Этические принципы в интернет-консультировании: постановка проблемы

2201

Аннотация

В статье ставится проблема спецификации этических принципов консультирования в интернете, анализируются статьи, посвященные этой проблеме, формулируются уточнения, касающиеся содержания принципов Этического кодекса педагога-психолога Службы практической психологии образования (2003 г.) для интернет-консультирования.

Общая информация

Ключевые слова: Интернет-консультирование, этический кодекс педагога-психолога, дистанционное психологическое консультирование, on-line консультирование, этические принципы консультирования в интернете

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гильяно А.С., Баранова Е.М. Этические принципы в интернет-консультировании: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 69–73. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n2/Guiliano_Baranova (дата обращения: 10.10.2024)

Полный текст

Вступительное слово

И.Б. Умняшовой, ведущей рубрики:

Психологическое консультирование в сети Интернет — тема, требующая особого внимания профессионального сообщества. Стремительное развитие данного вида психологической помощи показывает его востребованность и актуальность для участников образовательного процесса. Но при этом в ситуации анонимности не только клиентов, но и порою самих консультантов существует риск оказания непрофессиональной психологической помощи, за последствия которой придется отвечать профессиональному сообществу.

С нашей точки зрения, в настоящее время созрела необходимость в создании профессионального сообщества психологов образования, предоставляющих услуги психологического консультирования в сети Интернет. Данное профессиональное сообщество может контролировать профессиональную деятельность специалистов: регистрировать членов сообщества, убеждаясь в наличии у специалистов необходимых документов, позволяющих им оказывать психологические услуги; разрабатывать и проводить процедуру аттестации или сертификации специалистов; проводить супервизию и научно-методическую поддержку специалистов и т. д. Деятельность данного профессионального сообщества должна быть направлена на выработку этических принципов психологического консультирования в сети Интернет, что будет способствовать созданию безопасной для клиентов ситуации психологического консультирования.

Профессиональное сообщество психологов образования, консультирующих в сети Интернет, должно оказывать информационную поддержку участникам образовательного процесса по вопросам профессиональной этики онлайн-консультирования, возможности получения альтернативных вариантов психологической помощи, а также реагировать на факты нарушения этических принципов онлайн-консультирования специалистами, осуществляющими данную деятельность. В статье, представленной в данной рубрике, авторы предлагают варианты уточнения содержания этических принципов педагогов-психологов Службы практической психологии образования, что может стать началом диалога профессионального сообщества на данную тему.

Наступил XXI век, век высоких технологий. Мир меняется на наших глазах, в этом мире появилась новая реальность — виртуальная. Интернет прочно входит в нашу жизнь и начинает заменять нам не только реальное общение, но и предлагает интернет-услуги, которые заменяют привычные нам способы их получения. Среди прочих в Интернете активно предлагаются услуги психологического консультирования.

Современные реалии психологического консультирования таковы, что наряду с классической формой помощи психолога-консультанта активно развивается новая сфера консультативной и психотерапевтической практики — дистанционная психологическая помощь, а именно: многообразие видов психологической помощи в сети Интернет — «онлайн-консультирование» (е-терапия, telehealth или кибертерапия, телефония через интернет, видеоконференции, чат, Skype, вебинарные комнаты); телефонное консультирование (мобильные приложения Viber, WhatsApp и пр.), консультирование по электронной почте; психологическое СМИ-консультирование.

Дети, подростки, их родители, нуждающиеся в психологической поддержке, все чаще обращаются к услугам консультантов в сети Интернет. При этом большинство детей и подростков, обращающихся с проблемами к «виртуальным» специалистам, имеют трудности в непосредственном общении или зависимое от Интернета поведение, а значит, наиболее уязвимы [9]. К сожалению, реальная ситуация такова, что в сети активизировались псевдоспециалисты, которые готовы оказывать психологические услуги, не имея достаточной квалификации в данной области. Профессиональное сообщество психологов образования может начать процесс противостояния сложившейся ситуации, разъясняя обучающимся и их родителям этические принципы психологического консультирования (в том числе, в сети Интернет), информируя об альтернативных способах получения качественной психологической помощи, а также с помощью создания профессионального сообщества психологов образования, предоставляющих услуги онлайн-консультирования.

