Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 1. С. 77–88
ISSN: 2658-3100 (online)
Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: диагностика, социально-психологические исследования, учебные и внеучебные группы и коллективы, дети, подростки, юношество, социометрия
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Донцов А.И., Донцов Д.А. Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 1. С. 77–88. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n1/Dontsov_Dontsov (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
Актуальные методы и основные практические методики социальнопсихологического исследования и диагностики учебных и других групп и коллективов младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста
В социальной психологии исследуется и диагностируется специфика социально-психологических характеристик групп, понимаемых в качестве игровых, учебных, трудовых (производственных) и иных разных объединений людей.
Совокупным предметом социально-психологического исследования являются отношения: личность — личность, личность — микрогруппа (в рамках какой-либо малой группы), личность — малая группа, личность — средняя группа, личность — большая группа, личность — общество, а также внутригрупповые и межгрупповые отношения на всех указанных уровнях.
Далее мы проанализируем некоторые основополагающие и актуальные на современном этапе тестовые психодиагностические методы и методики, в массовом порядке и повсеместно применяющиеся в исследованиях и диагностике различных учебных групп и коллективов школьников и студентов, а также использующиеся в диагностике внешкольных и вневузовских детских, подростковых и юношеских групп, коллективов и сообществ.
Подчёркиваем, наряду со сказанным здесь, что все нижеприведённые диагностические методики и, соответственно, все аспекты социально-психологического анализа и интерпретации разнообразных информационных данных, полученных посредством этих методик (что также произведено нами ниже), могут быть применены (как показывает практика) по отношению к любого рода детским, подростковым и юношеским группам, коллективам и сообществам.
Начнём данный анализ с наиболее распространённого и специфичного в социальной психологии, в контексте изучения групп и коллективов, социометрического метода и теста (информативная по своему качеству методика социометрии).
Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также исследования личности как члена группы. Методика социометрии, позволяющая изучать эмоциональные связи в группе людей, давно стала классическим инструментом профессионального психолога.
Методика «Социометрия» используется для измерения групповых свойств, фиксирует определённые свойства группы как целостного образования.
Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических психосоциальных результатов.
Повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику социальных отношений в данной группе.
Наряду с этим базовая область измерения социометрической техники — диагностика межличностных и внутригрупповых отношений.
С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплочённость, совместимость членов группы.
Отметим и подчеркнём, что метод социометрии был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы [40] 1.
Особо заметим, что измерение социально-психологических параметров группы (коллектива) предполагает опрос каждого члена этой, как правило, малой контактной реальной группы, — с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы (не выбрал) участвовать в определённом виде деятельности и/или взаимодействовать в какой-либо ситуации (в каких-то условиях).
Примечание от редакции: ввиду чрезмерного объема части статьи, которая посвящена различным видам социометрических измерений, редакция вынуждена была разместить ее только в электронной версии в виде отдельного файла-приложения (см. CD-диск). В приложении раскрыты такие темы, как:
1) социограмма Дж. Морено;
2) методика «Социометрия» Дж. Морено в адаптации Я.Л. Коломинского;
3) метод и методика референтометрии;
4) методика «Референтометрия» по А.А. Реану;
5) комплексная анкета-опросник по методикам «Социометрия» и «Референтометрия» (собственая разработка авторов статьи);
6) комплексная экспресс-методика М. Р. Битяновой.
Поскольку объем рекомендуемой литературы велик для публикации в журнале (включает 191 источник), редакция предлагает ознакомиться со списком источников в электронном приложении к журналу на CD-диске и в полной версии пособия, которое будет опубликовано в электронном приложении к одному из следующих номеров.
Социально-психологическая методика «Выбор товарища по парте». Автор — Я.Л. Коломинский [21, 22, 23]
Применение этого специализированного для школьных условий социально-психологического психодиагностического теста основывается на том соображении, что ученик, испытывая симпатию к какому- то своему однокласснику, стремится к общению с ним и хочет сидеть с ним за одной партой.
Наиболее важная область общения для ученика — это общение и взаимодействие с одноклассниками в процессе предметно разнообразной учебной деятельности, от урока литературного чтения до урока трудового обучения. Отсюда — особенно важным для ученика является вопрос о том, с кем вместе сидеть за одной партой. Используя этот социально-психологический критерий, комплексно значимый для каждого младшего школьника, исследователи выявляют непосредственные очные учебные отношения испытуемых. Такая форма опроса удобна тем, что мы сразу получаем все данные выборов.
