Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 4. С. 71–75
ISSN: 2658-3100 (online)
Молодой педагог в средней школе. Как и чем школьный психолог может ему помочь
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: молодой педагог, педагогическая деятельность, педагогика, школа, детский коллектив, педагогическое видение, психологическая поддержка, ответственность, сопереживание, рефлексия, эмпатия, педагогические компетенции, коммуникативные компетенции
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Мачурина Т.Н. Молодой педагог в средней школе. Как и чем школьный психолог может ему помочь [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 4. С. 71–75. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n4/Machurina (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
Т.Н. Мачурина
Мачурина Татьяна Николаевна — педагог-психолог первой квалификационной категории ГБОУ «Школа с углублённым изучением английского языка» №1374 г. Москва.
Клинический психолог, специальный психолог, полиграфолог, специалист в области нейро- и патопсихологической диагностики, коррекции и реабилитации, супервизор, методист, автор статей по психологии (журнал «Здоровье школьника»), автор вебинаров. Действительный член Ассоциации практических психологов ГИПНАРТ, действительный член Российского психологического общества, ассоциированный член Общероссийской общественной организации «Федерация психологов-консультантов России», консультативный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, действительный член Федерации психологов образования России, действительный член Европейской ассоциации психологов, педагогов и медиков «Science», действительный член Российского общества психиатров.
Данная статья посвящена основным проблемам, с которыми может столкнуться молодой педагог, пришедший на работу в общеобразовательную школу а также тому, каким образом школьный психолог может оказать ему помощь.
Ключевые слова: молодой педагог, педагогическая деятельность, педагогика, школа, детский коллектив, педагогическое видение, психологическая поддержка, ответственность, сопереживание, рефлексия, эмпатия, педагогические компетенции, коммуникативные компетенции.
Педагогическая деятельность в русле начального и, в особенности, среднего общего образования во все времена требовала от человека не только развитых профессиональных компетенций, но и высоких морально-этических и индивидуально-личностных качеств. Не секрет, что сложная профессия педагога требует от избравшего эту стезю уважения к человеческой личности и достоинству, терпеливости, находчивости, эмпатического вчувствования, умения сопереживать и, конечно, чувства юмора. При этом кадровая политика в сфере образования всегда была проблематичной и нередко приводила к тому, что в роли педагога («инженера человеческих душ») оказывался человек, не только не увлечённый профессией, но и не отвечающий особенностям педагогической деятельности по ряду личностных качеств.
Корни данной проблемы лежат на поверхности: почти целое двадцатилетие в общественном восприятии доминировал образ непрестижности профессии педагога, что не могло не оставить свой отпечаток. До сих пор в образовательном пространстве средней школы подавляющее большинство педагогического коллектива составляют лица старшего возраста, а молодые выпускники педагогических вузов идут преподавать в школы с неохотой.
Тем не менее, за последнее время количество молодых педагогов, пришедших на работу в школу, возросло. При этом следует отметить, что многие из них действительно выбрали этот путь осознанно. Несмотря на это, количество молодых учителей ещё крайне мало, чтобы говорить о положительной тенденции в данном отношении.
Каковы же те основные трудности, с которыми сталкиваются молодые специалисты, пришедшие на работу в среднюю общеобразовательную школу? Остановимся вкратце на каждой из них.
Во-первых, молодой педагог оказывается в абсолютно новой для него среде, в совершенно непривычной роли: безусловно, каждый будущий учитель проходит преддипломную педагогическую практику, однако практика, даже самая серьёзная, не может научить специалиста грамотно оценивать ситуацию, квалифицированно принимать решения и уметь прогнозировать последствия этих решений. Все это приходит с опытом, который можно получить лишь с годами ежедневной практики. Кроме того, молодой педагог должен научиться ответственности и, вместе с тем, гибкости в общении с подрастающим поколением. Всё это невозможно постичь за 5 лет учёбы в университете: для этого необходим непрерывный педагогический стаж.
Молодым педагогам, имеющим в силу возраста множество честолюбивых планов, бывает очень сложно понять, что навык общения с детьми и подростками, понимание их особенностей и проблем вырабатывается не ранее чем через 10 лет каждодневной работы. Именно поэтому тот юношеский пыл, с которым молодые учителя приступают к своей педагогической деятельности, нередко оборачивается скорым профессиональным выгоранием. К сожалению, в педагогической практике это нередко оборачивается тем, что молодой специалист «распыляет» свои силы в течение одного-двух лет, а затем его энтузиазм улетучивается, и все грандиозные планы и идеи оказываются нереализованными лишь по причине отсутствия правильной организации рабочего времени (тайм-менеджмента).