Находясь в сети, пользователи активно обращаются к возможностям, которые предоставляет виртуальная реальность в области познания себя. Условно их можно разделить на две части: «я анализирую себя сам» и «я обращаюсь к психологу-консультанту». Грамотность потенциального клиента значительно выросла, как и скорость его доступа к информации. Человек посещает Интернет, чтобы понять: «Что со мной происходит? Что с этим делать? Как другие люди справляются с подобными жизненными ситуациями». После общения с психологом: «А что мне сказал консультант? Что это означает? А может, не надо? Может, что попроще?». Для того чтобы не допустить самолечения психического здоровья, необходимо грамотно организовать услуги психологического консультирования в сети Интернет.

Современное консультирование и психотерапия-онлайн, безусловно, являются одним из ответов на вызовы эпохи. К дистанционным видам психологического консультирования и психотерапии обращаются разные категории людей, которым недоступна помощь «лицом к лицу»:

— имеющие психологические или физические ограничения — неспособность самостоятельно передвигаться (инвалиды);

— живущие в сельских районах;

— привязанные к дому из-за болезни или старости;

— люди, находящиеся в заключении, местах лишения свободы;

— застенчивые и сосредоточенные на себе, люди, страдающие социальной фобией.

И, конечно, обычные люди, не обремененные описанными особенностями.

Если для перечисленных пяти категорий дистанционное психологическое консультирование становится основным и даже единственным типом услуг, к которым они могут обратиться, то последняя категория людей может использовать указанный вид консультирования как дополнение к психологической помощи в режиме «лицом к лицу» время от времени.

По временным основаниям дистанционное консультирование можно разделить на 3 вида: — до визита к психологу-консультанту;

— после визита к психолога-консультанту;

— вместо визита к психологу-консультанту.

Возможные причины обращения до визита:

— поиск информации о психологическом здоровье;

— первичные «ориентирующие» консультации;

— поиск, выбор и запись к консультанту;

— подготовка к визиту.

После визита:

— поиск информации о диагнозах и рекомендациях;

— получение персонализированной информации о здоровье;

— персональные рекомендации и электронные напоминания о событиях, связанных с психологическим здоровьем;

— дистанционные консультации со своим консультантом;

— дистанционный мониторинг клиента и контроль проводимых психокоррекционных мероприятий;

— дистанционное получение «второго экспертного мнения».

Вместо визита — это:

— «виртуальный» дистанционный визит к психологу-консультанту.

В связи с высокой востребованностью консультирования в сети Интернет нам необходимо выявить особенности такого рода услуг. Обратимся к исследованиям в данной области.

Особое внимание в статьях, анализирующих процесс интернет-консультирования (Баулина М.Е., Дон­цов Д.А., Донцова М.А., Меновщиков В.Ю.), уделяется преимуществам (достоинствам), среди которых доступность, анонимность, срочность (оперативность). Отличительные достоинства представлены следующим образом:

1) возможность супервизии; возможность использования при переписке цитирования как терапевтического инструмента; возможность взаимозаменяемой коллективной работы психотерапевтов- операторов, экспертов различных направлений; интеграция индивидуальной и групповой психотерапии, связь только обратившихся пациентов с уже прошедшими курс психотерапии [5];

2)   легкость доступа и отсутствие временных и географических границ; асинхронность, дающая время на обдумывание и, как следствие, большую когнитивную проработку и «подстройку»; возможность автоматически получать запись коммуникаций, чтобы при необходимости обратиться к ним позже; эластичность коммуникации; возможность использования при различных типах кризиса и проблем; использование дополнительных технических возможностей; развитие науки и практики консультирования и психотерапии [6];

3)  отсутствие границ; экономия времени; экономия денег; возможность выбора; «клиент находится в зоне комфорта» [3];

4)  возможность постоянного психологического сопровождения; возможность осуществлять не только психологическое, но и коррекционно-педагогическое сопровождение развития школьников [1].