Инструкция (говорит, как правило, учительница данного класса, проводящая тест): «Ребята, я хочу в следующей четверти рассадить вас по партам, учитывая ваши желания. Напишите на листке выданных вам карточек: сначала фамилию и имя того одноклассника, с кем вы хотите сидеть в первую очередь; потом фамилию того, с кем бы вы хотели сидеть, если с первым не получится; потом фамилию того, с кем бы вы сели, если мне не удастся посадить вас ни с первым, ни со вторым из тех, кого вы сначала выбрали».
Респондентам предъявляются заранее приготовленные бланковые карточки.
Далее учительница (классная руководительница) отвечает на возможные вопросы тестируемых учеников, проводит этот тест-задание, собирает листки с ответами.
Социально-психологическая методика «Выбор в действии», вариант «У кого больше?». Автор — Я.Л. Коломинский [21, 22, 23].
Данная методика — это такой вариант теста-задания, который даёт фактическую информацию о личных взаимоотношениях учеников, дополняющую социометрический тест и, вместе с тем, приносит результаты, допускающие однотипную с ним качественную и количественную отработку. Тест-задание «Выбор в действии» (вариант «У кого больше?») методически заключается в следующем. В качестве инструментария готовятся красочные открытки-картинки — по три на каждого ребёнка. На оборотной стороне картинки ставится номер, присвоенный каждому ученику. Методика начинается со вступительной беседы тестирующего с классом.
Инструкция (говорит, как правило, классный руководитель данной учебной группы): «Ребята, сегодня мы с вами выполним очень интересное задание. Вы должны соблюдать порядок и дисциплину. Теперь пусть каждый из вас положит на свою парту свой дневник, и можете пока выйти в рекреацию».
Помощник тестирующего выводит всех детей в рекреацию, где пока занимает их чем-то интересным, например, читает им увлекательную книгу. Ребята по очереди входят в класс, а после выполнения задания уходят в другое, смежное помещение.
Таким образом, ученики, которые уже участвовали в выполнении данной методики, не встречаются с теми, кто ожидает своей очереди. Итак, до прихода в класс к тестирующему каждый ребёнок не знает, в чём заключается задание. Так исключается возможность информирования ещё не прошедших тест учеников о сути задания и обеспечивается строгая индивидуальность прохождения обучающимися данной конкретной методики.
Тестирующий (как правило — классный руководитель) обращается к каждому ребёнку, который входит в класс, со следующими словами: «Вот тебе три картинки-открытки. Можешь положить их по одной любым трём ученикам твоего класса в дневники, лежащие на партах. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь. Школьник берёт картинки и по одной кладёт их трём одноклассникам.
После того как ученик распределил открытки, тестирующий у него спрашивает: «А как ты думаешь, кто из твоего класса тебе положит картинки (открытки)?» Этот вопрос преследует цель выяснить то, как ученики осознают свои взаимоотношения с одноклассниками, и выявить референтометрическую составляющую.
Проводя данную методику, можно добиться следующего. Выбор осуществляется не словом, а действием, что, согласно известным положениям экспериментальной социальной психологии, обеспечивает более точный результат, так как поведенческое действие — очень надёжный показатель отношения. Наряду с этим, «снимаются» те утилитарные учебные мотивы (например, возможность списывать контрольные работы), по которым, возможно, учениками производился выбор товарища по парте (предыдущая методика). Следовательно, обеспечивается выявление максимально непосредственных взаимоотношений.
«Выбери товарища по парте»
Твои фамилия и имя_____________________________________________________________________________________
Дата ___________________ Класс ________________________________
С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
1. _________________________ 2. _____________________________ 3. ______________________________
Бланк ответа к методике «Выбор товарища по парте»
По этой методике в лидерах оказывается тот ученик, у кого было в итоге больше всего картинок (открыток). Результаты описанного теста-задания «Выбор в действии» (вариант «У кого больше?») являются весьма сопоставимыми с данными методики «Выбор товарища по парте».
Также в социально-психологических исследованиях учебных коллективов и групп применяются тесты- опросники, направленные на выявление эмоционального психосоциального отношения обучающихся к школе, например, методика «Чувства в школе» («Мои чувства в школе») С.В. Левченко [37]. Далее
ФИО _______________________________________
Класс ________ Пол _________ Возраст__________
Я чаще всего испытываю в школе (к школе) |
Да |
а) Спокойствие |
|
б) Усталость |
|
в) Скуку |
|
г) Радость |
|
д) Уверенность в себе |
|
е) Беспокойство |
|
ё) Неудовлётворенность собой |
|
ж) Раздражение |
|
з) Сомнение |
|
и) Обиду |
|
к) Чувство унижения |
|
л) Страх |
|
м) Тревогу за будущее |
|
н) Благодарность |
|
о) Симпатию к учителям |
|
п) Желание приходить сюда |
|
мы приведём эту методику вместе с нашими дополнениями и модификациями [2, 3, 5, 11, 13, 15, 52].
