Введение
Понятие ответственности широко представлено в различных теоретических исследованиях, в то время как эмпирическому изучению в большей степени доступны лишь отдельные аспекты данного феномена [Бузган, 2023; Ранджан, 2021; Стрижицкая, 2019; Kohlberg, 1976; Winter, 1985].
В философии и психологии ответственность рассматривается как способность зрелой личности к сознательной саморегуляции собственных поступков в отношении себя самого, других людей, институциональных установлений (законов), окружающей среды, природы, животных [Барсукова, 2013; Бегунова, 2022; Спиркин, 1972; Turan, 2021; Ullah, 2020].
Можно выделить три основных смысловых центра в трактовке феномена ответственности.
Ответственность как социально значимое качество личности (социальная ответственность). Это одно из наиболее популярных направлений в исследованиях ответственности, описывающее ее как «склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия» [Муздыбаев, 2010, с. 25]. Эта традиция восходит к работам А.Г. Спиркина, К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского, Д.И. Фельдштейна, А. Маслоу, Г. Олпорт [Абульханова-Славская, 1991; Брушлинский, 1995; Маслоу, 2002; Олпорт, 2002; Фельдштейн, 1997].
Ответственность как функция внутреннего контроля. Ряд исследователей в качестве когнитивного компонента ответственности рассматривают локус контроля и атрибуцию. Интернальный локус контроля за соблюдением принятых в обществе норм социального взаимодействия свидетельствует о достаточном уровне личностной зрелости субъекта, понимании им своей ответственности за поступки и их последствия. Способность к контролю непосредственно связана с ответственностью, поэтому мы вправе ожидать, что психологически зрелую личность характеризует преобладание интернальности в отношении основных сфер бытия [Князев, 2020; Реан, 2007; Johnson, 2015; Rotter, 1966].
Ответственность как функция совести, переживание ответственности. Категория совести трактуется в психологии как значимое нравственное качество личности, как способность осознавать и переживать чувство долга и ответственности перед отдельными людьми или обществом. Человек судит свои поступки, опираясь на интериоризированные социальные нормы и ценности, а совесть выступает в роли эмоционального компонента внутреннего контроля [Барсукова, 2013; Шадриков, 2018; Piaget, 1997].
Такое разнообразие трактовки категории ответственности свидетельствует о сложном для эмпирического изучения интегративном характере данного психологического феномена [Бокуть, 2020; Знаков, 1993; Ильин, 2016; Caliendo, 2020; Kang, 2015]. Приступая к разработке методики для учащихся старшего подросткового возраста, мы рассматривали социальную ответственность, самоконтроль и совесть в качестве основных психологических механизмов реализации ответственности. Кроме того, мы исходили из предположения о том, что проявление ответственности определяется направленностью мотивационной сферы субъекта, то есть готовностью принимать на себя обязательства по отношению к себе, другим людям или миру вокруг. Становление ответственности начинается в дошкольном возрасте и связано с уровнем зрелости сознания ребенка [Ушаков]. На протяжении школьного возраста оно проходит путь от индивидуального, то есть направленного на осознание себя и своих потребностей, через коллективное, связанное с осознанием своих взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, к рефлексивному как способности осознавать себя в окружающем мире. Зрелость сознания определяет уровень личностного развития ребенка и направленность его мотивационно-потребностной сферы в разные периоды детства [Божович, 2008; Толстых, 2015]. Вероятно, расширение с возрастом готовности субъекта к принятию ответственности за себя, других людей и мир вокруг можно рассматривать в качестве уровней проявления данного личностного качества, которые могут изменяться в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. Так, например, исследования показывают, что гражданская идентичность современных российских старших подростков в наибольшей степени связана с принятием ответственности за экологию и культурные ценности, а в наименьшей степени – с ответственностью за саморазвитие [Беловол, 2022]. Имеются также данные о том, что частые и острые переживания подростками тяжелых жизненных событий снижают ощущение контроля над собственной жизнью, сужают круг значимых людей и ситуаций [Huebner, 2001].
В силу вышесказанного в структуру разработанной нами методики ответственности для учащихся старшего подросткового возраста вошли утверждения, касающиеся как механизмов, так и сфер ее реализации в повседневной жизни.
Выборка исследования
Разработка и апробация методики «Ответственность у подростков» была проведена в период с октября 2023 г. по апрель 2024 г. и включала ряд этапов.
На первом этапе было выполнено пилотажное исследование с использованием онлайн-опроса, в котором приняли участие старшие подростки 16-17 лет (60 человек).
Основной этап работы осуществлялся на выборке из 240 человек, школьников 10-11 классов и студентов колледжей г. Москвы и Московской области: старшеклассники общеобразовательных школ – 177 человек, студенты 1-2 курсов колледжей – 63 человека (94 юноши, 146 девушек); возраст респондентов – 16-19 лет.
Полученные результаты обработаны методами описательной статистики, корреляционного анализа, факторного анализа с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics 25.
Процедура исследования
Стандартизация окончательной версии методики осуществлялась в соответствии с требованиями стандартных процедур проверки валидности и надежности [Сорокова, 2024; Ziegler, 2020].