В то же время, анализ научной литературы [2, 4, 5, 10] позволил нам выявить и основные проблемы, которые могут возникнуть (либо возникают чаще относительно других видов консультирования) при дистанционном взаимодействии клиента и психолога-консультанта:

1)    нарушение анонимности;

2)   отсутствие возможности получать информацию невербальным путем;

3)   искажение идентичности как клиента, так и консультанта;

4)  возможность подмены личности профессионала неквалифицированными, «подставным» консультантом;

5)    возможность участникам интернет-консультирования (на форуме, в чате) «вмешиваться» в процесс консультирования психологом конкретного клиента, давая свои «произвольные» или «непроизвольные» комментарии происходящему;

6)    отсутствие механизмов оптимизации регуляторной среды (оценка эффективности процедур регистрации, прав собственности, подключения к электросетям, выдачи разрешений и лицензий), в том числе путём повышения эффективности контрольно­оценочной деятельности;

7)   безграмотность использования современных методов и средств интернет-консультирования как среди психологов-консультантов, так и среди потенциальных клиентов.

Консультируя в сети Интернет, специалист должен иметь профессиональное образование и обладать соответствующими компетенциями, а именно: хорошо владеть письменной речью; уметь быстро реагировать на запрос клиента и оказывать терапевтическую помощь только с использованием текста; уметь получать необходимую информацию о том, как клиент воспринимает его как консультанта; владеть необходимыми программами электронной связи, знать и уметь использовать веб-возможности, касающиеся накопления, хранения и защиты информации, усиления экспрессивности речи и т. д. Кроме того, консультант в сети Интернет должен иметь возможность осуществить переход от онлайн-консультирования в режим «лицом к лицу», то есть иметь статус консультирующего специалиста, проводящего очные психологические консультации.

В зарубежной научной литературе [7, 10] современный терапевт-онлайн описывается как профессионал, имеющий следующие практические навыки: комфортные отношения с интернет-методами и программами (например, IM, чатом, электронной почтой), быстрая машинопись и т. п.

Дж. Сулер выделяет пять измерений (особенностей) коммуникации между терапевтом и клиентом, которые позволяют классифицировать любую модальность коммуникации: чат, электронную почту, доски для сообщений, видеоконференции, вебблоги, вики (вебсайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом), короткие сообщения, и т. д. Сюда же входит и личная встреча, которая является только одним из типов коммуникационного взаимодействия. К этим особенностям автор относит: синхронность / асинхронность, текст / сенсорный канал, реальный / воображаемый, автоматизированный / межличностный и невидимый / существующий [7].

В нашей статье мы хотим сделать акцент на этических вопросах интернет-консультирования. Этика отношений в киберпространстве стала новой областью исследований в психологии. Вопрос оказания высококвалифицированной помощи, основанной на этических нормах, становится тем актуальнее, чем больше проявляются новые феномены виртуальной реальности: «виртуальный нарциссизм», «виртуальный эксгибиционизм», ощущение «обратимости жизни», явление буллинга в Интернете.

8)  Г. Иванов дает свою классификацию проблем (ограничений) психологического консультирования: этические, юридические, социальные [3]. В рамках исследуемого нами вопроса наибольший интерес представляют этические ограничения, к которым автор относит отсутствие четко прописанных, единых принципов, которые бы регулировали процесс оказания психологической помощи, делая его не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также и социально приемлемым.

Конечно, этические вопросы консультирования в сети Интернет возникли практически сразу с начала его использования. К традиционным этическим вопросам прибавились специфические, связанные с особенностями дистанционного взаимодействия.

М.Ю. Меновщиков в статье «Этические вопросы консультирования он-лайн» выделяет 3 группы этических проблем, возникающих при осуществлении дистанционного консультирования [7]:

1)  этические проблемы, связанные с консультантом, — обучение, лицензирование, сертификация, идентичность консультанта;

2)   этические проблемы, связанные с клиентом, — идентификация клиента, проблема сохранения тайны и секретности (конфиденциальность), оценка эмоционального и психического статуса клиента, суицидальные клиенты или клиенты, представляющие угрозу для других, проблема интернет-пользователя, остающегося без непосредственной поддержки;

3)    этические проблемы, связанные с обществом в целом, — возможное негативное эмоциональное и социальное воздействие на семьи и отдельных людей, интенсивное использование Интернета позволяет снабжать пользователей «отрицательными материалами», легко находимыми в сети, может вызвать зависимость.

