Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 4. С. 121–126
ISSN: 2658-3100 (online)
Как использовать социальные сети для решения проблем социализации и адаптации первокурсника в вузе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социализация, адаптация, аксиологическая структура, интериоризация, социум, социальная сеть, группа
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Залесский М.Л. Как использовать социальные сети для решения проблем социализации и адаптации первокурсника в вузе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 4. С. 121–126. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n4/Zalesskiy (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
М.Л. Залесский
Залесский Михаил Львович — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель руководителя отдела дневного обучения по воспитательной работе ННГУ ФУП.
В статье рассматривается и анализируется суть основных психологических проблем, сопровождающих процесс социализации и адаптации студента в вузе. На основании результатов анализа обосновывается полезность использования возможностей социальных сетей и механизмов студенческого самоуправления для осуществления максимально быстрой и комфортной социализации и адаптации студента. В качестве примера продемонстрированы возможностей социальной сети «ВКонтакте» для решения выявленных проблем.
Приходя в вуз, вчерашний школьник попадает в достаточно некомфортную ситуацию: исчезла социальная среда, в которой он находился 11 лет, появилась новая. Более того, изменилось его положение в социуме: в школе он был старшим, здесь стал младшим. Начинается процесс включения студента в новую социальную структуру—начинается социализация. От того, насколько быстро и эффективно произойдёт эта социализация, зависит, по большому счёту, в какой момент студент начнёт осознанно и эффективно учиться, то есть насколько удачно он сдаст первую сессию.
Основные психологические проблемы студента в этот момент — недостаток информации (непонимание механизмов функционирования вуза) и неготовность принять ценности (нормы поведения), присущие новому социуму. В результате повышается уровень психологического дискомфорта, и студент — в лучшем случае — начинает выполнять требования формально, пребывая в состоянии когнитивного диссонанса [9], в худшем — не выполняет требования, что, в свою очередь, приводит к отчислению за неуспеваемость.
Чтобы начать учиться сознательно, студент должен усвоить правила и ценности нового социума, принять их. Должна произойти интериоризация ценностей, принятых в вузе. Чтобы выполнять требования, студент должен иметь доступ к информации — должен знать, как функционирует вуз, должен иметь возможность задать вопрос и получить ответ.
Здесь необходимо обратить внимание на ещё одну проблему — новые правила до студента доносит преподаватель (куратор, декан...), но преподаватель достаточно часто ассоциируется у студента со школой — с тем социумом, независимость от которого он сейчас так хочет доказать. Соответственно, преподаватель в момент социализации не всегда референтен для студента. Даже если вуз создаёт службу психологической поддержки [10], профком студентов, отдел социальной работы, службу кураторов, любую другую службу, призванную облегчить жизнь студентов, в момент адаптации студента в вузе приходится учитывать эту проблему.
Референтную для студента группу в этот момент составляют студенты второго-третьего курса, как часть социума, в котором студент пытается социализироваться. Решением здесь может стать создание вокруг студента некой комфортной для него среды. Это та самая «управляемая, специально подготовленная среда» Монтессори, в которой и формируется наш будущий студент [7]. Одним из элементов этой среды должны стать студенты 2-3 курсов (назовём их младшими кураторами) [5]. Их задача — подготовка и управление средой. Второй элемент (собственно среду) можно создать, используя возможности социальных сетей.
Дело в том, что Интернет вообще [1] и социальные сети, в частности, — привычная для вчерашних абитуриентов среда. Среда, обжитая ими, — Россия сегодня на третьем месте в мире по времени, которое пользователи проводят в социальных сетях, используя эти ресурсы как для общения, так и в качестве источника информации [8].
Отметим, что самой популярной социальной сетью является «ВКонтакте». Ее посещаемость в январе 2014 составила 60 млн посещений в сутки; на втором месте сайт «Одноклассники» — 19 млн [6]. Среда, активно развивающаяся, — за прошедшее десятилетие количество пользователей интернета возросло на 566%. Это значит, что пока вузы спорят о приемлемости социальных сетей и перечисляют их недостатки, наши студенты уже давно — «в сети».
Давайте же пойдём студенту навстречу — начнём общаться с ним «ВКонтакте» («ВК»). Надеемся, коллега, что вы владеете основными терминами, используемыми пользователями социальных сетей, ибо далее это знание вам понадобится.
