценка уровня саморазвития и стремления к самоактуализации у обучающихся (актуально начиная с подросткового возраста);
— оценка особенностей когнитивной сферы школьников, прежде всего — оптимистического стиля мышления и способности к рефлексивной деятельности;
— диагностика особенностей социальной ситуации развития и среды обитания ребенка, прежде всего, семейной ситуации развития и психологической безопасности образовательной организации.
Литература
- Астанина Н.Б. Вера в справедливый мир как коррелят психологического благополучия подростков [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. C. 26–38. doi: 10.17759/psyclin.2016050402.
- Ахрямкина Т.А., Чаус И.Н. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде: Монография. Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. 104 с.
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб: СОЮЗ, 2002. 271 с.
- Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 11–17.
- Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Сост.: Ю.В. Братчикова. Екатеринбург, 2013. С. 30–35.
- Бессонова Ю.В., Броневицкий Г.Г. Психологическое благополучие у представителей опасных профессий // Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы / Отв. ред. М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, Н.Е. Харламенкова. М., 2016. С. 327–351.
- Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 114–120.
- Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Сост.: Ю.В. Братчикова. Екатеринбург, 2013. С. 5–11.
- Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Томск, 2002. 24 с.
- Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Диагностика оптимизма: разработка детского опросника оптимистического стиля объяснения успехов и неудач [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2017. Том. 13. № 2. С. 50–60. doi:10.17759/chp.2017130206.
- Дмитриева Н.С. Домашняя среда и психологическое благополучие подростков // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 17. С. 292–299.
- Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: Учебное пособие. СПб, 2016. 180 с.
- Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2011. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47424.shtml (дата обращения: 29.03.2019).
- Зотова О.Ю. Психологическое благополучие личности: Монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. 312 с.
- Идобаева О.А., Подольский А.И. Психологическое благополучие современных подростков: актуальный уровень и пути его повышения: Монография. М.: Эко-Пресс, 2012. 200 с.
- Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3 (1). С. 33–37.
- Методические рекомендации (памятка) психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних / Банников Г.С. [и др.]. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. 40 с.
- Михайлина М.Ю., Нелюбова Я.К. Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении: Учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 64 с.
- Падун М.А., Климова Л.А. Регуляция эмоций и психологическое благополучие // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 242–256.
- Пергаменщик Л.А., Новак Н.Г. Социально-психологические условия психологического благополучия личности, пережившей кризисное событие [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 4. С. 161–169. doi:10.17759/sps.2015060412.
- Прихожан А.М. Разработка модели психологического благополучия подростков и юношей // Психология и школа. 2010. № 2. С. 3–28.
- Пуговкина О.Д., Шильникова З.Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 18–28. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n2/70100.shtml (дата обращения: 04.04.2019).
- Силина О.В. Границы Я и психологическое благополучие детей 2–10 лет [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 116–129. doi:10.17759/cpse.2016050308.
- Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 9–15. doi: 10.17759/chp.2015110302.
- Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: реальное состояние и перспективы развития // Современная реальность в социально-психологическом контексте: Сборник научных материалов / Под науч. ред. А.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. С. 180–187.
- Умняшова И.Б., Сафуанов Ф.С. Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 75–83. doi:10.17759/pse.2017220411.
- Хухлаева О.В. Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы // Школьный психолог. 2007. № 14.
- Якимова Т.В., Бондаренко Я.А. Осведомленность в истории своей семьи как фактор психологического благополучия [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. Том 6. № 4. С. 93–105. doi:10.17759/psyedu.2014060409.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1732
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 35
Скачиваний
Всего: 1019
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 9