Профессиональная этика психолога-консультанта в сфере образования имеет свою специфику. Психологическое консультирование основывается на работе с внутренним миром человека, его эмоциями, чувствами, переживаниями. Сама специфика такой работы подразумевает опору на высокие моральные ценности и определенные этические принципы. Такие принципы описаны разными профессиональными сообществами психологов: Профессиональной психотерапевтической лигой, Европейской ассоциацией психотерапии, Международной ассоциацией профессионалов развития личности, Ассоциацией практических психологов и консультантов, Российским психологическим обществом. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования, который был принят в РФ в 2003 г., соответствует профессиональным стандартам, принятым в международном сообществе и формулирует следующие основные принципы:

1)    принцип конфиденциальности,

2)    принцип компетентности,

3)    принцип ответственности,

4)   принцип этической и юридической правомочности,

5)    принцип квалифицированной пропаганды психологии,

6)    принцип благополучия клиента,

7)    принцип профессиональной кооперации,

8)   принцип информирования клиента о целях и результатах обследования [11].

Профессиональное сообщество психологов образования по инициативе Московского отделения Федерации психологов образования России в рамках XI Всероссийской конференции ФПОР (20 мая 2015 года) и IX Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие — 2015» (1 октября 2015 года) приняло коллегиальное решение о необходимости дополнения/обновления содержания документа «Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования России» [8]. Авторы статьи предлагают для обсуждения в профессиональном сообществе варианты уточнения содержания этических принципов педагога-психолога (психолога в сфере образования), чья профессиональная деятельность осуществляется, в том числе, в сети Интернет.

1.    Принцип конфиденциальности. Уточнения этого принципа должны касаться проработки дополнительных механизмов реагирования в следующих ситуациях:

1.1.    когда клиенту может понадобиться срочная непосредственная помощь;

1.2.    когда клиент в силу различных причин не может самостоятельно принять решение о необходимости получения психологической помощи, требуется согласие родителя, опекуна или другой заинтересованной стороны, с условием документальной проверки правомочности другой стороны;

1.3.    если данные или отчеты включают копии регистрации коммуникаций с клиентом, то клиенту необходимо об этом сообщить; необходимо ограничить использование любых копий или записей клиента, сделанных во время коммуникации.

2.    Принцип компетентности. Этот принцип нуждается в следующих уточнениях:

2.1.    клиент должен быть проинформирован об имени консультанта, его квалификации (ученая степень, лицензии, сертификаты, личный профессиональный и тренинговый опыт), номерах телефонов, юридическом адресе, URL веб-страницы соответствующих учреждений, где можно получить информацию о квалификации консультанта;

2.2.    консультант должен оставаться в пределах границ компетентности и не пытаться решить проблему онлайн, если не имеет соответствующей специализации;

2.3.    неукоснительное соблюдение четко заданных правил для всех участников процесса консультирования, а именно: в синхронной и асинхронной коммуникации необходимо чётко определять профессиональные границы взаимодействия и обязательства психолога-консультанта и клиента (промежутки времени для ожидания ответа, количество электронных писем и сообщений, частота и длина ответов, временные границы рефлексии, паузы в сессии, гарантия получения обратной связи);

2.4.    корректное использование смайлов, интервалов, пунктуации, ASCII-графики, специальных знаков клавиатуры, а также размера шрифта, цвета и стиля с целью оптимизации самовыражения и передачи эмоций, а не манипуляции клиентом.

3.   Принцип ответственности. В уточнении нуждаются критические ситуации, когда у консультанта нет
возможности срочно связаться с клиентом. В этом случае возможно подключение местных служб психологической помощи. Для этого консультант должен знать местонахождение клиента, а также заранее получить имя и номер телефона компетентного местного представителя психологической службы.

4.    Принцип этической и юридической правомочности так же, как и (5) принцип квалифицированной пропаганды психологии, на наш взгляд, являются неспецифическими и не требуют уточнения для ин- тернет-консультирования. Эти принципы касаются вопросов соблюдения законодательства, профессиональных требований и достоверности предоставляемой информации, повышающей психологическую грамотность и психологическую культуру клиента. Этическая сторона отражается в политике не навязывания концептуальных идей в виде жёстких установок и специально сформулированных психологических знаний для клиента.