Методика «Мои чувства в школе» практически универсальна в изучаемом социально-психологическом контексте и применяется в психолого-педагогической деятельности — начиная с 3-го — 4-го классов и заканчивая 10-м — 11-м классами.
Инструкция. Отметь, пожалуйста, значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в школе (по отношению к школе). Внимание! Всего тебе нужно выбрать только 8 ответов (пунктов) из всех возможных 16-ти ответов (от «а» до «п»).
Результаты методики «Чувства в школе» («Мои чувства в школе») С.В. Левченко подлежат как количественному (арифметическому и процентному), так и качественному (психосоциальному) анализу. Причём анализ может и, по нашему мнению, должен быть как индивидуальным, так и групповым. При групповом анализе результатов анализируется удельный вес, указывающийся в процентах, каждого «чувства» в группе в целом. Групповой анализ позволяет дополнить картину эмоциональных взаимоотношений и климата (атмосферы) в группе (классе).
Принципиально схожей с методикой «Мои чувства в школе» является методика «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева, применяющаяся, как правило, в школе основной ступени (в средних классах школы), а чаще всего — в 5-х — 6х классах [48].
Далее мы разберём данную методику, включая наши существенные дополнения, разъяснения, модификации и интерпретации.
Утверждения методики изучения удовлетворённости (обозначает условное «У») обучающихся школьной жизнью А.А. Андреева:
Я иду утром в школу с радостью.
В школе у меня обычно хорошее настроение.
В нашем классе хороший классный руководитель.
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
У меня есть любимый учитель.
В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
У меня есть любимые школьные предметы
Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
На летних каникулах я скучаю по школе.
В авторском варианте А.А. Андреева оценочный инструментарий названной методики выглядит следующим образом: 4 — совершенно согласен, 3 — согласен, 2 — трудно сказать, 1 — не согласен, 0 — совершенно не согласен.
Анкета-таблица методики удовлетворённости учащихся школьной жизнью
Фамилия, имя ________________________________________________________________________________________
Класс ______________________ Дата заполнения _______________________________
Дорогой друг, в нашей школе проводится исследование удовлетворённости обучающихся разных классов жизнедеятельностью нашего учебного заведения. Твои ответы станут основой для улучшения жизни и деятельности школы. Прочитай утверждения в таблице и оцени степень своего согласия с их содержанием. Поставь знак «+» или «галочку» в соответствующую ячейку таблицы по каждому утверждению отдельно согласно степени твоего согласия/несогласия с ним — от 4 до 0.
№ п/п |
Утверждения |
Варианты ответов |
||||
Полностью согласен |
Согласен |
Трудно сказать |
Не согласен |
Совсем не согласен |
||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
||
1. |
Я иду утром в школу с радостью |
|
|
|
|
|
2. |
В школе у меня обычно хорошее настроение |
|
|
|
|
|
3. |
В нашем классе хороший классный руководитель |
|
|
|
|
|
4. |
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации |
|
|
|
|
|
5. |
У меня есть любимый учитель |
|
|
|
|
|
6. |
В классе я всегда могу высказать своё мнение |
|
|
|
|
|
7. |
Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей |
|
|
|
|
|
8. |
У меня есть любимые школьные предметы |
|
|
|
|
|
9. |
Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни |
|
|
|
|
|
10. |
На летних каникулах я скучаю по школе |
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов: |
|
Спасибо тебе за ответы!
Бланк методики «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бланк обработки результатов методики «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева
Обработка полученных данных, согласно авторским установкам А.А. Андреева, осуществляется нижеследующим образом. Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью («У») является частное от деления общей суммы баллов ответов каждого учащегося отдельно и всех учащихся вместе на общее количество ответов методики (10 вопросов и, соответственно, 10 ответов на них).
Нетрудно предположить, что максимальным, теоретически, баллом, могущим быть набранным по данной методике каждым испытуемым, может быть 40. Если, что маловероятно, это именно так, то при делении на 10 (общее число ответов по этой методике), получается 4.
Видимо, исходя из этого, по мнению А.А. Андреева, если показатель «У» больше 3-х, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости. Если же «У» больше 2-х, но меньше 3-х, или же меньше 2-х, то это, соответственно, по А.А. Андрееву, свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Затем производится подсчёт числа учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу.
Вариант данного теста, предложенный современным классиком в изучаемой сфере А.А. Андреевым, выраженный в сумме утверждений (вопросов) данной методики, оценочного инструментария и критериев оценки результатов, представляется нам по смыслу адекватным и достаточно информативным.
Мы предлагаем свой, авторский, методический бланк-таблицу данного теста, содержащий для удобства респондентов и вопросы этого теста, и критерии оценки вопросов (утверждений) рассматриваемой методики с определённой нашей авторской модификацией вопросов (утверждений) методики и оценочного инструментария.
