Консультативная психология и психотерапия
2020. Том 28. № 3. С. 84–99
doi:10.17759/cpp.2020280306
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Онлайн-консультирование через призму профессиональной этики: проблемы и решения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическое консультирование, on-line консультирование, профессиональная этика, этическая дилемма, информированное согласие
Рубрика издания: Психотерапевтический цех
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280306
Финансирование. Исследование проводилось на средства субсидии Департамента здравоохранения г. Москвы на выполнение государственного задания ГБУЗ «НПЦ ПЗДП имени Г.Е. Сухаревой ДЗМ».
Для цитаты: Щедринская О.М., Бебчук М.А. Онлайн-консультирование через призму профессиональной этики: проблемы и решения // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 3. С. 84–99. DOI: 10.17759/cpp.2020280306
Полный текст
Международные исследования показывают, что применение видеоконсультаций допустимо с разными категориями клиентов, при различных типах обращений и в рамках многих теоретических подходов или модальностей [10; 21]. Использование психотерапевтических воздействий через Интернет сопоставимо по эффективности с аналогичными воздействиями в классическом, очном формате [9]. Ряд авторов описывают недостатки и ограничения в применении интернет-консультирования, а именно: негативное, предвзятое отношение клиентов или психотерапевтов к работе онлайн [10]. Часть этих опасений связана со специфическими этическими или юридическими рисками — например, в литературе широко освещаются ограничения конфиденциальности при терапии, которая проходит онлайн [1]. Много внимания уделяется кризисным ситуациями и вопросам идентификации [1; 2].
Изучение ограничений и сложных моментов через призму профессиональной этики помогает рассматривать ситуации, в которых возможно более одного решения и требуется оценка достоинств или недостатков каждого выбора. Этические принципы универсальны, так как опираются на ключевые ценности профессионалов. Этические нормы психолога и психотерапевта строятся на таких идеях, как непричинение вреда клиенту, предоставление услуг в рамках профессиональной компетентности, ответственность перед клиентами и обществом за качество оказываемых услуг, сохранение конфиденциальности, уважение прав и свобод клиента, построение с ним отношений на базе доверия, порядочности и честности [2; 7; 8; 10; 17]. Один из возможных способов классифицировать этические особенности именно онлайн-консультирования описан В.Ю. Меньшиковым, который предлагает рассматривать данные вопросы дифференцированно: со стороны специалиста, клиента и общества в целом [2].
Описание проблемы
В условиях онлайн-консультирования целесообразно сделать акцент на следующих аспектах:
• определение степени пригодности формата для некоторых категорий обращений;
• сопровождение кризисных ситуаций и ситуаций, требующих вмешательства других специалистов;
• различия в этических и юридических стандартах разных регионов;
• особенности границ контакта в онлайн-консультировании (в том числе регулирование взаимодействия между сессиями и мера предъявления личности терапевта);
• адаптация методик (в том числе диагностических) для онлайн- консультирования;
• разделение ответственности между специалистом и клиентом за создание безопасных условий проведения сессии и эффективность процесса;
• вопросы идентификации;
• обсуждение и информирование клиентов о рисках онлайн-кон- сультирования, ограничениях в конфиденциальности, правах и обязанностях сторон.
В каждом из выделенных направлений может возникнуть ситуация, в которой специалист сталкивается с конфликтом интересов или выбором из нескольких взаимоисключающих вариантов. Задача психолога — замечать этические дилеммы, принимать обдуманные решения и нести за них ответственность [7]. Многие международные психологические ассоциации предлагают опираться на специальные протоколы принятия решений в сложных ситуациях [14; 15]. Например, ассоциация клинических консультантов Британской Колумбии (BCACC) предлагает следующий алгоритм: идентифицировать всех, кто так или иначе имеет отношение к ситуации; описать суть этического конфликта/противо- речия, собственное отношение к ситуации и все возможные варианты действий; оценить достоинства и недостатки каждого варианта; выбрать один из вариантов и сверить его с этическим кодексом и базовыми этическими принципами; реализовать свое решение; проанализировать результаты и продумать возможности предотвратить аналогичные ситуации в будущем [14].
Обсуждение подходов к решению
Ниже рассмотрим более детально возможные этические дилеммы и сложные ситуации, специфичные для онлайн-консультирования, а также меры профилактики и варианты решения уже возникших проблем.