Итак, нам необходимо создать группу «ВК». Создавая её, не будем забывать об основных задачах группы — они следуют из проблем, которые мы сформулировали выше. Во-первых, студент должен иметь возможность задать любой вопрос, получить на него ответ, поучаствовать в обсуждении. Иначе говоря, нам нужна «беседка». Во-вторых, студента нужно втянуть в деятельность, дать ему почувствовать себя равноправным участником событий, происходящих в вузе, частью нового социума.
Начнём со второго — с вовлечения студента в деятельность. В течение первого месяца учёбы со студентами в нашей модели активно работают младшие кураторы. Студенты постоянно участвуют в совместных мероприятиях, то есть в совместной деятельности [5]. Одной из задач младших кураторов в этот момент является привлечение студентов в группу.
Есть одна хитрость — в группе существует синтетический пользователь (далее — «пользователь»). Зовут его так же, как и вуз (факультет), соответственно, на личной страничке — фотографии вуза, дата его создания, имя ректора. Пароль этого «пользователя» могут использовать все младшие кураторы и активисты студсовета. Соответственно, на первой неделе вчерашний абитуриент получает «ВКонтакте» от имени вуза приглашение в группу и предложение дружить. Предложение это он принимает с готовностью. Поскольку у «пользователя» в группе — администраторские права, любая новость, которую он размещает в группе, сразу же рассылается всем членам группы.
Следующий шаг — втянуть студентов в интенсивное общение. Поскольку от имени «пользователя» работает достаточно много студентов, интенсивное общение обеспечивается легко. Студентам сообщают о грядущих мероприятиях, размещают результаты прошедших мероприятий, желают удачи, поздравляют с днями рождения, наконец (ещё одна опция «ВК»).
Заместитель декана по воспитательной работе, естественно, тоже может работать от имени «пользователя». Значит, учебная информация тоже рассылается от имени «пользователя». Поскольку сегодняшние студенты «ВКонтакте» «живут», рассылку они получают немедленно. Психологически, в момент адаптации, это очень важно — студент не идёт за информацией, она сама к нему приходит, напоминая, что он не один, он участник группы.
Студент должен почувствовать себя равноправным участником событий. С каждого из проходящих мероприятий младшие кураторы обязаны в день мероприятия выложить в группу фотографии. Причём на каждой фотографии необходимо отметить присутствующих на ней людей. Студент получает в сети уведомление, что он «отмечен на фотографии» (опция «ВК»). У него появляется повод размещать свои фотографии, комментировать фотографии, то есть общаться. Заметим, что о каждом размещённом комментарии «ВК» тоже моментально информирует.
Каждая такая отметка напоминает студенту, что он часть группы, что он участвовал «вместе с группой». Это формирует у студента ощущение общей ответственности, сопричастности [3], что, в свою очередь, приводит к принятию общих правил и интериориза- ции ценностей [4, с. 51-52]. Не страшно, что в первый момент ведущей стала не учебная деятельность — А.Н. Леонтьев, например, «...предложил использовать в воспитании максимально широкий спектр видов деятельности» [4, с. 52].
Понятно, что общаться студент может не только при размещении и обсуждении фотографий. Если у него возникает вопрос, он размещает его «на стене» группы и максимально быстро получает ответ. Если ему хочется высказаться, и здесь «стена» в полном его распоряжении. Более того, младшие кураторы достаточно активно (уже под своими именами) провоцируют обсуждения и «создают темы».
Обсуждаться здесь может что угодно — учёба, трудоустройство, погода, взаимоотношения, жизнь в общежитии... Если студент захочет задать вопрос какому-то преподавателю, младшие кураторы этот вопрос донесут и разместят ответ преподавателя, если, конечно, преподавателя нет «ВКонтакте». В этом общении информация — не главное. Главное — обсуждение, обмен мнениями. Именно обмен мнениями позволяет студенту сформировать своё отношение, свою точку зрения, то есть соотнести свою аксиологическую систему с системой ценностей, принятых в новом для него социуме, то есть максимально комфортно адаптироваться в нём.
Следующий аспект, который хотелось бы рассмотреть, — группа является своего рода лицом вуза (факультета) в сети, соответственно, её достаточно легко найти. Значит абитуриент, задумываясь о поступлении в вуз, может получить информацию о вузе не из официальной рекламы, которой (см. выше) он не всегда доверяет, а от реальных студентов. Ведь эмоционально окрашенная информация, полученная от студента, для подростка гораздо ценнее потока цифр и фактов полученных из недостаточно референтного источника, который ещё надо найти.