Во-вторых, в силу, повторим, специфических возрастных особенностей и, нередко, отсутствия собственного жизненного опыта молодые педагоги могут поначалу совершать ошибки, связанные с реальной оценкой ситуации: могут придавать ей чрезмерно большое значение или, напротив, недооценивать её. Опытный педагог знает, когда и на что следует обращать внимание в индивидуальной беседе с детьми и на уроке; молодой специалист этими знаниями пока не обладает, поэтому не застрахован от ошибок «чёрно-белого» восприятия действительности, попыток дать всему обоснование, «классифицировать» и «разбить по группам». Это — типичная ошибка молодого педагога, которая, как правило, исчерпывает себя с годами работы, стирающими все «острые углы» и обогащающими палитру повседневной действительности понятием «полутона».
В-третьих, не следует забывать, что возрастной фактор играет немаловажную роль в восприятии школьниками молодого педагога. К примеру, между обучающимися 11-го класса и вчерашним студентом- пятикурсником разница в возрасте не столь велика, чтобы у старшеклассников сформировалось необходимое чувство дистанции.
Типичными ошибками во взаимодействии молодого учителя со старшими подростками являются такие, как, например, попытка быть с ними «на равных», иными словами, «быть своим среди своих». Временами подобные отношения между педагогом и его учениками приобретают абсурдный характер, дискредитирующий не только других педагогов, но и саму профессию в глазах подрастающего поколения («приятельское» общение в социальных сетях, обмен личными фотографиями и тому подобное). Другим примером неверного выстраивания дистанции является чрезмерная строгость и отстранённость молодого педагога, попытка быть «на высоте», стремление вызвать уважение своей суровостью.
К сожалению, подобное поведение педагога нередко приводит к обратному. Молодому специалисту, работающему в системе общего образования, следует помнить, что грамотное выстраивание дистанции между ним и детьми, а также другими участниками образовательного процесса — это краеугольный камень его профессиональной успешности. Именно поэтому необходим баланс, гибкость во взаимоотношениях между учителем и учеником.
В-четвёртых, как уже говорилось выше, педагог в своей профессиональной деятельности взаимодействует не только с обучающимися, но и со всеми другими участниками образовательного процесса: родителями школьников, коллегами, администрацией. Молодому педагогу необходимо помнить, что для успешного взаимодействия с детьми ему нужно уметь общаться и с их родителями. Повторим: правильное выстраивание дистанции является одним из наиболее важных условий качественного взаимодействия. Молодой специалист должен понимать, что от той формы, в которую он облечёт свою речь в обращении к родительскому коллективу, будет зависеть очень многое: в частности, необходимо избегать пустых деклараций и «чтения нотаций»; нужно иметь в виду, что в силу молодости педагога его слова поначалу могут быть восприняты скептически. Тем не менее, лишь от педагога и только от него самого зависит, будет ли он услышан.
Кроме того, молодому специалисту следует помнить, что публичное обсуждение ученика (к примеру, на родительском собрании) недопустимо. Возможно обсуждение лишь общих организационных моментов, консультации по индивидуальным вопросам — только в частном порядке.
Отдельного внимания заслуживает вопрос непосредственного взаимодействия молодого педагога с обучающимися на уроке. Речь в данном случае идёт о поведении детей. Безусловно, в каждом коллективе, в том числе, и детском, присутствуют как лидеры, так и отвергаемые, а каждый ребёнок является носителем неповторимых личностных качеств.
Как правило, детские школьные коллективы весьма разнообразны: в них присутствуют дети с совершенно разными характерами, из разных социальных слоёв, разного уровня психологического развития и воспитания. Молодому педагогу предстоит научиться взаимодействовать со всеми детьми, причём не только прививать им необходимые социокультурные навыки, но и выполнять общеобязательную школьную программу.
Следует отметить, что есть дети, в которых еще с дошкольного возраста отчётливо проявляются признаки социопатии, такие дети и, в особенности, подростки, как правило, испытывают потребность в «проверке на прочность» молодого учителя. В общении с подобными обучающимися нужно быть спокойным и уверенным, проявлять к «задирам» такое же ровное отношение, как и к другим детям. Как правило, не получив подкрепления своим негативным реакциям и, напротив, почувствовав в педагоге «твёрдый стержень» (которого не хватает социально агрессивным детям), все «нападки» ученики прекращают.
В настоящее время в школе обучается большое количество детей с гиперактивностью, задержкой психического развития (ЗПР), общем речевым недоразвитием (ОНР), ранним детским аутизмом (РДА). Молодому педагогу в своей профессиональной деятельности необходимо будет учитывать все подобные обстоятельства, которые не могут не накладывать отпечаток на процесс обучения и поведение детей.
Начинающий специалист, работающий с детьми, должен понимать разницу между сильной робостью и аутизмом, между подвижностью и гиперактивностью, но делать заключение он не имеет права. Для того чтобы определить причину и характер трудностей у ребёнка, в школе существует консилиум специалистов: психолог, логопед, дефектолог. Эти специалисты также могут организовать в случае необходимости коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими трудности в обучении, в рамках своих профессиональных компетенций.