Определение степени пригодности формата. Консультирующий в он- лайн-формате специалист рано или поздно сталкивается с необходимостью определить меру пригодности данного формата работы для разных категорий обращений и типов клиентов. Будет ли полезна клиенту или пациенту помощь в режиме видео-встреч? — этот вопрос может проявиться уже в момент записи на прием. К неочевидным категориям отнесем детей и пожилых людей; лиц, имеющих некоторые заболевания ментальной сферы.
Уже в процессе работы этот же вопрос возникает в случаях, когда на начальном этапе не удалось оценить состояние клиента или при ухудшении состояния клиента относительно начала терапии с возникшим риском для жизни и здоровья. В.Ю. Меньшиков [2] описывает этическую дилемму, стоящую перед специалистом: что будет хуже для клиента (или общества в целом) — помощь, которая может быть оказана недостаточно качественно (когда у специалиста нет возможности полноценно оценить психический и эмоциональный статус клиента, а следовательно дать необходимые рекомендации), или ситуация неполучения помощи (если у клиента нет возможности оказаться на очном приеме в силу географических, эпидемиологических или иных причин).
Консультанту необходимо взвесить потенциальные риски и пользу для клиента в каждом из возможных вариантов. В случае предположений, что услуга может причинить вред и/или выходит за пределы компетентности специалиста, более этичными будут отказ в онлайн-консультации, прекращение работы, смена формата или специалиста [11; 16]. Для определения эффективности именно дистанционного формата работы консультанту необходимо иметь подходящие инструменты, например, опросники и анкеты. Для принятия решения полезно посмотреть на ситуацию, исходя из интересов сторон — как минимум, специалиста и клиента. В случае определения минимальной возрастной границы, с которой становится полезным участие детей в онлайн-формате, необходимо учитывать не только официальный возраст ребенка, но также совокупность личностных особенностей, коммуникативных навыков и уровня психического развития. В случае сомнений специалист и клиент могут договориться о пробном периоде, по итогам которого может быть принято решение относительно продуктивности сотрудничества. Специалист может принимать итоговое решение самостоятельно или с опорой на мнение коллег, супервизора и клиента. В конкретном вопросе определения пригодности онлайн-формата можно опереться на перечень противопоказаний [18]:
• актуальные суицидальные высказывания и построение планов;
• суицидальные попытки в анамнезе;
• запланированное клиентом убийство;
• опасные для жизни и здоровья клиента ситуации;
• состояние острого психоза;
• состояние под влиянием алкоголя или наркотических веществ.
Консультирование в режиме онлайн и кризисные ситуации. В ряде зарубежных исследований [12; 13] в качестве ключевых этических вопросов онлайн-консультирования описываются сложности, возникающие при работе с кризисными ситуациями, в частности когда у клиента есть высокий риск суицидальных действий. В онлайн-формате у специалиста существенно меньше возможностей предпринять необходимые меры для сохранения жизни и здоровья клиента, особенно при нахождении в разных странах или регионах. Дополнительное значение имеют различия юридических норм и механизма работы экстренных служб в различных странах. Специалисту необходим четкий алгоритм сопровождения кризисной ситуации для каждого конкретного клиента. Например, в ряде стран Северной Америки до начала онлайн-сессий клиент в обязательном порядке предоставляет контактные данные доверенного человека, к которому консультант может обратиться, если случится кризисная ситуация [16; 18; 20]. В США и Канаде информация об алгоритме реагирования на угрозы нанесения вреда себе или другому человеку должна быть отражена в информированном согласии и обсуждена при первой встрече [11]. В случае возникновения суицидального риска алгоритм реагирования помогает специалисту обратиться за помощью к экстренным службам или к близкому человеку без опасности быть обвиненным в нарушении границ конфиденциальности или врачебной тайны.
Сложности онлайн-консультирования на территории разных стран. На стыке этических и юридических аспектов оказываются ситуации, когда при онлайн-консультировании клиент и психотерапевт могут находиться под разной юрисдикцией, а следовательно — не очевидно, чьи нормы и законы оказываются первичными. В разных странах существуют очень разные стандарты подготовки консультантов и оказания психологической помощи. Этот вопрос становится особенно актуальным в кризисных ситуациях. В целом, общей рекомендацией может быть ознакомление с местными стандартами и правилами, ведь «незнание не освобождает от ответственности» [13].