Абитуриент начинает общаться, вступает в группу, постепенно привыкает к лицам собеседников (это и наиболее активные студенты, и преподаватели, курирующие группу), к интерьерам вуза, которые постоянно видит на фотографиях мероприятий, начинает ходить на студенческие мероприятия (куда его постоянно приглашают), информацию о которых ему от имени вуза (факультета) доставляет «ВК».
Заметим вскользь, что у нас абитуриентами занимается отдельная студенческая организация — студенческий педагогический отряд, одной из задач которой как раз и является выявление абитуриентов в группе и работа с ними. В такой ситуации вчерашний абитуриент, поступив в вуз, стресса не испытывает, ибо новый социум ему понятен и уже почти привычен. Более того, наличие такого студента в академической группе позволяет остальным студентам вуза адаптироваться менее болезненно.
Доступность группы в интернете значительно расширяет круг общения участников группы — в группу пишут работодатели, в группе размещают свою рекламу развлекательные учреждения, общественные молодёжные движения, представители других вузов. И здесь становится актуальным ещё один момент: если группа «раскручена», она становится основным каналом, через который информация извне попадает к студентам вуза. Это значит, что любой заинтересованный сотрудник вуза (ответственный за воспитательную работу, профориентацию, трудоустройство, прохождение практики и т. д.) может легко эту информацию контролировать.
Как контролировать, обсудим чуть ниже, пока заметим, что так же (при необходимости) можно контролировать и любую социальную активность наших студентов, ибо обсуждение мероприятий, просто высказывание встревоженности, недовольства, как и выражение позитивных эмоций, будут происходить на той же стене группы.
Говоря о контроле информации, видимой в группе, вернёмся к началу статьи — мы отмечали, что наиболее некомфортными для студента могут стать первые недели адаптации. Именно в это время студенту психологически тяжело обратиться за помощью к психологу, куратору, сотруднику деканата, ибо все они —преподаватели — часть непривычного социума. Этот дискомфорт можно снизить, если ответственные за воспитательную и социальную работу, куратор, психолог будут достаточно активно общаться в группе, то есть пойдут навстречу студенту «ВКонтакте».
Рис. 1 а. Примеры фотографий «ВКонтакте» (автор статьи получил разрешение на публикацию)
Есть и второй аспект: поведение подростка всегда достаточно демонстративно, тем более, в момент социализации, когда основная проблема — не- простроенность отношений, «неопределённость своего места под солнцем», когнитивный диссонанс [9, с. 447]. Ощущая дискомфорт от недостатка общения, студент обозначит свою проблему в Интернете. Разумеется, это не будет прямой просьбой о помощи, но, например изменения «статуса в сети», размещение вызывающих фотографий (см. рис. 1), внезапное удаление или переименование своей страницы «ВК» могут свидетельствовать о том, что подростку нужна наша помощь или он заслуживает нашего внимания.
Обо всех этих изменениях «ВК» сразу же оповестит всех друзей нашего студента (опция «ВК»), то есть и «пользователя» в том числе. Чтобы не быть голословными, проанализируем как пример две такие «проблемные» индивидуальные страницы (см. рис. 2 а, б).
Первое, на что стоит обратить внимание, — активность пользователя в сети (правый верхний угол страницы). Видим, что первый пользователь был в сети меньше часа назад, второй находится online сейчас, — оба студента достаточно активны, что подтверждает наши предшествующие предположения — пользователь, разместивший «сигнал», ищет общения. При этом, заметим, что первый студент — самодостаточен, в близкий круг общения включает пять человек, второй же близкого круга общения не имеет, старается сформировать и расширить круг своего общения (кроме доступного адреса «ВК» указаны номер мобильного телефона и адрес в skype). Очевидно, второй студент недостаточно уверен в себе (нет личной фотографии).
Вторая страница переполнена националистической и фашистской символикой, даже в строке статуса размещены два лозунга (не будем их расшифровывать из уважения к изданию), видеоролик размещён явно для демонстрации. Однако, демонстрация нашего пользователя никого не привлекла — размещённый ролик никто не «отметил» (строка «мне нравится» не содержит числа), «друзей» у пользователя всего 74 (список слева внизу), что по меркам «ВК» очень мало. Ещё раз проверить, есть ли у пользователя единомышленники, можно просмотрев страницы «друзей». Чаще всего наш пользователь общается с шестью друзьями (фото и ссылки на страницы слева внизу), подозрения из всего списка вызывает только один (правое нижнее фото). Проведя этот достаточно беглый анализ, можно придти к выводу, что наш пользователь испытывает недостаток общения и, пытаясь привлечь к себе внимание, эпатирует сеть. Однако, успеха попытка эпатажа не имеет.