Таким образом, А.А. Андреев и мы применяем идентичный оценочный инструментарий для оценки удовлетворённости обучающихся школьной жизнью. По нашему авторскому мнению, при использовании именно нашей модификации результаты методики «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью» должны оцениваться по аналогии с результатами методики «Мои чувства в школе» [37]. Тогда результаты методики «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью» так же, как и результаты методики «Мои чувства в школе», подлежат аналогичному — как количественному (арифметическому и процентному), так и качественному (психосоциальному) — анализу. Анализ результатов методики может и, по нашему мнению, должен быть как индивидуальным, так и групповым. Тогда анализируется удельный вес, указывающийся в процентах, каждого ответа (по каждому вопросу-утверждению) по группе в целом. Групповой анализ позволяет дополнить картину эмоционально-когнитивного отношения обучающихся как к школе и ко всем учителям в целом, так и к своему классу и к своим учителям, в частности [2, 3, 5, 11, 13, 15, 52].
Наряду с рассмотренным выше методическим инструментарием социально-психологических исследований, в контексте психосоциальной диагностики атмосферы в классе или иной детско-подростковой группе используется тестовая методика современного исследователя-практика В.С. Ивашкина, также являющегося классиком в рассматриваемой области.
Бланк-таблица методики удовлетворённости учащихся школьной жизнью
Инструкция. Отметь каким-либо значком в графе «да», в графе «нет» или в графе «не всегда» («50/50») своё мнение по каждому вопросу/утверждению.
ФИО ___________________________________ Класс ____________ Пол _______________________________________ Возраст___________
№ |
Вопрос-утверждение |
Да |
Нет |
Не всегда |
1 |
Я иду в школу с радостью |
|
|
|
2 |
В школе у меня обычно хорошее настроение |
|
|
|
3 |
У нас хороший классный руководитель |
|
|
|
4 |
У меня есть любимые школьные предметы |
|
|
|
5 |
Я привык к новым учителям |
|
|
|
6 |
В начальной школе было лучше |
|
|
|
7 |
На летних каникулах я скучал (буду скучать) по школе |
|
|
|
Бланк методики «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью» в авторской модификации
Авторская модификация методики «Исследование психологического климата классного коллектива» В.С. Ивашкина [18].
Приводим названную методику с нашим «расширением», модифицированием, объяснением и интерпретацией данных [2, 3, 5, 11, 13, 15, 52].
В данной методике учащимся предлагается ответить на три комплексных вопроса:
1) Всегда ли учеников вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе? (вопрос «А»);
2) Всегда ли вы оказываете помощь друг другу в учебе? (вопрос «Б»);
3) Все ли ответственно относятся к учебе? (вопрос «В»).
Исходя из инструктивных установок этой методики, испытуемые должны по каждому вопросу оценить свой класс, пользуясь общей пятибалльной шкалой оценки каждым респондентом атмосферы в коллективе.
Данная оценочная пятибалльная шкала охватывает по смыслу все базовые формы отношения членов коллектива друг к другу и представляет собой содержательно следующее: 5 — «всегда волнует»; 4 — «чаще волнует»; 3 — «волнует в половине случаев»; 2 — «чаще не волнует»; 1 — «совсем не волнует».
Вопросный бланк представленной методики мы приводим ниже.
По нашему мнению, в случае применения этой методики не в учебном классе, а в любой другой детско-подростковой группе по интересам вопросы методики элементарно содержательно модифицируются — по смыслу согласно общей деятельности именно этих детей и подростков. Тогда в качестве общей для детей и подростков группы вместо класса указывается, соответственно, спортивная секция, музыкальная группа, какой-либо кружок по интересам и т. п. [2, 3, 5, 11, 13, 15, 52].
При обработке результатов анализируемой методики надо вычислить условный средний балл группы по следующей формуле:
Х = (а + б + в) : 3N
В прописанной здесь формуле а, б, в — это балльные оценки по трём вопросам методики, N — число испытуемых.
Таким образом, сначала считаются все баллы каждого респондента, набранные им по рассматриваемой методике. Далее осуществляется подсчёт общегрупповых результатов исследуемого коллектива по данной методике.
Итоговый подсчет результатов в названной методике осуществляется следующим образом. Вычисляется общая сумма балльных оценок по трём вопросам, набранная всеми респондентами. Допустим, эта общая сумма баллов по методике, набранная всей группой, равна 263. Тогда, в этом случае, мы имеем следующее выражение:
Х = 263:(3х20) =263:60=4,4
Критерии оценки результатов авторской модификации методики исследования психологического климата классного коллектива В.С. Ивашкина.