Границы терапевтического контакта при онлайн-консультировании. В отличие от классического, очного консультирования, для специалиста и клиента становится крайне актуальным четкий регламент взаимодействия вне встреч [18; 20]. Известно, что в ряде случаев клиенты выходят на связь и контактируют со специалистом между встречами, в том числе используя различные мессенджеры и электронную почту. Это может иметь негативное влияние на динамику психотерапии, особенно в супружеском или семейном консультировании, так как в результате у специалиста и члена семьи, выходящего на связь, формируется коалиция, или есть параллельный обмен информацией. Такие ситуации можно предотвратить, согласовав правила коммуникации. Дополнительно рекомендуем тщательно продумать свою политику поведения в социальных сетях. Профессиональные ассоциации психологов в США и Канаде рекомендуют внимательно следить за размещаемой в сети Интернет информацией, чтобы она не дискредитировала специалиста или профессию в целом. Помимо этого, профессиональные ассоциации советуют не смешивать личные и профессиональные контексты, не «добавлять в друзья» своих бывших или нынешних клиентов и минимизировать любое взаимодействие вне психотерапевтического сеанса [17].
Адаптация диагностических методик для онлайн-формата. В настоящий момент остро стоит вопрос адаптации к применению в онлайн- формате различных диагностических и коррекционных методик [20], так как малое количество методик было исследовано на предмет валидности при переносе из очного в онлайн-формат. Из этого следует, что специалисты не могут быть уверены в достоверности результатов. Аналогично вопросу об общей «пригодности» онлайн-формата для ряда категорий обращений, специалисту необходимо иметь алгоритм принятия решения — что будет более полезно или вредно для клиента: методика, которая может дать искаженные результаты, или отсутствие каких-либо данных?
Специфика организации рабочего пространства при онлайн-консультировании. Очные сессии обычно проходят в специально подготовленном помещении офисного типа. Чаще всего клиент приходит к специалисту в отдельный кабинет, где нет посторонних. Консультант может подготовиться к встрече — имеет под рукой необходимые материалы, подходящий интерьер, освещение, звукоизоляцию пространства. В совокупности это формирует ряд начальных условий, при которых и специалист, и клиент могут сфокусироваться на обсуждении важных вопросов. В онлайн-консультировании специалист и клиент имеют автономный выбор того, как и откуда они выйдут на связь. На практике оказывается, что клиенты начинают видеозвонок из кафе, общественного транспорта, находясь на улице или управляя автомобилем. Вокруг могут находиться посторонние люди, может быть шумно или темно. Такие обстоятельства могут нарушать конфиденциальность и безопасность процесса, а также определять уровень включенности в сессию обеих сторон.
Другими отвлекающими факторами при видеоконсультациях могут быть любые параллельные процессы, когда клиент продолжает решать бытовые вопросы (варить суп, говорить по телефону, играть с ребенком или домашним животным) или открывать другие приложения (например, почту) на своем электронном устройстве. С одной стороны, клиент обладает автономией и правом определять для себя подходящие условия для встречи, с другой стороны, у специалиста есть задача создать подходящую среду для совместной продуктивной работы. Для большинства клиентов полезно описать условия, которые влияют на эффективность сессий, и мотивировать снижение количества отвлекающих факторов. Специалисту следует поднимать вопрос об организационных условиях в ситуациях, когда среда существенно влияет на качество контакта, глубину обсуждаемых тем или возможности применения тех или иных техник. В целом, клиентов можно предупредить о том, что оптимальным будет:
• выход на связь из тихого, уединенного места с хорошим освещением;
• выбор времени и условий, когда клиента минимально будут беспокоить другие люди или дела;
• выбор технического устройства, которое обеспечит качественные звук и видеоизображение (компьютер имеет преимущества относительно мобильного телефона);
• использование наушников, а не динамиков (для сохранения большего уровня конфиденциальности);
• выбор подходящей одежды — той, что подходит для встречи в социальном формате (например, не пижама);
• специальные способы подготовки к сессии — например, составление списка вопросов для обсуждения со специалистом или отчета о выполненном домашнем задании.
Формирование профессиональных отношений между терапевтом и клиентом при консультировании в онлайн-формате. Немаловажным условием для создания профессиональных отношений «психотерапевт— клиент» является правильная мера личного предъявления специалистом. В разных терапевтических школах допустима различная степень того, сколько и какой информации о консультанте может быть у кли - ента. В ситуации, когда специалист проводит онлайн сессии, находясь у себя дома, эта граница размывается, клиент имеет возможность видеть то, что находится за спиной у консультанта. Вид интерьера так же, как и внешний вид специалиста, могут влиять на терапевтические от - ношения. Задача специалиста — осознанно подходить к решению этих вопросов и готовиться к сессии с учетом этих факторов. При работе из дома у специалиста возникает необходимость четко разделять грани - цы личное/профессиональное, чтобы обезопасить себя от смешения контекстов и минимизировать выгорание. В качестве универсальной рекомендации тем, кто проводит онлайн-сессии из домашних условий, предлагаем посмотреть на свою «картинку» глазами внешнего человека, отвечая, например, на следующие вопросы.