По результатам пилотажного исследования начальный вариант методики (41 вопрос) был скорректирован. В соответствии с экспертными оценками некоторые формулировки пунктов методики были изменены либо удалены в силу их неясности или двойственности понимания.
После этого этапа апробации методика включала 39 вопросов, которые были подвергнуты процедуре факторного анализа. По его итогам были исключены утверждения с недостаточными значениями факторных нагрузок для включения в какой-либо фактор, а также утверждения с несколькими значимыми факторными нагрузками по разным факторам. Из последующей обработки также были исключены три анкеты с 15-балльными показателями по «шкале лжи», что является неудовлетворительным результатом.
Затем была выполнена проверка структурной валидности методики с использованием эксплораторного факторного анализа (методом главных компонент и вращения Варимакс). Возможность применения факторного анализа была подтверждена значением критерия Кайзера–Мейера–Олкина (КМО=0,806), а также критерием сферичности Бартлетта (χ2=1431,910; p<0,001).
В окончательный вариант методики «Ответственность у подростков» вошли 27 утверждений, из которых 24 утверждения характеризуют различные аспекты ответственности и 3 утверждения составляют «шкалу лжи».
По результатам эксплораторного факторного анализа выделены 7 факторов, объясняющих 58,8% дисперсии.
На основании этих факторов были определены 6 шкал методики, отражающие основные компоненты ответственности (факторы 6 и 7 в силу их содержательной близости были объединены в одну шкалу):
- Шкала 1 – Поддержка,
- Шкала 2 – Самоконтроль,
- Шкала 3 – Совесть,
- Шкала 4 – Социальная ответственность,
- Шкала 5 – Забота об окружающей среде,
- Шкала 6 – Избегание ответственности.
Содержание факторов и их нагрузки представлены в табл. 1.
Таблица 1. Факторные нагрузки методики «Ответственность у подростков»
|
Номер пункта |
Содержание пункта |
Факторная нагрузка |
|
Шкала 1 «Поддержка» – 21,827% общей дисперсии |
||
|
8 |
Для меня важно доброе имя моей семьи |
0,66 |
|
9 |
Я желаю счастья людям во всем мире |
0,41 |
|
13 |
Я помогаю тем членам своей семьи, которые нуждаются в заботе |
0,59 |
|
18 |
В моей компании принято помогать друг другу |
0,65 |
|
21 |
В трудное для семьи время я тоже стараюсь сделать что-то полезное |
0,73 |
|
Шкала 2 «Самоконтроль» – 9,443% общей дисперсии |
||
|
1 |
Я самостоятельно выполняю все учебные задания |
0,63 |
|
3 |
От меня зависит благополучие города и страны, где я живу |
0,61 |
|
12 |
Я стараюсь выполнять свои обязанности по дому |
0,44 |
|
15 |
Я забочусь о себе и веду здоровый образ жизни |
0,69 |
|
Шкала 3 «Совесть» – 7,16% общей дисперсии |
||
|
17 |
Мне бывает стыдно за некоторые поступки, даже если о них никто не узнает |
0,79 |
|
20 |
Мне бывает стыдно перед окружающими за некоторые мои поступки |
0,76 |
|
24 |
Мне бывает стыдно перед родителями за некоторые мои поступки |
0,78 |
|
Шкала 4 «Социальная ответственность» – 5,745% общей дисперсии |
||
|
6 |
Я жертвую личными интересами ради общественного дела |
0,69 |
|
19 |
Я участвую в волонтерской деятельности |
0,60 |
|
26 |
Я берусь за общественные дела и отказываюсь от собственных планов |
0,81 |
|
Шкала 5 «Забота об окружающей среде» – 5,035% общей дисперсии |
||
|
5 |
Меня волнуют проблемы экологии |
0,69 |
|
11 |
Мне бывает неприятно, когда люди вытаптывают клумбы и ломают детские площадки |
0,71 |
|
14 |
Я делаю замечания людям, которые мусорят на улице |
0,47 |
|
16 |
Я считаю, что надо спасать беспризорных животных |
0,49 |
|
Шкала 6 «Избегание ответственности» |
||
|
Фактор 6 – 4,885% общей дисперсии |
||
|
23 |
Я даю другим людям обещания, которые не смогу выполнить |
0,66 |
|
25 |
Я могу свалить свою вину на одноклассников/однокурсников |
0,74 |
|
Фактор 7 – 4,515% общей дисперсии |
||
|
4 |
Меня не волнует, если из-за меня пострадает другой человек |
0,80 |
|
7 |
Мне нет дела до моих сверстников |
0,77 |
Окончательная версия методики с инструкцией, правилами обработки, нормативными показателями и ключом представлены в Приложении. Перевод первичных тестовых баллов в эти шкалы производится с помощью процентилей.
В результате проведения конфирматорного факторного анализа была подтверждена шестифакторная структура модели. Индексы пригодности конечной модели можно считать приемлемыми CMIN=310,980; df=228; p<0,001; CFI=0,935; RMSEA=0,038; GFI=0,912; Pclose=0,969.