6.   Принцип благополучия клиента. Уточняя данный принцип, мы видим необходимость:

6.1.    понимать, оценивать и раскрывать клиентам потенциальные риски и выгоды, связанные с терапевтическими вмешательствами, включая те риски и выгоды, которые связаны со средой коммуникации: отчужденность от мира других людей, уход в виртуальность — отрыв от реального материального мира, конформизм и зависимость от виртуальной реальности;

6.2.    проинформировать клиента об альтернативных видах получения помощи: личная консультация; разговор с другом или членом семьи; необходимые упражнения или медитации;

6.3.    корректного использования метафор и других образных выражений, не допускающих дискриминацию и унижение клиента (и всех персонажей рассказов клиента), независимо от его социального статуса, возраста, национальности, вероисповедания, интеллекта;

6.4.    понимания, что сотрудничество и общение в рамках той или иной психотерапии должно быть основано на свободном выборе, свободе выражения различных психических характеристик и самодетер- минации клиента.

7.    Принцип профессиональной кооперации. В контексте виртуальной реальности данный принцип может быть реализован через создание профессионального сообщества психологов образования, консультирующих в Интернете. Это позволит создать безопасную среду для клиента, оказать поддержку практикующим специалистам и упорядочить сам процесс оказания такой помощи.

8.    Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Данный принцип может быть уточнен в связи со спецификой методов, применяемых в интернет-консультировании, и способов представления результатов клиенту. Этот принцип имеет тесную связь с принципами конфиденциальности, ответственности и профессиональной компетентностью консультанта.

Проблема соблюдения этических принципов психологами-консультантами остается острой еще и потому, что проверить их реализацию специалистами в сети Интернет не всегда представляется возможным. Разработка механизмов, способствующих реализации этических принципов в процессе онлайн-консуль- тирования психологами образования, может стать одним из направлений работы Этического комитета Федерации психологов образования России.

 


 

 

Литература

  1. Баулина М.Е. Сравнительный анализ очного и заочного интернет-консультирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — №3. — С. 67–78.
  2. Донцов Д.А., Донцова М.А. Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологического консультирования // Мир психологии. — 2008. — №1. — С. 150–162.
  3. Иванов В.Г. Возможности психологического интернет-консультирования лиц в состоянии психологической дезадаптации // Коммуникации в информационном обществе: проблемы и возможности: Сборник научных статей. — Чебоксары, 2017. — С. 100–103.
  4. Ильин В. Узкие места интернет-консультирования и терапии, как в них «пролезть» и «чем»? // Психологическое консультирование Онлайн. — 2010. — №2. — С. 63–68.
  5. Меновщиков В.Ю. Консультирование и психотерапия в интернете: «за» и «против» // Психологический журнал. — 2010. — Т. 31. — №3. — С. 102–108.
  6. Меновщиков В.Ю. Этические вопросы консультирования онлайн // Культурно-историческая психология. — 2010. — №1. — С. 89–95.
  7. Сулер Дж. Психотерапия в киберпространстве: пятимерная модель онлайновой и компьютерно опосредованной психотерапии // Психологическое консультирование Онлайн. — 2010. — №2. — С. 16–24.
  8. Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Cлужбы практической психологии образования РФ // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №2. — С. 19–26.
  9. Умняшова И.Б., Запорожская Д.Е. Психологическое консультирование подростков в образовательной организации // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3. — С. 3–10.
  10. Чайлдресс К. Потенциальные риски и выгоды психотерапевтических вмешательств онлайн // Психологическое консультирование. — 2010. — №2. — С. 56–62.
  11. Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26–28 мая 2003 г.). — [Электронный ресурс] URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?%20ID=22885 (дата обращения 29.04.2017).

Информация об авторах

Гильяно Альбина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева», секретарь регионального отделения г. Москвы, Федерация психологов образования России (ФПО Рос-сии), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8261-4713, e-mail: als129@mail.ru

Баранова Екатерина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра "Педагогики и психологии профессионального образования" Института экономики и управления АПК, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный аграрный университет-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6955-4149, e-mail: baranovaem@rgau-msha.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1376
В прошлом месяце: 63
В текущем месяце: 50

Скачиваний

Всего: 2201
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 9