В том случае если X>4,5, показатель психологического климата высокий, общая оценка (показатель) 3.
Тогда когда Х>3,5 — показатель психологического климата средний, имеет место общая оценка (показатель) 2.
Фамилия, имя, класс ________________________________________________________________________________________
Оцени свой класс
Вопрос |
5: «всегда волнует» |
4: «чаще волнует» |
3: «волнует в половине случаев» |
2: «чаще не волнует» |
1: «совсем не волнует» |
А) Всегда ли всех учеников твоего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учёбе? |
|
|
|
|
|
Б) Всегда ли все обучающиеся твоего класса оказывают помощь друг другу в учёбе? |
|
|
|
|
|
В) Все ли твои одноклассники ответственно относятся к учёбе? |
|
|
|
|
|
Авторская модификация бланка методики
«Исследование психологического климата классного коллектива» В.С. Ивашкина
Во всех остальных случаях показатель психологического климата коллектива считается низким и равным 1.
Отметим некоторую усреднённость и «грубость» итоговой оценки названной методики выявления уровня (степени) выраженности («проявленности») психологического климата классного коллектива [2, 3, 5, 11, 13, 15, 52]. Так, в нашем «допустимом» случае (см. выше) показатель психологического климата коллектива оказался равен 4,4, — до высокого показателя (уровня) не хватило всего лишь одной десятой. Этот результат формально соответствует среднему показателю (уровню) психологического климата коллектива, но на деле должен считаться высоким или, как минимум, имеющим явно выраженную очень сильную тенденцию к высокому уровню.
Интерпретация результатов авторской модификации методики исследования психологического климата классного коллектива В.С. Ивашкина [18].
Соответственно, как и во всех других случаях анализа и интерпретации итоговых результатов по всем проанализированным нами выше методикам, мы обязательно предметно рассматриваем степень (уровень) выраженности итогового показателя. Таким образом, мы оцениваем имеющийся показатель не только по трём уровневым ступеням его проявления: низко (слабо), средне (умеренно), высоко (сильно), но и по степени выраженности данного показателя. Так, мы отмечаем степень выраженности показателя, характеризуя его тенденцию. В нашем примере (см. выше) при формально среднем уровне психологического климата классного коллектива имеющийся «климатический» показатель (4,4) точно имеет явную (сильную, выраженную) тенденцию к высокому уровню.
В качестве уточнения рассматриваемой интерпретации данных изучаемой методики заметим, что согласно мнению автора методики и по взглядам ряда других авторов, показатель (уровень) психологического климата коллектива условно соответствует параметру (уровню, степени) групповой сплочённости данной конкретной группы [2, 3, 5, 11, 13, 15, 52].
Наряду со всем содержанием, проанализированным в данной «методической» главе выше, в общем исследуемом нами в данной работе контексте имеются также проективные социально-психологические методики, тесты-задания, например, «Дерево» или «Дерево с человечками», активно применяющиеся для диагностического исследования учебных и других групп школьников и студентов.
Проективная социально-психологическая методика «Дерево»/«Дерево с человечками». Автор — Д. Лампен, адаптация — Л.П. Пономаренко [58].
Приводим данную методику с нашим очень существенным содержательным и смысловым «развёртыванием», модифицированием, объяснением и интерпретацией данных указанной методики [2, 3, 5, 11, 13, 15, 52].
Методика «Дерево с человечками» используется для изучения социально-психологических «внутригрупповых» аспектов самооценки и уровня притязаний респондентов в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников или любой другой устойчивой (реальной) группе. Методика направлена, в широком смысле, на выявление социально-психологического уровня адаптации личности в любой социальной реальной группе. В узком смысле, данная методика предназначена для выявления степени школьной адаптации обучающегося в учебной группе (классе). Она даёт достаточно достоверные результаты — в совокупности с другими рассмотренными выше социально-психологическими методиками.
В методике «Дерево с человечками» обследуемый сам выбирает на дереве тех человечков, с которыми он отождествляет своё реальное социальное положение в учебной или иной группе и своё идеальное социальное положение в учебной или иной другой реальной группе.
Технологически данная методика проводится в два этапа.На первом этапе выявляется имеющееся, по мнению обучающихся, на данный момент времени их собственное социальное положение в группе (в представлениях обучающихся). Здесь обучающиеся определяют себя в имеющихся на настоящее время, по их мнению, групповых условиях, в имеющейся в текущий момент (в их видении) внутригрупповой ситуации. На втором этапе определяется желаемое испытуемыми собственное социальное положение в группе (опять-таки, в представлениях обучающихся). Таким образом, обучающиеся проясняют своё представление о желаемом ими «идеальном» своём социальном положении в группе, о своём желаемом месте в данной группе.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок на листе. Перед тобой дерево и лесные человечки на нём. У каждого из человечков разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает своё любимое положение на их дереве. Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. Когда будешь раскрашивать, внимательно рассмотри каждого человечка: где он расположен, чем он занят. Теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя самого, похож на тебя, на твоё настроение в школе и отражает твоё положение в классе. Затем возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьём месте ты хотел бы находиться, если бы мог выбирать желаемое тобой положение в классе».