• Подходящий ли у меня за спиной фон? Достаточно ли он нейтрален? Есть ли на нем отвлекающие предметы или то, что может влиять на восприятие меня клиентом?
• Подходящее ли у меня освещение?
• Под каким углом я виден в камере? Какой эффект это может иметь на клиента?
• Какая форма одежды и аксессуаров поможет клиенту быть настроенным на работу и позволит сохранить деловой настрой?
Вопрос идентификации как один из рисков онлайн-консультирования. Важным аспектом в онлайн-консультациях являются вопросы идентификации [13], причем в обе стороны — проверить личность клиента и специалиста фактически нет возможности ни у одной из сторон. Клиент может встретиться с консультантом без соответствующего образования или опыта работы; специалист может оказаться в ситуации, что человек по другую сторону экрана несовершеннолетний или тот, кто не является законным представителем ребенка. В ряде стран эта сложность регулируется законами о телемедицине. В России действующее законодательство описывает ключевые положения для услуг именно медицинского характера, но не дает алгоритмов для психологической помощи. Тем не менее, консультанту необходимо ознакомиться с действующим законодательством [3; 4; 5; 6]. По совокупности причин, если это не было обговорено заранее, отказ вклю - чить свое видеоизображение может служить основанием для отказа в проведении сессии.
«Информированное согласие» — часть психологической услуги в онлайн- формате. То, что онлайн-консультирование имеет ограничения и риски, не в полной мере очевидно для клиентов, ранее не обращавшихся за психологической помощью в такой форме. Для того чтобы клиенты могли принять осознанное решение, подходит ли им онлайн-вариант, необходимо до начала сессий предоставить полную и исчерпывающую информацию. Например, ряд авторов и профессиональных ассоциаций [7; 8; 11; 12; 16; 17; 19] считают, что специалисту необходимо отразить в информированном согласии ограничения на уровне конфиденциальности, обозначить непригодность этой формы работы при определенных состояниях или личностных особенностях, сообщить о своем образовании и опыте работы. Не менее важным является предоставление клиенту информации о том, что онлайн-консультирование считается менее защищенным из-за передачи данных через электронные устройства, и не все приложения соответствуют требованиям по безопасной передаче данных [16; 18]. Вся информация о специфике консультирования в онлайн-формате должна быть описана простым и понятным для клиента языком [11]. Она должна быть доступна в письменном виде и дополнительно обговорена во время первой сессии в рамках заключения контракта на работу [18]. Существует несколько вариантов ознакомления клиентов с этой информацией, например, данные могут быть размещены на сайте, присланы клиенту на электронную почту или озвучены диспетчером по телефону в момент записи. Суммарно, рекомендовано включить в информированное согласие следующие пункты [11], часть из которых уже были описаны выше:
• технические требования (качество связи, видео, приложения);
• организационные требования (камерное тихое пространство, отсутствие отвлекающих факторов и посторонних, внешний вид, готовность к работе, выполнение домашних заданий);
• ограничения в конфиденциальности;
• наличие четкой структуры сессий и домашних заданий;
• алгоритм действий для кризисной ситуации;
• границы процесса (частота, продолжительность встреч, отсутствие переписки между сессиями по любым вопросам, кроме переноса или отмены приема);
• альтернативные способы получения помощи;
• способ разрешения конфликтных ситуаций.
В приложении № 1 размещен образец информированного согласия для семейного психолога, оказывающего услуги в области онлайн-кон- сультирования. Информированное согласие является важным инструментом, который помогает предотвратить заметное количество этических и юридических сложностей, и может быть рекомендовано всем без исключения специалистам и их клиентам.