Молодой педагог должен знать, что если данные специалисты не работают в школе (что бывает крайне редко), в спорном или трудном случае он имеет право обратиться за консультацией в городской психолого-педагогический центр.
Повторим: краеугольным камнем профессиональной успешности начинающего педагога является выстраивание правильной дистанции и организация работы строго в пределах своей компетенции. Молодой педагог может быть наставником, но не приятелем и не наперсником; в его основные обязанности входит реализация общеобязательной учебной программы; делать психологическую диагностику, формулировать заключения и осуществлять психологическую коррекцию должны лишь специалисты соответствующего профиля.
Итак, каковы же основные методы, которыми школьный психолог может оказать поддержку молодому педагогу?
В должностные обязанности психолога, работающего в системе образования, входят консультации не только школьников и их родителей, но и самих учителей. Таким образом, молодой педагог, осознавая потребность в профессиональной помощи психолога, может обратиться к нему за помощью. Психолог поддержит молодого учителя в период адаптации, поможет преодолеть внутренние конфликты и личностные проблемы, которые могут препятствовать эффективному взаимодействию учителя с детьми и их родителями, а также коллегами и администрацией школы.
Весьма эффективной формой сотрудничества между школьным психологом и молодым педагогом является супервизия. Психолог, по запросу учителя, может присутствовать на уроках, а затем предоставить ему обратную связь, дать рекомендации.
Психолог может протестировать обучающихся, к примеру, на уровень развития логического мышления. Далее, составив профессиональное психологическое заключение, на основе полученных результатов психолог может рекомендовать учителю наиболее эффективные упражнения и методики, способствующие качественному развитию данной психической функции — логического мышления. Включив эти упражнения в свой учебный план, молодой педагог может оптимизировать работу на уроке, подобрать наиболее полезные задания, создать эффективный учебный план. Затем, когда образовательный маршрут построен, учитель может начать применять эти методики и упражнения.
По прошествии определённого времени обучения, психолог вновь проводит диагностику, направленную на исследование указанного параметра — уровня развития логического мышления — с целью проследить динамику. Полученные результаты обсуждаются с молодым педагогом, который может таким образом отслеживать эффективность своей работы, корректировать учебный план. Данный вид работы эффективен не только в реализации образовательной функции, но и в осуществлении функции воспитательной.
Следующим видом сотрудничества психолога и молодого учителя являются мастер-классы и тренинги, проводимые с целью обучения педагога навыкам работы с трудными детьми и детьми «группы риска». Данный вид работы осуществляется в групповой форме и может быть весьма полезен не только молодым педагогам, но и учителям со стажем. Во время психологических тренингов педагоги могут обучиться навыкам совладания со стрессом, саморегуляции, релаксации, рефлексии, эмпатии, сопереживанию.
Важно отметить, что довольно часто не только молодые педагоги, но и опытные учителя начинают относиться к трудным детям не как к полноценным свободным личностям, попавшим в непростую жизненную ситуацию, а как к тяжёлой обузе. Подобное отношение недопустимо и свидетельствует о высоком уровне профессионального выгорания. Именно поэтому взаимодействие между школьным психологом и учителями очень важно.
Психолог также может помочь молодому педагогу найти общий язык с родителями обучающихся, предостеречь от ошибки публичного обсуждения каждого ученика в отдельности (что, к сожалению, имело место быть в школьной среде долгие годы).
Не менее важна информационная поддержка психологом молодого педагога, которая может осуществляться в форме рекомендации чтения определённой литературы, просмотра учебных фильмов и презентаций.
Опытный психолог может помочь молодому учителю составить свой еженедельный план работы и график на неделю (тайм-менеджмент), что снизит уровень тревожности у молодого специалиста, а также обучит навыкам самоорганизации и правильного распределения рабочего времени.
Каковы же те механизмы, которые могут помочь начинающему педагогу адаптироваться в школе? Молодому специалисту нужно быть готовым к тому, что те знания, которые он получил в университете, какими глубокими и обширными бы они ни были, не смогут, к сожалению, охватить объём всех вероятных ситуаций, с которым ему предстоит столкнуться в повседневной работе. Педагогу и после окончания вуза необходимо будет ещё долго учиться, повышать свою квалификацию и подтверждать её. Именно поэтому молодому специалисту не следует пренебрегать курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также профессиональными развивающими тренингами — всё это действительно необходимо не только в целях повышения качества теоретических знаний, но и как профилактика профессионального выгорания.
Также весьма полезным будет присутствие на уроках у более опытных коллег. Следует отметить, что данный вид деятельности полезен не только для начинающих, но и для учителей со стажем.