Дальнейшие психометрические процедуры были направлены на исследование надежности шкал по внутренней согласованности и определение конвергентной валидности. Полученные результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2. Описательные статистики, критерии нормального распределения и надежности методики «Ответственность подростка» (N=240 человек)
|
Шкалы |
Критерий нормального распределения Колмогорова-Смирнова |
(альфа Кронбаха) |
M (среднее) |
SD (стандартное отклонение) |
Эксцесс |
Асимметрия |
|
Поддержка |
0,12* |
0,80 |
24,4 |
4,6 |
0,02 |
-0,85 |
|
Самоконтроль |
0,11* |
0,64 |
13,7 |
3,0 |
-0,14 |
-0,33 |
|
Совесть |
0,11* |
0,72 |
9,1 |
3,0 |
-0,84 |
0,25 |
|
Социальная ответственность |
0,17* |
0,60 |
6,5 |
2,5 |
1,08 |
1,00 |
|
Забота об окружающей среде |
0,08* |
0,57 |
13,5 |
3,2 |
-0,21 |
-0,17 |
|
Избегание ответственности |
0,18* |
0,54 |
6,8 |
2,4 |
0,95 |
1,07 |
|
Общий показатель |
0,06* |
0,82 |
67,1 |
10,9 |
0,15 |
-0,23 |
Примечание: * – p<0,05. Стандартная ошибка эксцесса=0,313. Стандартная ошибка асимметрии=0,157.
По всем шкалам методики уровни статистической значимости для критерия Колмогорова-Смирнова меньше 0,05, следовательно, все распределения значимо отличаются от нормального. По всем шкалам методики получены приемлемые показатели внутренней согласованности (коэффициент альфа Кронбаха).
Наряду со шкальными оценками, важным параметром, характеризующим ответственность у подростков, является общий показатель методики. Он подсчитывался как сумма баллов по шкалам: «Поддержка», «Самоконтроль», «Совесть», «Социальная ответственность», «Забота об окружающей среде». Шкала «Избегание ответственности» в расчет общего показателя не входит (см. Приложение). Значимых различий между юношами и девушками не выявлено.
Заключительным этапом отработки методики стала проверка ее конвергентной валидности посредством установления корреляционных связей со шкалой общей интернальности «Методики диагностики уровня субъективного контроля» (УСК) [9, с. 16–20], предназначенной для изучения зрелости личной ответственности старшеклассников и студентов за свои решения. Получена достоверная корреляция между общим показателем интернальности УСК и общим показателем методики «Ответственность у подростков» (r=0,214, p=0,001). Результаты корреляционных связей между шкалами методики «Ответственность у подростков» и шкалами «Методики диагностики уровня субъективного контроля» (УСК) представлены в табл. 3.
Таблица 3. Результаты корреляционных связей между шкалами методики «Ответственность у подростков» и шкалами «Методики диагностики уровня субъективного контроля» (только статистически значимые корреляции выше 0,20)
|
|
«Поддержка» |
«Самостоятельность, самоконтроль» |
«Совесть» |
«Социальная ответственность» |
«Забота об окружающей среде» |
«Избегание ответственности» |
Общий показатель ответственности |
Общая интернальность |
«Область достижений» |
«Область неудач» |
«Семейные отношения» |
«Деловые отношения» |
«Личные отношения» |
«Здоровье» |
|
«Поддержка» |
0,49 |
0,22 |
0,36 |
0,47 |
-0,43 |
0,82 |
0,25 |
0,30 |
||||||
|
«Самостоятельность, самоконтроль» |
0,49 |
0,33 |
0,37 |
-0,28 |
0,63 |
0,22 |
0,17 |
0,16 |
||||||
|
«Совесть» |
0,20 |
0,22 |
0,47 |
|||||||||||
|
«Социальная ответственность» |
0,36 |
0,32 |
0,20 |
0,25 |
-0,21 |
0,589 |
0,15 |
0,13 |
0,16 |
|||||
|
«Забота об окружающей среде» |
0,47 |
0,37 |
0,22 |
0,25 |
-0,17 |
0,69 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Избегание ответственности» |
-0,43 |
-0,28 |
0,023 |
-0,21 |
-0,17 |
-0,35 |
-0,20 |
-0,27 |
|
|
|
|
||
|
Общий показатель ответственности |
0,81 |
0,62 |
0,47 |
0,59 |
0,69 |
-0,35 |
0,21 |
0,26 |
0,13 |
Заключение
Таким образом, результаты проведенного анализа свидетельствуют о хороших психометрических показателях разработанной нами методики «Ответственность у подростков»: его надежности, внутренней согласованности и конвергентной валидности. Одним из существенных достоинств методики является ее портативность, позволяющая использовать ее не только в индивидуальной психологической работе с подростками, но и для фронтальных психолого-педагогических обследований. При проведении индивидуальной психодиагностической работы целесообразно ориентироваться на показатели по отдельным шкалам, позволяющие выстроить индивидуальный профиль ответственности у подростка. При проведении фронтальной работы более важным становится общий показатель ответственности, позволяющий определить и/или скорректировать приоритетные направления воспитательной работы с учащимися.