Выводы
Организация онлайн-сессий становится важным навыком и неотъемлемым видом деятельности практического психолога. Для того чтобы этот формат работы соответствовал стандартам безопасно - сти и качества, специалисту необходимо учитывать потенциальные организационные, этические и юридические сложности. Одним из способов предотвратить возникновение этих сложностей является использование информированного согласия, которое позволяет раз - граничить зоны ответственности между клиентом и специалистом, а также предоставить полноценную и исчерпывающую информацию о правилах организации сессий в режиме онлайн. Информированное согласие защищает интересы обеих сторон и способствует снижению рисков. Для решения сложных этических ситуаций рекомендуется применять алгоритм анализа этических дилемм, обращаться к этическому кодексу и обсуждать вопросы или сомнения с супервизором и коллегами.
Приложение
ОБРАЗЕЦ
Информированное согласие на психологическое консультирование
в формате видеосвязи (онлайн-консультирование)
Психологическое консультирование в формате видеосвязи — это возможность получить помощь и поддержку психолога через Интернет при помощи видеозвонка.
1. Наш взгляд на психотерапию
Сотрудники нашей организации работают, используя системный подход в семейной терапии. Мы верим, что для эффективного решения сложностей и проблем одного человека очень важно участие и помощь членов его семьи. Главный смысл психотерапии и психологического консультирования — улучшение самочувствия и качества жизни клиента. Психотерапия предполагает сотрудничество и партнерство между специалистом и клиентом.
2. Информация о квалификации и образовании терапевта
Сведения об основном и дополнительном образовании наших специалистов Вы можете получить на сайте организации (ссылка).
3. Конфиденциальность и ее границы для психологического консультирования в формате видеосвязи
По умолчанию, все психологические услуги являются конфиденциальными. Это значит, что без вашего разрешения (устного или письменного) любая информация, полученная в ходе наших встреч, не подлежит разглашению.
При этом существуют важные исключения (на базе соответствующих законов):
1) если взрослый или ребенок сообщает о намерении нанести вред себе или другим лицам (в том числе когда описываются суицидальные намерения или есть угроза убийства третьего лица);
2) если есть прямые или косвенные признаки жестокого обращения и/или насилия (физического, сексуального, эмоционального) по отношению к детям или другим лицам, являющимся уязвимыми — например, пожилым людям или людям с ментальной или физической инвалидностью;
3) если в период нашего взаимодействия или впоследствии поступит официальный запрос от правоохранительных органов на доступ к письменным материалам, описывающим ход консультаций;
4) у нас в организации принята практика регулярной профессиональной су- первизии, когда некоторые случаи могут выноситься на обсуждение с супервизором с целью повышения качества оказываемых услуг.
В дистанционном взаимодействии существуют особые риски нарушения конфиденциальности. Для снижения этих рисков у нас действуют дополнительно следующие правила и ограничения.
• Наши специалисты осуществляют видеоконсультации только на самых защищенных версиях программ для видеосвязи — в профессиональных версиях Skype и Zoom. Мы не считаем безопасным использовать другие мессенджеры или социальные сети.
• Специалист не сможет между сессиями обсуждать с Вами содержательные стороны терапии.
• И у специалиста, и у Вас должны быть включены и видеоизображение, и аудиоканал связи. При отсутствии видеоизображения специалист вправе отказать клиенту в проведении сессии.
• Ни одна из сторон не имеет права вести скрытую видео- или аудиозапись. При желании создать запись Вам следует спросить разрешение у специалиста. В случае, если специалист захочет сделать запись сессии с Вами, он также обязан получить Ваше согласие (в письменной форме).
4. Организационные вопросы консультирования
• Продолжительность сессии — 55—60 минут.
• Если по каким-либо причинам Вам необходимо перенести или отменить назначенную встречу, пожалуйста, предупредите об этом минимум за 24 часа.
• Случаи возникновения во время сессии непредвиденных технических сложностей обсуждаются в индивидуальном порядке.
5. Правила разрешения спорных/конфликтных ситуаций
У Вас есть право прекратить наши встречи без объяснения причин, попросить о паузе в занятиях или попросить специалиста рекомендовать Вам кого-то из коллег для продолжения работы. У Вас есть право задать специалисту любые вопросы или сообщить о дискомфорте. Кроме этого, Вы всегда можете устно или письменно обратиться в администрацию.
6. Альтернативные способы получения поддержки и помощи
Если между нашими сессиями у Вас возникнет потребность в экстренной психологической помощи, то Вы можете обратиться в следующие организации.
1. Единый «Телефон доверия» для детей и их родителей 8 (800) 200 01 22.
2. Телефон поддержки и доверия (для детей и родителей) Центра имени Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения г. Москвы: 8(495) 960 34 62.