Представим интерпретацию результатов методики «Дерево»/«Дерево с человечками» по Д. Лампену и Л.П. Пономаренко [58] с примечаниями авторов данного пособия (из нашей практики применения указанной методики) [2, 3, 5, 11, 13, 15, 52].
Прежде всего, выбор респондентом того или иного человечка (той или иной психосоциальной позиции) как на первом, так и на втором этапе проведения методики (см. выше, в тексте) оценивается исходя из здравого смысла и общепсихологических знаний. Соответственно, оценивается положение человечка на дереве (позиция на дереве): низко, средне, высоко, — что свидетельствует, в каждом случае, об определённом уровне самооценки и притязаний.
Бланк проективной социально-психологической методики «Дерево с человечками» Д. Лампена в адаптации Л.П. Пономаренко
Во всех случаях применения анализируемой методики в контексте изучения учебных групп интерпретация результатов выполнения методики «Дерево с человечками» производится исходя из того, какие позиции на стимульном материале выбирает данный ученик на первом и на втором этапах своей социальной самооценки.
Учитывается то, с какой именно социально-психологической позицией конкретный учащийся отождествляет своё реальное и идеальное положение в учебной группе и есть ли различия в выявленных параметрах.
Впрочем, в ходе диагностики любых других детских, подростковых и юношеских групп и коллективов — вышеописанный принцип психосоциальной поступательной оценки остаётся неизменным.
Вместе с тем, приведём здесь, ниже, также и детальную нашу интерпретацию всех графических позиций рассматриваемой проективной методики (как для первого, так и для второго выбора) с предпосылкой, что конкретную оценку надо осуществлять индивидуально в каждом данном случае.
Если испытуемый выбрал позицию 1, то, скорее всего, он человек целеустремленный, не боится сложностей в жизни. При этом он привык полагаться только на свои силы, старается не доверять людям, не просить о помощи.
Выбор человечка под номером 2 характеризует испытуемого как человека общительного, отзывчивого и дружелюбного, готового оказать поддержку друзьям и даже знакомым. При этом зачастую он готов помочь ближнему, игнорируя собственные потребности.
Выбор человечка под номером 3 указывает на то, что испытуемый — человек с сильными волевыми качествами, стремящийся к своей цели и достигающий её. Вероятно, в жизни он часто имеет для себя установку на преодоление препятствий. Однако он нуждается в поддержке близкого человека, друга, наставника.
Выбор позиции 4 характеризует испытуемого как человека с устойчивой жизненной позицией и желанием добиться успехов без преодоления трудностей. У него много знакомых и приятелей, но ему непросто строить близкие отношения с ними. Итак, выбор позиции 4 личностно выражает устойчивую жизненную позицию, но и выявляет устойчивость положения как стагнацию (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
Выбор позиции 5 говорит о том, что, вероятно, человек сейчас утомлён, запас жизненных сил на исходе. Такой человек довольно застенчив, сложно «вливается» в коллектив, и ему непросто просить помощи у окружающих. Итак, выбор позиции 5 личностно выражает утомляемость, общую слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
Выбор человеком позиций 6 и 7 свидетельствует о его целеустремлённости, о том, что он может ставить цели и достигать их. Такой человек легко входит в контакт и сотрудничает с окружающими для достижения максимальных результатов. Он довольно общителен, хотя полностью довериться другому человеку ему непросто.
Итак, выбор позиций 1, 3, 6, 7 личностно характеризует целеустремлённость, установку на преодоление препятствий, уверенность в преодолении преград.
Выбор человеком позиции 8 подтверждает, что он любит уходить в себя, размышлять о чём-то своём и погружаться в собственный мир. Такой человек довольно отстранён от окружающих и зачастую чувствует себя одиноко. Ему можно посоветовать попробовать посмотреть на людей, на окружающий мир с интересом, и, скорее всего, он найдёт там много всего интересного для себя. Итак, выбор позиции 8 личностно характеризует определённую отстранённость от учебного процесса и от общения, уход в себя, погружение в свой собственный мир, склонность к глубоким размышлениям.
Выбор позиции 9 означает, что на данный момент у него есть сильная мотивация на развлечения и он готов «уходить в отрыв». Это весёлый и жизнерадостный человек, любящий яркие впечатления и новые ощущения. Итак, выбор позиции 9 личностно выявляет мотивацию на развлечения, весёлость характера.