Продолжая тему психологического сопровождения адаптации студентов, нельзя пройти мимо ещё одного вида информации, которую можно почерпнуть из группы.
Первые два месяца учёбы в вузе проводится достаточно большое количество массовых мероприятий. Они различаются количеством участников (группа, поток, курс), видом деятельности (спортивные, художественные, развлекательные). Их общая задача — дать каждому студенту возможность показать себя с выигрышной для него стороны, создать для него ситуацию успеха, представить его одногруппникам. Проблема в том, что в ходе массового мероприятия трудно заметить нюансы, характеризующие особенности конкретного подростка.
Здесь помогают фотоотчёты с мероприятий [3, с. 36], которые оперативно размещаются в группе. Анализируя фотографии, можно увидеть достаточно много. С точки зрения рефлексивно-деятельностного подхода [2], они — неограниченный ресурс информации. Например, хорошо видны лидеры, студенты, не нашедшие контакта с группой, люди, склонные к конфликту, к девиантному поведению, проявления симпатии и антипатии. Эти фотографии будут комментироваться, оцениваться участниками группы — всё это очень полезная для психолога информация, которая, благодаря специфике «ВК», доступна всем и всегда.
И последний аспект, который хотелось бы обсудить: всё, рассмотренное выше, работает, если группа «раскручена», технически правильно создана и грамотно модерируется. Тезисно перечислим основные требования, которые необходимо выполнить, чтобы группа решала поставленные перед ней задачи.
Рис. 2 б. Пример индивидуальной страницы «ВКонтакте» (автор статьи получил разрешение на публикацию ее в журнале)
Группа должна быть «открытой», то есть общедоступной, все «родственные» с ней группы тоже должны быть открытыми.
Общение в сети должно стоиться с учётом традиций социальных сетей. Недопустима авторитарность — в группе нет «главного администратора». Недопустимо любое наказание за высказывания в группе. Возможно создать дискуссию, если высказывание кажется вредным, можно найти автора высказывания лично и попытаться его переубедить.
Недопустимо без крайней необходимости административное удаление высказываний из группы. Допускается это лишь, если высказывание антиобщественно, автор неконтактен. Но и в этом случае автору от имени группы посылается сообщение, объясняющее действие модератора.
Таким образом, применение возможностей социальных сетей позволяет существенно снизить уровень психологического дискомфорта, делает более эффективной работу служб психологической и социальной поддержки, то есть облегчает решение психологических проблем социализации и адаптации первокурсника в вузе.
Литература
- Винник В.К., Григорян М.Э.Система moodle в процессе обучения теории вероятностей как средство организации самостоятельной работы студентов в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — №3. — С. 217.
- Залесская А.М. Рефлексивно-деятельностный подход в Нижнем Новгороде. Начинаем сотрудничать // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — Т. 23. — №3. — С. 158–160.
- Залесский М. Соревнования по ОБЖ: побеждают все // ОБЖ. — 2001. — №2.
- Залесский М.Л.Конструирование и реализация технологии приобщения учащихся к здоровому образу жизни во взаимосвязи классной и внеклассной работы: Дисс. … канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2005.
- Залесский М.Л., Макарова Д.В, Залесская А.М. Роль студенческого самоуправления в формировании профессиональных компетенций выпускника университета предпринимательского типа // Известия Уральского федерального университета. — Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2015. — №3. — С. 163–170.
- Мировой лидер в предоставлении комплексной медиа- и маркетинговой информации // Аудитория интернета в России [Электронный ресурс]. — URL: http://tns-global.ru/press/news/183388/?sphrase_id=14062 (дата обращения: 3.05.2014).
- Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Педагогика М. Монтессори в условиях высшей школы // Образование и саморазвитие. — 2010. — Т. 4. — №20. — С. 159–164.
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям: Отраслевой доклад [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fapmc.ru/rospechat.html (дата обращения: 28.04.2014).
- Чайковская Н.А. Психологические проблемы социализации и адаптации первокурсника к вузовской жизни и пути их решения // Актуальные проблемы социальной коммуникации: Материалы второй Международной научно-практической конференции. — Н. Новгород, 2011. — С. 446–448.
- Чайковская Н.А.Проблемы социализации и адаптации первокурсника в вузе // Актуальные проблемы социальной коммуникации: Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. — Н. Новгород, 2012. — С. 396–397.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 676
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 276
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1