3. Экстренная медико-психологическая помощь в кризисных ситуациях: 8 (499) 173 09 09.
Ваша подпись ниже обозначает, что Вы ознакомлены и согласны с описанными выше условиями сотрудничества.
Подпись клиента/тов
Подпись специалиста
Дата
Литература
- Меновщиков В.Ю. Психологическая помощь в сети интернет. М., 2007. 178 с.
- Меновщиков В.Ю. Этические вопросы консультирования онлайн // Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 78—84.
- Приказ № 965н от 30 ноября 2017 г. «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» [Электронный ресурс] // Министерство Здравоохранения Российской Федерации. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId =1&documentId=306114 (дата обращения: 18.08.2020).
- Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_61801/ (дата обращения: 18.08.2020).
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 18.08.2020).
- Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_221184/ (дата обращения: 18.08.2020).
- Этический кодекс психолога [Электронный ресурс] // Российское психологическое общество, 2012. URL: http://psyrus.ru/doc/ethics.pdf (дата обращения: 10.06.2020).
- American Psychological Association Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct [Электронный ресурс] // American Psychological Association, 2017. URL: https://www.apa.org/ethics/code/ (дата обращения: 10.06.2020).
- Andersson G. Internet interventions: past, present and future // Internet Interventions. 2018. Vol. 12. P. 181—188. DOI:10.1016/j.invent.2018.03.008
- Andersson G., Titov N. Advantages and limitations of Internet‐based interventions for common mental disorders // World Psychiatry. 2014. Vol. 13. P. 4—11. DOI:10.1002/ wps.20083
- APA Guidelines for the Practice of Telepsychology [Электронный ресурс] // American Psychological Association (APA), 1997. URL: https://www.apa.org/ practice/guidelines/telepsychology (дата обращения: 10.06.2020).
- Barnett J.E. Online counseling: New entity, new challenges // The Counseling Psychologist. 2005. Vol. 33 (6). P. 872—880. DOI:10.1177/0011000005279961
- Bolton J. The ethical issues which must be addressed in online counselling [Электронный ресурс] // ACR Journal. 2017. Vol. 11 (1). URL: http://www. acrjournal.com.au/resources/assets/journals/Volume-11-Issue-1-2017/Ethical_ issues_in_Online_Counselling_1-15.pdf (дата обращения: 10.06.2020).
- British Columbia Association of Clinical Counsellors guideline for ethical decision making [Электронный ресурс] // British Columbia Association of Clinical Counsellors, 2008. https://bc-counsellors.org/wp-content/ uploads/2015/09/1BCACC-Guideline-Ethical-Decision-Making-2008.pdf (дата обращения: 10.06.2020).
- Canadian Counselling and Psychotherapy Association Code of Ethics [Электронный ресурс] // Canadian Counselling and Psychotherapy Association (CCPA), 1999. URL: https://www.ccpa-accp.ca/wp-content/uploads/2014/10/ CodeofEthics_en.pdf (дата обращения: 10.06.2020).
- Childress C.A. Ethical issues in providing online psychotherapeutic interventions [Электронный ресурс] // Journal of Medical Internet Research. 2000. Vol. 2 (1). URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1761841/ (дата обращения: 10.06.2020). DOI:10.2196/jmir.2.1.e5
- International association of marriage and family counselors ethics code // Family Journal. 2018. Vol. 26 (1). P. 5—10. DOI:10.1177/1066480718756607
- Kraus R. Ethical issues in online counseling // Online Counseling. 2nd ed. / R. Kraus, G. Stricker, C. Speyer (eds.). London: Elsevier, 2010. P. 85—106.
- Poh L., Jaladin R.A.M., Abdullah H.S. Understanding the two sides of online counseling and their ethical and legal ramifications // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 103. P. 1243—1251. DOI:10.1016/j. sbspro.2013.10.453
- New Zealand Psychologists guidelines: psychology services delivered via the internet and other electronic media [Электронный ресурс] // New Zealand Psychologists Board, 2011. URL: http://www.psychologistsboard.org.nz/cms_show_download. php?id=141 (дата обращения: 10.06.2020).
- Ruwaard J., Lange A., Schrieken B. et al. Efficacy and effectiveness of online cognitive behavioral treatment: a decade of interapy research // Studies in Health Technologies and Informatics. 2011. Vol. 167. P. 9—14.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3840
В прошлом месяце: 145
В текущем месяце: 58
Скачиваний
Всего: 2443
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 28