Выбор позиций 10 и 15 свидетельствует о достаточно хорошей адаптированности в обществе и о том, что он чувствует себя в целом комфортно. Такой человек приветлив, доброжелателен, знает, чего хочет, и получает это. У него адекватная самооценка, что позволяет ему иметь хороших друзей. Итак, выбор позиций 10 или 15 личностно проявляет комфортное состояние, нормальную, спокойную адаптацию.
Выбор позиций 11 и 12 говорит о том, что он общительный человек. Для того чтобы чувствовать себя хорошо, ему необходима поддержка близких, при этом он сам готов прийти на помощь. Такой человек хорошо адаптирован в обществе, легко знакомится и заводит друзей.
Итак, выбор позиций 2, 11, 12, 18, 19 личностно отражает общительность, желание оказать друзьям дружескую поддержку.
Выбор человеком позиции 13 свидетельствует о его замкнутости, о том, что он часто подвержен внутренним тревогам и не любит интенсивного общения с людьми. Такой человек чувствует себя лучше, когда находится один. Ему непросто знакомиться с людьми и заводить друзей.
Выбор позиции 14 говорит о том, что сейчас он находится в глубоком кризисе и буквально «падает в пропасть». Это тот момент, когда стоит попросить поддержки близких людей и/или обратиться за помощью к друзьям! Итак, выбор позиции 14 личностно выражает кризисное состояние, «падение в пропасть», резкий эмоциональный спад.
Выбор человеком позиции 15, наоборот, говорит о его полном довольстве, максимально устойчивой и комфортной позиции, ощущении своего высокого статуса и уверенности в настоящем и завтрашнем дне.
Выбор позиции 16 свидетельствует о том, что он ощущает себя уставшим от необходимости поддерживать кого-то.
В ином случае человек, выбравший позицию 16, возможно, увидел на картинке интерпретируемой методики, что 17 его обнимает. В таком случае человек, выбравший позицию 16, склонен расценивать себя как человека, окружённого вниманием.
Итак, выбор позиции 16 характеризует усталость от необходимости поддерживать кого-то, если респондент считает, что №16 — это «человечек, который несёт на себе (держит на своих плечах) человечка №17». Если же респондент склонен видеть в позиции 16 человечка, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под №17), то выбор испытуемым позиции 16 характеризует его желание расценивать себя как человека, который окружён вниманием и имеет повышенную потребность в заботе.
Выбор человеком позиции 17 свидетельствует о том, что это общительный человек, и он любит находиться в компании. Такой человек легко заводит друзей и быстро сближается с людьми. Вероятно, он довольно эгоистичен и умеет получать пользу от общения с людьми как в личной, так и, например, в учебной сфере. Также, возможно, подобного рода человек будет стремиться, прежде всего, искать какие-либо бонусы во взаимодействии с окружающими людьми даже и в досуговой или в какой-либо профессиональной деятельности.
Выбор позиции 18 показывает, что это открытый и доброжелательный человек. Такой человек любит быть в компании, легко адаптируется в обществе. Эти качества помогают ему добиваться желаемых целей в жизни.
Выбор человеком позиции 19 отображает, что он из тех людей, которые всегда готовы прийти на помощь, оказать поддержку близким и друзьям. Такие люди общительны и хорошо адаптированы в обществе.
Выбор позиции 20 отражает обычно завышенную самооценку. С другой стороны, такого рода человек, как правило, по натуре лидер. Такого склада человек чаще всего хочет, чтобы люди прислушивались именно к нему и ни к кому другому. При этом, вероятно, он имеет для своей позиции определённые веские основания. Наряду с этим, есть, естественно, и вероятность, мягко говоря, малообоснованного выбора этой позиции. Итак, позицию 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство, желающие, чтобы к ним прислушивались и их слушали.
Наконец, выбор людьми позиций 13 или 21 личностно характеризует отстранённость, замкнутость, тревожность, нежелание активного общения и т. д. При этом такие личности могут быть весьма самостоятельными и могут сознательно придерживаться данной — отдельной от других — позиции [2, 3, 5, 11, 13, 15, 52].
Напоследок в «методической» главе приводим авторскую проективную психосоциальную тестовую методику «Круг группы», также применяющуюся нами в социально-психологических диагностических исследованиях разнообразных детских, подростковых и юношеских групп [3, 5, 13, 15, 52].
Авторский социально-психологический проективный тест «Круг группы».