Воспитание и развитие социокультурных навыков, коммуникативных компетенций, умения сопереживать — всё это является неотъемлемой частью педагогической деятельности. Безусловно, весьма важный фактор — создание комфортной образовательной среды, являющейся значимым условием педагогического воздействия. Общеизвестно, что группа, в которой длительное время находится человек, оказывает на него влияние, влияние это может быть как положительным (в ряде случаев даже психотерапевтическим), так и отрицательным (деструктивным, разрушающим). Поэтому создание атмосферы принятия и доброжелательности в классе — одна из основных задач учителя.
Что касается формирования классного коллектива, то молодому педагогу следует иметь в виду, что формирование сплочённой группы — процесс длительный. Не каждая детская группа становится коллективом. Следует помнить, что развитие и становление детского коллектива носит характер синусоиды, а не плавно возрастающего графика. При этом мы должны иметь ввиду, что каждый коллектив носит в себе признаки как организации, так и психологической группы.
Школьный класс, как и любой другой коллектив, проходит в своём становлении несколько этапов:
Первый этап: характеризуется доминированием эмоционально-психологического компонента. Дети заняты поиском друзей, налаживанием товарищеских отношений. Деловой компонент здесь ещё не присутствует, доминирует эмоциональный. На этом этапе происходит появление так называемых «звёзд» (лидеров класса), возникновение микрогрупп, характеризующихся спонтанностью и непрочностью внутренних связей. В этот период в классе также много одиноких детей, которые пока не смогли «влиться» ни в одну микрогруппу, не нашли себе друга. Этап характеризуется изменчивостью возникших между детьми взаимоотношений и преобладанием личностных потребностей над общегрупповыми целями.
Молодому педагогу необходимо помнить, что детские конфликты, которые могут возникать на данном этапе, как правило, связаны именно с непрочностью связей и доминирующим влиянием эмоционального компонента совместной деятельности. Конфликты проходят постепенно с развитием более устойчивых дружеских отношений и переходом на новый этап развития коллектива.
Второй этап характеризуется стремлением к общественным целям и задачам. Большинство ребят, как правило, уже «включены» в классную жизнь, «изолированных школьников» в этот период очень мало. Отношения между детьми носят заметно более устойчивый характер. Конфликты, возникающие на данном этапе, обусловлены, прежде всего, несовпадением ценностных ориентиров составляющих класс микрогрупп; при этом школьники уже проявляют навыки самоуправления, самостоятельно разрешая ряд возникающих между ними споров.
Молодой педагог должен поддерживать зарождающиеся у детей навыки самоуправления и самоорганизации, при этом дети должны чувствовать присутствие в их жизни старшего наставника, которому они доверяют и к которому всегда смогут обратиться в случае необходимости.
Третий этап характеризуется гуманистически направленной деятельностью детской группы, дружеские микрогруппы объединяются в классный коллектив. Дети приобретают чувство ответственности за себя и за своих товарищей, чувство «опоры» и защищённости. Ради успеха совместной деятельности школьники способны преодолеть свои собственные симпатии и антипатии. То есть на первый план здесь выходит социальный компонент деятельности. Новички, пришедшие в класс на этом этапе развития детского коллектива, как правило, быстро адаптируются, так как чувствуют себя защищёнными.
Основная форма, в которую должна быть обличена воспитательная работа молодого педагога, направленная на создание классного коллектива, это, безусловно, совместная внеурочная деятельность: тематические классные часы, экскурсии, походы, праздники. К примеру, классные часы могут проходить в форме тренингов по развитию коммуникативных компетенций и групповой сплочённости.
Напомним, что очень важно дать возможность детям высказаться, выразить себя, отреагировать эмоции, показать себя с различных сторон, раскрыть потенциал. Работа в группе позволяет научиться чувствовать собеседника, развивает навыки сопереживания и рефлексии. Проведение классных часов в формате групповых встреч является профилактикой возникновения в классе «звёзд» и «отвергаемых», позволяет детям почувствовать себя в разных социальных ролях, а затем отрефлексировать этот опыт.
Молодой педагог должен помнить, что быть учителем — значит быть одновременно гибким и крепким, строгим и с чувством юмора, педантичным и непосредственным, консервативным и демократичным. Это — тяжёлый труд, но плоды этого труда неоценимы.
Литература
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 2000. — 78 c.
- Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Школьные технологии; 2008. — 176 с.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1–4 классы. — М.: Вако, 2004. — 240 с.
- Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 160 с.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. — М.: Новая школа, 2000. — С. 45, 67–69, 111–114.
- Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. — Ч. 1, 2. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 160 с.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. — М.: Просвещение, 1986. — 159 с.
- Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к Коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива (Реформа школы: пути ускорения). — М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории. — М.: Просвещение, 2000. — C. 45–49, 87–91.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. — 256 с.
- Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 256 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 2000. — 53c.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 703
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 255
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0