Настоящая проективная методика предназначена для выявления межличностных взаимоотношений в группе и коллективе (классе, курсе, творческом коллективе, спортивном коллективе, группе по интересам и т. д.) путём изучения эмоциональных предпочтений детьми, подростками и юношами друг друга. Методика выявляет также межличностные внутригрупповые отношения в любом микро- и мезосообществе людей, от триады до средней группы, хотя предназначена, прежде всего, для типичной малой группы, составляющей от 10-15 до 25-30 человек.
Стимульный материал: индивидуальный бланк с нарисованным кругом, поделённым на равные по размеру доли, список класса, курса (учебной группы, творческого коллектива, спортивной команды), разноцветные карандаши (фломастеры). В качестве бумажного носителя используется лист формата А4, представленный не в книжном, а в альбомном формате (повёрнутый горизонтально).
Отметим и подчеркнём, что на бланке методики в круге группы обязательно должно быть ровно и именно столько равных долей, сколько состоит в этой группе (в этом коллективе) человек!
Процедура проведения. Респондент (ребёнок, подросток, юноша) должен сначала найти для себя место (выбрать какую-либо долю) в нарисованном круге на индивидуальном бланке, затем респондент должен надписать (подписать внутри) и раскрасить это место (свою долю в круге).
Потом испытуемый должен определиться с тем же самым и сделать то же самое относительно (для) всех своих одноклассников или однокурсников (одногруппников, членов коллектива). Испытуемый обязан найти каждому члену своего коллектива его отдельное место (самостоятельную долю) в круге группы, надписать эту долю круга (сделать надпись внутри этой доли) и раскрасить её.
Отметим из нашей практики проведения «Круга группы», что наиболее простым вариантом проведения этого теста является такое предложение для респондентов: «Укажите в долях круга номера членов группы, соответствующие их фамилии в алфавитном списке группы».
Фамилия, имя, отчество______________________________________ Возраст _____________ Класс _____________________________________________________________
«Круг группы»
Список группы:
1. _______________________________________
2. _______________________________________
3. _______________________________________
4. _______________________________________
5. _______________________________________
6. _______________________________________
7. _______________________________________
8. ______________________________________
9. _______________________________________
10. ______________________________________
11. ______________________________________
12. ______________________________________
Образец бланка авторского проективного социально-психологического теста «Круг группы» .
Примечание: ещё раз отметим и снова однозначно подчеркнём, что в нарисованном круге группы обязательно должно быть выделено ровно и именно столько равных долей, сколько всего в этой группе имеет место быть людей.
Однако наименования, называние респондентами долей посредством ФИО, имени, фамилии или прозвища члена группы является существенно более информативным с позиций социально-психологического и психосоциального анализа группы и личности.
В качестве пилотажного научно-методологического обоснования анализа результатов нашей методики «Круг группы» и их интерпретации приведём один из практических примеров использования нами данного теста в социально-психологической диагностике учебной группы [52].
С помощью ряда методик нами было произведено исследование группы обучающихся музыкальной школы в составе 15 человек. Авторский проективный социально-психологический тест «Круг группы» по данной группе выборки показал те же самые внутригрупповые взаимосвязи, что и методика «Социометрия» Дж. Морено. Укажем результаты социометрии: 15 положительных взаимных связей в группе учащихся 7-го класса музыкальной школы. Это говорит о том, что в данной группе происходит достаточно конструктивное общение. Подчеркнём, что тест «Круг группы» выявил то же количество позитивных взаимных связей в данной группе обучающихся. 15 обучающихся при выполнении теста независимо указали друг друга на соседних долях расчерченного круга, что свидетельствует о взаимности межличностных предпочтений этих учеников. Отметим, что это «идеальный» пример, что бывает достаточно редко, но, тем не менее, описанный выше пример весьма показателен.
Заметим и подчеркнём, что наряду с устойчивостью аутосоциометрических и взаимностью/различно- стью референтометрических выборов (отмечание испытуемым всех других членов данного коллектива) должно анализироваться положение (доля) каждого члена группы на всех бланках других респондентов (социометрическая составляющая первичности-вторичности-третичности выбора) — относительно расположения доли каждого конкретного респондента, выполняющего тест.
Отметим, что помимо этого нужно анализировать наименования долей каждого члена группы, сделанные каждым конкретным испытуемым (как, конечно, и название им своей собственной доли), а также и цвета, которыми испытуемый раскрасил доли остальных членов коллектива (как, разумеется, и свою собственную долю). Всё это можно делать как исходя из здравого смысла и общепсихологических знаний, так и используя валидизированные, надёжные и репрезентативные методики. Например, используя методику «Фантастическое (несуществующее) животное» — относительно анализа возможных шуточных наименований, данных респондентом своим товарищам (по аналогии с анализом названий фантастических животных), а также, разумеется, производя анализ по цветовой методике М. Люшера [52].
Продолжение в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1050
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1622
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 8